Куда кого посеяла жизнь. Том XI. Избранное

Василий Гурковский, 2023

В том 11-й помещены четыре повести:1. Бобовый компромат.2. Из штурманов – в штурвальные.3. Страшное чудо деда Григория.4. Сладкая жизнь соленой балки.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Куда кого посеяла жизнь. Том XI. Избранное предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Из штурманов в штурвальные

Автобиографичная повесть о превратностях судьбы подростка, который мечтал стать штурманом дальнего плавания, а вместо этого — стал Штурвальным степного корабля. Прошел через ряд жизненных испытаний и в итоге убедился, что окружающий мир, можно увидеть и познакомиться с ним не только с моря, но и с суши. С суши, он оказался гораздо ближе, доступнее и понятнее.

Книга рассчитана на подростков и юношей, определяющих свой жизненный фарватер, а также — на любого читателя, старше 12 лет.

…В жизни свой найди фарватер, чтобы плыть…

…И у каждого свой якорь должен быть…

Василий Гурковский

Глава первая

Штурмана из меня не получилось….Точнее — меня к этому делу не допустили….А ведь — желал, надеялся. Но, когда с самого начала, все идет не так, как надо, напрасно надеяться, что все как-то обойдется, выровняется, устроится.

Еще весной, когда я заканчивал седьмой класс, то заикнулся дома, что намерен поступать в мореходное училище. Отец ничего не имел против мореходки, только спросил, а на кого собираюсь учиться. Я сказал, что на штурмана дальнего плавания, просто мне это интересно — новые места, новые люди, география — мой любимый предмет.

Мама, на эту тему, даже разговаривать не желала. Жившая с нами, бабушка Маня, не выступала против моего желания стать морским штурманом, но не любила большую воду, и, всегда, когда я старался сбежать с пацанами на Днестр, покупаться, обязательно кричала вдогонку: «Ты там дывысь! Утопыся — додому нэ приходь!…».

Так как большинство в доме — было против моего морского будущего, то пришлось искать различные пути достижения намеченной цели, используя для этого, любую возможность.

Учили в те времена бесплатно, небольшие деньги нужны были только на проезд до Одессы, где находилось мореходное училище. Пока получили свидетельства об окончании семи классов, я уже нашел себе напарника на период поступления. Парень из параллельного класса, намеревался тоже поступать в мореходку, но по специальности — судовой электрик.

Мы прошли медицинскую комиссию, отвезли и сдали документы в училище, узнали, когда и какие будут вступительные экзамены и начали готовиться. Дома я об этом, естественно, ничего не говорил. Чтобы как-то определить свое место, хотя бы временно, пошел учеником токаря в МТС (Машино-тракторную станцию), где работал комбайнером мой отец.

Когда начались экзамены, а их было всего два — на мое отделение — Русский язык (диктант) и математика, мы добирались в Одессу на колхозных машинах, которые регулярно возили продукцию на городские рынки и с ними же возвращались вечером домой.

Все шло нормально. Я, поочередно, сдал на «отлично» оба экзамена и уже считал себя курсантом, мой напарник — провалил экзамен, кажется по физике или математике, и был отчислен, а я ждал итоговых результатов.

В конце июля, узнал, что прошел, все, что было необходимо, и осталось только оформить вступительные формальности.

В Свидетельстве об окончании семи классов, у меня стоял год рождения — 1938-й. Так мне поставили в школе с самого первого класса. Потому и вопросов не возникло при приеме моих документов. На специальность «штурман», принимали абитуриентов только с 15 лет, чтобы, проучившись три года, выпускник достигал 18 лет, и ему можно было выдавать «паспорт моряка», как совершеннолетнему.

В отделе кадров училища, у меня потребовали официального подтверждения возраста. Никаких документов подтверждающих, у меня — не было, а документы по году моего рождения — унесла война.

Мне посоветовали взять справку с места жительства, о том, что архивы не сохранились и привезти какой-либо документ, чтобы пусть формально, но подтвердить, что мне есть-таки пятнадцать лет.

Такую справку могла легко сделать моя мама, работающая тогда в аппарате нашего райисполкома. Но, как раз мама и стала на моем пути в мореходку….Она категорически была против, чтобы я «где-то болтался по морям, да еще и с её помощью». Она заявила всем, что не только не станет делать для меня такую справку, а и не допустит, чтобы кто-то другой её сделал. И это было её последнее слово. А мне сказала, что у меня одна дорога — идти в восьмой класс….

Тогда и я, в свою очередь, заявил, что в школу больше не пойду, так как мне стыдно теперь, после всего, что я сделал в плане поступления в училище (при двух отличных оценках на вступительных экзаменах), появляться в школе, при такой «несознательной» маме, поэтому — буду учиться на токаря, при МТС, тем более, что меня уже приняли учеником и прикрепили к опытному токарю, нашему соседу через дом, Андрею Димитренко.

Понятное дело-мама устроила дома большой скандал, но, как это часто бывает в человеческой жизни, неожиданно для всех членов нашей семьи, случился тот самый жизненный РАЗЛОМ, результатом которого стал постепенный переход, именно Мой переход, и ничей больше, из совокупной категории (читай Направления) — ШТУРМАНОВ, в категорию ШТУРВАЛЬНЫХ. Так получилось, по совокупности многих факторов и, как оказалось — НАВСЕГДА!.Так сошлись ЗВЕЗДЫ!.

Глава вторая

Шел 1954 год. Всего год, как не стало И.В.Сталина. Принявший на себя управление партией, а потом и страной, Н.С. Хрущев, выдвинул в порядке неотложной стратегической задачи, государственного масштаба — курс на освоение целинных и залежных земель. Начиная с весны этого года, все основные помыслы и действия государства, были ориентированы именно на выполнение этой задачи. Сельское хозяйство, доведенное до удручающего состояния, и по итогам прошедшей разрушительной войны, и по различным необдуманным и необоснованным решениям, типа обязательной контрактации, когда облагались натуральными налогами каждое дерево и каждая голова скота, а крестьянам не выдавали паспорта, чтобы они не могли покинуть деревни, а также — практически отсутствие необходимой материально-технической базы на селе.

Был взят курс на освоение пустующих земель, в Казахстане, Сибири, Поволжье. Туда направлялись колоссальные средства, различная техника, материалы и, естественно — люди. Круглосуточно — в печати, по радио, на собраниях всех уровней, все только об этом и говорили, пели целинные песни, обещали, предлагали, агитировали….

Люди все это слушали, делали какие-то выводы и соответственно — действовали, исходя из того, что их больше интересовало. Мы тоже все это слушали и читали, но, так как это нас не очень касалось, то принимали просто, как должное…

А оно взяло — и коснулось нашей семьи и очень неожиданно. Отец работал на зерновом комбайне в одном из колхозов зоны нашей МТС, уже полностью вошел в рабочий уборочный цикл, и тут случилось то, что случилось.

На нашу МТС пришел приказ из района, а туда — из Кишинева, в Кишиневе сказали, что было распоряжение из Москвы, у нас всегда умели запутывать следы так, что крайнего найти было невозможно, поэтому было принято решение отправить со станции Тирасполь, сборный эшелон зерновых комбайнов, собранных из соседних к Тирасполю МТС. Собрать срочно и отправить на помощь в уборке урожая в…Башкирию.

