Ванга. Взгляд на Россию

Группа авторов, 2008

Книга рассказывает о жизни и пророчествах великой болгарской ясновидящей Ванги (1911–1996). Особое внимание уделено пророчествам последних лет жизни ясновидящей и пророчествам, касающимся России. В книге содержатся также размышления о сути ясновидения, подкрепленные многочисленными примерами, и изложенные взгляды ученых и церковных деятелей на это весьма неоднозначное явление. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ванга. Взгляд на Россию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. «Не бойся! Мир не погибнет!»

Долгосрочные предсказания Нострадамуса, бытовые и глобальные прорицания Ванги, пророки, оракулы, колдуны… Сотни лет назад ясновидцы описывали события, которые происходят в современную эпоху. Что же такое ясновидение? Под этим феноменом, как правило, понимают паранормальное видение событий, одушевленных и неодушевленных предметов, которые не могут быть восприняты глазами. Поэтому такое явление еще называют «вторым зрением». Парапсихология (экспериментальные исследования психических явлений) объясняет ясновидением способность медиумов получать «неизвестные» сведения во время сеансов. Наделенные этим даром люди с незапамятных времен описывали удаленные объекты, мир духов, даже ад…

Ясновидение — это паранормальное видение предметов, событий, мест и людей, которые не могут восприниматься визуально, обычным зрением. Ясновидение представляет собой экстрасенсорное восприятие (ЭСВ) с элементами телепатии и предвидения и является одним из факторов, играющих определенную роль в медиумизме и ретровидении (видении прошлого), а также в некоторых случаях наблюдения привидений.

Ясновидение называют иногда «видением призраков». Люди, наделенные этим даром, оставили след в истории в качестве оракулов, провидцев, прорицателей, святых, исцелителей, магов и колдунов. Однако не будет преувеличением сказать, что любой человек хотя бы в малой степени владеет указанным даром и, наверное, хотя бы раз в жизни испытал ощущения, связанные с ясновидением. Этот эффект может проявиться совершенно неожиданно, когда, например, человек наблюдает привидения из прошлого или же воспринимает некие сущности в местах, где предположительно обитают привидения.

Ясновидение и экстрасенсорное восприятие в целом могут быть причиной существенных различий в ощущениях людей в тех местах, где наблюдаются привидения. Например, один способен «ясновидчески» воспринимать призрака, в то время как другой не видит ничего и поэтому вполне естественно не верит первому. Практически во всех историях о привидениях и призраках фигурируют люди, утверждающие, что не видели ничего необычного. Исследователи полагают, что в случае коллективного наблюдения привидения последнее воспринимается лишь одним перципиентом, который уже телепатически передает свои ощущения другим.

Что касается медиумизма, то именно ясновидением может объясниться способность медиумов получать «неизвестную» информацию во время сеансов. Извлечение сведений, неведомых медиуму, а, возможно, и другим участникам сеанса и допускающих проверку с помощью других источником, рассматривается как аргумент в пользу существования загробной жизни. Однако некоторая часть исследователей придерживается мнения, что нельзя исключать и такую возможность, как подключение медиума к имеющимся источникам информации (в любых точках мира) посредством ясновидения. Эта способность может реализовываться различными способами с помощью голодания, экстатических плясок, поглощения или вдыхания определенных веществ, магических ритуалов. Подобные способы использовались людьми с незапамятных времен, когда человечество пыталось найти пути установления контакта с душами усопших, природными духами или божествами. Жрецы Древнего Египта и Древней Греции часто применяли травяные смеси для достижения состояния временного ясновидения. Пифия Дельфийская (жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах) для вызывания видений будущего вдыхала дым горящих лавровых листьев. Шаманы достигали подобного состояния посредством исступленных плясок, пения и битья в бубен, а иногда и с помощью веществ, вызывающих галлюцинации. Американские индейцы впадают в ясновидение путем бдений и духовных исканий, оставаясь в одиночестве в самых глухих местах.

Что такое пророчество? Пророчество — Божье слово, изреченное Господом через Его избранный сосуд (Божьего человека) с целью научить, обличить и исправить или утешить человека или группу людей. Давайте разложим это определение на составные части и рассмотрим каждую часть, опираясь на Священное Писание:

1. Пророчество — Божье слово, изреченное Господом через Его избранный сосуд: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1, 21).

2. Пророчество — Божье слово, изреченное Господом с целью научить, обличить и исправить или утешить человека или группу людей: «…кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание (наставление) и утешение» (1 Кор. 14, 3), «…кто пророчествует, тот назидает церковь» (1 Кор. 14, 4б).

3. Пророчество — Божье слово, обращенное к человеку или группе людей. Отдельные личности, к которым были обращены библейские пророчества: Адам (Быт. 3), Авраам и Сара (Быт. 17, 16–19), Царь Давид (2 Цар. 12, 1–14), Иисус Христос и многие другие; группы людей, к которым были обращены библейские пророчества: израильский народ (пророчества Иеремии), язычники (например, ниневитяне — жители языческого города), Церковь Иисуса Христа (христиане), человечество целиком.

Следующий отрывок содержит в себе рассмотренное нами определение понятия «пророчество» «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен»: (2 Тим. 3, 16–17).

В ветхозаветные времена истинный пророк должен был быть из среды израильского народа. Всякое нееврейское пророчество исключалось Законом. Это — преимущество только богобоязненного народа, за исключением загадочной личности Валаама.

Истинный пророк наставлялся Богом и был посредником между Ним и народом, подобно пророку Моисею. Все пророки основывались на Законе. Поэтому во всех их речах и действиях наблюдается единство Духа и направления. Никто не мог быть избранным или посвященным в пророки по своей или человеческой воле. Сам Бог, по Своей воле, призывал человека к этому служению, не считаясь со званием, состоянием и происхождением человека. Призвав пророка, Бог непосредственно открывал ему Свою волю относительно отдельных личностей, относительно народа Божьего и народов, окружавших народ Божий, а также относительно всего человечества. Бог влагал Свое Слово в уста пророка (Иез. 3, 10, 27; Авв. 2, 1–2; Иер. 15, 19). «Так говорит Господь Бог Израилев!» — таковыми, обычно, были начальные слова пророческих речей (Иер. 37, 7).

Пророчество никогда не было выше Закона: пророчество не отменяло Закон. Оно было средоточием Закона, полное глубокого прозрения в духовное богатство его величайших истин и постановлений. Пророчество являлось живым творческим раскрытием Закона, применительно к определенному времени и обстоятельствам, потребностям народа и планам Всевышнего. Изменялась только форма, а Дух Единый, Вечный, Живой был один и тот же. К нарушению Закона в любой форме пророки всегда относились крайне отрицательно. Иисус, говоря о Законе, сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17).

