Русский для правоведов (поурочные планы)

Валентина Ильинична Ермакова, 2019

В книге представлены занятия для преподавателей русского языка, определены наиболее эффективные формы и методы его преподавания, обозначено, что должно быть главным в усвоении языка, на каких вопросах необходимо сконцентрировать основное внимание.Пособие адресовано преподавателям РКИ, русского языка (неродного) учреждений высшего и среднего специального профессионального образования по специальности «Правоведение».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русский для правоведов (поурочные планы) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тема 3. Моя специальность

План темы

• 1. Квалификационная характеристика специальности.

• 2. Название профессий и должностей по специальности.

• 3.Современные требования к специалистам.

Цель и задачи: ознакомить студентов с профессией юриста и разными специальностями в этой отрасли; формировать коммуникативную, поликультурную и информационную компетентности; воспитывать ответственное отношение к своему будущему, критическое отношение к своим способностям и возможностям.

Ожидаемые результаты: студенты должны понять необходимость и значение профессий правоведения, ориентироваться в направлениях юридических специализаций.

Эпиграф: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека)

Ход занятия

1. Организационный момент. 1). Упражнение «Имя и эпитет».

Цель: возможность выучить имена участников и одновременно прорекламировать себя.

Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д. Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу. Последнему участнику наиболее тяжело, однако он имеет больше шансов запомнить имена всех участников.

В конце игры предложите членам группы обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:

— Какие эпитеты меня впечатлили?

— Какие имена мне было трудно запомнить?

— К кому я теперь испытываю интерес?

2) Словарный диктант

1. Чувство любви и преданности родине, отечеству. /

2. Человек, выехавший из страны с целью длительного проживания за границей.

3. Режим власти, при котором источником власти является народ. /

4. Форма правления, при которой власть принадлежит единоличному наследственному правителю (королю, царю, шаху и т. д.). /

5. Форма правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам. /республика/

6. Объединение в одном государстве нескольких суверенных, относительно независимых государств, подчиняющихся единому Центру. /

7. Назовите три ветви государственной власти.

8. Эмблема, отличительный знак государства или рода.

9. Поэтическое музыкальное произведение, прославляющее отечество, государство.

10. Полотнище, служащее официальным символом государства, воинской доблести и т. д.

11. Флаг главы государства (поднимается в месте его пребывания).

12. Глава города.

13. Правовой акт, главный среди всех юридических документов.

14. Совокупность правил поведения людей в обществе, семье, группе и т. д.

15. Действие или бездействие, которое представляет общественную опасность, нарушение норм уголовного права.

16. Юрист, призванный помогать населению в решении сложных правовых вопросов.

17. Орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела.

18. Государственный орган, осуществляющий надзор за точным и одинаковым исполнением законов всеми органами, учреждениями и организациями страны.

19. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

20. Основной закон РФ.

21. Предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль.

22. Человек, отрицающий существование Бога.

23. Человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией, имеющий гражданство данного государства.

24. Оказание материальной помощи бедным.

Словарный диктант (ответы)

1. Чувство любви и преданности родине, отечеству. /патриотизм/

2. Человек, выехавший из страны с целью длительного проживания за границей. /эмигрант/

3. Режим власти, при котором источником власти является народ. /демократия/

4. Форма правления, при которой власть принадлежит единоличному наследственному правителю (королю, царю, шаху и т. д.). /монархия/

5. Форма правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам. /республика/

6. Объединение в одном государстве нескольких суверенных, относительно независимых государств, подчиняющихся единому Центру. /федерация/

7. Назовите три ветви государственной власти. /законодательная, исполнительная, судебная/

8. Эмблема, отличительный знак государства или рода. /герб/

9. Поэтическое музыкальное произведение, прославляющее отечество, государство. /гимн/

10. Полотнище, служащее официальным символом государства, воинской доблести и т. д. /флаг, знамя/

