В книге в живой и увлекательной форме рассказано об одном из наиболее популярных туристических маршрутов Москва – Тверь, который особенно приятно совершать на комфортабельном круизном речном теплоходе. Читатель узнает о наиболее интересных исторических местах и памятниках, с которыми ему доведется познакомиться во время путешествия, о ярких исторических личностях, в том числе русских святых, тем или иным образом связанных с этими местами. В книге повествуется о разных городах, сельских населенных пунктах, а также бывших дворянских усадьбах – их обитателях, историко-архитектурных и культурных ценностях. Значительное внимание уделено памятникам природы и культурному наследию Тверской земли, особенно если им нет аналогов в мире и других частях нашей страны. Подчеркиваются уникальная роль, плодоносные возможности Тверской земли и выходцев из нее в судьбе России.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги От Москвы до Твери. Речное путешествие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Тверская земля
Покинув территорию Московской области, пройдя город Дубну, после пересечения Иваньковского водохранилища теплоход продолжает свой путь вверх по р. Волге на территории Тверской области к городу Тверь.
Тверская область была образована в 1935 г. (в царской России была Тверская губерния), ее площадь 84,1 тыс. кв. км., численность населения — 1,6 млн. чел., из них 72 % — городские жители. Основная часть городского населения живет в наиболее крупных городах этой области: Тверь, Вышний Волочек, Кимры, Ржев, Торжок. Тверская область входит в Ассоциацию областей и городов Центрального района России. Тверская область граничит с областями Псковская, Новгородская, Вологодская, Ярославская, Владимирская, Московская, Смоленская.
Тверская область расположена в центральной части Восточно-Европейской (Русской) равнины, с характерной для нее чередованием низменностей и возвышенностей. Западная часть области занята Валдайской возвышенностью; на ее юго-западе расположена Западно-Двинская низина; на юго-востоке — Верхневолжская низина. Климат здесь умеренно-континентальный; средние температуры января — 9 °C, июля +17 °C; осадков выпадает около 650 мм в год. Главные реки Тверской области: верховья Волги, Западной Двины, Мсты, а также Тверца и Молога. На территории области находится свыше 500 озер, в том числе очень живописное и самое большое из них — Селигер. Здесь есть и рукотворные водохранилища: Иваньковское. Угличское, Рыбинское, Вышневолоцкое. В области почти нет полезных ископаемых. Есть небольшие предприятия по добыче нерудных строительных материалов: песка, гребня, гравия, бутового камня. Большой ценностью являются местные источники минеральных вод (в районе Кашина, Торжка, Конаково) и лечебные торфяные грязи (Пушкинское месторождение). Почти 1/3 территории Тверской области покрыта лесом, причем главным образом наиболее ценными хвойными лесами. Здесь есть 2 заповедника: Центрально-Лесной (создан в 1931 г.; площадь 24,45 га) и Завидовский. Тверская область является промышленно-индустриальной. Основные отрасли промышленности: машиностроение (экскаваторы, льноуборочные комбайны, пассажирские вагоны, оборудование для текстильной промышленности, электротехнические изделия), химическая (химические волокна, полиграфические краски и др.), текстильная, деревообрабатывающая, полиграфическая, фарфоро-фаянсовая и др. На территории области находятся важные объекты энергетики: Конаковская ГРЭС и Конаковская АЭС. Сельское хозяйство области характеризуется развитием льноводства, картофелеводства, овощеводства, зернового хозяйства, животноводства (молочно-мясное направление).
Тверская область имеет неблагоприятную демографическую ситуацию. Численность населения имеет тенденцию к сокращению. Здесь низкие рождаемость и естественный прирост, относительно высокая смертность (в том числе младенческая смертность на 20 % выше средней по России). Происходит отток населения в другие части России. В последние десятилетия процесс сокращения численности сельского населения шел в полтора раза быстрее, чем в среднем по стране. В Тверской области остро ощущается постарение населения; растет численность и доля людей в старших возрастах. Тверская область ощущает половую диспропорцию в структуре ее населения. На 1000 женщин приходится примерно 820 мужчин. В возрасте 16 лет и старше женаты порядка 73 % мужчин, а доля замужних женщин — около 56 % (в селе только половина женщин фертильного возраста замужем). В Тверской области около 80 % работающих заняты в отраслях материального производства. Уровень образования жителей ниже, чем в России в целом и ее Центральном экономическом районе.
Тверская земля издавна обладает особой плодоносной силой, мощно способствующей позитивному развитию всей России, дарующей физическое и нравственное благополучие и здоровье людям, усиливающей нравственно-духовное и творческое начало в них. Без выходцев из Тверской земли немыслимы события русской истории, утверждение и возрождение Патриаршества в стране, распространение и упрочение в ней православных норм и традиций, а также успехи отечественной науки, литературы, поэзии, живописи, других аспектов жизни России.
Мы до сих пор сполна не осознаем, что главное условие обеспечения нормального развития России и улучшения жизни населения — это любой ценой достигнутое нравственно-духовное здоровье соотечественников, чистота и благородство основ их души, характера, желаний и стремлений, наделение их достойными знаниями и информацией. С давних пор в этот процесс внесли исключительный вклад уроженцы и жители Тверской земли, которая дала России очень многих ярких исторических личностей, в том числе более 60 святых. С Тверской землей связана земная жизнь многих русских святых: патриархов Иова и Тихона, митрополитов Московских Петра, Алексия, Киприана, архиепископов Казанских — Германа и Гурия, а также игумена Иосифа Волоцкого, церковного писателя и переводчика Максима Грека, Анны Кашинской, Корнилия Комельского, Ефрема Перекопского, Нила Столобенского, тверского князя Михаила Александровича и др. Нужно особо отметить, что именно Тверская земля дала России первого Патриарха Московского и всея Руси Иова и 11-го Патриарха Московского и первого патриарха после восстановления в 1917 г. Патриаршества в нашей стране — Тихона.
Тверская земля стала истоком для творчества, дала мощный импульс и силы для жизни и работы многих людей, ставших во многом благодаря именно ей, ее особым плодоносным и целительным свойствам известными в России, сделавших немало во имя ее благополучия и мировой славы. Обо всех этих людях невозможно рассказать в одной книге (ограниченного объема), поэтому назовем только некоторых.