Избранные на служение пророки получали особые благодатные силы и дары. Но пророки должны были сохранять себя в чистоте и достоинстве своего служения. Пророкам надлежало ревностно и бестрепетно проповедовать божественное слово перед теми, к кому они были посылаемы, как бы ни казалось оно горьким и тяжким для слушающих (Иез. 3, 18). В противном случае пророки отвергались Богом и нередко становились ложными пророками. Однако слушатели не принимали, отвергали слова пророков Божьих, угрожали, преследовали и даже гнали их. Но ничто не могло заградить уста пророков: они готовы были на смерть ради Слова Божия.

Поэтому чаще пророки в своем большинстве вели бедную скитальческую жизнь, оставляя все житейские заботы. Елисей оставил свои поля, Амос — свое стадо, Иеремия — преимущество священнического служения и т. п. Если вспомнить апостолов Иисуса Христа, то они пожертвовали всем ради Христа, включая жизнь, ведь почти все они погибли за веру.

Пророком считался слуга Божий, который передавал народу слова и волю Господа Бога. Если же пророк руководствовался своими собственными мыслями и видениями, пытаясь угодить самому себе или кому-то из людей, или если такой пророк прорицал, будучи одержимым духом прорицания или каким другим (а не Божьим) духом, то Бог не называл его Своим пророком, хотя люди и могли принять этого прорицателя за пророка.

Разница между пророком и лжепророком — дух. Божий пророк говорит и действует под водительством Святого Духа Божия, а лжепророки и прорицатели находятся под воздействием или будучи одержимы нечистыми духами прорицания и лжесвидетельства.

Подобно тому, как ветхозаветный пророк должен был обязательно быть евреем, движимым Святым Духом (2 Тим. 3, 16; 1 Петр. 1, 10–11), новозаветный пророк обязательно должен быть христианином (движимым Духом Христа).

Святой Дух и Дух Христов — одно и то же: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9). Итак, сформулируем отличительные черты Божьего пророка.

Истинный пророк Божий является возрожденным человеком, ведущим богобоязненную жизнь, демонстрируя окружающим образец святого жития.

Истинный пророк Божий имеет личные взаимоотношения с Богом (хорошо знает личность и характер Бога).

Истинный пророк Божий знает и постоянно изучает Божье Слово в первую очередь для собственного назидания, обличения и исправления.

Пророчества Божьего пророка никогда не противоречат и не расходятся со Словом Божьим (Библией).

Цель пророчеств пророка Божия — назидание, обличение, исправление и утешение слушающих.

Если хоть один из этих пунктов нарушен, то человек, претендующий на роль истинного пророка Божия, является обманщиком и лжепророком.

Вот библейские примеры лжепророков и прорицателей: Ветхий Завет — лжепророк Седекия в сравнении с пророком Михеем (3 Цар. 22, 1–28), пророки Ваала в сравнении с пророком Илией (3 Цар. 18, 17–40); Новый Завет — волхв и лжепророк Елима: «Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню» (Деян. 13, 6–12). Обратите внимание на то, что задача любого лжепророка — отвратить людей от истины и веры в Господа Иисуса Христа.

Служанка, одержимая духом прорицания: «Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян. 16, 16–18).

Бог неоднократно обращался к прорицателям и лжепророкам, предупреждая их о возмездии за ложь: «Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими — и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну. Посему ночь будет вам вместо видения, и тьма — вместо предвещаний; зайдет солнце над пророками и потемнеет день над ними. И устыдятся прозорливцы, и посрамлены будут гадатели, и закроют уста свои все они, потому что не будет ответа от Бога».

Апостолы тоже предупреждают нас о лжепророках и подсказывают, чем отличаются пророки от лжепророков: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4, 1–3).

Очень интересный отрывок: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2 Петр. 2, 1–3).

Итак, пророк — это учитель Божьей истины, ибо роль пророка — учить людей Божьему Слову и истине. Лжепророк является лжеучителем, поскольку учит людей лжи. Истинное пророчество является истиной и здравым учением, а ложные пророчества — баснями. Вот как об этом говорится в Новом Завете: «…Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4, 3–4).

Христианство утверждает, что общее Откровение было дано только через ветхозаветных пророков и Евангелие Христово. Какие особые признаки присутствуют в христианском Откровении, позволяющие отличить его от человеческих догадок, фантазий, интуиций, философских прозрений и т. д.? Первое, что обращает на себя внимание каждого читающего Евангелие, — это святость, нравственная и духовная высота его учения и потрясающий пример того идеала, к которому призывается человек — Иисуса Христа, явно выделяет христианство из всех учений мира и его идеалов. Такого не знала ни одна религия (включая и ветхозаветную), ни одна философия. Подобный же характер имеют и его основополагающие вероучительные истины. Эти центральные истины христианства столь же отличны по своему существу от предшествовавших ему религиозных и философских аналогов, сколько, если говорить образно, ребенок отличается от той куклы, с которой женщина играла в детстве. Не случайно апостол Павел восклицает: «А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Последующая история христианства подтвердила эту мысль в полной мере. Тот факт, что христианское вероучение постоянно пытались и пытаются «исправить» и сделать его или, во избежание «соблазна», естественным продолжением иудейства, вычеркнув из него веру в Божественное и мессианское достоинство Иисуса Христа, или, для избавления от «безумия», одним из учений мира, является ярким свидетельством того, что Новозаветное Откровение не есть плод мудрости или фантазии человеческой. Ярким свидетельством сверхъестественности христианского Откровения являются пророчества. Под пророчествами в данном случае подразумеваются такие предсказания, которые не основывались и не могли быть основаны ни на научных расчетах, ни на каком-либо особом знании психологии, истории, экономики, политики и т. д. Это необъяснимое никакими естественными причинами и простирающееся на многие годы, десятилетия, века и тысячелетия вперед предвидение будущих событий всегда являлось одним из серьезных аргументов истинности христианской религии. Приведем несколько примеров таких предсказаний.

В Евангелии от Луки (написано в 63 году) сообщается, что Дева Мария в состоянии особого духовного подъема произносит: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48). Евангелист не усомнился записать эти слова молодой Девушки, хотя в естественном порядке сделать подобное, а тем более принять это последующими поколениями христиан было равносильно безумию. И что же видим? С того времени и доныне Ее действительно прославляют все христианские народы.

