Пиши, защищай. Пошаговый план для аспирантов.

Виктор Клименко, 2023

В книге на примерах раскрываются этапы подготовки кандидатской диссертации в формате «бери и делай». Чтобы читатели получили представление о процессах написания диссертации, их взаимосвязях, а выполнив ряд заданий – смогли самостоятельно подготовить кандидатскую диссертацию. Издание предназначено для аспирантов и соискателей учёной степени, только приступающих или продолжительное время занимающихся написанием диссертации. Молодые учёные, не имеющие опыта руководства научно-квалификационными работами, и опытные научные руководители также найдут здесь полезную информацию для ускорения подготовки НКР своих подопечных.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пиши, защищай. Пошаговый план для аспирантов. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Планирование научного исследования

1.1. План подготовки диссертации по критериям ВАК

Представьте, что вас попросили оценить качество кирпичной стены. Даже без специальной подготовки вы справитесь. Измерите ширину и длину стены, сравните значения с проектом. Возможно, постучите кулаком, чтобы убедиться в устойчивости конструкции. Разумеется, обратите внимание на внешний вид — аккуратность кирпичной кладки и отсутствие пятен цемента на ней. Короче говоря, вердикт по формальным признакам — хорошая стена или плохая — вынести сможете.

В оценке диссертации, зачастую, используют аналогичные подходы, особенно когда речь о проверке не менее важных, чем смысл и содержание научных результатов, формальных признаков работы (наличие рубрик во введении, число глав диссертации, оформление литературы по ГОСТу). Поэтому, приступая к планированию диссертационного исследования, необходимо уделить внимание критериям, которым они должны отвечать, а также понимать на каком этапе работы вы достигните соответствия этим критериям.

Такой подход к написанию диссертации называется проектным. Он гарантирует получение в строго определённые сроки результата, способного удовлетворить лиц, принимающих работу, среди которых и научный руководитель, и выпускающая кафедра, и диссертационный совет, и эксперты ВАК при Минобрнауки России.

Исчерпывающий перечень критериев, на которые необходимо ориентироваться, закреплён в Постановлении Правительства РФ от 24.09.2013 № 842 «О порядке присуждения учёных степеней» (далее — критерии ВАК). Мы перечислим их в сокращённом виде и в дальнейшем будем на них ссылаться.

Критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание учёной степеней кандидата наук

1) Диссертация должна содержать описание решения научной задачи, имеющей значение для развития определённой отрасли знаний, либо изложение новых научно обоснованных технических, технологических или иных решений и разработок, имеющих существенное значение для развития страны.

2) Диссертация должна быть написана автором самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты, и свидетельствовать о личном вкладе в науку автором диссертации.

− В диссертации, имеющей прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором диссертации научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретический характер, — рекомендации по использованию научных выводов.

− Предложенные автором диссертации решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.

3) Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях.

4) Указание ссылок на автора и (или) источник заимствования материалов или отдельных результатов в диссертации.

− При использовании в диссертации результатов научных работ, выполненных соискателем лично и (или) в соавторстве (это не следует оставить без внимания).

В критериях ВАК нет ничего избыточного или неясного, наоборот, с их помощью можно объективно оценить, насколько в диссертации соблюдена логика научного поиска, достоверны и востребованы результаты исследования.

В целом, процесс научного поиска в диссертационной работе выглядит так: соискатель выбирает научную проблему в рамках свой темы и выдвигает гипотезу о новом (или улучшенном) способе её решения; ставит цель — в какой-то мере этот способ будет реализован, и ряд задач, требующих решения. Отбирает из всего «арсенала научных инструментов» подходящие и с их помощью создаёт новое знание и новые научные результаты, доказывающие верность его гипотезы, и способные решить, хотя бы отчасти, научную проблему. Если этого не происходит, исследовательский цикл повторяется с необходимыми корректировками.

