Как Гришка Никитин попал в СССР

Вера Ильина

Пятиклассник Гришка находит в своей комнате потайную гардеробную, в которой слышны голоса соседей. Он знакомится с мальчиком-соседом, переговариваясь через стенку в гардеробной. Но встретиться с соседом ему не удается. Мальчики обнаруживают дверь в стене гардеробной и понимают, что их разделяет не только стена, но и время. Мальчики решают поменяться на день местами, чтобы попробовать жизнь в другом веке. Гришка знакомится с жизнью в СССР, а Тишка – с жизнью в двадцать первом веке.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как Гришка Никитин попал в СССР предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 5

Первый день в СССР

Комната Тишки была чистая и простая. На столе ровной стопкой лежали тетради, постель аккуратно застелена, нигде не было ни пылинки. Вместо привычного школьного рюкзака Гришка нашел лишь кожаный портфель, кинул туда пару учебников, переоделся в Тишкину запасную школьную форму и вышел из квартиры.

Все вокруг было очень знакомо. Он шел по привычной дороге, но здания, внешность прохожих, телефонные будки и автоматы с газировкой напоминали ему те самые старые советские фильмы, которые он смотрел под Новый Год.

Как только Гришка зашел в школу, его тут же обступили одноклассники.

— Тишка, ты согласен?

— Кроме тебя нам некого выбрать, соглашайся.

— Будешь старостой?

Гришка ответил сразу же:

— Уговорили!

Он узнал всех своих одноклассников — и Олю Цветкову и Вовку и всех остальных. Только теперь они были прилежными учениками-пионерами, вместо вечно недовольных и разбалованных детей.

Первым уроком была литература. Школьные кабинеты почти не отличались от тех, которые он привык видеть в двадцать первом веке: такие же старые зеленые доски, парты с наклоном. Только здесь никому не приходило в голову писать ручкой на парте и прилеплять жвачки на стулья. Повсюду царила чистота.

— Нитикин, а ты почему без очков? — спросила соседка по парте Оля.

— Прозрел, — резко ответил Гришка. Терпеть Олино ехидство он не собирался и в советской школе.

В класс вошла учительница.

— Кто дежурный?

Ребята молчали.

— Елена Сергеевна, Тихон Нитикин сегодня дежурный, — сказал Вовка.

Елена Сергеевна вопросительно посмотрела на Гришку сквозь очки.

— Ну, чего молчишь-то, Тихон? Кто отсутствует в классе?

Гришка осмотрел класс и выдал:

— Вроде все здесь.

— Это он от своей новой должности дар речи потерял, — ухмыльнулся Вовка.

Урок начался с проверки домашнего задания.

— Кто хочет первым прочитать стихотворение наизусть? — спросила учительница.

Класс молчал.

— Может быть, Тихон?

К такому Гришка не был готов. Он встал из-за парты и опустил голову.

— Александр Сергеевич Пушкин… — подсказала учительница.

— Александр Сергеевич Пушкин, — быстро повторил Гришка.

— Мой дядя… — прошептала соседка Оля.

Совсем недавно Гришка учил это стихотворение и начал вспоминать его на ходу:

— Мой дядя не знал честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он дверь закрытую оставил,

И шкаф к двери он приволок.

Его пример — нам не наука.

К нам в дом ворвался он без стука,

Три дня, три ночи погостил

И словно в лету угодил.

Елена Сергеевна упала в обморок. Гришка и сам не заметил, как задумался и прочитал стих про своего дядю Абдула. Кто-то побежал за медсестрой, в классе поднялась шумиха.

— Ну, ты даешь, стихоплет! Человека до обморока довел, — возмутился Саша Квасов.

— Может, он не специально, — заступилась Оля, — Перенервничал.

— Не кидайтесь вы на Тишку! Задумался, вот и прочитал ерунду. Он, между прочим, теперь староста класса! — оправдывали Гришку одноклассники.

Ребята о чем-то спорили, а Гришка сидел молча. Ему не хотелось подводить Тишку своими плохими ответами на уроках. Вскоре Елена Сергеевна пришла в себя и, как ни в чем не бывало, продолжила урок.

