Послания предков. Статьи-размышления

Варвара Корякина

В сборник вошли статьи и размышления о верованиях и тайных знаниях народа саха, также статьи о загадках северной земли. В книге рассказывается о загадочных древних культах, магических обрядах, таинственных сакральных местах Якутии, о тайнах города-призрака, затерянного в горах Верхоянья.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Послания предков. Статьи-размышления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Тайны древности

Загадки минувших веков

Уходят в небытие века, тысячелетия, одно поколение сменяет другое, вместе с этим канут в забвение многие древние знания и учения. За туманами веков уже не разглядеть события минувших столетий. Все, что предано забвению, для последующих поколений становится нераскрытой тайной, облаченной в мифы и легенды. Мифы и легенды, предания и сказания — это и есть летопись ушедших времен.

Много нераскрытых тайн, белых пятен в древней истории народа саха. Окутано тайной и происхождение саха. В ученых кругах нет единого мнения о предках — прародителях и исконной прародине, о религиозных верованиях народа саха. Но известно одно: саха — один из древнейших народов мира, сохранивших тайные знания человечества, космическую культуру древних цивилизаций.

Происхождение всех величайших цивилизаций мира, будь это египетская, будь шумерская, будь цивилизация загадочных майя окутано тайной. Все эти цивилизации будто бы внезапно возникли и также загадочно исчезли…

В течение многих лет народ саха пытается узнать свои исконные корни, свое сокрытое за туманами веков прошлое. Много споров, версий существует по этому вопросу.

Историю возникновения народа саха следует рассмотреть в свете развития всей человеческой цивилизации. Как утверждают многие лингвисты, якутский язык является одним из старейших языков мира, сохранивших исконные древние корни тюркского языка и санскрита. Судя по языку, саха — народ тюркского происхождения.

В данное время существует множество версий о происхождении народа саха, о его прародине.

Арийские корни саха

Народ саха считается народом арийского происхождения. Об этом рассказывает книга российского иммуногенетика Веры Фефеловой «Предками якутов были арийцы».

В 80-х годах прошлого века сотрудники Института медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии Медицинских Наук СССР и Вычислительного Центра Сибирского Отделения Академии Наук СССР, проводя эпидемиологическое обследование населения Сибири, установили необычный факт, имеющий непосредственное отношение к происхождению народа саха. В крови представителей саха был обнаружен антиген системы HLA-A1, который встречается только у европеоидов, а у типичных представителей монголоидной расы его не бывает никогда. Авторы исследования полагают, что антиген HLA-A1 попал к саха не от современных европейцев, а от каких-то древних предков, эта система антигена у саха встречается в сочетании с другим антигеном HLA-B17. Такая комбинация у современных европейцев не встречается. Оказывается, такая комбинация была распространена у хинду — жителей Северной Индии. По-видимому, именно с хинду у саха были какие-то общие европеоидные корни. Более того, ученые иммуногенетики уверены, что скорей всего, это были арии — племена, вторгшиеся во 2-м тысячелетии до н.э. в Индию откуда-то с севера. Как известно, арии считаются древним истоком всей огромной индоевропейской семьи народов.

Арийскую примесь в генофонде саха также связывают с ираноязычным народом сака, в древности обитавшем в Казахстане и Средней Азии. Часть этого народа переселилась на территорию, входящую ныне в состав Индии и Непала, и создала там государство Сакья, представитель царствующей династии которого Сакья — Муни (Мудрец из народа сака) стал основоположником буддизма. Сакья Муни или принца Гаутаму почитают как главного из всех, приходивших в этот мир, Будд. И это неспроста. Ведь он даровал людям космические знания. Поэтому саха — потомок древнего народа, который хранил часть тайных знаний предыдущих цивилизаций.

Другая часть народа сака, видимо, переселилась на Север в поисках свободы и новой жизни, куда их влекли загадочные земли.

Как известно, арии считаются древним истоком всей огромной индоевропейской семьи народов.

Обряд трупосожжения или ритуал погребальных костров, распространенный когда-то у саха, был присущ многим южным народам, имеющим арийские истоки. Этот погребальный обряд сохранился у индийцев до сих пор.

О южном происхождении саха свидетельствует и язык, который, несмотря на расстояния и тысячелетнее отдаление народа от своих корней, имеет исконную древнетюркскую основу, которая сохранилась в неизменном виде. Также эту версию подтверждают древние верования саха, эпические предания, некоторые культы, о которых мы поговорим позже.

Хунны и предки саха

Тюркские народы в первом тысячелетии до нашей эры и до пятого века нашей эры известны в истории под названием хунну или сюнну.

Хунну или гунны (как их называли европейцы) — тюркоязычный народ, союз племен, образовавшийся путём смешения разных племен Великой Евразийской Степи, Приволжья и Приуралья.

В китайских источниках упоминаются как хунну или сюнну (в языке саха есть слово СҮҮНЭ — «Великий»).

Гунны создали огромное государство от Волги до Рейна. При полководце и правителе Аттиле завоевали весь романский запад (середина 5 в.). Все современные границы Европы были созданы именно при Аттиле.

Профессор судебной медицины А. Д. Григорьев занимался идентификацией волос, извлеченных из известных гуннских могильников 1 века до н.э. «Пряди волос, сходные с волосами якутов, принадлежали самим гуннским князьям», — писал профессор. В журнале «Химия и жизнь» 1970 года в №11 была опубликована статья И. Никифорова «Волосы гуннов преподносят сюрпризы».

Известный русский ученый А. Н. Берштам писал: «…прямыми потомками гуннского субстрата являются современные якуты».