Очень многие историки, литераторы, поэты творили на Тверской земле или использовали воспоминания от пребывания в этих местах в своем творчестве. Среди них А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков, Ф.Н. Глинка, А.Н. Плещеев, И.А. Крылов, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.И. Лажечников, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и многие другие. Исключительно много событий в жизни и творчестве А.С. Пушкина связаны с Тверью, а также усадьбами, селами и деревнями в ее окрестностях. Пушкинские места в Тверской области объединены в «Пушкинское кольцо Верхневолжья»: Тверь — Старица — Торжок (города и их ближайшее окружение, в том числе селения — бывшие усадьбы Грузины, Берново, Малинники, Павловское и др.).
Красоты и вдохновляющие чары, а также люди Тверской земли влекли и влекут сюда художников, дают силы и фантазии для творчества. Так, Тверская земля решительно и окончательно открыла России и миру дивный талант портретиста О.А. Кипренского, утвердила на респектабельном уровне его особое место в русской и мировой живописи. Тверская земля (Сафонково и его окрестности) дала силы художнику А.Г. Венецианову открыть на его художественных полотнах соотечественникам быт и характеры простых русских людей, он стал писать с натуры так, как никто до него не писал. И сегодня мы восхищаемся его картинами, написанными, главным образом, здесь. Тверские места (и прежде всего окрестности Домотканово) стали истоком успеха полотен В.А. Серова, принесли ему быстрое признание публики. Именно здесь он написал свою прославленную картину «Девушка, освещенная солнцем», сразу же сделавшую его знаменитым. Художник И.И. Левитан многие из своих самых лучших полотен создал под впечатлением пребывания на Тверской земле или непосредственно в ее усадьбах и деревнях (Гарусово, Горка, Курово-Покровское, Затишье и др.). До сих пор мы восхищаемся этими его картинами «У омута», «Над вечным покоем», «Март», «Золотая осень» и др. Истоки исторических интересов, археологических исследований, художественных вдохновений Н.К. Рериха связаны именно с Тверской землей. Когда он ощущал творческое торможение или нездоровье, то стремился или мечтал ехать в тверские края для работы и усиления вдохновения. Воспоминания об этих местах стали импульсом для создания ряда его картин, в том числе полотна «У Дивьего камня неведомый старик поселился», навеянного легендами мест в окрестностях Кувшиново.
Гумно. Фрагмент. Художник А.Г. Венецианов. 1822–1823 гг.
Окончательное становление архитектурного таланта и определение собственного творческого подчерка в зодчестве обрели именно на Тверской земле великие архитекторы М. Ф. Казаков и В. И. Росси.
Большинство новаторских задумок русского гения Н. А. Львова появились у него, были реализованы в Торжке и его окрестностях, некоторые из них тогда не имели аналогов в мире, России.
Тверские мастера в деле народных промыслов издавна принесли и приносят славу тверским местам. Как очень красивые и уникальные произведения искусства оцениваются изделия с торжокским золотым шитьем, а калязинское кружево не спутаешь ни с каким другим, вызывают восторг, яркие и красивые расписные торжокские глиняные игрушки и свистульки, уважение к себе рождают древние тверские прялки, желанными остаются местные баранки и пряники. Тверские фрески вызывают восхищение.
Нужно напомнить и то, что история российских сыров, сгущенного молока и теперь знаменитого на весь мир Вологодского масла тоже началась имено в этих местах. Развитие отечественной промышленности сыроварения и высококачественного маслоделия началось, благодаря Н. В. Верещагину, именно на Тверской земле, в том числе в селах Едимоново, Отроковичи и др.
Даже назвать всех достойных людей, связанных с Тверской землей, здесь невозможно. Об одних только военных — крупных военачальниках, офицерах, солдатах, о героях-партизанах, а также героях трудовых мирных будней можно написать целую солидную книгу.
Правители и высшие администраторы России издавна имеют особое отношение к тверским местам, едут к ним для восстановления своих сил, чтобы собраться с мыслями во имя грядущего выбора верных решений, отдохнуть или достойно принять в этих благодатных местах друзей или нужных деловых партнеров. Кто только тут из влиятельных россиян не бывал! (от Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I, Екатерины II, Николая II и им подобных до И. В. Сталина, других партийных и административных деятелей советского периода, а также лидеров нынешней России). Правительственная резиденция Завидово, расположенная на реке Волга, в редкостно живописной местности с хорошо сохранившимися природными красотами, логично демонстрирует неповторимость красоты России в ее любой части, а на Тверской земле — особенно (но все-таки после Москвы и Подмосковья с их природной неповторимостью и обилием исторических и архитектурно-художественных ценностей).
В России очень мало регионов, которые могут хоть отчасти соперничать с Тверской землей по количеству и высочайшему качеству архитектурных памятников. В разных частях Тверской области сохранились ценные памятники истории, архитектуры, ландшафтного искусства; находятся они, в основном, в бывших дворянских усадьбах, а теперь — селах и деревнях, а также в городах (о них мы рассказываем дальше, повествуя об этих поселениях). В Тверской области сохранилось большое число памятников — произведений церковной архитектуры. С начала 1990-х гг. ежегодно открываются религиозные центры, прежде всего — православные храмы и монастыри, закрытые в советский период, также открываются и центры других, традиционных для России конфессий. Тверская земля, как уже отмечалось, связана с земной жизнью многих русских святых; в ее религиозных центрах пребывает значительное число православных святынь.
С земной жизнью многих русских святых связаны тверские монастыри. Так основание, история, жизнь широко известной Нилово-Столобенской пустыни — это в большой мере воспоминание и почитание Нила Столобенского, прославленного христианского чудотворца; Успенский Старицкий монастырь — связан с земной жизнью князя Андрея Боголюбского и патриарха Иова; Вознесенский монастырь и его окрестности напоминают о местах земной жизни Савватия и Евфросина Оршинских; Николаевский Клобуков Кашинский монастырь неразрывно связан с Макарием Калязинским; Борисоглебский Новоторжский монастырь, созданный в память первых русских святых Бориса и Глеба, напоминает о жизни, деятельности, служению Богу и людям Евфрема Новоторжского и его ученика Аркадия Новоторжского. С закрытым в советский период Отрочь Успенским Тверским монастырем связана земная жизнь русских святых — Максима Грека, митрополита Филиппа и Тихона Задонского. Тверские монастыри ощущали духовную поддержку патриарха Тихона, уроженца села Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, (теперь — Торопецкий район Тверской области). Этот список можно продолжить.
