Семейная Психология. Практическая помощь на любой случай жизни

Василий Иванович Сластихин, 2023

Третья международная практическая онлайн-конференция Лиги Профессионального Психологического наставничества раскрывает тему семейной психологии и психотерапии докладами психологов различных направлений и модальностей. В данной конференции приняли участие профессиональные психологи со всей России и из стран ближнего зарубежья. Каждая статья знакомит читателя с разными подходами и инструментами в области семейного консультирования.

Оглавление

Дисбаланс иерархии семейной системы и ее последствия

Воровщикова Анастасия Борисовна

Стажер МПАП, член ЛППН

«Ребенок может смотреть свысока на одного родителя только в одном случае, когда он стоит на плечах другого родителя».

Сальвадор Минучин

У каждого из нас есть семья, родительский дом, где нас ждут, в семье мы учимся любви, доброте, ответственности, заботе и уважению. Именно в семье человек получает чудесный подарок — счастье материнства и отцовства. В семье сменяются поколения: рождается новый человек и бережно хранится, и передается память о предках. Известный религиозный философ В.В. Розанов считал Египет родиной семьи, а семью началом всего, в том числе и всех общественных институтов.

Легенда об Осирисе родилась во времена пятой династии (2510-2460 до н.э.). Осирис был предан и убит своим братом Сетом и расчленен на части, разбросанные по всему Египту. Эти части были собраны Изидой, которая демонстрирует лучшие качества образцовой жены, такие как любовь к мужу, верность и преданность долгу брака, удивительное терпение и упорство, решительность и изобретательность. Изида оживила мужа и родила сына Гора, продемонстрировав теперь уже лучшие качества матери. Так, в легенде родилась образцовая семья богов.

По образцу священной семьи Осириса египтяне создали земную человеческую семью, которая стала центром всей общественной жизни. Отец, несомненно, был главной фигурой в семье. Жена и дети уважали и почитали его. Он был великим кормильцем и защитником семьи. Члены семьи были заинтересованы в том, чтобы завоевать любовь и уважение отца и мужа. Надгробные надписи о том, что усопший пользовался любовью своего отца, свидетельствуют об этом. Также отец должен относиться к семье с любовью и вниманием, а также быть справедливым.

Египтяне показали всем пример того, как установить высокое уважение к женщине как к жене, матери и хозяйке в условиях неравенства. Мудрец Древнего царства Птахотеп писал в своих наставлениях: «Если ты человек высокого положения, тебе следует завести свой дом и любить свою жену, как это подобает. Наполняй ее желудок и одевай ее тело; покрывай ее кожу маслом. Пусть ее сердце радуется все время, пока ты жив, она — плодородное поле для своего господина. Ты не должен спорить с ней в суде; не выводи ее из себя. Делись с ней тем, что выпадает на твою долю; это надолго сохранит ее в твоем доме… Молчи и больше смотри — только так ты узнаешь ее способности». Из наставлений Птахотепа следует, что человеческое достоинство женщины оберегалось в Древнем Египте.

Дети воспитывались в суровых условиях, будучи окруженными любовью своих родителей. Произвол и распущенность сдерживались телесными наказаниями и моральным воздействием. Молодое поколение египтян росло умственно и нравственно здоровым и физически окрепшим.

Институт семьи и брака рассматривался с различных точек зрения. Э. Берн рассматривает семью как возможность играть в психологические игры в рамках определенного жизненного сценария.

Большая советская энциклопедия указывает на важность правовых критериев: семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

М. Боуэн указывает на важность эмоциональных взаимоотношений: семья — это система эмоциональных взаимоотношений. Люди принадлежат к миру дикой природы, и, подобно другим организмам, человеческое поведение контролируется врожденной, инстинктивной и бессознательной эмоциональной системой, которая автоматически диктует человеческую деятельность. По словам М. Боуэна, семья — это естественная система, в которой эмоциональные связи между супругами, детьми и родителями имеют решающее значение.

