Человечество вышло в космос. Управление космическими кораблями осуществляется через нейроинтерфейс, благодаря которому операторы могут принимать сложнейшие решения за микросекунды. Один из операторов переживает катастрофу на космическом корабле, будучи подключенным к нейроинтерфейсу. Он приходит в себя в тесном помещении, похожем то ли на медицинскую камеру, то ли на тюремную. У него нет амнезии, однако то, что он помнит, пугает его куда больше, чем потеря памяти.
83
Во второй раз мы встретились ближе к концу лета. Разговор в соцветии о «Патрокле» придал мне сил, и я решился ей позвонить. На сей раз я отказался от экспериментов и выбрал обычную кофейню в центре города — без мнимых туманностей и звезд. Лида поначалу согласилась, а потом сама предложила пойти в то шумное местечко под эстакадой.
Она не опоздала, но пришла на встречу не одна.
Ее подруга Анна, о существовании которой я благополучно забыл за летние каникулы, вместо приветствия смерила меня пренебрежительным взглядом.
В кафе было людно, и нас отвели в зал с отключенными солнцезащитными тенями на окнах. Проекторы там тоже работали, однако без интимного сумрака россыпь поблескивающих под потолком звезд уже не производила такое чарующее впечатление.
Девушки выбрали столик у окна и сели напротив меня. Анна тут же вытащила из сумочки суазор и принялась что-то показывать Лиде, старательно меня игнорируя. Лида смотрела в экран с вежливым интересом.
— Вот она! — воскликнула Анна. — Просто шикарный снимок получился!
На экране переливалась стереография морского берега в сумерки — вода зеленоватого цвета, чистое небо и ровная, если не обманывали глаза, полоса искусственного пляжа.
Больше я ничего не разглядел.
— Ездила куда-то? — спросил я.
— Ездила, — ответила Анна.
— Это где? — спросил я.
— Это искусственный остров, — объяснила Лида. — Как-то он вычурно называется…
— Фаласа, — закончила за нее Анна.
— Фаласа? — Название навевало мысли о тенистой греческой гавани и причудливых кораблях с загнутыми, как шутовские мыски, кормами. — Даже не слышал. Хорошо там, наверное, — добавил я в надежде, что мне покажут фотографию, однако Анна вместо этого убрала суазор в сумку.
— Там отлично, — сказала она. — После Фаласы в Москве просто тошно. Обязательно поеду туда еще.
— Не знаю, — задумчиво произнесла Лида. — Искусственный остров? Есть ведь настоящие острова.
— Ты не понимаешь! — запротестовала Анна. — Там все сделано просто идеально — пляж, отель, пальмы. Там все продумано.
— Идеально ровная береговая полоса, — сказал я.
Лида рассмеялась.
— Не такая уж она и ровная, — буркнула Анна.
— Может быть, — сказал я. — Я ведь толком не видел снимка.
Нам принесли кофе.
— Кстати, — спросил я, подув в чашку, — как пересдача? Тяжело было?
— Пересдала, — нехотя ответила Анна, уставившись в свой щедро приправленный корицей капучино.
Видно было, что ей не слишком-то хочется обсуждать злополучную логику, но желание помучить ее расспросами из-за этого только усилилось.
— А какие билеты вытянула на пересдаче?
— Не помню. — Анна шлепала густо напомаженным ртом, как рыба. — Сдала и сдала. Буду я еще об этом на каникулах думать.
— А мне курс понравился, — никак не мог угомониться я. — Экзамен был сложноват, конечно, но ничего такого на самом деле.
Лида посмотрела на меня, как на капризного ребенка. Анна нахмурилась и принялась рассматривать тусклую проекцию звездного неба под потолком.
— Совсем на звезды не похоже, — сказала она.
— Зато красиво, — улыбнулась Лида.
Анна пожала плечами.
— Кстати, — оживилась Лида, — вы знаете, что на следующей неделе начинается факультативный курс по робототехнике? На портале есть программка. Я решила, будет интересно. Думала, может, записаться.
— Факультативный курс? — Я впервые об этом слышал. — В августе?
— Да. Всего три занятия. Это у них новая такая штука. Решили в качестве эксперимента, наверное. Для тех, кто летом не ездит по искусственным островам.
Лида выразительно взглянула на Анну.
— Платный?
— Да, но… Я точно не помню, но совсем не дорого. Так что если сэкономить на кафешках…
— Робототехника — это интересно! — Я уже представлял, как буду обсуждать с Лидой прослушанные лекции в институтской столовой. — А о чем там? Программа есть на портале?
