Алха-астронавт. Сборник рассказов для детей

Вахит Хаджимурадов

Рассказы для детей школьного возраста. Автор рассчитывает найти в детских фантазиях сопереживание героям произведений данного сборника рассказов.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Алха-астронавт. Сборник рассказов для детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Вахит Хаджимурадов, 2023

ISBN 978-5-0059-6722-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Алха-астронавт. Рассказ для детей.

(Город Грозный, 3006 год.)

— Алха, ты что, до сих пор спишь! Вставай скорей! — посреди комнаты мальчика возникла прозрачная синеватая голографическая фигура друга Тауса. Алха, мальчик лет двенадцати, спал, словно погрузившись в облачко в своей белоснежной мягкой кровати, которая и покачивалась подобно облачку или густому туману. Мальчик был укутан воздушным монотонным со всей постелью одеялом, которое автоматически поддерживало нужный уровень температуры для спящего. Через одеяло и всю кровать были видны матовым отсветом контуры фигуры мальчика. Голографическая фигура друга, отсвечиваемая в центре комнаты, негодующе размахивала руками и истошно кричала. Но вскоре из-под одеяла появилась рука Алхи с дистанционным пультом управления и сделала то, что должна была сделать — нажатием крошечной кнопочки отключила истеричное изображение друга. Голографическое изображение исчезло, словно лопнувший мыльный пузырь. Рука с пультом исчезла так же бесшумно, как и появилась, и Алха предпочел сладкий сон истеричным воплям друга. — Вставай, кому говорят, пугало огородное! — снова раздался истошный вопль голографической фигуры Тауса, которая тут же снова появилась на прежнем месте. Из-под пушистого облачка-одеяла снова появилась рука с пультом, но видео картина друга сама исчезла с еще одним последним истошным воплем: — Можешь спать дальше, если тебе сон дороже космоса! На этот раз Алха понял, что его приятель и друг из группы подготовки астронавтов для туристической экспедиции на луну, Таус может на него серьезно обидеться, если он сейчас же не встанет с такой милой его душе постели.

— Таус, я сейчас, я быстро! Выхожу уже! — прокричал Алха, посылая свое голографическое сообщение другу, тут же с помощью пульта в его руке. Затем Алха обратился к голосовому компьютеру и попросил, чтобы тот убрал его постель, что и случилось в мгновение ока. Белоснежная воздушная кровать тут же исчезла в боковом стенном проеме. — Дай чего-нибудь перекусить по-быстрому! — приказал он все тому же невидимому компьютеру, который, по-видимому, выполнял всю работу по дому. Он почти на ходу совсем чуточку перекусил, явно обидев «повара». Затем таким же торопливым тоном мальчик потребовал включить теплый душ. Вслед за этим ему помогли «руки» вытянувшиеся из стенного шкафа и накинули на него одежду. Но Таус не стал его дожидаться. Он сел на свой магновелик, который передвигался на магнитной подушке в полуметре от земли, и спешно уехал в город Грозный, на космодром «Северный», где стоял их космолет. На горе под названием Вечерняя Гора, в окружении густого леса, находился спальный район города Грозный. Дома разнообразных округлых форм были очень удобными, они были из материала подобного стеклу, изнутри стены, потолок все просвечивалось, но снаружи невозможно было увидеть, что находится внутри. Это, в принципе, были даже не дома, а что-то наподобие дома-робота. Дом мог переместиться по воздуху и расположиться там, где хозяину заблагорассудится. Дома почти не были заметны из-за густых деревьев, тут росли: разнообразные фруктовые деревья, огромные дубы, сосны и даже пальмы. Родители Алхи вот уже несколько лет находились в составе экспедиции на планете Юпитер. Таких детей, скажем, пятиклассников, как Алха в такие далекие экспедиции не брали. За ними приглядывали дома-роботы и всякого рода опекунские службы по контролю за воспитательным и учебным процессом ребенка. Но для детей возраста Алхи устраивались туристические экспедиции на близкую к Земле луну. Предварительно детей тщательно готовили к таким экспедициям: роботы-компьютеры ускоренным темпом, вводили в мозг детей знания, которые им могут пригодиться в ходе данного путешествия. Затем детям следовало сдать экзамен, и лишь потом им выдавали разрешение на участие в данной туристической экспедиции. Уже вторую неделю роботы-компьютеры передавали знания группе ребят, готовящихся к экспедиции. В этой группе были и Алха с Таусом.

