Все религии рассказывают об истине.В данной книге раскрывается эволюционный путь развития истинного знания на протяжении всей истории человечества.Объясняется, что общего у Индуизма, Буддизма, Даосизма, Иудаизма, Христианства и Ислама.Показывается что различия религий обусловлены историческим контекстом их появления, а также почему мировые религии не противоречат научным знаниям, а, наоборот, помогают их систематизировать.Ведь истина – это адекватное описание реальности!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История истины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Наставник
Смеркалось.
— Брат, во введении записей отца мы увидели главного героя — истину, а точнее человечество, как мыслящее существо, открывающее для себя истину.
— Воплощением героя для нас является понятие сущности, её трёхчастная структура двух противоположностей и их основания. Определением этого воплощения служат 4 закона классической логики. Именно с этого ракурса мы будем смотреть на любые объекты, предметы, явления и события, проверяя их на соответствие этому определению. Любое путешествие определяется постановкой цели. Теперь она нам ясна — познать истину, пройти вместе с главным героем по истории этого познания. Но с чего начинается само путешествие?
— Для начала тот, кого зовут приключения, хочет от них отказаться, так как не хочет ничего менять. Героя пугает неизвестность и риски, он не понимает, зачем ему нужно покидать привычную обстановку. Вот здесь помогает тот, кто убедит героя отправиться в путешествие, заинтересует его. Наставник — это тот, кто поможет сделать герою первый шаг, преодолеть барьер первоначального отказа от путешествия.
— Для нас с тобой, сестра, таким наставником является отец и его записи.
— А для главного героя нашей истории наставником стал инструмент мышления — разговорный язык, возникший на заре появления человечества.
1. Язык
— Вот что отец пишет про язык.
Речь или её отражение в письменном виде — текст является формой мышления. Рассуждения, составленные из утверждений, в виде речи и тексте представляют упорядоченную совокупность предложений. Каждое предложение несёт законченную мысль и формирует отдельное утверждение.
Существующие и вымершие языки достаточно разнообразны, несмотря на то, что все они направленны на передачу знаний об одних и тех же явлениях. За различием звучания понятий — слов стоит по большей части особенности исторического развития каждого конкретного языка, что несущественно влияет на понимание того или иного явления. Одни и те же знания могут быть выражены на разных языках без потери содержания. Также языки различаются по грамматическому строю. На первый взгляд данные различия могут быть существенны при описании явлений. Однако если обобщить возможные составные части в строении любого языка, то всё разнообразие может быть сведено к тому, что в предложении присутствуют: действие, объект, на который оказывается действие, и субъект, который оказывает действие. Эти главные члены предложения представлены существительными и глаголами. Также могут присутствовать дополнительные уточнения характера действия, объекта, субъекта или контекста, зачастую выражаемые в прилагательных, числительных, наречиях, союзах. В некоторых языках такие дополнения могут быть частями слов, вроде приставок, суффиксов, окончаний.
Любое предложение содержит в себе лишь часть информации об описываемом явлении. Мы явно используем ключевые для передачи мысли понятия, остальные же уточнения либо считаем несущественными, либо они относятся к контексту, который предполагается по умолчанию. Контекст также может быть определен в других предложениях, что подразумевает его распространение на всё рассуждение.
Несмотря на различие в грамматике разных языков, за любой законченной мыслью — предложением можно увидеть описание изменения между двумя состояниями. Утверждение, содержащееся в предложении, показывает что и как изменилось относительно того, что предшествовало утверждению.
— Сестра, отец хочет сказать, что в любом утверждении содержится действие, как изменение состояния?
— Именно. В речи законченная мысль не может быть выражена одним объектом или субъектом, но может быть выражена одним лишь действием. Существуют полноценные предложения, состоящие из одного лишь слова. Например, «Смеркалось».
— Но в разговорной речи могут быть предложения, состоящие из одного слова любой части речи.
— Они не являются самостоятельными утверждениями, а выступают лишь ответом на конкретный вопрос или неразрывно связанны с соседними предложениями. Ключевым элементом законченной мысли всегда выступает действие, которое как раз разделяет два состояния.
— А как же предложения, устанавливающие связь между двумя объектами? Например, «Шарик — пёс».
— В таких предложениях всегда подразумевается действие, хотя оно может и опускаться в речи. Таким элементом действия выступает глагол «есть».
— Где же тут изменение состояния?
— Действием выступает сама установка соответствия. До этого утверждения мы не знали, кто такой Шарик. После произнесения утверждения, мы перешли в состояние расширенной информации о принадлежности Шарика определенному биологическому виду.
— Тогда за «Смеркалось» скрывается переход из состояния дня в состояние вечера, то есть «Начинались сумерки». Объект изменения также обязательно подразумевается.
— Более того, незримо присутствует и субъект — то, что вызывает переход от дня к вечеру, хотя мы и не можем явно и однозначно выделить субъекта. Однако это совсем не мешает нам осознавать, что вечереет.