— Ага. Первая лекция называется «Абстракции и моделирование».
— Вам этого мало было на курсе? — простонала Анна.
— Да ладно тебе! — отмахнулась от нее Лида. — Там на самом деле о распознавании образов. Причем на первую же лекцию обещают привезти какой-то экспериментальный агрегат. Новейшую разработку. Она умеет делать…
Лида пригубила кофе и поморщилась.
— Горький? — спросил я.
— Горячий. Так вот. Роботу можно сказать — найди мне чашку. И он находит. Не просто некий объект, похожий на чашку, а именно чашку.
— Ух ты! — Я качнул головой. — Прямо сразу готовое промышленное применение. Может заниматься обслуживанием в кафе.
Мы покосились на официанта, который втолковывал что-то скучающему клиенту за соседним столиком, позабыв о нашем десерте.
— Ага, — сказала Лида. — Робот-официант — это отлично. К тому же необязательно оставлять на чай.
Мы рассмеялись.
— А что в этом интересного? — спросила Анна; на ее лицо падала прямоугольная тень, скрывая темнотой лоб и глаза, как маска. — Уже сто лет такое делают. Обычный лазерный указатель с распознаванием голоса. Говоришь ему название предмета, и он на него показывает. Не сказать, что сильно увлекательно.
— Это не совсем так, — возразила Лида. — То, что сейчас делают, работает весьма примитивно. Помните ту статью о кризисе робототехники?
— Погоди, — вмешался я, — а что вообще значит — чашка? Может быть, это просто имитация чашки? Искусная и почти неотличимая.
— Или чашка без донышка! — подхватила Лида. — Из которой весь чай выливается. В том-то и дело, что это совсем не просто.
— А как тогда это работает? Алгоритмы какие…
— Вот и узнаем, — сказала Лида. — Если пойдете.
— Я пас, — сказала Анна.
— Я пойду, — сказал я.
— Кстати, могу показать программку. — И Лида развернула на столе суазор.
Она быстро перелистывала какие-то файлы, чуткий сенсор распознавал движения ее рук еще в воздухе, и казалось, что она творит над суазором заклинание.
— Вот. — Лида повернула суазор ко мне.
Программка больше походила на рекламный проспект — ворох роликов с пафосными названиями, которые я не стал смотреть, краткое содержание курса, биографическая справка о лекторе и внушительная стереография главного экспоната — робота, выглядевшего, как вытянутая конская голова с тонкой и ненадежной на вид шарнирной шеей.
— Может, вы потом, а? — загундосила Анна. — Учеба пока не началась.
Я вернул Лиде суазор.
Когда нам принесли десерты, уже смеркалось. Закат причудливо отражался в зеркальных стенах одинаковых кубических высоток — красный карлик, тающий в перистых облаках.
— Как твоя работа? — поинтересовалась у меня Лида.
— Не слишком увлекательная, конечно. Но хоть какие-то деньги.
— Лаборант? — скривилась Анна.
— Да, лаборант. Я хотел записаться в пилоты, но, говорят, институт надо сначала окончить.
Лида хихикнула.
— А как твоя? — спросил я у Анны.
Мы посидели в кафе еще полчаса, а потом Лида сама попросила счет. Но на сей раз я был расторопнее.
— Моя очередь! — напомнил я, вытаскивая бумажник.
Мы вышли на сонную улицу.
Анна зевнула, небрежно прикрыв рот. Фонари, стоявшие вдоль аллеи, которая вела к станции, зажигались прямо перед нами, один за другим — их огромные стеклянные сферы наливались космическим голубоватым светом, напоминая нимбы газовых планет.
— Как тут красиво!
Лида с намеком взглянула на подругу. Анна нехотя открыла сумочку, достала суазор и деловито ткнула пальцем в экран.
— Ладно. Мне в другую сторону. Пойду возьму такси.
— Пока. — Лида чмокнула ее в щеку.
Анна на секунду задержала на мне недовольный взгляд и засеменила на другую сторону улицы.
Мы с Лидой остались одни — посреди тусклой аллеи, которую окутывал призрачный свет ночных фонарей.
Лида повернулась ко мне.
— Ну, — сказала она, — не хочешь меня проводить?
Мы зашагали по аллее, в мягкое электрическое зарево. Ранние сумерки пронизывала тоскливая синева. По обочине дорожки стояли маленькие неудобные скамейки — узкие и невысокие, как будто сделанные для детей.