Сегодня был последний день занятий, и, если Алха опоздает, то того объема знаний, что передал ему робот-компьютер было бы недостаточно, и он мог просто-напросто завалить экзамен. С Вечерней Горы меж густых садов и лесов вниз спускались аккуратные пешеходные тропинки, других дорог не было. По этим тропинкам на своем магновелике Алха не очень-то и мог разогнаться, хотя он и не касался земли. А подняться выше полуметра такому транспортному средству, как магновелик, было строжайшим образом запрещено. Только роботомобили для взрослых могли свободно подняться в воздух и понестись над деревьями и выше. Если же какой-нибудь мальчишка и решался подняться на своем велике над деревьями, то его действия тут же пресекали службы охраны воздушного пространства. Могли оштрафовать родителей Алхи на серьезную сумму, кроме того его самого лишить права вождения магновеликом. Но мальчик сегодня в последний день занятий никак не мог опоздать и допустить, чтобы его исключили из детской туристической группы, готовящейся к экспедиции на луну. Поэтому, чтобы догнать Тауса, он решил, немного схитрить. Он поднял свой магновелик вверх, но летел он над самыми макушками деревьев, чтобы его не заметили службы охраны воздушного пространства. Таким образом, Алха не вилял по пешеходной тропинке, а напрямую несся за Таусом. Несколько раз Алха пытался связаться с Таусом, посылал ему голограмму через свой видеофон, но тот, видимо, не на шутку обиделся на друга и не отвечал. Хотя, хитрец Таус не выключил свой видеофон, чтобы по сигналу друг смог определять, где он находится в данную минуту. Скоро магновелик Алхи засекли инспектора службы воздухоохраны. Они вмиг погнались на своих скоростных роботомобилях за нарушителем правил движения в воздушном пространстве, но Алха тут же скрылся за ветвями деревьев и сумел уйти от погони. Инспектора же некоторое время покружили над деревьями, но все же ушли ни с чем. Но и Алха больше не решался подняться выше, чем положено его магновелику, и вскоре он увидел мчавшегося на своем велике впереди Тауса. Тут по тропинкам двигалось множество таких или примерно таких передвижных средств, как у ребят, и они все соблюдали правила движения. Таус недолго дулся на своего друга, и когда они достигли рабочей зоны города, то и вовсе заулыбался. Центральная часть города называлась «рабочей зоной», но и здесь почти не видно было строений — все было укутано в густые ветви фруктовых и других деревьев. И космодром, где располагались космолеты, был окутан высокими пальмами и соснами. Вскоре ребята достигли прозрачного и округлого здания на космодроме, где они проходили курс подготовки к полету на луну. Они успели вовремя, как только они вошли инструкторы объявили о начале обучения. Группа, готовящаяся к круизу на луну, состояла из девяти детей и троих взрослых. Дети расположились в глубоких удобных креслах, предназначенных для каждого из них. Сверху спустились прозрачные шарообразные модули с большое ведро и охватили головы детей. На этих аппаратах мигали умиротворяющие ряды мелких цветных датчиков, и вскоре процесс обучения начался.

Ровно через полторы минуты компьютер закончил процесс передачи информации группе ребят, и они почти были готовы отправиться на луну. В группе ребят было шесть мальчишек и три девочки. Руководителем группы ребят был седой ученый, физик Мусин Иса, а помощницами его были две молодые девушки Себила и Бесила. Это был девушки-телепатки, которые при желании могли, между прочим, прочитать мысли любого мальчишки или девочки из группы, да и всякого человека. Себила и Бесила были настырными и упорными девушками. Они иногда часами могли просидеть с покрасневшими от напряжения лицами, уставившись друг дружке в глаза. Голубые глаза одной из них и зеленые у другой словно сверлили друг друга. Таким образом, они испытывали свои способности, кто из них сильнее в телепатии. В такие минуты ребята из группы тоже спорили, кто из девушек-телепаток победит на этот раз. Но ни одна из них не уступала другой, в красоте и в силе телепатии они казались равными. Сначала Себила выведывала мысли Бесилы, затем и Бесила не оставалась в долгу, таким образом, они и выдавали ребятам все свои мысли.

Три девочки из группы экспедиции Седа, Бетса и Малха тоже пытались подражать Себиле с Бесилой, а мальчишки поддразнивали их за это. Мусин Иса собрал группу и объявил время сбора и полета — завтра в 12.00 ч. ровно. Ну и, чтобы сегодняшний день не пропал даром, он пригласил детей еще раз в космолет, чтобы те пообвыкли к своим местам и к космолету. Ребята снова примерили скафандры, сшитые специально для каждого из них роботом-мастером, походили в них. Ведь на луне люди живут в глубоких подземных помещениях, приспособленных для проживания там людей. А на поверхности там нет воздуха, да и очень холодно. Поэтому там человеку не обойтись без специального скафандра. Ребята с помощью робота быстро научились надевать скафандр и довольно умело передвигаться в нем. Правда, на земле сила притяжения намного сильнее, чем на луне, поэтому и скафандры были тяжелыми для ребят. Но руководитель группы заверил ребят, что они в этих скафандрах на поверхности луны смогут даже высоко подпрыгивать, настолько мала там сила притяжения в сравнении с земным. Наконец-то, наступил долгожданный день полета. Ребята уже были в своих космических скафандрах и ждали посадки в космолет. Ровно в 12.00 часов открылись перед ребятами округлые двери тарелкообразного космолета, и Мусин Иса пригласил их занять свои места в удобных креслах космолета. Сам же он тоже был в удобном скафандре и устроился за штурвалом космолета, так как по совместительству был и пилотом космолета. После того как закрылись двери, начались запускаться двигатели, и все начали готовиться к полету. Через некоторое время космолет сначала бесшумно поднялся высоко в воздух, а затем и к орбите Земли на магнитной подушке. Перед креслом и фигурой пилота был виден прозрачный монитор компьютера и на нем приборы и маршрут космолета, а над монитором впереди были полукруглые широкие лобовые окна. Себила с Бесилой и группа ребят полулежали в своих креслах. И у ребят рядом с их креслом были круглые окошки, в которые они могли наблюдать за полетом. Алха в салоне космолета оказался рядом со своим другом Таусом. Мусин Иса сделал круг вокруг орбиты Земли, так чтобы ребята могли увидеть родную планету с высоты. Затем, включив сверхскоростные двигатели, космолет устремился прямо к луне, словно брошенная кем-то тарелка. Космолет теперь летел на максимальной скорости, и луна, которая сначала казалась далекой, теперь летела навстречу им, словно собиралась броситься им на шею и обнять всех. Скоро космолет приблизился к луне и делал круг вокруг нее, показывая ребятам луну и заодно определяя место посадки. Ребята с любопытством разглядывали мерцающую внизу луну, когда они оказались на ее вечно темной стороне. Мусин Иса в это время включал разноцветные огни на борту космолета, чтобы не столкнуться с другими малыми космолетами и огромными космическими кораблями, которые в это время кружили на орбите луны. Наконец, Мусин Иса начал спускаться к лунному кратеру «Море дождей», на огромной равнине, которой виднелись многочисленные купола лунных городов. Здесь же находился и космодром, к которому Мусин Иса и направил свой космолет. Но скоро он связался со службами обслуживания космодрома, и оказалось, что сесть на этом космодроме не удастся, потому что он был перегружен кораблями.

