Моя христианская надежда. Размышления о вере

Виктор Кротов

Автор излагает своё личное отношение к христианской вере и религии, к роли разума и философии, к их значению для человеческой жизни вообще и для своей собственной.

Оглавление

Уважение к жизни

Уважение к жизни — это внимание ко всему явленному и отвечание ему сделанным.

Попробую взглянуть на переживание той надежды, которой посвящено моё повествование, с нескольких наиболее важных сторон. Прежде всего — со стороны отношения к жизни.

Идёт ли речь о внутреннем мире или о мире, который меня окружает, жизнь представляется мне пронизанной необозримо глубоким смыслом. Вернее даже сказать смыслами, потому что легче каждый раз сосредоточиться на каком-то отдельном смысле. Ведь переживание единого Смысла приходит редко, хотя именно оно порождает уважение к жизни в целом.

Внимание к жизни создаёт возможность постоянного общения с Замыслом

Замысел — это ядро смысла, неподвластное наплывам порождённой людьми бессмыслицы.

Внимание к жизни и диалог с ней — это человеческая возможность созерцать и постигать Замысел. Это возможность общаться с Высшим через особые подробности сотворённого мира и через собственные поступки.

Свои философские размышления я обозначил образным выражением «Дружба с жизнью», потому что куда надёжнее дружить с жизнью, чем флиртовать с нею, заигрывать, объясняться ей в любви. Не стоит обольщаться женским родом слова «жизнь».

Жизнь — это друг без жеманства, иногда приветливый и заботливый, иногда суровый, порою неумолимый. Но я знаю, что он всегда относится ко мне по самой высокой мерке. По мерке моего прообраза личности, который мне надо постараться уловить и осуществить.

Дружба с жизнью — это признание осмысленности Творения. Это благодарность Богу за всё, что он тебе дал. Это желание прислушаться ко всем Его призывам и подсказкам. Это стремление ответить на них своими поступками и образом жизни.

Не только религиозное поклонение приближает к Высшему, но и множество твоих откликов на ниспосланное тебе, на те чудеса и испытания повседневности, которые способен распознать зрячий свет твоего разума.

Христианину стоит быть особенно чутким к сигналам судьбы

Приметчивость — это внимание к ориентирующим приметам своего пути, а также к различным способам ориентирования.

Всматриваясь в начало земной жизни человека, в первую очередь в начало собственной жизни, важно понять, какое приданое досталось от детства и отрочества. Этот внутренний багаж, с которым выходишь в возраст осознанного становления, можно назвать исходной фокусировкой: от неё во многом зависит оптика твоего мировосприятия. Подстраивать или перестраивать её предстоит со временем самому.

Исходная фокусировка — полезный предмет для христианского размышления, для осмысления своей судьбы и своего чувства веры. Как соотносится мой свободный выбор с предопределённостью воспитания в раннем возрасте? Что идёт по инерции от детства, а что возникло или самостоятельно укрепилось в результате осознанного развития души?..

Мне повезло в том отношении, что до ранней юности моё семейное и социальное окружение было атеистическим. Поэтому не было подозрений, что чувство веры зародилось у меня в результате внешних внушений. В то же время атеизм родителей и других близких людей не был фанатично агрессивным. Он не мешал мне не спеша (очень не спеша) ориентироваться в самостоятельном мировосприятии.

Думаю, что начинающееся с возрастом сознательное ориентирование необходимо, в той или иной мере, каждому человеку. Необходимо и увязывание найденных ориентиров друг с другом.

Для христианина такое увязывающее ориентирование — часть его христианского пути. Оно относится и к главному направлению, по которому я следую за Христом, и к решению конкретных жизненных проблем. Человек не одинок на этом пути: у него есть поддержка Церкви, у него есть молитва, а значит есть чудесная возможность помощи Сверху.

Можно учиться у человека через образ Божий в нём

Образ Божий — это индивидуальная проекция Замысла.

Я уже говорил, что многим в понимании жизни обязан тем людям, которые стали для меня примерами христианского мышления и поведения. Наверное, если ты не христианин и хочешь понять, что это такое христианство, стоит присматриваться к людям, которые им живут.

Если же говорить более широко, многому можно научиться и у человека, не причастного к христианской вере, да и к вере вообще. Ведь в каждом, верующем или неверующем, заложен образ Божий и замысел об этом человеке: прообраз его личности. Если вглядеться в этот прообраз, будет что понять и почувствовать.

У кого-то научишься преодолению, у кого-то — гармонии, у кого-то выстраивающему рационализму, у кого-то — улавливающей образности. Один научит тебя чему-то важному своими драматическими обстоятельствами, другой — своими чувствами, третий — поступками…

Не всегда это то, с чего берёшь пример, бывает и наоборот — это предупреждение об опасности. Да и христианская вера проявляется в человеке по-разному. Стоит понять, почему кого-то она делает чересчур фаталистичным, догматичным или фанатичным, а кого-то — просветлённым, энергичным, любящим…

Учиться у детей непосредственности, не пренебрегая своей ответственностью

Дети — это лучший народ в каждом народе.

Евангелие особое внимание обращает на возможность учиться у ребёнка. По своим детям знаю (да и по многим другим): ребёнок может оказаться замечательным, уникальным учителем, всё дело лишь в нашей способности учиться у него.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я