Город мудрых дев. Мозаика монастырской жизни

Вера Руднянская, 2022

Вы держите в руках дебютную книгу начинающего молодого автора Веры Руднянской. Она живет в одном из монастырей России и пишет заметки обо всем, что трогает её ум и сердце. Каждый человек ежедневно видит, чувствует, размышляет о многих вещах. Подчас их сложно разделить в сознании. Радости и печали, монахини и миряне: туристы, паломники и прихожане большой обители предстанут на страницах этой книги. Структура книги соответствует авторскому подзаголовку – мозаика монастырской жизни: деление на главы в книге весьма условно в содержательном и хронологическом плане. Авторский замысел состоит в том, чтобы Вы сумели прожить вместе с Верой некоторые отрезки времени, смогли почувствовать, как события и настроения перетекают одно в другое. Надеемся, что описанные здесь истории помогут Вам избавиться от стереотипов, касающихся церкви, монашествующих и монастырей, и просто скрасят Ваш досуг, подарят улыбку и тепло. Книга написана лёгким, живым языком и читается с большим удовольствием.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Город мудрых дев. Мозаика монастырской жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 5. Что в имени тебе моем?

— Что вы так красноречиво молчите?!

Поругали бы меня наконец!

Из жизни.

***

Господь нас уважает и предоставляет полную свободу. Но Он не оставляет нас на произвол судьбы, в которую мы, христиане, кстати и не верим. Промысл Божий меняется в зависимости от нашей волюшки. Бог посылает каждому Своему Ребёнку нужные встречи, книги и непредвиденные ситуации. Творцу с нами нескучно.

Жить интересно. Всё вокруг многоцветно и неоднозначно. Жизнь — симфония с полутонами и секвенциями, паузами и синкопами. Вот звучит воинственный ритм барабанов и электрогитар, его сменяет ария грусти нежнейших скрипок. Вступают виолончель и контрабас, затем духовые. Порой жизнь похожа на песню у костра под аккордеон, в иные дни звучит соло покаянного псалма или гимн благодарения. Ритм определяется биением сердца, то замирающего от боли, то пульсирующего от невыразимого счастья или ровного в состоянии покоя. Не стоит искать ответов на те вопросы, на которые может дать объяснение только Вечность.

***

Незадолго до отъезда из Санкт-Петербурга в обитель я возвращалась из университета на дачу. В нашем поселке Сергиево проживает цыганская диаспора. Некоторые цыгане, среди которых есть и мои друзья, посещают нашу приходскую церковь и даже взяли на себя почетную обязанность украшать храм цветами к праздникам. Во время Пасхального Богослужения Евангельская весть звучит из алтаря и на цыганском языке — мой духовный брат Янис читает нараспев, — и на душе становится светлее. А на масленицу ежегодно к храму подъезжают наездники на крепких скакунах и бес — платно катают приходскую детвору и всех желающих.

Но есть у нас и другие цыгане. Классические: гадатели и ворожеи, к ним что-то манит и что-то отталкивает одновременно. И вот иду я, погруженная в свои думы, с планшетом для художественных работ, по бульвару вдоль железной дороги, путь освещают фонари. Навстречу откуда ни возьмись — цыганка. Знаю её с детства, только не помню имени.

— Куда это ты собралась? Куда? — цедит свозь зубы и пронзает меня недобрым взглядом. — Ему служить? Врагу нашему? Ишь надумала! На меня словно пахнуло присутствием тёмной стороны духовного мира и их осведомленностью.

Ни слова не говоря, я быстро прошла мимо. В тот вечер не покидало чувство правильности выбранного пути.

Я начинаю путь,

Возможно в их котлах

уже кипит смола,

Возможно в их вареве ртуть,

Но я начинаю путь (К. Кинчев).

Христос — Сила и Любовь распятая на Кресте, принял всё зло мира на Себя для того, чтобы стать преградой между нами и адом. Кто со Христом и Евангелием, тот во — шел в эпицентр бури, тот встал на острие меча, тот будет подобно неочищенному золоту в плавильне и страдании ради жизни в Вечности.

Я принимаю бой,

Быть может я много

беру на себя

Быть может я

картонный герой,

Но я принимаю бой (К. Кинчев)

***

В первую неделю нашего пребывания в монастыре в сентябре 2010 года мы с будущей матерью Агнией нашли время и решили погулять по Крестовску. Я не забыла надеть свою цветную шапку-хиппи всех цветов радуги, молодёжную куртку и недлинную юбку, завязала модные кроссовки. Агния, тогда еще Даша, тоже в юбочке и свитере. Прошли мимо храма Николы, заглянули в новый Преображенский собор, прогулялись по скверу и собрались двигаться в сторону городского музея.

