Чудо бани и массаж

Виктор Калюжный, 2003

Первые бани появились еще в каменном веке, когда люди заметили благотворное влияние пара на их состояние при случайном попадании воды на раскаленные камни. В данном издании вы познакомитесь с банными ритуалами европейцев, японцев, узнаете об особенностях восточных бань. Много внимания автор уделил русской банной традиции, преимуществам русской бани. Банная процедура рассматривается как комплекс оздоровительных средств, включающий воздействие пара, массажа, водных процедур как на здоровых людей, так и на страдающих различными заболеваниями. В этой же книге имеются советы и рекомендации для тех, кто хочет построить баню самостоятельно. Для широкого круга читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чудо бани и массаж предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Баня и банные ритуалы: немного истории

Когда бы не баня, пропал бы Ваня.

Пословица

1.1. Как в древности учились париться

Знакомство человека с водой и паром в качестве регулярно используемых факторов укрепления здоровья корнями уходит в глубокую древность. Уже первобытный человек, как утверждают археологи, начал регулярно использовать их как своеобразное лечебное и профилактическое средство. Для этого он даже сооружал пусть и примитивную, но специальную постройку, в которой размещал знакомые нам по современной бане элементы — емкости для воды, очаг для поддержания камней в раскаленном состоянии.

Существует немало легенд и представлений о происхождении бани: от ссылок на подсказку природы до «вразумения свыше». Например, в одной из легенд это описано так: «Капли дождя падали на раскаленные камни домашнего очага сквозь ветхую крышу и превращались в клубы пара, который понравился человеку, давал ему возможность согреться и пропотеть». Другая легенда рассказывает о неловкой хозяйке, пролившей воду на очаг и почувствовавшей особенную «легкость» пара. В третьей легенде повествуется о далеком предке-охотнике, который на обратном пути присел отдохнуть возле бьющего из-под земли горячего источника с выбросами пара и почувствовал, как из тела уходит усталость, возвращаются силы. Так что открыть целебное свойство горячего пара, возможно, действительно помог случай «исторической» встречи с ним любопытного и сообразительного древнего человека, сумевшего быстро примерить свойства пара к своим насущным потребностям и научиться их использовать.

Сейчас не скажешь точно, когда именно человек в своей первобытной бане сознательно применил пар и обмывания водой. По мнению историков и археологов, произошло это еще в каменном веке. Несомненно одно — самые первые ощущения от таких процедур оказались для людей приятными, незабываемыми, радостными и желанными уже от одного ощущения чистоты тела, не говоря о быстром восстановлении сил, бодрости и хорошем настроении после бани.

Неудивительно, что связанные с баней ритуалы не обойдены вниманием в древних рукописях разных народов. И столь же неудивительно, что у разных народов они имели свои варианты, свой колорит и свои «национальные» особенности. Уже древнегреческий историк Геродот (ок. 484-425 гг. до н. э.) писал, что первые бани появились у разных народов почти одновременно, но варианты банных процедур у них отличались: от непритязательного использования естественных водоемов с горячими источниками до постройки парилен с горячим сухим или влажным воздухом. Геродот побывал в Египте, Сирии, Вавилоне, где с большим интересом осматривал различные банные сооружения и наблюдал за проведением банных процедур. Он даже посетил скифские племена на территории современной Украины и описал их бани, устраивавшиеся в шалашах. Пар в такой бане получали путем испарения влаги из конопляного семени, насыпанного на каменную основу погашенного костра. Казалось бы, проще получить пар, поливая ее водой. Но скифы считали, что влага из семечек целебнее. Похоже, это было первое включение лечебных снадобий в парильную процедуру. Теперь они не новость — такие добавки широко используются как в лечебных целях, так и просто для получения «вкусного» пара. Врачи сегодня нередко даже рекомендуют определенные их наборы в зависимости от состояния здоровья парящегося, о чем рассказывается ниже в соответствующем разделе книги. Но в те далекие времена эмпирической практики до теории было еще далеко. Позже первые испанцы, завоевавшие Америку, обнаружили, что банями охотно пользуются и там. Ацтеки строили их в виде куполообразных земляных сооружений («темескалы»), но такие же бани были известны и их предкам из племени майя. Для усиления потоотделения и лечения недугов индейцы прикладывали в банях к телу парящегося нагретые травы (сравните с «конопляным» вариантом скифов), причем не одного, а нескольких видов. Нередко древние индейцы заносили раскаленные камни в вигвам, клали их вблизи больного и брызгали на них водой — больного окутывали клубы «целебного пара».

В Древней Руси для бани использовали другие сооружения — маленькие бревенчатые избы. Парились в них подолгу и с большим удовольствием, периодически растирая тело и обливая друг друга водой. Можно было бы привести аналогичные примеры и по другим странам и континентам, но и сказанного достаточно, чтобы понять: баня — это изобретение не одного народа, а открытие эффективного метода оздоровления и соблюдения гигиены тела разными народами мира. И если методы получения пара могли возникнуть по наитию, то саму баню устраивали уже осознанно, опираясь на инициативный поиск человеком наиболее эффективных вариантов конструкции и применения для поддержания здоровья и лечения болезней. В конце концов со временем она в такой мере выявила свою полезность, что стала глубоко почитаться и по праву вошла в арсенал лучших методов народной медицины среди жителей самых разных стран, вероисповеданий, возраста и пола. Великим благом для человека она остается и поныне.

1.2. О воде божественной и целебной

Польза неотъемлемого атрибута бани — воды — воспевалась нашими предками в древних преданиях и легендах. Приведем некоторые примеры.

По старинным легендам, на земле было много рек со «священной» водой. Купание в таких реках считалось целебным не только для тела, но и для души, «очищало» от болезней и изгоняло нечистую силу из организма. Например, воды Ганга, Нила, Иордана и поныне считаются святыми. Все древние религии мира — иудаизм, зороастризм, буддизм, ислам — настойчиво требовали «очищения тела» водой перед молитвами и вхождением в храм. Историки медицины даже в Коране обнаружили удивительные советы по сохранению здоровья с помощью воды. Коран, разумеется, не трактат по гигиене, но содержит множество рекомендаций о том, как поддерживать чистоту тела. По-видимому, основатель ислама Магомет имел широкие медицинские познания.

Еще за 1800 лет до нашей эры в священных индусских книгах Веды (наука жизни) также шла речь о живительном воздействии воды: «Целебен поток воды, вода охлаждает жар лихорадки, целебна от всех болезней, излечение приносит тебе течение воды». Как об источнике здоровья о ней говорится и в книге законов Ману.

В одном из древних индийских храмов надпись на стене предупреждает потомков: «Тело очищается водой, а разум знанием». Индусы вообще различали 14 видов воды (щелочная, морская, речная, родниковая и др.) и каждая у них имела свое лечебное предназначение. До наших дней дошло и другое изречение древних индийских мудрецов: «Десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин».

С долиной Инда, как и с долинами Тигра, Евфрата и Хуанхэ, связана одна из древнейших цивилизаций на земле. Там обнаружены развалины города Мохенджо-даро, археологический возраст которого измеряется пятью тысячелетиями. Наряду с остатками храмов, зернохранилищ, жилых кварталов там раскопаны хорошо оборудованные купальни и бассейны. Известный русский этнограф Гусева, посвятившая жизнь изучению Индии, сообщает в связи с этим интересный факт: при раскопках Мохенджо-даро были найдены разбитые чаши для питьевой воды. Их было так много, что у археологов возникло предположение, что чаши изготавливались исключительно для одноразового персонального использования в целях обеспечения правил личной гигиены. Сравните: не такая ли практика возродилась и стала обычной в современных банях при продаже прохладительных напитков, когда посетителям выдаются пластиковые или бумажные сосуды разового использования.

Сохранилось множество иных свидетельств, легенд и мифов о чудесных исцелениях водой, о реках, наделяющих людей здоровьем и силой, молодостью и красотой. Изображения волнообразных линий на древнейших египетских храмах также сохранились именно как символ омовения водой — источником жизни. Из знаменитого папируса Эберса — по сути первой медицинской энциклопедии, написанной девятнадцать веков назад, — известно, что древнеегипетские жрецы лечили людей ваннами различной температуры. Древнегреческие мифы повествуют, что даже боги, чтобы сохранить юность и бессмертие, пользовались паровыми ваннами. Мифы и предания укрепляли веру людей в целебность этой процедуры. Древнегреческий писатель Павзаний, который прославился своим многотомным описанием различных местностей и нравов, не обошел своим вниманием банные ритуалы. В своих книгах он пишет о Гере, которая, чтобы сохранить молодость и красоту, купалась в озере с горячей водой. В другой легенде Юпитер превращает нимфу Ювенту в источник воды, обладающий способностью возвращать молодость.

