Запомни запах маттиолы. Повесть и рассказы

Виктор Дмитриевич Панько, 2017

Книга прозы фольклориста, журналиста и писателя, члена Российского союза писателей Виктора Дмитриевича Панько составлена из произведений, написанных после 2002 года, когда он впервые заявил о себе как прозаик, опубликовав несколько рассказов в кишиневском журнале "Рассвет". Повесть "Контуженый", ироническая проза "Филозофические письма далёкому другу", рассказы на современные темы, не лишённые юмора и сатирической окраски, будут интересны широкому кругу думающих читателей

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Запомни запах маттиолы. Повесть и рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ФИЛОЗОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА ДАЛЕКОМУ ДРУГУ

Письмо первое

О ПОЛЬЗЕ ФИЛОСОФИИ

Дорогой друг!

В первых строках моего письма спешу сообщить тебе, что я, как говорится, жив, здоров, чего и тебе желаю. Как много времени прошло со дня нашей последней встречи, как много воды утекло, как сильно изменилось все вокруг! Ты помнишь, в дни нашей молодости мы пытались, как можно глубже проникнуть в суть вещей, в закономерности окружающего мира, все для нас было интересным и неизученным…

Так и полагается юношам и мужчинам. Ведь именно они пробивают дорогу пытливой общечеловеческой мысли, выстраивая тоннель в твердокаменной породе общечеловеческой глупости. Мужчин гложет любопытство и любознательность, пусть это — одно и то же, и ради их удовлетворения они нередко способны идти на большие жертвы. И это, поверь мне, — достойное занятие! Ведь ум мудреца подобен раскаленному на костре острию бритвы, рассекающему напополам человеческую глупость как кусок искусственного сливочного масла по названию «маргарин» или «Коровка».

Как ты и сам не раз имел возможность убедиться, поле деятельности в этом направлении не ограничено, потому что человеческая глупость не знает предела, на что обратил внимание еще Эразм Роттердамский,* а также многие другие величины, в частности известный тебе Джонатан Свифт.** По объему континуум человеческой глупости может сравниться разве лишь с человеческой жадностью, которая даже более, на мой взгляд, безгранична, чем даже глупость. Поэтому настоящим мужчинам есть где применить свою любознательность. Некоторые из них напоминают первых мотыльков, стремящихся со всей силы своего полета к свету и теплу раскаленной электрической лампочки и погибающих от столкновения с предметом своих вожделений, от удара об него.

Следующие за ними, за этими погибшими, мотыльки и мошки, наученные опытом первых, ведут себя значительно более благоразумно. Они летают вокруг лампочки по допустимому периметру и пользуются всеми благами тепла и света, радуясь жизни…

Но, друг мой, разве не безумству храбрых поем мы песню, как некогда провозгласил Максим Горький, при упоминании которого очень многие лица принимают кислое выражение?*** По-видимому, эти лица считают, что и для храбрых такого рода найдется местечко в психбольнице, несмотря на обилие других страждущих и нехватку в этих учреждениях так называемых «коек». Поверь мне, я не принадлежу к этой славной плеяде прометеев и гераклов****, но, тем не менее, я восхищаюсь этими первыми мотыльками и мошками. Они — достойны песен больше, чем медведи, которые крутят земную ось*****, хотя этот труд довольно-таки утомителен. Именно мотыльки ценою своей жизни, здоровья, счастья и благополучия дают всей популяции крупицы опыта, пригодного для использования его ею на необозримый период времени впереди, именно они и заслуживают того, о чем говорит батюшка глубоким басом: «Вечная память… вечная память… вечная память…».

Кукиш-макиш! Как будто батюшка никогда не слышал о переименованиях улиц и о племени Бунгу-Вунгу!

Вообще-то сам факт наличия в человеческом обществе такого явления, как переименование улиц и городов, на меня в филозофическом****** плане производит гнетущее впечатление. Я понимаю: есть законы борьбы противоположностей, перехода какого-то количества в какое-то качество, понимаю, что, если ты не в состоянии улицу заасфальтировать, то ее легче переименовать в течение одной ночи, чем пахать десятилетиями. В том и в другом случаях след в истории будет оставлен. Ну, а дальше что? Ждать следующего переименования? Согласись со мной, тут что-то не совсем то. У юношества отбивается всякая охота к самостоятельной активной творческой деятельности. Я даже сам было подумывал: вот сделаю несколько открытий в филозофической теории глупости, и моим именем назовут тупик, в котором я родился, рос и умер. А потом думаю: на хрена? Все равно этот тупик при нынешнем положении вещей назовут потом именем какого-нибудь переименователя. Пусть лучше тогда законы глупости останутся неоткрытыми!

Ладно, я, допустим, соглашусь с тем, что исчезла улица Крупской Надежды и появилась улица Микле Вероники. У Вероники, говорят, были более привлекательные черты лица, прищур глаз и разрез губ, и вообще — она была красавицей. Смущает меня лишь то, что ни та, ни другая не ступали ножками по улицам, названным в их честь. Я еще могу понять, когда улицу имени одного поэта называют (переименовывая) именем другого поэта, хотя, по свидетельству историков литературы в период их жизни и творчества они с глубоким уважением относились друг к другу и ощущали взаимное влияние. Чего не бывает! Может быть, они на том свете поссорились, и это стало известно определенному кругу лиц… Да, но зачем же переименовывать проспект Мира!!! Значит ли это, что я должен этим самым быть морально и психологически готовым к восприятию на этом проспекте танковых колонн, стройных рядов морской пехоты и пахнущих солдатской кашей полевых кухонь?

«0, ум мой недалекий, плод недолгой науки», перефразирую я слова великого русского поэта Антиоха Кантемира. И добавлю: «Не умереть тебе от скуки…»

А ты говоришь «Вечная память»… Конечно, возможно, были допущены какие-то ошибки при первоначальном наименовании какого-нибудь тупика или проспекта. Но для решения этой проблемы есть выходы. Во-первых, не называть улицу именем той особы, которая ни разу не ступала по этой улице. Во-вторых, для того, чтобы назвать какую-то улицу, тот, кто ее называет, должен сначала ее построить, а не пользоваться чужими трудами. В-третьих, имя улице должно присваиваться с согласия девяти десятых ее жителей. В-четвертых, в стране не должно быть двух улиц с одинаковым названием. В-пятых, приоритет в названиях улиц должен принадлежать не именам собственным, а именам числительным: Первая Авеню, Двадцатая Авеню, Девяносто Шестая Авеню…

Представь себе, что администрация города, в котором все улицы пронумерованы, принимает решение:«Переименовать Восьмую Авеню в Сто Сорок Пятую, Сто Сорок Четвертую — в Двенадцатую, а Двенадцатую — в Восьмую» и т.д.

