Как справиться со стрессом

Вера Журавлева, 2022

Проблема стрессоустойчивости не в том, чтобы больше отдыхать и слушать пение птиц. Природа эмоционального напряжения человека информационная. Значит, справиться со стрессом можно только на основе сознательного выбора способа разрешения конфликта. На этом пути помогут знания. Книга основана на концепции стресса, поисковой активности, уровней психического здоровья, психологии переживания и других научных исследованиях, авторы которых убедительно показали почему стресс бывает полезным или вредоносным. Обучать в области здоровья не просто. В системе ценностей современного человека категория «здоровье» занимает 5-6 место, уступая любви и карьере, а слово «стресс» воспринимается как «вред» и с ним надо бороться. Представленные в книге тесты, кейсы и другие практические задания помогут преподавателю в области здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности, а также будут полезны всем, кто хочет разобраться в проблеме стресса. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как справиться со стрессом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Психофизиологическая проблема

«Опасное дело — убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав ему одновременно и его величия. Не менее опасно — убедить в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее — не открыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Но поистине благотворно показать обе стороны.

Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, но не должен пребывать и в неведении о двойственной своей природе: пусть он знает об этой своей двойственности».

Блез Паскаль, Мысли. 2019 (328).

Психофизиологическая проблема отражает взаимосвязь и взаимозависимость психического и физического уровня здоровья человека. История изучения этой взаимосвязи включает в себя самые разнообразные суждения: от полного отделения понятий «душа» и «тело» до признания их тождественными.

1.1 Краткий исторический обзор

Два великих мыслителя 4 века до н. э. Платон и Аристотель создали философские системы, которые на протяжении веков оказывали существенное влияние на формирование представлений в области психологии и медицины.

По мнению Платона, идеи причастны к космическому разуму, а мировая душа объединяет космический ум и бесформенную материю. Для Аристотеля душа означала способ организации живой материи, он отверг общепринятое до него мнение о делении души на части, ведь она — принцип жизни, а не вещь.

Эпоха античности создала представление о зависимости психики от законов движения и развития материального мира, от форм, создающихся человеческой культурой: понятий, идей, этических ценностей. Философы древности не могли представить функционирование тела без направляющего и ведущего воздействия души.

Считается, что мысль «мозг — есть орган психики» принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону (4 век до н. э.), который пришел к такому выводу в результате наблюдений и операций. Свой вклад в развитие естественнонаучных представлений внесли выдающиеся врачи Гиппократ (460–377 гг. до н. э.) и Гален (129–201 гг.) [55].

Наверное, первым психофизиологом, то есть специалистом, в сфере интересов которого находится проблема взаимосвязи психического и физиологического уровней детерминации жизнедеятельности, можно считать древнеримского врача Галена. Однажды к этому знаменитому врачу обратилась женщина, которая жаловалась на ряд физических симптомов. В какой-то момент врачебного осмотра стоявший рядом человек случайно упомянул, что он недавно видел в театре молодого танцора Пилада. Гален заметил, что при этом замечании у пациентки «пульс сделался нерегулярным, он вдруг резко участился, что говорит о душевном смятении» [49]. При дальнейшем обследовании Гален стал время от времени произносить имена различных молодых танцоров, однако пульс женщины изменялся только тогда, когда она слышала имя Пилад. Окончательным диагнозом Галена было то, что больная страдает от несчастной любви. Подчеркнем: соматически здоровый человек испытывает затруднения только в душевной жизни, но это находит свое отражение на телесном уровне.

Таких примеров можно привести множество. Доктор Линдеман вспоминает эпизод из книги «Пестрые рассказы» И. Ратт-Вегг: «Один князь решил разыграть своего шута и пообещал казнить его. И вот, когда приговоренного шута привели с завязанными глазами на эшафот и опустили его голову на плаху, князь, сменив гнев на милость, приказал вылить кувшин холодной воды на шею провинившегося шута. Но шутка кончилась трагически: шут умер, едва почувствовав холодное прикосновение» [29].