Относительно языка восточных хуннов высказывалось мнение, что он близок к якутскому. Известный историк советского времени А. Н. Берштам писал: «…прямыми потомками гуннского субстрата тех времен являются современные якуты… взятая в широком плане, якутская проблема — это часть крупнейшего вопроса мировой истории — великого переселения народов».

Древние тюрки и предки саха

История государства древних тюрков начинается с 552 г., когда алтайские тюрки во главе с Бумын ханом стали господствовать в степях Центральной Азии, подчинив многие народы. Они создали Ил — Великий Союз тюрков. Они пользовались звуковым письмом — рунами. Ярким примером этого рунического письма является надмогильный обелиск принца Кюль Тэгина. Это была своего рода поэма о доблестях Тэгина и его наставления потомкам.

Также наблюдаем, что руническое письмо применялось, в частности,

у древних тюрков, германцев и у древних саха в культовых обрядах. Когда изобретено руническое письмо в истории неизвестно, хотя китайские летописи отмечают, что у хуннов была своя письменность. Значит, руническое письмо, возможно, было изобретено еще 200 тысяч лет назад.

В советское время этой проблемой занимались тюркологи С. Е. Малов, А. Н. Бернштам, И. В. Стеблева и наш земляк Г. В. Ксенофонтов. Они открыли Орхоно-Енисейскую руническую надпись в честь Кюль-Тэгина. Пришли к выводу, что письменность у древних тюрков была занятием жрецов — Белых Шаманов. На могилах выдающихся общественных деятелей водружались большие каменные обелиски, на четырех сторонах которых вырезались надписи — некрологи. В надписях рассказывалось про военные и государственные успехи кагана.

Идентичные Орхоно-енисейским руническим письменам древних тюрков особые рунические письмена существуют и на Ленских скалах в 180 километрах от Якутска. Руническая письменность была сохранена среди саха Белыми Шаманами и ее образец находится у реки Синей.

По Окладникову самой северной рунической надписью считается надпись у деревни Давыдово в Иркутской области, которая прочитана Бернштамом как слово «алкатим», переводится как «я благословил» (на языке саха).

Судя по сохранившимся артефактам с руническими надписями, саха пользовались рунами вплоть до 19-го века, рунические надписи найдены на старинных серебряных ремнях, на украшениях седел и даже на стенах домов.

Версия о курыканах

Непосредственными предками саха современная наука считает курыкан, некогда создавших на территории нынешней Иркутской области курумчинскую культуру, процветавшую в раннем средневековье.

Курыканы до переселения в Прибайкалье жили в Монголии и входили в уйгурский союз племен. Предками курыкан, видимо, являлись хунны Забайкалья. Древним корнем хуннов были ирано — арийские племена.

Автохтонная версия происхождения саха

Некоторые исследователи считают саха исконным народом Севера.

Почему возникла такая версия? Мировой сенсацией последних времен стали обнаруженные археологами на Урале остатки древнейших городов рубежа III—II тыс. до н.э., названных «Страной городов». Наиболее сохранившимся из всех этих загадочных городов является Аркаим. Методом радиоуглеродного анализа было получено две группы дат, определяющих возраст Аркаима (Аркаим — Аар Хайым, с языка саха переводится как Великая Крепость): XVIII—XVI и XXI—XX вв. до н.э.

Возникла версия о северном происхождении ариев.

По одной из рабочих гипотез ученых — это, возможно, города древних ариев. По мнению ученых, к середине 2-го тысячелетия до н.э. арии покинули свою северную прародину, при этом разделились на две ветви, индоиранскую и иранскую, и ушли на юг, в Индию.

Арии были создателями знаменитой религии огнепоклонников и оставили после себя выдающиеся памятники письменности «Ригведу» и «Авесту», в которых содержится описание прародины и полярных явлений. Именно им приписываются первые сведения о полярном местонахождении Меру — Священной Горы в древние времена. На текст этих древних памятников часто ссылаются ученые, находящие прямые аналогии раскапываемых объектов с описанием в «Авесте».

Народ саха, имея идентичные с индийцами антигены в крови, является прямым потомком древних ариев, следовательно, он является исконным северным народом.

Самая распространенная версия

Наиболее вероятно смешанное происхождение саха. Возможно саха как единый народ со своеобразной синкретичной культурой, чисто тюркскими традициями и обычаями сформировался здесь на Севере. Северные земли были освоены разными племенами и индоиранского, и тюркского, и монгольского, и тунгусо-маньчжурского происхождения поэтапно. Эти народы и стали ядром народа саха. Об этом и свидетельствуют древние предания саха.

На освоенные более древними тюркскими племенами земли после долгих путешествий прибывают монгольские племена и роднятся с ранее прибывшими народами. Такова легенда об Омогой Баайе и Эллэй Боотуре. На просторах богатой и процветающей долины Туймаада на берегу озера Сайсары недалеко от могучей реки Лены жил со своим родом Омогой Баай. Был Омогой богат и знатен. Паслись по долинам Туймаада, Эркээни и Энсиэли бесчисленные стада коров и табуны лошадей. Были у Омогоя две дочери: одна — красавица, видимо, была непростой девушкой, а юной удаганкой, вторая — некрасивая, но статная и работящая. Приплывает к ним на плоту по Лене реке Эллэй Боотур, убегая от смуты, которая происходила на бескрайних степях Прибайкалья. Приютил его Омогой Баай. После нескольких лет жизни в качестве работника Эллэй женится на работящей дочери Омогоя.