Согласно определению А.Ю. Варга, семья — это социальная система, то есть набор элементов и характеристик, которые взаимосвязаны динамичными отношениями, самоорганизующихся и находящихся в постоянном обмене с окружающей средой. Каждая часть системы может быть понята только в целостном контексте.

Согласно идее Л.С. Выготского, интрапсихические процессы — внутренний процесс человеческой психики — формируется на основе интерпсических, то есть межличностного и социального процесса, которым являются отношения внутри семьи. Индивидуальные характеристики человека, какими бы разными и оригинальными они ни казались, в основном происходят из системы и являются ее продуктом.

Концепция семейной иерархии является одним из основных законов, регулирующих семейную жизнь. Семейная иерархия основана на хронологической последовательности, в течение которых члены семьи присоединились к системе. Иерархические структуры не просто имеют смысл; они — способ существования мира. В хорошо функционирующей семье иерархическая структура тесно связана с ответственностью. Однако бывают ситуации, когда полномочия и ответственность в одной и той же сфере принадлежат разным людям. Как правило, это неблагополучная семья.

Чем цивилизованнее люди, тем больше в их жизни законов и правил (пословицы, поговорки, традиции), тем меньше требуется внешних сил для регулирования отношений между членами семьями. В гармоничной семье власть сильна, но она не выделяется. Чем больше в семье путаницы, тем более конфронтационной она становится.

Нуклеарной (от греческого «нуклеас» — ядро) в науке признается семья, состоящая из супружеской пары и их родных (или усыновленных) детей. Указанная семья может образоваться и вокруг одного из родителей, если второй по каким-либо причинам отсутствует. Но в этом случае она будет называться неполной. Важно отметить, что в неполных семьях у индивида часто отсутствуют четкие критерии «свой-чужой», что характерно для «детей разведенных родителей» и приводит к «размытости» границ семьи.

Ключом к пониманию традиционных семейных моделей является существование по крайней мере трех поколений: предков, родителей и детей, члены которых тесно взаимодействуют психологически и материально.

Несмотря на различия во взглядах некоторых исследователей, в современном обществе также доминирует многопоколенная традиционная семья. В наше время члены полноценной семьи не всегда живут вместе, но все же поддерживают тесные отношения и уважают, и чтят семейные традиции. Эта структура определяет ролевое поведение.

Каждое из этих поколений выполняет свою функцию, направленную на выживание семьи в целом. Старшее поколение — прародители — ответственно за поддержание традиций, за передачу культурного опыта новым членам семьи.

Многие исследования подтверждают, что общение между внуками и бабушками и дедушками необходимо обоим поколениям. У старшего поколения больше свободного времени, которое они могут провести с внуками, воспитывая доброту с помощью русских сказок, пословиц, поговорок и колыбельных песен. В семейной системе фигуры предков очень важны (как в реалистическом, так и в символическом аспектах), они вносят свой существенный вклад в создание четкой картины мира у детей, передают свой опыт внукам и участвуют в формировании мировоззрения и культурных ценностей, оказывают значительное влияние на развитие идентичности и самоценностии внуков.

Наши интеллектуальные способности передаются нам от бабушек и дедушек (наследуются через поколение) и не зависят от нашего воспитания. Мы унаследовали от наших предков креативность, активность, спонтанность и отношение к Богу. Также от прародителей мы приобретаем умение обращаться с богатством и деньгами, умение правильно вести домашнее хозяйство.

В традиционных культурах пожилым людям дана способность предсказывать будущее, понимать и оценивать сложность настоящего. Трактовать прошлое рода. Русский фольклор часто начинается словами"Жили-были дед да баба…"

П. Робертсоном были выделены четыре функции предков в семье: присутствие — как символ стабильности, как интегративный центр, как сдерживающий фактор угрозы распада семьи; семейная «национальная гвардия» — призывающая быть рядом в трудную минуту, поддержка в кризисной ситуации; арбитры — примирение семейных ценностей, разрешение внутрисемейных конфликтов; сохранение семейной истории — ощущение преемственности и единства семьи.