В Евангелии от Матфея находим пророчества Господа Иисуса Христа о будущем Своего Благовестия: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24, 14); о судьбе еврейского народа и Иерусалима: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 23, 35–38; 24, 2; Лк. 21; 20–24, 32) (Матфей составил свое Евангелие, по всей вероятности, около 62 года после Р. Х., а разрушение Иерусалима произошло в 70 году); о Церкви: «И на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18); о будущем христианства: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8); о явлении лжехристов и лжепророков (Мф. 24, 23–26; Лк. 21, 8); о будущих гонениях на христиан (Лк. 21, 12–17); о том, что «некоторые… не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1; здесь речь идет о всех святых, начиная с Девы Марии и апостолов, которые «увидели» прежде своей кончины славу и блаженство Царства Христова, пришедшего внутри их в силе). Исполнение этих пророчеств может видеть (а не просто поверить в них) каждый современный человек. Пророчество о конце мира находим у апостола Петра: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 10), которое в свете современных научно-технических возможностей звучит достаточно актуально. Подобный же смысл имеют и многие пророчества Откровения святого Иоанна Богослова (см., например, гл. 16).

В истории Церкви было множество истинных чудес, и они во все времена ее существования были одной из тех сил, благодаря которым христианство покорило большую часть Вселенной. Доныне перед человеком, знакомящимся со Священным Писанием, с историей христианства, открывается одно из самых поразительных чудес — чудо сохранения и распространения христианской веры среди страшных гонений, чудо существования Церкви.

Не менее важен вопрос и об истинности тех религиозных переживаний, явлений и откровений, которые могут быть у верующего человека. Этот вопрос касается понимания существа духовной жизни и условий познания «того» мира, что всегда сопряжено с огромным риском: кто не дверью в него входит, подвергается участи вора и разбойника (Ин. 10,1)! Любопытство, мечтательность, несерьезность в этой области, попытки любыми средствами проникнуть в духовный мир равносильны самоубийству. Незаконное проникновение в мир духовный в высшей степени опасно. Тем более, что оно непременно порождает лжеоткровения, которые увлекают людей неопытных, незнакомых с основами духовной жизни и губят их духовно и телесно.

Законным путем вхождения в духовный мир и получения истинного знания (откровения) о нем является правильная духовная жизнь, предполагающая знание основ православной веры и принципов духовной жизни. Главнейшим условием и признаком правильного духовного устроения человека является осознание им ненормальности, гибельности настоящего своего духовного состояния и бессилия без помощи Божией стать новым человеком по образу Христа. Из этого рождается сокрушение сердца, искреннее покаяние и важнейшее в духовной жизни — смирение.

Сам характер откровений также говорит о многом в вопросе определения их истинности. Если до падения человек был способен к непосредственному видению духов и общению с ними, то в настоящем состоянии их явления возможны ему лишь по особому усмотрению Божию и во время крайней нужды с целью исправления и спасения человека. Поэтому все святые отцы и подвижники, опытные в духовной жизни, решительно предупреждают христианина о возможности впадения в так называемую прелесть, то есть в духовный самообман, при котором человек свои нервно-психические, а часто и бесовские возбуждения и порождаемые ими лжевидения принимает за откровения Божии.

В настоящее время, когда ложный мистицизм и всевозможные «чудеса» широкой рекой разливаются по всем странам мира (в США, например, почти 70 % населения заявляют, что имели опыт экстрасенсорных восприятий, а 42 % общались с умершими), особенно важно помнить эти призывы.

А что же наука — как она объясняет это чудо? На феномен ясновидения ученые обратили серьезное внимание в начале XIX века, когда в рамках гипнотических сеансов «подопытные» открывали удивительные вещи. Энциклопедии описывают, к примеру, опыты француза Каханье с одной женщиной. Погруженная в транс, она разговаривала с умершими.

По словам руководителя российской фирмы «Интуиция» Александра Горина, работа ясновидящего начинается тогда, когда на него нисходит «нечто». Это особое, необычное состояние, при котором являются видения, символические образы. Ясновидящий может получить нужный ответ от неизвестного голоса или поставить медицинский диагноз, поводив рукой вокруг тела больного. Скажем, в Бразилии был целитель Ариго — малограмотный мужчина, который на безупречной латыни выписывал сотни точных рецептов, позволявших выздороветь. Он признавался, что к нему во сне когда-то явился врач, этот доктор его постоянно «сопровождал». Никто, кроме Ариго, его не видел и не слышал.

Любопытно, что ясновидящий подвержен влиянию той информации, которую он добывает. К примеру, в его организме могут произойти те же изменения, что и у человека, которого он, к примеру, разыскивает, используя свои экстрасенсорные способности. В частности, Пентагон истратил на эти цели около 20 млн долларов. «Психической гонкой вооружений» назвали журналисты соответствующие секретные программы, которые выполнялись в США и СССР.

Из научных гипотез, объясняющих способности ясновидящих, более всего заслуживает внимания та, что принадлежит российскому исследователю Анатолию Охатрину. Он разработал физическую модель энергоинформационного обмена. По мнению этого ученого, существуют скопления сверхлегких элементарных частиц — микролептонов, которые можно обнаружить приборами. Так вот, мировой лептонный газ содержит всю информацию об окружающем мире, и сверхчувствительный человек способен получать сведения обо всем, что происходит в любой точке Вселенной.

Что до способности пророков к абсолютной проскопии — получению информации о будущих событиях (в частности, прогнозов Ванги), то научное объяснение здесь дает так называемое сопряженное уравнение Кармы, выведенное профессором Борисом Искаковым. Оно определяет возможность существования неких антисигналов, текущих по реке времени в прошлое через настоящее из будущего.

К сожалению, сегодня феномен предвидения будущего и заглядывания в прошлое невозможно подвергнуть лабораторной проверке. Не потому ли ортодоксальная наука закрывает на него глаза? Но это не значит, что его нет… Ведь не случайно Эйнштейн сказал, что «границы между прошлым, настоящим и будущим — не более чем простая иллюзия».