Шагаем мимо нищего, безобидно сидящего на стульчике под липой. Вдруг он начинает изгибаться, и из его уст вырывается брань: «Монашки! Вы должны сидеть в келье, а не по улицам расхаживать!». Что это было?! Впрочем, одержимых людей, к сожалению, много.

***

Вспоминаю интересный рассказ моей подруги Надежды о том, как она только собиралась впервые посетить нашу обитель. На дворе стояла зима и Надя с мамой выбирали маршрут на выходные из Москвы. Поисковик выдал путешественницам краткое описание нашего монастыря и святынь, схему проезда. Не вдаваясь в подробности, женщины взяли билет на поезд, с вокзала на такси подкатили к снежному монастырю. Когда через день произошло наше знакомство, Надежда рассказала удивительный сон, приснившийся ей накануне поездки. Во сне она и её мама плыли на корабле по живописной широкой реке. Рядом с ними стояли все их родные и друзья, как живые, так и усопшие. Чувствовалось радостное ожидание, особенно тогда, когда по правой стороне борта показался белокаменный красавец — древний монастырь. Кораблик причалил, и пассажиры стали выходить на цветущий луг перед обителью. Прошли через ворота с башнями и оказались в пространстве благоухающих роз и лилий, петуний и фиалок. В центре монастыря возвышался пятикупольный величественный древний храм.

Надежда, кутаясь в шубу, стоя на заснеженной вечерней улице указывает на подсвеченный собор и произносит:

«Этот храм точь в точь как в моём сне. Если бы рядом была река, я бы даже поверила, что именно эта обитель мне и приснилась»!

Подвожу девушку и её маму к святым Ангельским воротам и рассказываю, что за ними как раз луг, пристань и река. Мы расчищаем заметённые снегом стенды с фотографиями и любуемся запечатлённым летом — розами, лилиями, петуньями…

***

В марте 2013 года состоялся ежегодный постриг в иночество (рясофор). Матушка Настоятельница решила, что и нам с Дашей пришла пора надеть апостольники и клобуки. Одна матушка, чтобы не раздражать на тот момент противящихся вере родителей, не стала им сообщать о предстоящем событии. Тем более что жили они далеко и узнать о том, что любимая дочка выбрала путь Невесты Христовой, без её сообщения не могли. Моя же мама была в курсе и молилась за нас, находясь от меня на расстоянии 700 километров. Когда мы, нареченные новыми именами, с постригальными свечами в руках, вернулись в кельи, то увидели сообщения от родителей. Той инокине, которая не сообщила своим о постриге, её мама написала (смысл):

«Дочка, я видела во сне постриг, я знаю, что ты теперь инокиня. Можешь не отнекиваться. Поздравляю!»

Моя мамочка Ольга позвонила и тоже рассказала о своём необыкновенном сновидении. Когда она приезжала сюда, то мы поднимались на обзорную площадку колокольни, с которой открывается вид на близлежащие деревни, панорама Реки и города Крестовска. Во сне Мама очутилась именно на колокольне. Ей сказали: «смотри!». Она взглянула на внутренний двор обители, на его корпуса и стены и поразилась: на четырёх угловых башнях стояли архангелы с огненными мечами в руках — поставленные Господом духовные защитники монастыря. По дороге шли монахини. Все они были в облачениях, с развевающимися мантиями. За каждой из них она увидела страшных существ — по сорок бесов. Но в непосредственной близости от каждой находились ангел хранитель и святые покровители, защищавшие сестер от тёмных сил.

Когда мама перевела свой взор на пространство за монастырём, она увидела многих — многих людей. Они, несчастные, были облеплены духами ада, и лишь немногие были защищаемы ангелами.

— Мне знакомые говорят: странная ты женщина, Ольга Борисовна! Отпустила свою дочку в монастырь. А вдруг ей там будет плохо?

— Да, я конечно странная. Я уважаю выбор своего ребёнка. И я вижу, что ей там хорошо, моя дочь счастлива. Можете ли вы сказать такое о своих детях?

Мама понизила голос и попросила:

— Солнышко, никуда из монастыря не уходи. Знай, что я этого боюсь больше всего. Ты в борьбе, но ты под защитой. Молись за всех нас.

