История Астрахани в легендах

Виктор Валерьевич Дубов

Отправляясь в путешествие по страницам этой книги, читатель узнает много интересных фактов и легенд о природе, истории, архитектуре города Астрахани и Астраханской области. В книге много иллюстраций, и она будет интересна читателям разных возрастов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Астрахани в легендах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

ПРИРОДА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Спор богов за землю астраханскую

Это старинная легенда. Наш край приглянулся богам. Светлые и Тёмные Боги решили поделить между собой землю и вроде бы поделили, но из-за одной части земли, находившейся возле моря Каспийского, разгорелся у них спор, перешедший в битву.

Первыми обратили внимание на эту землю Светлые боги и повелели они быть множеству солнечных дней на этой земле. Усмехнулись Тёмные боги и добавили к солнечным дням жару такую, что вынести её мог не каждый. В ответ на это и для облегчения жизни живым существам провели Светлые боги к морю реку могучую, полноводную и разбили её на множество мелких проток, так, что образовалась дельта, и ещё множество мелких рек создали они. Тёмные же боги при помощи жары адской сделали так, что летом мелкие речушки пересыхали Светлые боги, не давая погибнуть речкам, зимой наполняли их снегом, а зимы постарались сделать мягкими, но не понравилось это Тёмным богам и наслали они в феврале ветра лютые, с моря дующие. А Светлые боги сделали так, что лютуют зимние ветра только один месяц.

И создали Светлые боги степи просторные и широкие, где небо сходится с землёй и душа рвётся ввысь и поёт как птица.

Не понравилось это Тёмным богам, и создали они солончаки посреди степей и направили в атаку на живые растения пески ползучие. Но воздвигли против песков Светлые боги гору могучую, из года в год растущую и назвали её Богдо — Поющая гора. Одним видом своим она пугала пески и останавливала их. Поставили эту гору не абы где, а рядом с самым большим солончаком, запретив ему расти дальше.

А для красоты населили Светлые боги край чудесный множеством ярких и красивых бабочек. Но Тёмные боги не успокоились и наслали тучи мошкары и комаров, которые затмили небо, и казалось, нет от них спасения. Светлые же боги, для защиты любимой земли, населили реки множеством рыбы, для которой мошка была лакомством, а для защиты всего живого от мошки и комаров создали стремительных, прекрасных стрекоз, и ограничили время царствования мошки всего 40 днями.

Рассердились на это Тёмные боги и наслали пауков ядовитых. Улыбнулись Светлые боги и населили землю эту овцами, которые могли поедать ядовитых пауков, а чтобы овцам не было скучно, привели сюда и других животных: коней, коз. Не понравилось это Тёмным богам, и направили они сюда верных слуг своих хищников: волков, енотовидную собаку, лисицу. Светлые боги понимали, что слишком большое количество животных нанесёт вред земле. И впервые было достигнуто мирное соглашение между богами: хищники уничтожали только слабых и больных животных.

Посмотрели Светлые боги вокруг и поняли, что не хватает им песен птичьих и населили они землю множеством птиц. Снова вмешались Тёмные боги, направив на землю хищных птиц.

Долго соревновались Светлые и Тёмные боги и устав они решили собраться на Совет и посмотреть на результаты противоборства. И поразились они, ибо в результате их противостояния создали они уникальную землю, где рай с прекрасными цветами, множеством рыбы и птичьими песнями соседствует с адом: с раскалёнными песками, ядовитыми пауками и змеями.

Решили Светлые боги подарить этой земле свой священный цветок — лотос.

Усмехнулись Тёмные боги и подарили приглянувшейся земле озеро с розовой солью и нигде в мире такого больше не будет.

Вскоре собрались на совет Светлые и Тёмные боги. И воскликнул один из Светлых богов:

— Посмотрите, как прекрасна эта земля, дадим ей имя Звезда

— Астра!

— И пусть живут на этой земле, те, кто в состоянии править своей судьбой, настоящие ханы — правители — добавил один из Тёмных богов.

Так и появилось название Астрахань и означает оно Правители Звёздной Земли.

И пожелали Боги, чтобы на этой земле жили разные народы, разной веры в мире и согласии…

Говорят, что до сих пор Светлые и Тёмные боги нет-нет, да и заглянут на нашу землю.

г

Баскунчак — соляное озеро в Ахтубинском районе Астраханской области. Площадь — около 106 км2, примерно в 270 км к северу от Каспийского моря, и в 53 км к востоку от Волги. Располагается на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника. Площадь водосбора — 467 км2. В переводе с тюркского Баскунчак — собачья голова.

г т — — — ~

Г ора Большо е

г г

Богдо также Большо й

г

Богдо — гора в Ахтубинском районе Астраханской области России, самая высокая точка Прикаспийской низменности (149,6 м над уровнем Фото. Гора Богдо

моря, 171 м над уровнем оз. Баскунчак). Имеет развитые наземные и подземные формы карстового рельефа — балки, воронки, пещеры, гроты и т. п. На сегодняшний день насчитывается более 30 пещер, самая крупная из них достигает 1,5 км. Располагается на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника. О происхождении названия Богдо и Баскунчак рассказывает эта легенда.

