Сформулировать главное. Структуры и конспекты

Виктор Кротов

В этой книге собраны конспективные изложения четырёх подходов к восприятию жизни, существенно различающихся между собой, но имеющих в основе общее мировоззренческое ядро. Последний из них более подробно изложен в цикле книг, посвящённых дружбе с жизнью, хотя приведённая в конце книги краткая детализация (текущая структура Канвы) выходит далеко за рамки этого цикла.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сформулировать главное. Структуры и конспекты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Подход первый

Тезисы о психософии

Может быть, со временем о психософии будут писать толстые книги. Может быть, это слово окажется всего лишь индивидуальной попыткой терминологического нововведения. Это новое слово — психософия — хотелось бы использовать для уточнения, для обновления традиционного понятия о философии.

Психософия необходима человеку, она существует испокон веков. Она приходит к нам в разные времена под разными именами. Узнать ее нетрудно: она учит человека внутреннему ориентированию и внутренней деятельности, без которых внешнее ориентирование и внешняя деятельность могут оказаться ошибочными. Но сейчас мы не будем углубляться в психософию, а уделим внимание тому, что она собой представляет.

Часть 1

От философии к психософии

1.1. Отчуждение философии от личности

Философия, любовь к мудрости, — это понятие замыкает представление о мудрости само на себя. Мудрость не может быть самоцелью: она при этом просто перестанет быть мудростью. Но дело не в самом термине. Для античных мыслителей он был вполне естественным. Дело в том, что в наше время философия все более соответствует этому замыканию на себя. Она все больше становится фило-философией: любовью не к мудрости, а к философии самой по себе.

К тому же старания сделать философию наукой нарушили ее опору на личность. Во многом философия стала философоведением, занимаясь историей и анализом мировоззренческих теорий. Все меньше значения философия придает личному осмыслению истины, творческому освоению жизни. Конечно, каждый подлинный философ преодолевает тормозящую традицию. Но для свободного пользования результатами философского творчества необходимо обновление понятия. Такому обновлению может послужить представление о психософии.

1.2. Смысл психософии

Психософия — стремление к душевной мудрости или к мудрому постижению жизни души. Это слово для обозначения предмета постижения (души, сознания, внутреннего мира) и способа постижения (мудрость, соединяющая возможности разума, логики, интуиции и прочих средств восприятия).

1.3. Соразмерность человеку

Попытки с помощью разума осознать его собственную природу плодотворны лишь до определенной границы. Дальнейшее познание вверх возможно только с помощью сверху. Способы поиска такой помощи тоже могут входить в сферу психософии. Но постоянной заботой психософии остается определение наиболее жизненных для человека проблем. С понимания круга собственных задач, соразмерных человеческому существованию, и начинается деятельность психософии.

1.4. Внутреннее ориентирование

Главная задача психософии — внутреннее ориентирование, которое становится основой и ориентирования внешнего. Эта задача может решаться самыми различными способами, рациональными (с помощью анализа и синтеза) или интуитивными (с помощью образного мышления, путем озарения и т.д.). Психософии необходимо разнообразие путей развития мировоззрения. Это связано с разнообразием человеческих индивидуальностей, с особенностями каждой судьбы. Психософии естественно сочетать в себе науку и искусство.

1.5. Культура внутренней жизни

Собственное внутреннее ориентирование — это необходимая работа, культура которой определяет культуру личности. Но до тех пор, пока человек сможет самостоятельно заниматься этой работой, ему необходима помощь. Помощью во внутреннем ориентировании может стать педагогическое участие в проблемах другой личности или социальная деятельность, предрасполагающая других людей к этой внутренней работе. Общество, недооценивающее важность внутренней культуры, увечно вне зависимости от уровня материального благополучия.

1.6. Философский экуменизм

На основе психософии можно развивать идею сосуществования различных философских учений и мировоззрений. Многие представления являются общими для многих учений или могут стать общими, если направить на это силы, которые обычно тратятся на размежевание. Психософия должна признать по меньшей мере психологическую значимость любых искренне исповедуемых взглядов на мироустройство.

Часть 2

Развитие среди хаоса

2.1. Жизнь и разрушение

Жизнь замешана на созидании, и ей противостоят все стихийные силы разрушения. Это происходит и в физическом мире и в психическом, где смута и хаос противодействуют усилиям по становлению личности, противодействуют душевной и духовной помощи другому человеку. Сознательные усилия, направленные на разрушение, тоже способствуют хаосу и смуте.

2.2. Высвобождение из хаоса

Психософия должна помочь человеку сориентироваться в этом противодействии сил, принимающим обычно завуалированные формы. Результатом будет постепенное уменьшение внутреннего хаоса и расширение созидательных возможностей среди хаоса внешнего. Приходит и способность распознавать дружественное, объединяющее начало в других людях.

2.3. Становление души и противодействие

Душа человека устроена так, что мы ориентируемся с помощью логики, интуиции, накопленного опыта и прочих разнообразных «навигационных средств». Внутренние переживания и внешнее поведение складываются у каждого в свой особый путь постижения и развития. Этому становлению души препятствуют собственная инертность и внутренний хаос, а с другой стороны — хаос наружный и всевозможные силы, работающие на разрушение. Но люди, продолжающие свое развитие, постепенно выходят к сближающимся представлениям и все легче понимают друг друга.

