Прогулялась «П» по полю

Вальдемар Шульц

Книга Вальдемара Шульца интригует своим названием.Начинается она тавтограммой «Письмо» и некоторыми другими произведениями в этом жанре. В них автор показывает, как можно написать текст, где все слова начинаются с одной и той же буквы. В своих работах, автор выражает свои мысли как в прозе, так и в поэзии.Читатель найдёт на страницах этой книги интересное как для себя, так и для маленьких детей: сказки, стихи, загадки и авторские иллюстрации к некоторым из произведений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прогулялась «П» по полю предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Иллюстрации Вальдемар Шульц

© Вальдемар Шульц, 2022

ISBN 978-5-0056-5731-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Остановись, прекрасное мгновенье

«Меня вдохновляет всё новое, то, чего я раньше не пробовал. Всегда хочется испытать свои силы и узнать свои возможности. Постоянно пробую раскрыть в себе то, о чём раньше не знал. И — радуюсь, когда что-то получается».

(Вальдемар Шульц)

Вальдемар Шульц — поэт, сказочник, художник. С1989 года он проживает в Германии. В настоящее время — в земле Баден-Вюртенберг, в небольшом городке Пфальцграфенвайлер (Pfalzgrafenweiler).

Недавно мне представился случай познакомиться с Вальдемаром Шульцем поближе и взять у него интервью. Сначала не знала, как к нему обратиться: Вальдемар, Володя или Владимир? Он разрешил эту ситуацию просто: «С именами у нас в родне, как и у многих российских немцев, происходили странные переименования. Мой отец был Heinrich, записали его как Генрих, но все звали его Андреем. Мама была Цицилия, а записали её Зинаидой. Меня назвали Вальдемаром, а записали Владимиром. Все Райнгольды стали Романами, все Иосифы — Иванами! Можете называть меня Вальдемаром. Мне привычнее это имя».

— Хорошо. Спасибо, Вальдемар. Расскажите немного о ваших исторических корнях, о родителях.

Мой прадедушка Николай Шуберт родился в 1864 году, а прабабушка Елизавета Шуберт (в девичестве Донхаузер) в 1863 году. Они имели свой дом, хозяйство, разную живность. У них были свой магазин, кузница, конюшня.

Бабушка Анна Шуберт родилась 2 января 1905 года, а в 1925 году она вышла замуж за моего дедушку Ивана Иосифовича Бланка, который родился 1 января 1905 года. Если Вы обратили внимание на день, месяц, и год рождения, то у них была разница только в один день. Моя мама Цицилия Бланк (в замужестве Шульц), родилась в1930 году в деревне Ямбург Днепропетровской области. В 1938 году дедушку арестовали и потом расстреляли. После войны он был признан невиновным и реабилитирован. В силу разных военных действий, в 1945 году семья мамы попала в Германию, а потом их перевезли на Урал в город Нытва Пермской области.

В 1944 году мой дед по линии отца, Шульц Адольф Готлибович, пропал без вести. Бабушку с детьми, среди них был мой отец, перевезли в Германию. Там 27 мая 1945 года в деревне Паупитш (Paupitsch) в окрестности Делитш (Delitsch), недалеко от города Ляйпциг, — родилась младшая сестра отца — Регина-Анна. Отцу выпала тяжелая доля: пацаном он помогал матери растить сестёр, управлялся с хозяйством, таскал тяжёлые мешки. После войны их семью вернули на родину, но не на Волынь, а — в Пермскую область, в город Нытва. Там мой отец и познакомился с моей мамой Цицилией Бланк, и в апреле 1950 года они расписались. В 1950 году родилась моя старшая сестра Лилия, в 1952-ом — мой брат Эрнст, а я появился на свет 1 июля 1954 года.

В детстве все рисуют, все хотят стать художниками. Как Вы думаете, благодаря чему Ваша мечта детства воплотилась в реальность? С чего всё началось?

