Книга «В начале были…» рассказывает о том, как знаки, звуки и пытливая человеческая мысль породили внятную, членораздельную речь, в том числе и русскую речь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги В начале были… Знак, звук, слово предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Виктор Васильевич Дрожжин, 2018
ISBN 978-5-4485-7604-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Мы часто задумываемся над тем, как появилась человеческая речь, а главное, зачем. Ведь если исходить из марксистской теории саморазвития животных видов, их положительной эволюции в их самоустремлении к трудовой деятельности во имя выживания рода, то на сегодняшний день наиболее древние животные, которые гораздо старше человека, должны были обладать гораздо более совершенной членораздельной речью нежели человек, так называемый"хомо сапиенс сапиенс". К примеру, крокодил как вид существует уже сотни миллионов лет, но увы членораздельной речью он так и не обзавёлся. То же самое и с человекообразными существами. Уж кому, как не им, с их неимоверно развитыми передними конечностями научится осмысленному труду во имя выживания и умножения рода? А, поди ж ты, и палкой не заставишь их трудиться. Не говоря уж, о каких — то увещеваниях на личных примерах.
Сотни тысяч лет, бок о бок человекообразные существа живут рядом с человеком, а ничему у человека не научились, да и не хотят чему — то научиться. Вот разве что, воровать. В прочем, скорее человек деградирующий научился у обезьян, воровству, а не наоборот. Поэтому, мы утверждаем, что не человек произошёл от обезьяны, как это утверждают дарвинисты — материалисты, а обезьяна произошла от человека, человека деградировавшего и приспособившегося к примитивному, дикому образу жизни в природной среде.
И действительно. Стоит человеку бросить трудовую деятельность, как он быстро дисквалифицируется, меняет образ жизни на паразитический, проще говоря, начинает побираться, попрошайничать, воровать, а кроме того быстро теряет дар развитой речи. И если такой человек вдруг окажется в дикой природе, то очень быстро одичает и сам. Потомство от такого человека, не зная труда, в скором времени утратит способность к членораздельной речи, обрастёт шерстью и обретёт образ человекообразного существа. Причём процесс превращения человека в человекообразное существо осуществится гораздо раньше, чем при процессах превращения обезьяны в человека. Достаточно будет каких — то пару сотен лет, чтобы встретить в джунглях человекообразное существо, бывшее некогда человеком. Как видим, дарвинисты отводят на эволюцию обезьяны в человека миллионы лет, а мы отводим на эволюцию человека в обезьяну всего две, а то и сотню лет. В зависимости от того, в какие природные условия попадёт, то, что когда — то было человеком.
Вы спросите, почему же Бог, сотворивший человека, не препятствует превращению своего детища в существо низшего порядка? Мы ответим. Потому что Творец и Создатель благоволит к тому из своих творений, кто идёт Путём Господним. Кто трудится, творит и созидает, как и заповедал Всевышний.
А как можно трудиться, творить и созидать, не имея элементарных знаний, не говоря уже о знаниях более глубоких? Да, никак. Только сумма определённых знаний и убеждений, и прежде всего, таких как знания Закона Божьего, дают человеку возможность действовать во благо себе и других, потому что:
Во — первых, соблюдая Заповеди Божьи: «Не убий. Не лжесвидетельствуй. Не пожелай добра ближнего. Ни вола. Ни скота его…» и, так далее, мы уже отсекаем себя от паразитического и вне человеческого образа жизни.