11. Флаг главы государства (поднимается в месте его пребывания). /штандарт/

12. Глава города, член местного самоуправления. /мэр/

13. Правовой акт, главный среди всех юридических документов. /закон/

14. Совокупность правил поведения людей в обществе, семье, группе и т. д. /мораль/

15. Действие или бездействие, которое представляет общественную опасность, нарушение норм уголовного права. /преступление/

16. Юрист, призванный помогать населению в решении сложных правовых вопросов. /адвокат/

17. Орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела. /суд/

18. Государственный орган, осуществляющий надзор за точным и одинаковым исполнением законов всеми органами, учреждениями и организациями страны. /прокуратура/

19. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. /культура/

20. Основной закон Российской Федерации. /Конституция/

21. Предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. /бизнес/

22. Человек, отрицающий существование Бога. /атеист/

23. Человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией, имеющий гражданство данного государства. /гражданин/

24. Оказание материальной помощи бедным. /благотворительность/

2. Оглашение цели мероприятия.

Сегодня мы с вами поговорим о профессии тех людей, которые не только хорошо знают законы, но и работают с ними. Это профессия — юрист!

3. Изучение нового материала.

1). Знакомство с памяткой «Как правильно и быстро конспектировать лекции»

Умение быстро писать качественные конспекты, которые отображали бы самую суть всего сказанного кем-либо, всегда высоко ценилось.

Конспект для студента — хорошее подспорье, которое поможет быстро вспомнить учебный материал, подготовиться к контрольной работе или экзамену. Это отличный инструмент упорядочивания информации в голове. Конечно, одного конспекта мало для хорошей подготовки: без собственного размышления и обобщения, без труда на занятиях и без работы с научными источниками тяжело достичь отличных результатов в учебе. Но конспект представляет собой своеобразный фундамент, «компас», если хотите, который поможет на пути овладения знаниями. От умения конспектировать зависит способность воспроизвести прочитанный или прослушанный материал. Поэтому, первое, чему должен научиться студент — это конспектирование.

Конспектирование развивает ум, внимательность, способствует закреплению знаний в памяти. Если же студенты во время лекции отключается и начинает записывать все под диктовку — это приводит к деградации.

Конспект — сокращенная запись устного или письменного текста, которую студент создает для личного пользования, поэтому каждый конспект — неповторим, уникален и непохож на конспект соседа по парте. Это не точная запись текста лекции слово в слово, а запись смысла, сути лекции, самого главного.

Когда студент пишет конспект, он выполняет своеобразное «свёртывание» информации, оставляя только наиболее важные, ключевые моменты.

Советы по созданию конспекта лекции

1. Записывать лекцию по смысловым блокам: каждый блок соответствует пункту плана лекции. Должна быть четкая нумерация (удобно использоваться подпункты, отступ слева и маркеры списка). Также используйте красную строку.

2. Ключевые слова можно сократить до одной заглавной буквы, а потом использовать это обозначение в тексте. Так, в любом подзаголовке можно сразу обозначить такие слова, потому что они будут часто фигурировать в повествовании. Например:

Тема: Когнитивный диссонанс в голове первокурсника. Записываем так: Когнитивный диссонанс (КД) в голове первокурсника (П).

При этом при совпадении букв или если вы путаетесь, можно выделять использование сокращения каким-нибудь специальным образом. Например, можно обводить буквы в кружок.

При несовпадении части речи, можно подчеркнуть сокращение нужным образом. Например, если П обозначает слово «право», то слово «правовой» можно записать буквой П с подчёркиванием её волнистой линией.

3. Можно использовать специальные сокращения для стержневых понятий научной дисциплины, например: интеллектуальные системы (ИС), жанр (Ж), литература (Л), фонетика (Ф), предикат (П). Такие сокращения будут «действовать» в пределах конспектов по одной дисциплине. Для страховки можно выписывать выбранные сокращения на последнюю страницу тетради или на обложку.

4. Удобно сокращать распространённые длинные слова, чтобы не тратить лишнего времени:

• литература — литра.