***

— В иноческом постриге моим покровителем стал мученик Валерий, тот святой, перед иконой которого я в подростковом возрасте молилась о поступлении в монастырь. Очень его и других мучеников Севастийских почитала. А святые нас, как мне теперь известно, слышат. Вскоре после пострига меня приехала навестить преподаватель из университета, кандидат искусствоведения, глубоко верующая женщина. Она самоотверженно трудилась на послушаниях, насыщалась благодатью. Мы вспоминали незабываемые уроки в Эрмитаже и на факультете, говорили о смыслах. Набрав несколько сумок чаёв и пряников, доцент вернулась в Петербург прямо к заседанию кафедры. Делится с коллегами впечатлениями. «Ах, наша дорогая звёздочка… Та, которая подавала столько надежд… Она ведь пошла в монастырь. Вот фотографии, а на них мать Валерия…» Мимо проходит профессор живописи, дама «не в теме».

— Вы в своём уме? Человек, понимаете ли, из университета ушёл, сына бросил, а вы нахваливаете! Как же можно!

— Уважаемая NN, Вы о чём? Какого сына? У нашей выпускницы нет сына.

— Но вы же только что сами сказали, что есть!

–?!

— Как же, «Мать мальчика Валерия». Вы же так сказали?

… Вы, уважаемый читатель, всё поняли. Справка: университет я не бросила, закончила по первому разряду.

***

Идут однажды к парковке семьи прихожан монастыря после окончания занятий в воскресной школе. Мы тепло распрощались, обнялись на дорожку. Не проходит и десяти минут, как звонит мне Надежда Лаврова:

— Мать Валерия, тут кроме Вас никто больше это имя из монахинь не носит?

— Нет, конечно, а что?

— Просто мы сейчас зашли в туалет на улице, а перед входом в это чудесное заведение стоит монахиня и просит милостыню.

— И что?

— Странно нам стало. Не может монахиня из вашего монастыря милостыню выпрашивать. Мы спросили ее, от — куда она и как её зовут.

— Интересно, какой был ответ, Надь?

— Её зовут инокиня Валерия и она из этого монастыря.

— Быть не может!

— В том то и дело! Мы ей тоже самое говорим, что Вы тут одна единственная с таким именем и что мы от Вас идём.

— А она что?

— Она нахмурилась и стала нам выговаривать, что это не она, а мы ошиблись. И вообще, что надо подавать, когда люди, а тем более монахи, просят. Через 5 минут мы вышли из туалета, а её уже и след простыл…

***

А вот история, которую рассказала мне сестра с редким именем Спиридона.

— Однажды меня накрыла черная полоса. Не хотелось вставать на службу, исполнять послушания. Устала. И снится мне, будто матушка игуменья отпускает меня на день к святителю Спиридону на о. Корфу.

— Ты уже была там однажды, дорогу знаешь. Помолись своему святому и возвращайся, — произнесла Матушка и благословила меня.

Я стою в комнатке напротив раки святителя. Он лежит, покрытый копотью веков. Прикладываются паломники, просят, просят. Ушли. Робко подхожу во сне к раке и я, начинаю рассказывать своему Небесному покровителю о печалях и горестях юной иноческой жизни. Вдруг святитель садится в раке и словно священник на исповеди, начинает давать мне советы. Затем он просит немного подождать: «сейчас песнь Божией Матери, я как епископ иду кадить храм, прославлять Царицу Небесную». Святитель стоит передо мной во весь рост в старинном облачении и разжигает кадило. Затем с благоговением под звуки пения «Честнейшей» обходит свой собор. Возвращается и ложится в раку.

— Матушка, ты мне всегда рассказывай о том, что тебя волнует. Я молюсь за тебя Владыке. Сейчас уже лети назад, а ко мне снова люди идут.

Святитель благословляет меня и замирает. Просыпаюсь утешенная.

***

Моя знакомая Ангелина перед пандемией успела посетить Корфу с небольшой паломнической группой. Грек священник предупредил: суетного у святителя Спиридона не просите. Он не волшебник кроликов из шляпы доставать, может и рассердится, отвернуться.

Тётеньки и дяденьки заставили свечами несколько подсвечников. Стали прикладываться к мощам. Для тех, кто не знает — температура тела святого 36 и 6 градусов и поскольку его обувь временами оказывается истоптанной, считается, что святитель ходит по земле, помогает людям. Каждый просил о своем, посторонних не было. Ангелина не поверила своим глазам. Только что Спиридон лежал на спине и было видно его лицо. А сейчас лица нет — святой отвернулся и видно его спину. Всё-таки кто-то молился о слишком земном.

