Русский для правоведов (поурочные планы)

Валентина Ильинична Ермакова, 2019

В книге представлены занятия для преподавателей русского языка, определены наиболее эффективные формы и методы его преподавания, обозначено, что должно быть главным в усвоении языка, на каких вопросах необходимо сконцентрировать основное внимание.Пособие адресовано преподавателям РКИ, русского языка (неродного) учреждений высшего и среднего специального профессионального образования по специальности «Правоведение».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русский для правоведов (поурочные планы) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тема 1. Язык — всем знаниям ключ

• 1. Русский язык в современном мире.

• 2. Словари русского языка.

• 3. Роль русского языка в обществе.

Цель и задачи занятия:

1. Познакомить студентов с ролью русского языка как официального средства общения в международных организациях, одного из мировых языков и как средства межнационального общения. Показать роль русского языка в современном мире, объяснить причины его авторитета, убедить студентов в необходимости изучения русского языка.

2. Совершенствовать коммуникативные навыки студентов в устной и письменной речи.

3. Отработать умение извлекать необходимую информацию из различных источников.

4. Повышать культуру речи студентов, расширять их кругозор через обращение их к словарям, текстам, анализ текстов различных стилей и жанров.

5. Развивать индивидуальные свойства каждого студента (способности, интересы, склонности).

6. Воспитывать чувство уважения к родному и русскому языкам.

1. Организационный этап. Так как это занятие — первое в учебном году, начинаем с поздравления студентов с новым учебным годом, знакомим с общей структурой курса русского языка для правоведов.

Преподаватель говорит о том, что для создания творческой атмосферы, более непринужденной обстановки, вовлечения в рабочий процесс всех студентов, для развития доверия между преподавателем и студентами в ход занятий будут включены лирические отступления, сюрпризы, интерактивные методы, ролевые игры, «мозговой штурм», различные упражнения и т. д.

1). Ожидания. На клейких листочках участники записывают свои ожидания от занятий и озвучивают их. Преподаватель говорит, что в конце занятий мы вернемся к этим ожиданиям, чтобы выяснить, насколько они исполнились.

2). Знакомство с учебником. (Ермакова В. И. Русский для правоведов. Учебное пособие для студентов-юристов по русскому (неродному, РКИ) языку).

Перелистаем его страницы. Обратим внимание на форзацы, на условные обозначения, на оглавление, на темы, которые предстоит изучить. Особо остановимся на приложениях, в которых содержатся подсказки: как делать различного рода лингвистические разборы, как правильно писать и произносить слова.

3). Выработка правил работы. Их называют сами участники. Правила записываются на флипчарте и вывешиваются на обозреваемом всеми пространстве.

Для того, чтобы работа в группе проходила успешно, в обстановке деловой активности и доверительности, студентов на первом занятии необходимо познакомить с правилами работы в группе на занятиях русского языка.

Примеры правил работы на занятии:

— обращаться по имени;

— отвергая, предлагай;

— правило поднятой руки;

— цени время, будь точен;

— говорить по существу, «не выпадать из шкафа»;

— уважение;

— не переходить на личности, обсуждать идею;

— слушать и слышать;

— быть веселым, активным, шутить;

— шуточные «штрафные санкции» и другие правила.

4). Упражнение с руками: участникам предлагается сложить, как они привыкли, руки, а затем поменять их положение. Как правило, делать это непривычно. Вот так и с переменами, с чем-то новым. Привыкнуть можно, но через какое-то время, тренируясь.

3. Изучение нового материала.

1). ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Роль языка в жизни общества».

2). Видео урок «Роль языка в жизни общества».

3). Тест «Роль языка в обществе».

Будьте внимательны! У Вас есть 10 минут на прохождение теста. Система оценивания — 5 балльная. Разбалловка теста — 3,4,5 баллов, в зависимости от сложности вопроса. Порядок заданий и вариантов ответов в тесте случайный.

Вопрос 1. Укажите, где правда, а где ложь.

• язык — единственная система знаков у человечества

• язык — одна из самых совершенных систем знаков

• связное мышление никак не связано со связной речью

• язык даётся каждому человеку при рождении

Вопрос 2.Выберите основную функцию языка.

• названия предметов

• познание

• коммуникативная

• накопление и передача знаний

Вопрос 3. Выберите функцию языка, которая связана с передачей информации между поколениями.

• названия предметов

• познание

• коммуникативная

• накопление и передача знаний

Вопрос 4. В каких двух основных формах язык существует перед нами?

• устная

• письменная

• мысленная

• печатная

Вопрос 5. Выберите из списка языки, которые сейчас считаются мёртвыми.

• старославянский

• венгерский

• чешский

• латинский

• греческий

Вопрос 6. Выберите виды искусства, которые наиболее тесно связаны с языком.

• живопись

• театр

• балет

• архитектура

• кино

Вопрос 7. Как называется функция языка, которая связана с называнием предметов? Ответ укажите в форме ж. р., ед. ч., Им. п.

