Это история. Загадки веков. Историю больше всего изменили сами историки…

Василий Панченко

«Это история» сборник авторских статей объединенных загадками истории. Факты, размышления, гипотезы, неординарный взгляд на известные и не очень события. Почему Россия непобедима? Особенности менталитета и парадоксальная стратегия и многое, многое другое.Историю больше всего изменили сами историки. Спасибо! Наслаждайтесь чтением.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Это история. Загадки веков. Историю больше всего изменили сами историки… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Россия — Суздальская земля. Русские, меря, славяне, варяги. Поход князя Олега на Царьград

Меря, роль в становлении России, русских?

Летописное племя меря, было финно-угорским, несмотря на неуклюжие попытки приписать их к славянам. Территория проживания племени меря (Суздальщина), а в древности это значительная часть Великого Московского княжества (Москва, Владимир Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Галич-мерский и тд). То есть это ядро, центр России.

Под 854 годом в Повести Временных Лет (ПВЛ) сказано: «Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: Словенѣ свою волость имѣли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше; а Чюдь своимъ родом; и дань даяху Варягомъ…, то ти насилье дѣяху Словеномъ, Кривичемъ и Мерямъ и Чюди»

«В лѣто 6370 [862год]. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти… И въсташа Словенѣ и Кривици и Меря и Чюдь на Варягы, и изгнаша я за море; и начаша владѣти сами собѣ и городы ставити. И въсташа сами на ся воеватъ, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не бѣше в нихъ правды».

«Поищемъ сами в собѣ князя, иже бы володѣлъ нами и рядилъ по ряду, по праву».

То есть меря принимала деятельное участие во всех процессах, то в союзе прогоняли варягов, то воевали с союзниками, то опять для мира участвовали в призвании варягов. Если бы меря была хлипкой, жалкой, малочисленной и ничтожной, ее бы просто вырезали и в летописях не упоминали.

Поход на Царьград и договор с греками

«Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

«…кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги». Выше отрывок никаких русских не упоминает, а тут появляются русские, противоречия нет, все вместе перечисленные племена и стали примерно к XIIвеку русскими. [1]

В 907 году последнее упоминание в летописи мери в связи с походом Олега на Византию. Какие выводы из этого можно сделать:

— племя меря было скорее союзное, чем зависимое (просто платившее дань).

— меря была достаточно воинственна, чтобы контингент мерян, вошел в войско князя Олега (вероятно лучники, возможно конные лучники).

— по договору с Византией меря получила свою долю добычи, следовательно, это полноправные воины, как варяги, русь и прочие.

Имена послов Руси, подписавшие договор с Византией: Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид. Все это варяги за исключением двух имен: Актеву, Лидул — эти имена финского происхождения, может мерянские?

Интересный эпизод в тексте летописи о походе на Византию и договоре с греками: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные», — и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок». Это как нужно понимать, что варяги-скандинавы подсмеялись над славянским контингентом сшив им негодные паруса? Типа, чтобы знали свое место? Или что это такое?

Паволока — дорогая ткань вероятно шелк. Копринные — дешевая ткань возможно из волокон крапивы, или из шелка, но тонкого и более низкого качества. А над мерей не посмеялись, без лучников с византийской армией вооруженной помимо прочего луками, было бы сложней варягам (тяжелой пехоте) справиться.

«Мирное заселение», а стрелой в глаз не хотите?

В летописях нет упоминаний о войнах славян и мери, отсюда делается вывод, что якобы происходило мирное заселение славянами мерянских земель.

При проникновении русских переселенцев в Поветлужье заселенное марийцами (самоназвание мари, предполагают, что это остатки племени меря, не ославянившиеся) в XVI веке зафиксированы в переписке Москвы и Казани случаи противостояния переселенцев и местных мари. То, что для русского лес, который нужно подпалить и потом на золе выращивать рожь, для мари были охотничьи угодья, пасеки. И соответственно мари убивали, будучи искусными лучниками, вторгшихся поджигателей.

Нигде в летописях нет, таких сообщений, что вот, пришли и заселили, есть предположения историков, а это не одно и то же. Если уж варяги брали мерю (лучников?) в поход на Византию, то вряд ли кто осмелился идти и жечь их леса, под угрозой получить в глаз стрелу из леса, чтобы не портить шкуру. Это если бы кто пришел к славянам да пожег их поля с пшеницей, под предлогом, что мы тут бахчисарай какой-то разведем. Думаю и славянам, да и любым другим, это сильно не понравится.