Это предание свидетельствует о том, что предками нынешних саха стали несколько племен, прибывших на Среднюю Лену. Культурным ядром стали тюркоязычные племена индоиранского происхождения, заложившие основы религиозного мировоззрения, культов и обычаев саха. Представители разных улусов республики имеют разные корни, их предками были разные племена и народы. Об этом свидетельствуют названия местностей, рек, озер, гор, манера говорить, особенности национальной одежды, некоторые обряды и культы, антропологические особенности внешности и многое другое. Обе версии, на мой взгляд, имеют под собой основу и исходят одна из другой.

Одно бесспорно, что народ саха — потомок древних народов, имеет древнюю культуру и религию. Сквозь тысячелетия донес до наших дней часть тайных знаний и космической культуры человечества. Эти сакральные знания скоро будут востребованы. Человечество воспрянет через эти знания и эти верования.

Тайные знания саха

У саха не просто религия, а верования и тайные знания. Религия — это строго канонизированные верования. А верования древних цивилизаций — это великие знания, которые каждый воспринимает по мере своего духовного роста, это путь к познанию себя, постижению смысла жизни. Древние верования саха — это еще одна из тайн нашего народа. В них тоже много необычного и неизученного. Многие современные исследователи считают саха реликтовым этносом, сохранившимся со времен хуннов. Но верования саха имеют еще более древние корни, они являются отголоском древнейших знаний загадочной шумерской цивилизации и одной из ветвей религии кочевых народов Великой степи, которая вошла в историю под названием тенгрианство. (В дальнейшем верования саха условно буду называть «религия»). Также наши верования являются ветвью индоиранской религии Света и Добра, религии огнепоклонников — зороастризма, которая также имеет шумерские корни.

Верования саха — это настоящая белая «религия», «религия» Белых Айыы, сформировавшая менталитет народа саха, объединившая отдельные личности в народ и позволившая ему освоить суровый северный край. Заповеди этой религии сохраняются в устном народном творчестве саха, в его обычаях, в проведении культового праздника Ысыах. Как и всякая другая религия, верования саха со временем видоизменялись. Появлялись новые заимствования, потому что в состав народа саха вливались представители других евразийских народов, но основным оставалось одно: поклонение Солнцу и Небу, олицетворяющим в сознании народа верхний мир светлых творцов; поклонение Срединному миру, являющемуся колыбелью и местом жизни всего человечества.

Поклонение природе, понимание того факта, что человек является лишь частью окружающего огромного мира, и этот мир может поддержать или уничтожить, позволяет отнести «религию» Белых Айыы к космогонической религии. «Религия» Белых Айыы — это не язычество, а религия единобожия, где творцом всего является Бог Юрюнг Аар Айыы Тойон, прообразом которого являются Солнце и Небо, возможно, Высший Космический Разум.

Как и во всех религиях, в «религии» Белых Айыы весь мир делится на три яруса:

Верхний мир, где живет Юрюнг Аар Айыы Тойон — творец и создатель всего, также там живут различные божества и небожители. Верхний мир состоит из 9 или 12 ярусов. Каждому ярусу соответствует определенное божество. Впоследствии эти божества в других религиях стали ангелами, архангелами и серафимами. А изначально божества символизировали планеты Солнечной системы.

Средний мир — мир людей и богоподобных духов местности, гор, рек, озер, лесов, полей… Мир людей — живой мир, все имеет начало и конец, все рождается и умирает, а сама жизнь бесконечна.

Нижний мир — это мир демонов и бесов, скрытой негативной энергетики. Это аномальные зоны Земли, где из земли исходит нечто, что имеет смертельную опасность для человека. Люди могли попасть в этот темный мир через пещеры, иногда провалившись в пропасть. Нижний мир более близок, чем небеса. Это своего рода антимир противоположный земному — Срединному миру. Позже в других религиях этот мир стал трактоваться как ад, преисподняя.

Все эти три мира соединяет в единое целое священное дерево Аал Кудук Мас — существо мыслящее и нравственное, которое заботится о благополучии всех живых существ Срединного мира. Это Мировое Древо держит всю Вселенную, упорядочивает мир.

Он представляет собой и начало, и конец. На ветвях Аал Кудук Мас зарождаются души еще не родившихся детей, потом через богиню Иэйэр Иэйиэхсит душа сначала вселяется мужчине через макушку головы, через которую человек держит связь с Верхним миром и Творцом. Потом мужчина во время соития передает душу будущего ребенка женщине. Саха считают, что с момента зачатия человек имеет душу Буор Кут, живя в утробе матери, он все знает, все чувствует, все понимает.

В корнях Мирового Древа покоятся души, отошедших в иной мир людей. Потом эти души могут переместиться на ветви и дать начало новой жизни, таков круговорот жизни. Все в жизни как бы повторяется, но в ином плане, жизнь течет по спирали. На самых высоких ветвях висят железные колыбели, в которых рождаются души шаманов. Пока стоит крепко Аал Кудук Мас, мир прочен и упорядочен. Это, возможно, прообраз магнитного поля Земли. Позже в верованиях других народов Священное Древо превратилось во Вселенский Храм, в Священную Гору.

Самым интересным в древних верованиях саха является то, что саха считали и считают, что у человека три кут, т.е. три души, которые объединены в одно неразделимое целое жизненной силой сюр. Человек состоит из трех важных элементов:

Буор кут или земляная душа определяла внешний облик человека, его биологическую основу, состоящую из земных элементов. После смерти она возвращалась в землю или превращалась в землю.