На Тверской земле пребывает немало православных святынь. Так в Вознесенском кафедральном соборе г. Твери покоятся святые мощи священномученика Фадея, архиепископа Тверского и святые мощи преподобноисповедника Сергия (Серебрянского, духовник Марфо-Мариинской обители в Москве, умер в 1948 г.); в Нилово-Столобенской пустыне на острове Столобный пребывают чудотворные нетленные мощи преподобного Нила; в Троицком храме («Белая Троица») г. Твери покоятся мощи преподобного Макария Калязинского, основателя Калязинского монастыря; в храме Вознесения г. Кашина покоятся святые мощи благоверной великой княгини Анны Кашинской; на кладбище села Гнездово Вышневолоцкого района погребены мученики Петр (Жуков), Прохор (Михайлов) и иже с ними, принявшие мученическую кончину в 1918 г., не дав красноармейцам разграбить храм; в Вышнем Волочке в Вышне-Волоцком Казанском женском монастыре сохраняется могила блаженной старицы Любушки; главной святыней Борисоглебского Новоторжского монастыря является икона преподобного Ефрема Новоторжского с частицей его мощей. Большим почитанием пользуются святые источники: в Калининском районе на Ширковом Погосте (современное название — Ширково, в нем также сохранилась уникальная деревянная церковь во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, построенная в 1694 г.; таких церквей на Руси было несколько, а теперь осталась только одна эта); в Калининском районе около села Орша — целебный источник в Вознесенском Оршином женском монастыре; в селе Оковцы на месте явления иконы Божией Матери Оковецкой также бьет святой источник; есть часовня со святым источником в честь 300-летия Предтеченского храма на месте прежней разрушенной часовни. Восстановлена часовня у истока великой русской реки Волги. Рассказ о прославленных святынях на Тверской земле можно продолжить.
Нилово-Столобенская пустынь на озере Селигер
На Тверской земле в наши дни растет число религиозных центров — православных, мусульманских, иудейских и др. В числе религиозных центров и раньше и теперь резко преобладают православные храмы и целые монастырские комплексы. В наши дни в Тверской епархии возрождены или возрождаются многие обители. Из них наиболее известны Нилово-Столобенская пустынь, Благовещенский Бежецкий женский монастырь, Вышне-Волоцкий Казанский женский монастырь, Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь, Вознесенский Оршин женский монастырь, Свято-Екатерининский женский монастырь, Благовещенский женский монастырь, Николаевский Клобуков мужской монастырь, Свято-Ольгинский женский монастырь, Старицкий Успенский мужской монастырь и др.
К началу XX в. на Тверской земле было более 3-х десятков действовавших православных монастырей, причем было фактически равное число мужских и женских обителей. В советский период их число резко сократилось, но с конца XX в. их количество вновь увеличивается и перешагнуло первый десяток, из них 60 % — женские обители. Монастыри были и остаются исключительной важности духовно-религиозными центрами, а также значимыми центрами социального служения, яркими очагами культуры, образования, религиозного искусства. А в прошлом они нередко еще выполняли ответственные военно-оборонительные функции. Монастырские комплексы всегда были и остаются благодатным местом для архитектурно-строительных работ, а в наши дни — еще и масштабной площадкой для ведения ремонтно-реставрационных работ. Жизнь монастырей одновременно проста и крайне сложна. Абсолютно каждый монастырь имеет интересную, поучительную историю своего создания и жизнедеятельности. Каждая обитель живет по строгому монастырскому уставу, и никому не позволено его нарушать. Религиозная, социальная, хозяйственная деятельность составляют суть жизни любого монастыря.
В наши дни, когда снова растет число монастырей и численность монашеской братии во всей России, в том числе в Тверской области, пророчески звучат и настраивают на оптимистический созидательный лад слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (А.М. Ридигер, родился в 1929 г., происходит из известного потомственного дворянского рода Санкт-Петербурга): «Российское монашество обретает силу. А значит, выстоит и Россия. Народ, у которого есть вечные, непроходящие ориентиры — непобедим». Кончился период атеистического лихолетья и разрушения России, виден конец страданий народа великой страны, у которой непременно будет счастливое будущее. Русский святой Серафим Саровский (Прохор Мошнин, 1753–1833) пророчествовал: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе». Абсолютно все пророчества Серафима Саровского сбывались, значит, — сбудется и это. Монашеские, в том числе тверские, обители скромно и внешне незаметно, но результативно способствуют приближению процветания нашей великой Родины — России.
Пройдя канал им. Москвы, теплоход продолжает путь по Иваньковскому водохранилищу, омывающему берега Конаковского района Тверской области, затем начинается Калининский район этой области с центром г. Тверью. Вступая в пределы Тверской земли, туристы знакомятся с достопримечательностями юго-восточной части Тверской области — ее Конаковским районом, центром которого является город Конаково.
На подходе к Конаково, в 20 км до него, находится урочище Корчева. Здесь до создания водохранилища была труднопроходимая Телятинская мель, доставлявшая много хлопот судоводителям. Раньше в этих местах был уездный город Корчева, затопленный при создании Иваньковского водохранилища. В его административном подчинении находились множество сел и даже город Кимры. Город Корчева имеет точную дату своего рождения. Она связана с путешествием императрицы Екатерины II по Волге. Тогда Екатерина II решила посмотреть на жизнь своих подданных в глубинке. Для своего путешествия в 1767 г. она выбрала земли недалеко от Петербурга и Москвы. Из Петербурга до Твери она передвигается в коляске, а в Твери с большой свитой пересела на корабли. Главный корабль, или галера, носил название «Тверь». С возникновением названия Корчевы связаны две легенды. По первой — Екатерина II охотилась в окрестностях села и на ее глазах бежавший заяц перепрыгнул через пень. Она топнула ножкой и предложила лес раскорчевать, а зайчик перекочевал в герб, который она дала городу. По второй легенде, во время путешествия по Волге Екатерины II на реке разыгралась буря, угроза царскому каравану судов заставила их пристать к берегу. Проснувшись утром, императрица увидела вокруг густые лесные чащи. Восхищенная окружающей природой, она повелела: «Желаю увековечить сие дикое место, давшее нам чудесный приют. Отныне быть здесь новому городу, лес корчевать». В действительности один из спутников императрицы вел дневник, в который записал, что лил такой сильный дождь, что императрица носу на палубу не показывала и вышла на берег только в Калязине. Но тем не менее в 1781 г. она пожаловала Корчеве статус уездного города и очень красивый герб — наверху на малиновом фоне — царская корона (принадлежность к Тверской земле), а внизу на зеленом поле скачет зайчик-русак.