От нашей, Слободзейской, МТС, было приказано отправить 12 комбайнов, 8 самоходных и 4 прицепных. Укомплектовать их комбайнерами и помощниками и, как можно быстрее, — отправить их по месту назначения.

Приказом по МТС, в командировку отправлялись 24 комбайнера и помощника, в том числе — экипаж моего отца. И это в июле, — в самый разгар уборочного сезона, когда каждый день — на вес золота!. Отец вначале отказался ехать в такое время, но руководство МТС, настояло на поездке, иначе комбайн будет передан другому работнику. Для комбайнера — уборка урожая — главная надежда сезона, пришлось отцу подчиниться, тем более, что были обещаны определенные льготы, командировочные и т. п., да и потом — ему же придется и дальше работать в этой МТС….

Отца — «уговорили», но его помощник, парень из обеспеченной семьи, наотрез отказался ехать в такую даль, да еще неизвестно за чем. Он где-то перешел на другую работу, а отец оказался без помощника. Кого-то искать в период разгара уборки — пустое дело, поэтому — отец решил взять с собой, в качестве помощника — меня. Я уже числился в учениках токаря, так что был уже вроде как «свой» — МТС — овский.

Делать нечего — начали ускоренно готовить комбайны к отправке и, через пару дней, прибыли на грузовую рампу, рядом с Тираспольским железнодорожным вокзалом.

Когда нас собрали (тех, кто прибыли первыми на погрузку), то объяснили, что дорога займет не более пяти суток, поэтому — ехать будем вместе с комбайнами, на платформах, так как оставлять комбайны без охраны нельзя, в пути — всякое может быть….

Выдали нам в порядке аванса — по 300 рублей — комбайнерам и по 150 — помощникам, сказали, что на пять дней вполне хватит. Так как предполагалось, что в нашем поезде, будет до 40 грузовых платформ, а рампа вмещает одновременно, не более 15-ти, то будем грузиться по очереди и накапливать состав на запасных путях.

Прошедший три Войны, мой отец, имел достаточный опыт перевозок техники и порядка её передвижения.

Сколько мы в пути следования видели на платформах разной техники, — комбайнов, тракторов, автомобилей, но такой подготовки, как у нашего комбайна — не видели, ни разу.

По технологии погрузки самоходных комбайнов, предполагалось следующее: Отсоединяется комбайновая жатка, устанавливается и фиксируется на платформе. Рядом устанавливается сам комбайн, укрепляется и увязывается проволочными креплениями. Копнитель соломы, из-за габаритов, требовалось разбирать на отдельные блоки, а по прибытию на место — снова собирать.

Отец решил не разбирать копнитель, а снять с него колеса, вынуть из креплений полуоси, на которые они одевались, и…положить копнитель — на бок. Таким образом — он по всем параметрам — соответствовал погрузочным требованиям.

В итоге — из копнителя получилось подобие удобного «домика», закрытого с трех сторон. А, с учетом того, что копнители первых выпусков самоходных комбайнов, имели два отделения — для соломы и половы, то получился не просто домик, а домик — двухэтажный….

Отдельные открытые места мы заделали брезентом и транспортерными лентами и получили довольно приличное место обитания на весь путь следования, за что наши комбайнеры были бесконечно благодарны (позже) — отцу.

Повторяю — ничего подобного мы не видели за весь период движения. В нашем «домике», на двух его «этажах», поместились все экипажи наших самоходных комбайнов (из нашей МТС). Экипажи прицепных комбайнов (нашей же МТС» — 8 человек, привезли с собой две палатки и тоже чувствовали себя относительно неплохо, по сравнению с экипажами из других МТС.

Когда мы еще грузились на рампе, отец, вместе с двумя комбайнерами, работавшими вместе с ним в одном колхозе, остановили возле консервного завода, машину из того колхоза, серьезно «поговорили» с водителем, потом вместе поехали в «их» колхоз, набрали полмашины яблок, несколько ящиков помидоров, огурцов, лука, выпросили несколько больших «бригадных» караваев хлеба и привезли все это к нашему комбайну.

В итоге — засыпали полный зерновой бункер яблоками, погрузили все овощи и хлеб, а водителя отблагодарили тем, что оставили ему все, что не вместилось в бункер….Как мы вспоминали не раз эту «благотворительную» поездку в колхоз! Она нас очень здорово выручила, но об этом — попозже….

Так как комбайны от нашей МТС были погружены первыми, то наши платформы поставили на запасной путь. И, пока грузились остальные — мы уже не могли отлучаться от своих платформ и жили на станции, «при комбайнах». Грузились почти две недели.

И только 1 августа, когда вся техника была погружена и готова к отправке, со станции Раздельная, прибыл тяжелый паровоз «ФД» (Феликс Дзержинский), который должен был вывести наш состав из зоны действия станции Тирасполь. 40 платформ растянулись, чуть ли не до станции Ново-савицкая. Наконец — мы — выехали. Две недели ожидания, на жаре и в неизвестности, — это много.

Мы уже не верили, что впереди у нас всего пять дней пути, но ничего изменить было нельзя. Будь что будет!..Посмотрим — как нас встретит та, далекая Башкирия?!

Глава третья

До Раздельной доехали без остановок. Поезд наш был по своему, уникален. Его трудно было сдвинуть с места, из-за большой длины, поэтому паровоз, перед началом движения, вначале несколько минут пробуксовывал на месте, потом пробовал сдавать назад и только потом — начинал потихоньку двигаться вперед, причем — все эти подвижки «вперед-назад» сопровождались страшным, постепенно нарастающим, грохотом межвагонных амортизаторов и сильными рывками, от которых, если не приготовиться, то можно было запросто свалиться с ног. Постепенно, мы к этому привыкли, но эти рывки, всю дорогу, доставляли нам неприятные ощущения. Такой состав, из-за его размеров, не просто было тронуть с места и еще более непросто снижать его скорость на крутых перегонах, да и при остановках — тоже.

Но все эти сопутствующие неудобства, нивелировались теплым августовским летом, ожиданием неизвестного будущего, наличием кое-каких домашних продуктовых запасов, а — главное — тем, что мы — таки ЕХАЛИ!

Ребята наши, после двухнедельных погрузочных мытарств и неизвестности, наконец — расслабились, определились с местами размещения на ночь и — просто спали, кроме меня, конечно….

Как я мог улечься спать, когда в первый раз в жизни, ехал на настоящем поезде, да еще — в рейс за три тысячи километров!. Нет, я восседал на комбайнерском сидении, держался за штурвал управления комбайном и наслаждался необычайно удивительным (для меня) видом, с возможностью кругового обзора. Было не очень удобно ехать «задом наперед»; до Раздельной, наш поезд, шел в одну сторону, а после узловой станции, тот же паровоз, подцепил нас с другой стороны и, до самого конца путешествия, мы все время двигались только «вперед» и я, сидя за штурвалом комбайна, представлял себя в роли водителя всей этой огромной мчащейся по рельсам, машины…..