В одной из легенд древнегреческой мифологии говорится, что на воде священной реки Стикс творили клятву сами боги. Священная Фетида окунала в воду реки Стикс своего сына-младенца Ахилла, держа его за пятку. Все тело Ахилла стало неуязвимым и твердым, как железо, только не подвергнувшаяся действию воды пятка осталась незакаленной и ранимой (отсюда выражение «ахиллесова пята», как образ незащищенности, слабого места).

В Греции археологическими раскопками выявлены развалины и древних городов-курортов. В них имелись специальные колодцы и бассейны с родниками целебных вод. В древнегреческом городе Эпидавре рядом с остатками культового центра бога врачевания Асклепия сохранились развалины древней водолечебницы и храма его помощницы — Артемиды-Гекаты, которая описывается в мифах очень часто купающейся в ручьях, отдыхающей после охоты в гротах. У древних греков существовал культ богини здоровья и чистоты Гигии (от ее имени произошло слово «гигиена»).

В древнегреческом эпосе XIII в. до н. э. банные ритуалы и средства, укрепляющие здоровье, упоминаются и описываются с особым вниманием, например горячие целебные источники. За обладание ими древние народы даже вели войны. Греки называли погружение в горячий источник купанием Геракла, подчеркивая тем самым свойства горячей воды и выделяющегося из нее пара чудодейственно оздоравливать организм, наделять человека большой силой, молодостью, долголетием, могуществом и красотой.

Историки указывают на большую популярность и распространение бань в Древней Греции в V–IV вв. до н. э. К этому времени в Древней Элладе даже существовало много частных и общественных бань. Правители Эллады издавали законы, предписывавшие всем жителям регулярно посещать их. Большой интерес к целебному воздействию бани на здоровье человека проявлял Гиппократ (ок. 460–370 гг. до н. э.). Он был убежден, что жизненную силу организм должен получать у природы, и считал водолечение, в частности баню, значительно более действенным средством, чем прописываемые больному лекарства. Знаменитый древнегреческий врач писал, что «вода действует на тело смачиванием, охлаждением и разогреванием». Он особенно ценил горячие ванны (так греки называли баню), применял их как потогонное средство при болезнях, считал, что теплые ванны хорошо помогают при болезнях органов пищеварения и дыхания, успокаивают нервную систему, устраняют дрожь и судороги, углубляют сон. «Теплые ванны, — писал Гиппократ, — помогают при многих болезнях, когда все другое уже перестало помогать». Эти его слова сегодня часто вспоминают не только больные, но и медики.

С древних времен и в настоящее время все колдуны, волшебники и маги используют воду для передачи через нее целенаправленной энергии. Они наговаривают на воду разные заклинания, «творят молитвы», а также используют проточную воду для снятия «энергетической инфекции», сглаза, колдовства, наговора, изгнания из тела «нечистой силы». Больше для этого, по их мнению, подходит проточная вода рек. При отсутствии реки народные целители издавна применяют выливание на голову больного воды через сито (в современной квартире в колдовских ритуалах его заменяет душ). Во всем этом есть определенный резон. Современная наука действительно обнаружила, что вода имеет особые свойства «памяти» и обладает способностью переносить энергетическую информацию. Физики и медики доказали, что на воду, как на магнитофонную пленку, специальными устройствами можно записать волновую энергию и использовать ее в практике как носитель информации (иногда этой проблеме даже посвящаются съезды и семинары ученых). Биологи считают, что, возможно, именно такой простой и надежный путь переноса через воду биоэнергетической информации между органами и тканями организма действует в природе и «придуман» ею не случайно.

Сходный способ передачи целебной энергии широко используется в нетрадиционной медицине. Ее приверженцы, полагая, что все живое или неживое на Земле состоит из физического и энергетического компонентов, считают, что энергию можно отделить от присущего для нее физического тела. Они убеждены, что как от музыкального инструмента можно отделить звук и записать его на какой-то носитель, так и от физического тела лечебной травы можно отделить энергетическую волну и записать ее на носитель памяти — воду. Этим пользуются, например, гомеопаты для «записи» энергии трав и лекарств на специально обработанную (дистиллированную) воду, которую употребляют для лечения. Запись энергии лекарств и трав на воду лежит в основе признанного за рубежом и в СНГ метода лечения докторов Р. Фолля и В. Н. Сарчука. Приготовленная по их методике гомеопатическая вода не вызывает аллергии, так как не содержит в себе никакой «химии», т. е. самого физического компонента лекарственных средств. Кстати, каждая порция целебной воды готовится ими только индивидуально и «настраивается» на лечение конкретной болезни конкретного человека. Вот и получается, что передача энергетической информации через воду разными народными целителями, магами и шаманами вполне реальна, а смывание с тела в бане, реке или проточной водой накопленной за день «негативной информации», полученной из внешней среды либо от злых людей, завистников, других недоброжелателей, очень даже полезно.

1.3. Бани Древнего Рима — дворцы здоровья

В популярные в Древнем Риме бани, носившие название «термы», ходили не только с гигиеническими и оздоровительными целями. Римские термы состояли из комнаты для раздевания (аподитриума), теплой (тепидариума), жаркой (калидариума) и холодной (фригидариума) комнат с бассейнами для купания. По сведениям А. А. Бирюкова, изучавшего историю бань, более десяти водопроводов подводили к римским баням ключевую воду. Купание сопровождалось смазыванием тела ароматными маслами и заканчивалось энергичным массажем.

При термах имелись массажные комнаты, площадки для физических упражнений и состязаний. В банный комплекс входили комнаты и залы для отдыха, народных собраний и даже библиотеки. Здесь же происходили пиршества, театральные представления, устраивались художественные выставки, чтения, торговля разными товарами. Баня в Риме, таким образом, была не только «дворцом здоровья и гигиены тела», но и своего рода спортивным и общественно-культурным центром.

Во время раскопок греко-римского города Афродисие на Анатолийском плоскогорье археологи обнаружили остатки построек общественных и других римских бань эпохи императора Адриана (76–138 гг.). Удивительно, но чуть ли не по образцу современных бань они были оборудованы сложной системой центрального отопления. Раскаленный воздух от печей, топившихся дровами, циркулировал под каменным полом, нагревая воду в мелком бассейне. По его краям нежились в облаках пара посетители. В залах, отделанных мрамором, каждый из них мог подобрать температуру по вкусу, а под конец выкупаться в бассейне с прохладной водой (чем не сервис современных бань!). Для воспитания хорошего вкуса у посетителей общественные римские бани часто украшались скульптурами мужских и женских фигур, нередко под стать купающимся — обнаженных или полуобнаженных. Императорские же бани вообще отличались небывалой роскошью. Стены в них расписывали знаменитые художники, полы покрывались мозаикой, посередине залов били фонтаны. Мебель отделывалась золотом, слоновой костью и серебром. Вход в бани украшали статуи, привезенные из Греции или созданные в Риме знаменитыми скульпторами. В банях прислуживали сотни рабов — массажисты, музыканты, врачи.

Каждый новый император, восходя на престол, кроме доставшихся по наследству или собственных строил общедоступные термы для популярности у народа. Известны знаменитые громадные «термы Каракаллы», построенные в 215 г. императором Каракаллой, которые одновременно вмещали 2500 человек, имели 1600 мраморных сидений для отдыха, десятки бассейнов, сотни кабинетов.

В Древнем Риме насчитывалось около 1000 (!) прекрасно оборудованных терм. В некоторые из них вода подавалась по серебряным трубам, а в женских термах скамьи часто делались из серебра (народная медицина уже тогда знала о целебном свойстве этого металла), ванны и тазы — из белого мрамора. В ряде бань сооружались особые топки, которые нагревали пол до 50–60 °С и служили источником парообразования. Чтобы не обжечь ноги, ходить по такому полу приходилось в деревянных сандалиях.

Императорские термы имели большие купальные ванны с водой разной температуры — холодной, прохладной и теплой. Воздействие контрастных ванн считалось полезным для здоровья. После посещения «жаркой комнаты» римляне погружались в бассейн с теплой водой, затем с прохладной и холодной. Такие процедуры быстро снимали усталость, восстанавливали силы после физических и психических нагрузок.

Состоятельные римляне сооружали в домах собственные бани. В традиции богатых римлян входило ежедневное двукратное посещение бани — утром и вечером. Вода в систему водоснабжения подавалась достаточно примитивно, в основном самотеком. В то время, кстати, ни один город мира не расходовал такого количества воды, как Рим, — ежедневно на каждого жителя по 550–600 л (для сравнения: в Москве сейчас на каждого жителя расходуется около 700 л). Поэтому воровать воду из трубы городского распределителя, идущей к соседской бане, и подкупать инспекторов-контролеров, чтобы они смотрели на это сквозь пальцы, было для римлян обычным делом.