Многое повидала Астраханская земля. Много пролито было ею слёз. Эта история о том, почему в нашем крае много солёных озёр. Светлые и Тёмные Боги решили поделить между собой землю и вроде бы поделили, но из-за одной части земли, находившейся возле моря Каспийского, разгорелся у них спор, перешедший в битву.

Светлые Боги создали прекрасный край: просторные степи, где небо сливается с землёй и душе хочется петь населили его разными животными и птицами. Животным хватало места в степи, а птичьи песни услаждали слух Богов.

Но Тёмные Боги тоже хотели владеть этой землёй. И придумали Тёмные Боги сильнейший яд, против которого у Светлых Богов не было противоядия. Чтобы обмануть Светлых Богов, они в разных местах стали создавать ядовитые озёра, своими испарениями, убивающими всё живое вокруг. Светлые Боги летали по степи, пытаясь вылечить её, но у них ничего не получалось. Яд впитывался в землю, убивая её. Внезапно в самом центре степи Тёмные Боги создали большое ядовитое озеро.

С горечью смотрели Светлые Боги на то, как гибнет прекрасная степь. И тогда заплакала сама Мать — Земля. И слёзы её очистили ядовитые озёра. И превратились слёзы Земли в соль, озёра стали солёными. Самое большое озеро получило название Баскунчак.

Земли, пропитанные ядом, тоже были очищены, но слишком много слёз пролила Мать — Земля, очищая их, и превратились эти земли в солончаки, на которых не может расти ничего живое.

Тёмные Боги даже слёзы Земли решили обратить себе на пользу, и сделали так, что озеро стало разрастаться, грозя поглотить всю степь. А чтобы нельзя было его остановить, наложили они заклятье особое — остановится рост озера только тогда, когда появится существо, решившее пожертвовать собой, и бросится в воды озера. Тёмные Боги думали, что никто на такое не решится. И верно, все боялись погибнуть лютой смертью. Но отважный пёс, который очень любил Землю, и кинулся он в воды озера. Мать — Земля не дала погибнуть своему защитнику. Пёс погрузился на дно озера и попал в купол. Изредка, он поднимается на поверхность, проверить, всё ли в порядке, не растёт ли озеро, так, что видна только его голова.

И вздохнула Земля с облегчением, и на выдохе из недр её вышел могучий страж и стал горой посреди степи охраняя покой Земли. И дала Мать — Земля этому стражу силу великую и дар необыкновенный — каждый год растёт он. И назвала Мать — Земля своего защитника Богдо — Поющий. Стоит посреди степи, смотрит за миром и поёт свою песню. И знает всё живое — пока звучит эта песня, мир будет на нашей земле. Но если вдруг перестала звучать песня, значит, настало время битвы великой и обратится Богдо в могучего воина, вставшего на защиту родной Земли, и рядом с ним будет верный пёс.

Пискливый геккончик. Длина тела этой ящерицы достигает 90 мм вместе с хвостом, который в 0,7—1,2 раза длиннее тела. Голова и туловище немного приплюснуты. Зрачок расположен вертикально. Ушное отверстие почти незаметно, округлое. Горло покрыто мелкой чешуей. Пальцы на лапках прямые или слегка искривленные, цилиндрической формы с коготками. Шею, туловище, хвост покрывают однородные плоские чешуйки в виде черепицы. На спине заметны чешуи в форме бугорков большего размера. Мордочку и клоаку покрывают увеличенные плоские щитки. Окраска тела неяркая, но она вполне соответствует фону окружающей среды, и делает ящерку совершенно незаметной. Геккончик не имеет век, и каждые несколько секунд облизывает глазные яблоки языком.

Пискливый геккончик является эндемиком горы Большое Богдо в Астраханской области. Это единственная территория обитания вида в России и в Европе.

Существует легенда. Когда родился первый геккончик, он был очень любопытным и любил везде бегать, а также был отчаянным шалуном. Встречая разных насекомых, он надувал щёки, увеличиваясь в размерах, и пугая их. А поскольку крупнее себя он никого не встречал, то чувствовал себя очень сильным и крутым.

Однажды он встретил варана. От ужаса глаза геккончика вылезли из орбит, и стали вращаться в разные стороны. От страха геккончик заверещал, но варан не испугался его. Тогда геккончик попытался зарыться в песок, но сильная лапа варана настигла его. Чудом выскользнув из лапы, геккончик опрометью бросился наутёк, вереща от страха. Его крик о помощи разбудил спящего Богдо. Богдо заступился за малыша, и тот спрятался у него на груди. Г еккончик остался жить у Богдо, боясь отходить от своего заступника далеко. Но когда наступит час битвы, геккончик своим криком пробудит Богдо, и позовёт его на защиту.

Волга и Каспий

Волга — одна из крупнейших рек на Земле и самая длинная в Европе. Кроме того, Волга крупнейшая в мире река, впадающая в бессточный (внутренний) водоём. Длина реки составляет 3530 км (до постройки водохранилищ — 3690 км), а площадь её водосборного бассейна —

Каспийское море — крупнейший на Земле замкнутый водоём, который может классифицироваться как самое большое бессточное озеро, либо как полноценное море, из-за своих размеров, а также из — за того, что его ложе сформировано земной корой океанического типа. Расположено на стыке Европы и Азии. Вода в Каспии солоноватая, — от 0,05% близ устья Волги до 11—13% на юго-востоке. Уровень воды подвержен колебаниям, согласно данным 2009 года, составлял 27,16 м ниже уровня моря. Площадь Каспийского моря в настоящее время — примерно 371 000 км2, максимальная глубина — 1025 м.

