История без мифологии

Василий Дмитриевич Гавриленко, 2022

Был ли на самом деле подвиг Зои Космодемьянской? Что кричал космонавт Комаров, сгорая в огненном мареве? Кем в действительности был поп Гапон? Как выглядел в реальной жизни д’Артаньян? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в новой книге историка, писателя, сектоведа, журналиста и блогера Василия Гавриленко. Автор попытался максимально избавить историю от наслоения легенд и мифов, наросших на объективной реальности, как кораллы и морские губки – на борту затонувшего эсминца. «История без мифологии» – оказывается, это очень интересно!

Оглавление

Поймать чёрта

Георгий Аполлонович Гапон… Священник, политический деятель, проповедник, талантливый оратор, организатор первых в стране профсоюзов рабочих. А также провокатор и подстрекатель, вошедший в отечественную историю под именем Поп Гапон.

Именно Георгий Гапон и его легальная организация"Собрание русских фабрично-заводских рабочих Петербурга"организовали шествие рабочих к Зимнему дворцу для передачи коллективной петиции Николаю II в воскресный день 9 января 1905 года. День, который навеки стал Кровавым воскресеньем…

"Поймать чёрта"

Родился Георгий Гапон в 1870 году в селе Белики, что в Полтавской губернии. Отец Аполлон Федорович Гапон — зажиточный крестьянин, человек весьма видный и настолько уважаемый односельчанами, что те на протяжении 35 лет избирали его волостным писарем. Мать Георгия была из бедной крестьянской семьи, не умела ни читать, ни писать.

Георгий провел детство в родном селе, помогал родителям по хозяйству, пас домашний скот — коров, овец, лошадей. С самого раннего возраста мальчик был необычайно религиозен. Георгий истово молился, с упоением слушал рассказы бабушки о жизни святых угодников. Идеалистически, мистически настроенный мальчик мечтал, что когда-нибудь и он научится совершать чудеса, как святые.

Особенно потряс юного пастушка рассказ о святом Иоанне Новгородском, святом, сумевшем оседлать самого чёрта и слетать на нем в славный город Иерусалим. Мальчик верил, что когда-нибудь и он будет насколько могучим, что сможет"поймать чёрта".

По духовной части

Видя особый интерес сына к религии, отец решил отправить его учиться"по духовной части". Вообще, многие крестьяне, несмотря на определенное предубеждение к священнослужителям, мечтали, чтобы их дети стали теми самыми"попами"из"страмных"анекдотов. Это считалось — выбился в люди.

Георгий успешно сдал вступительный экзамен в Полтавское духовное училище и был зачислен сразу во второй класс. В учебе проявил усердие и любознательность, неоднократно признавался лучшим учеником. Особо молодого богослова выделал преподаватель, известный толстовец Иван Трегубов. Именно Трегубов познакомил мальчика с трудами Льва Толстого, которые оказали на Георгия колоссальное влияние.

Окончив училище, Гапон без проблем поступил в Полтавскую духовную семинарию. Здесь Георгий познакомился с другим толстовцем — Исааком Фейнерманом, проводившим немало времени в Ясной Поляне. Постепенно учение о непротивлении злу насилием становится для Гапона едва ли не выше официальных догматов православной церкви.

Духовное лицо

Высказывание Гапоном толстовских идей привело к конфликту с руководством семинарии. Ректор пригрозил лишить Георгия стипендии, но тот немедленно заявил, что сам отказывается от государственной помощи.

В итоге Гапон начал давать частные уроки. Несмотря на сложности, в 1893 году Георгию удалось закончить семинарию, но вот диплома первой степени, позволявшего поступить в университет, молодой человек так и не получил.

Зато на личном фронте дела Гапона обстояли гораздо лучше. В 1894 году, будучи преподавателем-репетитором, он женился на дочери богатого купца. По настоянию супруги Георгий и принял духовный сан при активном вспомоществовании полтавского епископа Илариона, ставшего покровителем Гапона.

В 1894 году Георгия Аполлоновича рукоположили в дьяконы, а через некоторое время и в священники. Гапон начал служить в церкви Всех Святых при Полтавском городском кладбище.

К службе новоявленный священник отнесся со всей свойственной молодости страстью. Вскоре о проповедях Гапона узнал весь город. В церковь Всех Святых, у которой и собственного прихода-то не было, стали собираться сотни людей.

Популярность Гапона стремительно росла, что привело к недовольству священников"старой школы"из соседних приходов, вдруг обнаруживших, что они стремительно теряют паству. Священники стали строить козни против молодого выскочки, но тот в долгу не остался, обвинив их в фарисействе и лицемерии.

