Манифест правильного чиновника. Как заставить госпредприятие приносить прибыль городу

Василий Овчинников, 2023

Книга о том, как сделать госпредприятие прибыльным и успешным. Василий Овчинников рассказывает о своем опыте работы генеральным директором государственной компании "Мосгортур", которая совершила революцию в организованном детском отдыхе, пытается развенчать миф о том, что работа в госкомпании – это "халява", рабочий график строго до 18 и отсутствие перспективы. Василий успел побывать во главе двух окологосударственных компаний и уверен, что работа в "подведе" – это возможность совершить невозможное, воплотить свои идеи, реализовать потенциал. Автор своим примером доказывает, что госслужба – достойная и увлекательная профессия, а государственное предприятие может приносить существенную прибыль городу и стране.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Манифест правильного чиновника. Как заставить госпредприятие приносить прибыль городу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава первая

Первые набитые шишки

В тридцать лет я возглавил государственное предприятие. Кто-то скажет: «Повезло!» А еще кто-то, может быть, подумает, что вперед и вверх меня подталкивала «волосатая лапа». И вообще — я чей-то сыночек, не иначе…

Но в том-то и дело, что никакая «волосатая лапа» меня не поддерживала. А отец мой — простой офицер, хотя и ушел в отставку из Штаба Московского военного округа в звании полковника. Конечно, у нас, в России, на руководящих должностях часто сидят люди, получившие эти места не за какие-то заслуги, а благодаря влиятельным родителям и их связям.

Но карьерные и социальные лифты тем не менее существуют. В том числе и для простых ребят. Во времена основоположника теории социальной мобильности Питирима Сорокина этими лифтами были армия, церковь, образование. Сейчас, в 10-х годах XXI века, в уменьшившемся по размеру и быстро меняющемся мире возможностей для карьерного взлета больше, чем когда-либо раньше. Надо просто уметь их увидеть.

Истории моего взросления, первых горьких ошибок и первых побед, как мне кажется, очень важны. Именно они подтолкнули меня к предпринимательству, к общественной деятельности, помогли понять специфику профессионального менеджмента, провести его реформу в отдельно взятом заведении, выжить и преуспеть. Возможно, кому-то мой экскурс в детство покажется долгим, но он очень важен. Именно мой детский опыт позволил извлечь ряд важных правил, плодами которых я пользуюсь всю жизнь. Ведь все события, которые произойдут с вами, на самом деле уже происходили с вами в детстве. Детский опыт — самый остро переживаемый, самый болезненный, но и самый яркий.

Рассказ мой будет в чем-то саркастичен, в чем-то наивен и весьма эгоцентричен. Временами он будет напоминать компьютерный квест. Мы с вами пройдем по тем граблям, на которые я наступал, посмотрим на первые победы, узнаем, почему их нужно опасаться, усвоим некоторые очень важные правила, полученные как на пути к руководящей должности, так и в кресле руководителя.

Если вам интересно, как я в возрасте тридцати лет оказался в кресле генерального директора государственного учреждения, я расскажу вам о событиях и тех личных качествах, которые, как мне кажется, меня туда привели. Если вдруг вам это неинтересно, или вы, как моя любимая жена, все это и так знаете, перелистывайте книгу сразу к третьей главе и начинайте читать непосредственно о проблемах руководства госучреждением.

Правило № 1

Избегать «боли» и Сизифова труда

Напомню вам миф о Сизифе. Древнегреческий царь провинился перед богами. И обитатели Олимпа наказали его, заставив толкать на гору камень, который, в конце концов, неминуемо срывался вниз у самой вершины, а Сизифу приходилось начинать все сначала.

Каждый человек сталкивается с трудностью, которая ему не по силам. Назовем это «головной болью». Или, чтобы короче, просто «болью». Это — суперпроблема, справиться с которой ну никак невозможно. Эта проблема, эта «боль» отравляет жизнь, а иногда даже мешает человеку в полной мере вписаться в общество.

У меня тоже была (да и сейчас есть) такая трудность. Это — небольшая, но очень ощутимая дислексия. В моем случае это нарушение обучаемости грамотному письму, которая вроде бы пока не отражается на прочих интеллектуальных способностях. Дислексией страдает основатель Virgin group Ричард Брэнсон, создатель Cisco Джон Чемберс. Дислектиком были Стив Джобс и Мэрилин Монро. Не могут писать грамотно Квентин Тарантино, Том Круз, Киану Ривз. Так что, сами видите, компания хорошая. Думаю, что знаменитых дисклектиков еще больше. Просто, они в этом непризнаються. Кстати, вопрос на засыпку: сколько ошибок я сделал в предыдущем предложении?

По всем предметам в школе я учился на «четверки» и «пятерки». Но вот по русскому перебивался с «двойки» на «тройку». При том три балла были скорее везением. Русская грамматика стала для меня настоящей бедой. Я знал правила, помнил номера параграфов в учебнике, где были написаны эти правила. Но я не мог увидеть в написанном мной от руки тексте ошибок. Не мог, и все!

В памяти учителей я остался талантливым, энергичным молодым человеком, победителем олимпиад и детских конкурсов. Мои учителя до сих пор помнят, как аплодировал мне зал, когда я выступал на детском конкурсе чтецов. Но орфография, пунктуация, синтаксис всегда оставались для меня в параллельной реальности.

(А теперь представьте, какую работу проделали редакторы и особенно корректоры, готовя эту книгу к печати. Вот где настоящая «боль»! Низкий им поклон за терпение и титанический труд.)

Можно было бы посвятить все свое время зубрежке. Можно было бы писать с репетитором диктанты, тщательно вглядываться в каждое написанное слово, вспоминать все правила. Если бы я зубрил днями и ночами, я, может, и покорил бы, примерно к старости, вершину под названием «письменный русский язык». Сизиф, наверное, тоже думал, что еще чуть-чуть, и он доставит свой камень на вершину горы.

Но уже тогда я понимал, что время — очень ценный ресурс. Я интуитивно открыл для себя то, что позже другие люди назовут «тайм-менеджментом» (а Глеб Архангельский в своей книге «Тайм-драйв» поможет сформулировать понятия и уточнить инструментарий). Я отказался от мартышкиного труда Сизифа. Простите меня за два образа в одном предложении. Но Иван Крылов идеально вторит греческой мифологии. Я понимаю, что это неправильно. Но призываю отказаться от мартышкиного труда Сизифа!

В детстве времени у меня было очень мало. Я рос в семье военного. Отца переводили с места на место, из одного гарнизона в другой. И это не единственная причина того, что я поменял очень много школ. Колоссальные силы и время уходили на общение и выстраивание дружеских отношений с одноклассниками. Я тогда не знал, что эта подростковая дипломатия повышала мне то, что позже назовут «эмоциональный интеллект», который окажется очень важным фактором успешности в различных делах.