Вопрос 8. Укажите, где правда, а где ложь.

• человек не может овладеть языком без помощи общества

• язык и познание тесно связаны

• в каждом языке отражается менталитет нации

• речь не может быть активна, когда мы молчим

Вопрос 9. Укажите, где правда, а где ложь.

• «мёртвыми» называют те языки, которые существовали более 2000 лет назад

• все образы и понятия мы осознаём, только когда они переведены в речевую форму

• животные могут выражать при помощи языка мысли, чувства, сложные понятия

• язык позволяет нам выражать эмоции и воздействовать на окружающий мир

Вопрос 10. Выберите из списка языки, которые сейчас считаются мёртвыми.

• древнегреческий

• арабский

• белорусский

• санскрит

• древнерусский.

4. Закрепление нового материала.

1). Работа с текстом.

Задание 1. Определите типы простых предложений по цели высказывания:

Вне общества нет языка. Сколько языков вы знаете? О великий, могучий, правдивый русский язык!

Придумайте и запишите свои примеры разных по цели высказывания предложений.

Задание 2. Прочитайте и озаглавьте текст. Выделите в нем опорные слова и словосочетания, определите основную функцию опорных слов и словосочетаний. Определите стиль и тип речи, обоснуйте свое мнение. Используя слова из текста, опишите особенности русского словесного ударения.

С чего начинается переводчик? Что значит способность воспринимать чужую жизнь, как свою, обмениваться не только языками-жизнями?.. Нации, народы, «языцы» тянутся друг к другу, как двое королевских детей из немецкой народной баллады. Те стояли на противоположных берегах глубокой реки, изнывая от невозможности преодолеть разделяющее их пространство. Королевич бросился вплавь, когда королева зажгла свечу, чтобы ему был виден берег. Однако злая старуха черница загасила свечу, и «ночь поглотила певца».

Задание 3. Прочитайте фразы. Скажите, как вы понимаете их смысл.

Язык — это неисчерпаемый склад материала, склад слов — кирпичей…

Язык — это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различных форм.

Помимо многочисленных специальных сфер, язык делится на две огромные главные сферы — на речь разговорную, устную и речь письменную, книжную. (В. Солоухин.)

Задание 4. Прочитайте текст, обращая внимание на произношение слов с выделенными орфограммами. Напишите текст под диктовку.

Русский язык

Различные языки звучат в многоголосом хоре людей, населяющих нашу Землю. Если сравнить языки народов, объединенных своим историческим прошлым, можно легко выделить родственные языки.

Родственные языки образуют языковые семьи. Русский язык, как и другие славянские, германские, романские языки, относится к индоевропейской семье языков. Он развивался на основе более древнего, восточнославянского языка и сложился примерно к XIV столетию.

В развитии и обогащении русского языка большое значение имело пополнение его за счет заимствования слов из других европейских языков. В эпоху становления русского языка положительное влияние на него оказал высокоразвитый старославянский язык.

Задание 5. Прочитайте вслух, выделяя ударный слог.

Красивее, свободнее, звонит, цыган, столяр, ремень, случай, верба, средства, убранство, ходатайство, добыча, молодежь, сирота, изредка, намерение, пепелище, пуловер, алфавит, террор, шофер, партер, процент, картофель, квартал, инструмент, диспансер, километр, президиум.

Задание 6. Говорите правильно. Придумайте предложения с данными словами, следите за ударением.

Создать — создавать — создал — создали — создала

Принял — приняли — приняла

Отдать — отдал — отдали — отдала

Баловать — баловаться — балованный

Прожить — прожил — прожила — прожили.

Задание 7. Восстановите рейтинг самых распространённых языков мира, заполнив пропуски (список составлен авторитетным международным справочником «Этнолог» в 2018 году).

1.

2. Английский.

3.

4.

5. Хинди.

6. Бенгали.

7.

8. Русский.

9.

10. Немецкий.

ОТВЕТ: топ-15 самых распространенных языков мира

• 15. Урду (родной для 60.6 млн. человек).

• 14. Итальянский (родной для 61.7 млн. человек).

• 13. Тамильский (родной для 65.7 млн. человек).

• 12. Корейский (родной для 66.3 млн. человек).

• 11. Французский (родной для 67.8 млн. человек).

• 10. Немецкий (родной для 90.3 млн. человек).

• 9. Японский (родной для 122 млн. человек).

• 8. Русский (родной для 144 млн. человек).

• 7. Португальский (родной для 178 млн. человек).

• 6. Бенгальский (родной для 181 млн. человек).

• 5. Хинди (родной для 182 млн. человек).

• 4. Арабский (родной для 221 млн. человек).

• 3. Испанский (родной для 329 млн. человек).

• 2. Английский (родной для 560 млн. человек).

• 1. Китайский (родной для 1213 млн. человек).

Задание 8. Просклоняйте имена числительные второй, 45, 125, 2019-й год. (Работа в парах).