Рисунок 1.1 — Исследовательский цикл

Дополнив исследовательский цикл организационными процедурами подготовки научно-квалификационной работы (НКР), можно представить главные вехи плана подготовки диссертации (рис. 1.2).

Рисунок 1.2 — Вехи плана подготовки диссертации

В учебном пособии мы последовательно и детально раскроем содержание каждой вехи и приведём читателя к универсальному плану подготовки диссертации (рис. 5.1) — двигаясь по которому можно и интересное исследование сделать, и соответствие критериям ВАК обеспечить. Для этого необходимо шаг за шагом (глава за главой) изучать теоретический материал и выполнять практические задания.

В результате уважаемые читатели научатся осознанно проектировать собственные исследования, а не механически переписывать структуру из других диссертаций, и укрепят навык написания научных текстов. В противном случае, работая без осознанного плана и ориентации на критерии, по которым диссертацию будут оценивать многочисленные рецензенты и эксперты, можно получить нежелательный и чаще печальный результат.

1.2. Оценка ресурсов: сколько стоит диссертация и как выбрать научного руководителя

Подготовку диссертации нельзя назвать «лёгкой прогулкой». Это, скорее, длительная и увлекательная экспедиция. И прежде, чем в неё отправляться, нужно ответить самому себе на вопрос — «зачем мне это нужно?». А также оценить собственные ресурсы (временные, финансовые) и доступных поблизости проводников (научных руководителей). Однако в научном сообществе подобные вопросы открыто обсуждать не принято, поэтому соискатели пере-(недо-) оценивают предстоящие траты и роль научного руководителя. Попробуем дополнить общую картину и рассмотрим эти аспекты в дружеской и открытой манере.

Цели получения учёной степени

Всё начинается с цели — зачем человеку становиться кандидатом наук? Во многом от неё зависит формат работы над диссертацией: делать это, поступая в аспирантуру, или самостоятельно, прикрепляясь соискателем. Эту непростую дилемму лучше решить самостоятельно.

Однако всегда же интересно узнать, как обстоят дела у других. Поэтому приведём результаты опроса 150 соискателей учёной степени в возрасте 25–45 лет по всей России, дабы показать их цели получения учёной степени и выбранный для этого формат:

В самом общем виде формат работы над диссертацией влияет на сроки завершения исследования и расходы соискателей — о них и поговорим.

Сколько стоит диссертация

«А хватит ли у меня денег на защиту?» — один из главных страхов аспирантов. Что же, считайте сами. Авторитетный российский учёный Б.А. Райзберг[1] подготовил примерный расчёт себестоимости кандидатской диссертации.

При курсе 65 рублей за доллар выходит около 740 000 рублей. Разумеется, это очень условная цифра. Если вы хорошо ориентируйтесь в особенностях научного мира или есть опытный наставник, то расходы не превысят 200 000 рублей. В противном случае они уверенно перевалят за миллион и чем дольше вы будете писать диссертацию, тем больше их будет.

В любом случае диссертация того стоит. Как писал всё тот же Райзберг — «затраты… соизмеримы со стоимостью… автомобиля. Но учёная степень в отличии от автомашины не подлежит износу, способна служить её обладателю всю жизнь. А значительная часть расходов соискателя принимает форму его трудовых, а не денежных затрат».

И раз мы упомянули о наставниках — рассмотрим, какие бывают условные типы научных руководителей.

Ненаучная классификация научных руководителей

Научный руководитель — это 80 % успеха кандидатской диссертации. Оцените свои шансы на успех, используя ненаучную классификацию научруков.

Ждун

— распространённый тип. Будет исправно ждать (много лет), пока вы всё (абсолютно всё) сделаете сами. Плохо понимает в процессах подготовки и вывода диссертации на защиту. Но рассказывает другое. Серьёзным авторитетом у коллег не пользуется. Не имеет защищённых соискателей. Ну, может, парочку и дождался.

Император ситхов

— отбирает аспирантов побогаче и посильнее, активно эксплуатирует, заставляя много всего делать, что выгодно Императору, но никак не связано с диссертацией. Может иметь одного-двух или два-три-четыре десятка защищённых. В научных кругах его боятся, имеет много врагов.