— Когда меня спрашивают об этом, мне всегда вспоминается тот день, как в далёком детстве сестра Лиля начала рисовать нашу маленькую собачку, спавшую возле печки. Я стал наблюдать за её работой. Один штрих за другим, и — появилось изображение собачки. Меня это так заинтересовало, что я решил рисовать всё, что попадётся под руку. Желание научиться рисовать оказалось настолько сильным, что я увлёкся и записался в кружок изобразительного искусства в Доме пионеров, стал членом редколлегии школьной газеты. Я уже тогда понял, что нужно только попробовать себя в том или ином деле, тогда поймёшь, что в тебе сидит и что тебя интересует. Благодаря учителю рисования, познакомился с художниками-профессионалами. Постепенно интерес к художественному творчеству перерос в желание стать художником-оформителем.

— Как сложилась Ваша дальнейшая судьба?

— После окончания Алма-Атинской средней школы №74 имени Сакена Сейфуллина, я работал художником-оформителем в автобазе по уборке и санитарной очистке города. А там и время пришло исполнять гражданский долг. С 1973-го года до 1975-го года я служил в армии, в Среднеазиатском военном округе на станции Отар Джамбульской области. Был отличником боевой и политической подготовки, неоднократно получал поощрения и грамоты, занесен в книгу боевой славы части. А в свободное от службы время занимался художественным оформлением. В армии научился делать чеканку. В 1982-ом году, уже будучи семейным человеком, окончил художественно-графический факультет Алма-Атинского педагогического института имени Абая, и, параллельно, университет общественных профессий по специальности «художник-оформитель широкого профиля».

— Ознакомившись с историей Вашей жизни, я увидела в ней много событий, которые были вехами и на моём жизненном пути: рождение в семье российских немцев, депортация родителей, трудармия, комендатура, переезд семьи в Казахстан, начало трудовой деятельности, женитьба, дети, переезд в Германию, интеграция на новой родине. Всё это — то, что объединяет нас в единый народ — российские немцы, но у каждого из земляков по России есть свой путь в этом мире бед, побед и радостей. Не могли бы Вы назвать самые яркие моменты из Вашей биографии, жизненные мгновения, запечатлённые в вашем творчестве?

— Я особо не старался в своём творчестве запечатлеть какие-либо моменты из моей жизни. Вся наша жизнь, на мой взгляд, состоит из всяких маленьких моментов и жизненных ситуаций, которые складываются в одно единое целое. Из многих работ, будь то рисунки и фотографии, иллюстрации и картины, стихи, сказки или рассказы, можно в какой-то степени составить образ того или иного человека, какой он есть, что собой представляет. Сами стихи говорят уже о многом: о внутреннем состоянии поэта, его переживаниях, мыслях и о том, что его волнует. Это моё личное мнение.

— В 1989 году Вы переехали с семьёй в Германию, в город Кальв, где работали на предприятии по изготовлению сладкого декора для кулинарии и кондитерской промышленности, а на досуге занимались живописью. Что Вам помогло и в Германии не изменить своей профессии: случай, доброжелательность местного населения, характер или удача?

— Случайная встреча и разговор с местным немцем предопределили моё будущее в Германии. Имя того человека я, к сожалению, уже не помню. Он случайно встретился моим родителям возле салона «Оптика». Зашёл разговор, из которого он узнал о том, что я работал в Казахстане художником-оформителем. А там, где он работал, нужен был специалист по профессии график. Вот он мне и предложил прийти в понедельник, поработать. Конечно же, я сразу согласился. Уже с 1-го апреля 1989 года я был принят на фирму «Süs Waren Dekor-Girrbach», предприятие по изготовлению сладкого декора для кулинарии и кондитерской промышленности. Сначала работал в отделе с другим графиком, но выполнял работу другого характера. А когда меня спросили, смогу ли я с фотографии сделать рисунок, чтобы потом это можно было перенести на шоколад, то я ответил, что сделаю. Хотя на тот момент, такое ещё не делал. С этой работой справился, и мои работодатели были рады, что заказ выполнен качественно и быстро. Руководство оценило мои умения, и с 1 июля, в день моего рождения, я был принят на постоянную работу в качестве графика. В начале 90-ых годов на производстве на этом предприятии компьютера не было, и поэтому всё приходилось рисовать вручную. На этой фирме я проработал 28 лет, до самой пенсии в 2017 году.

