50 знаменитых загадок истории ХVIII-ХIХ веков

Валентина Скляренко, 2017

Казалось бы, XVIII век, который принято называть веком Просвещения, не должен был породить такое множество тайн и загадок, ибо великие французские просветители, бывшие тогда властителями дум, требовали все «поверять светом разума». Но в этом веке рядом с целой плеядой энциклопедистов маячат силуэты Калиостро и графа Сен-Жермена, именно XVIII веку принадлежит не только гениальный Михайло Ломоносов, но и ученый-чернокнижник Яков Брюс. Не лучше обстоит дело и с рациональным XIХ веком – он тоже хранит немало загадок. Это, например, тайны жизни и смерти нескольких императоров – Павла I, Наполеона I, Александра I, Николая I – и не менее загадочные истории из жизни знаменитых писателей: Н. В. Гоголя, Эдгара По, А. В. Сухово-Кобылина. Об этих и многих других таинственных историях расскажет наша книга.

Оглавление

Тайны вольных каменщиков

Слово «масон» всегда вызывает определенные ассоциации. Масонские тайны будоражат наше воображение. И это не удивительно, ведь в масонских ложах состояли и состоят известнейшие личности мировой истории.

Трудно перечислить, сколько домыслов, пересудов и скандалов связано с деятельностью масонов. Истина, однако, такова: всей правды о масонских тайнах все равно узнать не удастся.

Более 250 лет во многих странах действуют масоны, или, вернее, — франкмасоны, что в переводе означает «вольные каменщики». Родиной современного масонства считается Англия, причем история этого братства теряется в глубине веков. Существует несколько легенд о зарождении ордена. Наиболее распространенная говорит о том, что масонство возникло во время правления легендарного царя Израиля Соломона (965–928 до н. э.) и построения им Храма в Иерусалиме. Главным строителем Храма был назначен Адонирам, обладавший знанием «божественной истины», но его предательски убили. И хотя в нынешнем масонском ритуале посвящения в степень мастера «разыгрывается» эта легенда, однако ни в одном из памятников еврейской литературы ни о каком Адонираме как главном строителе Соломонова храма не упоминается.

По другой версии, братство является наследником ученых и жрецов Халдеи, Индии и Египта, которые распространяли свои моральные учения и на них воспитывали своих учеников и приверженцев.

Третья легенда гласит, что масонство происходит от ордена тамплиеров, основанного в 1118 году в Иерусалиме. После разгрома ордена французским королем Филиппом Красивым и Папой Климентом в 1311 году храмовники не исчезли бесследно: последний гроссмейстер ордена Яков де Моле создал четыре ложи — Неаполитанскую для Востока, Эдинбургскую для Запада, Стокгольмскую для Севера и Парижскую для Юга.

А вот историки считают, что появление современного франкмасонства неразрывно связано с историей средневековых ремесленных гильдий и братств — цехов, которые появились в Англии в XII веке, а с XV века стали играть заметную роль в жизни городов и страны в целом. Самые крупные из них обладали правом посылать своих представителей в городские советы и даже участвовать в выборах парламента. Цехи владели собственным имуществом, члены наиболее почетных цехов носили мундиры и составляли городскую знать. Они также обладали широкими правами и привилегиями, отчасти соперничая с земельной аристократией. Существовавшая с 1481 года и являвшаяся профессиональным объединением организация строителей представляла собой оперативное масонство, то есть включала в себя людей, непосредственно занимавшихся строительным делом. У оперативных масонов были свои «ложи» — помещения, в которых «каменщики» устраивали собрания.

Ложи каменщиков-строителей создали особые уложения, в которых излагались обязанности и правила учеников и полноправных членов корпорации, а также легендарная история строительного искусства. Клятва повиновения правилам корпорации и клятва хранить в тайне ее секреты перешли от каменщиков-строителей к современным масонам. Большую роль в деятельности братства играли взаимная помощь, а также поддержка в путешествиях, для чего использовались пароли и тайные знаки, по которым «братья» могли узнать друг друга и оказать содействие.