Римские врачи безоговорочно признавали большую пользу воды и банных процедур для гармоничного физического развития, а также при лечении больных. Известный римский врач Асклепиад (128–56 гг. до н. э.) достиг больших успехов в исцелении больных умелым сочетанием воды и массажа. «Вылечить быстро, верно и приятно» — было его девизом. Другой известный врач, живший при императоре Августе, — Авл Корнелий Цельс (I в. до н. э.), в своем сочинении «О медицине» уделил большое внимание водным процедурам и баням как одному из важных гигиенических средств. Успешно использовал баню и массаж крупнейший римский ученый и врачеватель Клавдий Гален (около 130-200 гг.), с хорошим эффектом лечивший гладиаторов в Пергамо. Он особенно рекомендовал баню и массаж при ревматизме, травмах, физической усталости.

Интересно, что после падения Великой Римской империи в V в. бани в Западной Европе постепенно утратили свое значение и даже стали считаться безнравственными заведениями. Дело в том, что с позиций восторжествовавшего к тому времени религиозного аскетизма правила гигиены и соблюдение чистоты тела стали осуждаться, а уход за телом рассматривался как одно из проявлений язычества. Однако после крестовых походов уважение к бане возродилось. Общество вновь обратилось к уже известным и испытанным средствам сохранения здоровья — воде и пару, а строительство бань стало обычным делом, хотя на какой-то период и не достигло того расцвета, которым славилось в прежние века.

Во время похода крестоносцев в Турцию на них большое впечатление произвели турецкие бани. Их настолько заинтересовали восточные бани, что, вернувшись домой, они не только вспомнили о западных банях, но и не пожелали расстаться с необыкновенными впечатлениями и стали пытаться строить бани «по их образу и подобию».

1.4. Восточные бани

Исторический фон на Востоке был более спокойным и благоприятным для становления учения о методах сохранения здоровья, чем на Западе. Восточная медицина переняла от античных ученых знания о пользе водных процедур, дополнила их своими и стала развивать дальше. Выдающиеся ученые и врачи Рази (Разес), Авиценна на основе трудов Гиппократа и Галена разрабатывали новые методы лечения и оздоровления, в том числе большое внимание уделяли оздоровительным возможностям природных источников, и особенно банных процедур, подробно описали их применение для здоровых и больных людей. Их идеи о пользе бань и массажа распространились в Персии, Турции, Хиве, Бухаре, Армении, Грузии. Восточные бани, надо сказать, не отличались такой роскошью, как бани Греции и Рима, но зато имели все необходимое для активного целебного воздействия водой и паром на организм человека. Некоторые из них, естественно не в первозданном виде, до сих пор сохранились в городах Азии. Так, в Бухаре и сейчас продолжают действовать бани под названием «Хаммоми Саррофон» и «Хаммоми Базори Корд». На знаменитом бухарском базаре их полуподземные сооружения втиснулись в рыночные ряды, а низкие купола едва возвышаются над ними. Даже после всех реконструкций эти бани все еще сохраняют свой старинный облик как снаружи, так и внутри. Когда-то же они были настоящим достижением средневековой инженерно-строительной мысли на Востоке.

Что же в них особенного? Посетитель бани сперва попадает в довольно просторный зал, в котором раздевается. Дальше его путь пролегает вниз по ступенькам и еще на 1,5 м вниз по наклонной площадке и узкому коридору в мыльное отделение. В его круглом зале сооружены четыре-пять ниш, в которых удобно мыться. Из мыльного отделения три узких прохода ведут в парилку, более прохладное помещение и зал для отдыха. Именно в такой последовательности и перетекает банная процедура от одного этапа к другому: из парилки в нежаркую комнату, где еще какое-то время разгоряченное тело человека охлаждается, а затем — в зал для отдыха. После прекращения потоотделения можно вымыться. Немаловажно, что после этого за дело принимается банщик, обладающий умением искусного массажиста.

Источником пара в таких банях является огромный котел с кипящей водой, встроенный в стену. Пар поступает в парилку постоянно через отверстие диамером примерно 0,5 м на высоте 1,5 м от пола. Топка находится по другую сторону стены, поэтому запахи из нее не проникают ни в мыльное отделение, ни в парилку. Кроме того, вся баня (мыльное отделение, комнаты отдыха) обогревается теплым воздухом из специальной трубы под мраморным полом, что вызывает ассоциации с римскими банями.

Один европеец, посетивший баню в Бухаре рано утром, чтобы вкусить восточного пара без сутолоки, описывает свои впечатления так: «…Когда в половине восьмого мы вошли в баню, в ней было очень многолюдно, просто повернуться негде. Почтенные 60–80-летние старцы наслаждались горячим паром. На мой недоуменный взгляд наш провожатый ответил, что через 15–20 мин баня опустеет. И действительно, очень скоро бодрые и веселые старики пошли одеваться. Один из них сказал нам на прощание: «Хворь и нечистоту из тела изгоняют только на восходе солнца. А днем организм уже устал, и хворь не уходит». Я решил лучше недоспать, но сходить в баню еще раз — до восхода. В четыре часа утра баня действительно была уже открыта, а мудрецы-старцы не спеша раздевались, спокойно беседовали друг с другом. Бухарская баня в это время дня понравилась мне гораздо больше».

Воистину, по словам А. А. Бирюкова, «для того, чтобы по достоинству оценить национальные традиции, надо точно им следовать. Ведь они проверены целым народом в течение многих веков. Только в том случае раскроется перед чужестранцем обаяние национального обычая, если он безоговорочно примет все его условия».

1.5. Русские бани

1.5.1. Парились даже в печи

Русская баня — как весьма самобытное явление, поэтому упоминается во многих отечественных письменных источниках и воспоминаниях знаменитых иностранцев. Первые письменные свидетельства зафиксированы в «Повести временных лет». Многие иностранные путешественники, посетив Русь, считали необходимым описать свои необыкновенные впечатления от русского обычая мыться и париться. Например, араб ибн Даста, посетивший Русь еще в Х в., писал, что русские очень любят париться в бане и заканчивать банный ритуал валянием голыми в снегу или купаньем в проруби. В его описании бани в деревнях представляют собой землянки, которые используются и как жилища.

Немецкий ученый Адам Олеарий, побывавший в 30-е годы XVII в. в одной из бань Астрахани, так описал свои впечатления: «Русские могут выносить чрезвычайный жар и в бане, ложась на полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог выносить, затем, когда от такого жару они сделаются все красные и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают из нее голые (как мужчины, так и женщины) и обливаются холодной водой, а зимой, выскочив из бани, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом, остывши таким образом, снова входят в жаркую баню».

На Руси в баню ходили все. Это были одноэтажные постройки, вначале обычно на берегу реки. Отапливались они раньше дровами, имели три помещения: раздевальное, мыльное и парное. В летописях XI–XII вв. уже упоминается банный водопровод, построенный для «Ярославова дворища». Московские князья брали воду для бань из Москвы-реки или Неглинной, слуги спускались за ней с высокого холма. В начале XVI в. за стены Кремля по приказу Ивана Калиты от берега реки проложили дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками «дворовый люд» разносил ее куда нужно.

При постройке Кремля из кирпича в башнях были устроены тайники-водопроводы — под Свибловой (позднее стала называться Водовзводной) и Собакиной (ныне Арсенальной). В XVIII в. был построен более современный водопровод, в котором вода самотеком поступала по специальному водоводу в колодец в подвале Свибловой башни. При помощи конного привода вода подавалась в бак на башне, из которого по свинцовым трубам (кстати, это вредно) поступала в резервуар и далее в царские бани.

Баня всегда пользовалась у россиян большой популярностью и любовью. Это отмечали многие литераторы и ученые. Историк П. И. Страхов описал обычай русских царей сразу после встречи приглашать иноземных послов и гостей в баню. После нее переговоры с находившимися в приподнятом настроении гостями проходили, как правило, на более дружественном и доверительном уровне и успешнее, чем обычно. Но из истории известно, что в баню звали иногда и недругов. Используя русскую банную традицию, княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство мужа, князя Игоря. Летописец засвидетельствовал этот факт так: «Пришедшим древлянам приказала Ольга приготовить баню, говоря им: «Вымывшись, придите ко мне!» И разожгли баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться, и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и сгорели все…».

Русский историк Н. И. Костомаров пишет, что баня у русских была первой потребностью — как в чистоте, так и в своего рода наслаждении, самым главным лекарством от всех болезней: «Коль скоро русский почувствует себя нездоровым, тотчас… идет в баню париться».

На Руси без бани не обходилось ни одно торжество. Накануне свадьбы, например, невеста после «утренника» приглашала подруг пойти с ней в «жарку банюшку». На следующий день после свадьбы в баню шли уже сами молодожены. Для гостей по традиции старались баньку приготовить получше — угостить легким паром.

Пар в русской бане в зависимости от двух ее разновидностей готовился либо по-белому, либо по-черному. Самая упрощенная конструкция бревенчатой бани без вытяжки, с прогреванием стен дымом от печи и обязательным последующим (предваряющим прием пара) кратковременным проветриванием — это парная баня «по-черному». Стены ее закопчены как внутри, так и снаружи. Однако труженица она отменная и наделяет любителя париться всеми основными возможностями, которые дает и баня «по-белому», обустроенная вытяжкой, изолированным дымоходом и печью, и потому более чистая, белая да пригожая.