Нравственное развитие детей зависит от среды, в которой они выросли. Благодаря хорошему воспитанию и частому взаимодействию со старшими поколениями дети с большей вероятностью будут уважать людей всех возрастов. В нуклеарной семье помощь бабушек и дедушек отходит на второй план. Дети в нуклеарной семье лишены образца проживания пожилого возраста, следствием этого становится хрупкость института брачных отношений. Возникает страх старости и желание разными способами сохранить молодость. Отношения пожилых людей в паре отличаются от отношений молодых пар, неизвестность также влечет за собой ряд страхов и, как следствие, тягу к молодым партнерам в пожилом возрасте. Ряд исследователей отмечают, что отсутствие фигур прародителей влечет за собой социальные и гендерные эксперименты, а также «застревание» в детском состоянии (инфантилизм), нежелание брать на себя ответственность и, как следствие, зависимые и созависимые отношения, поскольку свобода есть ответственность внутри семьи.

От папы и мамы к нам переходят привычки, склонности, эмоции, манера речи и самовыражения. Родители несут ответственность за повседневную жизнь всей семьи и ее членов. Отец и мать решают проблему выбора, проблему интеграции в общество, а также проблему Родины, проблему соблюдения правил и норм. Одной из задач родительского поколения является контроль за соблюдением семейных традиций. Именно на этом основано право родителей наказывать или поощрять детей.

Теоретическая модель эффективного воспитания исходит из того, что поведение родителей должно создавать позитивную и безопасную среду для личностного и познавательного развития ребенка, способствуя становлению его свободы и самостоятельности.

Представления ребенка о себе начинают формироваться еще до рождения в процессе взаимодействия с родителями. В семьях с негативным отношением детей к самим себе матери воспринимаются как властные, эмоционально холодные, требовательные, тревожные, беспокойные и нуждающиеся в помощи. Этот набор качеств, как правило, характерен для незрелых людей, которые не хотят брать на себя ответственность. Как правило, такие люди сами нуждаются в безопасности и поддержке. Важным результатом исследований привязанности стало открытие ассоциаций между психологической травмой, такой как потеря связи между матерью и ребенком, и деструктивным и агрессивным поведением. З. Фрейд писал, что"Агрессия возникает из первоначального неприятия внешнего мира нарциссическим"Я"и всегда ассоциируется с инстинктом самосохранения."Беспомощность, печаль, отсутствие прикосновений, постоянный страх быть обиженным, гнев, озлобленность — эти эмоции запечатлеваются в памяти. Когда дети позже травмируются отвержением, физическим насилием и унижением, эти ранние переживания закрепляются и, при определенных обстоятельствах, воспроизводятся, стимулируя деструктивное поведение.

Чрезмерный демократизм, родительский инфантилизм приводит к стиранию личных границ ребенка и, как следствие, усиливает его тревожность. Кроме того, начинается борьба за власть внутри семейных групп, и их целостность оказывается под угрозой. Можно утверждать, что ослабление родительского авторитета является одной из главных причин перехода от традиционной модели семьи к модели нуклеарной семьи.

Наиболее типичным видом нарушений семейной структуры является инверсия иерархии (перевернутая иерархия). При такой семейной дисфункции ребенок приобретает более высокий статус и, соответственно, большую власть, по сравнению хотя бы с одним из родителей.

Триангуляция — это эмоциональный процесс, осуществляемый между двумя людьми, обычно с участием третьей стороны. В семьях с одним родителем и неоднозначными внутренними границами родители могут сделать своих детей своими партнерами. Это обратная иерархия, в которой статус ребенка в семье равен статусу родителя. В норме энергия ребенка должны быть направлены на общество. Родитель должен быть достаточно ответственным, уверенным и сильным, чтобы правильно выстроить иерархию.

Когда мать становится в позицию «подружки» и начинает делиться эмоциональными переживаниями с дочерью, какие у нее плохие отношения с папой, как они конфликтуют, делится своими подозрениями в неверности отца, в душе ребенка начинает происходить смятение. Образ матери разрушается, и в результате дочь эмоционально присоединяется к отцу, сама того не подозревая. Ребенку важны оба родителя, ему тяжело слушать негатив о ком-то из них. В результате дочь пытается дистанцироваться от матери. То же самое происходит и в случае чрезмерно доверительных, товарищеских отношений между одним из родителей и его сыном.