Ийэ кут или мать — душа определяла наследственность, передавалась от предков к потомкам через детей и родственников, после смерти человека оставалась на Земле в потомках. Это был своего рода генный код человека, передающий все наследственные черты.

Салгын кут — воздушная душа олицетворяла духовный мир человека, его мысли, обеспечивала связь с окружающим миром и при смерти человека уходила в окружающее пространство, в Верхний мир.

Только при наличии здоровых сильных трех кут, объединенных жизненной силой Сюр человек становился истинным человеком. Эти три своего рода информационные матрицы передавали в пространство определенные сигналы о человеке, эти сигналы шли сквозь время и пространство, поэтому за грехи предков отвечали потомки. Человек умирает, а информация о нем еще долго сохраняется в пространстве.

Жизнь, разумно и благочестиво прожитая, оставляла в пространстве положительную информацию. Прожитая в грехе жизнь черным негативом нависала над потомками. От этого страдала воздушная душа человека, отошедшего в иной мир. Но если человек осознавал греховность своих поступков, пытался как — то замаливать свои грехи, то негатив уходил вместе с ним, не влиял на жизнь последующих поколений. Для саха нет ни рая, ни ада. Все души уходят в иной мир, к предкам. Если человек жил тихо, мирно, достиг того, чего хотел, то душа умиротворялась, не страдала. У грешников душа страдала, но эти страдания заканчивались через девять лет, воздушная душа обретала покой. Души истинных праведников, великих шаманов и удаганов, уважаемых предводителей родов, именитых певцов и олонхосутов, искусных мастеров и кузнецов, бесстрашных воинов и знатных охотников возвращались в этот мир, чтобы учить других и творить добро, менять мир и донести до людей древние знания.

Были у саха свои священнослужители, жрецы «религии» Аар Айыы, ими были Белые Шаманы — носители древних тайных знаний, поддерживающие связь с высшими силами, с Космическим Разумом, то есть Творцом — Юрюнг Аар Айыы Тойоном, Тангара. Они посвящали своих сородичей в «религию» Белых Айыы через окунание в водоемы, в воду. Вода вместе с заклинаниями смывала всю грязь и прежнюю информацию, человек обновлялся, очищались его три души, он становился другим, мог начать жизнь сначала. Одним из культовых праздников, который отмечался с 21 по 23 декабря, является День Зимнего Солнцестояния, это День Рождения или День выхода Юрюнг Аар Айыы Тойона людям. С этого дня обновленное Солнце начинает свой новый круговорот. Это времена тишины и покоя, умиротворения и гармонии. Древние саха приветствовали обновленное Белое Солнце, в знак почитания Божественного Светила разжигали священный огонь, совершали сакральные таинства. Наши предки в эти Дни Солнцестояния культивировали в себе чувство гармонии и счастья, мечтали обо всем прекрасном, говорили только о позитивном.

В эти светлые дни вода обретала целебную силу. Огонь домашнего очага наполнялся магической силой. Это были дни великих магических действий, связанные со вселенским ритмом движения могучих энергий. Проводились исконные древнейшие Обряды Айыы Намысын Удаганов — жриц Белого Благодатного Солнца.

Следующий обрядовый праздник проводился с 21 по 23 марта, это был праздник возрождения и пробуждения природы, праздник мужского начала. Он обычно посвящался Конскому Божеству Дьесегей, олицетворяющему мужское начало Мироздания. Образ этого Божества очень своеобразный, в нем отражается и Культ почитания Солнца. В мифах и легендах сохранились некоторые сведения о том, что в это время в древности проводился особый культовый обряд «Кыйдаасын ысыах», когда знатные роды саха посвящали табун белоснежных лошадей Белым Светлым Божествам. Этот табун гоняли на восток, где восходит Божественное Солнце, три всадника в белоснежной одежде на конях молочного окраса. Туом этого обряда совершали три Белых Шамана.

Своего рода Новый Год в канувшее небытие века народ саха встречал в сакральный день — 22 мая. В это время оживала Мать-Природа, все расцветало. Отдавали дань добрым земным энергиям — духам. Проводился обряд единения с Природой.

Самый красивый, долгий, большой религиозно-культовый праздник отмечался в день летнего солнцестояния с 21 по 23 июня. Этот обрядовый праздник посвящался Богу Юрюнг Аар Айыы Тойону и всем Белым Божествам. Древние саха встречали восход Солнца — символа Тангара (Бога), его живительные лучи очищали людей, даровали им жизненную силу, в это время сама Мать-Природа обретала целебную силу; вода, воздух, травы, деревья в эти дни могли лечить людей.

Осенний культовый обряд проводился с 21 по 23 сентября, в день осеннего солнцестояния, когда начиналась новая зима, которую надо было благополучно пережить. Природа отцветала, как бы отправлялась в долгий сон, мать земля отдыхала под покровом снега. Древние саха проводили обряд Благословления для всех божеств и небожителей, земных духов и подземных демонов, просили благополучия в наступающем году у Юрюнг Аар Айыы Тойона, сидели до полуночи, когда один прожитый год сменил другой, желания, загаданные в ту долю безвременья, сбывались. Саха верили, что существует мгновение, когда нет ни времени, ни пространства, когда открываются порталы Вселенной, и в этот миг человек может отправить к высшим силам свои просьбы, загадать желания и они обязательно сбудутся. Этими сакральными временами являются дни солнцестояния. Сохранились предания о том, что во время осеннего таинства «Тайылга ысыах» девять шаманок совершали обряд почитания всех вселенских энергий. Отдавали в дань Светлым Силам белоснежную лошадь, Темным Силам крупный рогатый скот темного окраса.