Подобный случай можно прочитать в письмах Николая Васильевича Гоголя своим друзьям. Писатель побывал на Керкире в середине XIX века, оказавшись там в день памяти святителя Спиридона. Во время крестного хода, когда англичанин-атеист воскликнул: «Куклу, набитую сеном, несут (в Греции мощи некоторых святых переносят стоящими), а вы все фанатики!» Спиридон, на глазах у писателя, переступил с ноги на ногу и повернулся в раке лицом к англичанину. Тот уверовал.

***

Что касается редких монашеских имён, иногда случаются забавные оговорки и истории. Так, однажды в храм после службы вбежал трудник и стал спрашивать, где можно найти матушку-алтарницу. Ему дали задание помочь ей перенести тяжёлые коробки. Да вот незадача — имени матушки не запомнил. Ему показали на ризницу.

«Матушка Сатурна… ой, кажется напутал! Простите, Матушка Юпитера, я Вас жду!» Монахиня Меркурия улыбнулась и смиренно вышла, неся в руках просфору.

***

Маленький мальчик лет четырёх, проведя целый день с родителями на послушаниях, спросил-таки недоумённо за ужином:

— «Паап, а у них тут что, тёти как дяди?

— В смысле, сынок?

— У них тут есть тётя Толя и тётя Даня! (Мать Анатолия и мать Даниила).

Кстати, спросит читатель, почему действительно столько мужских имён? Женских, что ли, не хватает? Да, действительно, не хватает.

Конечно, можно назвать сестру мать Альдегундия или матушка Схоластика, Урсула или Женероз. У нас даже есть частички их мощей, мы молимся этим прекрасным святым. Но лучше пожалейте нас, слишком непривычны эти имена для русского слуха.

Монахини в определённом смысле отказываются от привилегий пола, принимая «равноангельский чин». И матушка настоятельница решает, какого святого поставить в покровители.

Опытные сестры перед пострижением советуют молиться святым так: «Пусть среди вас найдется хоть один, кто будет во всем покрывать мои немощи и грехи, кто возьмет на себя тяжесть молиться за мою грешную душу».

Одна послушница долгое время во время литургии стояла напротив Казанской иконы. Над этим образом Богоматери, размещённом в храме, висит множество икон с частицами мощей. Чтобы не называть имя сестры, предположим, что над Казанской висела икона святой Евгении с частицей мощей. И вот, в монашеском постриге сестру нарекают Евгенией (имя изменено). Вы только представьте себе: человек несколько лет стоял напротив Казанской и смотрел не только на икону Богородицы, но и на икону свой будущей покровительницы! И эта святая взяла молитвенницу под свой омофор.

***

Сёстры неоднократно замечали, что в первые дни после пострига и смены имени не могут идентифицировать себя с новым образом. Так, одна новопостриженная монахиня, отвечая на звонок по внутренней связи, на вопрос: «С кем я говорю?», — не смогла вспомнить новое имя и попросила помощи у проходящих матушек, которые подсказали записать свое имя на видном месте.

Интересно, что вместе с новым именем у сестры появляются и новые черты характера. Видимо, это связано с тем духом, который несёт в себе святой покровитель. А заранее имя неизвестно сестре даже приблизительно. Рассказывает та самая инокиня Спиридона, которая во сне летала к своему покровителю:

— Перед моим постригом я попросила Господа: пусть моим покровителем будет тот святой, который при жизни был священником, любил людей и являл образец простоты и смирения. Когда надо мной произнесли имя святителя Спиридона, я словно забыла, о чем просила совсем недавно, и была не очень довольна новым нерусским именем. Однако, «дал мне Господь по сердцу моему», главное, не подводить теперь святителя, равняться на его чистоту.

***

Как-то летом проводила экскурсию братии одного из мужских монастырей. Проходим мимо клетки с павлином.

«А здесь у нас, батюшки, павлин». Один из молодых монахов стал пунцовым и спрятал глаза. Другие искренне, как малые дети, решили его подразнить: «А у нас есть свой Павлин, нам других можете не показывать, а, отец Павлин?!»

***

Добрейшей матушке Сергии дали в помощь по огороду группу пожилых бывших коммунистов. Захотели люди потрудиться во Славу Божию, но как правильно к монахине обратиться, не знают.

— Как Ваше имя? — спрашивают они мать Сергию.

— «Сергия» — слышат в ответ.

И дальше каждые пять минут со всех участков поля только и слышно: «Товарищ Сергия! Подойдите к нам! Товарищ Сергия, у нас ящики полные!»