Пришлось направлять космолет к кратеру «Мертвое море», и там космодром оказался почти пустым, за исключением нескольких космолетов, примостившихся с края посадочных площадок. Но тут все лунные города находились в основном под землей, и, по словам Мусина Исы, для экскурсии ребят тут было мало интересного. Не было надлунных обсерваторий с огромными стеклянными куполами, откуда можно было понаблюдать за звездами, которые с луны видны значительно лучше и ярче. Оттуда можно было понаблюдать красоту огромной Земли. Тут не было и огромных оранжерей с искусственными лесами, где водились даже некоторые животные, и садами под стеклянными куполами. Здесь в кратере «Мертвое море» была в основном промышленная зона. И Мусин Иса решил показать детям глубокие подземные, то есть, подлунные шахты, где добывалась ценная руда. Вскоре космолет с космическими туристами прилунился на одной из свободных площадок космодрома. По поводу того, что детям будет не очень интересна экскурсия в глубокие шахты под луной, Мусин Иса ошибался. Ребятам понравилась такая идея, правда, они, как и все подростки в их возрасте, надеялись найти там какое-нибудь необычное, покрытое тайной, место. Кроме того, тут рядом с зеркальными куполами над шахтами были обширные пустыри, где можно было прогуляться по лунной поверхности, поиграть, покувыркаться, пользуясь тем, что тут гравитация не очень сильная. Прямо с космолета группа перешла по специальному тоннелю под огромный купол, откуда они должны были спуститься на лифтах в шахты. Здесь они оставили свои скафандры и налегке направились к лифтам.

Шахты, добывающие под лунной поверхностью руду, уходили вглубь луны на два-три километра, но, когда лифты спускались на эту глубину, то там были обширные рудоперерабатывающие заводы, целые города. Цеха заводов, улицы города буквально кишели рабочими и служащими роботами, людей почти нигде не было видно. Рабочими роботами командовали крупные роботы-охранники с лазерными ружьями наперевес. Роботы почти невозможно было отличить от обычных людей, у них были руки ноги, глаза, уши — все как у обычных людей. Но вместо костей у них были стальные скелеты, а головы были начинены компактными компьютерами с определенными программами. И каждый рабочий или служащий робот выполнял свою определенную работу, и ничего кроме этого не умел делать. Показав ребятам шахты, заводы, механизмы и роботы, Мусин Иса немного рассказал о прекрасной работе здешних шахтеров, это на тот случай, если кто после обучения в школе захочет выбрать эту профессию. Затем руководитель экскурсии предложил детям: — Ребята, а теперь мы с вами поднимемся наверх! Наденем скафандры и погуляем по лунной поверхности, поиграете, пользуясь слабым притяжением. Вам там будет весело, но попрошу вас, ребята, быть осторожными в своих играх.

— Ура! Поиграем на поверхности луны!

— Скорее бы выйти на поверхность! — радовались ребята, глядя друг на друга. — Когда ты сильно подпрыгиваешь, то легко можешь покувыркаться словно мячик, не чувствуя тяжести в теле! — хвалился Алха своими знаниями, словно он родился и вырос на луне или прилетал сюда очень часто. — Ты что же, не первый раз на луне? — улыбнулся Таус, поняв, что тот решил похвастать перед ребятами. Но Алха стоял спиной к ребятам, направлявшимся к шахтовому лифту, и с беспокойством в глазах глядел на что-то, раскрыв от удивления рот. — Ты чего? — не понял Таус и тоже оглянулся. Оттуда доносился какой-то непонятный шум. За спинами ребят, среди механизмов, один здоровенный робот-охранник словно сошел с ума, у него, кажется, отказала компьютерная программа. Он схватил отрезок какой-то толстой трубы и, размахивая им, угрожал роботам-рабочим. — У этого робота, кажется, сбилась программа! — отодвинув Тауса в сторону, побежал обратно Алха. — Ты чего, дурень, он может тебя покалечить! — крикнув вдогонку, побежал за другом и Таус.