Тяжелый удар

1898-ой год стал для Гапона переломным моментом. Его молодая супруга тяжело заболела и скоропостижно скончалась, оставив на руках мужа двух маленьких детей. Смерть жены стала для Георгия Аполлоновича тяжелейшим ударом. Молодой священник утратил вкус к жизни, потерял интерес к проповедям, его стала угнетать провинция.

Понимая, что тяжелые мысли могут привести его к непоправимому шагу, Гапон отправляется в Санкт-Петербург, где надеется поступить в духовную академию.

Полученный в Полтаве диплом второй степени не позволял Георгию Аполлоновичу поступать в академию, но помощь епископа Илариона пригодилась и здесь. Церковный сановник замолвил словечко о Гапоне перед своим другом Константином Победоносцевым, всесильным обер-прокурором Святейшего Синода. С рекомендательным письмом епископа Георгия Аполлоновича с легкостью взяли на 1-й курс петербургской духовной академии. Учебой и аскетическим образом жизни Гапон надеялся приглушить тоску по умершей супруге.

Но все вышло иначе. Учеба в академии категорически разочаровала полтавского священника. Георгий Аполлонович не принял методы обучения в академии, которые он называл"мертвой схоластикой, не дающей ответа на вопрос о смысле жизни".

В Петербурге душевное равновесие окончательно оставило Гапона, он забросил учебу и летом 1899 года отправился в Крым восстанавливать здоровье.

Пребывание на море положительным образом сказалось на состоянии Гапона. Он много ходил по святым местам, размышлял о жизни и смерти, несколько раз был близок к тому, чтобы уйти в монахи, но, в конце концов, решил, что его предназначение остается таким же, как в детстве — "поймать чёрта". То есть, бороться с власть имущими, притесняющими простой народ.

Проповедник среди рабочих

И, возвратившись в столицу империи, Гапон начал"ловить чёрта"тем способом, что был ему доступен, а именно, проповедью. Проповедовал Георгий Аполлонович среди очень сложной аудитории, а именно, среди петербургских рабочих. Бедным, озлобленным людям, добывающим кусок хлеба тяжелым трудом, достаточно было легкой искры, чтобы"проучить попа", но Гапону всегда удавалось удерживать интерес толпы на безопасном для себя уровне.

Популярность проповедника, использовавшего в своих речах самые простые приемы, которые ныне назвали бы популизмом, постоянно росла. На выступления Гапона в Церкви Милующей Божьей Матери на Васильевском острове приходили тысячи людей: многим приходилось стоять на улице.

Георгий Аполлонович не смущался сойти к представителям самого дна. На глазах у толпы он лобызал питерских босяков, охотно общался с обитателями ночлежек и притонов.

Однако, Гапон не был доволен своими проповедями. Он считал, что одни лишь слова не помогут. Чтобы принести реальную пользу, необходимо было достучаться до сердец высшей аристократии. Да что там аристократии — до сердца самого царя!

"До царя дойду!"

В 1900 году Гапон стал настоятелем сиротского приюта святой Ольги, который содержался на деньги людей высшего света, в том числе, представителей царской фамилии. Молодой священник, умеющий произносить пламенные речи, оказался как нельзя кстати в петербургских аристократических салонах: в те годы религиозность и мистицизм буквально пропитывали высшее общество.

Особенно Гапон понравился дамам, многие из которых называли его пророком, пришедшим, чтобы передать людям Новую истину.

Вместе с тем, Георгий Аполлонович не оставлял и свою основную паству — рабочих, городскую бедноту, разночинцев, обездоленных студентов. Популярность Гапона в этой среде росла так стремительно, что он начал вызывать беспокойство у властей. Чиновники стали всячески мешать проведению проповедей Гапона, на что он говорил:

"До царя дойду, а своего добьюсь!".

Новая жена

Летом 1902 года между попечительным советом приюта и Гапоном произошел конфликт, в результате чего Георгий Аполлонович был вынужден покинуть пост настоятеля. Обидчивый священник тут же собрал своих многочисленных поклонников и, раззадорив их пронзительной речью, вызвал у людей ненависть к попечительскому совету.

Сторонники Гапона принялись писать попечителям письма с угрозами. Некоторые члены совета даже подверглись нападениям: в них бросали камни.

Приют Гапон покинул не один. Юная воспитанница Александра Уздалёва, только-только окончившая курс, глубоко запала в душу Георгия Аполлоновича. Настолько глубоко, что вдовый священник стал жить с ней, как с гражданской женой, что является абсолютно неприемлемым для православной церкви.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я