Наконец, прозвенел долгожданный звонок. Гришка соскочил со стула и помчался в коридор. Единственный человек, с которым ему хотелось поговорить, был Вовка.

— Вовка, пошли сегодня после школы ко мне? Ты мне по физике поможешь, — радостно предложил Гришка, шагая по школьному коридору.

Но Вовка только укоризненно посмотрел на Гришку и грубо ответил:

— Странный ты человек, Тишка. Никогда со мной не общался, а теперь в гости зовешь. Да еще и с физикой помочь просишь, будто не знаешь, что я еле на тройки тяну.

Гришка остановился. Здесь, в другом времени, Вовка — не его друг. Это не тот Вовка-отличник, который готов помогать по любому предмету, который будет рассказывать про своих умных мышей, делиться жестяными банками. Здесь это был совершенно другой человек.

— Чего встал? — послышался сзади бодрый голос Оли. — Сейчас физкультура.

— Как же? — удивился Гришка. — А у меня формы нет.

— Ничего, — успокоила Оля. — У меня брат тут десятом классе учится. Хочешь, попрошу у него?

Физкультуру Гришка любил больше всего, и, конечно же, согласился надеть чужую форму. Первый раз он поймал себя на мысли, что Оля не вызывает у него отвращения. Кажется, здесь она была не ехидной всезнайкой, а доброй и отзывчивой девочкой.

— Сегодня прыгаем через козла, — объявил учитель физкультуры.

— Ну что? Готов прыгать, ботаник? — глумился над Гришкой Саша Квасов.

— Да легко! — гордо ответил Гришка.

В большом спортзале ребята становились в колонну и ждали своей очереди для прыжка. Для Гришки это не составляло никакой сложности — раньше он ходил на секцию по карате, где с лёгкостью научился и прыгать через козла, и лазить по канату, и еще много чему.

За этот урок Гришка пять раз удачно перепрыгнул через козла, отжался двадцать раз и помог своей команде выиграть в пионербол.

— Да ты молодец! — крикнул Гришке учитель физкультуры. — Стоило только снять очки, как сразу же стал спортсменом! Пойдёшь ко мне в футбольную команду?

Гришка уже хотел согласиться, ведь он давно мечтал играть в футбольной команде, но в своей школе его не брали — боялись, что совсем на двойки скатится. Но быстро вспомнил, что здесь, среди этих одноклассников-пионеров, проживет только один день.

— Не могу. Времени нет, — вздохнул Гришка с грустью.

После урока ребята отправились в столовую. Голодный Гришка рванул из раздевалки, не переодевшись — он никогда не переодевался после физкультуры в своей школе.

— Стоять! — остановил его молодая женщина в дверях столовой. — Показывай руки. Немытые. Почему не в форме? Пионеру не полагается!

Гришка не знал, что ответить и возвратился в раздевалку.

— Как Тишка лихо через козла прыгал, видал? — услышал Гришка разговор за дверью раздевалки и прислушался. — А стих забыл. Что-то здесь неладное, не похоже это на него совсем. Не может человек за один день так измениться.

— Это еще что! — послышался голос Вовки. — Он ко мне подбежал, просил помочь по физике, в гости звал.

— Во дает! — засмеялся собеседник. — Я в книжке одной читал, что один мальчик тоже раз — и изменился! А потом оказалось, что это вовсе и не он был.

— А кто же? — спросил Вовка.

— Шпион! — воскликнул одноклассник, и Гришка узнал голос Саши Квасова. — Того мальчишку похитили, а подсунули шпиона, чтобы все про страну нашу разузнать. Надо за ним проследить. Может, он после школы и не домой вовсе пойдет, а к своим, докладывать.

Услышав за дверью приближающиеся шаги, Гришка забежал в пустой спортивный зал, чтобы спрятаться. Слова Саши о шпионе ему были смешны, да и сам Саша здесь, в СССР, был полной противоположностью знакомого ему скромного и застенчивого мальчишки.

Прозвенел звонок. Следующим уроком была история. За учительским столом, спиной к доске сидела Марина Петровна.

— Нитикин, а где твои очки? — поинтересовалась она. — Ты хорошо видишь?

— Лучше некуда! — ответил Гришка.

— А Нитикин у нас теперь староста класса, — объявила Оля.