Сразу же возникнет вопрос: «С какой стати? Что за белиберда?». А чтобы этих вопросов не возникало — запретить называть какие-либо улицы именами политиков, ввиду быстротечности, по сравнению с вечностью, их политической жизни, а также именами чужеземных завоевателей.

Думаю, что в таких случаях неразбериха с этой проблемой вечной памяти быстро будет снята.

Вечная память!.. Это — самое страстное желание, за исключением разве лишь долларов и ЕВРО*******, какое только можно придумать! Это — цель жизни для многих и многих из нас, кому не видеть ее достижения как своих собственных ушей без зеркала, видеофильмов и других запечатлевающих хитроумных приспособлений! Разве что лишь у кого чересчур длинные уши…

Для продления памяти о себе одни строят особняки, другие — копают колодцы, третьи — сажают деревья…. Четвертые же клепают детей. И — дай им Бог здоровья и счастья! Потому что они не присваивают себе чужой труд, как это делают пятые. Не воруют и не грабят, как шестые. Не мошенничают, как седьмые. Не насилуют и не убивают, как восьмые. Не обманывают и не лжесвидетельствуют, как девятые. Не обогащаются на взятках, как десятые и не предают своих единомышленников и друзей как одиннадцатые…

И вот, если ты вдумаешься, то согласишься со мной, что все они: и первые четыре категории, и все остальные, и не только эти, — страстно мечтают о вечной памяти. Разве это не удивительно?!

А еще удивительнее то, что, как я подметил, клеветники пуще смерти боятся быть оклеветанными, воры — быть обворованными, насильники — подвергнуться насилию и т.д.. Казалось бы, если ты когда-нибудь хоть что-нибудь украл (я не имею в виду тебя лично, знаю, что ты не такой, просто оборот речи), если ты украл, а потом тебя обчистили до ниточки, то ты должен бы радоваться успеху единомышленника. Так нет же! Тогда ты мгновенно вспоминаешь о принципах справедливости, правах человека и завоеваниях демократии. /Об этих завоеваниях мы поговорим с тобой попозже/.

Ты спрашиваешь, почему я тебе не писал так долго. Дело в том, что я в последнее время довольно продолжительный период был советником по внутренне-внешним делам одного из мелких вождей известного тебе племен Бунгу-Вунгу, о котором я писал тебе ранее.

Обязанности мои были нехитрые: по утрам будить его тело, а туда, к вечеру, когда он уже потихоньку просыпался и приходил в себя — будить его мысль, в основном путем сравнений каких-то предметов, явлений, процессов и приведения их к всеобщему эквиваленту.

Эквиваленты у нас с ним (его зовут Омрэу********) были разные. Я считал, что это — филозофические закономерности и открытия, он — что это — хрустящие бумажки долларов. До определенной поры это противоречие нам сильно не мешало. По утрам я будил его пинком сапога, а по вечерам мы мирно беседовали у костра, на котором туземцы поджаривали какого-нибудь оплеванного ими бывшего Почетного Вождя, именем которого не так давно была названа какая-нибудь улица. Я тебе писал, что Бунгу-Вунгу — это племя, ведущее свое начало от каннибалов,

Неприятности, как ты знаешь, всегда приходят неожиданно. И их виной, оказалось, был ни кто иной, как я сам. Будил, будил его мысль и добудился!

Кто бы мог подумать, что этот идиот, этот тупица с умственными способностями осла, увидев оставленное на столе письмо Фрасибула Периандру*********, написанное в четвертом веке до новой эры, ни с того, ни с сего начнет его читать!

Ну, ты помнишь это письмо? Если забыл, я тебе процитирую его полностью:

Фрасибул — Периандру. «Посланцу твоему я не дал никакого ответа, но повел его на ниву и стал при нём сбивать посохом и губить не в меру выросшие колосья, и если ты его спросишь, он ответит, что слышал и что видел. Ты же делай, как я, если хочешь упрочить свою распорядительскую власть: всех выдающихся граждан губи, кажутся ли они тебе враждебными или нет, ибо распорядителю власти даже и друг подозрителен».

Так вот, прочитав это письмо, этот дурак, осел и тупица, я не могу его иначе назвать, вообразил, что это было не письмо Фрасибула Периандру, а — письмо Иосифа Сталина (Джугашвили) Адольфу Гитлеру (Шикльгруберу)********** от 9 мая 1945 года!

То есть ошибка в хронологии у этого дебила составила более 2300 лет! И это — при том, что этот олигофрен умеет считать лишь до 20 и едва освоил в этих пределах таблицу умножения!

Но ты же знаешь мою преданность науке и мою бескорыстную любовь к истине! Конечно же, я немедленно воспротивился и стал показывать этому придурку книги древнегреческих философов.

К сожалению, я не нашел известное тебе сочинение Диогена Лаэртского***********, в котором он приводит полный текст письма Фрасибула Периандру, и, естественно, я ничего не смог доказать.

В таком случае Глубокоуважаемый Шеф мой, Его Величество Вождь Омрэу пригрозил мне увольнением по служебному несоответствию и как не прошедшего курсы повышения квалификации в области философии.

Стремясь не накалять обстановку, я выразил мнение, что, возможно, Его Величество Вождь и прав. По всей вероятности, может быть, что упомянутые некие Сталин и Гитлер жили раньше, чем Фрасибул и Периандр. Можно, также предположить, и даже в дальнейшем подтвердить это историческими фактами из архивов спецслужб, что это происходило в пятом веке до нашей эры, а 9 мая 1945 года исчисляется не по нашему, а по цайтинскому (от немецкого слова «Цайт» — «Время». В.П.) календарю.

Я сказал об этом так убежденно, что и сам в это тут же и поверил.