— Далее отец переходит к описанию возникновения языка, начиная с вопросов возникновения человечества.
— Через возникновение речи отец ищет особенности появления человека среди других биологических видов.
В череде миллиардов лет биологической эволюции на Земле когда-то появился род людей (Homo), к которому принадлежит единственный существующий на данный момент вид — человек разумный (Homo Sapience). Появление биологического вида, к которому относятся современные люди, не являлось одномоментным событием. Многие миллионы лет род людей был представлен различными видами, среди которых человек разумный — звено в эволюции рода людей. Будучи анатомически и физиологически неотъемлемой частью животного мира и состоя в близком биологическом родстве с другими приматами, людская популяция качественно отличается от популяций всех прочих видов. Объективный критерий отличия людей от других видов стоит искать среди элементов материального мира. Особенностью людей является большой объем артефактов — предметов, сделанных человеком. Создание искусственных предметов не является отличительной особенностью именно человеческой популяции. Многие биологические виды создают предметы, вроде птиц, строящих гнезда, или бобров, сооружающих плотины. Однако лишь люди, за весь период существования человеческой популяции, создали множество артефактов, способных значительно изменить среду обитания людей и других биологических видов.
— Отец предлагает определить язык, как артефакт — объект, искусственно созданный человеком?
— Речь идёт не о вообще любом языке, как средстве общения между особями биологического вида, а именно о человеческих разговорных языках.
Весь значительный объем накопленных на данный момент артефактов является следствием непрерывной эволюции человеческой популяции. О прошлом предков современных людей можно судить на основе сохранившихся артефактов, созданных предшествующими поколениями. Однако значительная часть элементов созданной людьми материальной культуры не сохранилась. Доступные остатки материальной культуры не могут в полной мере передать образ жизни и восприятие реальности далекими предками.
Среди всех артефактов у людей есть особенный артефакт — разговорный язык, владение которым присуще всем особям человеческой популяции, за исключением особых врожденных или приобретенных случаев тяжелых заболеваний. Язык — это ключевая система, лежащая в основе всей деятельности человека, и отражающая то, как люди воспринимают окружающую реальность и себя в этой реальности. Через язык происходят коммуникации между людьми, а также осуществляется передача знаний через поколения. Языковая система не является врожденной, а приобретается каждым человеком вследствие коммуникации молодой особи — ребенка с существующим обществом. При этом многообразие различий языков свидетельствует о неврождённом источнике языковой системы в человеческой популяции. Если сам механизм овладения языком является естественным для человека, то каждый конкретный язык имеет искусственное происхождение. С одной стороны, разговорный язык сам по себе не является предметом материального мира, однако с появлением письменности в различных формах: от глиняных табличек, через бумажные книги и далее к электронным носителям человечество создало множество артефактов, воплощающих язык в материи, что позволяет отнести язык к полноценному артефакту.
— Чтобы отнести язык к артефактам, необходимо среди средств коммуникации различных биологических видов определить критерий отличия человеческого языка от коммуникаций других видов.
— Таким критерием может служить только сложность языка общения.
Биологическая предрасположенность к воспроизведению звуков способствовала возникновению и использованию разговорного языка особями человеческой популяции. Некоторые биологические виды также обладают механизмами издания звуков, и также используют их для коммуникации в собственной популяции. Однако особенностью человеческого вида является возможность достаточно сложной мыслительной деятельности, что отражается в сложности строения головного мозга у людей. Именно это позволяет создать или внедрить через обучение сородичами сложную языковую систему, включающую многообразие составных элементов языка и их комбинаций.
Кроме разговорного языка существуют и невербальные формы коммуникаций в природе, вроде жестового языка. Однако в отличии от разговорной речи невербальные формы сильно ограничены в возможности построения и использования сложной системы языка. Речевой аппарат и возможность сложной мыслительной деятельности являются необходимыми условиями существования сложного языка общения, присущего только людям среди всех других биологических видов.
— Важно понять, когда сформировался язык в человеческой популяции.
— А также, насколько менялся язык по ходу жизни человечества.
Создание полноценного разговорного языка человеком — долгий эволюционный процесс. По текущей ситуации разнообразия языков нельзя однозначно сказать, один раз возникал язык или было несколько независимых возникновений языков. Возникнув раз, язык мог возникнуть независимо повторно. Ответить однозначно на вопрос — обладали ли, и если да, то насколько сложным языком, предшествующие, вымершие биологические виды рода людей не представляется возможным. Скорее всего, язык намного древнее изученной истории человечества, затрагивающей последние тысячи лет. Также весьма вероятно, что возникновение сложного языка происходило уже на заре появления человека разумного, то есть развитие разговорного языка было на одном уровне на протяжении почти всей истории существования человечества, охватывающего десятки, а возможно и сотни тысяч лет.
— В особенностях использования языка людьми, заключается ответ на вопрос — насколько полным должен быть язык.