— Вальдемар, Вы — художник-профессионал. Знаю, что Вы работаете акварелью, маслом, карандашом… А как Вы к этому пришли? Я думаю, что читателям интересно было бы получить несколько советов-подсказок в этом плане.

— Да, я работаю акварелью, маслом и карандашом. Мастером в этой области себя не считаю, но могу кое-что посоветовать тем, кто хочет добиться успеха в работе. Во-первых, надо постоянно практиковаться, совершенствовать своё мастерство. Во-вторых, надо научиться владеть карандашом. В начале работы — нужно наносить плавные, чуть заметные штрихи и правильно держать в руке. Как наносишь штрихи и с каким нажимом — это тоже играет большую роль. Затем штрихи нужно уточнять, прорабатывать и прорисовывать. Нельзя сосредотачивать внимание на каком-нибудь отдельном элементе. Нужно стараться видеть всё в целом. Есть много подсобной литературы и видеофильмов, в которых конкретно можно всё прочитать, увидеть и взять себе на заметку.

— Что вы рисуете охотнее всего?

— Я работаю по вдохновению, при этом интерес к создаваемому — превыше всего. Например, раньше я как-то не решался рисовать иллюстрации. Надоумили попробовать. А когда получилось, мне это понравилось. Рисую и портреты с фотографий. Последний мой рисунок сделан с фотографии автора Райнгольда Шульца к его 70-летию. Каждый рисунок дорог мне как художнику, потому что нарисован в определённый момент и к своему времени, а также — и к определённому сюжету. Так, в отпуске, в Турции, моё внимание привлекла старая, разбитая лодка, вся заросшая зеленью и цветами. С неё я написал маслом картину «Турецкий берег». Холст «Вечерний закат» написал по воображению. Идея картины «Подсолнухи» появилась как-то сама собой: после ремонта квартиры одну из стен захотел украсить подсолнухами. Технику «сухая кисть» до своей картины «Розы» я раньше не пробовал. Выполняя работу «Музыканты», хотел проверить, насколько точно я смогу всё это передать акварелью и белилами. И я рад, что это удалось. Значит, всё было сделано правильно и не напрасно. Приятно, когда твоё дело радует не только тебя самого, но и других людей, приносит пользу и наполняет наш духовный мир.

— Вальдемар, Вы — многогранно одарённый человек. Как Вы думаете, что в Вас такое, чему люди не перестают удивляться?

— Хочу остановить прекрасные мгновения. Я очень люблю фотографировать. Когда гуляешь и видишь красоту, которая тебя окружает, то можно долго так стоять и этим всем любоваться и наслаждаться. Ведь природа — это самый великий художник. Облака рисуют фантастические и порой причудливые изображения. На деревьях, если всмотреться, то тоже можно найти сказочные физиономии и маски из спиленных сучков, уже затянувшихся срезов, и извилин коры. Так, к примеру, я заметил на дереве картину, сфотографировал и назвал «Мыслитель». Не каждый это, конечно, видит, а мне доставляет удовольствие искать то, чего другие не замечают и проходят мимо. Мои размышления об увиденном и понятом в процессе жизни отражены во всём, чем я занимаюсь. Главный урок, полученный мной от жизни, заключается в словах: в каждом человеке таятся способности, нужно их только научиться открывать в себе.

— В Вашем творческом багаже — рассказы, сказки, загадки, стихи. С чего это началось? Что двигало Вами, когда Вы впервые ощутили желание к писательству?