Меря — малочисленные «дикари»

Официальная версия, что меря — дикари, жившие малочисленными поселениями в лесах и славяне могли легко расселяться, двигаясь по рекам, на территории мери не вступая в конфликт (см. Ключевский, он как приличный историк не утверждает, а лишь предполагает, что так могло быть). По-видимому, такое мнение сложилось из политических соображений, и является модернизацией реальных процессов проходивших в VIII — X веках. Свидетельства археологии не полные, основаны на предположениях политизированной истории о расселении славян. Вплоть до того, что часть археологических артефактов объявляли славянскими или близкими к славянским. Раскопки графа Уварова вообще заклеймили вандализмом и выбросили из научного оборота. Как раз Уваров никаких следов славян не находил, сплошь меря.

Что касается дикости мери, в VIII — X веках племена мери были не более дикими, чем славянские племена кривичей, вятичей, полян, древлян и других.

Скорее всего, произошло следующее

Серьезного переселения славян на северо-восток Руси (Суздальщину) не было ни до X века, ни после.

Разумеется, нельзя и полностью исключать проникновение славян на эту территорию. Это проникновение было достаточным, чтобы под влиянием исторических факторов произошло изменение мери как этноса, обрусение.

Еще до прихода варягов существовал союз племен словене, кривичи, меря — именно они стали основателями Новгорода, с его концами в начале бывшими этническими поселениями слившимися в один город (такую версию выдвигали исследователи).

Племенная мерянская знать изначально составила совместно с племенной знатью славян господствующий класс. Это касается Севера и северо-востока Руси (Новгород, Ростов, Суздаль, Белоозеро). Белоозеро город в земле веси, видимо там происходили аналогичные процессы.

Славяне могли проникать с северо-запада (Новгород), на территорию мери. Так был основан Ростов, город, состоявший из славянской и мерянской частей. Рядом с Ростовом Сарское городище чисто мерянского происхождения. Все это следствие межплеменного союза усиленного приходом варягов. Новгороду и в более поздние времена не хватало продовольствия, и именно Суздальщина была Новгородской житницей. Это обстоятельство могло быть изначальной причиной объединения племен. Ильменские словене не были многочисленны и не могли ассимилировать мерю.

Проникновение славян кривичей (Смоленск) в Суздальщину, так же не могло быть слишком мощным. Путь сквозь Голядь не мог быть удобным.

Вятичи с юга были отрезаны от Суздальщины мордвой (эрзя) и муромой. С юга сквозь вятичи дороги прямоезжей не было очень долго еще в XI веке Муромский князь Глеб ехал в Киев в обход вятичей. Дорога прямая появилась (в начале XII века) когда этногенез великороссов был уже завершен.

Колонизация с юга

Колонизация с юга, о которой очень осторожно пишет Ключевский, видимо сомневался и очень серьезно сомневался, не могла быть сколько-нибудь значительной ни в VIII—X вв. ни позднее после разорения Киевской земли (собственно Руси) монголами.

Ни один земледелец добровольно, в трезвом уме и твердой памяти не поедет с черноземного юга в Суздальщину. Угроза кочевников, разумеется, вела к оттоку населения Руси, но никак не на север, а на запад (Волынь и далее в Польшу) и северо-запад (современная Белоруссия). Там и население славяне и климат знакомый и угроза кочевников ниже и земли хватало. На всех этих территориях Польша, Русь, Суздальщина, Новгород Великий была одна общая проблема земли много людей мало. Причем Суздальщина была более многолюдна. Собственно могучими волны переселения быть не могли. Однако, полностью отрицать возможное переселение некоторой части населения юга в Суздальщину тоже будет неправильно.

Откуда нелюбовь?

В летописях неоднократно упоминается нелюбовь населения южных княжеств к суздальцам, и нелюбовь суздальцев и новгородцев. Это еще один из факторов, препятствующих к добровольному переселению с юга или из Новгорода в Суздальщину.

В Суздальской земле население не слишком приветливое (сначала меря, затем русские). Нелюбовь последних к населению славянских земель Руси проявилась уже в правление князя Юрия Долгорукого (Юрий, Георгий Владимирович князь ростово-суздальский), то есть в середине XII века. К этому времени можно считать, что этногенез русского народа завершился.

Климат Суздальщины не способствует земледелию (может быть в те времена, там теплей было, но это не юг с его черноземами), не мог привлекать север переселенцев-земледельцев с юга. Кроме того, нет никаких свидетельств, что князья массово переселяли людей с юга в Суздальщину. Есть только умозаключения историков. Наоборот, известно, что из многолюдной Суздальщины были переселены 7 тыс. крестьян в 1149 году. Поход на Ростов князей Мстиславичей.

Куда делась меря?

В загадке спрашивается, а куда собственно меря делась? А никуда, как седели в своих городах да деревнях, так до сих пор и сидят. Обрусели, то есть, не ассимилировались славянами, а именно обрусели. Усвоили язык, вслед за своей родоплеменной знатью, были крещены и в самосознании другим именем кроме русских они и не мыслили себя уже с X века.