Йода

— берет талантливых аспирантов, много с ними работает, желает совершенства. Но из-за его доброго характера и высоких требований ученики сбегают на тёмную сторону — забивают на защиту или уходят к Императору. Пользуется заслуженным авторитетом в научном мире.

Дамблдор

— мечта любого аспиранта. Поможет во всём разобраться, найдёт в диссертации компромисс между идеалом и природными возможностями соискателя. Будет оберегать на всем пути до защиты и даже автореферат поможет написать. Безгранично уважаем, имеет много завистников из числа Ждунов. Всегда враждует с Императором.

Майор Пейн

— жесток и эффективен. Чёткий план на два года, регулярная муштра и критика соискателей. Никаких соплей и замудрённой науки. Все диссертации идеально соответствуют требованиям НКР. Берёт только работоспособных аспирантов. Число защитившихся от взвода до роты. Коллеги уважают, не любят, боятся.

Как можно догадаться, оценить принадлежность научного руководителя к одному из типов достаточно просто — нужно только узнать число защитившихся под его руководством соискателей и с кем-то из них поговорить.

1.3. Выбор проблемы исследования

Альберту Эйнштейну приписывают такое высказывание — «Если бы у меня был один час на спасение планеты, я бы потратил 55 минут на формулировку проблемы; когда точно понимаешь проблему, она устраняется за 5 минут».

Правило верно и для диссертации. Любое диссертационное исследование начинается с научной проблемы — теоретического или эмпирического суждения о недостаточности знаний или неэффективности используемых техник для решения актуальных задач науки и практики, желательно с указанием предположительного способа исправить ситуацию.

Проблема возникает там, где существующие теоретические представления (знания) из-за трансформации объекта управления или появления новейшей информации о нём перестают обеспечивать научный или технологический прогресс, необходимый для повышения качества жизни человека в гармонии с окружающим миром.

Например, в современном обществе растёт количество онкобольных, и врачи не обладают технологиями для массового раннего выявления онкологических заболеваний. Существующие методы диагностики не обеспечивают высокую точность, а также являются сложными и дорогостоящими — это научная проблема. Чтобы её решить биотехнологическая компания Illumina в ходе исследований получила новые знания, использовала передовую информацию из смежных научных областей и создала специальные тесты, способные в анализе крови выделять фрагменты ДНК, сигнализирующие о начале формирования и месте локализации раковых опухолей в организме человека.

Однако подобные примеры таят «коварную ловушку». Впечатлённые глобальными открытиями соискатели начинают говорить себе и окружающим: «Я не смогу решить настоящую научную проблему (придумать лекарство от рака), а писать диссертацию о ерунде или никому ненужных вещах не хочу». Знакомо?

Друзья, умерьте амбиции! Диссертация не претендует на Нобелевскую премию. И не все открытия становятся широко известными, как законы Ньютона. Диссертация — это научно-квалификационная работа, подтверждающая вашу квалификацию как учёного, способного видеть актуальные проблемы, то есть отделять причины от следствий, и предлагать обоснованные пути их решения, обладающие большей эффективностью в сравнении с аналогами (если таковые имеются).

Диссертация может развивать или дополнять существующие научные концепции и теории, предлагать новый способ решения частных или известных задач, и определённая «узость» темы отнюдь не умаляет её актуальности. Главное, чтобы решаемая в диссертации научная проблема отвечала следующим критериям:

1) отражала противоречие между существующими знаниями (используемыми решениями) и новыми задачами, стоящими перед наукой и практикой;

2) обладала актуальностью — необходимостью скорейшего устранения для упреждения стагнации (ухудшения) научного, технологического или социального прогресса;

3) имела варианты решения по устранению выявленного противотечения, один из которых будет доказан в диссертации.