Периандр… Гитлер… Хрен их разберет. Главное — идея ведь та же самая. А значит — эквивалент не нарушен.

Его Величество Вождь, увидев, что я, подобно многим нашим академикам, способен отойти от ничего не дающего догматизма и ничего не стоящей свободы критики************ ко вполне естественному и разумному компромиссу и консенсусу, ласково улыбнулся, похлопал меня по плечу. Но все-таки меня от должности советника отстранил и отправил на курсы философов. Мой адрес теперь такой:

Повышение квалификации. Бунунга, 8-я улица, 2-ой дом от угла, Бунгу-Вунгу, Африка. Панько Виктору Дмитриевичу.

И вот у меня появилась возможности осмыслить окружающую жизнь, а заодно и написать тебе несколько филозофических писем. Ведь правильно сказал, кажется, Антисфен: «Философией надо заниматься до тех пор, пока ты не поймешь, что между вождем войск и погонщиком ослов нет никакой разницы».

Добавлю сюда недавно пришедший мне в голову афоризм: «Разница между мудрецом и идиотом заключается в способности отличить правду ото лжи». С недавнего времени я сочиняю афоризмы. Некоторые из них даже были опубликованы в районной газете!

Вот так-то, мой далекий друг.

Не знаю, сколь полезными для тебя будут мои эти письма, но прошу их сохранить. Может быть, они когда-нибудь понадобятся.

Ну, будь здоров!

С уважением,

любящий тебя

Виктор Панько

10.11.2007

ПРИМЕЧАНИЯ

* Имеется в виду книга Эразма Роттердамского «Похвала глупости».

** Джонатан Свифт, автор «Путешествий Гулливера», по моему мнению — величайший сатирик планеты. Особенно мне нравится «Путешествие в страну Нгуингмов», где взрослый и вдумчивый читатель может найти много интересных размышлений о человеческой природе.

*** Произведения этого великого писателя девятнадцатого и двадцатого веков почему-то не пользуются популярностью в современном «демократическом» обществе постсоветского пространства. Не потому ли, что он написал когда-то «Город желтого дьявола» и прославил смелость Буревестника?

**** Именно Прометей, добывший человечеству огонь, и Геракл, совершивший множество подвигов, (а среди них особенно достоин восхищения труд по очищению конюшен от навоза, чем заняты сегодня миллионы бедных несчастных низкооплачиваемых крестьян) были среди первых, достойных уважения и почитания, героев всех времен.

***** Была такая песня: «… трутся об ось медведи, вертится Земля. Ла-ла-ла-ла-ла-ла, вертится Земля…».

****** Слово «филозофический» использовалось в русской литературе и раньше, кажется у Чаадаева. К тому же по-молдавски (румынски) выражение «Философские письма» звучало бы «Скрисорь филозофиче» («Scrisori filozofice»).

******* Это такие денежные единицы.

******** Ом — по-молдавски (румынски) — человек, рэу — плохой. Поэтому в Бунгу-Вунгу это имя понятно всем.

********* Фрасибул и Периандр — древние цари.

********** Сталин и Гитлер — «древние» полководцы.

*********** Имеется в виду книга Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

************ Была когда-то такая философская работа, о догматизме и свободе критики, но она давно забыта.

Письмо второе

БУНГУ-ВУНГУ

И КОНЕЦ ВСЕМИРНОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ*

Рад приветствовать тебя, дорогой друг, и пожелать тебе здоровья и благополучия. как я сообщил в прошлом письме, теперь я нахожусь в столице Бунгу — Вунгу Бунунге на курсах повышения квалификации философов, где мне пришлось узнать много нового и интересного.

Вообще-то философия в этой стране находится не на слишком высоком уровне, по моим понятиям. Но, если так будет продолжаться ее развитие дальше, то опасаюсь, что она превзойдет не только классическую немецкую, но и всю мировую философию. Которой, вероятно, будет грозить конец, подобный тому концу, что произошел с немецкой философией в связи с появлением Людвига Фейербаха.

Об этом можно много и долго рассказывать, а у меня, к сожалению, не хватает времени. Да еще к тому же может окончиться паста в ручке, а это, в свою очередь, может привести к тому, что я могу потерять мысль, а потом не смогу ее вспомнить, подобно тому, как это произошло со многими «диаматериалистами».

Ведь помнишь, означенные диалектические материалисты преподавали эту дисциплину в вузах и академиях, а потом в течение одной ночи потеряли память и проснулись неопозитивистами и постпозитивистами. А ведь им даже для сдачи кандидатского минимума по философии в аспирантуру приходилось зазубривать 120 первоисточников упомянутого материализма. Я уже не говорю о философской подкованности при защите кандидатских и докторских диссертаций, а особенно — когда речь шла о конкурсах членов-корреспондентов и действительных членов!

Какое счастье, что я вовремя остановился и не продолжил официальное изучение всего того, что меня всю жизнь интересовало! Кто знает, чем бы закончилась для меня эта Варфоломеевская ночь? Вряд ли бы я сумел вовремя сориентироваться и переметнуться с раскрытыми объятиями в стан своих вчерашних противников, как это сделал наш уважаемый предводитель философии, заслуживший восторг публики, выразившийся в восхищенных скандированиях: «Пу-чин-ки…. Пу-чин-ки…».

Последовать же бессмертному примеру Джордано Бруно помешало бы мне свойственное каждому философу чувство сомнения в истинности своей правоты, незамедлительно возникающее в критических ситуациях.

И вот тогда мне пришлось бы придерживаться давно устаревшего дуализма декартового типа. Только я до сих пор не пойму, почему дуализм, как течение в философской мысли, смог так рано устареть. Ведь принцип «И нашим — и вашим» мы продолжаем испытывать на своей шкуре и сегодня. Я не имею в виду тут двойное гражданство, обычно предусматривающее гавканье на свою собственную страну. Ведь в этом случае рано или поздно можно обнаружить непосредственную выгоду для гавкающего индивидуума. Я имею в виду мыслительный дискомфорт, неизбежно возникающий у философа, подобно тому, как он наступает у осла, не могущего выбрать, к какой куче сена из двух равноудаленных, ему подойти. Осел в таком случае не только не будет испытывать удовлетворения от мыслительной деятельности, сиречь философии, но и может свободно подохнуть с голоду.