Ко времени придания селу Корчеве статуса города население в нем было малочисленным — менее 600 человек. Еженедельно по воскресеньям и четвергам в Корчеве бывали торги, на которые съезжались жители уезда с хлебом, съестными припасами, сеном и дровами. Корчева славилась продажей жеребят и лесом. В середине ХIХ в. в городе были кирпичный, свечной, солодовый и пивоваренный заводы.
Иваньковское водохранилище
В 1904 г. население Корчевы составляло 3000 человек. В 1917 г. в ней была установлена Советская власть. Корчева стала районным центром. Здесь располагалась районная больница, известная далеко за пределами Корчевского уезда, благодаря главным образом прекрасному врачу, ее заведующему Русину Михаилу Ивановичу. Он руководил этой больницей 52 года, оставил добрый след в памяти тех, кто его знал. Население Корчевы занималось в основном садоводством и огородничеством. В окружающих лесах в изобилии росли ягоды и грибы, которые собирали местные жители. Город Корчева просуществовал до середины 1930-х гг. Судьбой городу была уготована печальная участь. Осенью 1932 г. было начато строительство канала Москва — Волга, а с 1934 г. и водохранилища. Одновременно у села Иваньково сооружался мощный гидроузел, железобетонная и земляная плотины, перегородившие Волгу у села Иваньково, были построены в 1936 г. Затопление широкой долинной части Волги и значительных участков Шошинской низины привели к тому, что в эту зону попали 110 деревень и город Корчева. В Корчеве к этому времени имелось 600 домов и 4000 жителей. Основная часть жилых домов была перенесена в поселок Конаково, а церкви и каменные дома были взорваны, сады и леса были в основном вырублены. Но проектировщики не рассчитали, и вода не поднялась на обещанные 17 метров, под водой водохранилища осталась лишь небольшая часть корчевской земли. Территория бывшего города превратилась как бы в полуостров. На берегу Волги после затопления остался от Корчевы лишь один каменный дом, ранее принадлежавший Рождественским. Он и поныне стоит на островке, давая приют охотникам и рыбакам, приезжающим отдохнуть на берега Волги. Под водой оказались городские кладбища и другие части города. Многие бывшие жители Корчевы, разбросанные по всей стране, и разным частям района до сих пор приезжают в родные места семьями, группами на катере или моторных лодках. В Конаковском краеведческом музее сохраняются очень добрые и милые воспоминания бывших жителей Корчевы о своем родном городе, стихи о Корчеве, проникнутые светлой любовью к своей родной земле. В городе Конаково есть целая улица домов, перевезенных из Корчевы. Выделяются они необычной для здешних мест архитектурой, характерной для небольших уездных городов второй половины ХIХ в. Жители Корчевы очень тосковали по своему милому городу, который ушел под воду, и на окраине города Конаково посадили в память о своем родном городе сквер.
В зоне затопления водами Иваньковского водохранилища оказалась деревня Новоселье, стоявшая в 5 км от Корчевы вниз по течению. В новосельской усадьбе помещиков Яковлевых провел детские годы Александр Иванович Герцен (1812–1870).
Бывший Корчевский уезд — родина Афанасия Тимофеевича Соколова (1714–1774), известного под кличкой Хлопуша. Он был приписным крестьянином монастырского села Мошковичи, потом попал в Москву, работал извозчиком, стал солдатом, позже — беглым каторжником. По возвращении в родные места Хлопушу обвинили в покупке краденой лошади, высекли кнутом и приговорили к ссылке в Оренбург. Во время восстания Е.И. Пугачева (1773) оренбургский губернатор пообещал Хлопуше помилование и денежное вознаграждение, если он проберется в лагерь восставших, взорвет там пороховые запасы, уговорит яицких казаков покинуть предводителя Крестьянской войны (1773–1775) и пленит его. Но Хлопуша перешел на сторону Пугачева, стал его верным помощником. Он возглавил отряды заводских крестьян, смело осаждал ряд крепостей, склонял заводской люд к участию в войне за народную волю, добыл на уральских заводах немало пушек, пороху и денег, даже организовал отливку пушек. После подавления восстания Хлопуша был казнен в Оренбурге.