Ощущение — невероятное….Комбайн стоит большими резиновыми колесами на платформе, где-то в метрах 3 — х от земли, то есть — довольно высоко, слегка покачивается на неровностях, а ты — сидишь на сидении комбайнера, смотришь, смотришь…и насмотреться не можешь, потому что все вокруг непрерывно меняется — то лесополоса, то поле, то речка или село вдруг выскочит из-за пригорка, потом — город, большой или маленький, станции, полустанки, домики путевых обходчиков, с небольшими огородами. И все время — что-то новое и новое. Красота! Не то, что сидеть в душном вагоне, даже у окна….

Я наполнялся всем этим новым, неизвестным и был просто счастлив, что мне выпала такая возможность познакомиться ближе с окружающим нас миром и никакие трудности и неудобства предстоящего пути, меня не смущали….Интерес, простой, человеческий — перебарывал все….

Как после выяснилось, отрезок пути, в восемьсот километров, через всю Украину, от Раздельной — до Харькова, мы преодолели «всего» за пять суток, то есть, в среднем по 160 километров в сутки. Это, конечно было очень мало, даже для товарного поезда, но, впереди нас ждало расстояние, в два с лишним раза превышающее то, что мы проехали. И, как я посчитал позже, дальше мы двигались чуть быстрее лошадей, преодолевая в среднем по 50–60 километров в сутки.

После Харькова — мы больше стояли, чем ехали. Стояли на входах в станции, по 6-8-10 часов, в степи, стояли на самих станциях, стояли на каких-то перегонах, где угодно, только не ехали. Стало понятно, что наши комбайны абсолютно никому (и нигде) не нужны и их просто гоняют туда-сюда, не зная, кому бы их сплавить…

Таких составов, как наш, за время нашего путешествия, мы видели сотни, и с новыми комбайнами, и со старыми, разными тракторами и другой сельхозтехникой, но только наш эшелон шел с людьми, на открытых платформах….Это даже описывать трудно, а как нам было ехать!. Без денег, без еды, без всего самого элементарного! Пока ехали по Украине, да и почти — до Пензы, можно было хотя бы картошки накопать или кукурузных качанов наломать, на людских огородах, пока стояли на въездах в станции, а как переехали за Волгу, там уже ни огородов, ни садов по-над железной дорогой — не было, а, если и были, то все уже было убрано.

Когда стояли на больших станциях, можно было бы что-то заработать, на погрузке — разгрузке, но мы не имели возможности, потому, что не знали, сколько будем стоять, наш поезд никакого расписания не имел, его куда могли — туда и встраивали. Ребята даже носильщиками подрабатывали на станциях, постоянно переживая, что могут отстать от поезда. Дело шло к нервным срывам. Только наши люди могли терпеть такие условия и не бросить все чертовой матери. Если бы не комбайны — точно бы все разбежались по стране….

Заканчивался август, а в тех местах, ночью уже пошли заморозки и вода на улице ночью замерзала, да и одежды теплой у нас не было, а мы все еще ехали на уборку урожая!….

От Самары(в то время — Куйбышева), до места нашего назначения, оставалось еще около 700 километров, а у нас уже практически ничего не осталось. Здорово выручали всю дорогу яблоки, некоторые дни, мы только ими и питались, но они еще в Пензе закончились.

Потом случилась неприятность, в том числе и со мной. Когда состав не впускали несколько часов на станцию, нам удалось накопать ведро картофеля. Как обычно, мы приготовили место, ниже железнодорожной насыпи, рядом с нашим поездом, разожгли костер и начали варить картофель «в мундирах». Дело шло к вечеру, садилось солнце. Когда картофель в ведре начал закипать — открылся входной семафор и наш поезд тронулся. Мы занимались картофелем на пару с одним парнем, из помощников от соседнего комбайна.

Что делать! Тушить огонь и забирать недоваренную еду?. Жалко, да и на станции обязательно будем стоять. Отец крикнул с проезжающей платформы: — «Как доварите — найдете нас на станции!».

Они — уехали, мы доварили картофель, слили воду и пошли по шпалам на станцию, там было с пару километров. Можно только представить, что мы почувствовали, когда узнали на станции, что наш состав прошел Кинель, на проход, не останавливаясь….

На дворе — уже темно и тянет морозом, а я в легком пиджаке и в тапочках…У нас — ничего, ни документов, ни денег. Мы даже не знаем, куда наш состав едет, где наша последняя станция. Знаем только, что — в Башкирию. Поговорили с дежурным по станции, он сказал, что наш эшелон пошел на Абдулино, раньше он не остановится, там узловая станция. До неё 206 километров….

Спросили у него, что будет двигаться скоро в ту сторону. Он показал товарный поезд, который будет скоро отправлен на Урал и тоже через Абдулино….

Состав — открытые товарные полувагоны. Поднялись по лестнице на один из них. Они были груженые — беспорядочно набросанным металлоломом. Только успели залезть в вагон — поезд тронулся. Пока набирал скорость — было еще терпимо, но, когда выехали со станции, на нас обрушилось все, что только могло; — холодный морозный ветер, усиленный скоростью движения и насыщенный мелкой угольной пылью, беспорядочным вихрем, носился по вагону. От него некуда было скрыться и нечем защититься, в этом нагромождении ржавого железа.

Я нащупал какой-то круглый барабан, наверное — от зерноочистительной машины, влез в него, надеясь хоть как-то защититься от пронизывающего ветра, но это не помогло — эту трубу продувало, как ледяным вентилятором, а прикосновения к стенке моего убежища, любой частью тела, ощущалось, как ледяной ожог.

До сих пор не могу поверить — как мы смогли выдержать трех часовую сверх пытку в том товарном вагоне. Я менял положение тела, крутился, извивался в ледяной трубе и, когда поезд, наконец, остановился, мы, с большим трудом и одновременным облегчением, покинули этот не гостеприимный состав.

Глава четвертая

Прочитали название станции — Абдулино и, на негнущихся ногах, двинулись к вокзалу. Часов у нас не было, но, по расчетам, было уже три или четыре часа ночи. Близость возможного тепла, уже грела сама по себе, но нам тепла не досталось. Когда мы открыли вокзальную дверь, сидящий внутри на стуле милиционер, по виду — башкир или татарин, вскочил, увидел нас, дрожащих от холода, грязных и запорошенных угольной пылью, да еще с закопченным ведром картошки, вытолкнул нас на перрон, прокричав что-то вроде: — «Шляются здесь всякие…Проваливайте отсюда!» — и закрыл дверь изнутри….

Учитывая наше состояние, это был удар, равносильный убийству. Оставалось только или упасть на перрон и завыть, или броситься на рельсы….

Но, видимо, у Того, кто сверху все видит, были на нас другие планы….Пока мы стояли на перроне, кляня всех дежурных и милиционеров, вместе взятых, подошел пассажирский поезд, я и сегодня вижу его название — «Харьков — Новосибирск». Остановился, вышли проводники. Пассажиры не выходили и не входили, время, наверное, было такое, позднее.

Напротив нас, из вагона вышел пожилой проводник, в форме, начал что-то протирать на входной двери. Мы подошли к нему, поздоровались. По выговору — я понял, что он украинец и заговорил с ним по-украински, ни на что не надеясь….

В течении пару минут, я объяснил ситуацию и попросил пустить нас хотя бы погреться, пока поезд стоит, все-таки узловая станция, а мы уже на грани….