Теперь и Мусин Иса, и все ребята наблюдали за картиной, создавшейся между роботами. — Остановитесь! Не приближайтесь близко к роботам! Это опасно! — приказным тоном крикнул Мусин Иса вслед ребятам. Двое мальчишек уже были рядом с роботами и поэтому ничего не слышали. Не слушая руководителя группы, теперь и ребята с Себилой и Бесилой побежали к роботам. Рабочие роботы ничего не умели делать кроме своей непосредственной работы. Они были запрограммированы лишь на одно это действие. Вот поэтому они не понимали, чего от них добивается робот-охранник, который бьет их огрызком трубы и кричит на них. Алха первым подбежал к шумевшим роботам и кружил вокруг них, не зная, что ему делать, как помочь бедным рабочим роботам. Пока приедет команда экстренной помощи, робот-охранник мог покалечить несколько десятков рабочих роботов. К тому времени подбежал и Мусин Иса со своими помощницами и остальными детьми, бежавшими уже впереди своего руководителя. Себила с Бесилой вышли вперед, расталкивая ребят. — Погодите, ребята! Не мешайте нам! — сказали девушки и попытались силой своей мысли, с помощью телепатических сигналов воздействовать на робота-охранника, успокоить его или же отключить. Огромного роста робот-охранник и носом не повел, и не обращал никакого внимания на вонзившихся взглядом в него девушек. Как он мог воспринимать телепатию, когда вместо живых мозгов у него в голове был лишь компьютер. Хорошо было хоть то, что у него не срабатывала программа применения против окружающих его людей и роботов огнестрельного лазерного оружия. Себила с Бесилой прекратили свои бесполезные попытки принудить робота-охранника успокоиться и в некотором замешательстве стали озираться вокруг. Никто не знал, что можно предпринять против сумасшедшего робота великана. Вдруг Алха вспомнил про хитроумную детскую загадку. Он схватил камень побольше и с силой швырнул его в стальную спину робота великана, и как только тот повернулся, не давая ему прийти в себя, спросил: — Охранник, у тебя новая задача! Вычисли: сколько будет «дважды два… четыре!» Все еще держа в своих стальных руках обломок железной трубы, робот-охранник стал соображать своей и так порядком сбитой с толку головой, какие действия ему предпринять. Он растерянно оглядывал всех, а его компьютерная программа в его железной голове еще больше сбивалась и путалась. Потом он весь как-то напрягся, затрясся и после этого из его ушей-локаторов повалил тонкой струйкой черный дым. А вслед за этим внутри его несчастной головы раздался характерный взрыв и вспышки охватили его огромные глазницы, искры посыпались и из его горящих микросхем. Его простенькая компьютерная программа не выдержала напряжения ума своего хозяина и сгорела. Словно пустой мешок повалился огромный робот на землю и затих, лишь несколько раз дернув раскинутые руки и ноги. Компьютерная программа робота, рассчитанная лишь на выполнение своих изначально заданных ему функций охраны роботов-рабочих, не смогла справиться с простенькой детской забавой — загадкой на сообразительность. А Алха, как истинный победитель, встал рядом с поверженным роботом великаном и попросил друга Тауса сфотографировать его на память. А все остальные хлопали своему смышленому товарищу и поздравляли его. Порядок был снова восстановлен. Роботы-рабочие начали делать то, чему были обучены — работать. К тому времени подоспела и аварийная группа предприятия шахты. Они стояли вокруг поверженного робота-охранника и не понимали — что же тут такое случилось с таким великаном, пока им не объяснили. Но делать было нечего, они вскоре погрузили сгоревшего робота на свой транспортный робот-перевозчик, поблагодарили Алху и уехали. Вот теперь было самое время подняться в лифте на поверхность луны, надеть на себя скафандры и отправляться веселиться на прогулку по лунной поверхности. Как героя встретили Алху и на Земле, когда их космолет вновь прилетел на родной космодром «Северный» в пригороде Грозного. И все же, самой большой радостью для Алхи оказалась новость о том, что его родители к тому времени уже вернулись домой из экспедиции и с нетерпением ждут его в зале ожидания. Теперь уж Алха знал наверняка, какую профессию он себе выберет в будущем — он непременно станет астронавтом.

г. Грозный, 2006 г.

Маленький муравей Зинг. Рассказ для детей.

Рыжее с веснушками летнее солнышко уже готовилось спрятаться на ночлег за высокой горой, нависавшей над небольшим горным селом. Село утопало в зелени, и большие каменные дома еле виднелись из-за густой листвы высоких деревьев, растущих вдоль улиц и в просторных дворах. Где блеснет часть крыши, покрытая серебристым железом, а где и острый угол стены режет глаз ярким узором из красного кирпича. По неширокой центральной улице села вдоль каменных оград, спрятавшихся в тени листвы, торопливо шел домой пятиклассник Рамзан. Он часто оборачивался и торопил плетущегося за ним младшего братика Ризвана. Тот с любопытством рассматривал все, что ему попадалось на глаза: птичку, что, звонко чирикая, в мгновение перелетела с ветки на ветку; кошку, торопливо перебежавшую через улицу и ловко перемахнувшую через высокую кирпичную ограду. И до каждой проехавшей мимо автомашины ему было дело. На нетерпеливую просьбу Рамзана: — Ну, долго я тебя буду ждать? Иди же быстрее!

