Домашний автор. Как поддержать ребёнка в литературном творчестве

Виктор Гаврилович Кротов

Книга адресована тем родителям, чьи дети проявляют литературные склонности, а также тем, кто хочет расположить ребёнка к этому виду творчества. Здесь идёт речь о том, как создавать в семье условия для воспитания вкуса к слову, как помочь в овладении письменной речью, как построить творческое сотрудничество.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Домашний автор. Как поддержать ребёнка в литературном творчестве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Дружба со словом

Все мы понимаем, что ребёнку нужно научиться говорить. А потом научиться читать. А потом писать. Но одновременно с овладением этими навыками может происходить ещё что-то очень важное.

Овладение речью

Что значит «уметь говорить»?

«Речь — убранство души».

Сенека, древнеримский философ I века

Помните, как малыш начинал говорить? Какой необычный вкус находил он в каждом слове, в каждом звуке. Какими удивительными, необычными были его первые слова и фразы. Тогда и началась его дружба со словом.

Эта дружба может дать ему очень многое. И от нас тоже зависит, чтобы она крепла и углублялась, приносила свои удивительные плоды. Способность говорить, выражать свои переживания и мысли словами, — это удивительное явление. Речь делает человека человеком. Свободная речь, устная и письменная, позволяет ему стать самим собой.

Уметь выразить свои переживания, размышления, фантазии — значит уметь осваивать свой внутренний мир. Да и внешний мир тоже. Лексическое богатство даёт способность осознавать такие оттенки жизни, которые недоступны тому, чей словарный багаж невелик.

Мы овладеваем речью с детства, и хотя этот процесс длится всю жизнь, многое зависит от того, является ли для нас речь лишь социальной необходимостью или доставляет нам радость миропознания. Как это сложится у нашего ребёнка, во многом зависит от нас.

Замечательство

Известна ли нам эта наука?

Внимательность — это пытливое впитывание смысла.

Научившись говорить, малыш начинает учиться сочинять. Сочинять — не только в смысле выдумывать (хотя и это совсем не плохо). Учится рассказывать о том и о сём, об увиденном и пережитом. А наше дело — учиться замечать его растущее вместе с ним умение. Замечать, приветствовать, одобрять и поощрять.

Сочинительство в широком смысле слова — вовсе не исключительное явление, как может показаться. «Слагать сказания» о своей жизни вполне естественно для говорящего человека. Если мы будем достаточно внимательны, мы услышим в речи ребёнка не просто бормотание о чём попало, а попытки обговорить, перенести в «сказание» те жизненные обстоятельства, которые его волнуют. И многое будет решать наше отношение к этому стихийному сочинительству, наше искусство «замечательства».

Замечательство — это не очень простое искусство. Оно состоит прежде всего в сочетании ненавязчивого внимания с заинтересованной поддержкой. Оно должно быть дружелюбным и ободряющим. Может быть, это не менее достойное искусство, чем само сочинительство.

Наша поддержка

Что мы можем?

«Помощь — это твоё ясное видение Вечности в человеке».

Конкордия Антарова, певица и писатель XX века

Наше дело — помогать ребёнку.

Помогать, поощряя его попытки творчества.

Помогать, записывая то, что он нам рассказывает.

Помогать, сочиняя вместе с ним.

Помогать, рассказывая собственные истории, придуманные или непридуманные.

Помогать, играя в словесные и литературные игры.

Помогать, выпуская домашнюю газету или необычные семейные книжки.

Помогать, читая вместе вслух.

Помогать, разыскивая для чтения замечательные книги.

Помогать, вместе ведя дневнички разного рода.

А теперь посмотрим: всё ли есть у нас под рукой, чтобы помогать ребёнку в дружбе со словом?

Оказывается, основное наше «оборудование» — это бумага да ручка (ну, может быть, ещё пара фломастеров для оформления). Но самое главное — внимание к ребёнку, желание приучить его к словесному общению, к словесному творчеству, к знакомству с миром через слово.

Чудо сохранения

Не пойти ли в летописцы?

Сохранение — это уважение вечного в преходящем.

Удивительнейшее явление — возможность записать сказанное. Это возможность сохранить не только информацию, но и наши эмоции, сегодняшнее восприятие жизни. Мы можем сохранить не только наше собственное восприятие, но восприятие нашего ребёнка. Например, его начальное словотворчество, ведь у каждого оно протекает по-своему. Записанный нами словарик особых слов малыша навсегда сохранит аромат этих первых шагов по миру речи. Записанные смешные (а значит парадоксальные! это даже не каждому писателю удаётся) изречения, реакции на житейские ситуации — станут первыми проявлениями его словесного творчества, которые мы перевели из устной формы в письменную.

Сохранение памяти. Сохранение творчества. Пока малыш находится в самом начале жизни, приучим себя записывать его творческие искорки. По мере того, как он будет взрослеть, наша работа станет разнообразнее. Внимание должно быть тоньше, записывание тактичнее, результаты насыщеннее и интереснее.

Углубление понимания

Помогает ли слово мысли?

«Понимание — отражённый свет творчества».

Вилье де Лиль-Адан, французский писатель XIX века

Главный результат овладения словом, наверное, в том, что ребёнок лучше понимает себя, лучше может выразить своё внутреннее состояние, а значит и нам даёт возможность лучше понимать происходящее с ним.

Заметим, что у сочинительства есть и следующая ступень: возможность понимания другого. Кто-то с этой ступени шагает в писательскую деятельность, кому-то это просто помогает в жизни. Нам, родителям, это может помочь в деятельности родительской. Ведь для того, чтобы увидеть линию развития, нам мало обыденной памяти. Записи обозначают траекторию движения души. Перечитывая их, мы можем увидеть то, что кажется незаметным с точки зрения сегодняшнего дня.

Тема эта шире детского словесного творчества. Здесь можно задуматься и о нашем родительском дневнике, и о многих других вещах. И — записать свои размышления: чтобы о них уже не забывать.

Полезные действия

Постараемся по-новому взглянуть на то, как ребёнок овладевает речью. Почитаем книги об этом. Например, «От двух до пяти» Корнея Чуковского, «Наши зимы и лета, вёсны и осени» Марии Романушко, «Перед школой» Феликса Льва. Много интересного можно найти и в других книгах.

Поищем свои методы «замечательства». Как реагировать на детские эксперименты с языком. Как вести записи. Как побудить ребёнка к рассказыванию, к придумыванию.

Будем пробовать разные виды помощи в освоении речи. Выберем те, которые больше всего подходят к нашей жизни. А через какое-то время снова попробуем то, что не удалось сразу.

Приучим себя к записыванию, к сохранению записей о ребёнке, к приведению их в порядок. Каждый наш день с ребёнком неповторим. Мы можем что-то сохранить вот от этого, именно от этого дня — или утратить.

Говорить на разные темы с детьми просто необходимо, причём не только говорить-рассказывать, но расспрашивать, располагать самого ребёнка к обговариванию тех вещей, которые его волнуют: в прямой или в иносказательной форме.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Домашний автор. Как поддержать ребёнка в литературном творчестве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я