Но мы же с тобой, мой далекий друг, не ослы, правда?

Хотя, как посмотреть…

Не думай, что кризис филозофической мысли коснулся только какой-либо отдельно взятой страны, наподобие нашей с тобой Родины. Это можно наблюдать и в Бунгу-Вунгу, в стране, которой я имею честь философствовать.

И вот, что тут происходит.

Всех философов в Бунгу-Вунгу можно условно поделить на три категории: философы-теоретики, политологи, философы-практики.

Философы-теоретики — это самая высокоинтеллектуальная группа. Вообще-то она должна заниматься изучением всех главных вопросов философии, как, например, переход количественных изменений в качественные или отрицание отрицания, но, как правило, эта верхушка, это острие ума духовной элиты Бунгу-Вунгу сконцентрировано на известном тебе основном вопросе: что первично: мысль о долларе или сам доллар? Остальные вопросы они оставляют для размышлений политологам и практическим философам.

Как ты правильно догадываешься, сумбур в голове этой интеллектуальной элиты, недостаточно высокий уровень образования философов-теоретиков, купивших в ряде случаев свои дипломы, а главное — искреннее нежелание заниматься вопросами взаимоотношений материи и сознания, то есть истинным основным вопросом философии, то есть тем вопросом, который никому никогда не удалось и не удастся решить — все это неизбежно приводит у них к примитивизму и подмене одних вопросов другими. Этим и объясняется тот факт, что весь азарт своего аналитико-синтетического ума они направляют на то, чтобы выяснить, что первично: сам доллар или мысль о нем? И я скажу тебе, что во многих случаях эти размышления весьма результативны. Об этом свидетельствуют шикарные особняки и комфортабельные автомобили, нарядные жены и любовницы, добытые личным трудом и соленым потом философов-теоретиков.

Что касается политологов, особо модных в последнее время (В Бунгу-Вунгу каждый второй туземец является политологом), а также примыкающих к этой касте лидеров свежеиспеченных партий, то их задача в Бунгу-Вунгу заключается в анализе ситуации, разработке прогнозов и выработке рекомендаций. Как правило, анализ, ввиду занятости политологов решением личных проблем, всегда бывает поверхностным и некачественным, прогноз оказывается верным один из тысячи, а рекомендации ведут только к хаосу и неразберихе. И все это происходит, заметь, из-за слабой общефилозофической подготовки и лености мысли.

Вот тебе тому пример.

Ни философы-теоретики, ни политологи Бунгу-Вунгу, анализируя и прогнозируя развитие мирового сообщества, не смогли предвидеть распад такого крупного государства, как СССР. А ведь достаточно было прочитать любой учебник для начинающего студента-философа, а таких учебников в мире, наверное, миллионы, где написано: «Что имеет начало, то имеет и конец». Что тут непонятного? Даже и малейшего напряга мысли не нужно было. Так нет же! Никто на эту мысль не обратил никакого внимания, все старательно пропускали мимо своих ушей, Сам знаешь, чем это кончилось. Вот, к чему приводит вечная занятость делами, не имеющими никакого отношения к службе! Где уж тут говорить о рекомендациях!

Сделай вывод.

О том, какая заварушка произошла в Бунгу-Вунгу в связи с некачественными прогнозами между философами и гражданским обществом опишу тебе чуть позже.

Что касается лидеров и активистов различного рода партийных формирований, то их главная задача — забота о благе народа. Об этом они все оглушительно кричат в мегафоны, особенно — в период предвыборных кампаний. Поскольку в Бунгу-Вунгу выборы происходят довольно часто, то или этот крик, или эхо от него раздаются почти беспрерывно. Во время предвыборных кампаний в местах скопления населения появляется великое множество людей без определенных занятий**. Они чрезвычайно активны, вездесущи, въедливы и, если так можно выразиться, «влезливы».

В то время, когда крестьянин, прикрепив свой мобильный телефон (это свидетельство невиданного размаха технического прогресса) к древку доисторической мотыги по названию «сапа», энергично обрабатывает свекловичную плантацию, чтобы создать философам, политологам и всему гражданскому обществу сладкую жизнь, десятки агитаторов, установив на краю этой плантации мегафон, радиоприемник, телевизор и с дюжину газет, призывают его отдать им свой голос. И это естественно, потому что крестьянину, после некоторых преобразований с вкладами-сбережениями от выращенных им бычков, кроме голоса отдать уже нечего. Да и сам он охрип и с нетерпением ожидает перевода некоторой суммы ЕВРО из-за границы от своих жены и дочери, которые отдали там свои голоса неизвестно кому, как и на каких условиях…

Раньше в Бунгу-Вунгу была лишь одна партия, которую называли «Ум, честь и совесть». Теперь их здесь 12 партий. Получается — 12 умов, 12 — честей и 12 совестей. Произошло ли в связи с количественным изменением качественное — непонятно, так как всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием философов Бунгу-Вунгу философский закон перехода количественных изменений в качественные аннулирован уже более 10 лет назад, но об этом — позже…

Вот и приходится размышлять: «Конечно,12 умов, может быть, и лучше, чем один, ведь не зря об этом говорит народная пословица. Правда, нужно учитывать, каков один, и какие — 12. А как быть с 12-ю совестями? Стало ли больше совестливых и честных людей в 12 раз? Равна ли одна прошлая совесть одной нынешней, или они — разные? Может быть, гармонии в человеческом обществе, над достижением которой трудятся испокон веков лучшие умы, можно достигнуть таким несложным способом — увеличением до бесконечности числа партий?»

Предлагаю тебе над этим поразмыслить… Ведь тогда обилие партий и партиек можно только приветствовать. А пока утешает только одно: все, что они делают, все, что они обещают, исключительно все-все-все направлено исключительно на благо народа и только на благо народа, иначе — какой смысл?

Правда, с окончанием предвыборной кампании, после распределения должностей и портфелей этот основополагающий принцип — благо народа — как-то незаметно отходит на задний план. Появляется повседневная текучка, разного рода большие и мелкие обязанности, так что… « Как-нибудь потом… в другой раз… вы не видите, я занят… я — очень занят, вы не видите? Вы бы тоже поступили так на моем месте…».