Во — вторых. Соблюдая Заповеди, устраивая жизнь свою согласно Закону Божьему, человек не отвлекается на неразумное. На отвлекающее его внимание от разумного — от созидания и творчества. Во имя собственного и общественного процветания и благоденствия. Потому, что только в обществе имеет место необходимость обмениваться информацией способствующей более успешному созидательному труду. А для, способности передавать информацию от одного к другому, Всевышний и наделил человека второй сигнальной системой, по русски говоря, членораздельной речью. Но, прежде Он, Творец всего и вся, наделил человека языковым аппаратом. Куда входит гортань, специально приспособленная для подачи воздуха из лёгких особым образом. Голосовые связки, формирующие толщину столба воздуха выходящего из лёгких во время речи. Нёбо, изгибающее столб воздуха и усиливающее громкость звука. Язык, направляющий струю воздуха между губ. Губы, дающие возможность воздуху либо свободного выхода, тогда звук получается открытым, либо несколько стеснённым, отчего звук становится как бы более тонким и более высоким. Мышцы губ, регулирующие артикуляцию губ и подбородочный выступ, являющийся каркасом около губных мышц, так называемый амбушюр. Как видим, Бог Творец наделил человека сложным голосовым аппаратом для общения с себе подобными. Кроме того, он наделил человека способностью отвлекаться от требований собственной плоти. То есть, одарил его способностью абстрактно мыслить. Именно эти обстоятельства позволили человеку не только усваивать знания, диктуемые ему Богом, но и передавать эти знания и современникам, и своим даже очень отдалённым потомкам.
А теперь зададимся вопросом. Что Бог положил в основу передачи информации? Ответ один — знак, звук и символ. Знак, сопряжённый со звуком, то есть озвученный знак или символ есть фонетическая передача знака или символа. Символ, конечно более сложное понятие, чем знак, но символ обретает свое значение только через знак. К примеру, изображение пирамиды это знак и в то же время, изображение пирамиды есть символ Египта, точно также как изображение Великой Китайской стены есть символ государства Китай. И так далее.
Поэтому мы, свои изыскания и будем осуществлять в области сопряжения звука и знака. Когда знак означает некий звук, а звук, в свою очередь, у нас ассоциируется с определённым знаком. К примеру, мы пишем фонетический знак «К». И с ним, мы ассоциируем звук, который возникает тогда, когда мы резко выталкиваем горлом мягкую порцию воздуха.
Так вот. В русском языке общепринятыми звуками считаются звуки в количестве 32, которые и легли в основу русского алфавита.
Часть из них открытые и они называются гласными, а большая часть это согласные, то есть сопряжённые звуки, или созвучия. Например, в согласной «к» звучит два звука короткое «к» и едва уловимое «ы». Впрочем, сейчас нас более всего интересуют гласные звуки, такие как: «а», «о», «э», «ы», «у». Это, так называемые чистые фонемы. Они звучат без призвуков, не в пример таким звукам как: «я», «е», «ё», «и», «ю», которые при очень внимательном прослушивании звучат как «йа», «йэ», «йо», очень тонкое «йы» и «йу». Поэтому мы, пока, в своих изысканиях займёмся чистыми фонемами, то есть чистыми гласными звуками «а», «о», «э», «ы», «у». И прежде всего таким гласным звуком как «о».
Уж и не знаю почему, но я отдаю предпочтение гласной «О» Однако мне кажется, что в этом кроется нечто такое, что поможет нам распутать весь языковый клубок.
Из главы 2 «Бытия», стих 5 — 9, мы знаем, что Бог создал человека «… для возделывания земли». И поместил человека в насаждённый им, Богом, райский сад, чтобы человек воочию видел результаты Божественных усилий и плоды этих усилий. Разумеется, Адам, как и всякий человек, впервые увидевший ранее им не виданное, удивился и спросил Бога — «А, что это такое?». Вот здесь стоп.
Сразу же мы наталкиваемся на встречный вопрос: — А, на каком, собственно, языке Адам обратился к Богу со своим наивным вопросом? Ведь Бог не пользуется человеческой речью. А Адам не знает Божественного языка. Каким образом Бог дал возможность Адаму понять Божественные наставления? Трудный вопрос. Но мы, в меру наших усилий попытаемся разгадать сию загадку.
С одной стороны, Адам, обладающий человеческой речью, вполне имеет возможность обратиться к Богу на своём человеческом языке, но с другой стороны ответ Бога Адаму мог быть не впрямую, а косвенно. Как, косвенно? Очень просто. Через знамения. Через знак. Например:
«13. Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землёю».
Бытие, гл. 9
Именно через знамения Бог и научил сотворённого им человека развитой речи. Попросту говоря, второй сигнальной системе. Запомним, именно сигнальной системе. То есть, речи, как системе сигналов.
