Обезьяний ящик

Василий Пригодич, 2009

В сборник включены по преимуществу литературные рецензии на книги, вызвавшие особый интерес читающей публики в 2005 – 2009 годах. Особенность этих рецензий прежде всего в том, что они представляют собой отклики автора – профессионального литературоведа, поэта и эссеиста Сергея Гречишкина (лит. псевдоним Вас. Пригодич) (1948 – 2009) на произведения современников. Отклики являются образцами личностной прозы, которые неизменно обращены к «Высокому другу – читателю», вовлекаемому «на равных» в жизненный мир литературных персонажей под умным, ироничным и всегда благожелательным водительством автора

Оглавление

"Алмазная колесница", или Путь к Будде Амида

Любезный читатель, давай потолкуем о новой, пленительной и удивительной книге: Борис Акунин. Алмазная колесница. В двух книгах. Книга 1. Ловец стрекоз. Книга 2. Между строк. Издание второе, дополненное. М.: Издатель Захаров. 2004. Тираж 100 000 (!!!) экземпляров. 720 С. Маститый автор на сей раз превзошел себя. Почему? Отвечаю.

Увесистый том представляет собой дилогию, связанную в одно целое главным героем, которого читатель хорошо знает: Эрастом Петровичем Фандориным, сыщиком-аналитиком на государевой службе, благородным авантюристом, державником-прогрессистом, политическим пророком, дамским сердцеедом. Действие первой книги происходит в 1905 г. в Питере и Москве, второй — в Японии эпохи Мейдзи (1878 г.).

"Алмазная колесница" — не что иное, как название секты (Дзёдо), основанной монахом Синраном (1173-1263 гг.)."Алмазная колесница"(Конгодзё) летит по Пути Чистой Земли, ее"седоки" — искусники-ниндзя, тайные воины-убийцы, диверсанты, равнодушные к добру и злу. Глава клана ниндзя Тамба Момоти говорит Фандорину:"Путь Алмазной колесницы учит, что Большой Мир, то есть мир Своей Души, неизмеримо важнее Малого Мира, то есть мира человеческих отношений. Спроси сторонника любой религии, кто такой праведник, и ты услышишь: праведник — тот, кто жертвует собой ради других людей. На самом деле жертвовать собой ради других — наихудшее преступление в глазах Будды. Человек рождается, живет и умирает один на один с Богом. Все прочее — лишь видения, созданные Высшей силой, дабы подвергнуть человека испытанию. Великий вероучитель Синран изрек: «Если глубоко вдуматься в волю Будды Амида, то окажется, что всё мироздание затеяно ради одного меня»"(С. 707). Ничего себе, развлекательное чтиво. Образ Тамба — сквозной и чрезвычайно важный, он — отец и дед… (промолчу).

Название первой книги"Алмазной колесницы"восходит к прославленному хокку:

Мой ловец стрекоз,

О, как же далеко ты

Нынче забежал…

Как ты думаешь, читатель, о чем это трехстишие, а? Неправильно. Процитируем автора, в миру — Г.Ш. Чхартишвили, крупнейшего япониста современности:"… великая поэтесса Тиё написала это стихотворение на смерть своего маленького сына"(С. 651). Лишь в ошеломительном финале второй книги мы узнаём, что"ловец стрекоз" — это (нет, молчок). Читайте сами.

Тема трагедийной несовместности европейского и японского мировидения, миропорядка, миропонимания, мировоззрения, культуры, поведенческих мотивов, мышления-языка — сквозная в книге Б. Акунина. О-Юми (Мидори), возлюбленная Фандорина, говорит ему во время свидания:"Есть две красоты: красота радости и красота печали. Вы, люди Запада, предпочитаете первую, мы — вторую. Потому что красота радости недолговечна, как полет бабочки. А красота печального прочнее камня"(С. 653). Кстати, в японском языке нет будущего времени (!!!), только — настоящее и прошедшее.

Название второй книги"Между строк", каждую главу которой автор завершает изящным трехстишием, помогает понять последнее хокку:

Забудь, что прочёл.

Учись читать заново.

Так сказал сэнсэй.

Здесь не только корректное обращение к читателю с просьбой перечитать книгу наново, здесь обращение к читательскому сердцу… Кстати, в этой книге дана"развернутая биография"Массы — друга-камердинера Фандорина.

Два романа Б. Акунина, объединенные под одной обложкой, ибо лишь из поразительного постскриптума читатель понимает, что это ОДНО произведение, принадлежат к новому"синкретическому"(так скажем) жанру."Алмазная колесница" — глубоко новаторское соединение исторического,"этнографического", психологического, политического, философского, любовного, шпионского, авантюрного, детективного романов. В книге"Между строк"22-летний Фандорин еще к тому же стремительно мужает, отковывает дух, подвергается тяжким душевным и телесным испытаниям, следовательно, можно назвать эту книгу еще и"романом-воспитанием". Да, да, все это"в одном флаконе", как говорится в пошлой рекламе. Не знаю, читатель, видал ли Ты такое, я — нет, ничего подобного не читал.