С 1600 года в ложи начали принимать «почетных членов» — людей, не имевших никакого отношения к строительному делу, но решивших подчиняться внутренним правилам цеха каменщиков, их обычаям, моральным постулатам и, соответственно, пользоваться их привилегиями. Это были пасторы, коммерсанты, представители интеллектуальных профессий — ученые, писатели или члены дворянского сословия. С началом Реформации начались гонения на организации, носившие церковный характер, и в 1547 году в Англии все они были запрещены парламентским актом. Многие ремесленные братства не смогли пережить этого и исчезли. Однако масонское братство устояло. К концу XVI века непрофессионалы стали преобладать над мастерами-строителями. В начале XVII столетия английские ложи состояли всецело из людей, не имевших ничего общего со строительным искусством. Их принято называть спекулятивными масонами.

Название «вольный каменщик» возникло примерно в это же время; слово «вольный» означало свободу передвижения, которой пользовались как средневековые строители, так и люди свободных профессий. Преобразованию строительного масонства содействовала также работа членов тайных обществ, которые боролись за свободу человеческой мысли и которые стали проникать в масонские ложи, когда увидели возможность вести через них пропаганду своих идей. Задача этих тайных обществ заключалась в борьбе с предрассудками и в завоевании свободы политической и религиозной. Свои стремления и организацию эти люди облекли покровом тайны. И всех их можно охарактеризовать одним словом — вольнодумцы. В борьбе за религиозную и политическую свободу масонство имело решающее значение. Англию сотрясали кровавые смуты, революции, смена династий, в результате этих событий в стране восторжествовали протестантизм в религии и идея отделения церкви от государства, а также получили развитие демократические идеи в государственной жизни. Масоны и их принципы одержали победу. После возведения на английский престол Вильгельма Оранского Англия в полном смысле этого слова стала масонским государством.

В 1717 году на общем собрании нескольких масонских лож была образована Великая ложа Англии и избран великий мастер. Это важное событие положило начало современному масонству, которое быстро распространилось по всей Европе. Интеллектуальное движение XVIII века пыталось утвердить идеалы свободы, равенства и братства, ложи несли это учение в жизнь и привлекали в свои ряды всех желавших порвать с прошлым, уничтожить несовершенное настоящее и основать новое справедливое и разумное общество. Благодаря сочетанию французской свободной мысли XVII века и идеям английского масонства и родилась Французская революция 1789 года. Впрочем, приложили здесь силы и члены Великой английской ложи Франции, которая с 1773 года стала именоваться Великим Востоком Франции. Мария Антуанетта писала в 1790 году, за три года до казни, своему брату австрийскому императору Леопольду II: «Прощайте, дорогой брат, верьте нежности вашей несчастной сестры. Главное, остерегайтесь всякого масонского сообщества. Этим путем все здешние чудовища стремятся во всех странах к достижению одной и той же цели».

В своем труде «Тайные силы революции» Л. де Понсен пишет: «Революция 1789 года не была ни самопроизвольным движением против «тирании» старого порядка, ни искренним порывом к новым идеям свободы, равенства и братства, как хотят нас заставить верить. Масонство было тайным вдохновителем и в известной степени руководителем движения. Оно выработало принципы 1789 года, распространило их в массах и активно содействовало их осуществлению». Даже взятие Бастилии 14 июля было результатом обширного масонского заговора, а с подачи масона Лафайета была принята «Декларация прав человека и гражданина». Например, пункт первый гласил: «Люди родятся и живут свободными и равноправными. Социальные различия могут быть основаны только на общей пользе». Пункт второй: «Цель всякой политической ассоциации — сохранение естественных, неотъемлемых прав человека. Права эти: свобода, собственность, безопасность и сопротивление гнету». Все это является подтверждением масонского девиза: «Свобода, равенство и братство».