Так ему, бедолаге, трудно сконцентрироваться на этом благе народа, что хоть бери и уходи с этого мягкого кресла! Ах-ах-ах!

Но попробуйте предложить ему отдать это кресло кому-нибудь другому! Откуда вдруг взялись энергия, и ум, и сила, и мощь в голосе: «Меня избрал народ! Вы слышите? Мой голос — это его голос!».

Успокойтесь, слышим, слышим. Голос — приличный…

И так — до следующих выборов.

А потом — до следующих…

Это — по поводу политологов и партийных боссов. За очень короткий промежуток времени они поумнели и набрались сил. А ведь совсем недавно, когда я еще был советником у Его Величества Вождя Бунгу-Вунгу, почти все они писали вместо «политолог» — «полит-олух», а вместо «демократ» — «демокрад». Я их усердно долгое время переучивал. Может быть, не нужно было это делать?

Что же касается третьей группы — философов практических, то они, в основном, занимаются практическими делами: строят дачи, занимаются разными финансовыми операциями, ищут лазейки в законодательстве для извлечения собственной выгоды, а иногда сами эти лазейки и создают путем принятия посредством голосования глубоко продуманных законов жизни Вунгу-Вунгу. Для этого есть много способов, но я не берусь тебе их перечислять, так как я еще не окончил курсы повышения квалификации.

Вот, что я хотел тебе сообщить в своем непомерно кратком письме. Извини, что прерываю его. Пора идти на научно-практическую конференцию по теме: «Основной вопрос философии».

Желаю тебе счастья, здоровья и процветания.

Твой Виктор Панько

11.11.2007

ПРИМЕЧАНИЯ

* Ой! Заголовок этот слишком похож на название философского труда «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Но это так получилось нечаянно. Пардон и извините!

** В последнее время в народной речи все чаще стало применяться яркое слово «борзеть». Человек, который «борзеет», в народном понимании, это — нахал, наглец, не считающийся с общепринятыми нормами нравственности и морали. Но редко кому приходит в голову мысль о том, что это слово возникло от аббревиатуры «БОРЗ». Если гражданин БОМЖ — без определенного места жительства, то гражданин БОРЗ, оказывается, — без определенного рода занятий.

Но, по моему твердому убеждению, «борзеют» не только люди БОРЗ, но и едва ли не чаще — совсем противоположные граждане со всякого рода важными занятиями.

Письмо третье

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Здравствуй, мой далекий и самый близкий друг, товарищ и брат! Не называю тебя по-новому: «крыша», господин и «брынза ку бань», а понятнее говоря — конкурент, просто потому, что привык к прежним определениям и еще не окончил полный курс повышения квалификации философов.

Даже не знаю, о чём тебе написать в первую очередь, так как много впечатлений и идей. Прошлое письмо я закончил тем, что я ушел на конференцию по основному вопросу философии, поэтому сначала напишу о конференции.

Председательствовал на ней директор курсов, молодящийся старикан, на вид которому можно дать лет 140-150, ты же знаешь, что в Бунгу-Вунгу определить возраст по внешности очень трудно. Его большой заслугой считается то, что он родился в один день с самим Карлом Марксом, ты представляешь? Некоторые утверждают даже, что это произошло в один и тот же год, но я в этом не уверен.

Почему именно он вел эту конференцию, остается мне непонятным, ведь судя по его трудам, типа: «Влияние на пищеварение дырки от бублика» или «Переливание из пустого в порожнее — новый метод супердедуктивного мышления», главным жизненным кредо этого выдающегося ученого, философа и человека было как раз всевозможное лавирование вокруг да около основного вопроса философии, с целью ни в коем случае не встречаться с необходимостью поставить его перед собой, а, тем более — попытаться ответить на него. По-видимому, это председательствование на конференции объясняется не только обычным авторитетом в научных кругах, но и каким-то постом, занимаемым им в ВКК (Высшей Квалификационной Комиссии).

Итак, наш уважаемый коллега, встреченный бурными аплодисментами, долго, кстати, не утихавшими, объявил повестку дня конференции.

«БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ? ЗНАК ВОПРОСА».

Ничто не предвещало великих открытий и высокого полета филозофической мысли, потому что, если смотреть правде в глаза, то это был обычный тренинг или иначе сказать — семинарское занятие, или — ещё иначе — коллоквиум философов, вынужденных повысить свою квалификацию на соответствующих курсах.

Но все мы не учли одного. Едва объявив повестку, председательствующий тут же уснул на неопределенное время за своим председательским столом. А поскольку артикуляция у него была не слишком внятной, то зал воспринял второй звук в слове «Бытие» как «И», а этим и было предопределено направление дискуссии. Поскольку председательствующего нельзя было добудиться, чтобы переспросить повестку, все заранее подготовленные ответы, скаченные из Интернета, оказались бессмысленными и философы были поставлены перед необходимостью мыслить самостоятельно на не слишком хорошо изученную тему: битие определяет сознание или не определяет?

Как ты правильно догадываешься, это обсуждение рано или поздно должно было выйти на круг вопросов, касающихся домашнего дебоширства и всемирных боевых действий с применением танков, авиации, космических войск, кораблей, подводных лодок, морской пехоты, ядерного, химического и бактериологического оружия массового поражения. Ты видишь, к каким масштабам можно прийти, если оттолкнуться от незначительного факта применения насилия в воспитании в виде использования розог для поддержания авторитета старшего по отношению к беззащитному члену семьи, имеющему свое мнение.

Причем, заметь, если домашний дебошир обходится, в большинстве случаев, методами физического, сексуального и эмоционального насилия и причинения с целью запугивания материального ущерба в масштабах одной отдельно взятой семьи, то до чего вырастает это дебоширство в мировом масштабе? До атомных бомб и газовых камер.

И как это можно объяснить, если не учитывать, что во втором случае к элементам насилия примешиваются не просто элементы, а даже целые тяжеловесные блоки грабежа?

