Паломники

Василий Гурковский

Биографическая повесть о паломничестве двух мужчин земляков, близких родственников автора, на Святую Землю (в то время – в Палестину). Автор не описывает в деталях библейские места, об этом за две тысячи лет, написано немало. Он, через своих героев, показывает действие, восприятие и отношение наших паломников, к ставшей уже вечной библейской истории и призывает соответственно относиться и к живущим там людям, и к прибывающим туда паломникам. Дает понять Читателю простые истины, что «Паломник это не турист, а Турист это – не паломник» и – что «ВЕРА – есть по сути – ПРОДОЛЖЕНИЕ ЖИЗНИ, а Продолжение Жизни человеческой, без Веры – по большому счету – бессмысленно». Книга интересна не описанием увиденного и услышанного её героями, нашими паломниками начала 20 века, а высказанными ими мнениями по этому поводу. Она ценна тем, что основана на фактически происходивших событиях.

Оглавление

Из серии: Собственные внуки

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Паломники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава вторая

Наутро после «старого Нового года», Семен пораньше завез своих продавцов на базар, с товаром на сегодняшний день, дал кое-какие поручения Акиму, отвечавшему за торговлю в базарные дни, и подъехал к церкви. Заутренняя служба уже завершилась, церковный сторож сказал, что батюшка совсем недавно оправился домой. Семен долгие годы общался по жизни с настоятелем сельской церкви, еще с тех пор, как молодой тогда еще священник, прибыл в село после учебы в духовной семинарии и кратковременной службы в одном из одесских храмов. Одно время Семен со Степаном, даже пели в церковном хоре, неоднократно приходилось общаться с батюшкой при проведении различных культовых мероприятий, короче говоря, друзьями они не были, но настоящими товарищами — были точно. Поэтому Семен, без всякого стеснения, подъехал к дому, который стоял отдельно, за церковной оградой, в нем жил настоятель с семьей, и — постучал в дверь.

Батюшка сам вышел на крыльцо; увидев Семена, приветливо поздоровался и пригласил в дом. Когда Семен разделся — предложил ему легкое плетеное кресло, попросил вышедшую в прихожую жену, сообразить им два стакана чаю с бубликами, а потом спросил: «Что-то случилось, Семен?», понимая, что тот просто так не побеспокоил бы, тем более дома. «Да ничего особенного не случилось — ответил Семен, — пришел к вам посоветоваться по одному богоугодному делу, но не успел к концу заутрени, пришлось потревожить дома, простите меня, пожалуйста».

«Семен, какие могут быть извинения у нас с тобой, сколько лет знаем друг друга, сколько и отец твой, да и ты, помогали нашему приходу, один только Бог да мы знаем. Тем более, я уверен, что ты ко мне не просто чай зашел попить»-заинтересованно проговорил батюшка, усаживаясь напротив Семена, в такое же плетенное из ивовых веток, кресло. — «Слушаю тебя».

Семен был практически ровесником батюшки, даже на год или два, старше его по возрасту, но за все время их знакомства, называл его только на «вы» — «батюшкой», а тот, один на один — всегда называл его Семен, а при людях — «сын мой» или ко всем — «дети мои».

Он рассказал об инциденте с волками в «святой вечер», о чудесном спасении его семьи, о том, что и отец его, и дед, мечтали посетить Святую Землю в свое время, а недавно его друг, Степан, узнал — вроде бы в Тирасполе прошел слух, что в этом году, паломничеству на Святую Землю, будет уделено особое внимание. Вот и решил посоветоваться по этому вопросу. «Помнится, — сказал Семен, — как-то вы рассказывали, что бывали в тех священных местах; вот и у меня появилась мысль о паломничестве туда же. Расскажите, хотя бы в общих чертах, что это за паломничество, как все это происходит, и по времени, и по затратам, да и по человеческим возможностям, в конце концов. Что вам известно по этому новому году, почему вдруг он будет особенным для российских людей-паломников. Я хочу узнать, что и как, а потом уже буду агитировать моего кума и друга детства — Степана, вы его хорошо знаете. Собственно говоря — это он и поднял эту тему, когда мы возили к ним «вечерю». Он тоже обещал узнать какие-то подробности у своего родственника, служащего в уездной управе, по этому вопросу. Время идет быстро, скоро весна, много работ ожидается, поэтому надо определяться уже сегодня. Если решим — будем готовиться».

Батюшка внимательно выслушал Семена, прихлебывая чай, а потом сказал: «Я вот что скажу тебе, Семен — это очень похвально, что у вас со Степаном появилась такая мысль. Посетить Святую для каждого православного человека, Землю, где появился на свет Спаситель наш, по которой он ходил, где совершал свои чудесные деяния и где перенес такие страдания за всех нас, живущих на земле — это не только Желание, это большая Честь и великая Награда. И её удостаивается далеко не каждый, даже истинно верующий. Много ты знаешь в нашем довольно большом селе людей, посетивших то святое место?. Я, например, — никого не знаю, кроме себя самого, имевшем счастье там побывать в молодости, еще в годы обучения в духовной семинарии. Это действительно Счастье, Семен. И оно меня согревает и поддерживает уже более двадцати лет».