Вид современных людей возник в Африке, и в дальнейшем происходили миграционные процессы, приведшие в итоге к расселению людей практически по всей территории суши на планете. Язык являлся неотъемлемой частью этого миграционного процесса, так как общество не может функционировать без коммуникаций особей внутри общества, а механизмом коммуникации как раз является язык. Он являлся тем единственным, что непрерывно передавалось с миграцией. Сами языки менялись с миграцией, однако в отличие от материальной культуры, артефакты, большинство которых могло полностью исчезать при миграции, язык, как цельная система, не утрачивался людьми.
Полнота языковой системы заключается в возможности описать любое наблюдаемой явление так, что это описание можно было передать другому человеку, не наблюдавшему это явление. Описание не всегда будет полным и часть информации при передаче утратится, однако сама языковая система должна иметь возможность уточнять описание настолько, насколько этого будет требовать тот, кому описание явления рассказывается.
Несмотря на деградацию, которая может наблюдаться у изолированных племен в отдаленных регионах суши, деградация языковой системы, как целого, не может происходить, так как общество не способно совсем разучиться разговаривать. Для общения нужна цельная языковая система, элементы которой могут упрощаться или изменяться, однако система должна оставаться полной и цельной. Например, когда происходил очередной этап миграции — прибытие европейцев в Америку, то им встречались племена индейцев, обладающие очень скудной культурой организации общества. Однако при этом индейцы имели сложную языковую систему, явно превосходящую по своим возможностям текущие потребности того общества.
— Искусственность возникновения человеческого языка, то есть отнесение языка к артефактам, определяет особенность его структурной организации.
— Так родилось структурное деление речи на набор слов, в основе которых лежали поименованные предметы.
Ключевой смысл использования языка, смысловое ядро любой языковой системы заключается в необходимости описать явления реальности, понимание которых является необходимостью существования человека и общества. Языковое описание любого явления реальности осуществляется через дробление явления на составляющие, для чего необходимо проведение границ между отдельными частями явлений. Это обеспечивается за счёт выделения и обозначения обособленных частей — материальных объектов. Таким образом, происходит предметное описание явлений. Второй составляющей языковой системы является установление взаимосвязей между предметами. Минимальным смысловым элементом языкового описания является понятие — слово. Минимальным элементом разговорного языка являются звуки, однако возможное количество различных звуков мало по сравнению с наблюдаемыми предметами, а объединение нескольких звуков в слова даёт уже достаточное многообразие, которым можно описать все наблюдаемые явления.
Уникальность каждого наблюдаемого предмета и события не позволяет непосредственно использовать переданное описание, так как конкретное событие с данным предметом уже произошло и осталось в неизменяемом прошлом. Поэтому для описания наблюдатель использует обобщенное понятие, которое несет в себе ключевые свойства, присущие предмету, что и позволяет использовать полученную информацию в следующий раз, наблюдая схожее явление со схожим предметом. В этом заключается суть формирования языковой системы — в переходе от наблюдения конкретных предметов и событий к обобщенному описанию объектов и явлений.
— Именование предметов недостаточно для осмысленного описания окружающей реальности.
— Поэтому ответом на это является структурное усложнение языка и переход к категоризации слов по частям речи.
Центральными элементами языковых конструкций, вокруг которых строится описание явлений, являются предметы. Слова в языках, обозначающие предметы, группируются в часть речи — имя существительное (некоторые другие части речи также могут выполнять функции существительного, например, местоимение). Каждому предмету, конкретному или обобщенному, присущи некоторые свойства. Для обозначения таких свойств в языке может использоваться часть речи — прилагательное (и другие части речи, выполняющие аналогичные функции). Динамика предметов, и как движение относительно других предметов, и как взаимосвязь предметов, передаётся в языке частью речи — глаголом. А для уточнения свойств динамики предметов, в том числе позиционирование самих предметов, служат части речи — союз и наречие.
— Мы воспринимаем окружающий мир через призму собственного мышления, в основе которого как раз лежит язык. Разговаривать люди начинают раньше, чем осмысленно думать. Первичная речь детей состоит из малого набора названий окружающих, часто встречающихся объектов.
— Предметное строение языка определяет предметное мышление. Однако мы не учитываем, что сам язык является продуктом мыслительной деятельности предыдущих поколений. Нам начинает казаться, что окружающая действительность в первую очередь предметна. Опираясь на это, мы пытаемся описывать явления реальности, но является ли такой подход единственным?
Способность к труду, то есть создание артефактов, возникает из восприятия человеком явлений окружающей реальности с точки зрения предметного описания, где каждый артефакт собственно воспринимается предметом. Возможностью менять реальность, то есть производить предметы под свои нужды, владеют и другие биологические виды, и не только относящиеся к приматам или роду людей. Это свидетельство не предметности самого мира, а то, что мозг, как один из элементов биологической эволюции, интерпретирует явления реальности через предметное разложение. Вся реальность во всём ее многообразии представляет собой совокупность взаимосвязанных явлений, где предметы являются только частью этого многообразия. Появление новых и трансформация существующих предметов происходит как через труд обладающих мозгом животных, так и без деятельного участия мыслящих существ.