Мужчина все понял, у нас на лицах все было написано, да еще ведро с картошкой, выступало в качестве подтверждения наших слов. Он не стал выдумывать каких-то оправдательных (для него) причин, а просто сказал: «Заходите, ребята, я вас сейчас горячим чаем напою, как раз только бак закипел…». Мы зашли к нему в купе, он дал нам по два стакана чаю и по небольшому пакетику вафлей. Когда мы все это освоили, он открыл соседнее купе, дал нам по одеялу и сказал: «Садитесь, укутывайтесь и грейтесь. До Уфы почти три часа ходу. Я вас заранее разбужу, если заснете». Вот такой нам попался Проводник — Человек! Я запомнил его на всю жизнь. Он, действительно спас нас. Если бы не он — я просто не знаю, что было бы с нами в ту страшную ночь!….В лучшем случае, мы могли оказаться в больнице, в чужом краю и без ничего…..Обошлось!.

Но радости, как и беды, по — одиночке — тоже не ходят. В ту ночь свершилось первое в моей жизни настоящее Чудо и, с тех пор — я начал верить, что Чудеса все-таки существуют, что не раз было подтверждено, позже, для меня — лично.

Здесь можно привести массу причин, повлиявших прямо или косвенно, на появление того Чуда, одно их перечисление, могло бы занять целую страницу, но я не буду их перечислять, просто выдаю утверждение, что Это — таки бывает….

Рядом с Уфой, находится большая узловая станция — Дема. Она как бы разделительная по основным направлениям башкирских железных дорог — прямо на Восток — идет ветка на Урал, Сибирь, а другая ветка идет на Юг, пересекая в принципе, всю республику. Нам это было неведомо, но Чудо нашло нас именно там, на станции Дема…., как раз — там где надо и когда надо.

При подъезде к этой станции, а она узловая и на ней пассажирские поезда обязательно останавливаются, наш Спаситель-проводник, разбудил нас, сказал, что это большая станция и может быть, мы сможем что-то узнать о нашем поезде. Поезд остановился, мы, вместе с проводником, вышли вначале в тамбур, а потом и на перрон. Рассветало, мы оглядывались вокруг, привыкая к утренней прохладе после теплого вагона.

И вот здесь и случилось то, немыслимое для нас с моим напарником, — то самое Чудо!. По соседней с нашей, железнодорожной колее, как бы нам навстречу, потихоньку трогался поезд. С комбайнами! Мало того! В предрассветном мареве, к нам приближался, ставший таким родным для нас за прошедший месяц, опрокинутый набок на платформу, НАШ копнитель, с ярким номером 10, написанным белой краской. Да это же — Наш комбайн и наш копнитель! — промелькнуло в голове. Промелькнуло неосознанно, но в следующую секунду, поблагодарив проводника, я схватил ведро с картошкой, крикнул напарнику — Догоняй — наши едут! И бросился к проезжающему мимо поезду….

Сильно ударился о стальную пластину — амортизатор борта платформы, не чувствуя боли, передал ведро напарнику, залез на платформу, взял у него ведро, помог ему тоже подняться, и….упал. Просто упал на спину, по — хорошему. В одну секунду — все куда-то провалилось — и страшная прошедшая ночь, и все неизвестности — непонятности, и ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ, вместе взятое. Мы — дома! И на соседней платформе — едет наш с отцом комбайн и его можно пощупать руками! А ведь мы не надеялись его больше увидеть! А оно взяло и свершилось!.

Не помню, сколько времени мы сидели-лежали на полу платформы. Мы никак не могли поверить, что вот так, просто, можно никуда не бежать, никого не догонять, а просто — ехать и ехать, на своем ПОЕЗДЕ!

Когда отдышались, успокоились и поверили, что это таки — так, пошли к нашему домику-копнителю. Вся наша команда — просто спала и никакие наши ночные мытарства, им были неведомы. Мы тоже легли на свои места, а утром получили серьезное замечание за то, что, пока добирались — съели часть картошки….А что там и как — никто даже и не спросил.

Мы, действительно, скушали по паре картофелин, пока они были теплыми, еще в Кинеле, перед поездкой в товарном поезде. Больше — не трогали, знали общий порядок.

Когда мы ехали по Башкирии, спать я уже не мог, просто смотрел на проплывающие мимо небольшие горы. Когда проезжали Стерлитамак, впервые увидел какой-то огромный завод, позже узнал, что это крупный химкомбинат, но это не столько удивило меня, как сплошной лес телевизионных антенн, над крышами домов. У нас, в Слободзее, в то время — я не видел ни одной такой антенны.

Потом проехали Салават Юлаев, когда-то по истории учили про пугачевские времена, немного дальше на юг — Мелеуз.

Ну и, наконец, где-то к обеду, мы прибыли на свою станцию назначения, Кумертау, на самом юге Башкирии. Прибыли на 32-й день пути…помогать убирать, давно убранный здесь урожай….Первое, что бросилось в глаза — огромная площадь, скорее — пустырь, рядом со станцией и посредине него — колодец. Наши ребята потянулись к колодцу, умыться и напиться, оттуда принесли первую местную новость. Женщина набирала там воду и они выяснили, что, если по-молдавски «апа» — это вода, то, по-башкирски — апа — будет — мама….

Еще выяснилось, что еще на станции Кинель, кто-то, по ошибке, отсоединил 4 прицепных комбайна из нашей МТС. Куда их отправили, — неизвестно. Остальные партии комбайнов, постепенно отцепляли уже на территории Башкирии, а 8 самоходных комбайнов из нашей МТС, таки доехали до места назначения. Прибывшие встречать нас, новые хозяева из районного управления сельского хозяйства, особой радости не испытывали, а просто — отказались принимать наши машины. Во первых — комбайны были старыми, а во-вторых — уже не нужными, так как уборка в районе — закончилась. Нам сказали — езжайте обратно. Вы получите вместо этого старья новые комбайны, а нам эти — не надо….

Легко сказать — езжайте обратно, а мы уже два дня ничего не ели….Поморочили нам головы местные хозяева часа два, потом приехал главный инженер из соседней со станцией, Ермолаевской МТС, сказал, что у них еще есть для нас работа, докашивать остатки поздних культур и забрал нас к себе, предварительно покормив в столовой при станции. Больше месяца — без горячей пищи!….

Глава пятая

Подкрепившись, мы собрали, то есть — укомплектовали комбайны, потом их заправили из подошедшего бензовоза и были готовы отправляться «по месту службы». Причем, наш комбайн был готов раньше всех, так как копнитель у нас, как было уже сказано — практически не разбирался.

Поэтому — пока готовили 7 комбайнов, которые должны были отправиться в Ермолаево (В МТС) с сопровождающими местными специалистами, нас — главный инженер, направил в самый дальний колхоз района, и сам поехал нас сопровождать.

Передвигаться по сильно пересеченной местности, на комбайне — не так-то просто, машина большая, тормоза — не для горных дорог, но, имея такого водителя, как отец, прошедший три войны за рулем, в том числе — в горах Манчжурии, мы добрались до места назначения — без особых проблем.