Английский авиастроитель Дунн в 1927 году издал свою книгу «Эксперимент со временем». Это была серьезная попытка досконально разобраться в упомянутом феномене. А поводом послужили… вещие сны. Однажды Дунну приснилось, что взрывается военный завод. Спустя два месяца это действительно произошло. В очередном сне он ясно увидел газетный заголовок, говоривший о другой катастрофе — извержении дальневосточного вулкана. Через неделю Дунн прочитал тот же заголовок в утренней газете, в которой почти точь-в-точь описывалась эта трагедия. Только реально погибло людей ровно в десять раз больше, чем во сне…

Английский психиатр Баркер считает, что число предсказаний бедствия тем значительней, чем крупнее это бедствие. А американский парапсихолог Кокс доказал, что люди неосознанно пользуются способностью предугадывать события. Он проанализировал статистические данные о погибших в железнодорожных катастрофах и заметил: в день трагедии пассажиров ехало намного меньше, чем в обычные дни. Накапливается все больше фактов, доказывающих: человек в определенных условиях может предчувствовать события…

Есть ли что-то общее между сновидениями и ясновидением? К «измененным состояниям сознания», очевидно, можно отнести и некоторые фазы сна. Главное, что всегда вызывало интерес к снам, — это вера в пророческий смысл, присутствующий в них. Исторические источники приводят многочисленные примеры снов, предрекавших события, которые действительно произошли позднее.

Элементы ясновидения проявляются и в особых состояниях на грани сна и бодрствования. Это состояние можно назвать дремотой, если человек погружается в него случайно, бессознательно, или медитацией, если оно вызывается намеренно. Аналогичные явления могут происходить и в сновидениях. Однако в таких случаях никогда нельзя с определенностью выяснить, что сон и что явь.

Вот один достоверный и показательный случай, подтверждающий эту мысль.

В октябре 1863 года из Ливерпуля в Нью-Йорк плыл некто С. Р. Вильмот, фабрикант из Коннектикута. Он скучал по дому и жене, оставшейся в США. В ночь на 13 октября он увидел во сне, что в каюту вошла его жена. Она была в ночной сорочке и остановилась у двери, когда увидела, что в каюте был другой пассажир. Потом она все-таки подошла к мужу, поцеловала его и вышла из каюты. Утром другой пассажир, человек строгих правил и весьма религиозный, оказался явно чем-то раздражен на Вильмота без видимого повода. Когда Вильмот потребовал от него объяснений, он заявил следующее: «Вы славный парень, но мне не нравится, что к вам по ночам ходят женщины!» Потом он рассказал, что проснулся и стал свидетелем именно той сцены, которую видел во сне Вильмот. Через 10 дней по прибытии в Нью-Йорк они оба выслушали рассказ жены Вильмота, которая в ту ночь 13 октября никак не могла заснуть, взволнованная тревожными сообщениями о буре в Атлантике. Вдруг посреди ночи ей представилось, что она пересекает океан и находит корабль, на котором плыл муж. Она оказалась у дверей каюты, вошла в нее и увидела постороннего мужчину, который со своей койки смотрел прямо на нее. Она заколебалась, но потом подошла к койке мужа и поцеловала его в лоб. Жена точно описала все, что находилось в каюте. Остается вопрос: во сне или наяву все это происходило?

Другой яркой иллюстрацией может быть известный случай с американским журналистом из газеты «Бостонский глобус» Эдуардом Сэмсоном в ночь на 29 августа 1883 года. В эту ночь он дежурил в редакции и, заснув на диване, увидел такой страшный сон, что проснулся весь в поту и едва мог встать. У него сильно кружилась голова и подкашивались ноги. Все же он направился к столу и, сам не зная зачем, попытался детально описать то, что увидел во сне: «Маленький живописный остров недалеко от Явы; гора, которая вдруг разломилась пополам, из нее вырвался столб огня и поднялся выше туч; тысячи людей бежали из глубины острова к берегу и гибли; огромные волны поглощали людей и разрушали строения на берегу». Закончив писать, он положил рукопись на стол, написал на полях «Очень важно. 29 августа 1883» и ушел домой, а сменивший его редактор, прочтя оставленный лист, решил, что это сообщение Сэмсон ночью принял по телеграфу. Он немедленно отдал его в набор, снабдив «шапкой» на всю полосу. Так появилось сенсационное сообщение о гигантской катастрофе на острове Пралапе, близ Явы. Новость тут же перепечатали большинство газет США.

Можно представить себе растерянность и ужас Сэмсона, когда он прочел торопливую запись своего сна на первых страницах газет. Такой обман, пусть без умысла, пусть случайный, не мог сойти с рук и ему, и его газете. И действительно, читатели «Бостонского глобуса» и редакции других газет требовали подробностей, продолжения — ничего этого в редакции не было. Да и не могло быть — хотя бы потому, что в то время, сто лет назад, с той отдаленной частью света не было ни телеграфной, ни другой регулярной связи.

Сэмсон был вызван к редактору, и ему пришлось рассказать, как появилось сообщение, напечатанное в газете. Понятно, он был тут же уволен. Вдобавок ко всему обнаружилось еще одно обстоятельство — такого острова не существовало вообще. Ни на одной карте, ни в одном справочнике обширной Бостонской библиотеки не значилось острова с таким названием. «Бостонский глобус» подготовил публикацию, в которой извинялся перед читателями за обман.

Но печатать опровержение не пришлось. Стали поступать сообщения о каком-то катастрофическом событии, действительно происшедшем где-то в районе Индийского океана. Гигантская приливная волна обрушилась на побережье Индии и Малайи. Такое же известие пришло из Австралии. Необычайно высокие приливы прокатились по Тихоокеанскому побережью Северной и Южной Америки. Это были отзвуки извержения вулкана Кракатау, расположенного действительно на острове близ Явы, — извержения, оказавшегося самой большой природной катастрофой на памяти человечества. Рассказы уцелевших свидетелей и моряков, которым случилось быть в том районе, заполнили страницы «Бостонского глобуса». Именно этой газете принадлежала заслуга оказаться первой газетой, которая сообщила миру о катастрофе. Само собой, Сэмсон, описавший во всех деталях катастрофу до того, как она произошла, с триумфом был возвращен в газету.

Правда, в сообщении Сэмсона присутствовала одна деталь, которая по-прежнему как бы выпадала. Он писал о катастрофе на острове Пралапе. Жертвой же вулкана оказался остров Кракатау. Прошло много лет. Сэмсон был уже стариком, когда почта принесла ему пакет от Голландского Исторического общества. Это была старинная карта, на которой остров Кракатау был обозначен своим старым туземным названием — «Пралапе», — названием, которое не употреблялось к тому времени уже полтора столетия.

Весной 1902 года британский военный инженер, находившийся на юге Африки и весьма интересовавшийся сновидениями, вел своеобразный «дневник снов». Однажды ночью ему приснился странный сон, будто он находится на острове и один знает, что остров вот-вот должен погибнуть. Он пытается убедить власти эвакуировать людей, но все над ним смеются. Наконец, остров взрывается, и все его жители гибнут… Через несколько дней после сновидения появилось сообщение о гибели города Сен Пьер на острове Мартиника в результате извержения вулкана.