Вместо того чтобы зубрить параграфы, я занимался спортом, а однажды в детском лагере освоил фотографию (в те времена еще не было цифровых камер, и сделать фото было не так просто, как сейчас, но технически гораздо увлекательнее). И главное — с третьего класса я подружился с компьютером и информационными технологиями. На таком уровне, что в выпускных классах одной из московских школ я сам объяснял преподавателю информатики, как инсталлируется то или иное новое устройство. Случалось, подменял учителя на уроках для младших классов.

А мог бы, конечно, все это время потратить на зубрежку. Но я, скорее подсознательно, чем осознанно, понял, что надо определять приоритетность задач и не тратить время на нерешаемые проблемы.

Я задвинул эту проблему. И, думаю, к лучшему.

Правда, это решение аукнулось мне уже после школы. Я поступал в Военный университет, на прокурорско-следственный факультет. Блестяще сдал экзамен по физподготовке, пробежал три километра за девять минут (или вроде того) и, по-моему, в моем потоке это был рекорд. Но завалил экзамен по русскому языку. И офицером так и не стал. А сейчас осознаю, что тогдашний провал на экзаменах на самом деле был удачей! Понимаю, что это звучит парадоксально. Но моя жизнь пошла совсем по другому пути — несомненно, куда более лучшему и интересному, чем тот, что я выдумал сам себе. И этот путь сделал меня тем, кем я являюсь сейчас.

Впоследствии, когда я возглавил первое госучреждение, я еще раз попытался подтянуть грамотность, несколько раз занимался с репетитором. Спасибо Светлане Станиславовне Шамаевой за то, что взялась за взрослого дядьку и немного выправила проблему. Но времени на занятия у меня оказалось еще меньше, чем в школе. Я честно начинал учить правила, но «домашку» делал через раз. И заметил, что время на учебу идет в ущерб работе. И с семьей получается видеться все меньше.

Я допускаю, что когда-нибудь все-таки покорю эту вершину. Но со следующей попытки. А пока пользуюсь правилами, которые придумывает для меня мой друг и коллега в «Мосгортуре» Наталья Лосева. Например, слово «материалы» можно проверить при помощи названия «РИА Новости». А для слова «конечно» проверочное — «конь». И, согласитесь, сразу все становится понятно!

Перефразирую старый афоризм: «Умный в гору не пойдет». Конечно, не пойдет. Если это — не его гора. Умный занят другими важными делами.

> Расставляйте приоритеты. Не занимайтесь напрасным трудом, если есть более важные дела. Делайте только то, что считаете важным.

Правило № 2

Физические нагрузки помогают справляться с эмоциональным и интеллектуальным прессингом!

Вернемся еще раз к Сизифу. Представим, как он толкает камень. И чем выше поднимается царь со своим грузом, тем, в соответствии с законом всемирного тяготения, тяжелее камень становится.

Такова и работа госслужащего. Чем выше он поднимается по карьерной лестнице, тем жестче прессинг. Тем больше задач, которые надо решать одновременно. Конечно, в какой-то момент хочется пожалеть себя и поспать лишний часок.

Думайте об этом побольше, дорогой Сизиф, и камень вашей карьеры если не покатится вниз, то намертво забуксует на полпути к вершине. Ни туда, ни сюда. И вы на долгие годы застрянете в скучном кабинете на незначительной должности: будете пить чай, следить за секундной стрелкой и, может быть, от нечего делать, ловить айфоном покемонов.

Чтобы выдерживать нагрузки и не жалеть себя, вы должны выработать в себе выносливость. Это ценнейшее из качеств руководителя дают занятия спортом.

Спорту уделяют время популярные телеведущие, кинозвезды, руководители государств. Хотя у каждого из них свободного времени куда меньше, чем у вас. Не случайно древние греки говорили: «Хочешь быть умным — бегай, хочешь быть сильным — приседай!» Связь действий и результата кажется не очевидной. Но польза будет в любом случае. А именно — хорошее физическое самочувствие.

Или представьте себе: вы пришли на выборы. Перед вами два кандидата: один — с одутловатым лицом, распущенным брюхом, а второй — спортивный красавец с белозубой улыбкой. За кого вы проголосуете? Кто из них победит — другая история. Главный вопрос: за кого из этих двоих проголосуете лично вы? Вы скажете: «За умного!» Но как понять, кто из двоих умнее? Тот, кто следит за своим здоровьем? Или тот, кто этого не делает?

Исследования немецких социологов еще в 2011 году показали, что люди, следящие за своей физической формой, старающиеся быть красивыми, в среднем зарабатывают больше тех, кто наплевательски относится к своей внешности и здоровью.

* * *

В детстве я занимался во всевозможных детских милитаризованных клубах. Я хотел повторить путь отца. Он, со своей стороны, мое желание не приветствовал, ведь в начале 90-х российская армия переживала не самые лучшие времена. Но я, разумеется, был упрям. (Сейчас думаю, что папе надо было мне говорить, что он не хочет, чтобы я был грамотным.)

Я очень быстро познакомился с оружием, начал прыгать с парашютом. Но главное — в детских военных клубах я научился правильно сидеть в засаде. Часами, подолгу. Без всяких скидок на «не могу» и «ой, надоело».

Вот так я и выработал в себе как выносливость — то есть способность переносить длительные физические нагрузки, так и научился терпению, которого требует, например, долгое сидение в засаде.

Впервые, кроме роли «кемпера» в компьютерных играх, это качество мне по-настоящему пригодилось, когда я руководил «Студенческой общиной». Об этой славной организации я расскажу чуть позже. А сейчас скажу, что наша «Община» была лучшей молодежной организацией России. Хотя при участии государства и создавались такие проекты, как «Наши» или «Молодая гвардия». Но у них не получилось по-настоящему организовать студентов. Не знаю, как по всей стране, но в Москве — не получилось. Надо понимать, что Москва — особый город, сильно отличающийся от остальной России. Организовать студентов можно на основе объединяющей идеи, экономической заинтересованности, свободной воли и активного соучастия в решении общественных проблем. Этого не получилось у финансируемых государством организаций. А нам, не стану скромничать, это удалось.

Почему тогда мы были лучшими? Почему мы были более яркими, более креативными (хотя в те времена это слово еще только начинало входить в обиход)?

> Одной из главных причин успеха организации стала выносливость.

Команда «Студенческой общины» была вынослива. Мы спали на час меньше остальных студентов. Дефицит сна плюс выносливость позволяли нам относиться с азартом и интересом к делам, которые государственным проектам давались как поручения. Официальные молодежные движения отрабатывали бюджет. А мы тратили все свои заработанные на бизнесе деньги, чтобы просто поучаствовать в этих процессах.