«Белая» русская баня — простое и вместе с тем остроумное сооружение. Это едва ли не одно из самых древних сооружений, принципиальная конструкция которых дошла до наших дней. В деревнях — это избушка, срубленная из бревен, зачастую наполовину погруженная в землю. В начале ее небольшой предбанник, затем непосредственно баня, парилка. В парилке — каменка (печь, в которой сложены камни). Печь топят, камни раскаляются, их поливают горячей водой, и баня наполняется жарким паром. Вот тогда-то и можно взобраться на полки, устроенные в виде трех-четырех ступенек; чем выше, тем жарче.

Ритуал париться «по-черному» другой. Это ритуал самой древней русской бани, который в некоторых деревнях сохранился и в наши дни. Печь топят при отсутствии трубы и дым прогревает стены парилки. Чтобы не угореть, огонь гасят, баню проветривают, а стены окатывают водой. Затем поддают несколько шаек воды в каменку и тем спаривают баню, после чего приступают к делу. Кому приходилось париться в такой бане, отмечают ее «духовитость», раскаленность и в то же время ласковость жара, аромат очага и какую-то счастливую первобытность.

Иностранцев особенно сильно поражал еще один рискованный, по их мнению, способ париться — в деревенской печи. Разумеется, для этого она должна была иметь внушительные размеры. Принцип такого «путешествия» в печь сродни по ритуалу парной бане «по-черному». Ни у одного народа нет такого варианта добровольной «экзекуции». Это личное изобретение только наших предков. Алексей Галицкий — большой любитель парных процедур и острых ощущений, так описывает свои переживания от «путешествия» в печь: «Оно было когда-то излюбленным во многих наших селах, а особенно в безлесных районах, где не было возможности построить отдельную бревенчатую баню. Кто испытал этот своеобразный способ париться (он сохранился и поныне), находят в нем особую прелесть. Испекли, скажем, во вместительной русской печи хлеб. Вытащили, удалили золу и уголь, почистили как следует. Затем настелили внутри солому или доску положили и осторожно, чтобы не коснуться раскаленных стен и потолка, прямо в печь, ногами вперед. Но еще, перед тем как забраться в печь, в нее заранее кладут распаренный березовый веник и ставят бадейку с водой. Макнул пучок соломы в воду — и брызнул на стены печи. Вздыбились клубы горячего пара. Но пар мгновенно рассеивается, и в печи остается терпкий приятный жар. Распарившись, так же осторожно выбираются из печи. И не жалеют холодной воды, а если поблизости речушка, ныряют прямо в нее».

Профессор П. И. Страхов описывает, как в русской печи таким образом парили стариков: «Кто-то по старости или от болезни бывает слаб и дряхл так, что сам не в силах влезть в печь, то его укладывают на доску и вдвигают в печь. Затем в печь влезает другой, здоровый, чтобы парить и мыть немощного».

Испытал на себе целебное действие «печного пара» и историк бань А. А. Бирюков: «И хоть не был я слаб и дряхл, а наоборот, занимался в то время тяжелой атлетикой, — вспоминал он, — именно русская печь излечила меня от недуга. Было это в 1954 г. на уборке картофеля в Московской области. Вдруг заболела у меня поясница, да так, что не могу двигаться. Таблетки, выписанные врачом, не помогали. И вот бабушка Аксинья, у которой мы на время поселились, предложила: «Попарься в печке, вмиг встанешь и хворобу твою как рукой снимет». Я отшучивался: «Бабуль, неужели так надоел тебе, что испечь меня хочешь?» А ребятам интересно, они делали вид, что поверили в это народное средство и хором уговаривали меня попробовать. Им интересно, а мне страшно. В конце концов «уговорила» меня боль. Из-за нее я не только на стенку, но и в горячую печь готов был лезть.

Рано утром бабушка Аксинья истопила печь березовыми дровами. Выгребла золу. Принесла охапку душистой соломы, постелила в печи, облила ее водой. Ребята пододвинули стол к печке. С их помощью я, постанывая от боли, кое-как забрался на стол, веник березовый взял и со стола полез в печь. В печке было невыносимо жарко, но приятно пахло соломой. Я стегал себя березовым веником до тех пор, пока хватило сил. Из печи вылез вымазанный сажей, обмылся теплой водой. Потом лег на стол, а бабка Аксинья растерла мне поясницу денатуратом, после этого обвязала шерстяным платком и отправила на лежанку.

На следующее утро я был почти здоров, а через день и работоспособен».

Уместно отметить, что многое из традиций русской бани за рубежом воспринимается с большим удивлением, как рискованное или опасное для здоровья, а то и для жизни! Причина, наверное, в том, что западные европейцы во многом уступают славянам по выносливости и терпению. Помните, температурный режим наших суровых зим не могли выдержать во время войны ни французы, ни немцы?

Удивление «западников» подтверждает рассказ, записанный со слов современника Петра I: «В 1718 году, в бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадер баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей. Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая, разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах у императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо-де все перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал: «Не опасайтесь, господин Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней. У нас бывает сие и зимой: привычка — вторая натура». Заметим, что сам Петр I был не только большим любителем бани и поощрял ее распространение в России, но и организовал первые водолечебные курорты в России. Посетив знаменитые европейские курорты Баден-Баден (в отрогах Шварцвальда ванны из естественного пара минеральных источников), Карлсбад (нынешние Карлови-Вари), Пирмонт, он первый распорядился разыскивать «лечительные воды» в землях России.

1.5.2. Сандуновские и другие знаменитые бани старой Москвы

В начале XVIII в. деревянные бани в Москве соорудили возле Кузнецкого ряда (нынешний Кузнецкий мост) у реки Неглинной. Мылся в них торговый люд, кузнецы, грузчики, возчики. А на другой стороне реки, неподалеку от Охотного ряда, топились бани Авдотьи Ламакиной. Банщиков в торговых банях не было. Каждый сам доставлял себе воду для мытья, черпая ее прямо из Неглинной при помощи журавля. Во время большого пожара в 1737 г. бани возле Кузнецкого ряда сгорели, а Ламакинские уцелели — они стояли на пустыре, между двумя прудами. Несмотря на неудобства и грязь, народ туда валом валил, поскольку других бань поблизости не было.

Жившие неподалеку знаменитые в ту пору актеры Петровского театра Сандуновы, прикинув возможный доход, решили возвести собственные большие каменные бани на месте личной усадьбы. Осуществить свой замысел им удалось лишь в 1806 г. Хотя сами братья ими дальше не занимались, а сдали в аренду Ламакиной, эти бани и по сей день носят название Сандуновских. Историк русской бани А. А. Бирюков отмечает, что были они по тем временам роскошными — с зеркальными залами, мягкими диванами, опытными банщиками и прислугой и стали своего рода аристократическим клубом. По свидетельству В. А. Гиляровского, «в этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе». А. С. Пушкин также посещал их и, как отмечали его друзья, любил «жарко попариться». Здесь парились и Денис Давыдов, и писатель А. П. Чехов (вспомните рассказ «В бане»), и его брат художник П. П. Чехов, и многие-многие другие знаменитости.

Видя, что Сандуновские бани дают владельцам огромный доход, славу и положение в обществе, купец и фабрикант Хлудов решил построить свои бани — такие «сказочные, что описать невозможно». Назвали их Китайскими (в советские времена переименованы в Центральные). Наравне с Сандуновскими эти бани и сегодня считаются лучшими в Москве, попасть в них за честь почитают и москвичи, и приезжие, и иностранцы.

Проект Китайских бань разработал архитектор Эйбушиц. В 1881 г. был построен первый корпус с отделениями «простонародным» и «дворянским». В 1893 г. к ним добавилось «полтинное» отделение. Посетители были изумлены красотой и дороговизной обстановки и отделки. На торжественном банкете по случаю официального открытия Китайских бань некто Гонецкий, муж миллионерши и сын известного в Москве генерала, разгоряченный завистью к новому банному комплексу, принял решение построить на месте старых Сандуновских бань новые, лучше Китайских. Он не был богат, но рассчитал все правильно: его жена-миллионерша не устояла перед соблазном отличиться и согласилась субсидировать задуманное мужем предприятие.

Следует отдать должное Гонецкому. Несмотря на горячую голову, он вполне разумно подошел к реализации проекта: объехал страны Востока и Запада — от Турции до Ирландии, где ознакомился с архитектурой лучших бань, просчитал возможности использования лучшего в задуманном проекте, выписал из Вены известного архитектора Фрейденберга, поручив ему начало строительства (достраивал бани русский архитектор В. И. Чагин). Новые Сандуновские бани строились три года и были открыты в 1896 г. На знатоков «парильного искусства» они произвели действительно потрясающее впечатление, поскольку при их оборудовании были учтены все удобства, которыми располагали Китайские бани, и добавлены новые, да и делалось все с еще большим шиком. При той же вместимости, что у Китайских, Сандуновские бани включали теперь и 27 банных номеров с парильными отделениями для избранной публики. Впрочем, менее зажиточные граждане тоже могли иногда позволить себе воспользоваться элитным паром, но за удовольствие приходилось платить приличные по тому времени деньги — 1–4 рубля в час.