На нашей планете, как известно, имеют место лишь два основных вида сигналов. Звуковой и изобразительный, то есть, образный сигнал. К примеру, звук треснувшей ветки предупреждает нас о том, что кто — то движется рядом. Вспышка молнии есть световой сигнал к тому, что очень скоро раздастся гром, а вслед за ним может пойти дождь, или даже ливень. Выглянувшее после дождя солнце есть сигнал к тому, что дождь прекратился, или вот — вот прекратится. Так звуковые или изобразительные (образ) сигналы выстроенные в сознании человека как некая система, могут многое рассказать человеку. Но, именно сопряжённые в неразрывную цепь звукоизобразительные сигналы (определённый звук описывающий конкретное, связанное только с этим звуком изображение), есть система. Например, многоцветная дуга в небе, по — русски называется радуга. Но, в латинице «дуга», как часть окружности, называется «арка». И тогда радуга не по — русски будет называться «аркаколор». «Колор» в переводе с латыни означает цвет, а «коло» в фино — угорских и русском языках означает, «солнце». Но, я буду исходить только от русского языка, поскольку никаких других языков, я не знаю вообще. Просто потому, что от природы нет у меня никаких способностей к усвоению других языков.
Так вот. «Радуга» — это трёхсложное слово. То есть, слово, состоящее из трёх слогов: слог — «ра», слог — «ду» и слог — «га».
Сами по себе эти три слога взятые в отдельности, ничего не говорят русскому сознанию, но сопряжённые в единое слово, они сразу дают нам конкретное понятие — «цветная небесная дуга».
Отсюда вывод. Чтобы понять что — то, или нечто, нам необходимо дать этому непонятному звукоизобразительное оформление. При этом все окружающие должны знать законы сопряжения звука и изображения, или образа, тогда и они будут понимать, и принимать ту информацию, которую передают друг другу.
Но, образ образу рознь. Есть простые образы — круг, квадрат, линия, дуга, треугольник, овал. Есть образы сложные, к примеру изображение человеческого лица, или даже реалистичное изображение какого — либо животного. Поэтому в передаче конкретной информации очень важно сконцентрировать внимание слушателя на конкретных изображениях, или даже конкретных фрагментах, а то и деталях изображения обозначаемых конкретными же, односложными или многосложными звуками. Каждому конкретному образу, конкретному фрагменту этого же образа, каждой детали фрагмента данного образа, должен соответствовать свой конкретный звук, своё односложное, или своё многосложное звучание.
Где, скажите, какая обезьяна способна столь дотошно препарировать сложный образ на составляющие его фрагменты и детали? Да к тому же ещё и дать всему этому многосложное звуковое оформление.
В общем, вопрос о дарвиновской обезьяне каким — то образом ставшей человеком, мы отметаем, как не имеющий под собой каких — либо реальных оснований. Достаточно посмотреть на всех этих шимпанзе, макак, гамадрилов с орангутангами скачущих по веткам деревьев миллионы и миллионы лет, как становится понятно, что искать в обезьяне предка современного человека совершенно безнадёжное дело. Только перья тупить.
Да, конечно обезьяны, да и вообще все хладнокровные и теплокровные, сделаны из одного и того же теста. Но скажите нам, какой смысл всякий раз творить новое прибегая к отличным друг от друга материалам, когда атомно — молекулярное строение внешней физико — химической среды остаётся неизменным? Нет уж, что Бог сотворил, то сотворил. Всё сотворено из одних и тех же кирпичиков. Поэтому мы, вслед за древними мудрецами утверждаем. Человека сотворил Бог и сотворил сразу, со всеми его способностями внимать Божьим назиданиям. Ведь Дух Божий не соткан из электронов, протонов, атомов и, уж тем более, молекул. Он есть Воля Божья дающая энергию творения и созидания всему и вся. И если человекообразные приматы своими дикими, далёкими от разумного созидания и творения поступками, весьма и весьма напоминают выходки людей деградирующих, то это вовсе не может быть доказательством того, что человек произошёл от обезьяны, а не наоборот.
И, всё — таки. Каким образом Бог Творец надоумил человека объединить в одно знак и звук, символ и звук, образ и звук? Что лежало в основе такого единения? Давайте будем искать ответ вместе.