Святым для древних саха символом, олицетворяющим круговорот жизни, смену временен года, четыре стороны света был крест. Вся человеческая жизнь на Земле держится на четырех ключевых понятиях: четыре возраста человека, четыре времени суток, четыре времени года, четыре стороны света.

Верования саха — религия Добра и Света, прославляющая Жизнь. Подобно древнеиранской религии, «религия» Белых Айыы проповедует торжество жизни, победу доброго начала. Поэтому древние саха считая землю, небо, воду, огонь священными стихиями, хоронили усопших в наземных сооружениях, где мертвая энергетика не соприкасалась со священными объектами. Некоторые роды саха устраивали погребальный костер, где очищающая сила огня изгоняла всю скверну. Саха никогда не возвращались к могилам усопших, чтобы не навлечь негатив со стороны темных сил и не тревожить покой душ, отошедших в иной мир, которые по воле Высших Сил могли заново родиться в этом мире. После погребальных обрядов очищались огнем, водой, одежду в течение девяти дней оставляли на улице, чтобы ветра уносили скверну туда, куда нужно. На похороны не ходили беременные женщины и те, у которых маленькие дети, больные люди и дети до совершеннолетия. Это строго соблюдалось во все времена. Это было своего рода психической защитой от потрясений, древние саха оберегали свой душевный покой и внутреннюю гармонию.

Глубоко в сознании мы, потомки древнейшего народа, храним старинные заповеди, стараемся жить по канонам полузабытых, но уже возрождающихся, сакральных верований, которые проповедовали жизнь в гармонии с окружающим миром и самим собой, в почитании природы и вселенского порядка.

Я вам приведу трактовку сути «религии» Аар Айыы, которую сделал Великий Белый Шаман современности, Учитель и основатель Высшей школы духовности и народной медицины Владимир Кондаков.

«Что полезного и ценного мы нашли в древней религии «Аар Айыы итэ5элэ»? Очень многое.

Это очень миролюбивая религия. Нет воинствующих, захватнических учений и идей. В древности саха из-за религиозных побуждений ни с кем не воевали.

Главная цель религии — это воспитание человека Айыы — правильного, доброго и трудолюбивого человека. Порабощение человека и других народов считалось большим грехом. То, что нужно, человек должен добывать своим трудом. Доброе и доброжелательное отношение к старикам, детям, женщинам и ко всем окружающим. Взаимопомощь.

Бережное отношение к Матери — Природе.

Все нужное в жизни человек получает от природы. Природа — это постоянный кормилец человека и поэтому человек должен систематически восстанавливать природу и ее ресурсы. Каково состояние природы, таково и состояние людей, живущих в ней. Умрет природа, умрет и человек. Испортится природа, испортится и человек. А если исчезнет богом созданная природа, сразу исчезнет человечество. Испортится воздух, человечество исчахнет. Испортится и загрязнится вода, человечество постепенно вымрет. Загрязнится огонь, исчезнет все духовное в природе, и народ сойдет с ума ит. д.

Самое главное: в нашей религии сохранены древние методы лечения, а также методы лечения алгысами — благословлениями с молением и древнейшими, божественными заговорами».

Мифы о древних божествах

Настали времена всеобщего возврата к своим истокам и корням, пришли те дни, когда только древние знания могут спасти человечество и мир от безнравственности, жестокости, алчности, беззакония…

Верования саха об одухотворенности и одушевленности мира можно сформировать как философские понятия, которые сложились почти у всех древних народов мира. Уже в глубокой древности появились философские учения, где материя и дух не противопоставляются, а представляются в единстве:

Анимизм — термин, обозначающий религиозные представления о духах и душе. Каждый предмет имеет душу. С этими душами могут вступать в контакт люди, обладающие уникальными способностями.

Гилозоизм — учение древних натурфилософов. Они видели субстанцию мира в одушевленной материи, способной к ощущениям и мышлению. Согласно гилозоизму, каждый предмет не только имеет душу, но вполне одушевлен и обладает способностью ощущения.

Пантеизм — философское учение, максимально сближающее понятие «Бог» и «природа» с тенденцией к их сближению.

Панпсихизм — философское воспроизведение анимизма, согласно которому вся природа обладает не только одушевленностью, но еще и психикой, может уловить все действия человека и реагировать на его действия.

Мировоззрение саха созвучно с этими древними философскими учениями. Для саха вся природа считается живой и одушевленной. Эта простая истина помогала древним саха жить в гармонии с природой и самим собой. По представлению саха — все материальное духовно, а все духовное — материально! Тайные знания древних саха — это космические знания, связывающие нас со Вселенной, с космическим ритмом жизни, установленным в нашей галактике с незапамятных времен, со времен возникновения мира и существующим до скончания веков…

Эти истины очень просты на первый взгляд, но в них скрыт смысл всего мироздания, в них дальнейшая судьба человечества и Земли.

Религиозная система народа саха сформировалась на протяжении длительного времени и фактически пережила в своем развитии все этапы его становления. Ее ранние истоки уходят вглубь II тыс. до н. э. Религия саха состояла из культа Солнца, Земли, Мирового Дерева, дуалистической мифологии и зоолатрической формы почитания священных животных и птиц.

Особое место в мифологии саха занимают космогонические легенды. Как и в подобных мифах многих народов, «мир до сотворения» описывается как мир темноты и хаоса. В этом хаотическом беспорядке сначала появляется вода, в которой плавали железные рыбы, несущие в себе мироздание.