2. Круг мышления
— Сестра, мы поняли, что слова, обозначающие предметы, закладывают основу мышления.
— Определяют семантическое основание языка. Поэтому начинать погружение в изучение языка можно с этимологии — раздела лингвистики, занимающегося исследованием происхождения слов.
— Однако мышление — это процесс, динамическое преобразования сочетаний слов.
— Более того этот процесс цикличный, а динамикой изменений слов языка занимается раздел лингвистики — морфология. От первоначального изучения происхождения отдельных слов отец предлагает перейти к изучению эволюции слов разговорного языка.
Каждое утверждение, формулируемое мышлением, отражает новое состояние или новое явление, которое также может быть наблюдаемо. Следствие — это тоже явление. Со стороны конкретного утверждения то, что ему предшествует, или то, что за ним следует, является парой к первому утверждению. Вместе два утверждения мы можем рассматривать как два состояния одного явления или как два явления, то есть как пару противоположностей.
Следующее из утверждения явление также может быть входящим наблюдаемым в очередной виток мышления. Новое утверждение на очередном витке мышления приведет к очередному следствию. Таким образом, создается повторяющийся круг мышления. А совокупное рассуждение — это набор витков круга мышления — упорядоченная последовательность отдельных утверждений.
Любое утверждение может быть из настоящего в будущее или из прошлого в настоящее или из прошлого в будущее. В любом случае будет два противоположных состояния, обрамляющие утверждение: было и стало.
— Могут утверждения быть обратные — из будущего в прошлое?
— Любые сочетания допустимы. Главное, чтобы за утверждением стояли два различающихся состояния. Если нет изменения, то такое утверждение не имеет смысла, не несёт информации.
— Это же относится и к истории развития самого языка?
— Да. От возникновения человеческого языка следует перейти к основным вехам в развитии языковой системы. От рассмотрения языка в течении истории развития человеческих обществ мы можем перейти к исследованию различных языков, известных и используемых сейчас.
Эволюционное изменение разговорных языков на протяжении тысячелетий привело к формированию независимых друг от друга языковых групп. Разговорные языки различаются словарным запасом для обозначения одних и тех же предметов. Более того, каждому языку присущ свой набор звуков и звуковых сочетаний, используемых в произношении слов, что позволяет зачастую даже без знания другого языка на слух определять, на каком языке говорит другой человек. Со структурной точки зрения, разговорные языки отличаются системой построения слов — морфологией. Во многих языках слова являются составными, где наряду с основной морфемой — корнем слова присутствуют аффиксы, такие, например, как приставки, суффиксы, окончания. Структура языка не является первичным фактором языка, так как любой человеческий язык используется в первую очередь для устного общения людей в популяции. В речи, как последовательности издаваемых звуков, не происходит четкого выделения границ произносимых слов. Для уточнения передаваемого смысла в разговоре люди могут не делать паузы там, где проходит граница между отдельными словами.
Морфологические различия языков не мешают передавать смысл описываемых явлений, а выражаются только в форме строения системы конкретного языка. Любой разговорный язык со временем трансформируется и на длительной перспективе может переходить из одной формы в другую. Так все языки делятся на аналитические, где передача значений идет преимущественно через отдельные слова, и синтетические, где слова преимущественно составные. Предельный аналитический язык называется изолирующим, в котором только одна морфема на слово. Любой разговорный язык можно классифицировать по такой форме условно, так как наряду с преобладающим строем, могут присутствовать и элементы противоположного строя.
Эволюция любого разговорного языка всегда продолжается, то есть все естественные языки постоянно изменяются. Так, изначально аналитический язык трансформируется в синтетический, когда, например, отдельно стоящие предлоги объединяются со словами, обозначающими предметы, как приставки с корнями. Таким образом, получаются составные слова. С другой стороны корня также добавляются суффиксы и окончания, приводящие к возникновению склонений и спряжений в строении конкретного языка. Одним из распространенных элементов синтетичности является окончание рода или множественности. Дальнейшая эволюция уже синтетического языка ведет к отделению аффиксов от корней и образованию отдельных слов вспомогательных частей речи, то есть происходит переход к аналитическому языку. Этот процесс может в дальнейшем многократно повторяться внутри разговорного языка одного этноса. Ни одна из форм не является финальной, лучшей или худшей, так как любая форма способна передать суть описываемых явлений. Любой разговорный язык, используемый живущим обществом, продолжает оставаться цельной и полной системой, независимо от технологического развития этого общества.
— Изначально языки существовали только в устной форме, однако в определённые моменты истории некоторые языки обретали письменную форму.
— Появление письменности, а также эволюция самой системы письменности, отразилось и на морфологической эволюции самих языков.
