Вера без дел мертва. По творениям преподобного Амвросия Оптинского

Группа авторов, 2017

Данная книга представляет собой сборник изречений преподобного отца нашего Амвросия Оптинского, относящихся к области христианских добродетелей. Преподобный старец Амвросий учит нас тому, какими добродетелями мы должны угождать Богу и ближним, чтобы спастись и наследовать вечную жизнь с Богом в Царствии Небесном. Издание рассчитано на широкий круг православных читателей.

Оглавление

Из серии: Святые отцы о христианских добродетелях

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вера без дел мертва. По творениям преподобного Амвросия Оптинского предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вера без дел мертва

Советую вам слова «богомудро, целомудро, преподобно и праведно» приложить к четырем главным духовно-нравственным добродетелям, к совершению которых, по слову смиренного Никиты Стифата, должны быть направлены четыре начальнейшие силы ума человеческого — разум, остроумие, постижение и твердомыслие. Добродетели эти: мудрость, целомудрие, мужество и правда, которыми человек должен ограждаться, чтобы отразить и победить три главные страсти: сластолюбие, славолюбие и сребролюбие. При отражении каждой из сих трех страстей потребно иметь и богомудрый разум, и великое твердомыслие… Мудрости свойственно иметь не только остромыслие, но и дальновидность, и предусмотрительность, и вместе искусство, как поступить. (5, Ч. 1, с. 83–84)

* * *

Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (см. 1 Ин. 3, 15). Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению. (4, с. 69)

* * *

Три апостола: Петр, Иоанн и Иаков — изображают веру, надежду и любовь. Иоанн изображает любовь — был ближе всех к Спасителю и на Тайной Вечери возлежал на груди Спасителя. Петр, хотя и был за дверьми со служанками, но ему потом была вручена Церковь и дано право пасти стадо Христово, — он изображает веру. Об Иакове вообще говорится очень мало. Его совсем даже нигде не видно, но он удостоился вместе с другими двумя апостолами видеть славу Божию, — он изображает нгсд(^^^юд\л так как надежда не видна: она таится для других всегда невидимо в человеке и хранит свою силу, и надежда не постыдит. (1, с. 82)

* * *

Святости жизни требует от нас Бог. Эта святость, прежде всего, состоит в целомудрии, а потом в исполнении и других заповедей Божиих, и при нарушении оных — в искреннем и смиренном покаянии. Целомудрие есть двоякое — девственное и супружное. Древняя Сусанна и в супружестве названа целомудренною за то, что решилась лучше умереть, нежели исполнить злое пожелание беззаконных судей. А из евангельской притчи о десяти девах видно, что не все девы были мудры, но пять из них было юродивых. Последние юродивыми или неразумными названы за то, что, соблюдая телесное девство, не заботились соблюдать чистоту душевную и оскверняли ум и сердце нечистыми помыслами и пожеланиями, или возмущались помыслами гнева и памятозлобия, или зависти и ненависти, или ослеплялись сребролюбием и от скупости не сострадательны были к ближним. Если же некоторые из них по-видимому и удерживались от страстей, но, побеждаясь самомнением и гордостью, осуждением и уничижением ближних, теряли через это душевную чистоту, по сказанному: Нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч. 16, 5) (1, с. 449)

* * *

Огородник весною сперва совершенно очищает землю от всякой дурной травы, потом уже в чистую землю сажает растения; но дурная трава опять проникает, и огородник должен почти целое лето осторожно пропалывать и очищать растения от дурной травы несколько раз, пока укрепятся совершенно огородные растения. Тело наше создано из той же земли, и сколько человек ни старается очищать себя от страстей, страсти опять проникают, как дурная трава. Опять обратимся к огороду, который, если плохо огражден, то козы и свиньи повреждают растение. А птицы могут летать и через ограду. Огородник должен за всем этим следить и сохранять растение. А христианин должен сохранять плоды духовные от мысленных птиц, которые преобразуются иногда и в других животных. Праотцу нашему сказано: в поте лица твоего снеси хлеб твой, донделсе возвратишисж в землю, от неяже взят еси (Быт. 3, 19) (4, с. 13)

* * *

Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому диавол мешать не может; а где только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим. (3, с. 238–239)

* * *

Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала и без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедуй это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать, а когда исповедуешь, враг и отойдет. Любить надо, а привязываться страстно не надо. Заповедь повелевает чтить родителей и даже награду назначает за это. Но если ты любишь отца или матерь, или кого-либо больше Меня, говорит Господь, то недостоин быть Моим учеником. Значит, только пристрастие не позволяется, а не любовь. (3, с. 239)

* * *

В записках игумена отца Анатолия нашелся листок, на котором написано 12 добрых друзей (монаха и всякого христианина): 1) Правда — от смерти избавляет. 2) Чистота — к Богу присвояет. 3) Молитва с постом — с Богом соединяет. 4) Любовь… Идеже любовь, тут и Бог пребывает. 5) Смирение со благодарением — егоже сам сатана трепещет. 6) Рассуждение — выше всех добродетелей. 7) Послушание — святое дело и скорый путь ко спасению. 8) Воздержание — емуже несть заповеди. 9) Труды — телу честь и душе спасение. 10) Покаяние — самая радость Богу и Ангелам. 11) Неосуждение — без труда спасение. 12) Милость — Самого Бога дело. Всякий монах, если хочет быть истинным монахом, должен по силе своей облекаться во все сии оружия духовные, держась каждого в свое время по потребности, смотря по мере своего устроения и силы телесной и душевной, а не так, чтобы избирать какое вздумается, а другие оставлять, когда в них бывает существенная потребность. Главное — всякому должно иметь, по слову Лествичника, самопознание, то есть знать свои силы телесные и недуги душевные, чтобы нерассудно не употреблять первых и не усиливать последних. (2, с. 103–104)

* * *

Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долго терпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление. (3, с. 239)

* * *

Во Святом Евангелии Сам Господь глаголет: будите мудри яко змия, и цели яко голубие

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Святые отцы о христианских добродетелях

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вера без дел мертва. По творениям преподобного Амвросия Оптинского предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я