«Все это далеко не так просто»-продолжил батюшка, — но вполне осуществимо. Первое и главное, что при этом необходимо — это Вера. Вера в Бога нашего и Вера в то, что это тебе сегодня нужно, Необходимо. Чувствую, у тебя желание посетить Святые для всех нас христиан места — появилось не сегодня. Просто случай в лесу, как-то подтолкнул тебя на осуществление этого давнего желания. Что ж, очень похвально, и я не вижу причин, которые бы помешали тебе осуществить такое паломничество. Если не секрет — как ты это видишь во времени и сам думаешь отправиться или еще с кем-то?».

«Я пришел к вам узнать о паломничестве на Святую Землю, хотя бы в общих чертах, как у человека, там побывавшего, а потом, думаю — будем советоваться с моим другом и кумом — Степаном, уже более подробно, с учетом обстоятельств, но желательно — в этом году. Сколько по времени может занять такая поездка?».

«Знаешь, Семен, судить по времени паломничества в общем — практически невозможно, здесь все определяется двумя основными способами: — или каждый решает самостоятельно, исходя из своих возможностей — физических, временных и материальных, или, как было с нами — семинаристами, где основные вопросы были заранее обозначены, расписаны и нам доведены к исполнению.

Сроки паломничества, исходя из того, что я сказал, могут быть абсолютно разнящимися, от наименьшего (до двух месяцев) и — до нескольких лет. Отдельные люди всю жизнь собирают копеечку на эту поездку, пешком добираются до пароходных пристаней, откуда идет сообщение со Святыми местами, с великими трудами добираются туда, и что ж ты думаешь, они через неделю, будут домой возвращаться?. Некоторые вообще не возвращаются! Я как-то читал в церковных ведомостях, что к примеру, за 1893 год, на Святую Землю, прибыло 2905 паломников, а убыло за год — только 1273. Ну, пусть там какие-то переходящие были люди, не попавшие в учет в конце — начале годов, но все равно, — немалое число есть и таких что остаются там навсегда. По разным причинам.

Наибольшими проблемами были и пока есть и сегодня, — Дальняя дорога, все-таки более двух тысяч верст, морем, и — Безопасность, как на всем пути следования туда и обратно, так и там, на месте, в Палестине. Да и условия передвижения паломников — далеко не лучшие. Конечно, сегодня далеко не те условия, что были в то время, когда мы ходили туда, тем более, для тех, кто паломничал еще раньше, когда людей возили в трюмах, вместе с грузами. Сегодня по этой линии ходят так называемые «грузо-пассажирские» суда, но все равно условия для пассажиров на них, далеко не лучшие. Для хозяев пароходного Общества, пускать по этой линии чисто пассажирские суда, более, чем невыгодно, по той простой причине, что более 97 % наших паломников — малоимущие мещане и крестьяне, которым каюты 1-го и 2-го классов — не по карману, они обходятся «групповыми» приспособленными местами — в трюмах и на палубах. А когда во главе внимания — стоит груз, то люди (пассажиры) отходят на второй план и только огромное желание — доплыть, попасть на Святое место, прикрывает все неудобства передвижения.

Надо добавить сюда и погодные явления. В открытом море — часто налетают вихри, штормы, другие непредвиденные обстоятельства. А еще — каждый встречный, — будь-то грек-монах, лодочник — араб или бандит-бедуин, уже в Палестине, стараются тебя заманить, обмануть, обсчитать или просто грубо ограбить. Короче говоря, — надо быть готовому ко всему; к сожалению — большинство людей, встречающихся на всем пути паломника туда и обратно, считают это самое паломничество, «золотой жилой», которую можно (и нужно) разрабатывать бесконечно. Причем, это относится и к тем, кто правит всеми этими процессами, делает на этом большие деньги, и к тем, кто подбирает после них «объедки»(от перевозчиков всех видов и торговцев-до бандитов на дорогах). Из получаемой по линии церкви информации, надо признать, что за последние 25–30 лет, в Палестине очень много сделано для улучшения размещения и пребывания русских паломников. Построено несколько храмов, специальных «подворий» для проживания, больница, торговая лавка, баня, ряд других объектов. Все эти вопросы сегодня — на контроле императорской семьи и курируются непосредственно братом нашего императора. То есть паломничество в российской жизни — заняло, наконец, свое достойное место. Но — далеко не все вопросы этого доброго движения решены, а главная проблема в том, что Святые для нас места, находятся далеко, в других, и не всегда дружественных России, государствах, с другой главенствующей религией и мы не всегда можем положительно влиять на эти процессы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Собственные внуки

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Паломники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я