Мы понимали, что нужно бороться за государственные контракты, и мы добились того, что с нами стали их заключать. Очень во многом это происходило благодаря именно выносливости. Мы действительно стали крупными подрядчиками города в области молодежной политики. (Правда, потом эта наша успешность вызвала ряд вопросов у определенных сотрудников, защищающих конституционный строй.)

В заключение этой маленькой главки давайте запомним простой алгоритм: спорт дает выносливость, выносливость дарит интерес к «скучным» делам, интерес приводит к успеху.

Все просто, правда?

Правило № 3

Откуда берется авторитет?

Как сделать, чтобы люди слушали вас? Чтобы ваши слова воспринимались как руководство к действию? Как приобрести авторитет?

Этот вопрос волнует очень многих. Существует множество пособий, руководств, тренингов. Но большинство из них, как говорил Михаил Жванецкий, из серии «Включаешь — не работает». Вы заплатили кучу денег, запомнили советы, но ваше место в иерархии вашего окружения по-прежнему невысокое.

На самом деле завоевать авторитет можно. Но именно завоевать. Потому что авторитет стоит дорого. Вы потратите и время, и деньги, ведь все на свете имеет свою цену. Не надо ожидать, что ваш рейтинг в компании друзей или на работе мгновенно подпрыгнет до небес. Ведь если вы прочтете мемуары Арнольда Шварценеггера, ваша мускулатура не увеличится. Хотя, думаю, вы вдохновитесь, они невероятно мотивируют. Равно как и формы 90×60×90 не появятся от прочтения брошюры «Секреты идеальной фигуры».

Формулы приобретения авторитета могут быть самые разные. Моя не претендует на абсолютную истину, но состоит она всего из четырех усилий.

> Для приобретения авторитета требуются усилия.

УСИЛИЕ № 1: ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ

Без спорта, увы, никуда. Физическое несовершенство рождает комплексы. А их присутствие служит мишенью для недоброжелателей.

У меня не было таких проблем. С раннего детства я занимался в детских клубах. И даже тогда, когда я их уже перерос, я не оставил занятия спортом. Может быть, я заслужил бы и разряд, но спорт высоких достижений меня не интересует.

Помню, уже после школы мы с парнями собирались по утрам в одном из дворов московского района Жулебино — совершали пробежки, отжимались, подтягивались. И потом весь день чувствовали себя прекрасно.

Но самое главное — мы сами себя организовывали. Мы чувствовали себя настоящей компанией. У нас была цель — сдать вступительные экзамены по физподготовке. Но главное, у нас был командный дух.

Моды на спорт и фитнес тогда не существовало. Но и в те времена эти занятия обладали притягательностью.

А чуть позже, уже в институте, я раз в месяц, по выходным, собирал всех желающих на площади трех вокзалов, откуда мы на электричке с Казанского ехали на подмосковный аэродром им. М.В. Водопьянова — прыгать с парашютом. И эти поездки, если использовать терминологию компьютерных игр, дали мне очень много «очков авторитета». «А! Это тот самый чувак, с которым мы прыгали с самолета! — слышал я в коридорах вуза. — Да он крутой!» Правда, в конце концов однажды на вокзал никто не пришел.

УСИЛИЕ № 2: ЗНАНИЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В детстве мне очень повезло. И мой отец, и мой дед Василий были очень большими любителями того, что в советские времена называлось «радиоэлектроникой». В свободное время они, например, чинили телевизоры. Притом после починки всегда оставались лишние детали (из которых можно было собрать еще один телевизор и, возможно, даже мопед), но после починки поломанные «ящики» совершенно необъяснимым образом оживали, начинали передавать изображение и звук, не ломались долгие годы. Еще папа с дедом собирали, бывало, из обломков на собственноручно вытравленных печатных платах разнообразные «гаджеты». Впрочем, тогда и слова такого не было. Но суть от этого не меняется. Я, конечно же, завороженно наблюдал за старшими. Довольно быстро я научился паять несложные устройства — например, радиостанцию или зарядное устройство для аккумуляторов на основе простейшего диодного моста.

Вдобавок в третьем классе мне очень повезло со школой. Мы переехали в Омск, и меня отдали в школу с математическим уклоном — одну из самых продвинутых школ того времени. Нас, третьеклашек, посадили за IBM PC XT — самые лучшее компьютеры того времени, стали объяснять нам про хардверную и софтверную части и многие другие тонкости, которые тогда понимал далеко не каждый взрослый. Мы изучали программирование и знакомились с компьютерными сетями, предшествовавшими Интернету (которого тогда в России не было). Это и fdi onet, и BBS, и UUCP. И не только.

В детстве моей мечтой был компьютер ZX-Spectrum. К сожалению, у меня его не было. Но компьютер моей мечты подарили Женьке — моему другу, однокласснику и соседу по двору. Мы бесконечно зависали у него с еще одним нашим другом — Даниилом. Игры и программы на ZX-Spectrum загружались с кассет, с жутким скрипом, не всегда с первого раза. А потом я уговорил родителей купить мне компьютер «Поиск». Он стоил по-настоящему бешеных денег. И родители никак не могли понять: зачем он мне? Ни у кого ведь еще не было компьютеров. Но мой авторитет среди одноклассников возрос тогда просто до небес.

Когда я уже учился в вузе, у меня у одного из первых появился Palm. Это была невероятно крутая вещь. Не пытайтесь сравнить это чувство с радостью обладания, например, новейшим айфоном. Palm давал куда больше счастья. И, главное, помогал выстраивать в упорядоченную схему контакты, заметки, задачи, определял мой календарь встреч. Не буду скромничать — уже тогда я открыл для себя всю пользу личной организационной культуры. Чуть позже у меня появился первый планшетный компьютер. А до появления фейсбука оставалось еще три-четыре года.

Сейчас у меня не так много времени, но высокими технологиями, их новинками, я интересуюсь всегда, стараюсь ничего не упускать из виду. Я могу не помнить или уже не знать каких-то деталей, нюансов языков программирования. Но до сих пор для меня и гаджеты, и технологии их создания предельно понятны. По сути, даже с элементами программирования, они не сложнее микроволновки или телевизора. И главное, я понимаю, куда все движется. Потому что это — вопрос автоматизации процессов. А это знать обязательно.

УСИЛИЕ № 3: ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

Помните детскую песенку: «От улыбки станет всем светлей»? Это — истинная правда, необходимая потенциальному лидеру в процессе выстраивания собственной харизмы. Как говорят: «Улыбайтесь, это всех раздражает!» — только в положительном смысле! Особенно, если все зубы на месте. Это говорю вам я — Василий Овчинников, друг всей прогрессивной молодежи.