Колхоз, куда мы прибыли, располагался рядом с соседней Оренбургской областью. Нам достались нескошенные площади в одной из бригад, рядом с хутором Сандин. После нашей двадцатитысячной Слободзеи, хутор в пару десятков домов, вытянувшихся в два ряда на пригорке, вдоль речки, не произвел вначале на нас особого впечатления. Но — это вначале….Приехали мы уже под вечер, нашли местного бригадира, он уже знал, что мы прибудем, поэтому приготовил нам место пребывания. Поставили комбайн рядом с домом. Все дома на хуторе — рубленные, деревянные и, непривычно для нас — черные, вроде, как копченые. У нас, в Слободзее, дома все побеленные, белые, голубые или зеленые, а здесь — все черные — и стены, и крыши. Заборов — никаких нет. Один ряд домов — внизу, вдоль речки, второй ряд — наверху, вдоль пригорка.

На следующий день — рано утром приехал тот же главный инженер МТС, вместе с колхозным агрономом, и, пока стояла сильная роса — нам показали предстоящий фронт работ. Местные комбайнеры оставили нам целое поле проса, гектаров пятьдесят, оно просто поздно вызревает. Кроме него, в разных местах оставались небольшие неубранные участки, на неудобьях. Их просто оставили напоследок, а потом пошли дожди и так все и осталось. Нам предстояло все это докосить и сдать работу агроному местного колхоза.

Инженер привез нам два документа. Первый — был акт о приеме в Ермолаевскую МТС, нашего комбайна, прибывшего из Слободзейской МТС, Молдавской ССР. Второй документ — был приказ о приеме на работу в качестве комбайнера Ермолаевской МТС, Гурковского Андрея Гавриловича (моего отца) и — меня Гурковского Василия Андреевича, в качестве Штурвального (помощника комбайнера). Так я окончательно поменял направление жизни — Из Штурманов — в Штурвальные. И закрыл этот вопрос навсегда.

Отец решил вначале убрать просяное поле, а потом уже заняться оставленными участками, потому что просо — особая культура, тем более — целое поле, все остальное — подождет.

Сразу возникли проблемы с укомплектованием нашего агрегата. Местный бригадир заявил, что людей у него просто нет и некого ставить на копнитель, там положено — два человека, а у него и одного нет в наличии. Хорошо, что хоть нашел подростка возить зерно от комбайна. Тот приехал к нам за зерном, на повозке, с одним волом….Так он и возил от нас зерно, по горам. Тормозил при спусках-подъемах, специальной палкой, просовывая её в колеса. Иногда мы подталкивали повозку с зерном, когда вол не мог тянуть её в гору.

Проблемы с кадрами мы решили просто — кроме отца — все остальные функции исполнял я — и за Штурвального (помощника комбайнера), и за обоих копнильщиков. Я, на ходу, перебегал с одной стороны копнителя (где набиралась солома), на другую сторону (где собиралась полова, которой было гораздо меньше) и успевал разравнивать обе стороны. Официально работал за троих членов агрегата и не зря заработал больше всех штурвальных из нашей группы, даже больше отдельных комбайнеров, которые больше простояли, чем косили….Было тяжело, но интересно, не зря комбайновая уборка, осталась навсегда во мне, как самый близкий (для меня) вид полевых работ., да и работ вообще….

Готовила нам хозяйка дома, где мы «квартировали». Утром и вечером — мы кушали в доме, а обед нам привозил наш «зерновоз». Позже мы познакомились с хутором поближе. Уже была осень, утром и вечером были сильные росы, косить было нельзя, и мы находили время знакомиться, с приютившим нас местом.

Мужчин я на хуторе не видел. Был один бригадир и то — с другого села, да еще дед-сторож, он наш комбайн охранял ночью. Сторож приезжал с «зерновозом», под вечер, ожидал, пока мы накосим бункер зерна, потом зерно выгружалось в повозку, мы на той же повозке ехали домой, а сторож — оставался на ночь.

Утром все раскручивалось в обратном порядке. Мы с отцом и зерновозом, приезжали к комбайну, накашивали первый бункер зерна, высыпали его в повозку, зерновоз забирал с собой сторожа и они вместе, отвозили зерно в склад. Потом тот же зерновоз, привозил нам обед, мы к этому времени, накашивали бункер зерна, высыпали его в повозку и его сразу же отвозили на место хранения. И так — до вечера, по одинаковой схеме.

Сторож, в ожидании зерна, часто просто ездил со мной на копнителе и мы с ним подолгу разговаривали на разные житейские темы. Он годился мне в дедушки, но мы находили с ним общие темы и были довольны друг другом.

Именно от него я постепенно узнал историю появления этого хутора и только много позже, я не то, что понял, а больше — почувствовал, какое это благословенное место — тот затерянный в горах хутор. В одном из своих произведений, через много лет, я назову его — «РАЙ для Изгоев», и это на самом деле было так.

Хутор появился на этом месте, после разгрома так называемой «Банды Антонова», в двадцатых годах, двадцатого века. Всех, кто не был расстрелян или посажен в тюрьму из «антоновцев», выселили из Тамбовской области, в разные места, в том числе — в Башкирию. Выселили с поражением в правах. Их не брали в армию, не давали работать по желанию, понятное дело — не принимали в комсомол, партию, не разрешали приобретать хорошую специальность и т. д… И так — до самого начала Войны. Потом начали призывать на фронт и посылали на самые сложные участки. Мужиков на хуторе — не осталось и, как следствие — детей — тоже почти не было.

Дед-сторож рассказывал ужасные вещи из их довоенной жизни, но всегда с гордостью подчеркивал, что он последний на хуторе, из тех, настоящих, «тамбовских волков». Было в свое время такое выражение — «тамбовский волк — тебе товарищ!».

Всегда очень нелестно отзывался об известном комбриге Г.И.Котовском, приложившем руку к подавлению «антоновщины».

Глава шестая

От него я впервые узнал, а потом и сам не раз видел, главные «достопримечательности» хутора Сандин. Собрать в одно место, столько хорошего и полезного для хуторян, могло только бесподобное внимание к ним откуда-то СВЕРХУ. Ничем другим объяснить сложившуюся там ситуацию, я не мог, ни в описываемое время, ни позже….Возможно, это была своеобразная компенсация за все им причиненное Зло, не знаю, но, что было-то было….

Где-то в пределах километра от хутора, из невысокой скалы, тоненькой струйкой, толщиной в спичку, — постоянно текла…нефть. Да, обычная натуральная нефть. В каждом доме, имелась какая-нибудь емкость, чаще всего — двухсотлитровая металлическая бочка, в которую, по очереди, собирали ту нефть, на растопку. Этот процесс шел непрерывно, круглогодично. Несколько выше той скалы, к северо-востоку, находился открытый угольный разрез — «Маячный». Там работал мощный «шагающий» экскаватор и разработка угля велась открытым способом. Среди кусков породы, часто попадались крупные куски угля — антрацита, которыми за полчаса, можно было легко наполнить грузовую повозку.

Мне довелось видеть уникальную картину, в доме нашего пацана — зерновоза, на первой, нижней улице. Когда мы с ним опустились в подпол на кухне их дома, то оказалось, что три стены подвала, из четырех, вырублены из чистого, блестящего, угля-антрацита. На другой стороне речки, начинался лес, так что о дровах на этом хуторе, вопрос тоже никогда не стоял.