— Начинается всё всегда с малого. Стихи начал писать, когда влюбился. Но это уже не малое, а большое чувство. Как-то само собой получилось, что начал совершенствовать написанное. Попробовал писать и загадки. Это интересно и затягивает. А когда меня здесь в Германии приняли в Литературное общество немцев из России, то начал писать рассказы и сказки.

— Какие из Ваших сказок пользуются успехом?

Этого я не могу знать. Наверное, когда-нибудь узнаю от самих читателей, и они мне скажут, что им понравилось. Надеюсь на позитивный отзыв. Надежда, Вера и Любовь — это то, что должен иметь в своём багаже каждый человек. Успех — это, когда твои произведения читают, о них говорят, значит, есть тема для разговора или обсуждения. А если никто об этом не говорит, и это не трогает душу и сердце человека, то значит ты сделал что-то не так.

— Считайте, что одного преданного читателя в моём лице Вы уже нашли. Ваша сказка «Старик и спичка» оказала на меня неизгладимое впечатление. Сразу представила себе, как я обсуждала бы её с учениками. Учителем работать мне уже, к сожалению, больше не придётся, но внуку я эту сказку непременно прочту. В неё вложен заряд познавательно-воспитательного и духовного воздействия на душу ребёнка в период становления его характера. Она учит любви к ближнему, познанию сил, сокрытых в каждом человеке, пробуждает желание делать добро.

Не могу удержаться, чтобы не вставить в текст цитату из этой сказки: «Маленькая спичка и сама об этом очень мечтала и, поддерживаемая своими сестричками, почувствовала в себе небывалую силу и тепло, которое она в себе таила. Когда охотник чиркнул ею по сухому кончику коробка, она отдала всю свою внутреннюю энергию и воспламенилась. Охотник осторожно поднёс загоревшуюся спичку к тоненькой стружке в печи. Стружка загорелась. Потом огонь перекинулся на сухие поленья, и те стали полыхать, потрескивая в печи.

Охотник поставил на печку чайник с водой, а когда вода закипела, заварил чай и пил его мелкими глотками, чтобы согреться. Сидя у печи, он молчал и думал о том, как эта одна спичка-невеличка, такая тоненькая и хрупкая, нестандартная, спасла его от верной гибели.

Дед закончил свой рассказ, потом, обнял внука, сказал:

— Вот такая вот история о спичках.

— Деда! Я больше никогда не буду ломать спички, — сказал Сёмка.

Вальдемар, с 2010-го года Вы — член Литературного объединения немцев из России. Как это повлияло на Ваше творчество?

— Общение с опытными писателями, у которых за плечами большой литературный опыт, повлияло на меня позитивно. Как-то на семинаре Татьяна Айснер дала всем задание попробовать написать тавтограмму на букву «П». Я раньше слышал о том, что есть миниатюры, в которых каждое слово начинается с одной и той же буквы. Каждый из участников семинара хоть пару строчек сумел написать, а я — ни-че-го. На обратном пути домой мучился мыслью об этом, не мог смириться. Когда подъезжал к дому, у меня родилось несколько строчек, и появилась мысль написать тавтограмму «Письмо». Сам того не ожидал, но у меня получилось, и я написал её почти на две страницы. А потом, как на большой волне, меня понесло на новые идеи. Так родились новые тавтограммы «Пьянка», «Пирожки», «Приключения полицейского Прохорова», «Сеновал», «Стрелок». Что касается иллюстрирования, то меня на это уговорила Елена Ульяненко. Я ей как-то говорил о том, что всю свою жизнь боюсь иллюстрировать, боюсь, что это не в моих силах. Но не зря говорится, если ты чего-то боишься, то надо обязательно это начать делать, тогда у тебя всё получится. Главное побороть страх, который в тебе сидит и держит твои возможности, их прочно связав. Первые мои иллюстрации были скованными. От них не получал удовлетворения. Но чем больше старался, тем лучше у меня получались. Сейчас я рад, что раскрыл в себе тогда опять новую способность. Это касается и чеканки, и столярных изделий. Когда я вижу что-то новое, то сначала пробую, потом ставлю цель — научиться это делать и, в конечном итоге, достигаю цели. Как говорится, если у корабля нет цели, то он потеряется в огромном просторе воды и никогда не сможет причалить к берегу. У каждого капитана, будь то морское или воздушное судно, есть курс и есть цель, куда он должен прибыть.