Известен случай с электромонтером, который случайно прикоснулся во время ремонта к оголенному проводу и тут же скончался. Во время экспертизы было установлено, что провод, к которому он прикоснулся, не был под напряжением. Смерть была вызвана психическими, а не физическими причинами. Анализируя такие события, трудно переоценить вклад эмоций, установок, настроения и других психических факторов в формирование уровня здоровья и благополучия.

В 20 веке развитие электрофизиологических методов регистрации функциональных изменений организма человека привело к их активному использованию для объективной оценки эмоций, а также в прикладных целях, например, для изучения рекламного воздействия. Полагали, что эффективной будет та реклама, при восприятии которой человек испытает наибольшие эмоции. Однако, некоторые результаты экспериментов подтвердили эту гипотезу, другие — опровергли [49]. Такие данные говорят о сложной взаимосвязи психических и физиологических показателей в общей картине функционального состояния.

1.2 Холистический подход к понятию «здоровье»

Целостный или холистический подход к проблеме здоровья не является открытием наших дней. Еще в средневековом тибетском трактате «Чжуд-ши» [52] есть главы, которые подробно описывают значение образа жизни и психического состояния для сохранения благополучия:

«Содержи в чистоте тело, язык и душу, гони от них грехи.

Язык и прочие органы не перенапрягай, но и не распускай.

Не садись в ненадежную лодку или на непослушного коня.

Избегай тех мест, где могут убить, берегись воды и огня.

Не лезь на крутой берег. Летом и зимой на деревья не влезай.

Садясь на землю, (под собой) посмотри, отправляясь в путь, дорогу изучи.

Ночью по срочному делу из дома выходя, бери посох и спутника» [52, стр. 75].

А ведь Чжуд-ши — медицинский трактат, где описываются различные лекарственные травы и врачебные процедуры. Но вместе с тем, там есть и такие наставления:

«Отказывайся от плохих дел, как бы ни подстрекали, совершай хорошие, как бы ни препятствовали.

Сначала обдумай — это в будущем обеспечит успех.

Не все услышанное принимай за истину, а проверь как следует…

Храни дружбу, привязанности, не забывай о благодеянии.

Уважай учителя, отца, дядю, вообще всех стариков.

Живи умом и сердцем в согласии с земляками, родственниками, друзьями.

Землю обрабатывай аккуратно, сроки соблюдай строго.

Неправоту свою и поражение признавай, если сам победишь — будь сдержанным.

Если мудр — не зазнавайся, а если богат — знай меру.

Низких не попирай, высоким не завидуй.

Дружбы и вражды с негодяями избегай…

Убийство, воровство, разврат, ложь, болтливость, грубость и сплетни, жадность, вредность и еретические взгляды от этих десяти грехов тело, язык и душу отврати» [52, стр. 77].

В целях познания можно выделить категории «физическое» и «психическое» здоровье, но при этом всегда следует помнить, что в реальной жизни здоровье будет определяться совокупностью факторов, их взаимозависимостью. Само понятие «психическое здоровье» связано не с отсутствием психических заболеваний или отклонений, а с развитием психического благополучия здорового человека.

1.3 Три уровня психического здоровья

Психическое здоровье, по мнению Б. С. Братуся [11], имеет сложное поуровневое строение:

1. Личностный или личностно-смысловой уровень — отвечает за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла и назначения всей жизни. Для реализации этого уровня необходима деятельность человека в соответствии с его индивидуальными, характерологическими особенностями.

2. Уровень реализации смысла или индивидуально-психологический.

3. Психофизиологический уровень, который обусловливает саму возможность функционирования процессов психического отражения и который определяется особенностями внутренней, мозговой организации психической деятельности.

Несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность уровней, возможны самые различные варианты их развитости, степени и качества их здоровья. Психическое здоровье может страдать на одних уровнях, при относительной сохранности других. Вряд ли можно считать благополучным человека с нарушенными смысловыми ориентациями, на которых он строит свою деятельность.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как справиться со стрессом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я