Очень многое зависит от того, как вы — лидер команды — утром входите к коллегам. Можно ведь войти, что называется, на «сложных щах» — то есть с хмурым, недоверчивым, надменным видом. Мол, не приближайтесь ко мне, я вас всех ненавижу.

А можно войти и с улыбкой. Поприветствовать каждого, улыбнуться, сказать человеку что-то хорошее. Пошутить на совещании или подколоть друзей, зная, что они на это не обидятся.

Хотя ближайшее окружение отмечает, что сейчас я стал более скучным. А вот раньше со мной почти невозможно было поговорить серьезно. Я любил травить анекдоты, угорал с «черного» юмора.

Это элементарное правило, соблюдать которое получается, правда, не у каждого.

Еще, поскольку я менял школы в среднем раз в два года, приспосабливаться к новым коллективам мне нужно было очень быстро. При этом я не могу вспомнить ни одного конфликта с одноклассниками. Помню какие-то веселые, интересные, творческие моменты. Подраться, конечно, тоже случалось. Но не с одноклассниками, а с пацанами с других районов. Как правило, из-за девчонок. Кстати, потом мы с этими пацанами дружили, уважая друг друга за хороший удар справа.

УСИЛИЕ № 4: ХОББИ

Для того чтобы ваш авторитет вознесся на недосягаемую высоту, необходимо качественное, необычное и, может быть, даже эпатажное хобби.

Во-первых, чем-то заниматься в свободное от работы время (и радуйтесь, что оно пока что есть!) необходимо лично вам. Чтобы переключиться, отвлечься, забыть обо всех заботах.

Ну а во-вторых, неплохо, чтобы у вашего окружения ваше хобби вызывало если не восхищение, то как минимум зависть. Конечно, в хорошем смысле. Вполне годятся прыжки с парашютом. Но не обязательно именно они. Мне, например, очень повезло с хобби. Еще со студенческой скамьи я увлекался ночными автогонками. Да, именно! Рев мотора, запредельная скорость, выплеск адреналина. Гоняли, знаем.

В то время я возглавлял вузовский студсовет. И стоит ли говорить, какими глазами смотрели студенты на своего председателя, неформального лидера? Одно дело, если вашими делами занимается скучный человек в пиджаке. И совсем другое, если настоящий (кроме шуток) герой ночной Москвы.

В начале 2000-х времена, по сравнению с нынешними, были достаточно простыми. Массовое мероприятие можно было организовать в любое время суток. Тем более, мы брали на себя обеспечение безопасности, договаривались о трассах (как правило, только что построенных, но еще не введенных в эксплуатацию, участках дорог общего пользования), перекрывали движение, ставили туалетные кабинки, обеспечивали вывоз мусора. В это трудно поверить, но даже шуметь после одиннадцати вечера было можно.

Я в какой-то момент понял, что организовывать все это «безобразие» даже интереснее, чем гонять по ночной Москве. Гонщики ловили свой кайф от адреналина, скорости, аплодисментов. А мне нравилось, например, выскочить из багажника в клоунском колпаке, с рупором и поприветствовать публику, зная при этом, что ситуация под контролем, что мероприятие состоится. Да, оно очень экстремальное, но все согласовано, и претензий к нам и быть не может.

Хотя милиция все равно придиралась. Как-то очень много вопросов вызвал кальян, который курил мой брат. До этого он работал гидом на одном из турецких курортов и привез в Москву «новинку» — кальян. Это сейчас ими никого не удивишь. А тогда, в начале прошлого десятилетия, они были в новинку. И, конечно, милиция тоже интересовалась: «А что это вы там курите?»

Каждый раз это было незабываемое зрелище. К нам приходили звезды — и рок-н-рольщики, и рэперы. Притом звезды не только отечественные. Однажды к нам приехала звезда «Санта-Барбары» — исполнитель роли Сиси Кэпвелла Джед Аллан в компании с переводчиком — российским культуристом Александром Невским.

Наши полулегальные (а по нынешним временам и вовсе немыслимые) мероприятия привлекали к себе не только гонщиков, не только людей, желавших повеселиться, но и кинематографистов. Мы помогли в съемках нескольких кинофильмов, организовали колоритный фон, массовку. Наши мероприятия можно увидеть не то в пяти, не то даже в восьми российских художественных фильмах. И, конечно, для нас это были уроки не только организации, но и бизнеса.

Но долго, к сожалению, период ночного drag-рейсинга не продлился. В городе постепенно закручивались гайки. Под запрет попадало все, что еще вчера было можно. Это, конечно, закономерно и правильно, но иногда я все-таки испытываю ностальгические чувства по тем временам.

Но я решил уйти. Причиной стала трагедия — в автокатастрофе погиб мой брат — организатор гонок от бога, человек, который знал, как сделать интересное мероприятие, как пригласить гостей и, наконец, как блистательно создать настоящее событие. Он был всегда доброжелательным, очень коммуникабельным человеком и замечательным организатором. Гораздо более лучшим, чем я.

Я продал свой «эвик», о котором родители даже не знали, что он был, и с тех пор место ночных автогонок в моей жизни занимает семья. Сейчас она важнее и интереснее самых экстравагантных хобби. Думаю, что это правильно.

> Если у вас есть хобби, оно должно быть умопомрачительным.

Собирать марки, монетки и макеты железных дорог — тоже хорошо. Но если вы прыгаете с парашютом, покоряете на плоту течение Амазонки, гоняете по ночам на тюнингованной мегатачке по улицам столицы — вас будут не просто уважать. Вы узнаете, что такое настоящее восхищение.

Я не рекомендую никому участвовать в ночных гонках. Как пишут в телевизионных роликах: «Исполнено профессионалами, не пытайтесь повторить».

Любое хобби — это веление души. Если оно у вас есть, и вам хочется, допустим, полетать на дельтаплане по Подмосковью — летайте! Не надо заботиться о статусе, не надо «грузиться» тем, что подумает бухгалтер Евгения Марковна. Это все-таки не вопрос дебиторской задолженности.

Одно дело, когда ваши подчиненные говорят в своем кругу общения: «А у нас шеф собирает марки». Совсем другое дело, когда звучит: «А наш босс покоряет в Гималаях восьмитысячники!» И раздаются возгласы восхищения.

Хотя я, наверное, несправедлив к филателистам. Думаю, что и марки можно собирать исключительно красиво и умопомрачительно. Я не знаю как. Но уверен, что можно.

> Главное — не наступать на горло «собственной песне». Посвящайте досуг любимым занятиям.

В конце концов, свободного времени у вас и так мало. Поэтому, когда оно вдруг возникает, надо использовать его по полной программе.

Любимым делом не надо заниматься в одиночку. Работайте с людьми, общайтесь с ними. Любое незаурядное дело манит к себе талантливых людей. Когда настанет время собирать свою команду, вы вспомните свои «экстремальные» знакомства.