— Вальдемар, знаю, что Вы пишете стихи с 17 лет. Перечитала всё, что нашла в Вашем кабинете на портале российских писателей Проза.ру. Поразилась тому, насколько музыкальны Ваши стихи, каждое из них — песня, написанная в народном ключе. Подумалось, что, наверное, на некоторые из них уже написана музыка… Возможно, Вы играете на каком-нибудь музыкальном инструменте или сами поёте? Хотелось бы узнать: когда и в какой момент в Вашей душе появилась музыка стиха?

— Созвучие стиха не всегда получается. Как и в любой другой работе, что-то получается лучше, а что-то хуже, что-то оцениваешь со знаком плюс, а что-то со знаком минус. Ведь в жизни часто так бывает, что то или иное произведение, музыка, фильм, песня — не получило путёвку в жизнь и не увидело свет. Значит, были, так сказать, своего рода минусы и недоработки. В молодости я немного играл на гитаре. Любил петь с братом Эрнстом. Думаю, что музыкальный слух мне достался по наследству от родителей. У нас мама играла на мандолине, на балалайке и на гитаре; отец — на гармошке, брат — на аккордеоне. Когда слушаю музыку, замечаю ритмы и переходы с одного тона на другой. Иногда на определённую музыку, как-то сами по себе, накладываются строчки, которые записал на листке бумаги. Этих листочков с записями порой собирается много. А когда они опять попадаются в руки, то появляются новые идеи и мысли. Так рождается новое стихотворение или песня.

— Вальдемар, ещё в 1994-ом году Вы написали строки:

«Молодость, ты молодость моя,

Не уходи же ты в далёкие края,

Как перед богом об этом я молю,

Как девушку-красу тебя люблю.

И тут сказала молодость моя:

— Ведь я душой и телом вся твоя,

В союз один двоих соединим,

Старости мы шансов не дадим!»

Вам сейчас 67 лет. Как Вы считаете, Ваша душа осталась такой же, какой была в молодости? Есть ли у старости шанс победить в ней музыку творчества?

Да, по годам я, вроде бы, уже и не молодой, но душа молодая, внутри поёт и не хочет со старостью мириться. И как кто-то сказал, пока в жилах течёт горячая кровь и в груди бьётся сердце, я буду сопротивляться, бороться и идти к поставленной перед собой цели. Я тоже думаю, что под лежачий камень вода не течёт. Надо двигаться к чему-то ещё, стремиться что-то новое пробовать, придумывать. Тогда и у старости будет меньше шансов нас сломать, быстро скрутить. Если музыка в душе будет играть, а душа — петь, то внутренняя гармония будет долго держать нас в добром расположении духа и в хорошей форме.

— Вальдемар, Ваши размышления в стихотворении «Круть-Верть» и сегодня звучат актуально. Они напоминают каждому о недолговечности жизни и о том, что мы все перед ней равны. Какова история создания этого стиха?

Тема жизни и смерти нескончаема. Когда видишь, как рано, а порой и глупо уходят в мир иной разные люди, то невольно встаёт вопрос — почему? Почему один недавно родившийся, или молодой человек, по той или иной причине умер или лишил себя сам своей жизни, а другой, натерпевшийся много горя, страданий и потерь, прошедший через муки ада, находит в себе силы жить? Наблюдая за этим в жизни, задумался: невольно представил себе такую картину: Жизнь и Смерть идут как парочка всю жизнь под руку. Только одна со светлой душой, и в белом одеянии, а другая — с чёрной, и в чёрном одеянии.