Этим документом можно бы было гордиться, если забыть об эре беспощадного террора — уничтожения всех элементов, недовольных революцией. Террористы неистовствовали. Революционный трибунал, который был свободен от требований закона и руководился только «революционной совестью», работал неутомимо. Жертвам рубили головы усовершенствованным «гуманным способом» — на гильотине. Все это приобретало такие масштабы, что даже Великий мастер герцог Орлеанский, который занимал этот пост свыше 20 лет, сложил с себя это звание, объяснив свой поступок нижеследующим: «Я поступил в масонство, которое явилось для меня залогом равенства, в такое время, когда никто не мог предвидеть нашей революции, точно также поступил я в парламент, который я считал олицетворением свободы. Но с тех пор пришлось мне оставить эти мечты и обратиться к действительности. Не зная из кого состоит Великий Восток, я считаю, что республика особенно при самом своем возникновении не должна терпеть ничего скрытного, никаких тайных обществ. Я не хочу иметь более ничего общего с неизвестным мне «Великим Востоком», ни с собраниями масонов». Этим заявлением принц признал, что, занимая более 20 лет самый высший пост Великого мастера «Великого Востока», он ничего не знал и был послушным и слепым орудием чужих тайных целей и желаний. Такое разоблачение не могло пройти ему даром. Его лишили масонского титула, сломали в его присутствии меч, а потом… отрубили голову.

Исследователи считают, что послереволюционная анархия и произвол привели к власти Наполеона и что именно масонство возвысило Бонапарта как орудие пропаганды своих принципов. «Оно, — пишет Л. де Понсен, — поддержало Наполеона, который в конце концов оказывал услугу масонству, распространяя революционный дух по всей Европе. Он с достаточным основанием заявил: «Я освятил революцию и ввел ее в законы, повсюду, где я вводил мой гражданский кодекс, я щедро сеял свободу». Одним словом, Наполеон для Европы был тем, чем была революция для Франции».

Одновременно с организацией национальных революций масонство ставило своею конечной целью революцию интернациональную. Известно, что еще в 1775 году масонское тайное общество иллюминатов разрабатывало план мирового масонского государства. «Князья и нации исчезнут с лица земли, — говорится в одной из инструкций иллюминатов, — и раса человеческая сделается единой семьей!» И хотя многие влиятельные исторические личности поддерживали братство «вольных каменщиков», католическая церковь всегда считала их еретиками и если не могла выкорчевать все ложи, то неустанно «пропалывала» их, как сорную траву. Масонов обвиняли в союзе с антихристами, утверждали, будто на закрытых собраниях проходят разнузданные оргии. Как позднее выяснилось, многие из этих слухов и публикаций появлялись с подачи церкви. Хорошо известна заказная «разоблачительная» книга о масонах «Братья трех пунктов» (1881 г.) французского журналиста и издателя Г. Жоган-Пажес. Собирая материал, автор четыре года состоял в братстве и «выдал на-гора» смесь правды и чудовищных выдумок. А в 1897 году Жоган-Пажес объявил свою книгу мистификацией, чем вызвал настоящий фурор.

Даже участившиеся запреты лож и гонения на масонов уже не могли привести к уничтожению братства. Но под действием «разоблачений» общественное мнение временами становилось резко враждебным по отношению к масонству. Постепенно масонство превратилось в синтетическое, универсальное этико-философское учение, что дало ему возможность распространяться по всему миру, не конфликтуя при этом с религиозными системами, отличными от христианской религии. Однако учение это имеет некоторые особенности: вместо слов и формулировок для обозначения человеческих качеств, моральных и философско-этических понятий масоны используют символы, в которые превратились в первую очередь строительные инструменты. Смысл понятий, которые олицетворяют эти инструменты, открывают только тем, кто прошел посвящение и взял на себя обязательство хранить тайну. Тайной являются также особые слова и знаки, по которым масоны узнают друг друга. Переходя от одной степени посвящения к другой, масон узнает новые качества инструментов и стоящие за ними нравственные нормы, новые слова и знаки.

