В книге «Литературные вечера» собран материал по подготовке внеклассных занятий по литературе. В ней даны оригинальные сценарии, полезный материал для подготовки викторин, любительских спектаклей, литературных гостиных в школе. Книга окажется прекрасным помощником преподавателю русского языка и литературы, а также классному руководителю.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Литературные вечера. 7-11 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3. «Если душа родилась крылатой…»
(8 класс)
1) знакомство учащихся с представлениями поэтов XX в. о поэте, его мире, его предназначении на земле;
2) развитие у детей понимания того, что судьба истинного поэта схожа во все времена, в любую эпоху;
3) воспитание умения читать стихи, любви к родному слову.
За двумя столами располагаются учащиеся, представляющие поэтов начала и конца XX в. Стол поэтов серебряного века оформляется в стиле той эпохи (лампа с абажуром, свечи в подсвечниках, рядом на стене — их портреты). Около стола современных авторов стоит гитара, на стене — плакаты групп «Август», «Крематорий», портреты В. Высоцкого, известных бардов). Между ними находятся ведущие.
Для большей заинтересованности и придания вечеру элементов театрализации учитель может предложить ученикам в качестве самостоятельной работы наделить своего героя-поэта присущими ему узнаваемыми чертами (например, челка и шаль у А. Ахматовой, рубаха с широким воротом у С. Есенина и т. п.), постараться воспроизвести манеру чтения собственных стихов автором.
Роль ведущих в данном случае должна быть сведена к минимуму, они становятся связующим звеном между двумя эпохами.
1) первый ведущий;
2) второй ведущий;
3) М. Цветаева
4) Н. Гумилев
5) А. Ахматова
6) И. Анненский
7) С. Есенин
8) О. Мандельштам
9) В. Хлебников
10) И. Северянин
11) В. Высоцкий
12) А. Башлачев
13) К. Кинчев
14) В. Трегубов
15) С. Рыженко
16) В. Шахрин
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
(эпиграф пишется на доске или на отдельном плакате)
Первый ведущий:
Строки Б. Пастернака — эпиграф к нашему сегодняшнему разговору — разговору о поэте. Поэт… Кто он? Чем он живет? Каков его мир? О чем его боль?..
М. Цветаева (стихотворение «Поэт»):
Поэт — издалека заводит речь.
Поэта — далеко заводит речь.
Планетами, приметами… окольных
Притч рытвинами. Между «да» и «нет»
Он — даже размахнувшись с колокольни —
Крюк выморочит… Ибо путь комет —
Поэтов путь. Развеянные звенья
Причинности — вот связь его! Кверх лбом —
Отчаятесь! Поэтовы затменья
Не предугаданы календарем.
Он тот, кто смешивает карты,
Обманывает вес и счет,
Он тот, кто спрашивает с парты,
Кто Канта наголову бьет.
Кто в каменном гробу Бастилий —
Как дерево в своей красе.
Тот, чьи следы — всегда простыли,
Тот поезд, на который все
Опаздывают:
Ибо путь комет —
Поэтов путь: жгя, а не согревая,
Рвя, а не взращивая — взрыв и взлом, —
Твоя стезя, гривастая кривая,
Не предугадана календарем!
Н. Гумилев (стихотворение «Кредо»):
Откуда я пришел, не знаю…
Не знаю я, куда уйду,
Когда победой отблистаю
В моем сверкающем саду.
<…>
Мне все открыто в этом мире —
И ночи тень, и солнца свет,
И в торжествующем эфире
Мерцанье ласковых планет
Я не ищу больного знанья,
Зачем, откуда я иду;
Я знаю, было там сверканье
Звезды, лобзающей звезду.
<…>
Всегда живет, всегда могучий,
Влюбленный в чары красоты.
И вспыхнет радуга созвучий
Над царством вечной пустоты.