Но зачем-то мы пришли в этот мир?

— На этот вопрос отвечу так: чтобы мир увидеть, познать его красоту, и этим всем — наслаждаться. Чтобы найти себя, определить своё место в этой жизни, научиться понять непонятное. А чтобы это прекрасное не закончилось, надо ещё и создавать: рожать на свет детишек, их растить и всему хорошему учить. Стараться преумножать прекрасное. К сожалению, в этом мире очень много зла и несправедливости, и с этим нужно бороться, чтобы добро и справедливость преобладали над злом. Это противостояние добра и зла будет, наверное, всегда в этом мире присутствовать. Но у человека — важная миссия. Миссия — жить, чтобы жизнь на земле не угасала, не увяла, как цветок, не получивший влаги. Нужно жить, вопреки всем тяготам и невзгодам, несправедливости и разногласиям, которые существуют. И в конце концов, жить, чтобы в своё время и умереть, и дать возможность новому поколению тоже увидеть этот мир.

Как проходила интеграция Вашей жены Эрики в новую жизнь?

Моя супруга Эрика в начале 90-х годов сначала была дома, заботилась о нашем годовалом сыне. Потом тоже несколько лет работала на одном со мной предприятии. Затем устроилась на фирме Holzma, которая выпускала разные деревообрабатывающие станки. Позже эта фирма переименовалась, так как вошла в состав концерна HOMAG GmbH. На этой фирме Эрика проработала до самой пенсии.

46 лет Вы прожили вместе с любимой женщиной. Полвека рядом — это не шутка. Какие взаимоотношения царят в семье?

Да, мы прожили с Эрикой уже много лет. И в этой совместной нашей жизни бывало всякое: и разногласия, и ссоры. Это всё — жизнь. Но всё это перетиралось, утрясалось. Мы снова мирились, и опять всё входило в нормальное житейское русло. У каждого человека свой нрав и характер. У нас трое детей — 45, 42 и 33 года. На данный момент семь внуков разных возрастов. В жизни всего добивались вместе, и рады тому, что всё, что планировали, — получилось. Надо друг друга любить, понимать, научиться себя в совместной жизни сдерживать, уступать, а в ссоре порой где-то и промолчать. Если каждый будет этого правила придерживаться, то не будет и разводов.

— Вальдемар, мне известно, что Вы переняли дар отца — столярничать. И эту физическую работу Вы превратили в творческую, в источник вдохновения и радости. Слышала, что Вы смастерили какой-то уникальный стульчик для детей. Расскажите об этом.

— Уже в Германии к рождению моего внука Максимилиана (Максимки) я попробовал смастерить складной детский стульчик, какой был у наших детей в Казахстане. На фотографии, где в таком стульчике сидел наш маленький сын Эдуард, видна только одна часть. Тогда я его по памяти нарисовал, подобрал куклу размером с ребёнка, сам определил размеры и приступил к его изготовлению. Всё сделал. Он сложился, как положено. Всё получилось. Дети мне говорили тогда: «Папа! Ведь в магазине можно всё купить». Я им ответил: «Да, всё, но такого не купишь. А когда внуки вырастут, то они скажут, что этот стульчик сделал дедушка, и мы все в нём сидели». Так оно и было. Старшему Максиму пошёл 21 год, а пока, самые младшие внуки на данный момент 7-ая по счёту внучка Эвелин, и 8-ой внук Даниэль дают этому стульчику, так сказать, «новую жизнь», чтобы не пылился в погребе. Быть может, ещё и правнуки будут в нём сидеть, если, конечно, его сохранят как память о дедушке.

Как прошла интеграция Ваших детей в новую жизнь? Чем занимаются они сейчас?

