Круэлла: Психологическая эволюция персонажа

Вероника Мохова, 2022

Приглашаю вас в путешествие по эволюционному пути, которое проделала за время своего существования госпожа Де Виль. Задумайтесь, общий период развития персонажа Круэллы составляет более 65 лет! Это, без сомнения, говорит о том, что мы любим госпожу Де Виль, мы нуждаемся в ней и определенно хотим видеть ее еще. Эксцентричная или сумасшедшая? Талантливая или ограниченная? Социопатка или трудолюбивая умница? Можем ли мы чему-то научиться у Круэллы и чем опасен ее образ? Давайте отделим зерна созидания от зерен разрушения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Круэлла: Психологическая эволюция персонажа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1961. «101 далматинец», мультфильм. Стервелла

Поскольку мультфильм 1961 года и фильм 1996 года имеют очень схожий сюжет, для них у нас есть возможность использовать единую схему анализа и посмотреть, что приобрели персонажи и сама Стервелла за эти 35 лет.

1961. Образ идеальной семьи: на примере пары Роджер — Анита. Патриархальная семья. Профессиональная принадлежность Аниты в мультфильме отсутствует (все-таки прошло всего 5 лет), как и в книге, она воплощает красавицу и добрую жену. Изначально Анита финансово благополучнее Роджера — музыканта, автора песен. Когда они женятся, вместе с ней в доме появляется «няня» Аниты, помогающая ей с домашним хозяйством.

Знакомьтесь, это Стервелла: школьная подруга Аниты.

Имидж: маркеры роскоши — обтягивающие платья с длинными шубами; токсично-розовая спальня как намек на инфантильность персонажа.

Черно-белые волосы: в первом появлении Стервеллы дополняют ее шубу тех же цветов. Это каприз, подчеркивающий эксцентричность и неординарность личности. Укладка небрежными рваными прядями противоположна гладкой и аккуратной головке Аниты. Если рассматривать волосы как символ силы и энергии, то это дополнительная характеристика самой Стервеллы — она свободная, буйная, на стыке противоположностей.

Например, она стремится поддерживать контакт с Анитой, но в ее версии дружба получается токсичной, с сарказмом и оскорбительными комментариями. Она сама становится воплощением когнитивного диссонанса, одни ее желания противоречат другим (в 2021 году это будет желание любви, признания матери и мести, снова противоположные). Она хладнокровно планирует убить собак, и она же ненамеренно спасает семью Аниты, являясь вдохновением для творчества Роджера.

Отношения с законом: считает, что закон не должен ограничивать ее желаний: пытается купить щенков Аниты; получив отказ, организует кражу; мнение полиции или СМИ ее не беспокоит.

Финансовый статус: показан как высокий; при этом упоминания бизнеса или страсти к дизайну отсутствуют (страсть касается только меха).

Лидерство: Стервелле приходится угрожать исполнителям полицией, чтобы те ее слушались. Помощники часто игнорируют приказы, а в конце фильма смеются ей в лицо. Кажущееся хамство со стороны подчиненных отчасти результат исторического периода — для начала 60-х это максимум авторитета, который может иметь женский персонаж.

Коммуникации и стиль общения: отдает распоряжения, высмеивает, доминантна, ей привычно приказывать; самоконтроль довольно низкий — она вспыльчива, нетерпелива, истерична.

Привычки: курит, носит меха в избыточном количестве (признак роскоши).

Навыки: водит автомобиль. И пусть прохожий бросает ей «психопатка за рулем»15, машина под ее руководством вытворяет немыслимые пассажи экстремального управления, например, выбирается своим ходом из оврага (вверх!), продолжает движение вопреки потерянным деталям кузова.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Круэлла: Психологическая эволюция персонажа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

15

м/ф «101 далматинец».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я