— Поздравляю, — снова обратилась учительница к Гришке. — Подойди ко мне после урока, я дам тебе план внеклассных заданий. Это тоже твоя обязанность, ты ведь понимаешь?

Гришка кивнул. За перемену он успел только накинуть пиджак на футболку, а галстук и брюки оставил в раздевалке.

Весь урок Марина Петровна рассказывала что-то про коммунизм и революцию. Гришка совсем не разбирался во всем этом, но ради интереса спросил:

— А как вы думаете, что будет с нашей страной через сорок лет?

— Советский Союз будет развиваться, наши соотечественники сделают мировые открытия в области науки. С такой страной мы достигнем невероятных технологических высот.

— Например, можно будет позвонить человеку в любую точку мира и тут же с ним поговорить и даже увидеть его? — полюбопытствовал Гришка.

— Ну, Тихон, это ты загнул! — посмеялся Вовка. — До такого прогресса нам еще жить и жить.

— А что будет, если Советский Союз развалится? — решился спросить Гришка.

— Никогда этого не случится, — спокойно ответила учительница. — Ведь это нерушимый Союз. И ради его сохранения ты, Тихон, носишь пионерский галстук, — Марина Петровна внимательно осмотрела Гришку. — Кстати, где он?

— Кажется, в раздевалке оставил, — растерянно ответил Гришка.

— Так иди и забери, — поручила учительница.

Но Гришка сидел на месте. Он представлял, какой позор ждет его, если сейчас встанет в пиджаке и спортивных штанах перед всем классом. Время шло, класс молчал, Марина Петровна ждала, когда Гришка выйдет.

— Кажется, что-то со спиной, — прохрипел Гриша, держась за поясницу.

— Ты что, поранился? — поинтересовалась учительница.

— Упал с козла на физкультуре, — неожиданно пояснила Оля.

— Тогда к врачу? — спросила Марина Петровна.

Гришка отрицательно покачал головой:

— Пройдет.

Учительница махнула рукой в Гришкину сторону и продолжила свой рассказ о нерушимом Советском Союзе. Слушая ее самозабвенные речи, Гришка уже и сам хотел жить в этой стране, где, по словам учительницы, нет бедных, безработных людей и почти нет преступности.

Урок закончился быстро. Ученики засобирались домой, а Гришка сидел до того момента, пока в классе не осталась только Марина Петровна.

— Что же ты не идешь, Тихон? Ах да! Я же обещала тебе план внеклассных занятий. Держи, — она протянула белый лист бумаги, на котором было что-то написано от руки. — На внеклассном мероприятии я должна вас сопровождать, но вчера заболела моя мама, мне придется сидеть с ней. Ты будешь за старшего.

— Можно было напечатать, — сам себе сказал Гришка.

— Ну, извини. Печатной машинки у меня нет.

Тут в голову Гришке пришла мысль приоткрыть тайну будущего.

— Знаете, все будет совсем не так, как вы говорите. Через сорок лет будут мобильные телефоны, благодаря которым можно будет позвонить в любую точку мира. Будут компьютеры и принтеры, на которых вы с легкостью сможете напечатать этот самый план внеклассных занятий. Еще будут плоские телевизоры, планшеты, гироскутеры, а самое главное — интернет, через который люди смогут узнать все, что захотят.

— Я рада, что у тебя так хорошо работает воображение, — строго ответила учительница. — Видишь, в какой сильной стране мы живем.

— Марина Петровна, — с опаской произнес Гришка. — Это все будет. Но Советский Союз развалится.

Учительница молча вышла из класса.

Зная, что сегодня — единственный день, когда он побудет в прошлом, Гришка решил не скупиться на правду. Он быстро добежал до раздевалки, переоделся в форму и вышел на крыльцо школы. Было тепло. Вокруг бегали счастливые школьники, кто-то собирал первые опавшие листья для гербария, кто-то играл в футбол на школьном стадионе. Все ребята были похожи друг на друга. Девочки — в вязаных шапках с помпонами или в беретах и в пальто, мальчики — в теплых свитерах.

— А форму? — послышался голос Оли сзади.

Гришка обернулся. Перед ним стояла его соседка по парте в красном берете и серо-зеленом пальто.