По одной известной версии религии саха, мир был создан Аар Айыы Тойоном, по другой — небо и землю сотворила триада богов — Аар Тойон, Айыы Тойон, Сюгэ Тойон, но родоначальник злых духов (абаасылар) Адьарай Бого создал метеоры и захотел подчинить своей власти весь мир. За это триада богов ввергла его в преисподнюю.

Модель Вселенной по вертикали состояла из трех миров: Верхнего — обители Богов и Небожителей, Среднего — местопребывания людей и добрых Земных Духов, и Нижнего — мира злых сил, негативной мертвой энергии — абаасы — демонов.

С космогоническими мифами развиваются теогонические сюжеты о происхождении богов. В якутской мифологии такие сюжеты почти не сохранились. По древним верованиям саха боги были изначально, они были до появления мироздания. Не было ни времени, ни пространства, ни материи, ни мысли, ни слова, а боги были, вернее, был изначальный Бог Аар Айыы Тойон — творец всего сущего на Земле и Вселенной.

Религиозные верования саха не относятся к язычеству, они скорей всего относятся к изначальному единобожию, символизирующему Космос.

О чем говорят мифы саха?

Вот одна из древних шаманских видений Вселенной и Мироздания:

«В начале Времен была Пустота, была Бездна и Тьма…

Это был изначальный Хаос, в котором дремали Великие Созидающие Силы. Созидающая Триада, состоящая из трех ипостасей — Грозной Величайшей Великой Энергии, Величественной Священной Светлейшей Энергии и Великой Белой Энергии, проснулась от Безвременья и Вечного Сна, и начался круговорот Могучих Энергий.

С момента сотворения Вселенной Мироздание, в котором обитают земляне, состоит из трех измерений:

Наивысшая Вселенская Энергия — Сверхсознание в самой человеческой сути — это Мир Аар Айыы. Аар Айыы — великая созидательная энергия Вселенной, творец и создатель всего, что есть в человеческом Мире. Это высшая ступень Мироздания состоит из 12 ярусов. Каждый ярус и есть планеты Солнечной системы. Вибрации и энергии этих планет почитаются как Божества.

Живая Космическая Позитивная Энергия, Сознание, делающее человека разумным это и есть Мир людей и Доброй Земной Энергии — богоподобных духов местности, гор, рек, озер, лесов, полей…

Мир людей — живой мир, все имеет начало и конец, все рождается и умирает, а сама жизнь бесконечна.

Энергия с более низкой вибрацией это Мир скрытой негативной энергетики, это Мир Черного Всепоглощающего Тумана. Нижний Мир более близок, чем Небеса. Это Подсознание в человеческой сути, подвергающее сомнению все помыслы человека, это неверие в свои силы, в своей исключительности и избранности, это неприятие Безграничной Любви, дарованной Вселенной.

Все эти три мира соединяет в единое целое мифическое Священное Древо — сакральный Символ, соединяющий противоположные Миры. Это Мировое Древо держит всю Вселенную, упорядочивает Мир. Это есть Великий Символ, Грань…

Он представляет собой и начало, и конец. На ветвях Священного Мирового Древа зарождаются души еще не родившихся детей. В корнях Мирового Древа покоятся души, отошедших в иной мир людей. Потом эти души могут переместиться на ветви и дать начало новой жизни, таков круговорот жизни. Все в жизни как бы повторяется, но в ином плане, жизнь течет по спирали. На самых высоких ветвях висят железные колыбели, в которых рождаются души шаманов. Пока стоит крепко Мировое Древо, Мир прочен и упорядочен. Пока не стерта Грань, Хаос не наступит…

Вселенная, Мироздание состоит из Величайших энергий, влияющих на все процессы, происходящие на Земле. Эти Великие Энергии с течением многих тысячелетий материализовались и обрели очертания Небесных Светил, их земляне стали называть Великими Божествами…

Но эти Величайшие Энергии так же находятся в самом человеке. Человек и есть Великая Тайна, Непознанная Вселенная…

Аар Айыы — Творец и Создатель всего сущего, в том числе и Небесных Светил. Это изначальная Великая Энергия, существовавшая и существующая вне времени и пространства, вне бытия и небытия. Он был всегда и будет всегда. Он — начало Мира, Мироздания.

Аар Айыы внутри каждого из нас. Это и есть наши чистые помыслы, доброе человеческое начало, тяга к светлому и прекрасному, мудрое видение жизни.

Во Вселенной испокон веков есть некая Сила, именуемая Юрюнг Айыы Тойон-Белый Создатель Господин — это Создатель, ниспосылающий детей и оказывающий особое влияние на плодородие Земли, размножение всего сущего на Земле. Он — олицетворение мужского начала Мира.

Великие Созидательные Энергии определяют небесное и земное происхождение человека. Почитание этих Небесных Сил означает земное и небесное покровительство, человек живет согласно земным законам, подчиняя ритм жизни космическим ритмам Вселенной. Знание этого делает человека сильнее, мудрее, чище, светлее. Таинственное Небесное Светило Одун Хаан — земное покровительство. Величественная Небесная Энергия Чыныс Хаан — небесное определение.

Вселенная заранее определяет Судьбу человека. Эти небесные энергии почитаются как Божества Судьбы и Рока, это Триада Всемогущих Божеств, это три энергетически взаимосвязанных Небесных Светила: Дьылга Хаан — это наше прошлое, связь с далекими предками. Танха Тойон — это знание своего настоящего и определение жизненного пути согласно своему предназначению. Билгэ Хаан — это наше будущее, которое определяется нашими действиями в прошлом и настоящем. Все в жизни человека взаимосвязано, без прошлого нет ни настоящего, ни будущего.