Неширокая, метров 4–5, родниковая чистейшая речка, где прекрасно просматривается дно и все её обитатели, а, с обеих её сторон — огороды. Таких овощей, крупных, сочных, я даже дома, в Слободзее, не видел.

В каждом доме — корова, овцы, козы; в подполе — целые кадушки домашнего сливочного масла, брынзы, ящики яиц и по несколько кадушек соленых грибов, разных моченых ягод и т. п..

Насмотревшись всего этого, настоящего, природного, я, в те годы, еще не понимал, что нахожусь, если не в раю, то, по крайней мере, в его предбаннике….

Забытый всеми маленький хутор, без электричества, без магазина и каких-либо видов медицинской помощи, а — живет и не знает, что он живет натуральной райской жизнью, о которой так много людей мечтают в разных уголках нашей Земли и даже не знают, что такие места есть совсем рядом….

Там было все, кроме…жизни.

Девчат на хуторе — с десяток. Иногда собираются на…танцы. Был тогда на хуторе, один пацан, лет десяти-двенадцати. Так вот он играл на гитаре. Знал всего две мелодии — одна что-то похожее на вальс, вторая — что-то веселое, типа фокстрот. За день до тех «танцев», к музыканту направляются «ходоки» — девчата. Несут ему подношения — конфеты, пряники и уговаривают (завтра) сыграть на танцах. Он приходит, по пару раз что-то там сыграет и уходит спать. Все — танцы закончены…

При нас, однажды, на хутор привезли — кино. Узкопленочный аппарат, школьная стена — вместо экрана, два рубля билет и ни начала — ни конца. До сих пор помню название — «Школа злословия». Запомнил не только потому, что он никудышный, а больше потому, что его еще не раз видел в «бесплатных» показах, после разных общественных мероприятий, — колхозных или партийных собраний и т. п… Обычно — какие мероприятия — такой и фильм….

Как видите — мы не только убирали хлеб, но и «участвовали» в общественной жизни хутора, если выпадала такая возможность….

Надо сказать, что работа нам досталась нелегкая. Если просяное поле не убирали, ожидая пока созреет, то брошенные отдельные небольшие участки, как правило, находились на опасных крутых склонах, на которых не то, что косить, а просто на комбайне ехать опасно.

Когда комбайн ползет на первой скорости в гору, с критическим боковым креном, да еще с сухой пробуксовкой — жди беды. У нас дважды рассыпалась коробка перемены передач, по ночам — приходилось её менять или ремонтировать.

Каждый день — как испытание. Бывали такие крутые места, что отец приказывал мне покидать комбайн и просто идти впереди, выбирая более безопасное направление.

Уже позже мы узнали, что во время уборки, случаи опрокидывания комбайнов были нередки, даже один из наших, Слободзейских (приезжих) комбайнеров, опрокинулся, причем не на поле, а во время переезда с места на место. Хорошо, что все благополучно обошлось, а комбайн был полностью выведен из строя.

Глава седьмая

Был у нас ещё один курьезный случай. Отец, по характеру, обладал значительным чувством юмора. Еще в первые дни работы, он решил проверить уровень интеллекта нашего местного бригадира.

Зерновоз привез нам обед, как обычно, хозяйка передала довольно большой кусок сливочного масла, к горячей лапше с мясом. Я как раз смазывал шприцем-нагнетателем, отдельные деревянные подшипники на комбайне. В качестве смазки в те времена, использовался обычный салидол. В это время подъехал бригадир, спросил, как идет работа, посмотрел, сколько ещё осталось косить. Отец взял у меня шприц, открутил головку, набрал на палец несколько граммов сливочного масла и начал делать вид, что закладывает масло в шприц.

На вопрос бригадира, что он делает, отец сказал, масло нужно для смазки подшипников, вот он его и использует. Бригадир уточнил, а сколько масла нужно в день для таких целей. Отец ответил — что граммов 300–400. Несколько дней, бригадир возил нам брусок масла, но, однажды, свидетелем передачи «смазки», оказался подъехавший главный инженер МТС.

Увидев, что бригадир передал отцу масло, инженер поинтересовался, а причем здесь сливочное масло, на что бригадир ответил, что они, мол, комбайн им смазывают….Инженер ничего не сказал, только усмехнулся и уехал. Правда, больше бригадир нам масло не привозил, да оно нам и не было нужно, хватало с лихвой того, что готовила хозяйка, просто отец так пошутил с бригадиром….

Начала портиться погода. Повезло, что не было дождей, но утром здорово подмерзало. Хорошо, что косить еще было можно, мы старались экономить каждую минуту, на подготовке комбайна, на времени обеда, в общем, где только могли, потому, что начали сгущаться тучи, дед-сторож, ориентируясь на свой радикулит, предупреждал, что в этих горах скоро может пойти и снег….

Была еще одна проблема, которая все больше и больше заявляла о себе — нам стало холодно, а ничего теплого из одежды, у нас не было. На мне была наполовину истлевшая рубашка, брюки и пиджак. На ногах — спортивные тапочки, у которых уже не было подошвы, только верх, а снизу — вместо подошвы, вырезанная по контуру ступни картонка, прикрепленная снизу медной проволокой. Хозяйка нашла нам с отцом по старой телогрейке, но на меня она была большая и мешала в работе, а без неё — стоять на ветру, было просто холодно.

Как бы-то ни было — мы все-таки выполнили все поставленные перед нами задачи, выкосили все оставшиеся неудобья и, даже, по пути в Ермолаево (В МТС), помогли одному из наших комбайнов, работающих в другой бригаде нашего же колхоза, закончить уборку, чем вызвали искреннюю благодарность, не столько нашего комбайнера-земляка, который практически не работал по разным причинам, а больше — руководства колхоза, потому, что оставлять, пусть даже небольшие нескошенные участки — в зиму — не самый лучший показатель, для любого хозяина…. Так получилось, что мы, с отцом, прибыли на комбайне в МТС последними из всех наших «молдавских» агрегатов. Местные комбайны, принимавшие участие в уборке урожая того года, уже давно стояли помытые на машинном дворе.

Надо отдать должное руководству Ермолаевской МТС — они, понимая наше положение и состояние, оперативно произвели все необходимые расчеты с нами и по деньгам, и по зерну. Взяли нам билеты на поезд из Уфы — до Тирасполя, через Москву, на 15 сентября.

Я почему запомнил то число. Мы получили расчет 14 — го сентября. Так было отмечено в полученных нами справках при расчете. В тот же день, к вечеру, мы были в Уфе. Переночевали на вокзале, с утра прошлись по магазинам, приоделись по первой необходимости, а то на нас смотреть было не то, что жалко, а просто — страшно…. Беглые «зэки», скорее всего выглядели бы получше нас….

Только через много лет, я с ужасом узнал, что именно 14 сентября 1954 года, то есть — в день расчета в Ермолаево, недалеко от нашего места пребывания, всего в 200 километрах, примерно на широте Кумертау, в районе Тоцкого полигона, в Оренбургской области, была взорвана первая советская атомная бомба, по мощности — в два раза мощнее тех, что были сброшены на Хиросиму и Нагасаки, в Японии, в 1945 году. Причем, как объявили позже, радиоактивное облако с места взрыва, пошло за ветром, на северо-восток, то есть — в ту сторону, где находились в то время и мы….