Языки, используемые только в разговорной форме, могут эволюционировать свободнее, чем языки, используемые и в устной, и в письменной формах. Если в речи деление на слова паузами может не совпадать с устоявшейся в конкретном языке структурой, то при записи речи в виде текста, структура зачастую должна строго соблюдаться.
С ростом и развитием общества, устной формы коммуникаций становится недостаточно, так как количество и история взаимосвязей между членами общества возрастает настолько, что люди не способны запомнить такой объем информации. Выходом из этой ситуации стало сохранение данных о взаимоотношениях в обществе в материальном виде, то есть запись на физические носители. На начальных этапах появления письменности фиксация информации производилась на уровне предметов, то есть минимальными письменными элементами были слова языка. К ранней стадии письменности относится письмо, где одно слово отображалось одним знаком. Исходные знаки являлись копией описываемых предметов материального мира, то есть внешне напоминали эти самые предметы. Такие системы письма использовали пиктограммы. Дальнейшая эволюция шла в сторону отхода от изображения предметов к абстрактному соответствию знаков предметам. Так на смену пиктограммам пришли системы письменности: клинопись и иероглифическое письмо. Различные этапы эволюции письменности были связаны с доступным инструментарием записи. Например, в ранних цивилизациях Ближнего востока для записи использовались, глиняные таблички, для которых клинопись стала наиболее подходящей формой письма. В дальнейшем, с использованием красок стала возможна более быстрая и тонкая запись, что привело к появлению иероглифического письма, как например, на Дальнем востоке.
Переход на звуковое письмо от пиктограмм привёл к трансформации письменности сначала на слоговое письмо, а далее на буквенное. Минимальными элементами письма стали уже не знаки, обозначаемые предметы целиком, а знаки, соответствующие звукам, составляющим устное название предмета на конкретном языке. Если в западной части Азии буквенное письмо полностью вытеснило иероглифическое, то на востоке Азии иероглифическое письмо по большей части смогло устоять и дойти до наших дней в виде китайских иероглифов. Особенностями буквенного письма является необходимость запоминать малый набор знаков, почти ограничивающийся используемыми звуками. В предметном письме необходимо выучивать большой объем знаков, где каждый знак обозначает свой предмет. Даже с учетом внутренней эволюции иероглифического письма за счет дробления понятий на несколько иероглифов, все равно приходится выучивать значительный набор знаков. Буквенное письмо удобнее при появлении новых предметов и понятий, а также при заимствовании понятий из других языков, когда новое понятие добавляется в язык без перевода, в произносимом виде. Зачастую с поправкой на особенности произношений различных языков.
Звуковое письмо по сравнению с пиктограммами упрощает внутреннюю эволюцию языка в части морфологии. В целом письменность усложняет естественную морфологическую эволюцию письма за счет фиксации правил. Однако эволюционные изменения в языке могут проводиться искусственно через реформы правил. Любая языковая система живущего общества является подвижной системой способной эволюционировать и многочисленные примеры мировых языков показывают, что этот процесс постоянно идёт.
3. Фальсифицируемость
— Сестра, слова, будучи основным элементом языковой системы, выступают лишь строительными блоками речи. Однако базовым элементом мышления является утверждение, чему соответствует предложение в разговорном языке.
— Именно мысли, выражаемые предложениями, являются элементами мышления. Раздел лингвистики, исследующий применение языка для отражения мышления, называется синтаксисом. Через правильное построение предложений отец видит путь к правильному мышлению.
Любое осмысленное утверждение должно, как сущность, иметь противоположность. И эта противоположность, как тоже сущность, должна быть непустая, то есть обратное исходному утверждение должно в принципе иметь возможность существовать.
Два противоположных состояния или два противоположных явления имеют общую неизменную часть — контекст, то есть такое более общее утверждение, которое существует при обоих вариантах состояний. Контекст — основание постоянно, а изменяемая часть явления — это дихотомия, где в моменте наблюдается либо одно состояние, либо другое.
Конкретное утверждение явно или неявно подразумевает существование контекста, а также однозначно определяет то или иное состояние наблюдаемого.
В формулировке закона тождества классической логики Аристотель писал так — «иметь не одно значение, значит не иметь ни одного». Это раскрывает необходимость, чтобы каждая сущность не только однозначно определялась с одной из двух противоположностей, но и дополняет, чтобы вторая противоположность в то же время не являлась ничем. В простейшем варианте, когда в наличии только два возможных варианта, «не одно» значение — это оба два значения, то есть все значения. Если одну из двух противоположностей мы назначим всем, то другая будет ничем. Кроме того, что утверждения не могут быть пустыми, они не могут быть и полными. Некоторое утверждение, которое определяет что-то для полностью всех возможных вариантов, является вырожденным, так как мы описывает основание утверждения во всей его полноте, а уточнения, содержащиеся в утверждении, не имеют смысла, так как полностью совпадают с утверждениями контекста. Формулировка Аристотеля закона тождества говорит нам, что всё и ничего — это одно и то же. Использование обоих вариантов приводит к вырожденному утверждению.