Дворянская улица в Корчеве
В 82 км к юго-западу от Твери на Верхневолжской возвышенности, на юго-восточном берегу Иваньковского водохранилища находится город Конаково, где имеется пристань. В городе есть железнодорожная станция на ветке от станции Решетниково на линии Москва — Санкт-Петербург. По людности это малый город, в нем живут порядка 40 тысяч человек. На месте современного города раньше было село Кузнецово, известное с 1806 г.; оно славилось в первой половине ХIХ в. производством фарфоровых, эмалевых, гончарных изделий. Город постепенно вырос на месте села, затем — фабричного поселка Кузнецово, где с 1829 г. работал фарфоро-фаянсовый завод. Этот завод (первоначально основанный в 1809 г. у деревни Домкино Х. фон Бриннером, в 1826–1828 гг. купил помещик А.Я. Ауэрбах и перевел его сюда) в 1870 г. приобрел фабрикант М.С. Кузнецов (ныне это Конаковский фаянсовый завод). Он создал акционерное товарищество «Товарищество Кузнецова» (название села и фамилия фабриканта — случайное совпадение). В ХIХ в. около фарфоро-фаянсового завода сложился рабочий поселок. В 1930 г. поселок Кузнецово переименовали в Конаково в честь П.П. Конакова — художника, работавшего на заводе, уроженца села Кузнецова, революционера, погибшего в период революционных событий 1905–1907 гг. В 1937 г. при создании Иваньковского водохранилища в этот поселок переселили жителей населенных пунктов, попавших в зону затопления. В 1937 г. поселок Конаково получил статус города. В городе росло число промышленных предприятий, теперь основные из них — заводы фаянсовый (реконструированный в 1970-е гг.), стекольный, механизированных стальных конструкций и Конаковская ГРЭС (строительство началось в 1961 г., в 1965 г. пущен первый энергоблок, в 1972 г. сдана в постоянную эксплуатацию). На момент окончания строительства Конаковская ГРЭС была самой крупной электростанцией в Европе. Насколько велик этот энергетический гигант, можно судить по главному корпусу. Его высота 50 м, длина 500 м, ширина — 80 м. Конаковская станция являлась кузницей кадров энергетики. Ее специалисты помогали осваивать оборудование энергоблоков на Костромской ГРЭС, Ириклинской ГРЭС, Литовской ГРЭС, на ряде ТЭЦ Москвы, на других советских электростанциях и на многих зарубежных электростанциях. В наши дни ОАО «Конаковская ГРЭС» — электростанция федерального значения, являющаяся неотъемлемой частью единой энергетической системы России, с 1993 г. входит в число дочерних компаний РАО ЕЭС России. ОАО «Конаковская ГРЭС» — это коллектив высокопрофессиональных специалистов, в круглосуточном режиме обеспечивающих работу сложного энергетического оборудования, снабжающих электроэнергией металлургов Череповца, жителей Москвы, Московской области и теплом жителей города Конаково. Одновременно с вводом Конаковской ГРЭС преобразилось лицо и самого города, до этого преимущественно одноэтажного. Здесь были построены многоэтажные жилые дома, дом культуры «Современник», клуб «Энергетик», дворец спорта, гостиница и другие учреждения. Город рос и хорошел. К 1966 г. численность его населения выросла до 24 000 человек. После сооружения Конаковской ГРЭС была электрифицирована железнодорожная ветка. В 1966 г. отправился первый электропоезд Конаково ГРЭС — Решетниково, а в 1967 г. поезда стали ходить до Москвы.
Конаково
Поблизости от Конаково (в 4 км) на правом берегу р. Волги в селе Карачарово сохранился комплекс бывшей усадьбы князя Г.Г.Гагарина с большим парком, заложенным в 1860-х гг. Село Карачарово было основано еще в ХV в. В 1485 г. великий московский князь Иван III присоединил Тверское княжество к Московскому; в его походе особенно отличились два брата, обрусевшие татары, — Амвросий и Мефодий Карачары. Иван III за ратные подвиги подарил братьям Карачарам земли на берегу Волги. 300 лет имение принадлежало роду Карачаров. Потомки обрусевших братьев владели поместьем до середины ХVIII в. В начале XIX в. поместье Карачарово принадлежало помещику Георгию Сонну, которого крестьяне прозвали «жестоким зверем» и убили. С середины ХIХ в. до конца 1917 г. владельцем Карачарова был князь Г.Г.Гагарин, талантливой художник, друг А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. После событий 1917 г. усадьбу национализировали и разместили в ней совхоз, потом в ней устроили дом отдыха (1937), пансионат «Карачарово». В 1951 г. в этих местах купил дом известный русский писатель, знаток и любитель русской природы И.С. Соколов-Микитов (1892–1975), который проводил здесь каждое лето, рассказывал друзьям о красотах природы в окрестностях Карачарово. К нему в гости приезжали известные деятели литературы, в том числе А.Т. Твардовский, К.А. Федин. В 1996 г. в пансионате Карачарово побывал А.И. Солженицын. На территории бывшей усадьбы в 1984 г. открыли два источника минеральной воды (питьевая минеральная вода для лечения желудочно-кишечного тракта, а также для принятия минеральных ванн). Это позволило организовать здесь лечебно-оздоровительный центр. Функционирование этого центра и появление современных построек несколько умалили прелесть усадебного комплекса. Усадьба Карачарово стала частью солидного курорта кардиологического профиля на берегу р. Волги. Курорт «Карачарово» включает санаторий, пансионат, дом отдыха. Большой популярностью пользуются водолечебница курорта на 40 ванн и лечебно-плавательный бассейне. В бывшей усадьбе Карачарово практически полностью сохранились огромный (6,6 га), раскинувшийся вдоль берега р. Волги, регулярный парк, главный усадебный дом, ряд других построек. Теперь многие хорошо отзываются об этом курорте, но единицы из единиц знают о достойной жизни князя Г.Г. Гагарина, много сделавшего для благоустройства и процветания усадьбы «Карачарово», а главное — верно и плодотворно служившего России.
Славу усадьбе Карачарово принес именно князь Г.Г. Гагарин. Помещица С.А. Дашкова в 1858 г. купила у наследников помещика Г. Сонн имение Карачарово. Вскоре С.А. Дашкова вышла замуж за князя Г.Г. Гагарина, и они стали жить здесь. Гагарин был влиятельным, уважаемым и состоятельным человеком, вице-президентом Петербургской Академии художеств (в 1859–1872), действительным и почетным членом Русского археологического общества (с 1878). Он был талантливым рисовальщиком, живописцем, неутомимым исследователем искусства. В 1832 г. 22-летний князь познакомился на балу у князей Вяземских с 33-летним А.С. Пушкиным, стал одним из первых иллюстраторов произведений поэта (например, его акварель на мотивы стихотворения «Перед испанкой благородной…» ныне можно увидеть в Торжке в музее А.С. Пушкина). Из-под пера художника вышли иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина — поэмам «Кавказский пленник», «Пиковая дама», «Песнь о вещем Олеге», стихам. Рисовал Гагарин и друзей, своих и поэта. Сохранился сделанный им в 1833 г. портрет Анны Алексеевны Олениной (1808–1888), которая вдохновила Пушкина на создание нескольких великолепных лирических стихотворений, ставших шедеврами русской поэзии. Г.Г. Гагарин в 1834 г. познакомился с М.Ю. Лермонтовом, вслед за ним поехал на Кавказ, куда был сослан поэт. На Кавказе князь Гагарин (какое-то время жил с Лермонтовым в одной палатке) написал ряд картин из жизни народов Кавказа, изобразил батальные сцены Кавказской войны, создал портреты людей из окружения Лермонтова и даже доделывал рисунки поэта. Гагарин участвовал в боях против горцев и за храбрость получил орден Святой Анны III степени с бантом. В конце 1830-х гг. появились рисунки Гагарина «Демон», «Казак Зотов и др.». Гагарин вошел в историю прежде всего как иллюстратор произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, ряда других поэтов и писателей. Гагарин в 1858–1893 гг. неоднократно приезжал в Карачарово. Он умер во Франции, но по его завещанию был похоронен в России, недалеко от его усадьбы Карачарово.