Второй ведущий:
«Поэзия — это жертвоприношение словом…» — писал литературовед Ю. А. Шилов. Можно сомневаться в том, что это так. Можно думать, что стихи — это красноречие, общие места и закругленные срифмованные фразы. Но…
(стихотворение Б. Пастернака «О, знал бы я, что так бывает…»):
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.
А. Ахматова (стихотворение «Нам свежесть слов и чувства простоту»):
Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу зренье,
Или актеру — голос и движенье,
А женщине прекрасной — красоту?
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены — и это знаем сами —
Мы расточать, а не копить.
И. Анненский (стихотворение «Третий мучительный сонет»):
Нет, им не суждены краса и просветленье;
Я повторяю их на память в полусне,
Они — минуты праздного томленья,
Перегоревшие на медленном огне.
<…>
Кто знает, сколько раз без этого запоя,
Труда кошмарного над грудою листов,
Я духом пасть, увы! Я плакать был готов,
Среди неравного изнемогая боя;
Но я люблю стихи — и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей.
А. Ахматова (стихотворение «Муза»):
Как и жить мне с этой обузой,
А еще называют Музой,
Говорят: «Ты с ней на лугу…»
Говорят: «Божественный лепет…»
Жестче, чем лихорадка, оттреплет,
И опять весь год ни гугу.
(Звучит музыка. М. Дунаевский. Увертюра)
Первый ведущий:
Анна Ахматова, Б. Пастернак, И. Анненский, А. Блок… Удивительно единодушны эти разные, совсем разные поэты в своем ощущении творческого процесса. Рождение стихотворения всегда мучительно, всегда сопряжено с болью. Иначе, наверное, и быть не может: ведь в своем творчестве поэт обнажает душу. Он не может быть неискренним — в первую очередь от своей неискренности задохнется он сам.
С. Есенин (стихотворение «Быть поэтом — это значит то же…»):
Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Быть поэтом — значит петь раздолье,
Чтобы было для тебя известней,
Соловей поет — ему не больно,
У него одна и та же песня.
Канарейка с голоса чужого —
Жалкая, смешная побрякушка.
Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка.
<…>
(Звучит романс С. Беляева на стихи С. Есенина «Мне осталась одна забава…» в исполнении А. Малинина.)
Второй ведущий:
«Если черти в душе гнездились, значит, ангелы жили в ней», — эта поэтическая формула противоречива лишь с точки зрения привычной логики. Мир поэта алогичен, это мир чувств — сильных, смелых, открытых, часто неприглаженных, и этой своей неприглаженностью противоречащих привычным представлениям и нормам. Наверное, поэтому, в стихах, даже если они не откровенно оппозиционны, порой слышится вызов обывательской морали, обывательскому суду, который обычно не медлит с приговором.
О. Мандельштам (стихотворение «Это какая улица?»):
Это какая улица?
Улица Мандельштама,
Что за фамилия чертова?
Как ее ни вывертывай —
Криво звучит, а не прямо.
Мало в нем было линейного,
Нрава он был нелилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма,
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама.
Первый ведущий:
Поэт — это не только иное мироощущение, это — крест: все видеть и все чувствовать. Это невозможность солгать, невозможность закрыть глаза и сказать себе: «Все хорошо»; поэт — это судьба, исключающая компромисс с фальшью.
В. Высоцкий (стихотворение «Мне судьба»):
Мне судьба — до последней черты, до креста,
Спорить до хрипоты, а за ней — немота,
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что не то это вовсе, и не тот, и не та.
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И веселый манер, на котором шучу…
<…>
(На выбор учителя: звучит песня В. Высоцкого «Натянутый канат» или «Мой микрофон»)
Второй ведущий:
Во все времена в творчестве разных поэтов мы находим тревожное, а подчас и трагическое мироощущение. Казалось бы, наделенный даром Божиим равен Богу. На деле же… Поэт чувствует себя пасынком в этом мире, чужим, а порой и ненужным, лишним. Мир не приемлет поэтов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Литературные вечера. 7-11 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других