Диагностика предприятия. Целостный подход. Методическое пособие

Виктор Васильевич Вальчук

В методическом пособии «Диагностика предприятия. Целостный подход» изложена методика самостоятельного анализа работы организации с учетом всех взаимосвязей между подразделениями. Методика опирается на Теорию ограничений (ТОС). В пособии описан порядок применения инструментов ТОС: «Карта промежуточных целей», «Карта нежелательных явлений (НЖЯ)», «Грозовая туча» и «Дерево текущей реальности».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диагностика предприятия. Целостный подход. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

4. Корневая проблема организации и ее следствия (нежелательные явления)

Итак, мы знаем цель своей организации и необходимые условия, для ее реализации. Нам необходимо провести диагностику текущего состояния компании. Если уж нам понадобилось проводить диагностику, то очевидно, что достигаемые результаты нас не удовлетворяют. Значит, существует некоторый разрыв межу тем, что мы ожидаем получить и тем, что реально получаем. Мы можем сформулировать факты, которые подтверждают эти разрывы между желаемым и реальностью. Например: «Продажи новым клиентам составляют всего 3%», «текучка персонала составляет 20% в год». В теории ограничений такие факты, или явления называются Нежелательные явления (НЖЯ). Они нежелательны в том смысле, что ставят под угрозу нашу цель. Мы понимаем, что это симптомы болезни, до корневых причин нам еще стоит добраться.

Воспользуемся следующей исходной посылкой (гипотезой) Теории ограничений: Поскольку в системе все взаимосвязано, всегда можно построить причинно-следственную связь между наблюдаемыми явлениями и свести большинство наблюдаемых НЖЯ к небольшому количеству корневых проблем (рис. 2).

Рис. 2. Сведение НЖЯ к корневой проблеме

У этого предположения нет четкого логического доказательства. Справедливость исходной посылки подтверждается только практикой. Если мы в результате проведенного анализа найдем корневую проблему, снимем ее путем нахождения и внедрения решения и значительно улучшим результативность компании, то тем самым подтвердим справедливость исходной посылки. В противном случае нам придется от нее отказаться. В этом состоит научный подход.

Так вот, в результате многочисленных проведенных анализов ситуации на предприятиях всегда такая корневая проблема (проблемы) находилась. Более того, обычно это именно одна, а не несколько корневых проблем.

Корневая (ключевая) проблема (core problem) — факт, или конфликт, или ошибочная исходная посылка, которая является источником как минимум 70% всех нежелательных явлений в изучаемой системе в текущей реальности.

http://tocpeople.com/terminy/kornevaya-klyuchevaya-problema/

Заметьте, исходная посылка теории ограничений говорит о том, что, несмотря на то, что мы рассматриваем всю организации целиком, мы, в конце концов, выходим на малое количество корневых проблем (как правило, одну), которая является источником всех нежелательных явлений в организации!

4.1. Формулирование нежелательных явлений в деятельности организации

Итак, сформулируем Нежелательные явления для своей организации. Посмотрите на составленную уже карту промежуточных целей для реального сборочного машиностроительного предприятия (рис. 3), и ответьте: какие факты реальности (явления) мешают вам сейчас обеспечить необходимые условия для реализации цели? Постарайтесь сформулировать 2—3 НЖЯ для каждой из функций организации. При этом необходимо, чтобы наши формулировки НЖЯ удовлетворяли требованиям:

1. Существование НЖЯ никто не оспаривает. Это наблюдаемый факт в организации или явление.

2. НЖЯ ставит по угрозу достижение необходимых условий и основной цели системы. Посмотрите внимательно на карту промежуточных целей своей компании (рис.2). НЖЯ — это те явления, которые непосредственно не дают реализоваться вашим необходимым условиям.

3. НЖЯ — это постоянная проблема. Эта проблема существует в вашей действительности в течение длительного времени (месяцы или год-два). Это описание состояния, а не одноразового случая или действия. Это не то, что вчера возникло, а завтра может исчезнуть.

4. НЖЯ находится в вашей области ответственности. Относительно него возможно что-то сделать. Например, такие формулировки, как «Экономика в кризисе», «Высокая конкуренция в отрасли» необходимо исключить. Это не НЖЯ, а условия, в которых существует ваш бизнес и бизнес ваших конкурентов. Вам необходимо искать решение именно в этих условиях, а с ними вы ничего поделать не сможете, поэтому исключите их из рассмотрения.

5. НЖЯ не может быть обвинением кого-либо. Одной из наших больших ошибок при проведении анализа является склонность найти кого-то виновного. Поскольку такая склонность имеется, необходимо от нее специально защищаться. Как минимум, не стоит соответствующим образом формулировать НЖЯ. Наверное, чаще всего я встречал такую формулировку: «рабочие недостаточно квалифицированы». Вот это и есть обвинение. Если у вас вдруг появится такая формулировка, задайте себе вопрос: «А что изменится, если рабочие вдруг станут квалифицированными?». Например, «Мы будем выполнять заказы в срок». Значит, ваше «правильное» НЖЯ — «Много заказов выполняется позже сроков». Или лучше «40% заказов выполняются позже обещанных сроков»

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диагностика предприятия. Целостный подход. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я