Приведем еще несколько примеров классических случаев ясновидения, вошедших в историю психиатрии.

В 80-е годы прошлого века профессор Жанет, находясь в Гавре, погрузил в гипнотический сон больную Леонию Б. и, поскольку она была известна своими телепатическими способностями, приказал ей отправиться в Париж и увидеть своих товарищей по исследованиям, хорошо известным больной. Внезапно Леония воскликнула: «Там горит!» и в большом волнении стала рассказывать о пожаре… В тот день в Париже действительно сгорела лаборатория Рише, коллеги Жанета. Леония и позднее неоднократно демонстрировала способности на грани ясновидения и «вещих снов». Ее видения напоминали исстари известные ясновидческие феномены.

Например, случай со Сведенборгом в 1795 году, когда он, находясь в 500 километрах от Стокгольма, «увидел», как в одном из кварталов города вспыхнул пожар, и даже точно указал, в чьем доме он вспыхнул.

Во всех вышеописанных случаях нечто было увидено на расстоянии в тот момент, когда это нечто произошло.

Другой род вещих снов и ясновидческих феноменов предшествует событиям во времени. Одним из документально подтвержденных случаев такого вещего сна является история английского капитана Андриана Христиана. В детстве он в течение трех лет видел пять раз один сон, будто он капитан корабля и спасает тонущий корабль, на котором находит своего брата. Мать записала этот сон на последней странице семейной Библии. 47 лет спустя он действительно был капитаном и совершал рейс из Сиднея в Рангун, когда вдруг снова увидел запомнившийся с детства сон, увидел также написанное кем-то на клочке бумаги слово «семья». Утром, действуя совершенно безотчетно, он приказал изменить курс корабля и вошел в воды, считавшиеся опасными. На следующий день моряки увидели тонущий корабль с довольно странным названием «Семья». Было спасено более 200 пассажиров и моряков. Среди них был брат капитана.

Вещие сны нередко предваряют события трагические. Одним из поразительных случаев такого вещего сна является сон жены генерала А. А. Тучкова — Маргариты Михайловны Нарышкиной. Как-то в 1811 году она увидела сон: будто сидит она у стола в незнакомой комнате, вроде тех, что бывают на постоялом дворе, склонив голову на руки и чувствуя страшную тоску в сердце. Вдруг видит: отворяется дверь, входит отец, держа на руках ее маленького сына, а за ним в комнате появляется все семейство Нарышкиных, ее духовник и причт с крестами и хоругвями. Отец подносит к ней ребенка и говорит со слезами: «Друг мой! Вот все, что осталось от твоего Александра! Муж твой пал со шпагою в руке на полях Бородина!»

Проснулась она в отчаянии и слезах, не сразу поняв, что это был всего лишь сон. Сам генерал находился в это время в соседней комнате, где обсуждал со своими коллегами-офицерами последние военные новости. Услышав об этом страшном и нелепом сне, он велел тут же принести подробную карту Российской империи, и все принялись искать на ней это неведомое место, с таким непривычным названием: «Бородино». Искали, главным образом, близ западной границы, в Минской губернии, где был расположен тогда Ревельский полк, которым командовал генерал Тучков. Не найдя, рассудили, что «все вздоры» и все «от перемены погоды».

В 1812 году с началом кампании генерал отправил свою жену с сыном к ее родителям в имение, под Кинешмой в Костромской губернии. 1 сентября, побывав на заутрене, находилась она в квартире, где остановилась в городе, сидела за столом, опустив голову на руки. Мысли ее были о муже, на сердце было почему-то тяжело, как никогда. Вдруг в комнату, где она находилась, вошел ее отец с мальчиком на руках. «Друг мой! Вот все, что осталось от твоего Александра! Муж твой пал со шпагою в руке на полях Бородина!» За ним в комнату вошли остальные члены семейства и духовник Нарышкиной…

Ясновидческий сон, предваряющий несчастье, видел в юности писатель Марк Твен. В то время Сэм Клеменс (будущий Марк Твен) вместе со своим братом Генри работал на большом пароходе «Пенсильвания», курсировавшем по Миссисипи. Во время случайной остановки в доме своей сестры в Сен Луисе он увидел странное «видение». Ему показалось, что он пробудился, вышел в гостиную и нашел в ней металлический ящик, стоящий посреди комнаты на двух стульях. В нем лежал мертвый Генри с букетом белых роз на груди, среди которых была одна красная. Вскоре после этого из-за бурной ссоры с матросом Сэм был списан с «Пенсильвании» и нанялся на другой пароход, вышедший из Орлеана двумя днями позже. В дороге он узнал, что на «Пенсильвании» взорвались котлы, 150 человек погибли или пропали без вести. Среди погибших был его брат. После известия Сэм несколько дней находился в шоке, потерял дар речи и движения. Когда же он пришел в себя, то был отведен в комнату, где в металлическом гробу покоились останки его брата. Одна из вошедших вместе с ним женщин положила на грудь покойного точно такой букет, который он видел во сне.

Сон, предсказавший ему смерть, видел и Авраам Линкольн. Президент находился в своей спальне, в Белом доме, когда глубокой ночью он, как показалось ему, внезапно проснулся. Громкий плач нескольких голосов, проникающий сквозь закрытую дверь, разбудил его. Выйдя из спальни, он пошел на эти звуки и оказался в Западном зале. Там посреди зала возвышался катафалк, и люди в трауре один за другим подходили к нему, чтобы проститься. Линкольну не было видно, кто лежал на возвышении, и тогда он спросил одного из часовых, стоявших в почетном карауле, кто умер. «Президент, — ответил тот. И добавил: — Он погиб от руки убийцы». Через несколько дней Линкольн действительно был убит, и катафалк был расположен именно в Западном зале и так, как увиделось это ему во сне.

Среди вещих снов особое место занимают такие, в которых спящий встречается и узнает нечто важное от умерших людей. Одному из таких снов мы обязаны полнотой дантовской «Божественной комедии». Данте умер в изгнании в Равенне вскоре после завершения творения всей своей жизни. Его сыновья Джакопо и Пьетро после похорон отца обнаружили, что значительная часть поэмы отсутствует. Они безуспешно искали ее в течение нескольких месяцев и уже отказались от всякой надежды, когда Джакопо увидел во сне отца «в белых одеждах», купающегося в эфирном свете. Отец увлек сына в свой кабинет и показал ему тайник. На следующий день в дом был позван юрист. В его присутствии сыновья вошли в кабинет, отыскали в указанном месте тайник, вскрыли его и нашли недостающие песни поэмы.