Рассмотрение утверждения с точки зрения сущностей, приводит к очевидному выводу — правильные утверждения не должны содержать «ничего», в качестве объекта утверждения. Однако правильные утверждения не должны также содержать и «всего», в качестве характеристики объекта утверждения.
— Например, мы знаем, что розы бывают разных цветов и хотим уточнить — задаем вопрос — Какого цвета бывают розы? Вырожденным утверждением будет — розы бывают красные и не красные. То есть розы бывают любого цвета, что значит — всех цветов. Смысла в таком утверждении нет, так как контекст никоим образом не уточнился. Информация о том, что розы — разноцветный цветок, так и осталась без изменения. Это яблоки бывают красные, зеленые и гнилые, но не синие, а розы можно найти любого цвета.
— Эволюционно человеческая речь развивалась через переход от отдельных слов к построению предложений, что определило возникновение правил синтаксиса, как следующего этапа эволюции разговорного языка.
— В основу правил синтаксиса лег принцип возможности существования обоих противоположных утверждений, который впоследствии выразился в критерии проверки утверждений на фальсифицируемость, то есть возможность проверить на существование обратного утверждения к каждой высказываемой мысли. Этот принцип лег в основу научного метода формулирования любых теорий достаточно недавно, однако требование к его соблюдению повсеместно.
— Мы видим, что этот принцип фальсифицируемости является отражением самой сути построения предложений, как базовой составляющей любого разговорного языка.
Люди используют разговорный язык для описания окружающих явлений. Осмысленная человеческая речь состоит из последовательности слов, однако каждое отдельное слово само по себе не несёт смысла, а является лишь устоявшимся в конкретном языке обозначением предмета или свойства. Формирование сочетаний слов через правила синтаксиса конкретного языка является переходом от наблюдения явлений реальности к описанию этих явлений, то есть к мышлению. Минимальным элементом мышления является предложение. Любое явление описывается утверждениями, каждое из которых должно быть законченным предложением, то есть должно быть цельным. Предложение может не содержать некоторых элементов, однако эти элементы должны быть однозначно определены контекстом рассуждений, иначе предложение не будет нести законченную мысль, то есть не будет цельным утверждением.
— Структурно предложение состоит из основных и второстепенных членов
Основными составляющими предложения являются подлежащее и сказуемое. Подлежащее — предмет, действие которого выражается сказуемым. Второстепенные члены предложения уточняют основные члены. Любая часть может отсутствовать в высказываемом предложении, однако контекстом рассуждения она должна подразумеваться и может быть явно добавлена в предложение, при этом суть утверждения никак не изменится.
— В речи сами предложения делятся на утверждения и вопросы. Есть еще побудительные высказывания, однако с точки зрения синтаксиса их можно отнести к утверждениям.
Смысл формулировки утверждений — описание некоего явления. Высказывающий утверждение формулирует предложение, а если слушающий хочет уточнить утверждение, то может задать вопрос с целью получения от высказывающего деталей описываемого явления. Все предложения в рассуждениях делятся на утвердительные и вопросительные. Вопросительное предложение направлено на конкретный элемент явления, который не известен спрашивающему или не был явно упомянут высказывающим исходное утверждение. Для указания конкретного элемента явления, которое хочет уточнить слушающий, в вопросительном предложении используется вопросительное местоимение.
— Мы узнали про построение правильных утверждений, однако могут быть и неправильные.
— Люди способны высказывать неправильные мысли. Такие утверждения могут быть либо ошибочными, либо быть осознанным враньём.
При описании явлений можно формулировать утверждения, соответствующие реальности, то есть правильные утверждения. Однако люди способны формулировать неправильные утверждения. При этом ошибочность может быть ненамеренная, основанная на недостаточности информации или неправильности мышления. Также человек способен осознано формулировать и высказывать неверные утверждения. Часть из них может быть ложью или враньем, другая часть может быть сформулирована неверно с точки зрения правил синтаксиса. Намеренное враньё, но сформулированное правильно, слушающий может проверить, лишь обладая достоверной информацией об описываемом лгуном явлении. Ошибочно сформулированные утверждения могут быть проверены через общие правила синтаксиса. Только правильно сформулированные утверждения, правильно построенные предложения, с правильно определенным контекстом имеют смысл.
— Через соединение структурных элементов синтаксиса можно прийти к расширенному пониманию построения правильных утверждений.
К любому утверждению можно сформулировать вопросы. При этом каждый член предложения, как явно высказанный, так и опущенный, можно сопоставить с вопросительным местоимением. А при замене этого местоимения конкретным значением каждое утверждение можно заменить получившимся вопросом с однозначным ответом — да или нет. Правильно сформулированные утверждения можно однозначно заменить соответствующим набором вопросов, где все ответы будут — да. Например, «Маша ли, мыла ли, раму ли?» Стоит отметить, что существуют языки без частицы «да», однако в таких языках вопросительные преобразования также могут быть проведены, если вспомнить, что частица «да» является противоположностью частицы «нет».