Термин"парентификация"происходит от английского"parents"или родители. Это буквально означает, что дети функционально являются родителями своих собственных родителей. Эта перевернутая иерархическая структура часто наблюдается в случае алкоголизма или наркомании у одного или обоих родителей. В такой семье отец и мать часто инфантильны, поэтому ребенок должен стать единственным взрослым и нести ответственность за семью, ее существование и гомеостаз. Он принимает решения, берет на себя ответственность за семейные границы и делает их жесткими.

Жесткие границы в данном случае таковы: никто не должен знать, что отец находится на иждивении, поэтому никого нельзя приглашать в дом и делиться тем, что происходит в семье. В принципе, у таких детей нет друзей, и они живут замкнутой"взрослой"жизнью.

Дети, третье поколение традиционных семей, несут ответственность за адаптацию семей к изменяющимся условиям. Дети приносят в свои семьи всевозможные новинки. Именно выполнение задач по обеспечению гибкости реакции семьи на актуальные вызовы внешней среды и стоит за детскими экспериментами, которые не нравятся родителям. Многие исследователи отмечают, что семейные сценарии передаются по наследству через поколение. Это связано с тем, что у родителей обычно нет времени на общение со своими детьми. Бабушки и дедушки передают свой опыт, а родители контролируют поведение своих детей.

Стоит отметить, что наряду с дисфункциональными коалициями, объединяющими родителя и ребенка, существуют также здоровые варианты — это горизонтальные коалиции, к ним относятся внутрисемейные коалиции между супругами и между братьями и сестрами.

Также важно отметить, что ребенок в традиционной семье имеет в качестве образца для подражания родителя и прародителя своего пола, то есть полную ролевую модель.

В нуклеарной семье фактор физической силы (насилия) является значимым инструментом власти. Насилие — самый простой способ разрешения конфликтов. В традиционной семье власть родителей над детьми ограничивается бабушками и дедушками, что делает невозможным наказание вне традиций.

Многие исследователи утверждают, что дети разведенных родителей более подвержены разводу, также проигрывают конкуренцию в других сферах взрослой жизни (бизнес, общение, друзья), где существуют трехсторонние отношения.

Следовательно, четкость семейной иерархии, распределение ролей и обязанностей в семейной системе, уважение и следование семейным нормам и традициям делают семью более устойчивой, незыблемой и могущественной.

Восстановить семейную иерархию можно начав работать над собственным развитием, развивая самостоятельность и принимая ответственность за свои поступки и жизнь в целом. Самостоятельно, без посторонней помощи это не всегда возможно и тогда важно обратиться за помощью к специалисту. Иногда под семейной психотерапией ошибочно понимают ситуацию, когда на сеансе присутствует вся семья. Психотерапия отдельного клиента подразумевает, что в контексте семейной проблематики, психотерапевт работает с отдельным представителем семьи, разбирая, моделируя конфликты с воображаемым семейным партнером, проецируя различные семейные образы и роли. Вы можете выбрать удобную для вас форму работы и начать совершенствовать себя, свою жизнь и семейную систему уже в один из ближайших дней.

Список используемой литературы:

1. Воровщикова А.Б. Любить и ненавидеть. Взаимосвязь особенностей родительского отношения мамы и психоэмоционального состояния ребенка в семье / А.Б.Воровщикова // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология» (г. Саранск, 30 марта 2023 г.) Мордовский государственный педагогический университет. — Саранск: РИЦ МГПУ, 2023. С. 16-21.

2. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006 — 360 с.

3. Слабинский В.Ю. Психотерапия. — СПб.: Питер, 2020 — 608 с.

4. Швечиков А.Н. Религиозный смысл социальных институтов Древнего Египта / А. Н. Швечиков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. — 2009. — № 1-2. — С. 156-162. — EDN KVPYKJ.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я