А ведь всякое могло быть в тот день, это же было первое испытание нашего ядерного оружия! Что могло там быть (да и что там было на самом деле), мы до сих пор полностью не знаем, но факт остается фактом — именно в этот день, судьба занесла нас в те места и, слава Богу, что все обошлось благополучно, по крайней мере, по отношению к нам….Стоило нам забираться в такую даль, чтобы попасть под взрыв атомной бомбы!!!.Мы, тогда, об этом ничего не знали, поэтому время, до отхода поезда на Москву — использовали, в основном, на приобретение одежды и знакомство с Уфой. Она нам тогда не очень показалась, может потому, что погода была неважная, и кругом было довольно грязно.

Глава восьмая

В ночь — выехали на Москву. Все наши 16 человек — слободзейцев — в одном вагоне. Дали нам места в общем вагоне, но, после месячного проезда на открытых платформах, это было почти шикарно. Пошли приятные среднерусские места. В обед переехали через Волгу возле Ульяновска. Красота! Когда мы переезжали Волгу вместе с комбайнами, а дело было ночью, то не видели всей этой бескрайней водной глади, с пароходами, катерами и лодками, а днем — показалось очень красиво и здорово!.

Так как мы ехали в одном вагоне, то нет-нет и начинались разговоры о том, что нас так жестоко наказали, пообещали золотые горы, а в результате, пройдя через такие мучения, — мы — потеряли сезон и главный годовой заработок.

Как обычно бывает, в таком «обиженном» коллективе, всегда найдутся люди, которые считают себя «обиженнее» все остальных. Так и среди нас нашелся один агитатор, который всю дорогу будоражил всех и все подбивал к коллективной жалобе в высокие инстанции, пользуясь тем, что мы едем через Москву. Это был суперактивный бывший председатель одного из малых Слободзейских колхозов, которых в селе раньше было целых 11, а потом сделали всего два….Так как он остался не у дел, то повелся на агитацию и обещания целинных льгот, потому и согласился поехать в Башкирию помощником комбайнера….В конце концов, основная масса ребят, согласилась с его предложением, пожаловаться прямо в ЦККПСС….Решили использовать момент посещения столицы и поискать там правды….

В Москву прибыли рано утром, узнали, как проехать в ЦК и всей командой туда отправились. В ЦК нас не пустили, а направили в отраслевое — Министерство сельского хозяйства СССР, по Улице Садовой 11, предварительно позвонив туда, с рекомендацией — Разобраться.

В здание Министерства, нас тоже вначале не впустили, потом вышел какой-то чиновник, выслушал нашу устную жалобы, пригласил с собой всех наших 8 комбайнеров, с целью выяснения ситуации. Мы, 8 помощников, остались на улице и расположившись на ступеньках Министерства, стали ждать.

Если кто-то думает, что в каком-то Союзном Министерстве, горят желанием встречаться с простыми рабочими, да еще и жалобщиками, то это большое заблуждение. Министерство для того и есть, чтобы пустить тех жалобщиков по инстанциям, выслушать, что-то пообещать, а потом — ничего не решив, вежливо выпроводить на улицу, или по-хорошему, или с вызовом охраны. Часто все зависит от настойчивости просителей….

Наши жалобщики были настроены решительно и все пытались прорваться к тем, кто что-то решает. Но не тут-то было. Их пропустили через десятки каких-то отделов, служб и направлений. И везде они объясняли свои беды, а их посылали все дальше и дальше….Полдня ушло на выяснения и расследования. Уже и мы, штурвальные, постепенно просочились в здание Министерства, правда — нас никто ни о чем не спрашивал и мы просто шатались по коридорам. Иногда кто-то из комбайнеров, тоже появлялся в коридоре, но ничего путного сказать нам не мог, потому, что шел на очередное «уточнение» и сам не знал, что будет дальше.

Был у меня простой интересный случай, во время нахождения в здании Министерства. Я впервые в жизни увидел там лифт, раньше только в кино такой подъемник видел, а тут — вживую, да еще — необычный. Лифт там беспрерывно двигался. Дверей — не было — просто шагаешь на ступеньку — и едешь, где надо — сходишь. Я проехался на том лифте, но побоялся подниматься до верха. Не мог сообразить — как тот лифт обратно идет — неужели опрокидывается?!

Глава девятая

Здесь можно смеяться, но уже через много лет, бывая в том же Министерстве по командировке, я все-таки уточнил, что лифт просто движется по закольцованному кругу, потому и двигается без остановки.

В Министерстве решили не искать себе лишних проблем. Так как дело начиналось солидное и новое, трубят о нем все газеты и радио — зачем морочить голову из-за десятка человек, тем более — за ними обоснованные требования, к которым, прямо или косвенно причастно и Министерство….

Кто-то оперативно принял решение — выдать (как и перед нашим выездом из дома) — по триста рублей «пособия» комбайнерам и по 150 рублей — помощникам, а в порядке возмещения «морального ущерба» выдать всем жалобщикам по билету в Большой театр, на сегодняшний вечер. Наверное, в их профкоме были лишние билеты на спектакль, на который никто не желал идти….

Получив пусть небольшие, но «живые» деньги, наши ребята, поблагодарив родное Министерство — дружно покинули его здание….Наш суперактивный помощник комбайнера, инициатор коллективной жалобы, сумел очень оперативно реализовать те 16 билетов в театр и, наверное, забыл вернуть нам деньги за те билеты, сославшись на какие-то дополнительные его траты, на общие нужды.

Так как мы почти весь день, провели в здании Министерства, то рассматривать достопримечательности столицы, нам уже было некогда, пора было отправляться на вокзал. Ограничились осмотром здания Киевского вокзала и привокзальной площади.

Из Москвы мы уже ехали «как люди», хотя и общем вагоне, но — с постелями, а не на голых досках, как из Уфы….В Тирасполе, нас не встречали, как героев-стахановцев, одержавших очередную победу. Нас просто никто не встретил, да, наверное, уже никто и не ждал. Наша «командировка» затянулась на целых полтора месяца.

Естественно, никаких компенсаций или пособий никто нам выдавать не собирался, слава Богу, что не высчитали деньги, полученные в Москве, а то совсем было бы плохо и некрасиво. Наши комбайнеры, по приезду домой, пытались, что-то там выторговать уже у нашей родной МТС, но, кроме неприятностей со стороны руководства, ничего не добились. Всю вину, руководство МТС, свалило на железную дорогу, она, мол, так долго везла, но никто даже не заикнулся сказать, что виноваты в нашем случае, были те, кто издавал такие откровенно глупые распоряжения, как отправка комбайнов, в разгар уборки, за три тысячи километров, причем туда, где в них (комбайнах), абсолютно не нуждались…..

После той поездки, побывавшие в Башкирии комбайнеры, постепенно «растворились» в районных организациях на разных работах. Отец мой, несколько раз повздорив с руководством МТС, перешел на работу в кузницу.

Мне, откровенно говоря, не нравилась работа токаря, привязанному к своему станку, поэтому, когда открылись вечерние курсы трактористов и комбайнеров при МТС, я записался в обе группы.