Именно на ночных гонках я познакомился с Олегом Кудрявцевым. В те времена он был президентом клуба найтрейсеров, а сейчас работает со мной в команде руководителей «Мосгортура».

УСИЛИЕ № 5: УВАЖЕНИЕ

Давайте подумаем: хорош ли тот руководитель, которого все боятся? При появлении которого в воркингспейсе все вокруг цепенеют от страха? При вызове в кабинет к которому подчиненного провожают, как на расстрел?

У кого-то может быть иное мнение, но я уверен, что система, построенная на страхе, неэффективна, хрупка. Ни одно государство, построенное на страхе, не просуществовало долго.

Если мы строим дом, мы гладко пригоняем друг к другу кирпичи или бетонные блоки. Мы тщательно промазываем пространство между кирпичами раствором, чтобы кирпичи держались друг за друга. Кирпичи — это, в нашем случае, сотрудники учреждения. А раствор — это их взаимное уважение, обеспечивающее стойкость всей конструкции.

Кстати, вы замечали, что если, проснувшись утром, вы встаете с улыбкой и говорите что-нибудь вроде: «Здравствуй, новый прекрасный день!» — мир обязательно улыбнется вам в ответ, и с вами в течение этого самого прекрасного дня непременно произойдет что-то приятное. Ну а если просыпаться со злостью, досадой, недовольством, мир пришлет вам в ответ неприятность. Потому что мир — это зеркало, а инициатор и конструктор всех последующих событий — вы и только вы.

Точно такой же фокус происходит со взаимным уважением. Вы уважаете того, кто работает под вашим началом, он в ответ уважает вас.

Говорят, что Наполеон знал по именам многих солдат своей армии. Император мог подойти к самому простому пехотинцу, сказать: «Привет, Франсуа, как твоя нога, которую посекло осколками в битве у пирамид?»

Так же и вам, руководителю, ничто не мешает время от времени интересоваться, как дела у подчиненных. Подробности знать не обязательно, просто поинтересоваться. Также очень неплохо было бы не забывать поздравить сотрудника с днем рождения.

А еще уважение к сотруднику проявляется в уважении его времени. Он продает вам свое время. И пытаться занять сотрудника сверхурочно — это все равно, что в жаркий летний день заплатить за три мороженых, а пытаться взять, скажем, пять.

Но и, с другой стороны, то время, за которое им заплачено, сотрудники должны тратить с толком, с максимальным КПД. Полагаю, что менеджеру госучреждения стоит сдавать руководителю документ со своими планами, скажем, на неделю вперед. Или, например, открыть всем доступ к своему календарю в Outlook. И это совсем не диктат, не «обязаловка».

Просто представим себе, что руководителю нужно отправить кого-то из сотрудников на важное совещание. Но тут выясняется, что у условного Петрова — важная встреча, а у Васечкина — так и вообще подписание контракта. Сюрприз? Пожалуй, да. И не из приятных, а чреватый ненужным обоюдным (как для руководителя, так и для сотрудника) стрессом. Его бы не произошло, если бы сотрудник показал руководителю свой недельный график или помощник руководителя видела бы в календаре Outlook все планы всех сотрудников.

Я не знаю ни одного человека, которому не было бы полезно знание тайм-менеджмента, или основ «гибкого» и «жесткого» планирования. А для менеджеров государственных учреждений, для чиновников знание этих концепций и практик — вообще вопрос выживания.

> Если вы берете в расчет календари сотрудников, вы выказываете к ним уважение.

Уважение к руководителям. Раскрою вам небольшой секрет: я уважаю Сергея Собянина и его команду. Не сказать, чтобы я начал уважать его сразу после его назначения или ввиду каких-то открывающихся передо мной головокружительных карьерных перспектив.

Нет, уважение выработалось во время работы, в процессе реализации проектов и выполнения поручений. Еще в те времена, когда я возглавлял МММЦ, и Сергей Семенович, и руководитель Департамента семейной и молодежной политики Людмила Ивановна Гусева много нам помогали, живо интересовались нашей работой. Такой подход достоин уважения.

Сейчас скажу, может быть, не очевидную вещь. Этот факт стал для меня неожиданным открытием сразу после того, как я возглавил госучреждение. Оказалось, что все руководители города далеко не дураки! И мэр, и его заместители, и министры, которые руководят департаментами, и их заместители — все они разносторонние, эрудированные, умные люди. У каждого из них есть чему научиться. Каждый из них применяет в руководстве свои методы — и они по-разному, но всегда эффективны. Очевидны, например, передергивания и доведение до абсурда в СМИ, а следом и в общественном мнении многих решений и возникающих в процессе работы кризисных ситуаций. Это правда, и меня никто не кусал. Нет-нет, я, вроде бы, не превратился в административного подведомственного зомби и, кажется, вполне отдаю себе отчет в том, что думаю. По крайней мере, никого точно не кусаю. Попробуйте просто возглавить что-нибудь в огромном городе, а потом расскажите о своем другом мнении, если оно у вас возникнет.

Когда я возглавил «Мосгортур», мне стало необходимо бывать в Департаменте культуры. И я с огромным уважением отношусь к его сегодняшнему главе — Александру Кибовскому. Александр Владимирович умеет разглядеть яркие, интересные моменты в самых, казалось бы, рутинных вещах, умеет зарядить исполнителя энергией. Его указания всегда четки и конкретны. Он никогда не кривит душой. Александр Владимирович может в секунду устроить и разнос. Притом очень эффективный. Всегда конкретно и понятно, где ты накосячил. И еще я очень завидую его огромному и разностороннему профессиональному опыту.

Работать на тех, кто вам не симпатичен, кого вы боитесь или, чего доброго, презираете, я очень не рекомендую. Человеческое отношение — оно как шило в мешке. Его не спрячешь. Негатив обязательно проявится даже под самой елейной улыбкой. Точно так же видно, когда вы человека уважаете. Уважение — это тоже шило в мешке. Его бесполезно прятать.

Давайте запомним пять главных усилий для построения авторитета:

1) спорт;

2) высокие технологии;

3) улыбка;

4) хобби;

5) взаимное уважение начальника и подчиненных.

Правило № 4

Нужно играть в компьютерные игры!

Никакой ошибки нет. Частица «не» перед словом «играть» не пропущена. Играть — полезно! Я в этом абсолютно уверен. И сейчас объясню почему.

У компьютерных игр есть ненавистники, «хейтеры». Это, как правило, родители, многие педагоги, офисное начальство. Это и жены, чьи мужья просиживают у игровой консоли долгие часы. У хейтеров на руках целый ворох доводов, почему играть — плохо. Не буду повторять их аргументы. Скажу лишь, что на компьютерные игры, как на козла отпущения, вешают практически все социальное и бытовое зло — от двоек у детей до импотенции у мужчин. Даже во многих преступлениях хейтеры усматривают следы увлечения играми.