Вот, сравни, что делает домашний дебошир. Он свою жертву (одним действием или их комбинацией): 1) толкает, 2) сбивает с ног, 3) запирает дверь. 4) ударяет кулаком, 5) выкручивает руки, 6) таскает за волосы. 7) избивает чем-то, 8) применяет физическую силу для вступления в сексуальный контакт. 9) угрожает изменой, 10) портит какие-то предметы, 11) швыряет ими. 12) пинает ногами, 13) угрожает причинением материального ущерба и 14) таки причиняет его. 15) кричит на окружающих, 16) бранится нецензурно, 17) угрожает и унижает взглядом. 18) запрещает выходить из дома, 19) не позволяет кушать в тишине, 20) угрожает бросить семью, оставить без денег. 21) закатывает сцены ревности, 22) угрожает применением физической силы, причинением телесных повреждений, убийством, а также самоубийством или причинением зла детям.

И чего ради, ты думаешь, весь этот арсенал давления применяет к своим близким домашний дебошир? Чтобы держать под контролем ситуацию и не допускать чьих-либо притязаний на лидерство! Что хорошего в этом, вероятно, не знает ни он сам, и никто другой.

Примерно то же самое, но в миллион раз хуже, положение дел в «Битии» мирового масштаба. Тысячи войн и вооруженных конфликтов, миллионы жизней, сотни тысяч разрушенных населенных пунктов, разбитые судьбы, инвалиды и калеки… и ради чего все это? «Битие» определяет сознание? Или сознание — определяет весь этот кордебалет? Вот, мой друг, Горацио*, вопрос!

Но удивительно не это. Удивительно другое. Сделай такой эксперимент. Дай одной тысяче человек самых разных по возрасту, полу, национальностям, вероисповеданиям и т.п. прочитать книгу Ремарка «На западном фронте без перемен». Затем раздай им, каждому в отдельности, бумажки с одним и тем же вопросом: «Хотели бы Вы лично завтра воевать с кем-либо?».

Как ты думаешь, что они ответят? Я думаю, что возможно, среди них найдется несколько желающих немедленно ринуться в бой за что-либо:

« Смело мы в бой пойдем **

За Абрамови…

…ча ***

И как один умрем

В борьбе за это…

…го пиндюка****.

Ча-ча-ча!».

Но основная масса даст тебе ответ отрицательный. Они явно не готовы к подвигам на поле битвы.

У меня есть немало знакомых музыкантов. Так я их спрашивал, есть ли у них такое желание. Заменить им скрипки, барабаны, тромбоны, саксофоны, аккордеоны и гитары на автоматы, пулеметы, пистолеты, танки и бронетранспортеры. Чтобы показать свое искусство в соревновании с музыкантами сопредельной страны на этих новых инструментах.

И вот результат опроса общественного мнения гражданского общества. Ты же знаешь, что у музыкантов всего мира есть свой особый музыкальный язык, такое неизученное арго. Так они глянули друг на друга, собрались в кружок и сыграли мне такое:

«Ту-ти-ти-та-тэ-ти».

Мне неудобно переводить язык высокого искусства музыки на нецензурный язык низких слов, но это означает: «Иди ты туда-то и туда-то».

«Так неужели, мой друг, товарищ и брат, — спрашиваю я тебя. — Так неужели достаточно одеть этих музыкантов в одежду серого или зеленого цвета, построить их в колонны по четыре, скомандовать «Смирно», выбросить руку в приветствии, крикнуть «Хайль!», «Ура!» или «Ату!» — и все переворачивается с ног на голову, все летит в тартарары, все теряет свой обычный и приобретает совершенно новый смысл. И то, что вчера было совершенно ясно и очевидно — сегодня подлежит сомнению и недоверию, и страху. И всплывает тот самый один из трех источников и трех составных частей***** основного вопроса философии: «Битие определяет сознание?» Или, наоборот: «Сознание определяет битие, дебоширство и насилие?».

Но, представляешь, как только участники коллоквиума подошли к этому вопросу, как только один из нас пискнул откуда-то из заднего ряда: «А человек может что-либо сделать?» проснулся председательствующий на конференции. Придя в себя, он вообразил, что он только-только эту конференцию собирается открыть. Поэтому он опять прочитал повестку дня и снова заснул.

Но, поскольку, как я уже упоминал, с артикуляцией у него не все ладно, то на этот раз основной вопрос философии у него прозвучал так:

«Питие определяет сознание? Знак вопроса».

Зал ахнул, но, поскольку с членом ВКК не так уж и поспоришь, тем более, что он крепко спит, филозофическая мысль коллег по повышению квалификации устремилась во вновь заданное направление.

Так мы подошли ко второму источнику из трех источников основного вопроса философии, но об этом — в следующем письме.

На этом позволь мне закончить на сегодня, пожелать тебе здоровья, счастья и благополучия, а в связи с началом зимы и выпавшим первым снегом, закончить штампом из нашей юношеской переписки:

«Жду ответа, как соловей лета!»

Пока!

Твой Виктор Панько

1.12.2007

ПРИМЕЧАНИЯ

* Горацио — друг Гамлета в пьесе Шекспира

** Когда-то была такая песня:

Смело мы в бой пойдем

За власть Советов

И как один умрем

В борьбе за это….

*** Фамилия взята для рифмы.

**** Неологизм, придуманный мною. Происходит от слова «индюк».

***** Была такая философская работа: «Три источника и три составные части марксизма».

Письмо четвертое

ВТОРОЙ ИСТОЧНИК ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ

Здравствуй, мой дорогой друг!

Помнится, предыдущее мое письмо было посвящено конференции философов Бунгу-Вунгу на курсах повышения квалификации по теме основного вопроса философии, где, по причине невнятности председательской артикуляции, вместо всеобъемлющего слова «БЫТИЕ», под которым подразумевается, я думаю, «МАТЕРИЯ», взялись мы анализировать понятие «БИТИЕ», которое включает в себя не столько СУБЪЕКТ, СУЩЕЕ, сколько ПРОЦЕСС. Другими словами, если в первом слове это обозначается именем существительным, то во втором — почти что глаголом.

Неискушенный ум тут может не увидеть разницы, как не видел разницы Антисфен между вождем войск и погонщиком ослов, но сравни гамлетовское «быть или не быть?» и гитлеровское «бить или не бить?» и ты усекешь разницу. Во втором чувствуется более выраженное «Я»,»Эго», тогда как в первом — больше раздумий о глобальных проблемах существования…

Автором Гамлета был Шекспир, автором Гитлера была немецкая демократия. И авторы, и их герои навечно вошли в историю, ты знаешь в качестве кого.