Теперь потренируемся. Чтобы продемонстрировать логическую связь элементов диссертации друг с другом, мы будет использовать в книге единый сквозной пример. Вместе с аспирантом, заминающимся проблемами нейромаркетинга и рынка общественных благ, мы рассмотрим, как формулируется научная проблема и гипотеза, каким образом они находят отражение в цели исследования, задачах и т. д.

Нейромаркетинг и общественные блага выбраны неслучайно. Первый относится к новейшему научному направлению, о котором абсолютное большинство читателей ничего не знает, а второе, напротив, присутствует в жизни каждого.

Итак, аспирант выбрал тему диссертации, связанную с рекламой общественных благ (вакцины от вирусов). Он приходит к суждению, что люди индифферентно или агрессивно реагируют на подобную рекламу из-за применения устаревших техник её создания, не учитывающих мотивацию человека. Следовательно, нужно создать новую технику, которая будет способна выявлять и использовать такие мотивы в рекламе. Этим занимается нейромаркетинг. При таких вводных сформулировать научную проблему можно следующим образом.

Научная проблема. «Существующие техники создания рекламных креативов не позволяют повысить эффективность рекламы общественных благ и, следовательно, качества жизни человека. Необходимы новые технологии, позволяющие устранять это противоречие, инструментально выявляя, систематизируя и отражая в рекламе истинные драйверы (и барьеры), связанные с общественными благами, активация (деактивация) которых в рекламных образах позволит прогнозировать поведение человека в отношении потребления общественных благ».

На первый взгляд написанное кажется нагромождением слов, но разберём всё по порядку:

1) Фраза «Существующие техники создания рекламных креативов не позволяют повысить эффективность рекламы общественных благ и, следовательно, качества жизни человека» фиксирует общее противоречие между используемыми методами создания рекламы и её недостаточной эффективностью; указывает на актуальность — недостижение целей роста качества жизни (человеческого капитала), ради которого общественные блага и производят.

2) Фраза «… Необходимы новые технологии, позволяющие устранять это противоречие…» отражает вариант решения названного противоречия.

3) Фраза «… инструментально выявляя, систематизируя и отражая в рекламе истинные драйверы (и барьеры), связанные с общественными благами…» конкретизирует с помощью чего предлагаемый вариант решения сработает.

Чтобы не запутаться и ничего не забыть при подготовке научной проблемы используйте следующий шаблон (рис. 1.3):

Рисунок 1.3 — Шаблон для формулировки проблемы научного исследования

Определив в первом приближении научную проблему, можно считать, что начало диссертации положено. Однако, если вы приступаете к новой для себя теме, прежде чем обращаться за помощью к специальным ресурсам, о которых дальше пойдёт речь, необходимо «погрузиться» в проблему и начать работу с научно-популярной информации. Это поможет понять область исследования в целом, найти ссылки на авторитетных авторов и наметить структуру будущего аналитического обзора литературы. Чтобы «погружение» прошло успешно, придерживайтесь следующей последовательности действий.

1) Уточните в словарях терминов и определений значения главных понятий исследования, чтобы избежать разного толкований смыслов из-за собственного, возможно, неквалифицированного их понимания, и говорить на одном языке с научным сообществом.

Например, работая над темой «Развитие концепции создания рекламы общественных благ на основе нейромаркетинговых технологий» важно разобраться с общепринятой трактовкой понятий «рекламы», «общественных благ» и «нейромаркетинга».

2) Прочитать научно-популярные статьи по теме исследования, посмотреть тематические каналы на YouTube. Такие материалы готовят на основании анализа десятков источников, собирая и систематизируя ключевые и актуальные аспекты, ориентируясь по которым можно выбирать направления дальнейшего поиска информации. Кроме хорошо известной Википедии не возбраняется использовать тематические новостные агрегаторы: «Indicator» (indicator.ru) — информационный портал, ежедневно публикующий новости о последних достижениях российской и мировой науки; «Научный корреспондент» (nauchkor.ru) — навигатор по научным и научно-популярным ресурсам русскоязычного сегмента сети Интернет и другие.

