Одиннадцатая заповедь. Не прячьте сапфиры в сейфе

Валерий Рубин, 2021

Итак, с чего начинается рецензия, отзыв? Лично для меня, если и когда материал, текст задел за живое, и я просто вынужден вызвать автора на дуэль на огненных мечах. Честь, понимаете ли, моя читательская задета, так что я обязан бросить перчатку. Благо, что ничем не рискую. Всегда можно укрыться в кустах под псевдонимом, ищи потом, свищи. Другими словами, зацепка, мотив должны быть непременно остры, как кайенский перец. Чтобы жгли и клевали желчный пузырь. Содержит нецензурную брань.

Оглавление

И где найти нам средство, чтоб вновь попасть туда

Что есть рецензия? Рецензия есть прежде всего эмоции: понравилось или не понравилось. Другими словами, рецензия есть субъективное мнение, отлитое в форму оценки литературного произведения.

Рецензировать произведения для детей тяжкий и, возможно, неблагодарный труд, поскольку тебя могут не понять взрослые. В конце концов рецензии читают они, а не дети.

Задача усложняется тем, что, во-первых, читая книжку, надо стать «на секунду» ребенком, вернуться в детство золотое, — а оно у нас ведь было у всех разное.

Во-вторых, можно легко впасть в назидательный, дидактический тон, что никак не поспособствует справедливой оценке авторского труда, поскольку взгляды на воспитание детей у нас тоже могут быть разными, и зачастую именно так и есть.

Мне никогда прежде не приходилось заниматься подобным, оценивать достоинства и недостатки детских книжек. И потому я, признаюсь, с большой опаской взялся за написание рецензии на предложенную тему.

Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма… Со словами классика трудно не согласиться, если иметь в виду его собственное творчество. А что с «Зайчиком Длинное Ушко»?

Поэма не поэма, не Руслан с Людмилой, где кот ученый ходит по цепи кругами, и сказочная атмосфера в коротеньких зарисовках из жизни обитателей леса явно присутствует. Книжка ведь для самых маленьких!

Очеловечивание чувств зверюшек, растений — разве само по себе не сказка, не полет фантазии?

Для Зайчика Длинное Ушко, ставшего главным героем книжки, существуют два непреложных жизненных (не грамматических!) правила:

— всегда помогать друзьям и

— слушаться маму.

Разумеется, помогать в трудную минуту нужно и соседям, и даже незнакомым, попавшим в беду, людям. А кто станет возражать против того, что настоящие друзья обиды не помнят?.. Чтобы иметь друзей, надо и самому быть добрым и отзывчивым?.. Что нехорошо брать чужое?.. Нехорошо разносить по лесу сплетни?.. Нехорошо курить и жадничать?..

«Почему обиделась букашка»? — а разве букашка может обижаться? По логике взрослого странный вопрос. Но ребенок примет как должное, поверит, если на полном серьезе ему рассказать историю о несостоявшейся дружбе мальчика с Божьей коровкой.

«Букашечка, давай дружить…Ты будешь жить в коробочке. Каждый день я тебе буду приносить цветы и травку, и нам будет весело…»

На что букашечка резонно замечает: Ты предлагаешь мне дружбу, а сам собираешься посадить меня в коробку и держать взаперти.

И в самом деле, какая может быть дружба между тюремщиком и заключенным. Бесхитростная история-сказка поднимает очень важный вопрос о свободе и НЕ свободе, о творимом нашими руками Добре и Зле. Так легко перейти границу между ними с самыми благими намерениями.

… Мальчик Денис любил со всеми спорить. Хорошо это или плохо? Если спорить по любому поводу, беспричинно — плохо, конечно. Но как объяснить это трехлетнему мальчугану, обыкновенному, не жадному и не плаксивому? Привлечь родительский авторитет (Я сказал!) — или рассказать и показать, что бывает с такими спорщиками? Автор выбирает второе.

Еще одна история из книжки: «Волшебная сила улыбки». Помните, интермедию Райкина «Волшебная сила искусства», сказочку о перевоспитании взрослых? В данном случае, дети перевоспитывают Бабу-Ягу.

Баба-Яга, персонаж, которым пугают непослушных детишек в русских сказках. Баба-Яга и здесь хочет нашкодить, навредить детям, но маленький Чудик, толстенький человечек с веселой улыбкой, расстраивает все ее нехорошие замыслы.

Одно несколько смущает в повествовании: в качестве Бабы-Яги выступает школьная уборщица… Лучше бы привлечь на эту роль злодейку со стороны.

Но, послушайте-ка: Бабу-Ягу реабилитирована уже в другой истории…

Как-то перед Новым годом избушка на курьих ножках снесла яичко. Из этого яичка вскоре вылупилась маленькая Яга, Бабка Ёжка. Она получилась на редкость добрая и любопытная. И она помогает детям отобрать у Бармалея подарки детям к новогодней елке, за что Дедушка Мороз превращает ее в маленькую Фею. Чудесное превращение…

История о «Золотом мальчике» начинается так:

Всем известно, что солнечные зайчики большие шалунишки. Они любят резвиться на оконных стеклах, отражаться в зеркале, прыгать по стенам и даже по лицам малышей, заглядывая им в глазки. Зайчики такие яркие, что увидеть их невозможно. Но, если сильно прищуриться и очень захотеть, то можно увидеть маленькою золотистого зайчика.

Включите воображение, товарищи взрослые! — и вы попадете в детскую солнечную страну.

Или, о «Девочке Колокольчике».