Младший брат находил ответ: — Я же еще маленький. Тебе легко говорить, ты вон, какие большие шаги делаешь, — маленький хитрец показывал старшему брату свои мелкие шаги, нарочито делая их еще короче. — Вон гляди, какие у меня маленькие шаги. Разве я могу идти наравне с тобой? Я же устал, Рамзан, дай мне руку. И Рамзану приходилось уступать настойчивому капризу маленького Ризвана: — Ладно, я жду. Иди быстрей! Рамзан подавал руку малышу и тащил за собой братишку, который ни на миг не переставал с любопытством озираться по сторонам. Но при такой быстрой ходьбе ничего нельзя было разглядеть основательно: ни собачонку, миролюбиво лаявшую на мальчишек, ни воробушек, не поделивших несколько зернышек и шумно споривших посреди дороги. Придумав очередную маленькую хитрость: — Рамзан, гляди. Вон воробушки дерутся! Малыш отпускал руку брата и указывал в сторону шумевших воробьев той самой ручкой, за которую его держал старший брат. Снова он был свободен и снова потихоньку начинал отставать. И все начиналось сначала. Рамзан шел из школы, а младшего брата он забрал из детского садика. Отец с матерью были на работе, они трудились на колхозном поле и возвращались обычно поздно. Ведь говорят, что летний день год кормит. Каждый день Рамзан забирал братишку из садика, и каждый день повторялась история невинных хитростей неугомонного малыша. Рамзан старался подражать родителям и пытался руководить младшим братом, но очень любил его и всегда вольно или невольно уступал тому. Малыш же часто пользовался таким отношением к себе, но и сам души не чаял в старшем брате. Сегодня у Рамзана был необычный день, он был во власти каких-то своих чудесных мыслей и мечтаний. Это было заметно даже, когда он говорил или ругал братика. Он все время думал о чем-то своем и все время с любопытством поглядывал на небо. Он сегодня как будто впервые видел это огромное голубое небо с висевшим на нем ярким огненным диском, солнцем. Рамзан раньше думал, что солнце маленькое, что оно может поместиться на ладонях. Только думал он так по незнанию. Ему казалось, что нужно лишь взобраться на вершину высокой горы и, когда солнышко начнет садиться за горой на ночлег, можно поймать его. Однажды он с друзьями даже собирался подкараулить золотистое солнышко и поймать его. К счастью, об этой затее мальчишек во время узнал старик Садо и остановил их. Садо был сторожем в колхозном саду. Он тогда встретил мальчишек на окраине селения, когда те направлялись ловить солнце. Нет, мудрый старик не стал их ругать, он посадил мальчишек вокруг себя и объяснил: — Я знаю, что вы смелые мальчишки, но сначала послушайте, что я вам скажу. Конечно, у вас сильные ноги, и вы сможете взобраться на самую высокую гору. И у вас крепкие руки, так что вы сможете подстеречь и поймать маленькое солнце, единственная защита которой лишь то, что оно огненное. Но вы мальчишки смышленые и можете надеть на руки толстые рукавицы. Но прежде чем решиться на такой поступок подумайте, друзья мои, зачем вы будете лишать воли это прекрасное светило. Если вы его плените, то оно больше не сможет вставать ранним утром над землей, даря людям свет и тепло. Даже цветы и деревья не получат живительных лучей солнца. Вся наша земля погрузится в темноту. Останется лишь мерцание маленьких звезд и слабое сияние луны в вечной ночи. Или же вы хотите, чтобы солнышко светило только для вас одних, а все остальные жили в темноте?