О происхождении названий «Волга» и «Каспий» рассказывает эта легенда. Когда великий бог Род дал жизнь всему сущему, одной из любимых его дочерей стала река. Звонко звучал её голос, как колокольчик, наполняя радостью и смехом всё вокруг. И прозвали её Ра-река — солнечная река. Любила Ра превращаться в красивую девушку и вместе с земными девушками водить хороводы, петь песни и кружить головы парням, потом внезапно ис

чезая. Много сердец разбила она, пока не встретила Овсея, весёлого офеню-коробейника, зашедшего в деревню. Его открытое лицо, шутки-прибаутки веселили собравшихся парней и девушек, и был он душой компании. Потом водили хороводы, играли в «Ручеёк». В игре Ра и Овсей оказались в паре, и оба почувствовали тонкую ниточку, соединившую их души. А потом они долго гуляли, и впервые Ра не хотелось возвращаться в своё состояние реки. Так началась их любовь. Овсей задержался в деревне, их встречи стали ежедневными, но провожать себя Ра разрешала только до определённого места. С удивлением она обнаружила, что ей нравится общаться с этим человеком. Она, богиня-река, отвергшая ухаживания многих героев, богов, и даже самого Яри — лы — бога солнца, вдруг влюбилась в простого смертного! Глядя на Овсея, она понимала, что любит его и такую же ответную любовь видела в его глазах. Однажды вечером Овсей сказал ей, что ему нужно уехать на неделю за товаром и признался в любви, спросив, когда и куда можно присылать сватов. Ра убежала в растерянности: как сказать ему, кто она?

Всё разрешилось самым трагическим образом. Однажды, ещё будучи в своём состоянии реки и уже собираясь превратиться в девушку, она услышала крики, стон. К её берегу подполз смертельно раненый Овсей. Одной рукой он старался зажать страшную рану в боку, а другой пытался зачерпнуть воду. Она подхватила его на свои руки-струи, омывая раны и пытаясь напоить любимого через сухие, потрескавшиеся губы. Кровь Овсея пролилась в воду. Вдруг он открыл глаза: «Любушка моя, ты всё-таки пришла» — сказал он и со счастливой улыбкой умер. Руками — струями она вырыла ему могилу на высоком берегу. А потом нашла разбойников. Те, уверенные, что их никто не видел, сели отдыхать и делить награбленное на её берегу. В ярости хлестала она их жгутами своих струй, ломая кости. Вскоре всё было кончено. Больше не было весёлой, и беззаботной Ра-реки. Потемнели от горя её воды и разлились широкою водою, и имя себе Ра взяла другое — Итиль-широкая, дав себе клятву никогда больше не любить смертного.

История Каспия.

Когда-то Каспий назывался иначе — Гиркан и он умел обращаться в красивого юношу. Однажды на его берег пришло и осталось жить могучее племя каспиев. Дочь вождя звали Каспиа — на, они с Г ирканом стали встречаться и полюбили друг друга.

Но напали на каспиев безжалостные кочевники, и терпели каспии одно поражение за другим. Вскоре их положение стало безвыходным. Тогда, по совету жреца, каспии обратились за помощью к морю. Гиркан предложил укрыть стариков, женщин и детей на своём дне, а каспиям, в день решающей битвы, заманить врага. Так и поступили: когда обрадованные степняки, думающие, что загнали каспиев в ловушку, ведь с одной стороны были они, а с другой — море, вышли к берегу моря, на них обрушились могучие волны, сметая с лица Земли. Потрясённые союзом кас — пиев с морем, степняки запросили мира, и прислали посольство.

В составе посольства находился один знатный степняк, которому очень понравилась Каспиана, и он предложил девушке выйти за него замуж. Каспиана отказала шаману, ведь она любила Гиркана. Тогда шаман ночью похитил Каспиану.

Утром каспии узнали о том, что случилось. Разъярённые каспии и степняки выслали в степь поисковый отряд, пообещав, в

w тъ

случае поимки подлеца, казнить его лютой смертью. В последний момент похититель заколол Каспиану. Сам он был схвачен, и предан мучительной казни.

Поседели от горя тёмные кудри Гиркана. Вместе со всеми: и степняками, и каспиями он оплакал и похоронил любимую, взяв в честь неё имя Каспий. Но поклялся больше никогда не влюбляться в смертную женщину.

Шло время, боль от потери любимых становилась тише. Вскоре Итиль почувствовала, что снова готова любить и быть любимой, и начала искать любовь, меняя русла.

Она встретила Каспия, который к этому времени стал зрелым мужем. У обоих было много общего: оба любили смертных, и оба потеряли своих любимых. Каспий сказал реке, что не будет ограничивать её свободу, и тем покорил сердце вольной реки. Широкой дельтой влилась река в Каспий, щедро отдавая ему свою любовь. И имя она взяла себе другое — Волга — вольная, свободная.