— В речи мы опускаем множество деталей, которые могут быть свободно добавлены в формулируемые утверждения, что существенно не влияет на высказываемые мысли.
— Такие опускаемые детали либо определяются однозначно контекстом рассуждения, либо не существенны для конкретного утверждения.
Некоторые детали описываемого утверждением явления могут быть не важны для конкретных рассуждений. В утверждении они тогда либо не упоминаются вообще, либо присутствуют в форме, которая может быть интерпретирована в значении — «любой», которое равнозначно — «все возможные варианты». Такие детали можно добавить в утверждение, указав, что для всех возможных вариантов такой детали наше утверждение остается правильным. Поскольку к таким деталям применяется эпитет «все» или «всё», то такие детали и опускаются в утверждениях, так как не несут смысл — являются вырожденными.
— Правила синтаксиса сильно варьируются от языка к языку. Однако ядро правил синтаксиса универсально для всех языков.
Все разговорные языки, несмотря на своё разнообразие различий, сводятся к вышеуказанной схеме, то есть в их основе лежат общие правила синтаксиса. Разумные рассуждения, на каком бы языке они не производились, в устной или письменной форме, подчиняются этим правилам.
4. Оба варианта
— Сестра, мы узнали про правила построения локальных связей и структуры внутри языка, поняли его составные элементы.
— В лингвистике для изучения этих элементов выделяются различные направления: семантика, морфология и синтаксис.
— Однако это раскрывает лишь горизонтальные связи внутри одного рассуждения и описания одного, пусть и составного явления. Для полноценного понимания устройства языка и мышления нам необходимо разобраться в вертикальных связях между явлениями. То, как различные рассуждения связываются друг с другом.
— И то, как происходит комплексный процесс мышления, как правильно мыслить, переходя между различными контекстами рассуждений. Для этого необходимо от утверждений переходить к их основанию — контексту.
Отталкиваясь от контекста, как основания, рассуждения делятся на описание двух противоположных явлений, каждое из которых является частью этого общего для них контекста. Таким образом, происходит уточнение более общего явления, его детализация, переход к частному случаю, а далее к конкретным событиям.
Контекст содержит в себе оба явления. Это не значит, что детальные части частных явлений существуют одновременно, а лишь говорит, что описание, составляющее контекст, не учитывает, что именно в деталях присутствует. Всё делится на дополняющие друг друга противоположности.
Когда стоит выбор, касающийся деталей, то можно сказать, что выбор конкретного состояния из противоположностей является субъективным, а контекст с этой точки зрения, как оба варианта, является объективным, так как выбираются оба варианта или, что то же самое, не выбирается ни один из вариантов. Под субъективностью понимается выбор одного из вариантов, а для этого необходим абстрактный субъект, осуществляющий этот выбор. За определением самого понятия субъекта стоит его способность к выбору одного из возможных вариантов. При этом объективен контекст только с точки зрения выбора противоположных состояний, существующих на этом контексте. Сам контекст также является сущностью, имеет свою противоположность и на этом, более обобщенном уровне также субъективен. Для контекста же на уровне выше определяется более обобщенный контекст, и так далее.
Контекст, будучи основанием пары — явление с противоположностью, является причиной этой пары явлений, так как без существования контекста не существуют и явления, появляющиеся на нём. Напротив, без этих явлений контекст может существовать. И явление, и его противоположность являются следствиями их общего основания — причины. Так выстраивается последовательность причин и следствий, во всей своей полноте связывающая все явления.
Прямое прохождение круга мышления от наблюдения к следствию дает только информацию о том, что происходит. Мышление же предназначено для предсказывания явлений, то есть определения, как следует действовать носителю мышления. Для этого необходимо адекватно оценивать наблюдаемые явления, то есть определять причины наблюдаемых явлений и правильно определять их следствия. Круг мышления, состоящий из трех этапов: наблюдения, осознания и действия отражает мыслительный процесс от наблюдения явления через поиск причин этого явления к правильным следствиям, которые помогут носителю мышления совершить правильные действия, соответствующие правильным следствиям. С точки зрения истинного мышления сущностями виток круга мышления состоит из определения основания наблюдаемого явления, то есть адекватного описания контекста, и далее на основе этого описания определение следствия — как определения правильной противоположности наблюдаемого явления.
В изучении контекста лежит ключ к пониманию любого явления. А через понимание контекста лежит путь к установлению связей с другими явлениями.
— Теперь мы можем понять суть, отраженную в эволюции языковой системы человека.
— В основе структуры любого человеческого языка лежит преобразование описания предметов в сущности.