И тогда задумались мальчишки над тем, что сказал мудрый старик Садо, и только теперь поняли, что могли совершить непоправимую ошибку. С тех пор решили мальчишки, что не только сами не тронут солнце, но и будут оберегать его от злых людей, чтобы оно светило и обогревало всех людей, зверей и птиц. Рамзан сейчас вспомнил эту историю и улыбнулся. Как мы уже говорили, Рамзан был теперь уже пятиклассником, и еще он недавно записался в школьный кружок «Юный астроном». Сегодня мальчишка впервые рассматривал в школьный телескоп тот самый небольшой на вид огненный шар — солнце. Конечно, телескоп был оснащен специальным солнцезащитным затемненным стеклом. Иначе можно повредить себе зрение, когда смотришь на яркое солнце через увеличительное стекло. Оказалось, что солнце, вовсе не маленький шар, который может поместиться на ладони как футбольный мяч. И даже вся огромная планета наша Земля оказывается во много раз меньше чем огромное солнце. И солнце оказывается одна из многочисленных звезд, только оно расположено к нашей Земле намного ближе, чем другие звезды. А Земля наша вместе с остальными планетами крутится вокруг огромного солнца. Много еще интересного для себя узнал Рамзан на занятиях в школьном кружке. Теперь он уже совсем по-другому смотрел на окружающий его огромный мир, в котором человек меньше чем пылинка. Чем ниже солнце опускалось к горному хребту, тем оно становилось крупнее и не таким ослепительно ярким, словно оно отдало часть своей огненно-яркой краски облакам. А облака, казалось, только и собрались вместе, чтобы проводить на ночлег солнце. Шутка ли целый день освещать и обогревать всю землю, передвигаясь по всему огромному небу. Облака же, купаясь в багрянце заходящего солнца, теперь уже весело спорили яркостью наряда с самим светилом, принимая формы всяких фантастических существ. Рамзан словно большое солнце малую планету продолжал тянуть за собой искусного на маленькие хитрости братишку Ризвана. Он его то уговаривал, то брал за маленькую ручонку и тянул за собой. В сравнении с огромным солнцем и большими планетами, Рамзану казалось, что Ризван делает слишком маленькие шажки. А если бы им нужно было пешком обогнуть весь земной шар? Но это уже были фантазии пятиклассника Рамзана, все еще мысленно находящегося у школьного телескопа. Рамзан решил немного сократить путь и свернул в узкий переулок. Мощённый мелким гравием переулок был покрыт с обеих сторон вдоль плетенок зарослями травы и репейником. Если пройти весь переулок и на окраине села перейти через небольшой ручеек, то можно было добраться домой быстрее. Ручеек нравился маленькому Ризвану, и он быстро засеменил вперед старшего брата. Возле звонкого ручейка, особенно в такой жаркий день, можно было увидеть много интересного для любопытных глаз мальчишки: букашку какую-нибудь или же самых обычных муравьев, за которыми Ризванчик очень любил наблюдать. Дикни не сразу понял, почему братишка вдруг заторопился. Он лишь обрадовался неожиданному порыву Ризвана, все же ближе к дому. А Ризван, заметив поблёскивающую в лучах заходящего солнца полоску поверхности ручейка, и вовсе побежал. Он первым, почти подбежал к воде и, не рассчитав скорости, чуть не попал в нее одной ногой. Ручеек журчал, весело играя мелкими озорными волнами. Вода в ручейке была такой прозрачной, что видны были разноцветные гальки на его дне. — Осторожно! — только и успел крикнуть Дикни, увидев, что Ризван, каким-то образом сумел не шлепнуться в воду, и уже совсем по-взрослому добавил: — Чего ты обрадовался, как будто ручейка ни разу не видел? Но Ризвану некогда было слушать замечания старшего брата. Он со знанием дела и с самым серьезным видом обследовал заросший пестрым ковром цветов и травой бережок ручейка. Большая зеленая жаба, сидевшая в траве, выпучив глазища, подразнила мальчишку и ловко прыгнула в воду. Под прозрачной водой видно было, как она искусно вытянула назад длинные ножки и стрелой пронеслась в сторону от мальчишки. Чуть поодаль, не обращая внимания на любопытного мальчишку, плескался в воде у самого бережка резвый воробушек. Пчелы, прилетавшие с ульев, стоявших неподалеку, во дворе старого пасечника, быстро снижались и, мелодично напевая свою пчелиную песню, садились на яркие цветы, рассыпанные по обе стороны ручейка. На миг, прекратив свое пение, они исчезали в лепестках цветов в поисках медоносного нектара. Целый рой желтобоких пчел кружил у самого бережка ручейка, пчелы вразнобой жадно приникали к чистой горной воде. Большой зеленый кузнечик буквально из-под ног мальчишки отпрыгнул, сел подальше на листочек подорожника и с укором посмотрел на великана-малыша. Казалось, кузнечик хотел ему крикнуть: «Под ноги себе смотри, верзила! Не все такие большие как ты! Ты же ведь можешь наступить ногой и раздавить беззащитных маленьких насекомых». Но Ризван, как не присматривался, так и не понял, что ему хотел сказать кузнечик. Ему просто было интересно. Он хотел подойти к кузнечику ближе, чтобы лучше рассмотреть его и сделал шаг в сторону зеленого красавца. Но того оставило мужество, и он не стал дожидаться, пока мальчишка сделает еще шаг и достигнет его. Он отпрыгнул изо всех сил и попытался перелететь через ручеек. Но сил у маленького прыгуна хватило лишь допрыгнуть до середины ручейка, ведь она для его роста была бурливой большой рекой. Кузнечик такой маленький и легкий, поэтому он не ушел тут же под воду. Сделав несколько движений своими длинными ножками, он доплыл до зеленого листочка, плывшего по воде. Забравшись на него, кузнечик оттолкнулся с усилием так, что легко долетел до противоположного бережка и был таков. Но больше всего мальчишку привлек к себе упорный муравей. Ризван удивился невиданной картине, он даже присел на корточки, чтобы лучше рассмотреть его. Маленький силач, из крупных темно-рыжих муравьев, взвалил на себя ношу превосходящую его самого в несколько раз. Это было большое черное, со светлой каймой по краям, семечко подсолнуха. Маленький муравей с огромным семечком на спине упорно пробирался в сторону от ручейка, преодолевая многочисленные препятствия. Рамзан к тому времени перепрыгнул через ручеек и звал братишку, чтобы помочь ему перебраться на другой берег. Но Ризванчик сидел на корточках и зачарованно смотрел перед собой в траву. Он даже взял в руки длинную соломинку и начал ею ковырять в траве. Малыш испытывал, как ему наивно казалось, силу маленького силача. Соломинкой Ризван подкатывал к упорно движущемуся муравью преграду за преградой. Он или комочком земли преграждал путь, или засохший стебелек травинки кидал перед муравьем и восхищался, когда