• Государство — гос-во.

• Руководство — рук-во.

• Формула — ф-ла.

• Функция — ф-я (хотя тут можно просто f).

5. Используйте значки важности (выработайте свой личный стиль), например:

•! — важно;

•!! — очень важно;

•? — под вопросом;

• R — проверить;

• Rm — запомнить;

• U — посмотреть в учебнике;

• ZB — пример (например).

6. Используйте приёмы стенографии, обозначая частые сочетания букв значками, например

• «ность» можно обозначать одним значком Ђ (общительЂ, ущербЂ, материальЂи);

• «-ение» или «-анис» — ~

• / — «-ический» (например соц. — социальный; соц/ — социалистический).

7. Обозначения понятий можно записывать как отдельный абзац, отделяя его от основного массива текста и выделять подчеркиванием или цветным маркером. Выделение цветом хорошо помогает запомнить то или иное понятие. Хорошо, если какой-то цвет будет иметь определенное значение в конспекте. Например, красный — выделение основной мысли, зеленый — выводы и др.

8. Используйте различные математические обозначения:

• + (плюс), = (равно),

• ≠ (не равно),

• ≈ (приблизительно),

• <, >, ≤, ≥, ≪, ≫ (больше, меньше, намного больше и т. д),

• ± (погрешность, неточность),

• ⇒ (следовательно),

• → (влечение, «если, то…),

• ⇔ (что-то верно тогда и только тогда, когда…,

• ∨ (или),

• ∧ (и),

• ∀ (для всех),

• ∃ (существует),

• ∈ (принадлежит),

• ∉ (не принадлежит),

• ⊂ (включает в себя),

• ∪ (объединение),

• ⋂ (пересечение),

• ∞ (бесконечно),

• (параллельно),

• ∑ (сумма),

• ¬ (не),

• стрелка вверх или вниз (возрастание, убывание);

9. Везде, где можно, использовать аббревиатуру или значок — используйте.

2). Мини — лекция с элементами беседы.

В мире существует около 50 тысяч профессий. Некоторые из них — врач, учитель, продавец — знакомые всем, некоторые существует в больших городах, а представителей других лишь единицы. (например, суфлер)

Чтобы все эти профессии упорядочить, ученые разрабатывают разные классификации.

Чем, например, отличается профессия продавца от профессии водителя? (Продавец работает с людьми, водитель с техникой)

А что общего у того же продавца и учителя? (То, что они оба работают с людьми).

Давайте уточним понятия: профессия, специальность, должность.

Профессия — это основной род занятий, дело, которому человек научен заниматься. (Например, врач, учитель)

Специальность — это дело, которым человек конкретно занимается в рамках своей профессии. (Врач-терапевт, врач-хирург, учитель истории, учитель начальных классов и т. д.)

Должность — это служебное место, связанное с исполнением определенных обязанностей.

Задание:

Распределите профессии, должности и специальности:

1) Профессия:

2) Должность:

3) Специальность:

Главный бухгалтер, кассир, бухгалтер, старший инженер, инженер, инженер-системотехник, учитель, учитель начальных классов, завуч, продавец, заведующий магазином, продавец продовольственных товаров, лесник, главный лесничий, директор лесхоза.

Ответы:

Профессия: бухгалтер, инженер, учитель, продавец, лесник.

Должность: главный бухгалтер, старший инженер, завуч, заведующий магазином, директор лесхоза.

Как вы думаете, а к какой группе принадлежит профессия юрист? Почему? (Студенты отвечают, что эта работа предусматривает постоянный контакт с людьми, понимание человеческой психики)

Какими качествами должен обладать успешный юрист? (Ответы студентов: эрудиция, хорошая память, он должен быть психологом, обладать аналитическим мышлением, быть педантичным, ответственным, уметь работать с документами).