Болда

Болда (Прямая Болда, Большая Болда) — река в Астраханской области один из основных из рукавов дельты Волги

Длина реки — 74 км. Болда отделяется от Волги в районе Астрахани 14-ти километровый участок реки входит в систему водных путей России (с 5 по 19 км). Болда оканчивается чуть выше села Тузуклей, разделяясь на протоки: Тузуклей, Болдушка и Трёхизбенка

Фото. Прямая Болда

Известны такие легенды.

Жили-были две речки сестры, две Болды и речные духи. Они были разными: одна любила тишину и покой, а другая постоянно меняла своё русло, играя с живущими на её берегу существами. Как-то на берега рек пришёл напиться степной дух. Обе Болды полюбили его настолько, что рассорились и та Болда, что постоянно меняла своё русло, настолько сильно его изменила, что стала называться Кривой Болдой. Но дух сказал им, что у него есть любимая в степи, и он не может ответить им взаимностью. Однажды на берегах рек появилась орда кочевников. Они шумели, галдели, загрязняли воду, а духи ничего не могли сделать, ведь они были добрыми и мягкими. Тогда сёстры обратились со страстным призывом о помощи к Богу. Кочевники собирались в поход на Русь, сначала духи обрадовались — ведь теперь их оставят в покое, но потом подумали, что кочевники приведут много пленных и снова лишат их покоя. В это время на Руси, волхв Ми — ролюб, войдя в особое состояние, услышал их зов и смог узнать о готовящемся походе. Легкоступом перенёсся на берег рек, и договорился с духами реки, которые не хотели, чтобы на берегах жили шумные люди. Волхв наделил реки волшебной силой. Выпив воды, кочевники обалдели: сидели на берегу реки и ничего не делали. А потом, забыв о цели похода, ушли в степь. Реки снова захотели быть вместе, но волхв попросил оставить всё как есть, ведь так они могут напоить больше живых существ. А реки с тех пор и называется Болда, просто в русском языке звуки «о» и «а» часто меняются местами.

Ещё одна легенда. Жила-была река Болда, любившая тишину и покой. Как-то на берег реки пришёл напиться степной дух. Они с Болдой полюбили друг друга, но дух не мог долго оставаться с любимой, ведь его ждала степь, которую он берёг. Он вернулся домой, обещая регулярно приезжать к любимой, оставив ей дар: люди, если они мешают Болде, отведав её воды, забудут зачем они пришли, и будут сидеть, ничего не делая, а пребывая в особом состоянии, что у нас называется — «обалдеть», а потом уйдут восвояси. Вскоре у Болды родилась дочка — река. Молодая Болда была игривой и своими проказами часто расстраивала мать. Они поссорились и дочь ушла жить своей жизнью, проложив новое, кривое русло. Так появилась Кривая Болда. Однажды на берегах рек появилась орда кочевников. Они шумели, галдели, загрязняли воду. Тогда мать и дочь объединились, и напоили кочевников волшебной водой и воззвали к любимому и отцу. Выпив воды, кочевники сидели на берегу реки и ничего не делали — обалдели. А потом, забыв о том, зачем пришли сюда, ушли в степь. Степной дух услышал зов рек и уничтожил агрессивных кочевников. Мать и дочь помирились, но Кривая Болда решила жить своей жизнью и течь по своему руслу

Ахтуба

г

Ахтуба (Ак-тюбе — белый холм) — левый рукав Волги, отделяющийся от неё в северной части Волгограда. Длина Ахтубы — 537 км. Средний годовой расход — 153 м3/с. На берегах реки Ахтубы расположены города: Волжский (у начала рукава), Ленинск, Знаменск, Ахтубинск, Харабали (в 5 км от реки). Между Волгой и Ахтубой расположена Волго-Ахтубинская пойма. До строительства каскада ГЭС ширина разливов в пределах этой поймы достигала 20—30 км. Русло реки достигает в ширину 200—300 метров. В половодье (апрель-май) скорость течения возрастает. На глубоких местах по всей Ахтубе и протокам хорошая рыбалка.

О происхождении названия реки рассказывает следующая легенда. Во времена Золотой Орды у одного монгольского хана была красавица дочь, кото

рую звали Туба. В неё влюбился реч — Фото. Река Ахтуба ной дух. Показывая свою силу,

весной река широко разливалась, и кони монголов становились сильными и выносливыми. Говоря о своей любви и нежности, река тихо журчала, плавно неся свои воды, и девушка могла часами

стоять на берегу. Но в воду она заходить боялась, интуитивно чувствуя беду. Тогда речной дух попросил ветер помочь ему. И вот однажды, когда Туба вместе со служанкой стояла на обрывистом берегу, мощный порыв ветра сбросил её в воду, в объятия влюблённого речного духа. Туба попыталась выплыть, вырваться из этих объятий, но тщетно. А служанка бегала по берегу и причитала: «Ах, Туба! Ах, Туба!». Так и появилось название Ахтуба.