Особенно поражала современников архитектура основного здания новых бань. Трудно определить его стиль, настолько оно уникально внешне. Именно это помещение в основном сохранилось неизмененным до наших дней и действует, как и прежде, как мужское отделение высшего разряда.

В XIX столетии бани преимущественно строились у рек. Такое соседство позволяло прямо из парной сигануть в холодную речную воду (зимой — в прорубь) и быстро вернуться в окутывающий тело жар. По словам Гиляровского, в Москве таких бань было около 60, и все они имели своих постоянных посетителей, своих клиентов из определенного сословия. Люди со средствами шли в «дворянские» отделения, рабочие и беднота — в простонародные, дешевые. Для них бани одновременно были своего рода поликлиниками, где можно было не только вымыться, но и подлечиться, выгнать из тела простуду и иные хвори.

Лучшими банями в прошлом столетии оставались Сандуновские и Китайские. Конкурировали они между собой в основном за новичков, так как старые посетители измену «своей» бане считали неприличной. Каждая из бань старалась совершенствовать свой особый «фирменный сервис», включавший качество веников, искусство банщиков, сорт пива и других напитков, массажные услуги, комфорт.

В. А. Гиляровский был большим любителем бани и знатоком быта старой Москвы. В книге «Москва и москвичи» он писал: «Единственное место, которое ни один москвич не миновал, это баня», и утверждал: «Москва без бань — не Москва». Сейчас в Москве построены новые, отвечающие всем современным требованиям санитарии и гигиены бани, и у ее жителей и гостей есть великолепная и незабываемая возможность испытать на себе обновляющую и живительную силу русского пара. У каждой из них также есть свои почитатели, в одну минуту способные доказать вам, что именно их баня самая лучшая. Например, танцоры из ансамбля И. А. Моисеева скажут, что самые лучшие московские бани — Оружейные, где «большая, светлая парилка и всегда чисто», футболисты «Спартака» назовут в качестве таковых Центральные, а большинство борцов и боксеров — Сандуновские. Среди последних особенно много истинных любителей париться, поэтому к их мнению стоит прислушаться. В Сандунах действительно много воздуха и в парильном и в мыльном отделениях. Боксерам и борцам часто приходится сгонять вес, чтобы сформировать в теле больше мышечной массы либо перейти в более легкую весовую категорию. Процедура сгонки избыточного веса требует времени и терпения не на один день (олимпийский чемпион по борьбе Б. Гуревич в Сандунах сгонял вес с 64 до 52 кг). Любой другой город может назвать свои лучшие бани. Не будем описывать их все, ограничимся только примером минских и алма-атинских.

1.5.3. Бани от Минска до Алма-Аты

Многие знатоки парной бани, побывавшие в столице Беларуси и посетившие минские бани, остаются под приятным впечатлением. Уместно в связи с этим сослаться на того же знатока бани и банных традиций А. А. Бирюкова, который, следуя из Москвы в Минск, разговорился с попутчиками. Они, почувствовав особую заинтересованность москвича баней, спросили его: «А вы что-нибудь знаете о “термах Жевелева”»? Дальше слово самому Бирюкову:

«Я мысленно стал перебирать все известные мне названия бань, начиная с античных времен: термы Каракаллы, Траяна, Константина, Диоклетиана, бани на площади Скоссакавалли, принадлежавшие кардиналу Риарио. Знал я баню Виа дей Пастини и грандиозную баню Сант Анжело в Пескериа, но “термы Жевелева” не вспомнил.

— Нет, — говорю со смущением, — не слышал о таких.

— Ну, так мы вас в эти термы сводим.

Вначале я решил, что надо мной подшучивают. Но то, что я увидел через несколько дней, оказалось прекрасной действительностью, а не шуткой. Я. И. Жевелев — тогдашний директор Республиканского водноспортивного комбината в Минске, а «термы Жевелева» — так попутчики называли бани при спортивно-восстановительном центре…»

Я побывал не в одной бане в нашей стране и за рубежом, но то, что увидел в Минске на улице Сурганова, меня поразило. Здесь работает шесть великолепных парилок-саун, которые могут служить и как русские. Есть большие бассейны с пресной и минеральной водой. При каждой парилке имеются контрастные ванны (одна с температурой +8 °С, другая +40 °С). Если вы вздумаете проверить свои способности в плавании, вам не надо засекать время, знать длину бассейна для определения скорости. В специальном бассейне можно на пульте задать любую скорость воды и по специальной шкале без труда определить, с какой скоростью вы проплыли. В «жевелевских термах» на выбор предлагают вибромассаж, гидромассаж, пневмомассаж, комбинированный массаж. До посещения парной можно получить физическую нагрузку с помощью велоэргометра, до и после бани измерить силу мышц рук, ног и т. д. У входа стоят весы с таблицей оптимального соотношения между ростом и весом.

Если вы пришли подлечиться, то вам предложат хвойные, радоновые, газовые, жемчужные, кислородные ванны. Кто тяжело переносит парилку, тот может подышать кислородом или полезными смесями из целебных трав. Веники вам подадут березовые, дубовые, комбинированные, даже эвкалиптовые и крапивные.

А после бани вас угостят чаем, заваренным по-белорусски — на бруснике, с березовым соком. Эти бани славятся по всей Белоруссии.

Так же славятся и бани из другой географической зоны — алма-атинские, имеющие удивительный восточный колорит и приятно поражающие посетителя. Алма-атинская баня имеет несколько купальных помещений с различной температурой воздуха. Помещение снаружи и изнутри оформлено в восточном стиле, с великолепным ярким орнаментом на стенах и причудливой лепкой на потолках внутренних помещений. Огромное помещение за входной дверью разукрашено мраморной плиткой, с мраморными лежаками, наполнено услаждающими слух песнями и мелодиями в исполнении известных артистов и на национальных инструментах.

Здесь вам предложат перед началом сеанса вначале понежиться в центре зала на огромном «пятачке» — мраморной суфе (место, где парятся), которая возвышается над полом на 40–50 см. Тут же можно взять простыню и, уютно в нее закутавшись, ощутить тепло прогретого до 40 °С камня суфы. Высоко над ней, под потолком, возвышается слепящий белизной купол, через огромное стеклянное отверстие в котором видно голубое безоблачное небо. Долгое его созерцание расслабляет, у многих быстро снимает нервное напряжение. За 20 мин пребывания на суфе можно хорошо прогреть наиболее склонные к обменным и простудным заболеваниям суставы — тазобедренные, коленные, плечевые, кожа покрывается обильным потом и наступает самое время искупаться. Купальное помещение лишено изнуряющей влажности за счет хорошей приточно-вытяжной вентиляции. Во всех помещениях бани имеются души, температура воздуха различна. После душа можно отдохнуть в нише из розового мрамора и с таким же сводом. Температура этой мраморной суфы уже около 50 °С, поэтому через 10-15 мин ваше тело вновь покрывается обильным потом. Заканчивается второй этап банной процедуры по-алма-атински тоже душем. Третий этап парения также связан с возлежанием на суфе, камень которой прогрет еще больше — до 70 °С. Время процедуры — до 15 мин. Температура вынуждает к постоянной перемене положения. Тело окончательно разогревается и потеет, хотя и не так обильно — первые две суфы уже забрали из него часть влаги. И вновь душ и ощущение необычайной легкости тела, жизнерадостности, что нередко вызывает желание еще разок пройти по кругу. Это вполне осуществимо по времени, отводимому на сеанс пребывания в бане.

После бани к услугам посетителей массажный кабинет с опытными массажистами. По обычаю восточных бань после глубокого прогревания на горячих суфах посетитель может принять восточный «силовой массаж» (с активным разминанием мышц и суставов). Для этого в общем зале имеется специальная массажная ниша с температурой до 45 °С. Действия «восточного» массажиста очень искусны. Сначала он выполняет 2–3 давящих выжимания на спине, затем глубокое разминание мышц вдоль позвоночника. Кончиками пальцев массажист пробегает по позвоночному столбу, пояснице, плечевым суставам, шее, одновременно усиливая давление на мышцы локтем. И так несколько раз по спине вдоль позвоночника вверх-вниз, вверх-вниз. Постепенно массажист пускает в дело не только руки, но и принимается глубоко массировать мышцы спины пяткой ноги, цепкими захватами заводит вверх то руку, то ногу, стараясь побольше размять разогретые суставы. Массаж становится настолько интенсивным, что у новичка может создаться впечатление, что добром все это не кончится и как минимум вывихи суставов ему обеспечены. Страхи искупаются конечным ощущением необыкновенной гибкости, стройности тела и прямизны позвоночника. После массажа вас в алма-атинской бане подвергнут бодрящему контрастному обливанию — очень горячей, потом ледяной и снова горячей водой, вымоют голову мылом и душистыми настоями, укрепляющими волосы и делающими их блестящими, завершив все теплым душем, свежей простыней и отдыхом в раздевалке с непременным знаменитым зеленым чаем или со свежим прохладным кумысом.