Все эти аргументы вы без труда, за одну-две минуты найдете в Интернете. Я мог бы разгромить каждый из них, по пунктам и с доказательствами. Но, боюсь, ответ получится очень пространный — может быть, даже больше самой этой книги.

Поэтому я не стану ни с кем вступать в спор, а вместо этого расскажу, почему компьютерные игры полезны для управленцев, менеджеров и общественных деятелей.

* * *

Один из самых полезных игровых жанров для управленцев и бизнесменов — пошаговые стратегии. К сожалению, этот жанр сейчас практически умер, но на заре эры персональных компьютеров он пользовался невероятной популярностью. На сегодняшний день пошаговые игры оказались вытеснены стратегическими играми-«эволюциями» в реальном времени (RTS) (такими как StarCraft). В чем-то старые добрые пошаговые стратегии заменили RPG-квесты, наподобие Diablo, в которых можно «прокачивать» своего героя.

На самом деле такие игры — это шахматы «стопятисотого» уровня. Они дают навыки управления в условиях ограниченности ресурсов. За выработку этих умений сегодня берут большие деньги на тренингах. Но оказывается, что учиться можно без скуки, играючи — в самом прямом смысле этого слова. К тому же в любом возрасте.

Близко к «стратегиям» по степени полезности находится такой жанр, как симуляторы футбольного (и вообще спортивного) менеджмента. Первые такие игры появились еще во времена ZX-Spectrum. Вы покупаете игроков, меняете тренеров, выстраиваете тактические решения. Здесь, как и в стратегиях, вы учитесь управлять в условиях ограниченности ресурсов. Но не только!

В симуляторах футбольного менеджмента вы можете практически сразу видеть результаты своих решений как в ближней, так и в дальней перспективе. Допустим, вы терпите поражение, но тут же делаете из этого выводы. Вы меняете тактику, продаете не очень полезного игрока со звездным статусом. Вы оборачиваете поражение себе на пользу. И в итоге идете к победе.

Спортивные симуляторы, как и реальные командные виды спорта, учат навыкам игры по заданным правилам, учат умению проигрывать и не опускать руки, учат командному взаимодействию. В спортивных симуляторах все, как в настоящем бизнесе.

Очень полезны ненавидимые многими родителями и педагогами «стрелялки». А не любят эти игры совершенно зря. Во-первых, они вырабатывают быстроту реакции. Во-вторых, сетевые «шутеры» дают навыки действий в команде. Потому что в шутеры по сети играют, как правило, отрядами. При этом противники действуют равными силами, в одинаковых условиях, на одной карте.

Ваша роль — не только «беги-стреляй». Может быть, вам придется долгими минутами «кемперить» (то есть сидеть в засаде). Или, скажем, героически, рискуя жизнью, стоять на корме и постоянно ремонтировать катер, на котором поплывет вся ваша команда, или прикрывать стингером товарищей, которые тем временем эффективно, на ходу, стреляют во все, что движется.

Раскрою небольшой секрет. У меня и моих друзей есть своя команда. Все мы — руководители и менеджеры как частных, так и государственных проектов. И раз в неделю, в один из будних дней, мы укладываем жен и детей спать и садимся поиграть в «Батлу» (сейчас это Battlefei ld 4) на PS4. Играем буквально час-полтора, но за это время успеваем и пообщаться, и обсудить какие-то вопросы.

И — да! — мы можем вовремя остановиться, поиграв всего час или полтора. Но не пытайтесь повторить этот трюк, он выполнен профессионалами.

Кстати, главный герой сериала «Карточный домик», сенатор Фрэнк Андервуд в исполнении Кевина Спейси, тоже регулярно играл. Правда, не в нашу любимую «Батлу», а в Killzone. Но это — явный маркетинговый ход со стороны Sony. Геймеры-то знают, что на этой игре никто надолго не «зависает». А вот во что сенатор мог рубиться по-настоящему, так это в Battlefield. Мог он играть и в Call of Duty. Но с меньшей степенью вероятности — очень уж аркадная это игра.

Но важно не то, во что именно играл сенатор, — в конце концов, это вопрос продакт-плейсмента. Важен тонко подмеченный нюанс поведения современного делового человека, облаченного властью, занимающего ответственную должность. Вот он, этот нюанс: когда (в первых сезонах) сенатору становилось трудно, когда он нервничал, он доставал геймпад и начинал играть. Немного и недолго. Просто чтобы собраться с мыслями.

А потом сенатор становится президентом, и Интернет на рабочем месте ему отрубают. Потому что главам государства, видимо, играть уже нельзя.

К слову, именно в «игровых» моментах блистательный актер Кевин Спейси фальшивит. Достаточно посмотреть, как он жмет клавиши на геймпаде, чтобы понять — на самом деле мистер Спейси совсем не геймер.

Многие компьютерные игры сложнее, чем шахматы. Шестьдесят четыре клетки — это очень ограниченное, а для практикующего геймера практически ничтожное пространство игры. Ход противника при знании комбинаций можно предсказать. А компьютерные игры ближе к жизни. В них больше возможности маневра, сложнее предвидеть действия того, кто вам противостоит.

> Компьютерные игры учат просчитывать самые сложные действия конкурентов, быть готовым к самым неожиданным изменениям.

В процессе игры геймер преодолевает препятствия, отступает, проигрывает. Но при виде надписи Game over рук не опускает и не падает духом. Ха, только не это! Наоборот, геймер с азартом принимается переигрывать ситуацию, в которой потерпел поражение. Теперь он вооружен опытом, он разработал новое решение. И он победит. Пускай даже с третьей-четвертой попытки.

А в реальной жизни часто бывает так, что потерпев неудачу, обломавшись, человек опускает руки, теряет интерес к тому, что пытался сделать. А вот человек играющий, homo ludens, рук не опустит. И где обычному человеку кажется, что игре — конец, геймер, вооруженный опытом, предпримет новую попытку решения проблемы.

Компьютерные игры учат побеждать.

Игры формируют цельных, уверенных в себе людей. Они учат воспринимать себя не второстепенным персонажем (а этим часто грешат люди, живущие в реальном мире), а супергероем, актором. Геймер, прошедший мясорубку сложной стрелялки, убеждается в собственной крутости. Да, пока что его победа виртуальна. Однако что мешает добиться успеха в реальном мире?

И самое важное, что знает человек играющий, — это то, что выход есть всегда. Да, допустим, сразу выиграть не получилось, но должен быть код, алгоритм победы. Можно собрать артефакты и очки силы. И знаете что? В жизни действуют те же законы.