Кутум

КУТУМ (Rutilus frisii kutum), полупроходная рыба семейства карповых; подвид вырезуба. Достигает в длину около 60 см, массы около 2 кг. Кутум обитает в

южной части Каспийского моря. Фото. Кутум

Она питается в опресненных участках моря, а для нереста входит в реки. Рыба нерестится в медленно текущей воде предустьевых участков рек на самом различном субстрате: на свежезалитой растительности, в зарослях камыша, на подмытых корневищах прибрежной растительности, а также на каменистом грунте. Личинки кутума подвешиваются с помощью специальных органов к растениям в тихих, заросших участках реки, куда их заносит течение. Кутум ценная промысловая рыба Среднего и Южного Каспия Особенно высоко ценится он в Иране, где употребляется в вяленом виде и идет на приготовление различных национальных блюд. Кутум занесен в Красную книгу России как сокращающийся в численности подвид.

С кутомом связана следующая легенда. Первый Кутмчик родился в море, и был маленьким и шустрым. Попробовал он морскую еду, и она ему не понравилась. Решил поискать еду повкуснее. На опреснённых участках моря он нашёл себе еду по вкусу. А тут ещё услышал разговоры других рыб о пресных реках и решил посмотреть, что же это такое. Поплыл Кутумчик искать реку и нашёл её. Да на беду повстречалась ему щука, которая погналась за ним. Заметался Кутумчик, не зная, что делать и услышал тихий голос реки, которая позвала спрятаться его в корневищах прибрежной растительности. Спрятался Кутумчик, затаился. А щука, пометавшись вперёд-назад, хлопнув хвостом от досады, уплыла восвояси. Подружились река и рыба. Понравилось Ку — тумчику в реке он в ней вырос, стал более крупным и тяжёлым. Вскоре море снова позвало его. Но решил Кутум, что в э реке будет самое удобное место для нереста и роста его потомства. С тех пор каждый год Кутум приходит нереститься в реку из моря, а река получила название Кутум.

Ерик

Ерик — относительно узкая протока, соединяющая озёра, заливы, протоки и рукава рек между собой, а также с морем. Также речная старица (в словаре Даля это значение показано основным) либо искусственный осушительный канал. Ерики бывают постоянные и временные (сухие старицы или ложбины). Они располагаются в поймах рек или между озёрами.

О том, почему ерик называется ериком, рассказывает эта легенда. Было это во время правления хазарского каганата. В одном хазарском роде жил юноша по имени Ерик. Однажды, после удачного набега, родичи стали делить добычу, и поссорились.

Фото. Ерик Напрасно Ерик пытал

ся их помирить. Ссора грозила перерасти в схватку, вот уже замелькали ножи. И тогда Ерик обратился к богам, попросив их помочь ему успокоить враждующие стороны. Он бросился между родичами, пытаясь разделить и разнять их. В этот момент небо потемнело, раздался гром и Ерик превратился в русло реки, а с небес полилась вода, быстро её заполнив. Потрясённые хазары изумлённо смотрели на произошедшее чудо, забыв о распре. И раздался голос с небес, говоривший о том, что нарушили хазары завет богов не поднимать руку на родича. Хазары пали ниц и пообещали богам, что никогда больше не поднимут руку на родственника. Голос с небес сказал, что речка будет пересыхать, давая возможность хазарам помириться. С тех пор, пересыхающие речки у нас называются Ериками, в честь парня ценой своей жизни помирившего родичей.

Вобла

Во бла (лат. Rutilus caspicus) — вид лучепёрых рыб семейства карповых.

Обитает в Каспийском море, составляет важный предмет промысла на

нижней Волге.

От речной плотвы отличается большей величиной (до 30 см и более) и некоторыми второстепенными морфологическими признаками (плавниками серого цвета с черной оторочкой и радужиной глаз серебристого цвета с темными пятнами над зрачками).

О происхождении названия «вобла» есть несколько версий. Версия первая: когда рыбаки ловили воблу, в то время, когда она шла на нерест, они, видя её круглые бока, наполненные икрой, и то, что шла она косяками, удивлённо восклицали: «Во, блин!» Так и пошло название вобла.

Вторая версия: у славянских народов в старину было общеславянское слово «обьла» — круглая. Рыба получила название, таким образом, по своей кругловатой форме. Когда боги создавали наш край они, боги настолько полюбили воблу, за то, что из моря она на нерест стремилась домой. И захотели, придать ей многочисленное потомство, и наполнили бока её икрой до такой степени, что рыба раздувалась и становилась круглой. В старину, когда на рыбных промыслах эксплуатировались, главным образом, ценные породы рыб, вобла, наполнявшая собою все невода, просто выкидывалась назад в реку, или даже прямо на берег, и гибла в бесчисленном множестве.

Рак

Широкопалый речной рак (лат. Astacus astacus) — вид десятиногих ракообразных из инфраотряда Astacidea. Распространён в пресных водоёмах на всей территории Европы.