Мы молчали.
Анна ушла, и я вновь не мог придумать тему для разговора. От волнения вспотели руки. Свет за нами гас, и вся улица медленно проваливалась в темноту — исчезал тротуар, потухшие фонари, захудалая кафешка, где забывают про десерт, Анна со своим искусственным островом — весь остальной мир. И не было уже пути назад.
Я боялся обернуться.
Лида шла справа, перевесив сумочку на другое плечо, но я не решался взять ее за руку. Она приглаживала волосы на висках — с таким видом, словно смотрелась в невидимое зеркало — и тоже молчала.
Когда мы проходили мимо очередной декоративной скамейки, я наконец набрался смелости.
— Не хочешь немного посидеть?
Лида остановилась.
— Вообще-то уже поздновато. К тому же я не уверена, что здесь чисто.
— Ты права, — согласился я. — Извини.
— Ладно.
Лида села на скамейку и, вздохнув, посмотрела на темное, почти ночное небо.
— Вот ведь, — сказала она, — вечер такой приятный, а звезд все равно не видно.
— Зато фонари как звезды, — сказал я, устраиваясь рядом.
— Фонари — это не звезды, — сказала Лида.
Станция была уже недалеко, я думал, Лида в любую секунду произнесет неумолимое «ну что, пошли?», и нас снова разведет эта сумеречная улица — она поедет в центр, а я вернусь в институт и буду по вечерам просматривать ее страницу в соцветии, не решаясь ни позвонить, ни написать.
Я опустил руку на скамейку и случайно коснулся ее руки. Лида посмотрела на меня и улыбнулась.
— Скажи… — начал я и чуть не закашлялся от волнения, — а можно тебя еще куда-нибудь пригласить?
— Куда? — спросила Лида.
— Не знаю, — я едва не заикался, — можем сходить еще куда-нибудь. Я тут смотрел в сети…
— Ладно, — перебила меня Лида. — Пригласи. Только придумай на этот раз что-нибудь поинтереснее кафе.
— Хорошо, — сказал я, чувствуя каждое биение сердца. — Придумаю.
Лида убрала руку.
— Ты, кстати, и правда запишешься на этот факультатив? — спросила она.
— Конечно! Обязательно запишусь.
— Давай, будет интересно.
— Значит, «Абстракции и моделирование»? И начинается уже на следующей неделе? Надо посмотреть на портале.
— Ага, кажется, во вторник. Кстати, — Лида поставила на колени сумочку, — по поводу моделирования. Я сегодня как раз купила такую забавную штуку. Даже не знала, что такие есть в природе. Забыла тебе показать. — Лида осмотрелась, словно пыталась найти что-то в подсвеченном газовыми фонарями вечернем воздухе. — Здесь достаточно темно. Хорошо.
И вытащила из сумочки куб размером с ладонь.
— Что это?
— Проектор, представь? В смысле, проектор звездного неба. Кстати, — Лида улыбнулась, — с абсолютно точными картами. Не такой, конечно, впечатляющий, как в том кафе, но все равно очень и очень красивый.
— Необычный цвет.
— Да, цвет, конечно, своеобразный. Они вообще разноцветные, но мне только такой достался.
— И как он работает?
— Возьми.
Лида отдала мне куб, я нерешительно повертел его в руках, но не нашел ни отверстий, ни кнопок, ни индикаторов. Куб был пластиковый, легкий и напоминал старомодную детскую игрушку — вроде детали из конструктора, чтобы строить бутафорские города.
— Непонятно, — сказал я.
— Ага! — обрадовалась Лида. — Я тоже без инструкции не разобралась. Нужно повернуть верхнюю часть куба по часовой стрелке. Вот так! — Она взмахнула перед собой рукой — как волшебник, делающий забавные пассы, чтобы отвлечь внимание зрителей. — Все просто на самом деле.
— Как кубик Рубика?
— Почти.
У меня всё равно ничего не вышло — куб был монолитным.
— Да нет же! — сказала Лида. — Верхнюю часть!
— А как тут понять, где верх, а где низ? Он же квадратный.
Лида рассмеялась.
— Дай сюда!
Я вернул ей куб.
Лида взяла его пальцами за основание и, подняв перед собой, аккуратно повернула две части куба в разные стороны. Раздался тонкий электрический щелчок, и верхняя грань куба засветилась.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Синдром отторжения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других