Геймер не боится принимать решения. Он не станет медитировать, не будучи в силах выбрать тот или иной путь. У геймера есть наработанный в играх опыт метода проб и ошибок. Игрок примет то или иное решение быстро. Иногда от быстроты выбора действий в бизнесе зависит очень многое. Есть и минус. Ведь выбор может быть неправильным. Но даже когда появляется табличка с надписью Game over, геймер с азартом начинает все заново.

Очень важно понять, что нельзя все проанализировать и учесть. Нужно строить гипотезы и проверять их. Это — бесконечный процесс. Это — постоянная предпринимательская активность. Это то, что ты тренируешь на компьютерных симуляторах.

Компьютерные игры вырабатывают еще один интересный, полезный навык. Они учат действовать не так, как написано в инструкции, а так, как лично вам кажется оптимальным и эффективным. Учат быстро анализировать результат (который часто оказывается непредсказуемым) и быстро им пользоваться, не рефлексируя на тему «Ой, это совсем не то, что я ожидал!». А результаты такой методики часто превосходят все ожидания и вообще часто похожи на волшебство. И, конечно, если что-то не удалось, всегда можно переиграть заново.

Минусы в компьютерных играх, конечно, тоже есть. Как без них?

Можно, например, испортить зрение. Я играю с третьего класса, более двадцати лет. Мне приходилось иметь дело с самыми жуткими, самыми «мерцающими» мониторами. Но зрение я не «посадил». Объясню почему. В Омске, в спецшколе с математическим уклоном, меня научили зрительной гимнастике: увлажнению зрачков, расслаблению глаз. У меня есть машинальный навык, который выражается в том, что просидев у монитора двадцать минут, я встаю, хожу, старательно моргаю, смотрю на что-нибудь расслабляющее глазные мышцы. В общем, отдыхаю.

Мой трехлетний сын тоже иногда поигрывает на всем, что есть дома для игр. Он уже умеет правильно и регулярно моргать и отводить глаза от монитора. Хотя пока ему еще надо об этом напоминать.

Родители не должны запрещать ребенку играть. Не надо выстраивать стену между стремительно развивающимся высокотехнологичным обществом и ребенком. Задача родителей — отсечь все вредное, сформировать баланс. Ведь вредна любая крайность. Играть сутки напролет — совершенно не полезно. Но и запрещать ребенку общаться с компьютером так же вредно, как, например, не выпускать его на улицу. Или изводить гиперстерильностью — заставлять постоянно мыть руки. Это полезно и даже жизненно необходимо, никто не спорит, но в разумных пределах.

Всегда надо искать гармоничное решение вопросов. Какие-то общие схемы в случае с детьми не работают — все дети разные. Потому и надо отталкиваться от индивидуальности ребенка, быть внимательным к нему, а в случае проблем не стесняться обращаться к специалисту.

Вспомним, что и сто, и двести лет назад многие порицали девушек, которые сидели в своих комнатах, читали модные романы, не гуляли, портили зрение. Вспомним Пушкина, его роман в стихах «Евгений Онегин». Как Александр Сергеевич писал про Татьяну Ларину? «Ей очень нравились романы. Они ей заменяли все». Живи Татьяна в наше время, она, не исключаю, играла бы все время в MMORPG.

Краткие выводы:

1. Игры-стратегии дают навыки действий в условиях ограниченности ресурсов.

2. Симуляторы спортивного менеджмента помогают отработать тактику и учат обращать поражения себе на пользу.

3. «Шутеры» дают быстроту реакции и навыки действий в команде.

4. Сетевые игры можно использовать и для дистанционного обсуждения деловых вопросов, и для формирования работоспособной команды.

5. Многие компьютерные игры сложнее, чем шахматы и учат предвидеть действия конкурентов.

6. Выход есть всегда. Учимся побеждать. Снова и снова!

7. Геймеры быстро принимают решения.

А теперь откройте в Интернете программы любых бизнес-тренингов и посмотрите, сколько стоит отработать хотя бы один из перечисленных навыков. Впечатляет?

Поэтому делаем заключительный вывод:

8. Компьютерные игры экономят ваши деньги.

Кстати, связь между успехами в бизнесе, менеджменте и компьютерными играми имеет четкое научное обоснование и хорошо исследована. Тем, кто этим заинтересовался, советую почитать достаточно зрелое исследование Джона Бека и Митчелла Уэйда «Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду».

Пользуясь случаем, сделаю небольшой прогноз. В очень скором времени киберспорт (а компьютерные игры — это именно спорт) приобретет огромную популярность. Тем более, в России он снова признан официальным видом спорта. Поэтому не исключено, что скоро у нас появятся КМСы и мастера спорта в дисциплинах «DotA 2» и «League of Legends».

Конечно, пока что трудно признать полезной для здоровья ту ситуацию, когда ребенок (или взрослый) сидит в кресле, водит мышкой или джойстиком, не особо физически напрягаясь. Дело в том, что игровые манипуляторы сейчас совершенствуются, и в скором будущем на рынке появятся устройства, которые будут сообщать телу игрока реальную физическую нагрузку на многие группы мышц. То есть, поиграв в виртуальной реальности, например, в квиддич из «Гарри Поттера», мы можем и вспотеть, и выложиться по полной. Не хуже, чем если бы погоняли вечером в футбол на дворовой площадке.

И небольшое примечание. Представим, что к вам, как к руководителю, пришли устраиваться герои сериала «Теория Большого взрыва»: Леонард, Шелдон, Раджеш и Говард. А в штатном расписании у вас всего одна вакансия. Я бы взял всех, но в условиях жесткого выбора, пожалуй, все-таки Шелдона Купера. Самого странного из гиков, самого увлеченного не пойми чем человека.

> Гик в офисе — счастье для работодателя.

Да, он может быть нелюдим, лишен чувства юмора. Он может быть непонятен мужчинам в коллективе. Потому что настоящий сверхботан увлекается вовсе не футболом, а компьютерным моделированием теории вероятности в прогнозировании результатов футбольных матчей третьей лиги испанского национального чемпионата.

Гик бывает невероятно работоспособен. Если он увлечется своим заданием, то… Скорее вы оторвете от игры азартного геймера, чем увлеченного гика от работы над проектом.

Гик сведущ в новейших технологиях. Он всегда может подсказать самое необычное инновационное решение. Главное, правильно его спросить. Если вы озвучите свой вопрос просто вслух, гик может вам и не ответить. Но можно попробовать побеседовать с ним через Twitter или Telegram.

Правило № 5

Не всякое поражение — катастрофа

В предыдущем правиле я говорил о симуляторах спортивного менеджмента. О том, как они учат превращать поражения в победы. Когда я только открывал для себя мир компьютерных игр, казалось, что в жизни мне не придется испытывать разочарования от того, что игра была выстроена, игроки натренированы, а получилось… Ну, примерно как у сборной России по футболу в последних международных соревнованиях. Кроме Олимпиады в Сочи.