Почему рак так выглядит, рассказывает следующая легенда. Когда Рак родился, он был очень красивым, изящным, но абсолютно беззащитным. И влюбился он в красавицу — русалку. Но за красавицей ухаживал и шустрый, колючий окунёк, который постоянно колол рака своими иголками. Бедный Рак очень страдал от этого. Красавица заявила, что выйдет замуж за того, кто победит на дуэли. Хитрый рак обратился за помощью к морскому царю и попросил дать ему клешни для защиты. Во время поединка он отщипывал кусочки тела от окунька, и тому пришлось сдаться. Но красавица пожалела проигравшего окуня и вышла за него замуж. Обиженный Рак забился в норку. Его душа очерствела и превратилась в панцирь на теле. Так и появились раки — отшельники.

Арбуз

На территории России арбузы были завезены, очевидно, по Великому шелковому пути, однако из-за сложности климата до середины прошлого века культура была распространена только в южных районах, например, в Малороссии, на Кубани и в степных районах Поволжья. Узнать об истории арбузов все уже не получится, так много времени растение живет по соседству с человеком. Сегодня даже доподлинно неизвестны корни этой культуры.

В XI — XIII веках на территории нашего края жил кочевой народ кипчаки, славяне называли их половцами. Слово «арбуз» кипчакского происхождения и означает «ослиный огурец».

Существует такая легенда: когда арбуз появился на свет, он был маленьким, зелёным, похожим на огурец и очень этого стеснялся. Однажды он познакомился с ослом, и похвалил его за громкий голос. Осёл же, стал расхваливать арбуз, громко крича о том, какой красивый и умный появился новый огурец. Арбуз сначала смущался и краснел, а потом раздулся от гордости, и чтобы ещё больше отличаться от огурцов, приобрёл себе чёрные полоски.

Баклажаны или демьянки

Баклажан, как картофель, перец и томат, относится к семейству пасленовых. Родина его — Восточная Индия, откуда арабами через Афганистан и Иран он был завезен в Южную Европу, а затем персидскими торговцами в Африку. Европейцам поначалу вкус баклажана не понравился, да и что могло понравиться в его безвкусной горьковатой мякоти. Древние греки и римляне прозвали баклажаны «яблоками бешенства» и полагали, что систематическое употребление их в пищу приводит к сумасшествию. Долгое время баклажаны разводили и использовали исключительно как лекарственное сырье. Считалось, что сваренный в масле баклажан избавляет от зубной боли, а порошком из сухих листьев или соком плодов лечили людей, больных подагрой. И только в средние века баклажаны стали выращивать в южной Европе, для употребления в пищу.

В Россию баклажан попал лишь в XVII — XVIII вв. Постепенно, «демьянки», «пакиста — ны», «бадаржаны», «баглажа — ны», «подлижаны» и, наконец, «синеньки», как называли в России баклажаны, стали достаточно распространенной овощной культурой, особенно в южнорусских губерниях.

К слову сказать, называть баклажаны синенькими не совсем верно, т.к. цвет плодов меняется в зависимости от сорта и степени зрелости — от молочнобелого до золотисто-белого, от светло-лиловой до темнофиолетовой, а перезрелый плод приобретает серо-зеленую или буровато-желтую окраску.

Самыми вкусными считаются иссиня-черные продолговатые недозрелые плоды. В них, мало семян и на вкус ягоды (а ведь так правильно называется плод баклажана) нежные и полезные.

Употребление баклажанов снижает уровень холестерина в крови, в мякоти плодов содержится большое количество калия, который нормализует водный обмен в организме и улучшает работу сердечной мышцы.

Специалисты рекомендуют баклажаны больным желудочными и кишечными заболеваниями. Употребление баклажанов полезно для профилактики и лечения атеросклероза, так как они усиливают выведение из организма холестерина, снимают его концентрацию в крови.

Баклажаны показаны пожилым людям и страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, сопровождающимися отеками, так как большое содержание калия оказывает благоприятное действие на работу сердца, способствует выведению из организма излишней жидкости и нормализации водного обмена.

Кроме того, в баклажанах содержатся пектиновые вещества, обладающие бактерицидными свойствами. В свежих плодах баклажана содержится до 7% углеводов, 1% белков, 1,3 мг/100 г железа, 0,05 мг/100 г тиамина, 0,05 мг/100 г рибофлавина, 0,5 мг/100 г витамина РР, 9 мг/100 г витамина С. Особенно богаты

плоды баклажана минеральными солями: фосфора, кальция, калия, магния, железа, алюминия. А вот в перезревших баклажанах содержится большое количество ядовитого вещества — соланина, поэтому их ни в коем случае нельзя употреблять в пищу.

Демьян — это имя, которое имеет две версии происхождения. Оно либо восходит к древнегреческому слову, которое переводится как «покорять», «усмирять», либо происходит от латинского Damianus. Это слово переводится как «посвященный Дамии» — Дамия является богиней изобилия, плодородия. Имя Демьян было распространено среди крестьян и в монашестве.

Как Демьян помог помещику

В XVII веке баклажаны в Россию привезли купцы. Один барин приказал посадить большое поле баклажан. Попробовав сырые баклажаны, помещик впал в ярость от их вкуса и никто не мог его угомонить, к тому же у барина жутко разболелся зуб. В это время в усадьбу зашёл крестьянин Демьян, он привёз барину оброк. Дворня боялась подойти к барину и отговаривала Демьяна, но он решился и предложил сварить баклажан в масле, и накормил варёным баклажаном барина. Зубная боль прошла и барин успокоился. Ну, а баклажаны стали называть демьянки, по имени человека раскрывшего их положительные качества.