В округе Бедфорд (штат Пенсильвания) существует монумент, воздвигнутый в честь странного и грустного события, случившегося в 1856 году. В одно апрельское утро пропали двое сыновей фермера Самуэля Кокса. Десятидневные поиски не дали результатов, пока другой фермер, живший в 20 милях от места события, не увидел во сне трупы детей и не описал точно место, где они находились.

В 1927–1928 годах штат Мичиган был взбудоражен присутствием маньяка, который разрывал свежие детские могилы и расчленял трупы. Наконец, было совершено и жестокое убийство девочки. Известно, что убийцу-психопата обычно бывает очень трудно разоблачить, но на этот раз помогло сновидение некоего Харольда Лотриджа. Он увидел во сне сцену убийства и распознал в убийце дьякона Хотлинга — человека, пользующегося огромным уважением сограждан. Детали, увиденные Лотриджем, помогли изобличить маньяка и заставить его сознаться.

Истории подобного рода можно перечислять без конца. Ограничимся еще одним ярким примером, который в свое время обошел все газеты мира и является совершенно достоверным, несмотря на свою крайнюю фантастичность.

Эта история началась в конце Первой мировой войны в Польше. Солдат Станислав Оменский пропал без вести. Его невеста, Мерна, не могла смириться с тем, что о нем ничего не известно. Надежда появилась у нее, когда осенью 1918 года ей приснился странный сон. Она увидела Станислава, вернее догадалась, почувствовала, что это он, пробирающегося во мраке по какому-то длинному коридору. Вот он зажег свечу и в ее колеблющемся свете пытается разобрать завал каких-то каменных обломков и бревен в конце коридора. Сон повторялся несколько раз. Один и тот же. Примерно через год сон обрел как бы продолжение. Мерна увидела замок на вершине холма. Одна из его башен была разрушена и лежала в руинах. Оттуда, из-под этих руин, до нее доносился голос Станислава, который звал ее. Она пыталась разобрать завалы камней, но ни один не могла даже сдвинуть с места. Мерна просыпалась в слезах, но сон повторялся снова и снова. Ксендз, к которому она пришла, только покачал головой: еще одно разбитое сердце, еще одна жизнь, искалеченная войной.

И тогда Мерна решилась на то, на что мог решиться только любящий человек. Она покинула родное селение и отправилась в путь на поиски замка, который столько раз виделся ей во сне и с которым, она в это верила, каким-то образом была связана судьба ее Станислава. Это было путешествие без всякого маршрута и плана. Мерна шла, куда вели ее глаза и судьба. Ей нечем было платить за ночлег, и, когда на пути не оказывалось добрых людей, она спала в стогах сена или просто на траве у дороги. У нее не было денег даже на еду, и ей приходилось довольствоваться тем, что кто подаст, — скудным подаянием тех голодных лет.

25 апреля 1920 года Мерна добралась до деревни Злота на юге Польши. Да, сказали ей жители, в их краях есть замок. Его даже видно с другого конца деревни. Но с самого начала войны, после того как немецкая артиллерия обстреляла его и одна из башен обрушилась, там никто не живет.

Едва Мерна увидела замок, ей показалось, что она видит продолжение сна: это был тот самый замок и то самое место, которое снилось ей столько раз! Но и ее веры и уверенности оказалось мало, чтобы убедить других. Выслушав ее, люди пожимали плечами и шли дальше по своим делам. Тогда она отправилась к замку и сама стала голыми руками разбирать завалы обрушившейся башни. Там Станислав! Он живой, я знаю!

Ее упорство тронуло сердца людей, ей начали помогать. После двух дней раскопок все услышали человеческий крик.

Оказалось, что Станислав Оменский был отправлен в замок за провиантом и завален в подземелье в результате артиллерийского обстрела. Он прожил там почти два года, питаясь сыром и вином, в окружении сотен крыс. Невероятная история стала предметом тщательного расследования военных властей, подозревавших Оменского в дезертирстве. Однако факты подтвердились, Оменский был уволен из армии с почестями. Нужно ли говорить, что спустя несколько недель ксендз обвенчал Станислава и Мерну.

К феномену ясновидческих снов относятся и факты, когда исследователи получали ответы на вопросы, которые их мучили, именно во сне. Так, например, Менделеев во сне увидел периодическую таблицу, Карл Гаусс — закон индукции, а Нильс Бор — модель атома, открытие, которое сделало переворот в современной физике.

Показателен случай, произошедший с известным археологом Г. Гилпрехтом. Долгое время ему не удавалось прочесть разрозненный древнешумерский текст на двух обломках агата, найденных во время раскопок. Находка эта упоминалась в книге, которую он только что завершил и которую должен был отдать издателю на следующий день. Без расшифровки текст книги был бы неполон, поэтому накануне он до позднего часа сидел в кабинете, тщетно перебирая различные варианты. Гилпрехт не заметил, как задремал в своем кресле. Во сне он увидел человека средних лет в древнешумерском жреческом одеянии, который стоял над ним. При виде его Гилпрехт удивленно встал, но не с кресла, в котором заснул, а с какой-то каменной ступени, на которой оказался сидящим.

«Иди за мной. Я помогу тебе», — произнес жрец. И то, что сказано это было по-английски, не удивило ученого во сне.

Гилпрехт помнил короткий путь по безлюдной улице, мимо нескольких массивных домов, расположенных близко друг к другу. Они вошли в один из них, казавшийся больше других, в слабо освещенный зал. «Где мы?» — спросил ученый, и провожатый ответил: «В Ниппуре, между Тигром и Ефратом. Мы в храме Бела, отца богов». Археолог знал об этом храме, как знал и о том, что во время раскопок не удалось найти его сокровищницу — комнату, которая всегда была при храме. Он спросил жреца об этом, и тот повел его в небольшое помещение, расположенное в дальнем конце храма. Здесь, в деревянном сундуке, лежало несколько кусков агата, среди которых он узнал два своих фрагмента. Жрец пояснил ему, что они — части цилиндра, пожертвованного храму правителем Куригалзу. Когда понадобилось изготовить ушные украшения для статуи бога, цилиндр распилили, один кусок раскололся. Эти половины и были теми двумя фрагментами, над которыми бился ученый, не догадывавшийся, что надпись на них — часть одного текста. По просьбе Гилпрехта жрец зачитал ему этот текст.