Задание 9. Назовите значения слова «речь».

Ответ: Значение слова «Речь» по Ефремовой:

1. Способность выражать мысль словами. умение говорить.

2. Язык в момент произношения слов. звучащий язык.

3. Характер произношения или произнесения.

4. Тот или иной вид, стиль языка. // Свойственный кому-л. язык, чья-л. манера говорить.

5. То, что говорят. слова, разговор.

6. разг. Разговор, беседа, рассуждение.

7. Публичное выступление по какому-л. поводу. // Текст такого публичного выступления.

Значение слова «Речь» по Ожегову:

1.Публичное выступление.

2. Способность говорить, говорение.

3. Разговор, беседа.

4. Звучащий язык.

5. Разновидность или стиль языка.

Задание 10. Соотнесите значения слова «речь» с № следующих предложений:

1. Отовсюду были слышны поздравительные речи.

2. Об этом не может быть и речи!

3. У этого юноши затруднительная речь.

4. Звучит многоязыкая речь.

5. В обыденной жизни мы пользуемся разговорной речью.

Задание 11. Выбрать качества, необходимые для общения. Свой выбор обосновать.

• умение слушать;

• тактичность;

• эгоизм;

• интуиция;

• безразличие;

• равнодушие;

• наблюдательность;

• умение убеждать;

• душевность;

• открытость.

— Какие качества, необходимые для общения, Вы бы добавили ещё.

Задание 12. «Придумывание фраз»: за 3 минуты придумать предложения, слова которых начинаются со следующих букв: НГОК, БУЛБ, ВЛИП, ДХУР, ЖГЕН, ТМО

Задание 13. Вспомните фразеологизмы, пословицы, поговорки, загадки с многозначным словом «язык». (Один балл за каждый правильный ответ).

• Язык не поворачивается;

• язык до Киева доведёт;

• язык хорошо подвешен;

• говорить на разных языках;

• язык сломаешь;

• тянуть за язык;

• проглотить язык;

• язык на плече, высунув язык;

• найти общий язык;

• держать язык за зубами;

• болтать языком;

• язык мой — враг мой;

• язык мой — друг мой.

Задание 14. Все участники занятия плывут на корабле, совершая «круиз». Этот «круиз» был посвящён изучению русского языка. Каждый участник по очереди сообщает, где был корабль, что происходило во время «круиза», что видели, что делали, по какому маршруту плыл корабль и т. д. Каждый студент должен произнести не менее 2–3 фраз. Так продолжается до тех пор, пока все не выскажутся, потом преподаватель сообщает, что кораблик поворачивается, и студенты должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном порядке.

Задание 15. 5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь студентам подытожить свои знания по изученной теме. Студентам предлагается два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Задание 16. Викторина

1. Какой праздник отмечается 26 сентября?

А. День мира В. День языков С. День охраны окружающей среды.

2. Сколько всего языков в мире?

А. Более 1.000 В. Более 6.000 С. Более 10.000

3. На каком языке говорит больше всего человек?

А. На английском В. На русском С. На китайском

4. Какой из перечисленных ниже языков является ближайшим родственником русскому языку?

А. Украинский В. Чешский С. Польский

5. К какой семье относится русский язык?

А. Германской В. Романской С. Славянской

6. На каком языке написано данное предложение:

— にわになにがありますか?

А. На японском В. На армянском С. На латинском

7. Сколько родов в английском языке?

А. Два В. Три С. Ни одного.

Правильные ответы: 1.В; 2В; 3С; 4А;5С;6А;7С.

Выводы занятия: в мире насчитывается более двух с половиной тысяч языков. Русский — в числе самых распространенных, на нем говорят 144 миллиона человек, это один из шести официальных языков ООН, а значит, он используется для написания различных международных соглашений, договоров, деклараций. Международный авторитет русского языка во многом определяется политическими соображениями. С каждым годом Россия завоевывает авторитет в мире как мощное, экономически благополучное государство, стабилизация политической обстановки в стране приводит к росту интереса к русскому языку. Международное признание и непререкаемый авторитет русский язык получил за выдающийся вклад в мировую художественную культуру.

5. Итоги занятия. Рефлексия.

1). Оценка дня (можно использовать анкету).

1) Я благодарен.

2) Я обеспокоен.

3) Мне не понравилось.

4) Я предлагаю.

5) Имею запрос на информацию.

2). Упражнение «Ладошка». Студентам предлагается на листе А-4 обвести свою ладошку. Каждый палец — это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец — для меня важно и интересно.

Указательный — я получил конкретные рекомендации.

Средний — мне было трудно (не понравилось).

Безымянный палец — моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец — для меня было недостаточно.

3). Как выполнены ожидания. Студенты отметили, что их ожидания оправдались.

6. Домашнее задание. Составьте текст — рассуждение на тему: «Что мне даёт знание русского языка?».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русский для правоведов (поурочные планы) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я