Поработав всего пару месяцев возле зернового комбайна, я полюбил эту серьезную комплексную машину, которая одновременно и косила, и подбирала, и молотила, и веяла, и собирала солому, да еще при этом сама и передвигалась.

Работая рядом с таким мастером, как мой отец, я постепенно начал чувствовать комбайн, как цельный слаженный организм, где все действия взаимосвязаны и одинаково важны. Теперь надо было к накопленной определенной практике, добавить теоретические знания, что я и начал делать с особым усердием, обучаясь на курсах. Значит — поездка в Башкирию для меня не была напрасна. Я не только увидел много новых мест и новых людей, а еще и познакомился с такой замечательной машиной, которая называется — зерновой комбайн, на котором мне придется по жизни проработать не один сезон, а целых десять, причем только четыре из них, как обычный комбайнер, а остальные шесть — работая на разных руководящих должностях, когда это было Необходимо.

Глава десятая. Заключение

Та, случайная для меня, поездка в Башкирию, стала действительно переломным моментом в моей жизни и позже, я не раз вспоминал её, где-то даже с благодарностью. Именно благодаря той поездке, я стал тем, кто есть. Поменял управление штурманским движением одного корабля, пусть даже в огромном океане, на непосредственное (читай — Штурвальное) управление в родной для меня отрасли — Сельскохозяйственном производстве, причем на разных уровнях — хозяйство, район, объединение, министерство….

Не знал я тогда, четырнадцатилетний подросток, что мне придется непосредственно пройти, с самого начала до конца, всю «целинную» эпопею, первым шагом в которую и стала та поездка, которая являлась одной из множества ошибок, правящей в то время властной верхушки, в нашей большой стране.

Освоение целинных и залежных земель, в те годы, замечательная по задумке и отвратительнейшая по исполнению, масштабная программа, была в общем, успешно провалена по всем позициям.

Делалось все так, как у нас всегда делалось, с заду — наперед. Вместо того, чтобы подготовиться к массовому набору действий — обеспечения, прием и обустройство людей, хранения зерна и других видов продукции — все бросились пахать и сеять…За эти показатели тогда награждали, повышали, хвалили и премировали, а что будет дальше — никого не интересовало. Главное было — вспахать и посеять….Такое положения было и в нашем строительстве — сперва быстро строили дом, а потом оказывалось, что в нем жить нельзя — ни дороги к нему, ни электричества, ни простите, =туалета….

В итоге так и получилось — распахали, посеяли, с трудом убрали, а потом половину зерна просто сгноили, уже в первом, по-настоящему урожайном, пятьдесят шестом году. Причем — для победных реляций, на бумаге, хлеб был принят государством на хранение, а на самом деле — гнил на примитивных зернотоках, под открытым небом…

А мы продолжали наводнять степные просторы новой техникой и сотнями тысяч людей, истощая давно освоенные регионы, в пользу «целины», в первую очередь страдали в этом плане области России.

В одном только Казахстане, было освоено около тридцать миллионов! Гектаров новых земель, построено сотни новых поселков, элеваторов, промышленных и перерабатывающих предприятий, проложено тысячи километров грунтовых и железных дорог. И где оно все сегодня? — понятное дело — В Казахстане….

А сколько было за эти годы необоснованных перемещений по этим краям — техники, людей, материалов и т. п., и чаще всего такие перемещения, были похожи на ту, нашу — первую, бестолковую и ненужную поездку с комбайнами из Молдавии — в Башкирию…Сколько впустую потрачено средств на эти цели!…

Тогда я еще этого не знал, но сегодня, после почти семидесяти лет после той поездки, могу сказать тебе, уважаемый читатель, уже, как ветеран сеьхозпроизводства и профессор экономики, — так случилось, что за все эти годы, я, проработавший в аграрном секторе более 60 лет, не могу вспомнить НИ ОДНОГО решения на государственном уровне, которое пошло бы на пользу нашему селу и его производству. Повторяю — НИ ОДНОГО!

Я заявляю об этом с абсолютной уверенностью, потому, что пережил все эти решения и их последствия….Уже как специалист в аграрной экономике, считаю, что все решения по АПК, и при советской власти, и после всех надуманных, бесполезных и вредных для нашего государства, так называемых «реформ» на постсоветском пространстве, были Стратегически ошибочны, и ситуацию мы выравнивали уже чисто Тактически, «выкручивая» руки себе и кому-то рядом. И это было — Всегда!.

После преснопамятной целинной эпопеи, которую, как было уже сказано, мы успешно завалили, в 1958 году, еще при Н.С.Хрущеве, было принято глупейшее по моему мнению (стратегическое) решение об ликвидации МТС (Машино — тракторных станций), которые несли прямую ответственность за положение дел в колхозах — по механизации, электрификации, химизации, мелиорации, семеноводству, ветеринарному, племенному делу и другим направлениям.

Передав технику колхозам, не имеющих своей ремонтной и материально-обслуживающей базы, бывшие МТС, сняли с себя ответственность за все, что было связано с сельхозпроизводством, превратившись в учреждения по предоставлению отдельных услуг….

Это был первый страшный удар по отрасли в целом.

Второй удар, окончательно добивший АПК, был сделан уже во времена Л.И.Брежнева, в 1966 году. В колхозах была отменена оплата труда по трудодням, а внедрена ежемесячная гарантированная денежная оплата, независимо от результатов труда и производства. Это вреднейшее для экономики АПК, тоже стратегическое решение, практически уничтожило экономический смысл сельхозпроизводства, еще в те годы. Дальше пошли бестолковые кредиты под оплату труда, которые потом легко списывались, а хозяйства — ускоренно разваливались….

А каким позором покрыла себя страна в “перестроечные» годы, начав имитацию борьбы с алкоголизмом, уничтожив целую выгодную, отрасль-виноградарство и направления, с ней связанные — науку, питомниководство, обслуживающие производства. И опять не обошлось без глупейших решений: — из той же Молдавии, было отправлено 40000 тонн вина…в ту же знакомую нам — Башкирию, по цене 2 копейки! за литр, по версии тех, кто принимал то решение — для обогащения производимых там комбикормов!. Выходит — решили — забрать вино у людей, чтобы поднять настроение…животным. На самом деле, в стране образовались целые «пьяные» линии, на которых, по наводке и при участии железнодорожников, шел процесс под кодовым названием — «подоить корову», то есть — на станциях, по всему пути следования того вина, просто грабили эти винные поезда, не ведрами, а автоцистернами….

Все последующие антисельские, а значит — антигосударственные действия, типа — развального «распаевания» общественых земель, а потом введения частной собственности на землю и приоритетность импорта продовольствия, при одновременном уничтожении собственной производственной базы АПК — были лишь способами дележа умышленно разрушенной системы агропромышленного производства, уже в России. Примерно — то же самое, творилось и на остальном постсоветском пространстве, так как они (новые суверены) ничего своего толкового предложить не могли. Генерация «реформ» — шла из одного центра — из Москвы.

Потому мы сегодня и пьем молоко без молока, и едим колбасу без мяса с неизвестными белковыми наполнителями….Дореформировались!

Так простая рабочая поездка нашей уборочной группы, всколыхнула мою память через семь десятков лет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Куда кого посеяла жизнь. Том XI. Избранное предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я