Но разочарование не замедлило проявиться. Сразу после школы.

Я, напомню, мечтал стать офицером, как папа. Не скажу, чтобы меня так уж тянул казарменный быт. Просто никакого другого образца мужской карьеры у меня в детстве перед глазами не было. Отец, со своей стороны, вроде бы не сильно желал, чтобы я шел по военной стезе. На его время службы пришелся как рассвет, так и закат престижа службы в армии. Но я был упрям, хотел поступить в военный университет (или в какой-нибудь другой «силовой» вуз).

Экзамены в военный университет, как правило, сдаются в полевых условиях. Абитуриенты селятся в некоем подобии военной части, где распорядок жизни — в точности как в армии. Есть строевая подготовка, дежурства, караулы. А в промежутках между жизнью по уставу поступающий готовится к экзаменам — от физподготовки до русского языка. Есть во всем этом один не самый приятный нюанс. Поскольку поступление происходит, как правило, в лесу, вдали от цивилизации, на территории воинской части, то абитуриент не может параллельно сдавать экзамены в другой вуз. Поэтому, провалившись на экзаменах, подать документы куда-нибудь еще ты уже не можешь.

Во время поступления мы все жили в палаточном лагере. После обучения в детских клубах я думал, что смогу быть военным. Как я уже говорил, у меня хорошо получалось долго ползти со снайперской винтовкой, потом лежать в засаде целый час. Я мог выкопать ямку, писать там под себя, закапываться, не дышать. Я много бегал с амуницией и в разгрузке. Все это казалось мне знакомым, и было понятно, что в армии я точно не буду хуже других.

Но были и задачи, которых я, мягко говоря, не предвидел. Так, в палатке надо было обязательно поддерживать чистоту, подметать и застилать пол еловым лапником — от холода и пыли. Так написано во всех правилах размещения в палатках. Но рвать этот лапник на территории части категорически запрещалось. Нельзя было и покидать территорию. Видимо, эта задачка оказалась одной из первых военных хитростей, которые было необходимо усвоить молодым бойцам. Об этих хитростях ходило много анекдотов. А что такое «стой там, иди сюда» или «копать от забора и до обеда» я знал с детства. Вся эта ситуация казалась мне игрой, оттого и проблемы решались быстро и весело.

Кстати, правильного ответа на задачу про лапник я не знаю до сих пор. Мы, например, рвали елки за территорией части, вступая за «сникерс» или колу в заговор с «комодом» и с дежурным на «тумбочке». (Хотя, возможно, эту задачу дежурный на «тумбочке» и придумал.)

Я тогда смеялся. Я еще не знал законов РФ, их интерпретаций, правоприменительной практики и реальных требований при исполнении государственных контрактов. В этих областях, чего греха таить, можно встретить гораздо больше абсурда. Да такого, что военное «пойди туда, не знаю куда» кажется образцом безупречной логики.

Как я уже говорил, я блестяще сдал физподготовку. Но предсказуемо провалился на экзамене по русскому языку. Уже потом мне сказали, что достаточно было бы подогнать приемной комиссии автомобиль, и вопрос с поступлением решился бы без лишних проблем. Тем более что поступили в итоге ребята, гораздо более слабые по физподготовке и, кажется, не лучше меня по русскому языку.

Психологически я очень тяжело переживал это поражение. Взрослый человек держит удары судьбы гораздо легче. А я был подростком! Поэтому мне казалось, что, словно в песне Цоя, весь мир идет на меня войной.

После этого передо мной открывались два пути. Первый — в армию. Например, в Кремлевский полк. На этом пути настаивал отец. У него были в этом образцово-показательном полку знакомые. Они обещали, что никакой дедовщины по отношению ко мне не будет. Только муштра и тренировка выправки. (Хотя впоследствии мне рассказали, что дедовщина в элитном полку была чуть ли не хуже, чем в стройбате.) А второй путь был — в Рязанское десантное училище. Туда я хотел больше. После военных лагерей и детских клубов мне казалось, что в училище я буду как рыба в воде.

Но тут в моей жизни возникла третья, совершенно неожиданная дорога. Отец встретил бывшего сослуживца, который работал заместителем декана одного из факультетов Московского (ныне — Российского) государственного социального университета. Сослуживец сказал отцу: «А давайте к нам! Можно поступить и без экзаменов. Но за деньги. А потом, на следующий год, кого-то из неуспевающих непременно отчислят. И на их место возьмут Василия. Конечно, если он будет хорошо учиться».

Оказывается, именно в этот вуз можно было подать заявление в конце августа! Конечно, на коммерческой основе.

Контрактное обучение в то время были малоизвестно, доверия к нему не питали. Но у меня не было особого выбора.

Первого сентября я пришел и без всяких экзаменов поступил на специальность, куда и конкурса-то не было, но название которой — «Менеджмент в социальной сфере» — очень мне понравилось. Специальность была совершенно новой. Кудрявая энергичная деканша Ольга Александровна Уржа рассказывала нам о великом будущем социального управления. Наша специальность была одновременно похожа на более популярное среди поступавших направление ГМУ (государственное и муниципальное управления). Но были и отличия. И еще — мне очень нравилось, что специальность эта — абсолютно новая, и я имел все шансы стать уникальным специалистом.

Моя альма-матер располагалась на Лосином Острове. Учебные корпуса прятал от цивилизации лес. Была одна дорога, которая соединяла университет с внешним миром. Рядом располагались еще какой-то колледж и вуз, в котором учились инвалиды. Больше ничего — только глухая чаща и поле. И лоси.

И хотя передо мной открывалась новая жизненная дорога, первое время я чувствовал некоторый душевный дискомфорт. Я оказался в лесной глуши, пусть и территориально в Москве. Было ощущение, что это отдаленный уголок, из которого нет никакой возможности прорваться во внешний мир.

Как же я ошибался! Ведь именно РГСУ оказался моим трамплином в жизнь. Возможно, в том числе из-за географической изоляции. Именно там началась новая глава моей жизни, в которой меня ждала карьера, появились новые друзья, деловые партнеры, я узнал, что такое бизнес и общественная работа. На этом пути у меня будут случаться конфликты, я испытаю горечь поражений и радость ослепительных триумфов.

В конце главы сделаю промежуточный вывод. Может быть, немного мистический. Но тем не менее:

> То, что кажется вам полным провалом, может оказаться началом большого пути.

Нужно быть благодарным за трудности и несправедливости, которые возникают на вашем пути. Ведь именно препятствия делают вас сильнее. Нет ничего хуже, когда вам все удается легко. Ведь тогда вы теряете азарт.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Манифест правильного чиновника. Как заставить госпредприятие приносить прибыль городу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я