— А ты чего соврала про спину? — спросил Гришка, доставая из портфеля спортивную форму.

— Сообразила, что ты не успел переодеться, — ответила Оля.

Тут Гришка заметил, что Оле совершенно некуда положить форму.

— Эх, надо было пакет взять, — вздохнул он.

— Что ты! У нас их три штуки дома. Жалко лишний раз брать, — возмутилась Оля.

— Пакетов? — засмеялся Гришка. — Да у меня их дома сто штук.

Оля укоризненно посмотрела на Гришку, не торопясь спустилась с крыльца, затем обернулась и ответила:

— Знаешь, Тиша. Странный ты все-таки сегодня. Вон, к тебе ребята идут.

Через полминуты одноклассники столпились возле Гришки.

— Ну, что, Тишка? Что там, в списке внеклассных занятий? — спросил Вовка.

Суетно Гришка достал листок.

— Организовать поход в культурное учреждение всем классом, — прочитал староста.

— Интересно, и какое такое культурное учреждение мы посетим? — спросил Саша Квасов.

— А давайте пойдем ко мне домой. Там что-нибудь и придумаем, — предложил Гришка.

Ребята заликовали. Двенадцать пятиклассников отправились в гости к Гришке, все о чем-то болтали, смеялись, напевали странные песни, только Саша и Вовка шли позади всех и о чем-то шептались.

Пригласив одноклассников в квартиру, Гришка велел им располагаться и чувствовать себя как дома, пока он переоденется в своей комнате.

Он быстро надел свои привычные джинсы с толстовкой и зашел в гардеробную. Открыл тайную дверь и прислушался — нет ли кого-нибудь дома. Убедившись, что в его комнате никого нет, быстро проскочил в родную квартиру, отыскал несколько больших магазинных пакетов, взял из холодильника «Кока-Колу» и тарелку с бутербродами, захватил свой мобильный телефон и вернулся к гостям.

— Угощайтесь! — обратился Гришка к одноклассникам, поставив на стол двухлитровую бутылку «Колка-колы» и тарелку с бутербродами.

— Тишка, это что на тебе? — спросил Дима Синичкин, указывая на Гришкину толстовку с непонятной надписью. — Родители из-за границы привезли что ли?

— А это откуда? — поинтересовался Вовка, разглядывая бутылку черной газировки.

— Бутерброды с колбасой! — закричал кто-то из толпы.

Хватая бутерброды и запивая их неизвестной газировкой, ребята уже даже не желали слушать Гришкины ответы.

«Плохо вас здесь кормят, — подумал Гришка с жалостью, глядя на то, как жадно одноклассники поедают обычные для него бутерброды».

Наевшись, ребята уселись на пол в гостиной и принялись обсуждать план внеклассных занятий.

— Послезавтра нам надо сходить в культурное учреждение, — напомнил Гришка. — Какие у вас предложения?

— Я предлагаю пойти в краеведческий музей, — сказала Оля.

— Или в цирк, — предложил Саша.

— Это не культурное учреждение, — поправил Гришка, — а развлекательное.

— Ну и что? Не пойду я ни в какой музей.

— Я бы в кино сходил, — скромно произнес Вовка.

— На балет!

Каждый высказывал свое мнение, но никто не хотел уступать.

— Нет, так не пойдет! — воскликнула Оля. — Мы так никогда не договоримся.

— Тишка, а за билеты кто платит? — вдруг поинтересовался Дима.

Гришка достал листок с планом внеклассных занятий и прочитал:

— Поход в культурное учреждение осуществляется за счет средств школы.

— Школа платит! — расшифровал Петька Васильев.

— Подождите! А как же Марина Петровна? Ведь она должна идти с нами, — вспомнила Оля.

— У нее мама заболела, — ответил Гришка. — Она меня за старшего оставила.

— А давайте каждый пойдет туда, куда хочет, — предложил Гришка.

— Точно! И никто не узнает, — обрадовался Саша.

— Как же! После любого музея и балета нас просят сочинение написать, — сказал Дима.

— А мы все и напишем, что были в краеведческом музее. Видели скелет мамонта и других животных, — предложил Гришка.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как Гришка Никитин попал в СССР предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я