Так, линейка и отвес символизируют равенство сословий; угломер — символ справедливости; циркуль служит символом общественности, а наугольник означает совесть. Молоток, являясь принадлежностью мастера, служит символом власти, молчания, повиновения и совести. Общая эмблема мирового масонства — пятиконечная пламенеющая звезда — символ человека, излучающего таинственный свет.

Сегодня, когда о масонстве издано множество книг, некоторые их тайны стали известны многим, но вольные каменщики продолжают их хранить. Такой парадокс объясняется довольно просто: умение хранить тайну — одно из человеческих достоинств, и воспитание этого качества в себе — одна из обязанностей масона. Для него тайна по-прежнему остается таковой, независимо от того, кто и когда ее раскрыл. К тому же масонство — движение филантропическое, то есть одной из его целей является помощь ближним. Но доброе дело, о котором объявили во всеуслышание, служит не столько добру, сколько гордыне, развращая дающего. Подлинная благотворительность должна быть анонимной. Поэтому масоны всегда хранят молчание о своей благотворительной работе.

К масонскому братству принадлежали многие выдающиеся деятели человечества, среди них композиторы Моцарт, Лист, Гайдн, Бетховен, Паганини, Сибелиус, писатели Гете, Скотт, Уайльд, Твен, Бернс, Киплинг. Были масонами Теодор Рузвельт и Уинстон Черчилль, английский король Эдуард VII и Генри Форд, Суворов и Голенищев-Кутузов, Левицкий и Боровиковский, Грибоедов и Волошин, то есть к «вольным каменщикам» принадлежал цвет общества, самые выдающиеся люди своего времени, которые во многом определили развитие культуры и науки. Известный русский писатель-масон М. А. Осоргин так характеризовал масонство: «Идеальное каменщичество есть душевное состояние человека, деятельно стремящегося к истине и знающего, что истина недостижима… Братство вольных каменщиков есть организация людей, искренне верующих в приход более совершенного человечества. Путь к совершенствованию человеческого рода лежит через самоусовершенствование при помощи братского общения с избранными и связанными обещанием такой же над собой работы. Значит — познай себя, работай над собой, помогай работе над собой другого, пользуйся его помощью, умножай ряды сторонников этой высокой цели. Иначе — союз нравственной взаимопомощи».

Сказано очень весомо, но почему же большинство видит в масонстве всемирный заговор злодеев? В первую очередь настораживает глубокая конспирация ордена, ведь, согласно историческим данным, существует внешнее и скрытое масонство. Масонство представляет собой как бы пирамиду в три этажа, на вершине которой стоит высшее интернациональное масонство, вот там-то и начинается непроницаемая тайна. Таким образом, о скрытой организации масонства подавляющее большинство масонов не имеет никакого представления. Интересно, что мнения исследователей разделились в оценке того, что же представляет собой «подводная часть айсберга». Одни считают, что на это звание претендует орден иллюминатов как наиболее законспирированный в наше время, другие называют его «рядовым» братством, давно потерявшим нити влияния, и утверждают, что настоящих руководителей масонства никому не дано узнать.

Масонство, являясь обширной пропагандистской организацией, действует путем постепенного внушения, подготавливая революции. Такую подготовку ведут не только ложи, но и другие подчиненные им организации — различные лиги, союзы, оккультисты, теософы и т. д. После соответствующей подготовки умов на сцену выступают боевые террористические организации, которые заканчивают задуманную и подготовленную масонами смену режима. В случае успеха плоды своей подпольной работы масонство использует в своих интересах, а в случае неудачи и провала революции оно остается в стороне, а вина перекладывается на «разрушительные революционные элементы».