Поскольку, гласные звуки намного проще чем согласные, ибо в основе согласных лежит созвучие двух звуков — во всяком случае в русском языке — то мы и примемся за звуки простые, то есть гласные.
Несколько ранее, для исследования мы уже избрали гласную «о». Выбор наш, конечно же, случаен и с таким же успехом, мы могли бы избрать для наших поисков любую из гласных. Но уж, коль скоро мы остановились на этой гласной, то с неё и начнём. Каким образом? Самым простым. Мы выпишем ряд слов, в которых имеется гласная «о». При этом само слово будем прописывать прописными буквами, а гласную «о» встречающуюся в слове мы станем писать большой, так называемой «заглавной». Например. Слово «колокол» мы будем писать «кОлОкОл», слово «кол» мы напишем «кОл» и так далее. Исходя из этой установки, мы и выпишем, желательно более солидный ряд слов, в которых имеется буква и гласное «о». Итак:
кОлОкОл, кОл, кОльцО, бОчка, Обруч, лОм, стОг, стОл, ствОл, дулО, ОкО, зрачОк, нОздря, ухО, рОт, рОтОр, рОлик, рОльганг, кОлесО, гОрлО, бОлт, грОт, черенОк, ягОда, зернО, пОчка, сОлнышкО,
гОризОнт, небО, кОм, кОмета, шилО, ребрО, гвОздь, Ось, яблОкО, сОта, атОм, мОлекула, зОнт. Пожалуй, хватит. Читатель уже видимо для себя открыл то, что объединяет все эти различные предметы и понятия. И вслед за ним и мы скажем — да все эти предметы и понятия объединяет, а точнее, в основе всех этих предметов и понятий лежит подсознательное ощущение «округлости», «окружности», «круга».
Итак. Чтобы проверить эти наши догадки, давайте мы обратимся к другой гласной. Например, гласной «и». Только с одним условием. В русских словах с гласной «и», мы будем писать белорусскую «и», то есть «I». Зачем это нам надо, мы поймём потом. Отсюда, начнём:
лIния, пIсьмо, рIсунок, нIть, Iгла, спIца, шIло, бIло, вIлка, вIлы, жIла, жIлка, кIрпIч, стIлет, сIгарета, чIркать… Достаточно. Уже вполне понятно, что гласная «и» в русском языке означает прямую линию, или линейную протяжённость.
Хотя нам уже понятно, что означают гласные в русском языке, тем не менее, давайте мы ещё проверим нашу догадку на гласной «у». Также выпишем ряд слов с гласной «у». Но для этого, мы в словах будем использовать начертание гласной не русской «у», а латинской «u». Так будет правильней. Ведь латинские буквы берут своё начало от древнегреческих букв алфавита, как и русские. Поэтому использование латинского начертания буквы русской гласной «у» вполне закономерно.
дUга, радUга, пUля, рUль, лUк (боевой), нUль, зUб, гUба, Uхо, бUр, мUфта, сUгроб, тUфля… Понятно. Гласная «у» в русском языке означает плавный, мягкий изгиб.
Вот и получается, что в русском языке гласные звуки означают геометрические очертания. Именно гласными звуками первый человек озвучивал геометрию окружающего его мира. Звуком «а» и буквой «А» наш предок обозначал «угол». С помощью звука и буквы «е», наш предок обозначал овал, неправильную окружность, или кривую второго порядка — эллипс, петлю или что — то напоминающее неправильную окружность вообще.
Итак, подведём итог. Русские гласные и описывающие их буквы означают геометрию окружающего нас мира.
Звук и буква «А» — означают «угол», угловой
Звук и буква «О» — означают правильную окружность, круг. А также, зачастую как совокупность, или сумму смежных углов, вершины которых берут начало в одной и той же точке, являющейся центром окружности.
Звук и буква «е — э» — означают неправильную окружность, петлю, эллипс как кривую второго порядка.
Звук и буква «и» — означают линейную протяжённость, либо короткую, либо более вытянутую.
Звук и буква «у», или латинское «u» — означают изгиб, как часть извилины.