И вот по воле случая, из-за невнятности произношения руководителя курсов, мы были вынуждены не только останавливаться на названных выше проблемах, но и перейти к обсуждению несравненно более лиричного, если так можно выразиться, более сокровенного вопроса, более трепетной и нежной темы: «Питие определяет сознание? Знак вопроса».

Что до меня, то, хотя и нельзя отрицать принадлежность этой проблемы к основному вопросу философии, любой ответ на него будет неполным. На мой взгляд, не следует отрывать питие от его неотъемлемого спутника — яства. Их обязательно надо рассматривать, эти два компонента, в единстве, иначе мы будем нарушать закон единства и борьбы противоположностей. Сам подумай: к чему приводит выпивка без соответствующей закуски? В какие филозофические рамки втиснешь ты пример, когда философ-теоретик выпивает трехлитровую банку вина, а в качестве закуски обходится всего лишь нюханием своего собственного рукава, то есть рукава своей собственной фуфайки? А то, что питие в совокупности с яством определяет сознание, а не наоборот, я лично доказал в своем выступлении на конференции, приведя следующий бесспорный аргумент.

Я сказал так: «Уважаемые коллеги! Вы должны согласиться со мной в том, что есть большая разница, когда вы выпиваете энное количество коньяка и ваши щеки трещат от того, что вы трескаете печень трески, с одной стороны, и когда вы трескаете сковородку фасоли, запивая ее энным же количеств капустного рассола, — с другой.

В первом случае, согласитесь со мной, ваше сознание будет несколько приземленным, если так можно выразиться — придиванным. Вас будут одолевать инстинкты сохранения рода и стремления к сексуальным подвигам.

Во втором же случае ваши помыслы будут значительно более высокими, вы будете мыслить более масштабно. Вас будут волновать вопросы, касающиеся будущего всего человечества: сохранения озонового слоя планеты, Киотский протокол, парниковый эффект, потепление климата и так далее.

Вот, к чему может привести одно лишь употребление на ночь фасоли философом-теоретиком!»

Может быть, эти мои теоретические выкладки и не имели бы должного успеха, но откуда-то из последних рядов нашей аудитории раздался звук, напоминающий пушечный выстрел, правда, значительно, значительно меньшей силы. Он не только отвлек внимание слушателей, но и убедительнейшим образом подтвердил правоту моих высказываний на практике.

Если же говорить только о «питии» в более широком плане, то нельзя упускать из виду то, что, в первую очередь, по-видимому, нужно обратить внимание на употребление воды, формула которой тебе известна: Н20. И это естественно, ведь организм человека по содержанию в нем воды мало чем отличается от обыкновенного огурца или там помидора, или морковки. Отсюда нетрудно догадаться, что чем качественнее употребляемая человеком вода, тем он бодрее, здоровее, энергичнее и, я бы сказал, филозофичнее.

И именно положение дел с питием воды в Бунгу-Вунгу натолкнуло меня на мысль о начале конца всемирной классической философии.

Дело в том, что здесь уже на протяжении нескольких десятков лет решили пойти своим особым путем.

Вместо постоянной борьбы за улучшение качества питьевой воды, чистоту ее наземных и подземных запасов, в Бунгу-Вунгу решили интенсивно заняться приспособлением организмов туземцев к особенностям загрязненной воды. Ну, наподобие того, как колорадский жук адаптируется к всевозможным «децисам» и «карате». Так, посчитали философы-практики, житель Бунгу-Бунгу может приспособиться к любому составу воды, а, поскольку подземные источники здесь были первозданной чистоты, речки были прозрачными, как самогон после двойного перегона, и то же самое было в колодцах, и все это было только чуть-чуть загрязнено, то какой тут был выход из положения?

С молчаливого согласия философов-теоретиков, в поймы речек и к берегам прудов послушное население начало свозить разного рода мусор. Это — экскременты крупного и мелкого скота, битый кирпич, осколки стекла, поеденные ржавчиной вышедшие из употребления металлические изделия, наподобие ведер без дна или протекающих корыт, пластиковых бутылок из-под олифы и разного рода красок и так далее.

Имелось в виду, что, если это все богатство будет постепенно разлагаться и стекать в ручей или речку, или пруд, то туземец, подобно колорадскому жуку, будет привыкать к воде нового состава, и поэтому его в дальнейшем не возьмет никакая отрава, может быть, даже — химическое оружие массового поражения.

Как тебе идея?

Параллельно с этими мероприятиями проводились и другие.

Если раньше фермы крупного рогатого скота были крупными и находились в отдалении от населенных пунктов, то после определенных реформ все коровы, телки, бычки, а также козы, овцы и свиньи были перемещены в населенные пункты, поближе к колодцам. Это соответствовало целям, намеченным философами Бунгу-Вунгу, а именно — загрязнению почвы мочой и калом, которые, стекая постепенно в подземные источники, ускоряют этот процесс.

Я не располагаю достоверными сведениями о том, были ли изданы какие-либо законодательные акты о поощрении тех туземцев, которые усиленно загрязняют воду. Но, судя по тому, как чиновники разного рода служб с безразличием взирают на замусоривание придорожных насаждений, лесов и лесочков, на появление там мешков с битой посудой, строительным мусором и прочим хламом, здесь можно усматривать определенную стратегическую линию.

Не думаю, что Его Величество Вождь Вунгу-Вунгу Омрэу издаст указ о присвоении особо выдающимся деятелям званий, наподобие «Лучший загрязнитель природы» или «Спящий эколог Первой степени», но к чему-то подобному туземцы близки по духу.

Результатом всех этих мер стало то, что в колодцах населенных пунктов, находящихся за пределами Бунунги, столицы этой страны, вода, если сравнить ее с нашими стандартами, превышает по загрязненности допустимый уровень, если не по нитратам, то по бактериальному составу, если не по бактериям — то по содержанию фтора и так далее.

Вот об этом мы и говорили на конференции, пока председательствующий спал. Питие определяет сознание или — не определяет?