«В одной дружной семье жили-были муж и жена, и всё вроде у них было хорошо, но вот беда, не было у них детей. И к колдунам обращались, и к ворожеям всё напрасно…»

Начало напоминает не раз перечитанное в детстве у Андерсена. Бытовая история, каких немало и в реальной жизни. К чему она детям? А вот зачем.

Лесной дух сжалился над безутешным горем женщины и подарил ей дочку. Родители нарадоваться не могли. Девочка, словно цветочек, расцвела. Засмеется, будто колокольчика нежный звук разливается. Все бы хорошо, жить бы да радоваться, но однажды репейник и прочие сорняки заполонили страну Цветов… И тогда лесной дух попросил девочку Колокольчик помочь цветам, так как только она могла своим чудным смехом избавить страну от сорняков.

И маленькая девочка с помощью друзей — зайчика, белочки и мышки — освобождает Волшебную Страну Цветов!

Сюжет «Ветерка и тучки» как будто выписан с китайской живописной картинки гохуа. Природа разнообразна, и нет в ней главных действующих лиц, у каждого из них — ветра, тучки, солнышка, дождичка — свои задачи и функции. Ребенок, постигая мир, постигает и разнообразие, и взаимодействие сил в природе, понимает, как важно любить живую природу, беречь живую природу, чтобы она ответила тебе добром.

Вот еще о «Печальном одуванчике».

— Почему ты такой грустный? — спрашивали у него цветы, — мы радуемся каждой капельке дождя, каждому дуновению ветерка, каждому лучику света.

Но одуванчик лишь тяжело вздыхал…

Одуванчик жил, как одуванчик, не радовался солнцу, кипению жизни вокруг. Только печалился и горевал, что лето проходит…

К концу осени на полянке отцвели цветы и, отбросив семена в плодородную почву, приготовились к зиме. Завял и печальный одуванчик, так и не получив в подарок от природы воздушной белой шапочки. Сморщенный, невзрачный и всеми забытый, он склонился к зиме и умер.

Пережив все цветы, одуванчик так и не оставил после себя ни одного семечка, чтобы на следующий год обрести жизнь в другом цветке.

Не правда ли, нравоучительная история? И не только для детей… Жизнь дается всего один раз, и ее надо прожить так, чтобы не было мучительно больно… Ну, и далее по тексту.

Любить детей — одно. Вырастить их хорошими людьми — другое. Незаменимыми помощниками в этом выступают сказочники. Андерсен, Пушкин… Братья Гримм? — с братьями сложнее. Мало доброты в сказках, которые они сочиняли, и много мрачной жестокости.

Согласен, и к этому надо быть готовым, к вступлению во взрослую жизнь, полную опасностей, неожиданностей, тревог и забот.

Надо только видеть красоту жизни, не сдаваться, уметь преодолевать трудности.

Нам, старшему поколению, повезло со сказками — в литературе, в мультфильмах. Они закладывали в неокрепших душах основы морали, наставляли, прививали правила поведения в семье, с друзьями, в обществе, объясняли, что такое хорошо и что такое плохо. Иносказательно, с примерами из жизни птичек и зверюшек.

Не то нынче. Кто или что воспитывает детей в японских мультфильмах-стрелялках? Правда, мы говорим о литературе, но признайтесь: много ли мы видим сегодня произведений, достойных пера Пушкина и Андерсена?

Автор этой книжки — на наш взгляд, который, естественно, можно и оспорить, и не согласиться — в ряду современных детских писателей занимает достойное место. Даром, что дипломант Международного литературного конкурса в Берлине.

Талант литератора, рассказчика, — а в книжке без малого четыре десятка сказочных историй под общим брендом «Зайчик Длинное Ушко и его друзья», дающие ощущение прикосновения к детству, — именно в этом сильная сторона творческого почерка Александра Мецгера.

А что с языком? Простой, удобно читаемый, «детский» литературный язык. Без всякого рода благоглупостей вроде «круто», «облажаться», «расслабиться», которыми забита современная литература для всех возрастов.

Я вспоминаю, как ездил с дочкой отдыхать на юг, к морю. И, само собой, брал для чтения — для ребенка — ту из книжек, что считал подходящим для нее чтением в возрасте 5 лет. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», — помните, конечно…

Так вот, мы застревали на одном и том же месте, где у белки Сирли украли бельчонка… У белки Сирли украли бельчонка, — глаза и Леночки становились круглыми как вишни. Как такое может быть? Папа, почитай еще… и еще… и еще…

Вот она, волшебная сила искусства сказочника!

Скажу так: истории из книжки «Зайчик Длинное Ушко и его друзья» мне понравились. Как читателю, как отцу, если хотите. Сказка — ложь, да в ней намек. Должна ли сказка включать воспитательный аспект? — отвечу не задумываясь: да! А как иначе? Предоставить ребенку расти подобно сорняку, мол, жизнь научит? — ни в коем случае.

Все эти истории с мишутками, лисятами, белочками, зайчиками, волками и прочим зверьем пробуждают в маленьком человечке чувства добрые, чувства сострадания к братьям нашим меньшим, — это с одной стороны. А с другой, будят в детях фантазию, дают крылья мечте. А какой же человек без мечты? Многого ли человечество добилось бы, не умея с детства мечтать?

Ведь для того, чтобы исполнилась твоя мечта, малыш, нужно совсем немного: не огорчать своих родителей. Попробуй, и ты убедишься в этом сам.

Право слово, стоит попробовать!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я