Звук и буква «я» — означают углубление, глубину, в глубине.
Звук и буква «ю» — означают узел, как совокупность переплетённых меж собой извилин, а также две, и более однородностей.
Звук и буква «й» (латинское «i») — означают «рассечение, разделение». Примером тому может являться пунктирная линия как прямая рассечённая на множество коротких отрезков. Так вот, интервал между пунктирами и есть «рассечение», которое понимается под звуком и буквой «й», или «i».
Звук или буква «ы» — означает «множество», или «несколько» (прямых или точек, или что угодно, но однородное).
Итак, с гласными нам всё понятно. Пора бы приняться за согласные, но мы не будем этого делать по той простой причине. что дешифровка согласных займёт такой объём страниц, который наверное окажется большим чем весь объём страниц хранящихся в Государственной библиотеке им. А. С. Пушкина. Да и в этой работе не входит в нашу задачу выяснить всю дешифровку согласных. Скажу только, что дешифровка согласных отняла у меня не менее пяти лет жизни. Поэтому, мы ограничимся лишь тем, что сразу же выложим готовый результат. И так по всему алфавиту русского языка.
«а» — угол
«б» — выступ, выступающее
«в» — наружу, наружное
«г» — ломаный изгиб
«д» — соединение,
«е, ё» — петля, эллипс, сектор, серповидный
«ж» — сжатый, сдавленный (до минимальной окружности, либо плоскости),
«з» — скрытый, скрывающийся, прячущийся, потаённый, тайный,
невидимый, внутренний и т. д.
«и» — прямая линия
«й» — рассечение, разъединение
«к» — сближение
«л» — скольжение (сверху вниз, снизу вверх, по прямой, по окружности, по наклонной). Пример тому скольжение метеорита в ночном небе, скольжение струй дождя, или взгляда по какой либо поверхности, а то и перемещение человеческого взгляда вслед за каким — либо движущимся предметом. В общем, просто — скольжение», движение,
«м» — прижатое, прижимать, объять, сплющенное,
«н» — иметь, имеется,
«о» — окружность, округлость, круг,
«п» — растущее, отрастающее, тянущееся, вспучивание
«р» — хранить, сохранять,
«с» — слой (бисквитный слой к примеру), слоистый, плоскость,
«т» — стык, стыковать, место стыка, фронтальная, (то есть торцевая поверхность), срез, место разъединения или соединения, место возможного сочленения,
«у» — извилина, плавный изгиб,
«ф» — передний, перед,
«х» — верх, вершина, верхняя точка,
«ц» — цеплять, зацепление, сцепляться, зацепиться и так далее,
«ч» — совместный, совмещение,
«ш, щ» — последовательное чередование, очередь, ряд
«ы» — множество чего — либо однородного,
«ъ» — (по моему, не играет никакой роли, кроме как «спотыкаться»), возможно «барьер», «препятствие»,
«ь» — твёрдое, плотное, плотность, упругость,
«э» — то же самое, что и «е,ё»,
«ю» — узел, переплетение,
«я» — углубление, провал, полость, иногда отверстие.
Вот и всё. А теперь, мы можем для контроля проверить наше открытие на нескольких лишь немногих словах, чтобы не отвлекаться от главного. Понять, зачем Всевышний наделил человека способностью к членораздельной речи.
Итак. Возьмём любое слово, какое нам больше понравится. Но, для начала, мы будем брать те слова, которые обозначают предмет. Так станет понятней сам механизм начального, или предметного словообразования.
К примеру, всем известное слов «пирамида», которое на всех индоевропейских языках, называемых мною ведическими, от слова «веды», имеет одно значение — архитектурное строение являющееся гробницей фараона. Основой ведических языков является санскрит. И поэтому слово «пирамида» с санскрита переводится как «дочь огня» или «огненная дочь». Вот его — то это слово, «пирамида» мы и препарируем согласно нашей дешифровке гласных и согласных звуков. Итак:
П — растущие,
И — линии,
Р — хранящие, хранить, сохранять,
А — угол, углы,
М — прижатый, прижатые,
И — линии,
Д — соединение,
А — углы, углов.