Часть 3

Главные особенности внутреннего мира

3.1. Исходная точка осмысления жизни

Осмысление жизни человеком всегда начинается с его собственного индивидуального сознания. Это та реальность, с которой он наверняка имеет дело. Какова суть этой реальности, чего от нее можно ожидать и в чем заключается сам процесс ее осмысления? На эти и подобные им вопросы человек может попробовать ответить — хотя бы себе самому. Можно и не заниматься этой работой, а принять ответы, найденные другими. Можно вообще избегать размышлений на такие темы. Но если пытаться найти свои ответы, то прежде всего человек должен осмотреться: с помощью чего он будет это делать?

3.2. Внеприродность разума в сознании

Осмысление жизни содержательно лишь в том случае, если в нашем сознании присутствует некое внеприродное начало, обеспечивающее возможность осмысления. Будем называть это начало разумом (не отождествляя его с логическим мышлением). Если мы предположим, что он той же природы, что и все остальные реалии, с которыми мы имеем дело, то придем к абсурду. Ведь в природную способность к рассуждению может примешаться любой ложный элемент, любое искажение восприятия. Отсутствие истины вне нашего сознания означало бы невозможность для сознания прийти к выяснению истинного своего положения.

3.3. Роль разума

Несколько высокопарная метафора «свет разума» достаточно точно отражает роль разума в сознании. Разум — это именно освещенность сознания. Без световой энергии разума невозможна живая мысль, возможна лишь ее имитация типа искусственного интеллекта. Разум позволяет выбраться из головоломок, создаваемых логикой. Разум помогает связать разнородные ощущения, объединить переживания, порожденные разными чувствами. Разум — это единственное средство цельного восприятия мира без отсечения каких-либо «неудобных» аспектов жизни. Но все это возможно только за счет внутренней работы, использующей возможности разума.

Часть 4

Ощущения, эмоции, чувства

4.1. Ощущения — элементы сознания

Основными элементами внутреннего мира являются наши ощущения. Это кубики, на которые можно разложить любую построенную нами модель внутреннего мира. К ощущениям можно отнести и самые сложные наши переживания. Но плодотворнее оставить понятие ощущений за наиболее простыми фактами сознания, а более сложные явления выделить как самостоятельные сущности. Например, естественно считать ощущениями элементы походящей в сознание информации (внешние ощущения, телесные ощущения, инстинктивные и интуитивные ощущения).

4.2. Эмоции, мысли и другие переживания

Своеобразными ощущениями являются наши эмоции. Их отличает то, что они определяют настроение, настроенность нашего сознания. Эмоции обычно представляются нам результатом восприятия поступащих в сознание ощущений. Особыми ощущениями (тоже в своем роде результирующими) являются мысли, понятийные или образные. Существенным источником ощущений-воспоминаний служит память. Можно выделить и другие переживания, которые возникают под воздействием приходящих ощущений и становятся, в свою очередь, материалом для работы сознания.

4.3. Чувства

Одним из возможных подходов к описанию внутреннего мира может служить выделение особых устойчивых переживаний, каждое из которых охватывает свой круг приходящих ощущений и порождает свои результирующие ощущения. Каждое из таких комплексных переживаний напоминает живое существо: оно зарождается в сознании, развивается, иногда угасает. Выделяя чувство долга, чувство любви, чувство социальности, чувство призвания и многие другие чувства, мы можем присматриваться к их особенностям и оценивать их воздействие на сознание. Выделять и именовать их можно по-разному, но в любом случае такой подход усиливает возможности психософии.

4.4. Сообщество чувств

К свойствам отдельных чувств относится и способность каждого из них к взаимодействию друг с другом, его роль в нашем внутреннем мире. Так мы выходим на представление о сознании как сообществе или государстве чувств, в котором характер и поведение каждого чувства вплетается в общую картину.

4.5. Раздробленность и цельность сознания

Внутренний мир человека можно воспринимать и как нечто раздробленное и как нечто цельное. Но дело не только в восприятии. Степень цельности сознания — это еще и действительное его свойство, означающее продвижение от индивидуальности (с ее неповторимым узором особенностей) к личности (нашедшей свое лицо и умеющей преодолевать внутренний хаос).

Часть 5

Подсознание и сверхсознание

5.1. Условность описаний внутреннего мира

Все модели внутреннего устройства сознания носят условный характер, хотя и служат ориентации, как сетка мередианов и параллелей на карте земного шара. Это относится и к выделению тех областей сознания, которые нам труднее разглядеть, чем все остальное. Полезнее всего их противопоставление. Подсознание — это наиболее затемненная часть внутреннего мира. В сверхсознание, наоборот, трудно вглядеться из-за его близости к внешнему источнику внутреннего света запредельному для нашего восприятия. Поэтому нам приходится судить о них преимущественно по ощущениям, приходящим оттуда.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сформулировать главное. Структуры и конспекты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я