Проснувшись, Гилпрехт записал свой сон. Расшифровка текста, относившегося к 1300 году до н. э. коллегами ученого была признана безупречной. Точным оказалось и месторасположение сокровищницы при храме.

Пророкам, кроме их провидческого дара, всегда дается и сопровождающий их дар исцеления. Как людям Божьим, достигшим совершенства, таким людям провидение открывало своя двери.

«Я поставлена здесь и строго определяю время моего пребывания на Земле. Я подаю руку отчаявшимся и указываю, куда им идти», — говорила Ванга. Ей был дан небесами дар перемещаться во времени и пространстве, и ее «транспортам» была мысль.

В 12 лет вследствие случившегося с ней несчастья она ослепла. В 19 лет у слепой девушки открылось внутреннее зрение — дар прорицания. Она начала предсказывать. Родилось предание о чуде XX века — женщине-прорицательнице, врачевательнице и толковательнице, слепой пифии — Вангелии.

Первые ее прозрения связаны с появлением чудесного всадника, с которым она «встречалась» у колодца, приходя к нему за водой. Всадник предупредил ее, что ей предстоит стать ясновидящей и «предсказывать живым судьбу, слышать и понимать глас усопших». О Высших Силах, которые являлись ей и давали информацию, когда к ней приходили люди, чтобы узнать свое будущее, она говорила как о неких «светящихся точках, мерцающих подобно светлячкам над георгинами». Она слышала их голоса, вещающие ей о том или ином человеке. Эти Высшие Силы были вокруг нее, как она говорила, везде и повсюду рядом. В любой момент она всегда была в состоянии их вызвать. Провидица называла их духами. «Они… ведут себя, — рассказывала она, — как люди — сидят, ходят, смеются, плачут… Не оставляют меня в покое. Я усну, а они будят и кричат: «Вставай! Пора за работу!» В последнее время мне твердят: «Не бойся! Мир не погибнет!»

«Я говорю то, что вижу, и то, что слышу, — уверяла она. — Прежде всего духи сообщают мне имя посетителя. Как только войдет кто-нибудь, начинают мне являться картины, движутся слева направо. Вижу живые картины — людей, события, бедствия». По ее словам, этих картинок было так много, что она едва успевала следить за ними и рассказывать. Но остановить движущийся «калейдоскоп» было не в ее силах.

Данным ей свыше внутренним зрением она видела близкое несчастье и даже смерть к ней пришедшего. Она могла разговаривать с умершими, которые отвечали на ее вопросы. Рассказывают, что, когда она разговаривала с духами, их голоса слышали и люди, которые бывали у нее. Это был тоненький или глухой шепоток, как в телефоне. Некоторые матери, которые к ней приходили, чтобы разузнать судьбу своих детей, слышали их голоса.

Она сделала предсказание, в котором уверяла, что скоро придут времена, когда люди начнут встречать своих покойных родственников.

О своих способностях она говорила, как о Божьем даре, подтверждая слова Писания о том, что все пророчества совершаются исключительно по воле Божией: «…Он лишил меня зрения, но дал мне другие глаза, которыми я вижу мир — и видимый, и невидимый».

По ее утверждениям, уже с первого дня жизнь человека строго предопределена, запрограммирована Высшими Силами. «Никто не спрячется в доме, никто не скроется в тени дерева, ни один хороший или дурной поступок не останется незамеченным. И не думайте, что вы вольны делать что хотите, в действиях своих никто не свободен, и все предопределено», — объясняла она. Истинные знания о космосе, космическом разуме пророчица советовала искать в старых книгах.

В 1939 году Ванга указала дату начала войны — апрель 1941 года. Именно в день, названный ею, немецкие войска перешли границу Югославии и оккупировали село, в котором она жила. Она же предсказала поражение Германии в этой войне. В 1948 году сделала предсказание, касающееся Балкан: «Помяни мое слово, сейчас на Балканах тихо, но придет день, все балканские столицы подадут друг другу руку помощи и дружбы…», — говорила она своей родственнице.

Много писали о ее предсказании новых, доселе неизвестных человечеству болезней. «Будьте внимательны, — говорила она. — Скоро появятся незнакомые, неизвестные людям болезни, люди будут падать на улицах, тяжело заболевать без видимых причин. Станут тяжело хворать даже те люди, которые никогда не болели. Но повальное бедствие может быть предотвращено, все в ваших руках…»

Рискнем предположить, что говорила она о последствиях экологического кризиса в природе. Ведь, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, на долю загрязнения окружающей среды приходится 20 % смертей. Причем возросла детская смертность, люди уже вырастают с приобретенными заболеваниями. «Придет день, — предрекала Ванга, — когда с лица Земли исчезнут различные дикие и культурные растения, животные. Первыми навсегда исчезнут со стола лук, чеснок, перец. Пасеки останутся без пчел. Молоко станет горьким». Лекарство же кроется действительно в руках самих людей, стоит лишь искоренить ориентацию индустриального общества на хищническое отношение к природе.

Она сказала, что будет найдено лекарство и от СПИДа: «…будет оно из железа, ведь именно железа не хватает организму человека. Но придет болезнь пострашнее рака и СПИ-Да…» С этим утверждением перекликается предсказание сербского прорицателя Митера Тарабича, который утверждал: «Одна болезнь затронет весь мир, и никто не сумеет ее лечить. Иные будут твердить: «Я умею, я ученый и превзошел все науки…» Но никто ничего не сможет поделать. Люди будут метаться и искать лекарство, а оно с Божьей помощью будет рядом с ними и в них самих…»

Возможно, оба прорицателя говорили об одной и той же болезни, но, может быть, сербский предсказатель имел в виду СПИД. Лекарство, которое находится в нас самих, — это нравственность и целомудрие, к чему уже и стремятся сейчас люди западного мира, пережившие свободу нравов в любви.

Среди пророчеств Ванги немало предсказаний, посвященных России. Так, она предсказала российско-чеченский конфликт, заявив, что под прикрытием чеченской оппозиции российские войска совершат агрессию против Чечни. Чечня превратится в место, откуда будут исходить антироссийские акции. Она предрекала начало второй кавказской войны, результатом которой станет развал Российского государства.