О князе Григории Григорьевиче Гагарине (1810–1893) в наши дни в Карачарово напоминает 2-этажный дом с барельефом, возведенный в XVII в. в виде итальянской виллы, где жила семья Гагариных.
Г.Г. Гагарин был не только художником, но и архитектором, прогрессивным деятелем. Он оставил свыше двух тысяч созданных им акварелей, рисунков, картин. Его произведения хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, музее А.С. Пушкина, Тверской областной картинной галерее. Родился Гагарин в Петербурге, детство и юность провел в Италии, где проходила дипломатическая служба его отца, который был советником посольства при русской миссии в Риме. Талант живописца раскрыл в Григории Гагарине художник К.П. Брюллов. Великий живописец, прославившийся впоследствии полотном «Последний день Помпеи» и др., был завсегдатаем дома отца Гагарина — литератора, любителя и знатока искусства. Брюллов дал мальчику первые уроки живописи, а сам написал 12 портретов членов княжеской семьи Гагариных. В Риме, начиная с шестилетнего возраста, мальчик уже осваивал технику акварели, создавал неплохие пейзажи. В 1832 г. Гагарин приехал в Россию и определился на службу в канцелярию Министерства иностранных дел. В 1841 г. Гагарин получил орден «В награду личной храбрости и хладнокровного мужества». Император Николай I приказал зачислить его в гусарский полк поручиком. Гагарин стал известным в Петербурге художником, замеченным и обласканным критикой, автором рисунков и художественных полотен. Высокую оценку его творчеству дал В.Г. Белинский, назвав его «великим художником и знатоком России», художником, кому «повинуется русская действительность, русская природа».
В 1859 г. Гагарина избрали вице-президентом Петербургской академии художеств. Последние два десятилетия своей жизни он был действительным и почетным членом Русского археологического общества, издавал альбомы орнаментов, печатал статьи о древнерусском искусстве, расписывал церкви и по-прежнему рисовал. Князь Гагарин подолгу жил в Карачарове, с удовольствием обустраивал свое имение. При его непосредственном участии по типу лондонского Гайд-парка был создан обширный регулярный парк с более чем 50 аллеями; из них от центра парка лучеобразно расходятся 8 основных аллей — липовая, сосновая, березовая, дубовая, кленовая, осиновая, еловая, ясеневая. До наших дней сохранились лишь несколько аллей.
Г.Г. Гагарин. Литография 1865 г.
В 1850-е годы были периодом расцвета творчества и общественной деятельности князя Гагарина. По просьбе великой княгини Марии Николаевны он расписал Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. В 1853 г. он расписал в византийском стиле собор в Тифлисе. Он спроектировал немало церквей, сам часто руководил их строительством, расписывал интерьеры храмов на Кавказе, в церкви села Сучок в своем имении Карачарово.
Недалеко от усадьбы Карачарово, в селе Сучок, при церкви была открыта школа. Основные расходы по ее содержанию несла семья князей Гагариных, которые пригласили для работы в этой школе двух учительниц — сестер Никоновых из земской школы. В школе обучались около 80 крестьянских детей. Иногда ученики из дальних деревень оставались ночевать, им здесь обеспечивали уход и питание. В усадьбе Карачарово Гагарин написал иконы во имя Святителя Николая, создал много картин и рисунков. Умер Гагарин во Франции, но завещал похоронить себя в имении Карачарово. Его последняя воля была исполнена. Дети привезли прах отца и похоронили на кладбище близ села Сучок. Но его праху не суждено было спокойно покоиться на родине. После осенних событий 1917 г., в могиле князя варвары искали золото и бриллианты, не нашли. А в 1932 г. кладбище попало под затопление при строительстве Московского моря. Могила Г.Г. Гагарина была перенесена. В наши дни старинная надгробная плита треснула. Трудно поверить, что здесь лежит князь, известный общественный деятель, уважаемый человек своего времени, талантливый художник, с иллюстрациями которого мы знакомимся со школьных лет, изучая произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Неясно, чем руководствовались те, кто перезахоронил Гагарина в 1930-е гг. на берегу Волги в отдалении от его усадьбы Карачарово. Вспоминается могила любимой собаки князя, которую Гагарин почтительно оформил неподалеку от усадебного дома в память о своем псе, который погиб в битве с соколом. Этот памятник собаке неплохо сохранился и представляет явный контраст с запущенной ныне могилой самого князя-художника. Сотрудники санатория «Карачарово» рассказывают, что нескольколет назад, кажется из Бельгии, приезжал правнук князя Гагарина. Увидев плачевное состояние могилы его известного предка, он ужаснулся и пообещал не оставить ее без своего внимания. Гагарины — старинный княжеский род, потомки основателя древнерусского государства Рюрика, все его представители достойно служили России. Сын князя Г.Г. Гагарина — князь Григорий (1850–1918) был юристом, избирался Клинским уездным предводителем дворянства. Второй сын — князь Андрей стал первым директором Политехнического института, был в советский период репрессирован и расстрелян. В Санкт-Петербурге до сих пор живут потомки князя Г.Г. Гагарина.