***

Милые наши старички. Однажды половину экскурсии потратила на то, чтобы втолковать абсолютно нецерковным бабушкам: монахини замуж не выходят. Сильно этот вопрос их всех взволновал, места себе не находили. Наконец, вроде поняли, успокоились.

Конец экскурсии. Мимо меня на электомобильчике проносится матушка-эконом, отвечающая за стройки и хозблок. Везёт куда-то рабочих. Бабули мои выдохнули: «А вот и ваших мужей повезли! А Вы ещё говорили…» Схватилась за голову.

Тогда, в первые годы, остро переживала некоторые моменты. «Господи, Ты видишь, я им говорила, а они! И зачем я вообще так старалась?!». Проходит два дня. Сталкиваюсь у бака со святой водой с организатором позавчерашней экскурсии. «Ну как там бабушки? Довольны?» — «Очень! А одна так вчера покрестилась! Не зря Вы, матушка, с ними так бились».

***

Очищаю в воскресный день подсвечники от воска. В свечной лавке очередь, сестра только успевает принимать записки и выдавать свечи. Очередь застопорилась. Мужчина в кожаной безрукавке с массивным крестом на золотой цепи не торопясь выбирает свечи, приценивается. До — стает кожаный кошелёк и вынимает крупную купюру.

— Девушка, — обращается он к монахине-пенсионерке, — мне вон эти, самые большие.

Пожилая матушка без эмоций выдает десять полуметровых свечей из чистого воска и аккуратно отсчитывает сдачу. Новый русский, видя, что все подсвечники заставлены «десятирублёвками», без колебаний подходит ко мне, и приказным тоном левым мизинцем указывает:

— Освободи мне этот подсвечник.

Глядя на дядю, понимаю, что с ним лучше не связываться. Невдалеке дежурная как раз снимала огарки с маленького подсвечника, где лунок оказалось ровно столько, сколько свечей держал в руках внушительный дядя-богомолец. Когда он, довольный, пошел разбираться с подсвечником, меня подозвала наблюдавшая эту картину мудрая инокиня.

— Что же ты ему, матенька, не сказала, чтобы он в следующий раз со своим подсвечником приходил?!

Гениально! А я её в ответ спросила, не раздражает ли её, что в лавке люди обращаются не «матушка», не «сестра», а «девушка». Моя пожилая спутница ответила:

— Пусть хоть кактусом меня называют, главное, чтобы в душу не лезли!

***

Чуть ли не в тот же самый день. Скоблю пол от воска. Народу — тьма. Вдруг ощущаю в воздухе приближающийся перегар. Надо мной возвышается мужчина и, глядя осоловелым взглядом, протягивает мне руку для знакомства.

— Здравствуй, сестра. Я — великий грешник. У меня время и я, к сожалению, в шортах. Вызови мне батюшку. Мне срочно надо облегчить душу.

— Здравствуйте! Простите, но батюшка у нас приедет к службе, сейчас исповедовать Вас некому.

— Безобразие! Я же — Великий грешник! Найди мне, сестра, священника, вызови!

— Простите, не смогу помочь!

— Беспредел! Я тороплюсь, я в шортах, у меня горит, а ты сестра помочь не можешь?! Позови мне вашу игуменью! Ей буду исповедоваться!

— Уважаемый грешник, женщины в православии не исповедуют.

— Тогда хоть ты выслушай меня, сестра! Куда ты убегаешь!

Кстати, то, что грешник был в шортах, это его проблемы. Для подобных случаев на входе всегда лежат универсальные покрывала и для мужчин, и для женщин. Конечно, в российской культуре мужчина в юбке выглядит, скажем мягко, экстравагантно. Помню, до юбок, вообще, висели простыни, и в летние дни по обители разгуливали древние римляне в белоснежных тогах, вот было зрелище!

***

Последняя история этой главы. Будний зимний вечер. Зажигаю лампады на солее перед иконами Спасителя и Божией Матери. В храме темно, отражаются лишь свечи в ликах образов. За окном — пасмурно. Перемещаясь с зажжённой свечой, замираю на мгновение. Напротив центрального аналоя стоит…скелет (!) и бьёт поклоны. Ну, думаю, я, наверное, тавось. Пусть, думаю, молится скелет, раз ему так надо. А он, знай, да всё крестится.

Подхожу на безопасное расстояние. Приглядываюсь: молоденькая девушка просит святых о чем-то о своем, о девичьем. А на голове у нее фосфоресцирующий капюшон, а на нем — череп. И на толстовке жуть — анатомию можно изучать. Да, в таком виде только и молиться, что о женихе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Город мудрых дев. Мозаика монастырской жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я