Но, Бог Творец начинал не с пирамиды, а с самой обыкновенной мотыги, которая по русски называется «тяпка», от слова «тяпать» сиречь «взрыхлять», возделывать землю. Именно это в первую очередь Всевышний и заповедал человеку.
Однако, тяпки на деревьях не растут их надо изготовлять своими руками. А этого можно добиться, только имея уже развитые трудовые навыки. Ибо, что такое тяпка как изделие рук человеческих?
Тяпка это земледельческий инструмент, предназначенный для взрыхления почвы. А почву надо взрыхлять для того, чтобы сеять в неё семя и вспушивать землю для лучшего дыхания и орошения растения.
Так вот, прежде чем взяться за изготовление тяпки необходимо мысленно представить себе её конструкцию. Где в природе можно увидеть прообраз тяпки? На небе — полная радуга, луна вполовину затмения, на земле — створка раковины морского моллюска и так далее.
Однако ни радугой, ни луной, даже и в четверть затмения, землю обрабатывать невозможно, а вот створкой раковины, если земля влажная, взрыхлять можно.
«6… пар поднимался с земли и орошал всё лице земли;…».
Бытие гл. 2, стих 6.
А, что, значит изготовить своими руками? Это значит подобрать пригодный материал природы и преобразовать его в форму пригодную для производительного использования. А, что значит преобразовать природный материал в пригодную для производительного использования форму? Это значит, без образной форме материала природы придать конкретный образ, образ земледельческого орудия труда. Но, чтобы без образному, сиречь безобразному придать нужный облик надо увидеть знамение исшедшее от Бога, воспринять его и перенести на производимое изделие. Сможет ли гамадрил это сделать? Никогда и ни за что. И ни шимпанзе, и ни орангутангу, а уж тем более горилле это не под силу. Не говоря уже о макаках.
Но, опять же возникает извечный вопрос. Как Бог надоумил человека совместить природную геометрию предметов с конкретным звуком? А, главное зачем?
Затем скажем мы, чтобы с помощью, а точнее посредством второй сигнальной системы, которую мы называем членораздельной человеческой речью, передавать потомкам и ученикам накопленный производственный опыт, трудовые знания, умения, мастерство ремесла. И совместить звук и изображение помог личный опыт. Если человек работая острой иглой нечаянно и неожиданно уколется, то какой звук он издаст? Конечно же «ай». Следовательно, острие режущего или колющего предмета имеющего угловое очертание отныне станет ассоциироваться со звуком и буквой (знаком), «А». Когда же мы колем орехи гладким округлым камнем и нечаянно ударяем себя по руке, то мы исторгаем только один вопль «о — о — о…». И с этого момента тупая боль у нас будет ассоциироваться с округлостью предмета и звуком «о», а значит и буква «о» будет ассоциироваться со звуком «о — о — …». Когда же девчонки чего — нибудь неожиданно испугаются, то они разбегаясь в разные стороны, начинают визжать «и — и — и — …», что у нас в конечном итоге станет ассоциироваться с продолжительностью звучания и протяжённой линией, а значит и знаком «I», ну и так далее.
Конечно, процесс совмещения звука и знака, то есть, словообразования занял продолжительное время, в течение которого, человек возделывал землю. Но, в конечном итоге человек обрёл настолько развитую речь, что мог уже описывать не только предметы, но и процессы труда, научного познания, философских моделей. И, прежде всего, человек научился познанию Бога. Потому, что о Боге знал, но хотел, чтобы о нём знали и все его потомки.
«18. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым;…». Бытие, гл.2.
Изначально Всевышний научил человека давать названия предметам окружающим человека, растениям, животным, выступам на земной поверхности (холм, гора), впадинам, морским просторам и прочему, что окружало человека. Позже, научил человека выделять из окружающего мира то, что необходимо станет человеку на все времена. От того человеку надо было по отношению к предметному миру поступать избирательно. В первую очередь отбирать то, что ему необходимо здесь и сейчас. И, скорее всего те предметы, которые позволяют ему трудиться, не прибегая к помощи собственный ногтей и зубов — первобытных инструментов, которыми человек трудился изначально.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги В начале были… Знак, звук, слово предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других