После таких процедур начинаешь лучше понимать секреты известных восточных лекарей и глубину их традиционного искусства оздоровления и лечения в бане.

Так что, не только «Москва без бань — не Москва». Бани есть везде — на Юге и Севере, на Западе и Востоке, простые и шикарные, замечательные и не очень.

1.6. Бани за морями, за лесами…

1.6.1. Колумбийская баня

Все спортсмены используют баню не только для оздоровления, снятия усталости, но и для, например, сбрасывания лишнего веса. Поэтому во многих краях хозяева нередко с гордостью приглашают иностранных спортсменов в свои национальные бани. Вот что рассказали побывавшие на чемпионате мира по водным видам спорта в Кали (Колумбия) О. Кученев и А. Бирюков о посещении тогда еще советскими спортсменами одного банного комплекса при клубе миллионеров. Увиденное превзошло все ожидания.

«У входа в банное отделение нас встретил очень предупредительный инструктор. Предупредительность персонала исключительна, каждая услуга здесь оплачивается так щедро, что любой каприз посетителя кажется разумным.

Прежде чем пойти в парилку, нам предложили позаниматься физическими упражнениями на шведской стенке, гимнастической перекладине, специальных тренажерных станках.

Следующий зал был оборудован различными хитроумными аппаратами для массажа. Новым для нас устройством оказалась вибрационная массажная кушетка, устроенная так, что разные части тела массировались на ней одновременно. Причем для каждой части тела частота колебаний была своя.

В душевых воду не надо открывать и закрывать. Достаточно встать под душ, чтобы полилась вода. Чем ближе подойдешь к стене, тем вода становится горячее: температурой «распоряжается» дистанционный элемент, вмонтированный в стену.

Парильное отделение состоит из четырех комнат. В первой отдыхают, пьют прохладительные напитки, кофе, читают свежие газеты, играют в шахматы. Здесь не жарко. Во второй воздух нагревается до 70 °С. Если посетителю недостаточно такой температуры, он проходит в следующую комнату, где воздух нагрет до 90 °С. Если и этого мало, можно пройти в парилку, где температура устанавливается по желанию. Мы, например, несколько раз просили инструктора добавить жару, чем его немало удивляли. Спортсмены — люди особо выносливые. А русских спортсменов здесь видели впервые.

Наши прыгуны в воду и пловцы показали, что они знают толк в бане. Инструктор, понимая свою ответственность при обслуживании иностранцев, хватался за голову, призывал нас взглянуть на термометры, которые установлены на всех четырех стенах, и, улыбаясь, повторял: «Не губите, у меня двое детей». А когда я достал из сумки пару березовых веников и стал азартно хлестать Славу Страхова, в парилку сбежались все посетители (в бане было около десятка человек из местных жителей). Правда, не прошло и минуты, как они исчезли, не выдержав русского жара. Любопытство все же брало верх, и они снова появлялись толпой, пригибались к полу и опять исчезали. А Слава вошел в азарт, просил добавить жару.

Расположение парильных комнат с постепенным повышением температуры физиологично. Организм испытывает воздействие высокой температуры не сразу. Это дает возможность постепенно включать систему терморегуляции. Полы во всех парильных комнатах кафельные и горячие, босиком невозможно ступить, поэтому они застланы деревянными решетками.

Сухой горячий воздух в парильные комнаты подается по трубам, температура в них поддерживается постоянной.

Когда мы после парилки перешли в массажную комнату, за нами следовала свита из посетителей. Мы не стали пользоваться аппаратами для массажа, предпочли собственный, ручной, чем тоже удивили местных завсегдатаев. Они с любопытством наблюдали за происходящим…

Хорошо зная своих спортсменов, их вкусы, привычки и загруженность мышц, мы с коллегой О. Кученевым применили глубокий и жесткий массаж, который был необходим в тот момент. Массируемый нами Владимир Буре выглядел в глазах местных массажистов истязуемым. Действительно, такой массаж болезненный, и людям, от спорта далеким, трудно объяснить, за что Володя его так любит. Может быть, они поняли это на следующий день, когда В. Буре установил всесоюзный рекорд и стал третьим на чемпионате мира».

Так что колумбийский банный сервис, конечно, произвел впечатление на наших спортсменов, но и они удивили местных завсегдатаев русской выносливостью и привычностью к банному пару и, кроме этого, продемонстрировали высокое искусство банного массажа.

1.6.2. Финская сауна

Хотя русская баня во всем мире славится очень жарким паром, у нее есть серьезный конкурент — финская сауна. Климатические условия Финляндии сравнимы по суровости с российскими, особенно к северу от средней полосы России. Возможно, этим объясняется, что финны, как и русские, к горячему пару имеют большую приверженность и пристрастие, чем жители других европейских стран.

Сауна для финнов — главное средство восстановления сил после тяжелого труда, например крестьян, лесорубов, и настолько хорошо снимает усталость, оздоравливает и повышает настроение, что стала одной из самых популярных в мире и даже производится на экспорт.

Интересно, что с течением времени по сравнению с банями других народов финская сауна изменилась мало. Ее посещение для финнов — привычная жизненная необходимость. Почти каждый сельский дом в Финляндии оборудован маленькой баней, построенной, как правило, на берегу реки, озера или моря. В городах с раннего утра до позднего вечера работают крупные общественные бани. Сауны есть на заводах, в гостиницах, школах, больницах, практически в любых достаточно крупных учреждениях. По статистике, в Финляндии примерно на каждые пять человек приходится одна сауна.

Финские бани различаются по своим размерам — ломасауны, салосауны, куросауны, эросауны (от двух посетителей до нескольких человек). Но принцип действия их почти такой же, как и русской. Более того, если заглянуть в историю, выяснится, что, так же как у русских, древняя баня у финнов топилась «по-черному». Источником тепла в «дымовой сауне» был простейший камин с наваленными в него камнями. После того как дрова в камине прогорали, бревенчатую хижину, так же как русскую баню «по-черному», проветривали от дыма и только после этого начинали париться, сидя или лежа на скамье под самым потолком при температуре 70–100 °С.

Так же, как и русские, финны любят в ходе банного ритуала испытать резкую смену температур — из парилки нырнуть в холодную воду или в снег. Правда, не все посетители сауны признают веник (он все-таки увлажняет воздух в парилке), но многие финны не могут в сауне обходиться без него.

Современная бездымная финская сауна появилась позднее и отличается от «черной», «дымной» главным образом устройством камина. Камин оборудован специальной крышкой, оканчивающейся трубой, через которую выходит дым, не попадая в помещение, поэтому топить можно его и во время парения. Некоторые финские парильщики все же считают дым непременным атрибутом сауны, вызывающим у них неповторимые ощущения, и поэтому отказываются париться в бездымной бане.

Современные финские сауны в учреждениях, гостиницах, больницах работают только на электрическом подогреве. Подача воды в электрокамин и температура воздуха в сауне регулируются автоматически. В общественной сауне стены теперь часто делают из камня, накаляющегося во время сеанса. Многие из саун имеют как большие залы для мытья, так и отдельные кабинеты.

В индивидуальные сауны финны по древней традиции ходят всей семьей. Их предки вообще парились не только семьей, но и «всем миром». Древние финны считали сауну святыней и даже верили, что в облаках пара присутствует и скрывается добрый дух. Для них едва ли существовала болезнь, которую они не взялись бы вылечить с помощью бани. До нашего времени дожила финская народная пословица: «Если человека нельзя вылечить с помощью духов, смолы и сауны, он умрет». Раньше финские женщины даже рожать отправлялись в баню.

В современной Финляндии сауна, как нигде, — не просто бытовая традиция, а живая потребность тела и души. Финны не просто любят свою баню, они ее всячески рекламируют, считают, что сауна играет не последнюю роль в достижении высоких спортивных результатов. И действительно, на многих международных соревнованиях финские спортсмены представляют для соперников весьма «неудобного противника», преподносящего неприятные сюрпризы.

В селении Муурума, неподалеку от Ювяскюля, открыт уникальный музей саун. На площади в десять гектаров под открытым небом расположились банные строения разных времен. Самый старый экспонат — финская баня, построенная в 1764 г. Существует в Финляндии и специальное общество «Пуутало», которое занимается постройкой бань разной конструкции. Популярны легко собираемые и разбираемые складные бани. Такие складные бани чаще всего используются за городом и являются предметом экспорта.

В финской бане полки делаются из осины, липы, тополя, в ней всегда ароматный дух. В современной сауне относительная влажность воздуха в парном отделении поддерживается на уровне 5–15 %, температура воздуха — 80–140 °С. Сухой воздух облегчает теплоотдачу и дает возможность легко переносить высокую температуру и детям, и пожилым людям. Баня обычно состоит из трех отделений: холла (раздевалки), мыльного отделения с бассейном и специальными массажными столами и парилки. Финны любят полакомиться в бане поджаренной колбасой, утолить жажду квасом, кофе или национальным прохладительным напитком.