Как Демьян усмирил баклажан

Среди первых баклажан, попавших в Россию, был один переполненный чёрной злобой ко всем остальным собратьям. Этой злобой он заразил остальные баклажаны, отчего их шкурка стала чёрной. Этот главный баклажан решил уничтожить все остальные овощи и злаки. Когда человек пробовал баклажан, он терял разум, становился агрессивным и сажал только одни баклажаны. Но нашёлся крестьянин Демьян, который решил положить этому конец. Он встретился с главным баклажаном. Главный Баклажан самодовольно заявил, что если Демьян попробует баклажаны, то станет его верным слугой. Демьян улыбнулся, взял баклажаны, срезал с них шкурку и вымочил в воде, удаляя яд, а потом сварил. Главный Баклажан лопнул от злости, а остальные баклажаны не были разумны. Так, в честь Демьяна усмирителя баклажан, баклажаны стали ещё называть демьянки.

Баклажаны и принцесса

В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса. Всё у неё было хорошо, и жениха она себе нашла, но заболело у принцессы сердечко, стала она отекать, и жених отказался от свадьбы. Обращались к лекарям, но те только разводили руками. Тогда один волшебник произнёс заклинание, по которому принцессу могли спасти чёрные яблоки бешенства, но была опасность, что принцесса сойдёт с ума и станет бешеной. Да и что это за яблоки такие? В ту пору иноземные купцы только завезли баклажаны. Слух о волшебных свойствах дошёл до чёрных магов, а крестьяне боялись сеять баклажаны. Но нашёлся крестьянин Демьян, который придумал варить баклажаны в масле и так он вылечил принцессу, да ещё и установил, что варёные в масле баклажаны помогают от зубной боли. Дурная слава баклажан была развеяна и их стали применять целители, а баклажаны с тех пор, в честь находчивого крестьянина, называют «демьянками».

Василёк Талиева

г

Василёк Талиева (лат.

Centaurea taliewii) — растение, вид рода Василёк семейства Астровые, или Сложноцветные Многолетние, растение высотой от 50 до 100 см.

Стебель ветвистый, паутинисто — опушённый. Растение либо всё, либо в нижней части покрыто редкими оттопыренными относительно длинными волосками. Листья перисто-рассечённые, остропильчатозубчатые. Корзинки относительно крупные, обёртки до 3 см, наружные листочки обёртки в виде каймы. Цветки — золотисто-жёлтые.

Цветёт в июне, иногда повторно в Фото. Василёк Талиева октябре.

Семена коричневые с полосками, блестящие. Плодоносит обильно. Растёт, как правило, популяциями по 5—30 особей.

О том, почему василёк имеет жёлтый цвет, рассказывает эта легенда. Не всегда сарматы жили дружно, случалась и вражда между разными родами, приводившая к кровной мести. Но одно место было у сарматов священным, место, где стоит гора Богдо. Считалось, что дух горы не позволяет лить здесь кровь, и если кто нарушит его волю, то пострадает сам и весь его род. Сюда приезжали сарматы возносить молитвы богам и духам, здесь приносили священные клятвы.

Никто уже не помнил, из-за чего возникла эта вражда между двумя родами передающаяся по наследству, но она длилась, ослабляя оба рода. Вождём одного рода был мужчина, Артак. Вождём другого рода была женщина, Стрела. Как-то раз, они втайне от родичей, приехали на гору, чтобы попросить богов о милости, и здесь встретились. Законы горы священны, и убивать друг друга они не стали. Артак собирался принести кровавую жертву, забив барана, и был очень удивлён, увидев, что Стрела положила на алтарь васильки.

— Почему ты не приносишь кровавую жертву? Ведь ты должна просить богов о победе над нами!

— Светлые боги даровали сарматам меч для защиты. Ты знаешь, что греки называют василёк царским цветком? Я приношу богам бескровную жертву царскими цветами и прошу у них мира и благоденствия для своего рода.

Мужчина покачал головой. Он — воин, и ему такая логика не понятна, хотя он понимал правоту женщины. Они долго говорили в тот раз, а потом начали тайно встречаться, ведь их роды разделяла кровная вражда, и родичи бы не поняли, да и не приняли.

У Стрелы был советник, считавший, что род Артака должен быть уничтожен полностью. Частые тайные отлучки Стрелы на святую гору обеспокоили его, и он решил проследить за женщиной. Он выследил влюблённых. Теперь у него были все шансы скомпрометировать Стрел и стать вождём. Но для этого ему нужно было, чтобы о встречах Стрелы и Артака узнали старейшины. Он уговорил двух старейшин поехать с ним. Когда советник показал старейшинам свидание влюблённых, то произошло то, чего он не ожидал: один из старейшин только махнул рукой:

— Дело молодое. Пусть потешится. Пока эти встречи не приносят вреда роду. Вот когда они начнут роду вредить, тогда мы отстраним Стрелу от власти.

Второй в восхищении хлопнул в ладоши:

— Ай, да Стрела! Ай, да умница! Влюбив в себя Артака, она через него будет управлять его родом, и наш род добьётся бескровной победы!