В окрестностях Конаково и в 35 км к юго-востоку от Твери, на берегу р. Волги и на автостраде Москва — Санкт-Петербург расположено село Городня, имеющее давнюю историю, ценные памятники. Это село сложилось на месте древнего славянского городища Городня. Поселение первоначально называлось Вертязин, Городень, Городец, Городок на Волге, но прижилось название Городня. Первое письменное упоминание об этом поселении относится к 1312 г., тогда здесь тверской князь Михаил подписал договор о мире с новгородцами. Городню неоднократно разоряли ордынские ханы, а позже литовские феодалы. Через Городню проходил водный путь из Новгорода в суздальские земли. Это способствовало развитию здесь многих ремесел и торговли. В ХIV в. значение Городни резко увеличилось, она стала крепостью, сторожившей устье реки Шоши. Об особом положении этого населенного пункта говорит и то, что в ХV в. здесь был монетный двор тверских князей Ивана Михайловича и Бориса Александровича. Здесь печатали серебряные и медные монеты, которые называли «деньга Городненская». С утратой Тверью независимости Городня долгое время оставалась небольшим городком на волжском торговом пути и на дороге Москва — Тверь — Новгород. Посол австрийского императора в России, словенец Сигизмунд Герберштейн (1486–1566) писал о нем в 1521 г., называл его «Геродин-город, стоящий на Волге». В 1569 г. Городню разорили войска опричников царя Ивана Грозного, который не ясно почему, но заподозрил ее жителей в измене ему. Так начался со второй половины ХVI в. закат Городни. В Смутное время (начало ХVII в.) город и его окрестности подверглись страшному разорению. Городня утратила статус города и стала дворцовым селом. Здесь жили царские рыбаки, которые вместо оброка были обязаны поставлять к царскому двору рыбу. В селе возникли постоялые дворы, трактиры, лавки. Царь Петр I подарил Городню своему любимцу — князю А.Д. Меншикову, а когда тот попал в опалу, село снова стало дворцовым. В ХIХ в. Городня еще продолжала жить ямским и рыбным промыслами, но с появлением железной дороги обе эти сферы занятости местных жителей потеряли свое значение. В Городне проездом из Москвы в Петербург побывал А.С. Пушкин, отсюда он впервые увидел великую русскую реку Волгу. Здесь останавливались проездом А.Н. Радищев, И.А. Крылов, А.Н. Островский. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев посвятил Городне одну из глав, показал трагедию рекрутского набора именно в главе «Городня».
До наших дней в Городне сохранилось несколько ценных архитектурных памятников, главные из них: поразительной красоты церковь Рождества Богородицы (1391) с интерьером, оградой и воротами (ХIХ в.), а также Путевой дворец (ХVIII в., арх. П.Р. Никитин), включающий главный корпус, два флигеля, ограду с воротами. Этот Путевой дворец был построен в стиле барокко по «образцовому» проекту П.Р. Никитина в 1788–1789 гг.; в первой трети ХIХ в. он был перестроен в стиле позднего классицизма под почтовую станцию (проект арх. Л. Руска); теперь в этом здании размещается больница. Белокаменную церковь Рождества Богородицы в 1380 г. заложил великий князь Тверской Михаил Александрович в память о своем предке Михаиле Ярославиче Тверском, мученической смертью погибшем в Орде. Но получилось так, что стала церковь памятью о всем великом княжестве Тверском: храм Рождества Богородицы в Городне — единственный памятник старины, сохранившийся от Тверского княжества. В то время это был соборный храм Вертязина городка, защищавшего подступы к Твери со стороны Москвы; в подклете церкви существовал престол во имя Святого Николая Чудотворца. Церковь во имя Рождества Богородицы, построенная во второй половине ХIV в., после пожара 1412 г. была отстроена заново, на новом подклете по повелению тверского князя Бориса Александровича. Эту перестройку завершили до 1425 г., затем церковь расписали. Многие жители Твери и ее области помнят духовное торжество, которым стало празднование 600-летие храма во имя Рождества Богородицы в селе Городня в сентябре 1990 г., когда в храме служил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении многочисленного духовенства. Тогда это был первый приезд на Тверскую землю Предстоятеля Русской Православной Церкви за целые триста лет. Храм повидал немало войн и лихолетий. Он уцелел в Смутное время начала XVII в. и позже, в том числе в советский период, в грозные дни Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В 2004 г. была выпущена серебряная монета из серии «Памятники архитектуры России», на одной из сторон этой монеты изображена церковь Рождества Богородицы в селе Городня. До наших дней эта белокаменная, 4-столпная, 3-абсидная церковь (первоначально имевшая позакомарное покрытие) надежно притягивает внимание всех людей. В 1745 г., после очередного пожара, ее перестроили, пристроили кирпичную трапезную и колокольню; были ее переделки и в ХVIII — ХIХ вв. (тогда уничтожили фресковую роспись ХV в.; но ее фрагменты частично сохранились на внутренних откосах некоторых окон и в южной алтарной апсиде). Часть фрагментов фресок этой церкви теперь можно увидеть в Тверской картинной галерее. Уникальные фрески в церкви Рождества Богородицы в Городке позволяют представить особенности древней фресковой живописи на Тверской земле.
Теперь все мало-мальски грамотные люди знают о большой культурной значимости и художественной ценности фресок. Есть фрески и тверские, они являются важной частью культурного наследия России. Тверские фрески — это прежде всего памятники тверской церковной настенной живописи ХV — ХVI вв. Они выполнены в смешанной темперной технике, основой которой является роспись по сырой штукатурке (собственно фреска), затем детали росписи прописывались «по-сухому». Техника выполнения фресок такова: на стену с нанесенным слоем известкового грунта острым инструментом наносились очертания будущих композиций, затем краской выполняли рисунок и приступали к живописным работам, которые необходимо завершить, пока не высохнет штукатурный левкас, — т. е. художественные работы непременно ведутся на влажной основе, что требует от художника большого мастерства. Тверские фрески были открыты в 1903 г. в процессе археологических раскопок собора Михаила Архангела и Никольской церкви в г. Старице; эти фрески были написаны в начале ХV в. Фрагменты этих фресок хранятся в Тверском государственном объединенном историко-архитектурном и литературном музее. Орнаментика фресок Старицы связана с творческой переработкой балканских изобразительных мотивов. Особый интерес представляют уникальные фрески именно церкви Рождества Богородицы в селе Городня. Колорит тверских фресок построен на смягченном контрасте красновато-охристых, коричневых и холодных белесых, голубых, зеленоватых тонов; на этих фресках сочетаются миниатюрные и большемерные изображения. Тверские фрески ХVI в. представлены единичными памятниками, среди них фрагмент фрески с алтарной стены южной апсиды Вознесенского собора Оршина монастыря (около 1567 г.), хранящийся в собрании Тверской областной картинной галереи.