В первой книге"Ловец стрекоз", действие которой разворачивается в Питере и Москве во время Русско-японской войны, после разгрома российского флота у острова Цусима, Фандорин сражается с японским диверсантом штабс-капитаном Василием Александровичем Рыбниковым, который в действительности оказывается… (нет, опять молчок). Ба, скажет читатель, читал я рассказ А.И. Куприна (1870-1938 гг.)"Штабс-капитан Рыбников"(1905). Написав эту мини-повесть, Куприн стал основоположником жанра шпионского детектива в русской прозе, причем писатель считал этот рассказ своим лучшим произведением.

Читатель, осмелюсь дать Тебе совет: перед проглатыванием"Ловца стрекоз"перечитать купринский рассказ (в любой поисковой машине набери: Куприн А.И. Штабс-капитан Рыбников; нажми пару кнопок, и текст появится на мониторе). Куприн — замечательный писатель — в нашей преизбыточной гениями литературе является классиком"второй руки". В любой европейской литературе он был бы писателем первого ранга. Однако мы сейчас не об этом."Штабс-капитан Рыбников" — весьма компактное произведение. Так вот, перечитав купринскую мини-повесть и начав поглощать"Ловца стрекоз", Ты поймешь, как изменилась русская проза за сто лет: темп, ритм, писательские технологии, сюжетное построение, психологизм и т.д. Читатель спросит, а что же, Акунин пишет лучше Куприна? Однозначно (вспомним В.В. Жириновского!). Нет, не так! Акунин пишет ИНАЧЕ: жестче, точнее, насыщеннее… Безупречная книга.

Я нашел лишь одну"блоху"в"Ловце стрекоз"("питерские главы"):"Мимо грохотал электрический трамвай. Рыбников вдруг ступил с тротуара на мостовую, перешел на бег и ловко вскочил на подножку"(С. 10). Первая трамвайная линия в Петербурге была открыта 15 сентября 1907 г., т.е. через два года после описываемых событий. Я когда-то писал об этом в комментариях к роману Андрея Белого"Петербург". Книга"Алмазная колесница", несомненно, стоит в одном ряду с этим шедевром. Действие романов Белого и Акунина происходит в одно и то же время, большое внимание уделяется психологии бомбистов-террористов.

А о чем, собственно говоря, повествует автор в"Алмазной колеснице"? Да все о том же: о любви и ненависти, о жизни и смерти (и о"посмертии"), о верности и предательстве, о земле и крови, о благородстве и низости, о буддизме и синтоизме, о российской и островной (Ямато) империях и прочая, и прочая, и прочая. Книга читается, ей-Богу, на одном дыхании: сюжет чрезвычайно прихотлив и затейлив со всеми фиоритурами приключенческого романа: погони, перестрелки, сражения с ниндзя, любовные перипетии и т.д. В книге много крови, жестоких сцен насилия, убийств.

Злые и завистливые критики относят прозу Акунина к развлекательному"чтиву". Это нечестно и неверно. Сам писатель подлил масла в огонь, сказав о своем творчестве в одном из интервью:"Не все же Хайдеггера читать". Читатель, мне приходилось читать труды этого философа: скука смертная, немецкое"гелертерство", квазинаучные благоглупости, яркая мысль, как саваном, укутана многостраничными ИЗБЫТОЧНЫМИ размышлениями. Это не В. Соловьев, не В. Розанов и не Н. Бердяев, ну, и, разумеется, не Б. Акунин. Автор"Алмазной колесницы" — круче, увлекательней и УМНЕЕ. Именно от Владимира Соловьева автор подхватил тему"панмонголизма"(С. 558), грядущего всемирного торжества"желтой расы".

Приведу фрагмент размышлений главного героя ("Между строк"):"…всем существом Фандорина овладело пронзительное, непередаваемое словами ощущение, что смерть есть. Он всегда, с раннего детства твердо знал, что жизнь тела невозможна без жизни души — этому учила вера, об этом было написано в множестве прекрасных книг. Но теперь, на двадцать третьем году от рождения, под падающей с неба луной, ему вдруг открылось, что верно и обратное: душа без тела тоже жить не станет. Не будет ни воскресения, ни ангелов, ни долгожданной встречи с Богом — будет нечто совсем другое, а, может, и вовсе ничего не будет, потому что души без тела не бывает, как без тьмы не бывает света, как не бывает хлопка одной ладонью. Умрет тело — умрет и душа, а смерть абсолютна и окончательна"(С. 443). Нет, не"бульварное чтиво", господа-критики. Ничего ужасней я за всю жизнь не читал.

В книге многократно и многоаспектно истолковывается псевдоним"Акунин". В ней много"внесценических персонажей"(так скажем): они не являются участниками действия, но о них говорят персонажи (император Муцухито и многие другие).

"Алмазная колесница" — Большая книга Большой литературы. Б.Акунин — "ушедший к Будде"(желаю писателю многоплодного долголетия). Предпоследнее."Перестройка"эпохи Мейдзи содержит прямые аллюзии с реформами современной России. И последнее."Алмазная колесница"наверняка напугает"проницательного читателя": насельники островной империи остались прежними (вопреки техническим"чудесам"), а мы (русские, европейцы, американцы) — давно другие… Ave, Akunin.

20 мая 2004 г.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я