Великая сила таится в раскатах Грома и сверкании Молнии. Из этих электрических энергий состоит Небесное Светило — Сюнг Дьаасын — это символ всеочищающего Небесного Огня, божественной искорки в каждом человеке, это и есть осознание человеком своей внутренней силы — сюр, и определение важности каждого человека в этом Мире.

Одним из таинственных Божественных Сил является Улуу Суорун — Великий Ворон. Это Энергия мудрости, тайных знаний. Каждого человека жизнь учит мудрости различными испытаниями. Чтобы закалить характер и упрочить внутреннюю силу, человеку посылаются невзгоды, преодолев их, человек очищается от мнимых ценностей и познает Великую Истину Жизни.

Величайшая магическая энергия воплощена в таинственном Светиле — Хотой Айыы — Божественный Орел. Хотой Айыы — покровитель Великих Жрецов и Жриц Аар Айыы. Эта мистическая Сила — символ возрождения, одухотворенности, дальновидности, учит человека быть выше обыденности и мелочности, ценить и постигать истинные ценности, тайны Мироздания.

Добрая Энергия Вселенной, именуемая Дьосогой АйыыБожественный Конь — символ выносливости и продвижения вперед. Человек должен стремиться к свету и добру, несмотря ни на что.

Особое место во Вселенной принадлежит прекрасной женской Энергии — Богине Иэйиэхсит. Она и есть утренняя Звезда — Чолбон — Венера. Она — хранительница, неотступная спутница человека, делающая ему добро. Через нее земляне посылают во Вселенную Священные Молитвы и Сакральные Гимны. Иэйиэхсит является ангелом — хранителем человечества. Иэйиэхсит — это связь человека с Матерью Природой, со Вселенной и с Ее Силами.

Богиня Айыысыт — Луна — неизменная спутница Земли, покровительница людей, делающая много добра людям. Она дает новорожденному триединую душу, соединяет имеющиеся в наличии элементы, вложенные в землю, воздух и женщину, и образует единую Душу.

Айыысыт — это творческое начало в человеке, данное с рождения. Айыысыт не относится к Небесным Светилам, хотя она имеет огромное влияние на энергетическую суть человека.

Мир состоит не только из доброго начала, для гармонии в нем существуют и другие Силы. Без знания зла, не постигнешь и добра, ведь все познается в сравнении. Все в мире относительно. Во Вселенной обитает и Улуутуйар Улуу ТойонВеличайший Великий Господин — грозная и великая Небесная Сила — Черная Бездна нашей Вселенной, способная поглотить все сущее. Она набирает силу и растет, когда в Мире становится слишком много Темного Тумана в душах людских…

В пантеоне божеств саха существуют небожители, олицетворяющие негативное начало Мироздания.

К числу небожителей относится Илбис Хаан — дух войны. Дочерью Илбис — Хаана являлась Илбис Кыыса — не только богиня войны, но и насильственной смерти.

Эти исконные двенадцать Небесных Светил, которые вращаются вокруг Юрюнг Айыы, взаимодействуя, влияя друг на друга. Каждая планета определяет суть человека, рожденного под влиянием того или иного Небесного Светила, и каждый день Земля попадает под влияние энергии тех или иных планет.

С начала Времен шаманы совершали дань поклонения Высшим Вселенским Энергиям и обряды единения с Силами Синего Великого Космоса.

Одно из магических священнодействий совершается на 21 День первого месяца Зимы, в День Зимнего Солнцестояния, это День Рождения или День выхода Юрюнг Айыы людям. После небольшого покоя энергия Юрюнг Айыы возрождается, начинается новый круговорот Божественного Белого Солнца, который одаривает все живое обновленной силой. Солнечный день, возрастая мышиными шажками, рождает новые благоприятные энергии, пока Юрюнг Айыы набирает силу, люди должны находиться в потоке энергии покоя и блаженства…

Следующий сакральный обряд проводится на 21 День первого месяца Весны — это праздник возрождения и пробуждения Природы. Мужское, светлое начало — Белое Божественное Солнце согревает своими живительными лучами Всемогущую Землю — плодоносящее, женское начало, Мир просыпается, все начинает расти и цвести. При соитии мужского и женского начал рождается прекрасное…

Этот обряд — дань Великой Вселенской Животворящей Любви.

На 21 День первого месяца Лета, в День Летнего Солнцестояния проводится магическое самое прекрасное культовое таинство, посвященное Аар Айыы, всем Небесным Светилам — Всем Белым Божествам и Доброй Земной Энергии.

С древнейших незапамятных времен, с начала сотворения Мироздания шаманы встречают восход Белого Солнца, его живительные лучи очищают, даруют им жизненную силу, в это время сама Мать Природа обретает целебную силу; вода, воздух, травы, деревья в эти дни могут излечить людей. С этого дня наступают дни Белой Благодати, три месяца, когда Вселенная и Земля одаривают Мир Великой Энергией Созидания…

Эти три магических обряда проводятся в зените Белого Божественного Солнца Юрюнг Айыы. Все обряды сопровождаются пением древних Священных Гимнов, несущих энергию Великой Любви. Во время этих великих таинств через Живой Огонь Жрецы Аар Айыы общаются с Доброй Энергией Земли. В обращении Земным Силам участвует второй элемент Единой Души, сокрытый в крови. Третий наивысший элемент Триединой Души сакральными словами Древних Гимнов и Ореолом Священных Мыслей обращается к Великим Вселенским Силам и Величайшему Божественному Аар Айыы. А проводником всех священнодействий является первый элемент — физическое тело.