Вот видите, сколько должен знать и уметь человек, чтобы работать юристом. Не зря еще в древности юристы были в большом почете. Так, когда варвары захватили Рим, уничтожив много достижений античной цивилизации, юриспруденция как наука осталась. Развитые страны мира всегда высоко ценили юристов. 45 % основателей Конституции США 1787 г. были юристами.

А что знаете о юридических профессиях вы, мы сейчас узнаем.

Беседа.

1) Итак, какие юридические профессии вам известны?

(Ответы студентов).

2) Что вам известно о происхождении и значении термина «юрист»?

(Ответы студентов:

«Чаще всего употребляется в трех значениях:

• Специалист с юридическим образованием;

• Практический деятель в отрасли права;

• Студент юридического учебного заведения).

Юрист — (от лат. Jus — «право») — это специалист, который имеет юридическое образование и профессионально разбирается в праве, который знает законы и умеет их правильно применять»).

3) Какое образование ему необходимо?

4) Каков возможный карьерный рост юриста?

5) Каков возможный размер оплаты труда юриста?

Продолжение мини-лекции

Как правило, получив специальность юриста, специалист в отрасли юриспруденции выбирает для себя одну из многих юридических профессий. Он может стать адвокатом, судьей, прокурором, нотариусом, омбудсменом, оперативным сотрудником в правоохранительных органах, следователем, юрисконсультом, который сопровождает коммерческую деятельность и др. Но прежде чем трудоустроиться, нужно пройти определенную процедуру, выполнить условия принятия на работу, должность.

Сейчас понятие «юрист» объединяет всех людей, занимающихся разнородной профессиональной юридической деятельностью — судей, следователей, прокуроров, нотариусов, юрисконсультов, адвокатов.

Этот род деятельности почитается одним из древнейших занятий человека. К первым юристам-профессионалам можно отнести членов Коллегии понтификов Древнего Рима.

Жизнь современного общества регламентирована огромным количеством законов, постановлений, правил и т. п. Принимая решения о том, допустимо ли то или иное действие, или как грамотно разрешить возникшую конфликтную ситуацию (будь то отказ работников магазина вернуть деньги за некачественный товар, раздел имущества между супругами при разводе, угроза увольнения с работы или еще что-нибудь подобное), прежде всего, нужно опираться на законы, имеющиеся по соответствующим поводам.

Именно этим цивилизованное общество отличается от общества, живущего по обычаям дикарей, где правым считается тот, кто сильнее (или кто богаче).

Юрист помогает отдельным людям и организациям, опираясь на действующие законы, определить оптимальную стратегию поведения в той или иной ситуации, а при необходимости составить заявление в суд и другие компетентные органы, просьбу об обжаловании официального решения и т. п.

Образование. Профессия подразумевает наличие средне-специального и высшего юридического образования. Юристу требуется прекрасное знание действующего законодательства, специфики делопроизводства в различных органах власти. Он должен знать Конституцию РФ, действующее законодательство, гражданское, трудовое, уголовное, финансовое, административное право, методы криминалистики, психологию, логику, основы экономики, организации труда, производства и управления.

Место работы и карьера. Правоохранительные органы, юридические консультации и т. д. Перспективы для карьерного роста средние. По мере накопления успешного опыта работы возрастают возможности для трудоустройства в крупные престижные фирмы, а также для привлечения частных клиентов. Возможен рост по административной линии (например, можно стать главным юристом на крупном предприятии), переход к другим юридическим специальностям (так, опыт работы юрисконсультом позволяет претендовать на должность судьи), поступление на государственную службу.

Создание успешного бизнеса в сфере оказания юридических услуг в настоящее время довольно сложно (в связи с перенасыщенностью этого рынка), однако прекрасное знание законодательства послужит хорошим подспорьем при управлении любым бизнесом.

Каждая профессия требует определённые качества, которыми должен обладать человек данной профессии.

2. Упражнение «Ассоциация». Задание: вам необходимо сказать, а затем записать, с чем у вас ассоциируется слово «юрист».

Ответы студентов: «Чаще всего используются ассоциации: адвокат, суд, закон, право, судья. Слово «юрист» является ассоциацией к словам юстиция, законность, санкция, консультировать, права».