Городня. Пейзаж с церковью Рождества Богородицы
С Городней и бывшей Городенской волостью связано имя поэта Спиридона Дмитриевича Дрожжина, родившегося в 1848 г. в деревне Низовке, что стояла у впадении реки Шоши в Волгу. В 1937 г. в связи с созданием Иваньковского водохранилища дом поэта перенесли в поселок Новозавидовский. Бедность не позволила будущему стихотворцу окончить даже сельскую школу, и он одиннадцатилетним мальчиком отправился на заработки. Скитаясь по России, Дрожжин часто навещал родную деревню Низовку, а затем жил в ней до конца своих дней — до 1930 г.
Окрестности Конакова связаны с развитием и становлением отечественной промышленности сыроварения и маслоделия. Во второй половине ХIХ в. именно здесь Н.В. Верещагин, тогда в большой мере в Корчевском уезде, делал шаги по созданию этой промышленности; в историю сыроварения вошли местные селения Видогощ, Александровка, Едимоново, Отроковичи и др.
Николай Васильевич Верещагин (1839–1907) — основоположник русской промышленности сыроварения и маслоделия, организатор первой в России молочно-испытательной лаборатории для определения качества молока, специалист по молочному животноводству, основатель первых русских сыроварен на артельных началах, предприниматель, общественный деятель, брат художника Василия Верещагина (1842–1904). Н.В. Верещагин родился в Череповце, а первые годы детства провел в отцовском имении Пертовке на берегу р. Шексны в Череповецкой губернии. Когда Николеньке минул десятый год, его вместе с братом Василием (будущим художником-баталистом) отправили в петербургский Морской корпус. В 1854 г., когда Николай был уже произведен в гардемарины, союзные войска высадились под Севастополем, а в следующем году соединенный англо-французский флот явился в непосредственной близости русской столицы тех лет. Летнюю (а точнее — боевую) практику гардемарин Верещагин проходил на канонерке «Бурун», несколько раз участвовал в перестрелках с противником и по представлению адмирала Мофета получил первую свою награду — бронзовую медаль с надписью «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во век». Новое царствование Н.В. Верещагин встретил уже мичманом, а в 1858 г. получил дозволение начальства в порядке исключения посещать лекции в Петербургском университете.
Н.В. Верещагин окончил Петербургский университет (1864), изучал сыроделие в Швейцарии. В 1865 г. основал на Тверской земле в селе Видогощ первую в России крестьянскую артельную сыроварню. В 1868 г. основал еще 13 артельных сыроварен, в том числе в Тверской губернии — целых 11. В том же году в старинном Тверском селе Едимонове (в 20 км от Конаково) в имении барона В. Корфа организовал Образцовую ферму молочного скота, в 1871 г. при ней открыли Школу молочного хозяйства на 30 учеников (в ней к началу ХХ в. было подготовлено более одной тысячи мастеров сыроваренного и маслобойного дела). Н.В. Верещагин создал свыше 60 трудов по молочному животноводству и артельному изготовлению молочных продуктов. Был почетным членом Московского общества сельского хозяйства. Подвижническая жизнь Н.В. Верещагина была полна трудностей, непонимания его благих начинаний. Но он думал в первую очередь о благе России, а не о себе и своих доходах, работал на будущее страны и во имя улучшения жизни его соотечественников.
Состояние молочного скотоводства в стране в начале семидесятых годов XIX в. заставляло желать лучшего. Русский рынок тогда знал лишь дешевые и скоропортящиеся молочные продукты — творог, топленое и соленое масло, — которые почти даром отдавали на всех зимних базарах, ведь они неподходили для экспорта. Сыры в России варили только иностранцы и секреты русским не выдавали. Когда выпускник Морского корпуса Н.В. Верещагин перешел в Петербургский университет и начал слушать лекции профессора А.В. Советова, он пришел к выводу, что только заботы об улучшении отечественного скотоводства могут преобразовать хозяйство северных русских губерний. Тогда он, по совету своего отца, поехал в Вологодскую губернию на выучку к швейцарскому сыровару. Тот отказался учить молодого помещика, цинично отговорившись: «Научи вас, русских, делать сыр — нам делать нечего будет». Мало помог и сыродел Лебедев из Царского Села. Сыр у него выходил неважный, со множеством глазков на срезе, что является серьезным недостатком. К тому же Лебедев пожаловался, что и его учил швейцарец, потому многие из секретов варки и вызревания сыров, приготовления сычуга от него скрыл. Понятно, почему: ни одна страна в мире тогда не платила такой высокой цены за швейцарские и голландские сыры, как Россия.
Пришлось Н.В. Верещагину отправиться на учебу в Швейцарию в артельные сыроварни. Ему сразу понравились их чистота, бодрый сырный запах, серьезность и основательность молочного дела в швейцарских селах. Ему понравилось, что ухаживали за скотом там только мужчины, они же доили коров, а сыроделие было настолько выгодным, что были села, где крестьяне хлеба не сеяли: весь навоз шел на луга, которые они берегли. Мысль открыть подобные артели в России показалась Н.В. Верещагину столь близкой укладу крестьянской общины и артельному характеру русского мужика и даже легко осуществимой, что он отказался от своего прежннго плана заняться частным сыроварением в Пертовке, чтобы разбогатеть, как богатели все швейцарские сыровары в России. Верещагин задумался над программой обогащения русского крестьянина через кооперацию.
Вернувшись в Россию, Н.В. Верещагин написал брошюру «О сыроделии и сыроварных ассоциациях в Швейцарии», надеялся печатным словом привлечь внимание к артельному труду. Но оценили его брошюру только в ученых кругах, никакого действия на практическое сельское хозяйство она не оказала. Человек вспыльчивый и нетерпеливый, Н.В. Верещагин решил поехать с женой Татьяной Ивановной в Тверскую губернию, чтобы внедрить опыт на практике.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги От Москвы до Твери. Речное путешествие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других