3) Отыскать практические примеры (кейсы). Компании делятся своими лучшими практиками и историями успеха, но редко в научных изданиях. Поэтому нелишне изучить специализированные информационные ресурсы и профессиональные периодические издания (журналы), соответствующие вашей научной тематике.

4) Заглянуть в официальную статистику: ничто так не помогает подтвердить актуальность исследования, как динамические графики изменения различных характеристик объекта исследования.

Пять-шесть часов «погружения» в тему позволят начать ориентироваться в специальной терминологии, в общих чертах понять ключевые проблемы и перспективы, связи с другими сферами и выявить главных экспертов.

1.4. Формулировка научной гипотезы

Научная гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения способа решения научной проблемы.

Гипотеза всегда должна выходить за пределы известных фактов и являться «вектором проведения» теоретических или экспериментальных исследований. Другими словами, гипотеза не может содержать известного знания.

Всё диссертационное исследование направлено на доказательство (реже — опровержение) выдвинутой научной гипотезы. Поэтому от её точности зависит успех защиты диссертации.

Научная проблема создаёт предпосылки для выдвижения научной гипотезы. Из гипотезы рождается цель, достижение которой будет означать доказательство гипотезы и, следовательно, решение (в теории и (или) на практике) научной проблемы.

Только при наличии доказательств научной гипотезы можно утверждать, что работа соответствует первому критерию, которому должны отвечать кандидатские диссертации: содержит решение научной задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний и т. д.

В качестве примера научной гипотезы продолжим тему рекламы общественных благ. Как мы помним, в проблеме аспирант обозначил неэффективность существующих техник создания рекламы и предложил использовать нейромаркетинговый подход.

Научная гипотеза. «Нейромаркетинговый подход создаёт условия эффективного производства рекламы общественных благ, необходимых в достижении планируемого уровня качества жизни населения, путём определения с помощью средств объективного контроля мотивов, побуждающих человека или разные группы целевых аудиторий к заданному поведению, и способных активизироваться визуальными образами, используемыми в рекламе».

Перечисленные в гипотезе тезисы должны получить необходимые доказательства в диссертации. «Лучшая эффективность новой техники производства рекламы…», «достижение уровня качества жизни…», «мотивы поведения…», «возможность их выявления и активизации…» — всё это предстоит доказать.

1.5. Определение цели и задач исследования

Цель диссертационной работы — это объяснение для чего проводится исследование: какую актуальную проблему решает и каким будет продукт научной деятельности (научный результат).

Формулировку цели важно начинать с глагола (разработать, установить, обосновать) и выражать одним развёрнутым предложением. Чтобы цель диссертации была лаконичной, ёмкой, отражала вклад всех частей диссертации, и не содержательно выходила за границы выдвинутой научной гипотезы. И без лишних слов!

Продолжим пример с нейромаркетинговой рекламой общественных благ и сформулируем цель.

Цель диссертационной работы. «Развитие нейромаркетингового подхода при создании рекламы общественных благ новыми методологическими положениями потребительского поведения и методикой, обеспечивающих достижение запланированного влияния на действия представителей целевых аудиторий».

Рассмотрим составные части цели:

1) Фраза «развитии нейромаркетингового подхода…» — задаёт общие границы исследования и ожидаемого научного результата.

2) Фраза «… новыми методологическими положениями потребительского поведения и методикой…» — указывает на научные результаты (что конкретно будет сделано, с помощью чего будет обеспечено развитие подхода), которые, в свою очередь, связанны с научной новизной и задачами исследования.

3) Фраза «…обеспечивающих достижение запланированного влияния на действия представителей целевых аудиторий» — объясняет для чего будут использоваться полученные результаты, то есть какую научную (прикладную) проблему решат.

Чтобы не запутаться и ничего не забыть при подготовке цели диссертации используйте шаблон (рис. 1.4).

Рисунок 1.4 — Шаблон для подготовки цели диссертационного исследования

После цели ставятся задачи исследования — это пошаговый план действий, необходимых для её реализации.

