Комплексные системы безопасности современного города

Виктор Владимирович Петров

В учебном пособии рассматриваются требования к АПК "Безопасный город", отдельным интегрированным системам, производственной безопасности, а также ряд современных разработок в области современных способов огнезащиты строительных материалов и технических систем раннего обнаружения пожара в помещениях. Учебное пособие предназначено для подготовки магистров и бакалавров по направлению «Техносферная безопасность». Может быть полезно специалистам и аспирантам, разрабатывающим комплексные системы безопасности.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город"

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комплексные системы безопасности современного города предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Аппаратно-программный комплекс"Безопасный город"

1.1. Основные угрозы для общества

Мероприятия по обеспечению общественной и правовой безопасности, безопасности техногенной среды обитания как субъекта Российской Федерации, так и муниципального образования являются актуальными в связи с наличием угроз различного рода (природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера). Проявление угроз в значительной мере сказывается на всех областях жизни и деятельности человека, предприятий и организаций, объектов производства, транспорта и связи, радиовещания и телевидения, технических сооружений и инженерных систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения, водоотведения и др.), природных ресурсов и др.

В настоящий момент определены основные угрозы для общества, перечень которых дан в [3].

К природным угрозам относятся природные процессы или явления, приводящие к возникновению чрезвычайных ситуаций (ЧС), и к нарушению жизнедеятельности населения [3]. Основными природными угрозами являются:

— подтопления территории города;

— деформация земной поверхности в виде оползней, провалов и оседаний земли, включая последствия землетрясений;

— ураганные и штормовые ветры, обильные и длительные дожди и снегопады, обледенения дорожных магистралей и электрических проводов; падение крупных метеоритов, болидов; торфяные и лесные пожары, длительно происходящие на больших площадях, приводящие к значительному задымлению.

К техногенным угрозам относятся ЧС, спровоцированные антропогенной деятельностью и приводящие к вредным воздействиям на население и среду обитания. Основными техногенными угрозами являются [3]:

— катастрофы, аварии и инциденты, происходящие на авто-, авиа-и железнодорожном транспорте;

— аварии, пожары и разрушения на производственных объектах и в жилых помещениях, на магистральных трубопроводах и подземных сооружениях;

— прорывы гидротехнических сооружений, являющиеся гидродинамически опасными объектами (плотин, запруд, дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;

— выбросы химически опасных, радиоактивных веществ с образованием зон заражения;

— разливы нефтепродуктов;

— долговременные прекращение электроснабжения жилых зон и производственных мощностей;

— аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях; прорывы в сетях тепло — и водоснабжения; старение жилого фонда, инженерной инфраструктуры; снижение надежности и устойчивости энергоснабжения; перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;

— просадки, оползни, обвалы земной поверхности, происходящие при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;

— некачественная уборка улиц; нарушение порядка утилизации производственных и бытовых отходов;

— снижения качества питьевой воды;

— снижения качества дорожного покрытия, приводящее к снижению безопасности автомобильных перевозок.

Биолого-социальными угрозами являются ситуации, при которых ухудшаются нормальные условия жизнедеятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных [3].

К основным экологическим угрозам относятся [3]:

— превышение предельно допустимых концентраций тяжелых металлов, радионуклидов и других вредных веществ в атмосфере, воде и почве;

— деградация и опустынивание почв, вследствие ее эрозии, засоления, заболачивания и так далее;

— переполнение хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, приводящие к загрязнению окружающей среды;

— резкие изменения погоды (климата) в результате деятельности человека;

— температурные инверсии и смог в городах;

— превышение допустимого уровня городского шума;

— кислотные осадки; разрушение озонового слоя и изменения прозрачности атмосферы;

— истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов.

К основным угрозам транспортной безопасности относятся [3]:

— террористические и диверсионные акции, в том числе за счет нарушения функционирования транспорта;

— криминальные действия на транспорте;

— ЧС, происходящие вследствие изношенности, нарушения правил эксплуатации транспортных технических систем и нормативных требований к ним, а также за счет природных катаклизмов, приводящие к авариям.

К конфликтным угрозам относятся социальные взрывы, криминогенные и террористические угрозы, национальные и религиозные конфликты деятельность экстремистской направленности [3]. К основным конфликтным угрозам относятся:

— несанкционированные публичные мероприятия, приводящие к массовым беспорядкам;

— резонансные преступления (правонарушения, включая похищение людей), в том числе и действия организованной преступности.

К основным угрозам информационной безопасности относятся [3]:

— несанкционированный доступ к информации об органах государственной власти, муниципальных предприятий и служб, а также намеренное нарушение информационного обеспечения их деятельности;

— оказание целенаправленного негативного информационного воздействия на население через средства массовой информации и интернет, в том числе с целью создания социальной, межнациональной и религиозной напряженности;

— несанкционированный доступ к управлению информационными ресурсами, включая перехват радио-, теле — и видеотрансляций, нарушение функционирования систем оповещения и информирования населения;

— нарушение прав граждан в области получения достоверной информации, в том числе манипулирование массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;

— использование компьютерных систем и сетей для криминальных действий в кредитно-финансовой сфере.

Управленческие (операционные) риски являются следствием низкой эффективности работы ОИВ и контроля со стороны оперативных служб, грозящие нарушением жизнедеятельности населения. К основным управленческим (операционным) рискам относятся [3]:

— риски возникновения потенциально опасных техногенных угроз при работе технических систем инженерных и социальных объектов и объектов инфраструктуры;

— длительная задержка устранения последствий происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций, приводящая к нарушению нормальных условий жизнедеятельности населения;

— низкая эффективность систем прогнозирования и поддержки решений на местном, региональном и федеральном уровнях, увеличивающих риск нарушения среды обитания и здоровья людей, и возникновения дополнительных материальных расходов на устранение последствий.