очередной раз муравей преодолевал преграду. При этом муравей ни на секунду не расставался со своей тяжелой нощей. Рамзан уже, перепрыгнул обратно через ручеек и пошел к брату, чтобы оторвать его от непонятного занятия. Но малыш был невозмутим и слишком увлечен своим экспериментом. Когда Рамзан подошел к нему вплотную, Ризван попытался увлечь своим занятием, удивить и старшего брата. Весь его вид и то, как он сидел, согнувшись, как настоящий исследователь, и то, какое у него было лицо, полное любопытства — все это говорило о том, что он занят очень серьезным делом. Но и по лицу Рамзана скользнули нотки раздражения, и он решительным тоном приказал брату: «Пошли!» Всем своим видом Ризван протестовал, но деваться было некуда. Он взял протянутую ему руку брата, но прежде чем встать успел подцепить соломинкой муравья. Муравей вцепился в соломинку всеми шестью цепкими ножками, чтобы удержаться, но со своей ношей ему все ж пришлось расстаться. Рамзан крепко держал Ризвана за руку и тянул за собой, но в другой вытянутой руке малыш упорно держал соломинку. Растерянный муравей метался по соломинке то вперед, то обратно. А малыш на ходу продолжал с любопытством наблюдать за муравьем. Взяв под мышки Ризвана, Рамзан перенес брата через ручеек, расставив ноги и встав на выступы противоположных бережков ручейка. Малыш не обращал никакого внимания на действия брата и слепо подчинялся ему, но продолжал крепко держать в руках свою соломинку с муравьем. Теперь они все оказались на другом берегу маленького ручейка. Рамзан снова властно взял ручку братика и уже не отпускал ее, он шел широкими шагами, увлекая малыша за собой. Ризван, правда, несколько раз попытался освободиться от цепкой руки брата, но на этот раз ему не помогли все его уловки. Еще несколько шагов малыш с трудом, но держал соломинку в вытянутой руке. Ризван держал бы ее еще дольше, но увлеченный муравьем он не успевал смотреть себе под ноги и нечаянно зацепился за небольшой булыжник, одиноко валявшийся посреди поляны, и чуть не упал. Малышу пришлось бросить соломинку, потому что он уперся в землю той самой рукой, в которой он ее держал. Рамзан, конечно, помог брату, подхватил во время, но времени для того, чтобы малыш нашел свою соломинку с муравьем, он ему уже не дал. Старший брат все продолжал и продолжал тянуть малыша за руку и увлекать за собой, не обращая внимания на все его протесты. Ризван даже пошел на крайнюю уловку, сделал вид, что он горько плачет, но Рамзан был неумолим. Вот так они оба скрылись за ближайшими фруктовыми деревьями на окраине села: малыш, упирающийся что было мочи, и старший брат, настойчиво увлекающий того за собой. Небольшая соломинка для маленького муравья была, как длинное и толстое бревно для человека. Но соломинка такая легкая и муравей такой маленький, что, упав с высоты роста мальчишки, с ним ничего не случилось. Падать, конечно, если даже с тобой и ничего не может случиться, в этом нет ничего приятного. Маленький муравей, упав в густую высокую для его роста траву, быстро пришел в себя. Но он за короткое время оказался так далеко от родного дома-муравейника, расположенного на другой стороне ручейка. Маленький муравей, конечно, запомнил, в какую сторону его унес мальчишка-великан. Но сколько ему надо теперь идти обратно, чтобы преодолеть те несколько десятков, огромных шагов мальчишки. Бедный муравей чуть не зарыдал от обиды. Однако теперь делать было нечего. Слезами горю не поможешь. Надо было оправляться в обратный путь. Вокруг, насколько охватывал глаз, словно могучий лес высились заросли травы, через которые муравью предстояло проделать неблизкий путь домой. Дело было уже ближе к вечеру, и надо было торопиться. И все же на всякий случай он ловко взобрался на самую верхушку, одиноко возвышавшийся над густой травой, репейник и осмотрелся вокруг. С тоской муравей оглядел безбрежные заросли травы вокруг и выбрал направление, по которому ему следовало идти. Затем он торопливо слез с репейника и решительно двинулся в путь. Маленький муравей шел, огибая толстые стебли травы, перелезая через длинные листья или же пролезая под ними. На это уходило много времени, но делать было нечего — надо было добираться домой. А шажки маленького муравья столь мелки в сравнении с шагами малыша, который занес его сюда. Более того на этом нелегком пути его ожидало столько опасностей. Ведь ничего не стоит любому воробышку или пауку какому-нибудь вмиг проглотить такое маленькое существо, как муравей. На этом пути следовало быть очень осторожным. Именно так он и поступал: прежде чем вылезть из-под листа или подняться повыше по длинному стебельку травы, муравей внимательно вглядывался вперед и в небо, а затем продолжал путь. И это тоже отнимало у маленького путешественника много времени, но что поделать, надо было идти. Он шел и все чаще поглядывал на небо. Солнце начинало неумолимо спускаться, и это муравья совсем расстроило. Ведь ночью для такого маленького существа еще опаснее, чем днем. Нужно было искать себе какое-нибудь безопасное убежище для ночлега, но как только он осознавал, что он так далеко от родного дома, и что ему эту ночь придется провести в этих опасных и диких зарослях одному, его охватывал страх. А ведь он даже родителей не предупредил, что отправляется на поиски добычи. Маленький муравей представил себе, как его мама будет переживать, утирая набежавшую слезу краешком платка. Ему захотелось остановиться и поплакать, но, сделав усилие над собой, он переборол минутную слабость и с еще большим упорством стал продвигаться дальше. «Если бы я не отстал от нашего отряда муравьев-охотников», — думал муравей. На самом деле маленький муравей был еще подростком, и звали его все в муравейнике маленький Зинг. Зингу не следовало далеко уходить из расположения большого дома-крепости всех муравьев, муравейника. Но маленькому крепышу очень хотелось быстрее вырасти и наравне с взрослыми муравьями охотниками-добытчиками ходить за крепостной вал за добычей. Он не раз просился в отряд охотников, чтобы с ними на равных отправляться на поиски добычи. Но главный муравей в отряде муравьев охотников старый Чонкар никак не соглашался зачислить подростка в отряд. «Подожди еще с годик, тогда, может быть, я и подумаю на счет тебя. А пока подрастай, набирайся сил. И не переживай так сильно, у тебя вся жизнь впереди!» — хлопал по плечу подростка бравый командир охотников. Каждое утро с зарей вскакивал Зинг с постели и мчался провожать муравьев охотников за добычей. Он с завистью глядел вслед муравьям, длинной вереницей направлявшимся за добычей в заросли близлежащей