3. Задание: Студенты заранее подготовили презентации на тему «История возникновения профессии юрист» и «Назначение юриста». Просмотр презентаций и выполнения задания.

Задания к презентации:

• узнать историю возникновения специальности юриспруденция;

• узнать, какими качествами должен обладать высококвалифицированный юрист;

• решить: востребована ли профессия юриста;

• сделать выводы.

Выводы:

• Проделав данную работу, я много узнал(а) о профессии юриста:

• юриспруденция зародилась еще в древности;

• жизнь современного человека трудно представить без работы юристов;

• профессия юриста востребована и актуальна в наше время;

• для осуществления своей мечты я буду больше читать научной литературы, буду углублять знания по предметам, которые нужны для поступления на юридический факультет в вуз.

Прочитав представленный текст о личностных качествах юриста, необходимо выделить главное и оформить схематично.

Далее рассмотрим с вами личностные качества юриста: его работа требует аналитических способностей, внимательности и хорошей памяти, умения быстро разыскивать необходимую информацию. Ведь, рассматривая каждую конкретную ситуацию, ему нужно не просто выразить свое мнение по ее поводу, а дать предельно точное, юридически грамотное разъяснение со ссылкой на конкретные параграфы действующих законов и подзаконных актов.

Кроме того, желательно наличие коммуникативных способностей и эмоциональной устойчивости, ведь клиенты зачастую находятся в стрессе и склонны необоснованно предъявлять свои претензии юрисконсульту, когда закон оказывается не на их стороне.

Профессия юриста связана с разрешением конфликтов, все несправедливости жизни приходится переживать ежедневно.

4. Презентация об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е. А. Климова.

Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

1. (Слайд № 1). Человек — природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, зоолог, зоотехник, пчеловод, гидролог, овощевод, лесник, пекарь, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда: животные и растения, почва и воздушная среда — природа.

(Слайд № 2). Человек — техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтеры, слесари, токари, часовщики и представители других профессий, использующие технические устройства.

(Слайд № 3). Человек — человек. Для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности — необходимость воздействия на других людей. К этому типу профессии относятся учитель, врач, журналист, следователь, адвокат, библиотекарь, экскурсовод, переводчик, продавец.

(Слайд № 4). Человек — знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, ученые, операторы ЭВМ, инженеры, кассиры, фармацевты, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

(Слайд № 5). Человек — художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант (артисты, архитекторы, дирижеры, искусствоведы, кинорежиссеры, композиторы и др.)

Преподаватель делает необходимые пояснения к презентации.

— Как вы думаете, а к какой группе принадлежит профессия юрист? Почему? (Студенты отвечают, что к четвертой группе, потому что эта работа предусматривает постоянный контакт с людьми, понимание человеческой психики).

4. Закрепление изученного материала.

1). Тест «Честность» (Оцениваемые качества)

Порядок проведения

Внимательно прочитайте следующие утверждения. В зависимости от того, согласны Вы или нет с утверждением, напишите в бланке ответов «да» или «нет». Если Вам сложно выбрать вариант, то попробуйте представить последний месяц Вашей жизни. Оцените то, чего было больше за прошлый месяц. Не стоит слишком долго размышлять над ответом. Как правило, первый пришедший в голову ответ и является верным.

Задания:

1. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.

2. Если ко мне обращаются вежливо, то я тоже всегда отвечаю вежливо.

3. У меня бывают денежные затруднения.

4. Мне всегда приятно, когда человек, который мне не нравится, добивается заслуженного успеха.

5. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.

6. В компании я веду себя не так, как дома.

7. Я полностью свободен от всяких предрассудков.

8. Я не всегда говорю правду.

9. Когда я с кем-нибудь играю, мне всегда хочется победить.

10. Иногда я сержусь.

11. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.

12. Бывает, что я выхожу из себя.

13. В детстве я сразу и без пререканий делал всё, что от меня требовалось.