Но советник не хотел мира, он хотел войны и власти. Выхватив лук, он выстрелил в спину Артаку. Реакция Стрелы была мгновенной. Артак ещё только падал с коня, когда она выхватила свой лук, и, развернувшись, ещё толком не видя, в кого стреляет, послала стрелу точно в грудь советника, и он упал замертво. Старейшины, к Артаку, перевязали раны, но кровь продолжала идти. И тогда Стрела обратилась с молитвой к Светлым богам. Она поклялась, что если Артак выживет, то она прекратит вражду между родами. С неба раздался голос, повелевший ей промыть рану Артака настоем из васильков, и напоить его отваром из васильков. И произошло чудо — на глазах у изумлённых старейшин рана стала затягиваться. Тот же голос с небес произнёс:

— Отныне, чтобы сарматам легче было находить эти цветы, солнце дарит им свой цвет и делает их жёлтыми.

Артак и Стрела поженились, вражда между родами прекратилась, а василёк они сделали своим талисманом. Нам он известен, как василёк Талиева, занесённый в Красную книгу России и Астраханской области.

Ковыль

Ковы ль (лат. Stipa) — род многолетних однодольных травянистых растений из семейства Злаки, или Мятликовые (Poaceae).Это название растения было, вероятно, заимствовано из тюркских языков. В турецком находим kovalik — «тростник». У славян объясняется по-разному. Предпочтительнее всего толкование от той же основы, что и ковать в значении «бить, рубить» («ковать»).

В сказках, былинах и старинных песнях называли ковыль шёлковой травой: настолько мягкими и нежными казались его колосья — метёлки с белыми шелковистыми волосками. Когда плод ковыля созревает, подхваченная порывом ветра ость — острый отросток — переносит его на новое место. Плод втыкается в землю, и ость затем ввинчивает его всё глубже и глубже, так как в сухую погоду она закручивается, а во влажную раскручивается. Несдобровать тому зверю, в шерсть которого попадут ковыльные плодики: они будут погружаться в тело животного, как в почву, нанося болезненные раны.

В казачьих поверьях степную ковыль-траву считают травой мертвых, растущей на костях предков. Поэтому казаки, никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом.

Ковыль рвать и приносить в дом нельзя — может случиться несчастье. Наши предки, веками жившие рядом с ковылем, никогда его не рвали ради простого интереса. Может быть из-за того, что с незапамятных времен в народе существовало поверье, кто сорвет ковыль и принесет его в жилище, того в скором времени постигнет несчастье. Это поверье сохранилось с тех времен, когда как только зацветал ковыль, на нашу землю устремлялись иноземные конники. И стоял тогда плач и стон на многие версты. Так ковыль началом цветения предупреждал о надвигающемся несчастье. Это растение и помогало бороться с врагами. Во время цветения ковыля в степи было недостаточно корма для лошадей. Вместе со скудным кормом вражеские лошади поедали и часть ковыля. Острые зерна этого растения втыкались в языки лошадей. После чего развивалось заболевания, которое очень трудно лечилось. Лошади не могли уже полноценно питаться. В результате слабели и погибали. Так ковыль помогал от набегов врагов. В народе это растение называют «шелковой травой», травой — защитницей, травой горя, травой печали.

У казаков и чумаков, ходивших степью в Крым, был свой, уникальный способ лечения, пришедший из глубины веков. Все это невероятное разнотравье давало много пыльцы во время цветения и ее использовали для зелёных ванн.

Процедура казацких зеленых ванн была достаточно проста: после купания в реке или озере голыми, еще мокрыми заходили в чащу трав. Шли медленно. Росно — пыльцевая смесь наслаивалась на коже. Высыхали уже в тени, а после соскребали пыльцу специальными скребками.

Полынь

Полынь (Artemisia absinthium — дающая здоровье) Сложноцветное многолетнее растение с пряным ароматом и горьким вкусом. Целебный эффект полыни осуществляет огромное количество полезных веществ, которые входят в ее состав: янтарная и яблочная органические кислоты; гликозиды анабсистин и абсистин; витамины; дубильные вещества; фитонциды; флавониды; смолистые вещества. Растение в основном применяют в чистом виде, так как оно потенцирует целебный эффект остальных трав. Оно усиливает аппетит, действует седативно на нервную систему, стимулирует аппетит и дезинфицирует. Ученые, проведя многочисленные исследования, смогли доказать, что трава используется при лечении многих недугов и патологий: депрессия и тревожные синдромы; болезни кишечника и желудка; средство от паразитов; бессонница; патология поджелудочной железы; печеночные колики; функциональное расстройство кишечника и желудка; лечение конъюнктивита разного генеза; противовоспалительное и ранозаживляющее средство; кровоостанавливающее средство; действует как эффективное мочегонное и желчегонное средство. И

это далеко не весь перечень заболеваний, от которых способна помочь данная трава. Если есть лихорадка, то используют настойки и отвары на ее основе. Для изгнания паразитов при глистных инвазиях используют отвар. Чтобы устранить, воспаление прикладывают на кожу примочки или теплый компресс из полыни. Полезные свойства обусловлены ее необыкновенным составом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Астрахани в легендах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я