1.6.3. Японская баня фуро

Все бани хороши, но японцы считают, что самая лучшая — это их национальная баня фуро. В самом ее названии («фуро») выражено почтительное отношение к ней японцев. Но если баня фуро является общественной, ее называют словами «фуроя» или «сэнто» (общественная баня).

Сэнто — место деловых встреч, дружеских бесед, обмена информацией. При таких банях работают дорогие рестораны, кинозалы, читальни. Предприимчивые политики используют их для укрепления своей популярности: во время избирательных кампаний они становятся завсегдатаями сэнто, проводят там целые вечера.

Домашняя фуро — суперпростое сооружение, которое, если вы этого захотите, нетрудно заиметь на приусадебном участке. Для этого достаточно обзавестись небольшой деревянной бочкой или деревянным бассейном, в котором для удобства устраивается сиденье либо деревянная скамеечка. Бочку устанавливают на печь и наполняют водой, которую нагревают до 40–50 °С. В воду погружаются так, чтобы область сердца оставалась над водой. Без привычки японская баня переносится с трудом. Через 10 мин пребывания в фуро пульс у парильщика учащается до 120 уд/мин, как от быстрого бега. После такой бани надо хорошо отдохнуть. Японцы, выйдя из фуро, заворачиваются в простыню и лежат на кушетке около часа.

В сэнто большое внимание уделяют приятному интерьеру. Традиционно в нем присутствуют аквариумы, цветники с тропическими растениями — это располагает к отдыху, создает хорошее настроение. В холодную погоду сэнто служит местом, где можно согреться и уберечься от простуды. Полученное тепло потом долго сохраняется организмом, в жаркую погоду воздух улицы воспринимается после сэнто как освежающая прохлада.

Как общественная баня сэнто имеет несколько больших комнат, рассчитанных на определенное число посетителей. В раздевальной комнате несколько кабин с корзинами для белья. В банном отделении пол покрыт разноцветной плиткой. Посередине зала — бассейн, вода в котором нагрета до 55 °С. Вокруг аккуратно в ряд разложены деревянные шайки или ведра, вмещающие до 8 л воды.

Прежде чем войти в бассейн, посетители моются под краном или выливают на себя 4–5 тазов горячей воды и только затем погружаются в воду. После изрядного потения выходят из бассейна, садятся рядом на пол и жестким полотенцем или специальной рукавицей методично и аккуратно растирают все тело. После такого самомассажа они вновь ненадолго погружаются в бассейн. На этом банная процедура заканчивается. В раздевалке на разгоряченное тело надевается хлопчатобумажное кимоно (синтетическая одежда исключается).

В Японии распространены и другие, оригинальные с нашей точки зрения, бани — опилочные офуро. Для сооружения такой ароматной бани деревянную бочку наполняют не водой, а опилками, чаще кедровыми. Опилки нагревают до 50 °С, забираются внутрь бочки и наслаждаются этим «ароматным паром» 8–12 мин. Опилки хорошо впитывают пот, а целебные вещества из древесины через поры проникают в организм и оздоравливают его. Японцы считают, что офуро является одновременно великолепной закаливающей и профилактической процедурой.

1.7. Чья баня лучше

Вопрос, конечно, интересный, тем более, что «каждый кулик свое болото хвалит», и не без оснований — не могут бани быть одинаковыми везде, хотя бы из-за наличия у каждого народа национальных традиций, своего уклада жизни и т. д. Образно говоря, то, что хорошо северянину, не обязательно должно быть по душе африканцу или китайцу. Вот и сложились исторически римская, восточная, русская, финская, японская, ирландская и другие бани. Наука, впрочем, классифицирует бани по другим показателям — физическим параметрам. Например, немецкий профессор Г. Краус считает, что в Европе таких бань три: 1) русская паровая (очень влажная баня); 2) римская или турецкая (очень сухая с разной температурой воздуха в разных парильных помещениях); 3) финская (суховоздушная, очень жаркая сауна).

Однако такое деление бань по температуре и качеству пара не совсем корректно, поскольку при нем русская и финская бани кажутся чуть ли не антиподами. Заблуждение профессора выясняется при описании им «русской бани», ее устройства и размеров. Он в своем сравнении «русской» считает большую городскую баню, в которой трудно держать воздух сухим. Исконно же русская баня всегда была сухой. Поэтому некоторые исследователи предлагают различать среди русских бань классическую (деревенскую) и городскую (общественную).

Специалист по баням и большой любитель париться А. А. Бирюков предлагает другую классификацию: 1) баня-каменка типа русской или финской (с температурой до 120 °С, влажностью от 5 до 20 %); 2) паровая (сырая) баня с влажностью воздуха от 75 до 100 %, температурой 60–70 °С; 3) водяная, или японская, баня. Пожалуй, такое деление бань ближе к истине, и с мнением А. А. Бирюкова можно согласиться. А на вопрос, какая баня лучше, уместно ответить словами одного мудреца: «Лучшая баня та, которая давно построена, просторна и имеет мягкую воду». Кстати, другой мудрец к этому добавил: «И та, которую топят сообразно натуре тех, кто хочет в нее войти». Так что мало подвести в баню воду, напустить пара. Оборудовать места для сидения и лежания в бане тоже не главное. Главное, чтобы банный ритуал и предоставляемый банный сервис обеспечивали и удовлетворение индивидуальных запросов каждого посетителя, чтобы после бани он почувствовал себя «обновленным», бодрым, жизнерадостным и готовым с новой энергией окунуться в решение предстоящих дел.

Споры о том, чья национальная баня лучше, таким образом, теряют смысл. Все бани хороши по-своему. Ощущение блаженства вполне может обеспечить даже обычная лесная или дачная бревенчатая банька в гармонии с природой и окружающим миром, даже если она топится «по-черному».

Вот как А. А. Бирюков описывает местные традиции при посещении такой бани на Урале у озера Тургояк: «Дядя Саша поджидал нас у своего дома с резными узорчатыми наличниками. Еще накануне, узнав, что в поселок приехали спортсмены из Москвы, он, большой знаток и любитель бани, пригласил нас на первый пар.

Баня уже готова, но должна еще, по словам хозяина, «дозреть». И пока она «дозревает», дядя Саша с видимым удовольствием рассказывает нам, почему летом надо топить только березовыми, а зимой — и березовыми, и дубовыми дровами. В дровах он ценит и душистость, и мягкость, и сухость, рассказывает, как эти свойства в спиленном дереве сохранять.

Утро морозное (–36 °С), и баня манит нас своим теплом. Топится она «по-черному» и вид у нее бывалый. Оказывается, в ней еще родители 65-летнего дяди Саши парились.

Наконец входим в сумрачный предбанник. На полу туесок с мороженой брусникой, березовый сок, квас, настой из сосновой хвои.

Парилка оказалась маленькой, насквозь прокопченной. В углу — печь-каменка со встроенным баком для воды, трехступенчатые полки. На полу «ковер» из золотистой соломы.

Дядя Саша разложил нас на полки, плеснул кваском на камни, взял в руки два веника и… приступил. Он гладил мою спину, потом поднимал веники, «брал» ими жар и прижимал его к моим лопаткам и пояснице. Веники заходили, заплясали в его руках. Еще раз плеснул на камни, теперь уже соснового настоя, и дышать стало трудно, нестерпимо. Я застонал, дядя Саша тут же окунул веник в холодный квас и смочил мою спину. Потом встряхнул веники под потолком и вновь зашелестел ими.

Когда и спина и грудь мои испытали мягкость и упругость березового веника, дядя Саша властно открыл дверь и велел окунуться в сугроб. После 30-секундного «купания» я вбежал в парную на самую высокую ступеньку, где меня уже ждал в клубах свежего пара дядя Саша с вениками в руках. Еще 2–3 минуты массажа, и, обессиленный, я скатился вниз на душистую солому.

А потом в предбаннике, медленно обтираясь и одеваясь, я размышлял, отчего легкость после бани возникает не только в теле. Откуда приходит вдруг ясность мысли, осознанная любовь ко всему, что окружает, — и к этой белой равнине за окном, к той заснеженной сосне? Ведь шел два часа назад в баню и не замечал сосну. Какое-то особое благодушие наступило, освобождение от обыденных забот».

Приведем еще пример. Василий Шукшин был большим любителем и знатоком русской бани. Вот как описывает он местные традиции банной процедуры в рассказе «Алеша Бесконвойный», главный герой которого Алеша пять дней в неделю безотказно трудился, а в субботу, как ни стыдили его, как ни уговаривали, с утра топил баню и посвящал ей целый день.