То, что одной пропагандой деятельность масонов не ограничивается, подтверждает, например, история разоблачения ложи «Пропаганда-2» Великого Востока Италии во главе с Личо Джелли. О ее существовании итальянская полиция узнала случайно, расследуя в 1981 году одно государственное преступление. Ложа включала в себя многих высокопоставленных деятелей страны и была разделена на 18 подразделений, контролировавших различные сферы государственной и общественной деятельности. В ходе следствия выяснилась причастность «П-2» ко многим террористическим актам в Италии с целью дестабилизировать политическое положение в стране. Также вскрылись факты многочисленных афер, в частности контрабанда золота из Южной Африки и реализация его через Цюрих. Личо Джелли был подключен правительством США к операциям по освобождению заложников в Тегеране. Было также выявлено участие Джелли в некоторых президентских выборах в США и Западной Европе. Но самым главным открытием стал установленный факт, что ложей управляли из США, а все уголовные и государственные преступления, связанные с нею, планировались ЦРУ. Оружие и взрывчатку террористы — «Красные бригады» — получали с баз НАТО. Член «П-2» полковник секретных служб Италии Спьяцци, участник вышеупомянутых заговоров, дал позже показания, что его агенты формировали отряды боевиков и организовывали поджоги и взрывы в учреждениях и поездах.

Какие же «демократические» цели преследуют масоны, если прибегают к таким методам «созидания»? Оказывается, на пути к утверждению на земле масонского «идеала» стоят религия, семья и национальное государство. Эти исторические институты мешают соединить все нации в один союз, а отсюда неизбежность борьбы с ними. К разрушению церкви, наций и монархий масонство подходило постепенно, осторожно, подготовляя общество к более решительным мерам и действиям. Чтобы достичь успеха, масоны поддерживали различные секты и религиозных вольнодумцев. Под видом широкой веротерпимости вносились ереси и расколы в христианскую церковь. При этом ложи всегда были надежным убежищем для людей свободомыслящих и преследуемых церковным фанатизмом. В борьбе против церкви масонство видит свою главную заслугу перед человечеством, ибо, разрушая «предрассудок», оно тем самым подготовляет почву для лучшего будущего. «Мы больше не можем признавать Бога как цель жизни, мы создали идеал, которым является не Бог, а человечество». А в борьбе за идеалы все средства хороши.

В одном из циркуляров Совета Великого Востока говорится, что масонство пытается создать новую мораль, превосходящую христианскую. Враждебно настроены братья-каменщики и к национальному своеобразию. Идеи демократии и народовластия зародились в масонских ложах и широко распространились по всему миру. Своей ближайшей задачей масоны называют захват политической власти и перевоспитание общества на новых принципах. Они стремятся охватить и перестроить на новый лад все сферы человеческой жизни: религию, государство, политику, семью, школу, армию, общественный строй, науку, искусство, промышленность, международные отношения и т. д. Масонство стремится разрушить все старое, уничтожить все существующие устои и на развалинах прошлого построить новое масонское царство. Для этого необходимо перечеркнуть историческое прошлое народов и создать Вечный Мир, в котором восторжествуют идеалы свободы, равенства и братства. При этом народ является лишь средством для создания всемирного масонского государства: «Через национальные революции и разрушения исторически сложившихся государств к революции интернациональной и созданию масонского сверхгосударства. Если масонство будет закончено, если оно будет жить в сердцах людей, если его сила наполнит все земное, тогда только царство человеческое состоится воистину, небо будет на земле».

Кто только не обещал людям создать «царствие небесное» на земле… Однако сегодня идеи вольных каменщиков находят все меньше приверженцев, и, может быть, поэтому масоны решили приподнять завесу над своими многочисленными тайнами. Так, например, для широкой публики открылась штаб-квартира Американской ложи. В ней проводятся однодневные семинары, по итогам которых любой человек может вступить в некогда секретное братство, а одна из фирм по связям с общественностью даже занялась рекламой Великой ложи. Да и сами масоны теперь по-другому формулируют свои цели: медицинские исследования и активная социальная работа и никаких претензий на мировое господство. Однако споры вокруг их деятельности, равно как и таинственные истории, не утихают.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 знаменитых загадок истории ХVIII-ХIХ веков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я