В большинстве случаев угрозы являются взаимосвязанными, а последствия очень тяжелыми как с моральной, так и с материальной стороны. Для уменьшения риска проявления угроз необходима разработка комплексной системы безопасности современного города.

Таким образом, целью построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий кризисных ситуаций и правонарушений [3].

1.2. Законодательная и нормативная база, послужившая основой для создания АПК «Безопасный город»

Основным документом, определяющим возникновение, развитие и реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее — АПК «Безопасный город»), является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р. МЧС России, как главным координатором по вопросам внедрения и развития АПК «Безопасный город» разработаны и утверждены методические рекомендации и методическое пособие [4, 5].

Кроме того, данная Концепция должна не противоречить положениям уже утвержденных основных законов и других нормативных и правовых актов:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

2. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействию терроризму».

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ"О безопасности”.

5. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму».

6. Указ Президента Российской Федерации от 13.11.2012 г. №1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

7. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

8. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».

9. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

10. ГОСТ Р 51558-2008. «Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний».

11. ГОСТ Р 54830-2011. «Системы охранные телевизионные. Компрессия оцифрованных видеоданных. Общие технические требования и методы оценки алгоритмов».

12. ГОСТ 12.1.006-84 «Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля».

13. ГОСТ Р ИСО 13849-1-2003 «Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с безопасностью. Часть 1. Общие принципы конструирования».

14. ГОСТ Р 50922-2006 «Защита информации. Основные термины и определения».

15. ГОСТ Р 52155-2003 «Географические информационные системы федеральные, региональные, муниципальные».

1.3. Действующие автоматизированные системы безопасности

Известно, что на опасных производственных, критически важных и социально значимых объектах и в муниципальных образованиях России функционирует ряд автоматизированных систем различной ведомственной принадлежности, которые подразделяются на несколько групп.

Автоматизированные системы обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений на территории муниципального образования. Среди них наиболее известные:

а) системы видеонаблюдения, обеспечивающие автоматическое детектирование (видеообнаружения, видеоидентификации и видеораспознавания) определенных событий;

б) подсистема обеспечения экстренной связи.

Автоматизированные системы обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожаров. Наиболее известные среди них:

а) система мониторинга критически важных объектов;

б) система мониторинга потенциально опасных объектов;

в) система мониторинга социально значимых объектов;

г) система мониторинга пожарной безопасности объектов;

д) система управления твердыми бытовыми отходами;

л) система информирования и оповещения населения.

Автоматизированные системы обеспечения безопасности инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса:

а) система мониторинга сети водоснабжения;

б) система мониторинга сети газоснабжения;

в) система мониторинга сети теплоснабжения;

г) система мониторинга сети электроснабжения;

д) система мониторинга, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при нарушении правил пожарной безопасности;

е) система обеспечения безопасности охраняемых объектов, придомовых территорий и объектов социального назначения;

ж) система обеспечения экстренной связи.

Автоматизированные системы обеспечения безопасности имущественного комплекса. Наиболее известные среди них:

а) система управления дежурного плана города;

б) система обеспечения социальной безопасности;

в) система управления реестром электросетей;

г) система управления реестром сетей и сооружений водоснабжения;

д) система управления реестром тепловых сетей;

е) система управления реестром дорог.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. № 1235 «О федеральной государственной информационной системе координации информатизации» [6]. С этого момента прекращается регистрация федеральных государственных информационных систем (далее ‒ ФГИС) Роскомнадзором, а База данных реестра ФГИС передана в соответствии с пп. «в» п. 4 Постановления № 1235 в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации для использования в федеральной государственной информационной системе координации информатизации.

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестр отечественного ПО) предназначен для расширения использования отечественной ИТ-продукции в органах государственной власти РФ, а также в целях оказания правообладателям ПО мер государственной поддержки. Реестр содержит перечень российского ПО, отечественное происхождение которого было подтверждено и для которого предусмотрена преференция при государственных и муниципальных закупках.

Реестр формируется Экспертным советом по российскому ПО при Минкомсвязи России, значительную роль в котором играют представители отечественной ИТ-отрасли.

Официальный сайт оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин (ЭВМ) и баз данных расположен по адресу: http://reestr.minsvyaz.ru.

Перечень наиболее известных информационных систем, применяемых федеральными органами государственной власти (ФОИВ), приведен в прил. 1.

За счет интеграции с существующими информационными системами всех уровней, компоненты АПК «Безопасный город» должны обеспечивать:

— формирование информационной системы как эффективного инструмента муниципальных ОИВ с целью формирования безопасной среды обитания на базе эффективного межведомственного взаимодействия для обеспечения общественной безопасности;

— создание единого информационного канала между ОИВ разного уровня (муниципального, регионального и федерального);

— создание современных систем анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз.

1.4. Требования к содержанию информации в АПК «Безопасный город»

Для объединения информационных потоков в рамках АПК «Безопасный город» необходимо определить минимальные требования к содержанию входной информации от действующих автоматизированных систем.

В частности, информация от систем видеомониторинга и видеоанализа в целях общественной безопасности должна содержать:

— видеоизображения с мест установки видеокамер на критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектах (в том числе дошкольные образовательные учреждения, образовательные учреждения и другие);

— информацию об идентификации и распознавании лиц и сопоставление их с данными о лицах, находящихся в розыске.

— информацию об обнаружении скопления людей, в том числе в несанкционированных местах;

— данные об оценке плотности потока людей на значимых для муниципального образования объектах;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город"

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комплексные системы безопасности современного города предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я