Человеческое мышление появилось эволюционным путем из необходимости людей функционировать в окружающей реальности, то есть понимать и использовать явления этой реальности. В структурной организации разговорного языка у людей отразилась схема функционирования реальности, чтобы мышление адекватно соответствовало организации реальности во всем ее многообразии. Схема мышления устроена так, что сначала человек раскладывает наблюдаемые явления на составляющие через выделение предметов, их свойств и взаимосвязей, а затем формулирует из них описательные утверждения. К каждому разумному утверждению, чтобы оно было осмысленным, должна быть возможность сформулировать непустое отрицание. Этот критерий определяет каждое осмысленное утверждение как сущность. Таким образом, правильное мышление, по сути, переводит сочетания наблюдаемых предметов и их взаимосвязей в систему сущностей. Хотя реальность представляется, как совокупность предметов, однако мышление, которое эту реальность описывает, оперирует именно сущностями. В исходном определении предметов нет составляющей, отвечающей за взаимосвязи. Именно сущностное рассмотрение дополняет предметы связями, встраивает предметы в окружающую реальность, то есть позволяет за обособленными друг от друга предметами увидеть явления.
— Начинало человечество с того, что пыталось дать названия всем окружающим предметам и явлениям.
На ранних этапах зарождения человечества сначала происходил процесс накопления знаний об окружающих явлениях. В самом начале возникновения разговорный язык не обладал внутренней структурой. Количество различных звукосочетаний было мало и было сопоставимо с набором звукосочетаний других биологических видов. Каждому наблюдаемому предмету и явлению, конкретному и обобщенному, люди давали название, то есть происходил процесс накопления словаря. В отличие от других видов, люди обладают большим объемом памяти в части запоминания различных звукосочетаний — слов, что и позволяет накопить значительное количество понятий. С ростом количества выделенных и обозначенных предметов и явлений начался процесс структуризации словаря. В языке началось выделение различных категорий и группировка понятий по этим категориям. Это привело к возникновению частей речи и в дальнейшем к появлению внутренней структуры в описании явлений набором слов — предложениям.
— Эволюционные процессы разговорного языка внутри каждой обособившейся популяции приводят к возникновению многообразия различий между языками по всем аспектам: фонетическим, морфологическим, семантическим и синтактическим.
Миграционное расселение человечества по планете приводило людские массы в новые регионы суши, с иными: ландшафтом, климатом, окружающей флорой и фауной. Словарь понятий обновлялся и изменялся. Также происходила внутренняя эволюционная трансформация языка каждой конкретной общности. Так происходило дробление языка на различные языковые семьи и отдельные языки. Обособленность конкретных народов и их языков приводила к эволюции каждого языка со своей скоростью и в своем направлении. Таким образом, к текущему моменту на планете накопилось несколько тысяч различных языков, каждый со своим набором слов и структурой.
— Многообразие различных языков и соприкосновение их носителей позволяет осуществить сравнение разных направлений эволюции языка.
— Различная скорость эволюции позволяет также сопоставить этапы в этой эволюции. Многообразие вариантов, существующее на данный момент, позволяет перейти к обобщению частных случаев в языкознании, перебирать и сравнивать все возможные варианты языковых систем. Из этих исследований выросло направление лингвистики — компаративистика.
С определенного момента в эволюционном развитии разговорного языка, кроме получения и обобщения знаний о явлениях окружающей реальности, человеку стала доступна для анализа сама структура языка. Дополнительной информацией для анализа также стали результаты повторных миграций, когда носители различных языков соприкасались друг с другом. Присутствие нескольких разговорных языков в одной общности, зачастую кардинально структурно различающихся, позволяло выделить некоторые общие правила организации внутренней структуры конкретного языка. С учетом того, что различающиеся языки являются отражением одной и той же реальности, различные структуры языков — это различные этапы эволюции одной общей сущности — разговорного языка человека. Всё это позволило людям наблюдать за процессами реальности уже через призму языка, как естественного элемента реальности. Хотя разговорные языки и являлись артефактом, то есть были искусственно созданы людьми, однако внутренняя организация структуры и эволюции языка находится в соответствии с явлениями реальности. Так что, через понимание устройства языка можно было понять и организацию реальности. Достоверно известно, что уже более трех тысяч лет назад изучению языка уделялось существенное место в культуре многих народов. Хотя весьма вероятно, что структура языка, как отражение явлений реальности, была предметом изучения людьми еще десятки тысяч лет назад. Комплексную внутреннюю структуру язык обрел, скорее всего, намного раньше, чем времена существования известных сейчас древних цивилизаций. Именно в обучении правильного использования языка человечеством лежал ключ к правильному мышлению и познанию истины.
— Интересно получается, язык, будучи созданным самим человеком, стал впоследствии основой мыслительной деятельности человечества, а в итоге язык стал сам тем наставником, проводником, который привел человечество к пониманию основ истины, как главной цели мыслительной деятельности человечества.
— В этом мы воочию видим воплощение замкнутого круга мышления на самом его полном, обобщенном уровне.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История истины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других