Еще одно священное таинство проводится на 21 День первого месяца Осени, в День Осеннего Равноденствия. Природа отцветает, как бы отправляется в долгий сон, Мать Земля готовится к отдыху под покровом снега. Древние саха проводили обряд Благословления для всех Энергий Вселенной, просили благополучия в наступающем году у Аар Айыы и у других Небесных Светил, сидели до полуночи, когда один прожитый год сменял другой, желания, загаданные в ту долю безвременья, сбывались. Шаманы знали, что существует мгновение, когда нет ни времени, ни пространства, когда открываются порталы Вселенной, и в этот миг человек может отправить к Высшим Силам свои просьбы, загадать желания, и они обязательно сбудутся…

Это был особенный День Примирения Всех Начал Мира и День, когда отдавали дань Миру, куда уходят души покинувших Солнечный Мир».

Так гласят древние мифы, такие легенды поведали шаманы ушедших времен.

Для саха, важно жить, соблюдая законы гармонии с природой, окружающим миром в целом, жить в гармонии со Вселенной, с Высшими Силами Космоса и самим собой. Мы — дети природы, ее важная и неотъемлемая часть. Поэтому мы должны по-человечески бережно и трепетно относиться природе, окружающему миру. Мы бессильны перед гневом природы и бушеванием стихий, не нам обуздать эти первозданные силы. Мы пока еще не доросли до этих великих знаний. Поэтому на данном этапе развития мы должны воспринимать мир как явность и найти путь к гармонии, понимая, что мир прекрасен изначально. А гармония — это успокоение души, согласие между сердцем и разумом, принятие жизни и людей такими, какие они есть, всепрощение, самосозерцание и культивирование в себе доброго начала.

Духи — покровители

В религиозно — мифологических представлениях саха своеобразное место занимают так называемые Иччи — сверхъестественные существа, которых можно отождествлять с разными понятиями о духах. В восприятии саха Иччи являлись особым родом существ, пребывающих в определенных предметах и явлениях природы, внутренней, таинственной силой, имеющейся в каком — либо предмете. Среди них имеет особое положение вышестоящий разряд Духов — Покровителей, приравненных к божествам.

Среди главных Иччи почетное место занимает Аан Дойду Иччитэ, Дух Матери — Земли — Аан Алахчын Хотун. Она фактически богиня.

В древних сказаниях говорится о Ней как о Хозяйке Земли Светлоликой Госпоже, предназначенной сотворить благословенную участь каждого из нас. В знак своего преклонения перед природой в честь Госпожи Аан Алахчын саха наряжают самую красивую березу гирляндой, именуемой салама.

Хатан Тимиэрийэ — Дух — Хозяин огня является одним из самых почитаемых духов, возводимых до степени божества. Огонь домашнего очага отлично понимает, что говорят и делают кругом. Отсюда предупреждения: опасно оскорблять огонь. Его принимали за живое существо, потому грешно толкать огонь железным острием. Хозяйки всегда заботились, чтобы огонь был доволен ими, и бросали ему по кусочку всего, что готовилось у очага. Огонь обладал сверхъестественным свойством изгонять злых духов. С этим связан обряд очищения — арчы.

Каждое жилище имело своего духа-хозяина. Усадьбу якутского скотовода охраняли Дух-Хозяин двора Элэс Боотур (Быстрый Богатырь) и Хаан Тюсюмер Тойон — Дух коновязи. С ними были связаны соответствующие обряды и запреты.

Культ Уу Иччитэ — Куох Боллох Тойон — Хозяина воды, не получил такого общепризнанного, широкого развития, как культ Божества охоты Барылаах Баай Байанай. По сути Байанай — дух удачи и процветания.

Первый кузнец, первый шаман были родными братьями — таково мифологическое объяснение происхождения ремесел. Кузнецы, и шаманы, имели своего покровителя — Кудай Бахсы, который обитал в подземном мире.

Саха в XVIII — XIX вв., несмотря на то, что они были крещены, продолжали верить в исконную дуалистическую систему сил, управляющую миром, и всеми древними мерами старались оградить себя, свое жилище и скот от действия всевозможных духов. Для этой цели служили множество заговоров, молений и обрядов. Кроме них важную роль играла знаковая система, разнообразный орнамент на одежде, утвари, украшениях. С учетом этого одежда, например, особенно женская, была насыщена символикой, воспроизводящей также и макросом. В частности, головной убор, посвящался небу (солнцу), богине плодородия и деторождения относилась изысканно украшенная одежда.

Реальность и миф живут рядом — это особенность нашего края и людей, испокон веков живущих в нем. Представления древних cаха, что человек неразрывными, невидимыми нитями связан со всей окружающей средой, и любые действия человека во вред или благо окружающих людей и природного мира вызывает ответную реакцию и может коренным образом повлиять на здоровье и судьбу его самого, родственников или будущего потомства, имеет под собой обоснование. И религия Белых Айыы сохранила многие обычаи, запреты, поверья, которые позволяют избежать опасных действий против окружающего мира.

В процессе развития цивилизации и научно — технического прогресса, человечество основательно подзабыло старые заповеди, которые позволяли ему жить и строить жизнь в гармонии с природой, не в ущерб ни ей, ни себе.

Нужно просто отказаться от некоторых мнимых ценностей нашей цивилизации и посмотреть на окружающий мир другими глазами. Мир прекрасен, полон тайн и чудес. И наше предназначение — постигать эти тайны, любить этот мир, восхищаться им. Природа, Вселенная — это Бог, по древним верованиям саха.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Послания предков. Статьи-размышления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я