14. Иногда я раздражен чем-нибудь.

15. Бывает, что я смехом реагирую на неприличную шутку.

16. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.

17. Я люблю иногда посплетничать.

18. Среди тех, кого я знаю, есть такие лица, которые мне очень не нравятся.

19. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.

20. Мне случалось опаздывать.

21. Мне свойственно иногда прихвастнуть.

22. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.

23. У меня бывают иногда мысли, о которых стыдно рассказывать другим.

24. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.

25. Бывало, что я говорил неправду.

26. Все мои привычки положительны.

27. Если я что-то обещал, то всегда сдерживаю слово несмотря ни на что.

28. Иногда могу похвастаться.

29. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.

30. Я откладываю иногда на завтра то, что необходимо сделать сегодня.

31. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.

32. Я иногда спорю о вещах, о которых слишком мало знаю.

33. Я люблю не всех своих знакомых.

34. Я могу про кого-нибудь сказать плохо.

Обработка результатов:

Необходимо посчитать количество ответов «да» на вопросы:

1, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34

и количество ответов «нет» на вопросы:

2, 4, 7, 13, 26, 27.

0–5 баллов. Очень низкий показатель по шкале «Честность». Свидетельствует о ярко выраженной склонности ко лжи, приукрашиванию себя. Также может свидетельствовать о низких показателях социального интеллекта. Если данный опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам следует признать недостоверными.

6–13 баллов. Низкий показатель по шкале «Честность». Свидетельствует о значительной склонности ко лжи. Любит приукрашивать себя, своё поведение. Если опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам не обязательно следует признавать недостоверными. Однако следует отнестись к их результатам вполне критично.

14–29 баллов. Нормальный результат. Склонность ко лжи не выявлена. Может быть, изредка склонен приукрашивать себя, своё поведение, но в пределах нормы.

30–34 баллов. Высокий результат по шкале «Честность». Такой высокий результат может быть связан не только с высокой личностной честностью, но и следствием других причин: преднамеренного искажения ответов, очень неверной самооценки. Следует осторожно отнестись к данному результату.

2) Упражнение: «Правда или ложь?».

Цель: усилить групповую сплоченность и создать атмосферу открытости.

Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.

Участникам предлагается написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна — нет. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что — нет. При этом все мнения должны обосновываться. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.

3). Ролевая игра «Аквариум».

Студентам предлагается следующая ситуация: из приёмной украли деньги. Это сделал преподаватель физвоспитания, он вдовец, у него двое детей, сложное материальное положение и т. д. Как вы поступите?

8 человек садятся в круг (это «аквариум»), они будут решать эту проблему, играя определенную роль:

1) соискатель правды (за наказание);

2) простить;

3) сидит, наблюдает, всё «до лампочки»;

4) некогда;

5) уводит в сторону;

6) имеет своё мнение;

7) перебежчик, меняет мнение;

8) мысли заняты другим, не живёт жизнью коллектива.

О своей роли эти участники не говорят никому, ведущий роздал им отпечатанные на листочках названия ролей и позволил в течение 2–3 минут осмыслить свою роль.

Другие восемь человек назначаются ведущим наблюдателями, они должны угадать, какую роль выполняют 8 «рыбок», находящихся в «аквариуме».

Все остальные участники хранят полное молчание, готовятся анализировать ролевую игру.

Вопросы ведущего:

1) Назовите самый большой плюс этого метода.

— анализ, взгляд со стороны, все участвуют;

2) Переживали ли наблюдатели, другие участники за «рыбок», за своих наблюдаемых?

3) Когда, где, в каком коллективе можно использовать этот метод?

Примерные ситуации для «Аквариума»: поругался с другом (подругой), поссорился с родителями, провалил экзамен, предложили попробовать незнакомое вещество, предложили попробовать пиво, проблемы с внешностью (прыщики на лице, лишний вес, худощавость и пр.).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русский для правоведов (поурочные планы) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я