— Дети наши все трудоустроены, и работодатели их работой довольны. Дочь работает в бюро (Bürokauffrau), старший сын — на складе, на большом 17-ти метровом грузовике перевозит разный груз. Младший сын выучился на техника: сидит в бюро и с помощью компьютерной программы, чертит 3D изображения (трёхмерное измерение), разрабатывает разные конструкции и детали для автомобильной индустрии, выполняет технический расчёты. Внуки учатся. Получают профессии. Четверо из них уже имеют водительские удостоверения.

— Вальдемар, у Вас есть стихотворение, в котором Вы беседуете с отцом во сне.

А если бы Вы встретились с ним в реальной жизни, как бы Вы ответили ему на вопрос: что главное для тебя в жизни, сынок?

— Я бы ему в первую очередь сказал: «Отец, большое спасибо тебе с мамой за то, что дали нам, детям, жизнь, за возможность увидеть этот мир. Спасибо за то, что несмотря на все тяжести жизни, вы трудились в поте лица, чтобы нас накормить, обуть и одеть, старались, чтобы мы имели всё необходимое. Спасибо за воспитание, доброту и добрые советы, которые давали нам на путь-дорогу в самостоятельную жизнь». Я сказал бы отцу большое спасибо за все хорошие качества, которые они с мамой сумели нам привить.

Я считаю, что самое важное — уметь ценить родительскую любовь и отвечать на неё взаимностью. А в отношениях с людьми, надо быть добрым, откровенным, не лицемерить, быть правдивым, без фальши. Ведь фальшь, она рано или поздно будет замечена, и ничего хорошего не даст. Надо быть просто человеком. Если ты будешь с людьми приветливым и будешь к ним с уважением относиться, то в большинстве случаев они будут относиться к тебе также. Ведь не зря говорится: как аукнется, так и откликнется!

Дорогой Вальдемар, а если бы появилась возможность прожить жизнь сначала, повторили бы Вы свой путь?

— Не знаю, повторил бы я свой жизненный путь или нет. Наверное, нет. Я смотрю на свою жизнь так, как будто какой-то фильм прокручиваю. И всё это с самого детства — до сегодняшнего дня. Не уверен, что, если бы начал жизнь сначала, то не совершил бы заново ошибок. У каждого времени свои проблемы, своя природная стихия и катаклизмы. И проблемы, которые возникли бы в это новое время, в той или иной степени пришлось бы решать по-другому и тоже самому. Ведь не зря говорится: обратного пути нет. Значит, тебе это предначертано судьбой, и ты должен нести свой личный крест.

Что Вас беспокоит, тревожит?

— Что меня ещё тревожит? Боюсь не успеть всё начатое довести до конца: доделать, увидеть, поправить. Боюсь не дорисовать иллюстрации к своим произведениям, загадкам, сказкам, тавтограммам. Боюсь потерять ближних. Надеюсь, что беда обойдёт нас стороной. Говорят, что в своей жизни человек должен родить детей, посадить дерево и построить дом. Это мы с Эрикой уже сделали. Но всегда остаётся что-нибудь недосказанное, недоделанное. Буду надеяться на то, что ничего не пропущу и всё успею.

***

По итогам конкурса «Золотое перо Руси — 2014» Вальдемар Шульц награждён Специальным дипломом и медалью «За солнечную деятельность». По итогам международного конкурса «Национальная литературная премия Золотое перо Руси — 2017» — отмечен «За плодотворную работу в рамках проекта Золотое перо Руси и конкурса «Сказка сегодня» и награждён медалью «Трудовая доблесть России» с прилагаемым к нему знаком отличия «Трудовое отличие». В 2018-ом году отмечен дипломом «За участие в международных литературных проектах». Ему вручена благодарность «За вклад в мировую культуру» с вручением специальных подарков от учредителей проекта «Национальная литературная премия Золотое перо Руси» Александра Бухарова и Светланы Савицкой.

От имени всех читателей и почитателей таланта Владимира Шульца желаю ему творческих успехов, а главное — здоровья, ему и всем членам его дружной семьи.

2021

Ирене Крекер, член Литературного объединения немцев из России

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прогулялась «П» по полю предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я