травы. Зинга мало интересовали игры со сверстниками, ему больше нравились соревнования на ловкость и смелость. Здесь он всегда выигрывал у сверстников, так как по силе и ловкости среди них ему не было равных во всем большом муравейнике. Возможно, поэтому и хотелось маленькому Зингу хоть раз отправиться на охоту и испытать себя. Вот однажды он не выдержал и тайком отправился вслед за взрослыми муравьями добытчиками. Дело было так: Зинг как всегда встал с зарей, чтобы проводить отряд муравьев, отправляющихся на поиски съестных припасов для муравейника. Отряд построился и под бравую команду своего командира старого Чонкара отправился в путь. Много муравьев собралось возле главных крепостных ворот, чтобы проводить охотников в нелегкий путь. Кто знает, какая опасность их там ждет, ведь часто бывали случаи, что маленькие муравьи погибали в неравной схватке с неприятелями или же сами оказывались добычей более сильных насекомых или птиц. Отец Зинга, старый муравей Боба из славной когорты воинов тоже приходил сюда, чтобы проводить охотников. Видимо он вспоминал свои молодые годы, когда он так же как эти охотники вставал в строй и отправлялся сражаться с врагами большого муравейника. Старый Боба крикнул сыну, чтобы тот шел домой и сам направился в сторону дома, по-старчески положив руки за спину. Зинг тоже пошел было вслед за отцом, но в последнюю минуту его потянуло посмотреть еще раз вслед уходящим охотникам. Он даже вышел за крепостные ворота и сам не заметил, как он оказался возле опушки зарослей высокой травы. Он прошел еще дальше по тропинке охотников и немного углубился в заросли. Зинг испугался, что отец хватился его и быстро вернулся к опушке травы. Взглянул в сторону ворот крепости, но там осталось лишь несколько муравьев бабушек, которые переживали за своих сыновей и внуков, что отправились на охоту. Зинга непреодолимо тянуло пойти вслед за отрядом охотников. Маленький муравей и сам не заметил, как его ноги несли все быстрее и быстрее вперед по охотничьей тропе. Теперь его не могла остановить ни одна сила на всей земле. Вскоре Зинг услышал впереди себя, как негромко переговаривались охотники, идущие впереди него совсем рядом. Он даже узнал по голосу старшего отряда охотников Чонкара, который вполголоса отдавал своим муравьям какие-то распоряжения. Зингу нельзя было показываться на глаза охотникам, ведь они могли его тут же отправить обратно домой. Более того, могли рассказать отцу, и тогда Зингу не миновать хорошей трепки. «Будь, что будет, пойду по следам отряда охотников и незаметно вернусь с ними обратно домой. Авось, найду какую-нибудь диковинную добычу, и тогда меня примут в отряд с радостью. Более того, и отец будет гордиться мною», — решил маленький муравей. Зинг пробирался за отрядом охотников, уходящим все дальше и дальше вглубь зарослей травы. Он изучал следы диких насекомых, с легкостью отличал следы своих сородичей и шел за ними след в след, подражая опытным охотникам муравьям. Вскоре муравьи-охотники разбрелись по бескрайним зарослям травы и кустарника в поисках добычи, чтобы снова уже с добычей собраться в длинную вереницу и отправиться домой. Если же кто-нибудь из них находил крупную добычу, то он трубил в специальный рог и подавал сородичам сигнал. И тогда все муравьи, которым еще не удалось найти добычу, устремлялись на помощь удачливому охотнику. Иногда группа с десяток охотников с изумительным упорством тащила тушку какого-нибудь огромного червячка. Нередко бывало и так, что муравьям приходилось в бесстрашной схватке с какими-нибудь голодным жуком отстаивать свое право на добычу. Зингу теперь было намного сложнее оставаться незамеченным, поэтому он решил быть вдвойне осторожным. Он сошел с охотничьей тропинки и тоже углубился в глухие дебри зарослей травы. Незаметно для себя он оказался на небольшом пустыре с одиноким лопухом, широко раскинувшим свои огромные листья. Неожиданно на противоположной стороне пустыря показался сам командир отряда охотников. Зинг замер на месте. Если бы здоровенный Чонкар не был так увлечен поиском добычи, он непременно заметил бы маленького Зинга. Кажется, старого Чонкара в тот момент что-то заинтересовало, потому что он закружил, завертелся на месте, осматривая что-то. Этим не преминул воспользоваться Зинг, он ловко юркнул под огромный лист лопуха и спрятался. Маленькому муравью было страшно интересно, что же Чонкар там так старательно высматривает, поэтому он незаметно поднялся повыше наверх листа лопуха и с интересом стал наблюдать за ним. Наконец, Чонкар, крадучись, приблизился к одной из коряг и заглянул за нее. Как бы он ни старался, Зингу так и не удалось увидеть, что же там нашел командир охотников. Вскоре Чонкар разочарованно отвернулся и взглянул прямо на Зинга. Возможно, если бы Чонкар не был так расстроен, то он бы заметил любопытного маленького муравья, разглядывающего его с огромного листа лопуха. Но тот рассеянным взглядом обвел взглядом всю поляну и незаметно растворился в зарослях травы, как и появился перед этим. Зингу стало немного жалко старого Чонкара, он даже поднялся повыше на самый верхний лист лопуха. Вокруг открывалась дивная картина зарослей травы, пестрых цветов и мелких кустарников. Огромные трудолюбивые пчелы кружили над цветами, собирая мед. Многочисленные птицы парили низко над самыми макушками цветов и хватали на лету мошку или комаров. Зинг хотел взглянуть на старого Чонкара, но густые листья травы надежно укрывали его. «Эх, мне бы сейчас найти такую добычу, чтобы старый Чонкар от удивления разинул рот, а затем заулыбался широко, как он один только и умеет делать», — мечтательно вглядывался маленький муравей вокруг. С такими грустными мыслями сошел маленький Зинг с верхушки листа лопуха, но снова услышал какой-то шорох и спрятался в своем убежище, под листом лопуха. Зинг тут же застыл на месте от удивления и восторга. Под огромным листом лопуха, скрытый от посторонних глаз, лежало огромное черное подсолнечное семечко, окаймленное светлой полоской. Если маленький Зинг вернется к главным воротам муравейника с этой добычей, то он непременно будет героем сегодняшнего дня. И старый Чонкар обязательно зачислит его к отряду охотников. Конечно же, семечко было огромным для маленького муравья, но он его потащил медленно, но уверенно и с большим упорством. Маленький Зинг непременно приволок бы семечко к большому муравейнику, если бы не этот любопытный мальчишка, который решил испытать силу муравья.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Алха-астронавт. Сборник рассказов для детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я