В кандидатских диссертациях не рекомендуется выделять более четырёх-пяти задач. Формулировки задач нужно связать по смыслу с оглавлением диссертации (название глав и параграфов) и отразить в положениях, выдвигаемых для публичной защиты. Забегая вперёд, отметим, что желательно добиться равенства числа задач и положений, выносимых на публичную защиту.

Задачами для нашего условного примера могут быть следующие:

1) провести теоретический анализ нейромаркетингового подхода для создания рекламы, установить его возможности и ограничения;

2) раскрыть методологическую сущность общественных благ, как объектов рекламы;

3) обосновать методологические аспекты потребительского поведения и определяющие его драйверы и барьеры в отношении общественных благ;

4) создать и верифицировать методику проектирования рекламы общественных благ на основе нейромаркетингового подхода.

С помощью всего четырёх задач охвачены ключевые элементы цели диссертации.

1.6 Формулировка объекта и предмета

Объект и предмет исследования относятся к числу дискуссионных элементов диссертации. Определений их десятки. Мы предлагает использовать простой прагматичный подход: объект должен показать соответствие диссертации области исследования, определённой в Паспорте соответствующей специальности ВАК (по экономике или медицине).

Объект исследования — явление (процесс), обладающий недостатками или несовершенством, из-за которых возникает научная проблема.

Объект исследования должен:

— обозначать источник возникновения проблемной ситуации, а не следствие;

— соответствовать паспорту научной специальности[2];

— отражаться в цели диссертационной работы.

В нашем примере с недостаточной эффективностью рекламы общественных благ таким объектом исследования являются техники создания рекламы. Можно так и отразить в диссертации: объектом исследования являются техники создания рекламы общественных благ.

Соответствие объекта исследования паспорту специальности устанавливается так:

Например, в паспорте специальности 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика (маркетинг), по которой планирует защищаться наш гипотетический аспирант, имеется пункт 10.14. «Маркетинговые коммуникации. Развитие современных форм и методов рекламной деятельности, организация и оценка эффективности рекламы в системе маркетинговых коммуникаций». Сформулированный объект диссертационной работы не противоречит данному пункту: аспирант будет заниматься исследованием современных форм и методов рекламной деятельности, к которым относится нейромаркетинг. Значит, всё в порядке.

Так как формулировка любого объекта исследования допускает широкое толкование, мы должны конкретизировать, сузить то, что исследуем, то есть сформулировать предмет исследования.

Предмет исследования — часть объекта, которая будет изучаться для последующего изменения и общего улучшения состояния объекта исследования.

Во всех управленческих процессах изучается система отношений — социальных, экономических, организационных — между субъектами управления, между субъектом и объектом.

В нашем примере можно поступить так. Предмет исследования — совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе подготовки и потребления рекламного контента общественных благ.

То есть в пределах техник создания рекламы (объекта исследования) аспирант будет исследовать (социальные) отношения между людьми при проектировании рекламы и взаимодействии с ней, а также стоимость создания и эффективность рекламы (экономические отношения). И результатом исследований станут, например, предложения по улучшению этих отношений, решающие заявленную научную проблему.

Определение объекта и предмета может показаться формальным моментом, однако с начала работы над диссертацией необходимо быть на 100 % уверенным, что они соответствуют паспорту специальности. Иначе, на этапе экспертизы диссертации и её защиты будут замечания и отклонения по формальному признаку.

1.7. Формулировка темы (названия) диссертации

Тема диссертации, как имя у корабля: как вы лодку назовёте, так она и поплывёт. Это единственное, что в диссертации читают все.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пиши, защищай. Пошаговый план для аспирантов. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Райзберг Б.А. Диссертация и учёная степень. Пособие для соискателей. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 431 с.

2

Паспорт специальности представляет собой документ, содержащий описание конкретных областей исследований, за достижение научных результатов в которых может быть присуждена учёная степень кандидата или доктора наук по соответствующей специальности научных работников.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я