Еще до распада Советского Союза Ванга предвидела, что эта страна разделится. Она предсказывала, что Россия будет сама по себе, но еще долгое время от нее будут «отлетать мелкие осколки». Когда президентом России был еще Горбачев, которому провидица в 1983 году напророчила возвышение, она предсказала победу Ельцину. А 27 октября 1996 года сообщила о возможности прихода к власти коммунистов. Когда имя первого президента Советского Союза потускнело в памяти людей, она сказала спецкорреспонденту «Труда» Андрею Смирнову: «Да, дел натворили вы много, но вот Горбачева критикуете напрасно. Вы еще вспомните, как хорошо с ним было. Вспомните, когда жезл Ивана Грозного пронесется по русским головушкам». Видимо, это наше время можно приравнять к страшным годам правления жестокого царя. Хотя навряд ли второго российского президента можно упрекнуть в жестокости.

…Но давайте рассказывать о Ванге и ее судьбоносных для Русской земли пророчествах по порядку. Многочисленные предания и легенды рассказывают о женщинах-подвижницах, о женщинах, рукоположенных народом в святые, о женщинах — лекарях и защитницах, о женщинах с благословенной жизнью и благословенной смертью. Ванга — и то, и другое, и третье, и четвертое. Феномен слепой пифии Вангелии — это ведь не просто врачевание, гадание, это — свободное духовное путешествие по жизням людей, по их прошлому, настоящему и будущему.

Полное имя провидицы Вангелии с годами трансформировалось в домашнее — Ванга. Она родилась 31 января 1911 года в г. Струмица, в Югославии, в семье мелкого землевладельца Панде Сурчева. Она родилась семимесячной и была очень слабенькой, с неразделенными пальчиками на руках и ногах и не подавала голоса. Даже видевшие виды старухи не могли с уверенностью сказать, выживет ли дитя.

Крошку завернули в воловий желудок и нестираную шерсть, уложили около печи. И только однажды ночью, это было уже в марте, ребенок вдруг громко расплакался. Мудрые «бабки» объяснили обеспокоенной матери, что по-настоящему девочка родилась именно сейчас.

В Струмицком крае обычно не давали имени ребенку, если не были уверены, выживет ли он. Имя для новорожденного по старинному обычаю также называли не родители и не родственники.

Нужно было, чтобы кто-нибудь из семьи вышел на улицу и попросил первого встречного назвать имя для ребенка.

И вот на следующий день после того, как дитя заплакало, ее бабушка вышла на улицу и попросила первую встречную женщину дать имя новорожденной. Женщина предложила имя Андромаха.

Но бабушке это имя не понравилось, и она спросила имя у другой женщины, которая и назвала имя Вангелия. Это греческое имя означало — носительница благой вести. И хотя оно тоже было «не наше», но в Струмицком крае было очень популярным, и бабушка согласилась назвать так девочку.

Малышку в семье называли Вангой. Девочка потихоньку окрепла и мало отличалась от своих сверстниц.

Вангелии исполнилось всего три года, когда во время вторых родов ее мать умерла. Несчастья на этом не закончились. Началась Первая мировая война, и в 1915 году отец был мобилизован в армию.

Очень добрая и сострадательная турчанка Асаница, которая жила по соседству, взяла девочку к себе. Тянулись дни за днями, жизнь была не из легких. Ждали возвращения отца Ванги, но на исходе был уже третий год, а от него никаких вестей не получали. И уже стали закрадываться сомнения: а жив ли он? Возможно, девочка уже круглая сирота?

Но сомнения оказались напрасными. Через три года отец вернулся живым и здоровым. Не только дочка, но и соседи его с трудом узнали, настолько он похудел и осунулся. Вместе с отцом они снова зажили в старом доме. Но Панде одному было нелегко. А Ванге уже исполнилось 7 лет. Она была худенькой русоволосой девочкой с голубыми глазами.

Подвижная и своенравная, она нуждалась в материнском тепле и строгости. Отец очень волновался за будущее Ванги.

Он все чаще подумывал о женитьбе. Нельзя сказать, чтобы он был выгодной партией: бедный вдовец с ребенком. Но ему посчастливилось. Вскоре его женой стала одна из самых красивых девушек в городе — Танка Георгиева. Этому способствовали неприятные для Танки и ее семьи события. Уже была назначена свадьба Танки с болгарским офицером, но она расстроилась из-за нелепого распоряжения сербского начальства. По этому указанию всем женщинам, которые каким-либо образом были связаны с болгарскими офицерами или солдатами, предписывалось вместе с семьями незамедлительно оставить Струмицу. Чтобы избежать пересудов и выселения из города, Танка приняла предложение Панде и стала его женой.

В 1922 году Танка родила мальчика, его назвали Василом. Отец стал работать пастухом и так и прожил в бедности до самой смерти.

Ванге исполнилось 11 лет. Она старательно помогала по хозяйству. Присматривая за братом, изобретала такие игры, в которые могла играть и сама. Но одна из «чудных» игр стала беспокоить родителей. Ее необычность состояла в том, что девочка как бы играла в «слепую». Например, в каком-то месте на улице или возле дома помещала какой-либо предмет, потом возвращалась в дом и начинала его искать, ощупывая все вокруг, будто она незрячая. Родители пытались запретить ей такое занятие, но она упорно делала свое.

О тяжелом положении, в котором оказалась семья Панде, узнал его брат Костадин. Его судьба сложилась более удачно: он разбогател, женился, но у него не было детей. Узнав, как бедствует семья брата, Костадин предложил Панде перебраться к нему. Он рассчитывал, что семья брата сможет помочь ему ухаживать за скотом и не будет больше голодать. Приглашение было принято, и 1923 году семья переехала в Ново-Село.

Двенадцатилетняя Ванга тоже имела свои обязанности по хозяйству. Она ходила с осликом к кошарам за селом и привозила в двух бурдюках молоко.

Однажды летом она возвращалась в село с двумя двоюродными сестрами. Девочки захотели пойти к Ханскому источнику, который находился в поле, недалеко от дороги. Что случилось потом, никто толком не знает…

Ее племянница Красимира Стоянова так описывает произошедшее:

«…Неожиданно налетела страшная буря. Небо потемнело, подул ужасный ветер, который ломал ветви деревьев, с корнем вырывал молодые деревца и вместе с комьями земли отбрасывал далеко в поле. От земли к небу поднялся огромный столб пыли. Пыль, комья земли, сучья и листья смешались в невообразимом вихре, который бросил двух онемевших от ужаса сестер на землю недалеко от источника, а Вангу унес за два километра в поле. Сколько времени длилась буря, никто уже не помнит. Вангу еле нашли в поле, заваленную землей, камнями и ветками. Она словно обезумела от страха, но куда страшнее была режущая боль в запорошенных пылью глазах — она никак не могла их открыть.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ванга. Взгляд на Россию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я