«…У него была своя наука — как топить баню. Например, дрова в баню шли только березовые, они дают после себя стойкий жар. Он колол их аккуратно, с наслаждением…

…Потом момент — разжигать, тоже милое дело. Алеша даже волновался, когда разжигал в каменке…

Поленья в каменке он клал, как и все кладут: два — так, одно — так, поперек, а потом сверху. Но там — в той амбразуре-то, которая образуется-то, — там кладут обычно лучины, бумагу, керосином еще наловчились теперь обливать, — там Алеша ничего не клал: то полено, которое клал поперек, он его посередке ершил топором, и все, и потом эти заструги поджигал — загоралось. И вот это тоже очень волнующий момент — когда разгорается. Ах, славный момент! Алеша присел на корточки перед каменкой и неотрывно смотрел, как огонь, сперва маленький, робкий, трепетный, — все становится больше, все надежней. Алеша всегда много думал, глядя на огонь. Например: «Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково… Да два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтоб люди прожили одинаково!»

Алеша накидал на пол сосновых лап — такой будет потом Ташкент в лесу, такой аромат от этих веток, такой вольный дух, черт бы его побрал, — славно! Алеша всегда хотел не суетиться в последний момент, но не справлялся. Походил по ограде, прибрал топор… Сунулся опять в баню, — нет, угарно.

Очень любил он пройти из дома в баню как раз при такой погоде, когда холодно и сыро. Ходил всегда в одном белье, нарочно шел медленно, чтоб озябнуть.

…И пошла тут жизнь — вполне конкретная, но и вполне тоже необъяснимая — до краев дорогая и родная. Пошел Алеша двигать тазы, ведра… — стал налаживать маленький Ташкент. Всякое вредное напряжение совсем отпустило Алешу, мелкие мысли покинули голову, вселилась в душу некая цельность, крупность, ясность — жизнь стала понятной…».

Действительно, банная процедура приносит умиротворение, облегчение и ясность мысли. Вероятно, поэтому в бане так плодотворно обсуждаются деловые вопросы, ведутся дружеские беседы и проявляется философская склонность к рассуждениям.

1.8. Обновление старых традиций

Прием банных процедур давно вошел в арсенал медицины как гигиеническое, оздоровительное и лечебное воздействие. Современные медики не отказались от некоторых нетрадиционных народных методов использования в бане воды и пара, например от использования банного веника, контрастных обливаний холодной и горячей водой или от народных способов приготовления «вкусного пара» (подливание в огонь специальных смесей из трав), находя их во многом полезными для здоровья. Однако медики предупреждают, что баня оказывает достаточно сильное воздействие на организм, и поэтому при некоторых заболеваниях ее следует принимать осторожно или даже вовсе воздержаться от ее посещения.

Опыт как традиционной, так и нетрадиционной медицины разных стран Европы и Азии показывает, что использование парных бань в целом очень полезно для оздоровления населения, снижения заболеваемости, повышения трудоспособности и долголетия. Традиционной в Европе обычно называют современную медицину, использующую методики, основанные на аппаратном, объективном или научном контроле изменений в состоянии здоровья, а нетрадиционной — народную («травную») и медицину Востока, основанную преимущественно на многовековых практических наблюдениях, субъективных ощущениях и учете внешних изменений организма. В настоящее время происходит их взаимодополнение и проникновение: в нетрадиционной медицине для контроля за состоянием больного стали использовать современные методы диагностических исследований (электрокардиография, ультразвуковое исследование и т. д.), в традиционной — многие народные методы воздействия водой, паром или массажа руками соседствуют с вибромассажем, укалыванием китайских точек лучом лазера и др.

Поэтому различия между ними постепенно стираются. Интересно, что на Востоке название направлений медицины часто обратно противоположно европейскому: традиционной (например, в Китае) называется более «старая» и доступная по применению «народная» медицина, а нетрадиционной — европейская.

Среди различных видов использования парной бани русская баня пользуется заслуженным признанием во многих странах. Например, в Финляндии и Норвегии, несмотря на множество популярных там саун, население с удовольствием посещает и построенные в крупных городах русские бани. Любят париться в русской бане и на другом конце света — в Японии, несмотря на прочность существующих в этой стране своих традиций. Перешагнула русская баня и океан: например, во многих городах США и Канады построены бани с характерными и зазывающими названиями — «Русский веник», «Русская парная», «Русская баня», «Русские удовольствия» и т. д.

Бани настолько вошли в быт, что их теперь обязательно проектируют при строительстве лечебных и оздоровительных учреждений (больницы, санатории, профилактории или дома отдыха), спортивных сооружений и гостиниц. В некоторых странах парные бани открыты даже при залах заседаний, концертных залах, чтобы после жарких споров или напряженной репетиции можно было снять нервное напряжение и получить хороший заряд бодрости. Располагают ими крупные круизные и другие речные или морские лайнеры, военные корабли и т. д.

Современная медицина значительно расширила круг банных процедур, комбинируя их с иными, нежели пар и вода, факторами. Например, многие водно-оздоровительные комплексы используют ванны с лечебными добавками (хвойные, шалфейные и др.), газовые (через воду пропускаются пузырьки воздуха, кислорода, углекислого газа). Стали популярны водные души: циркулярный — одновременно омывающий тело со всех сторон упругими струйками-иголочками или бьющий и массирующий тело мощной струей — душ Шарко; подводный (мощные струи воды массируют тело в ванне), «морской прибой», «водопад», «каскад» и т. п. Успешно используют пар в саунах для локального воздействия пара на часть тела (например, специальная паровая маска на лицо для очищения и омоложения кожи), многие другие способы местных воздействий.

В водно-оздоровительном комплексе или в крупных банях можно получить сопутствующие консультации опытного врача и массажиста. Они посоветуют, как подобрать процедуры и их комбинации в зависимости от состояния здоровья и самочувствия посетителя.

1.9. Стимул для души, тела и профессии

Разумное использование бани полезно для людей разных профессий. Однако есть среди них такие, при которых баня используется не только как оздоровительная процедура, но и как одно из средств подготовки к предстоящим нервным и физическим нагрузкам, а после них — для восстановления сил. Часто используют баню в этом плане спортсмены, летчики, космонавты, актеры и другие люди напряженного физического и умственного труда. Баня для них является средством дополнительной тренировки в повышении сопротивляемости организма, расширения возможностей перенесения нагрузок, достижения душевного равновесия.

В Звездном городке для космонавтов, например, построен великолепный восстановительно-подготовительный центр. Понятно, что он оснащен самым современным оборудованием: в больших спортивных залах есть тренажеры, массажные аппараты, бассейн, различные ванны. При центре имеются сухая и влажная парилки, предназначенные для разных целей. Сухой пар — для снятия физического и нервного напряжения, а влажный — при определенной методике тренирует сердечно-сосудистую и другие системы организма. Во многих странах мира для подготовки летчиков к полетам и послепилотного восстановления сил бани (обычно финские или русские) используются в обязательном порядке.

Баня помогает спортсменам решать важные профессиональные вопросы: снимает усталость, тренирует выносливость, помогает регулировать массу тела. От величины последней зависит переход в ту или иную весовую категорию (группу) штангистов, борцов, боксеров. Столь же придирчиво следят за своим весом гимнасты, конники, гребцы, которые тоже не могут обойтись без бани. У конников проблема снижения массы тела часто определяется желанием облегчить нагрузку на лошадь во время скоростных соревнований (поэтому конники чаще невысокого роста, худощавы). Гимнастам и гребцам нужно соразмерить свою массу с оптимальным состоянием мышц, чтобы при потере веса не снижались результаты, которые они показывали на самых удачных своих тренировках. К тому же баня хорошо восстанавливает силу и выносливость, быстро приводит в норму уровень молочной кислоты в мышцах, в избытке образующейся при перетренировках.

Активно пользуются баней артисты. Певцы и танцоры, актеры и музыканты испытывают большое нервное и эмоциональное перенапряжение. У артистов балета к этому присоединяются громадные физические нагрузки (недаром вследствие систематических перегрузок они и на пенсию выходят намного раньше, чем большинство людей «обычных» профессий). Знаменитая Любовь Орлова выглядела всегда бодрой, обаятельной и веселой не только в силу своего характера, но и вследствие соблюдения неукоснительного режима. Она говорила: «Для того чтобы всегда быть женственной, надо быть мужественной». Многие годы Орлова ежедневно занималась гимнастикой, через день по часу плаванием, два раза в неделю делала массаж и регулярно посещала парную баню. Известная американская «королева дискотеки» певица Донна Саммер также считает, что поддерживать высокую профессиональную форму ей помогают в основном плавание, сауна и массаж.

За счет тренировки механизмов адаптации организма к новым условиям значительно легче протекает акклиматизация при дальних переездах, командировках, выездах за рубеж. Поэтому и здесь баня — хороший помощник для спортсменов, гастролирующих артистов и просто любителей зарубежного туризма. Замечено, что атлеты, ежедневно посещавшие парную баню накануне отъезда в страны с жарким климатом, акклиматизировались там легче, а показатели спортивных выступлений у них были более высокими и стабильными.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чудо бани и массаж предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я