Племенная знать, нужно полагать, окончательно слилась после 907 года с варяжко-славянской верхушкой Руси. Следует заметить, что эта верхушка с самого начала была многонациональной, впитывающей в свои ряды представителей самых разных народов.

Посмотрите в Повести Временных Лет историю про Туки Чудинова брата, это ребята представители высшей знати Киева. Чудин, могло быть прозвищем, так на Руси называли вообще представителей финно-угорских народов. Его брат Туки — это считают скандинавским именем, а ряд ученых считают, что это могло быть мерянским именем (в современном марийском языке Тукымвуй — глава рода, родоначальник. Тукым 1) род; 2) поколение 3) родня. Тукан — рогатый. Туко — 1 щеколда, запор, задвижка 2 нет рога, рог). Конечно, это спорное предположение, однако, то, что Туки и Чудин вряд ли были славянами — это факт почти 100 процентный.

Не славяне ассимилировали мерю, а скорее наоборот — меря ассимилировала пришедших на ее территорию малочисленных славян, это ключевой факт в результате, которого сложился новый этнос великороссов, собственно русских. Мы не будем утверждать, что меря — это и есть русские, однако ядром великороссов, к которому присоединились все вышеперечисленные племена, является именно меря. «…кривичи ярославские и костромские, которые, по мнению исследователей, представляют собой ославяненное местное финское население». [2]

Свой характер

Самым важным аргументом является летописный факт, что жители северо-востока Киевской Руси суздальцы считавшиеся русскими, а не мерей и сами себя считавшие русскими, такими же, как киевляне или новгородцы около XII века действительно вышли на арену истории, но уже тогда имели собственный характер. Характер суздальцев существенно отличался от характера жителей юга Руси и от Новгородцев. То есть от славянского населения Руси. «…различие между Северною и Южною Русью, различие в характере ее народонаселения», — это еще историк Соловьев утверждал [3]. И между прочим, все это не имеет никакого отношения к современным отношениям с некоторыми сопредельными братскими народами. Это вообще отдельная тема.

А смысл в чем?

Действительно, какой смысл сегодня копаться в вековой пыли в попытках выяснить кто мы по крови? Генетически население России и в большой части Восточной Европы мало чем отличается. Не говоря уже о том, что все люди братья, а некоторые сестры. И произошли от Адама и Евы, и это даже не Библия утверждает, а все та же генетика (может действительно лженаука?).

А смысл видится в том, что сплав различных племен и общность истории создали неповторимый менталитет русского народа, который долгое время остается фактически неизменным и определяет все наши деяния в любой сфере деятельности. Нам, думаю, нужно серьезно заниматься изучением самих себя и вот от этого будет польза. Изменить нас не смог изнутри, ни Петр Великий с его изуверскими методами насаждения Европы на Руси, ни реформы царей все время толкавшие нас в цивилизацию, опять же европейскую, ни Ленин-Сталин насаждавшие коммунизм (тоже европейская идея), ни новые реформы после 1991 года, сначала в духе Европы, теперь в духе старого доброго славянофильства. Наталкиваясь на наш русский менталитет, все на свете изменяется, иногда до неузнаваемости или приобретает вполне определенную специфику. Русское православие, отличается от классического Византийского, социализм по-европейски отличается от советского социализма, все, что ни возьми, отличается от оригинала.

Вот вроде бы смешной вопрос. По статистике встреч, наши обычно рвут в хоккей шведов, а шведы обычно рвут финнов, а вот финны для нас настолько неудобный соперник, что удивительно становится. Думаю, что это проявления менталитета. Мы конечно не финны, но у нас слишком много общего, через кровь влившихся финно-угров, и много различного через славянство, варяжство, может и татары помогли, и это общее с различным дает менталитет при столкновении на хоккейном поле приводит к увязанию в финской обороне. Это менталитет. Про футбол вообще не хочется рассуждать в связи с менталитетом, лучше играть в лапту…

Спасибо. Прежде, чем ругать нехорошими словами, пять раз обдумайте. Понимаю, что обдумывать пять раз поперек нашего менталитета, но попробуйте. Лайки ставьте не жалея, я над этой темой ТРИДЦАТЬ лет и три года думал и собирал материалы. А то, что написано лишь облегченные для Дзена некоторые выводы.

[1] Повесть временных лет.

[2] Н. Н. ГОНЧАРОВА (г. Москва) НОВЫЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ВОПРОСУ О КОЛОНИЗАЦИИ РУССКОГО СЕВЕРА.

[3] С. М. Соловьев История России с древнейших времен.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Это история. Загадки веков. Историю больше всего изменили сами историки… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я