С одной стороны, вода имеет склонность к загрязнению. С другой — качество водочных изделий и их разнообразие, а также их валовое производство и объем продаж населению в Бунгу-Вунгу растут. Каждый второй мужчина и каждая третья женщина, не дожившие здесь до пенсионного возраста, (по непроверенным данным) умерли от алкоголизма или болезней, вызванных употреблением спиртных напитков.

Мне лично пришлось видеть в одном туземном селении нынешним летом в совершенно будний день спящего в придорожной канаве туземца, а через метров двести — туземку. Так что пусть феминистки, ратующие за равные права мужчин и женщин, умерят пыл своей борьбы! Один лишь этот пример красноречиво подтверждает равноправие полов в Бунгу-Вунгу!

После конференции, прояснившей для меня, по крайней мере, многие вопросы, стало понятным: питие определяет сознание! Иначе — количество баров и других питейных заведений не опережало бы по темпам роста количество грибов после дождя, количество автомобильных аварий никак бы не соотносилось с фактами пития спиртного, хулиганы, насильники и дебоширы доставлялись бы в полицию трезвыми как стеклышко, а радио Бунгу-Вунгу не передавало бы песен, наподобие этой:

«Хочу пить, хочу пить, хочу с друзьями все пропить, до последнего бунга»* или: «Выпью я стаканов семь, а потом начну плакать о своей судьбе».

Определяет ли сознание питие вина — конференция так и не решила.

С одной стороны, последствия от употребления этого божественного напитка — те же, что и от пития неочищенного свекольного самогона, включая дебош в семье, сон в канаве, мокрые брюки в определенных местах. Все дело в объеме выпиваемого, в культуре, так сказать, потребления, в умении контролировать полет своей фантазии, не отрываясь от реальности. Поистине тут незаменим филозофический подход, учет закона о переходе количественных изменений в качественные! Если ты недобрал — белая ворона, добрал до нормы — ПОЭТ, перебрал — осел и свинья одновременно.

С другой стороны, если употребление вина было известно еще с самых древних времен в такой высококультурной стране, как Эллада, имевшая даже весьма почитаемых богов Бахуса и Вакха, то почему Бунгу-Вунгу должна отмежеваться от этого явления, приносящего обществу, кроме всего прочего, еще и существенную прибыль?

Даже в Библии сказано: «Каждый должен возделывать свой виноградник». Виноградник! Не какие-нибудь кокосовые пли абрикосовые сады, хотя и из их плодов можно, я думаю, гнать превосходный самогон, но — виноградник! И это в тех условиях, когда отсутствовали холодильники, десятилитровые бутыли, металлические или пластмассовые крышки и закаточные машинки, то есть все, что могло превратить плоды виноградного куста в превосходный, ароматный лечебный сок.

О других ассоциациях, связанных с вином, я не буду тебе рассказывать, но, особенно теперь, после конференции, осознаю сам и тебя прошу осознать: соблюдай меру! А мера, как ты помнишь из философии, есть оптимальное соотношение между количеством и качеством.

Будем ПОЭТАМИ!

И вот, размышляя над итогами конференции, и вообще — просто размышляя — нельзя не наткнуться — прямо носом! — на такую проблему или, иначе сказать вопрос: «Мы такие, потому что так оно идет?» или «Оно так идет потому, что мы — такие?».

Поверь мне, если в плане общефилозофическом основной вопрос давно сформулирован, (я не утверждаю, что он может быть когда-нибудь решен), то в плане реально-бытовом вот он тебе, основной вопрос: «МЫ ТАКИЕ ПОТОМУ, ЧТО ТАК ОНО ИДЕТ? ИЛИ ОНО ТАК ИДЕТ ПОТОМУ, ЧТО МЫ — ТАКИЕ?».

Как видишь, тут не один, а два вопроса, две задачки. Какую из них выбрать для решения — дело предпочтения каждого. Хотя, в принципе, я не исключаю, что эти два вопроса, или, если заменить вопросительные знаки восклицательными, эти два ответа настолько тесно взаимосвязаны, что их вообще невозможно оторвать друг от друга, как у постоянного магнита невозможно оторвать минус от плюса.

Вот, что я хотел сообщить тебе в моем очередном письме. Написал бы еще больше, но чувство меры нужно соблюдать и в многословии, иначе, переборщив, можно надоесть. Поэтому закругляюсь.

Желаю тебе радостных рождественских и новогодних праздников, здоровья и благополучия.

Твой навеки, Виктор.

Постскриптум:

Работая над темой, вспомнил несколько прикольных фамилий, придуманных любителями фольклора. Среди них — две литовских: «Нинапивайтис» и «Ниматюкайтис». Есть в этой коллекции и другие, но эти меня просто поразили.

До чего изобретателен человеческий ум!

Виктор ПАНЬКО

16.12.07.

ПРИМЕЧАНИЕ

* Бунг — денежная единица в Бунгу-Вунгу. Примечательно, что здесь этими монетами дети играют, как мы когда-то играли металлическими пуговицами.

Письмо пятое

ТРЕТЬЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ

Рад приветствовать тебя в канун новогодних празднований и пожелать здоровья и благополучия, скучаю, хотелось бы быть рядом с тобой, но — увы! Я по-прежнему осваиваю тонкости повышения квалификации в области философии Бунгу — Вунгу, а значит — ничто человеческое мне не чуждо только на бумаге.

Прошлое письмо я вынужден был прервать из-за присущего мне многословия, поэтому я не полностью раскрыл тему о том, как ПИТИЕ влияет на СОЗНАНИЕ (или — наоборот). В мелочах, я забыл о главном.

Скажите любому жителю Бунгу-Вунгу ничем не примечательное слово «БЕЛКА». И вы убедитесь: он сразу же поведает вам о том, что питие изменяет и модифицирует сознание таким образом, что философ-теоретик, и даже политолог, и, тем более практик, могут в фазе делирия на совершенно голом месте усмотреть разного рода земноводных и пресмыкающихся: лягушек, змей, крокодилов и тритонов.

Увидеть прямо перед глазами за обеденным столом маленького тритончика — высшее достижение такого рода измененного сознания. Тут сказывается объединение приземленного реализма с фантастическим символизмом. «Три тонны выпил ты вина — вот тебе тритона на!» — как бы говорит тебе голос свыше.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Запомни запах маттиолы. Повесть и рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я