Где взять время?

Валентина Владимировна Волчкова, 2018

В книге изложен взгляд автора на многие вопросы и загадки, касающиеся времени, которые будоражат воображение миллионов людей.Почему мы часто испытываем нехватку времени и неудовлетворенность собой. Сжатие и расширение времени. Время и деньги. Эмоции и восприятие времени. Принципы выхода из состояния ограниченности. Что такое осознанность и выбор. Как избавляться от вредных привычек. Планирование во времени, как можно изменять прошлое и будущее, находясь в настоящем. Формула счастья. Интуиция и безвременье. Принципы развития интуиции.Инструкция для выхода из ограниченного состояния восприятия времени. Ценные подсказки на будущее.

Оглавление

Как мы живем

Завтра никогда не бывает сегодня. Разве можно проснуться поутру и сказать: Ну вот, сейчас, наконец, завтра? /Из сказки Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье» /

Что же влияет на восприятие скорости времени, которую мы ощущаем в разные периоды жизни по-разному? Бывает, что время проносится очень быстро, не успел оглянуться, а уже неделя позади, а иногда несколько минут растягиваются настолько, что, кажется, уже день прожил.

В психологии, принято сопоставлять время с эмоциональным состоянием человека, переживанием промежутков времени и испытанных при этом эмоций.

Так, если человек находится под воздействием пассивных негативных эмоций (раздражение, обида, скука, ожидание), то в организме происходят химические процессы, вызывающие замедленность физической активности, заторможенность. Вспомните себя, кода вам было скучно. Движения и реакции тела были замедленными.

Или эмоция ожидания, например. Если вы ждете определенного звонка, а телефон молчит, то внимание приковано к телефону, активность падает, в связи с зацикленностью, и как в известной песне: «Только мысли все о нем и о нем, о нем и о нем.»

Кстати, если время на работе долго тянется, и вы часто смотрите на часы, ждете обеденного перерыва или окончания рабочего дня, то стоит задуматься, интересна ли вам эта работа, нужна ли она вам?

В состоянии активных негативных эмоций (гнев, агрессия, злость) человек находится в резко изменённом состоянии сознания и теряет ощущение времени, вернее он не осознает того, что с ним происходит. Часто после выхода из сильно заряженных негативом активных эмоций человек либо не помнит, что с ним произошло (состояние аффекта) либо его воспоминания сильно отличаются от того, что наблюдали другие. При этих процессах время как бы «проваливается» или исчезает.

Напротив, позитивные эмоции радости, заинтересованности, удивления, положительных впечатлений делают время емким, наполненным, но при этом незаметным. Поговорка:"Влюбленные часов не замечают"как раз показывает, что, когда мы увлечены процессом, происходящим с нами, внешнее время утрачивает значение.

Восприятие времени нашей психикой охватывает много процессов, происходящих с нами. Приведу в пример некоторые.

Физическое восприятие времени нашей психикой.

Это восприятие времени в виде последовательности событий (пример: сначала я выпью чай, а потом посмотрю почту) и проведение ассоциативных параллелей (пример: в то время, когда я выйду с работы, я позвоню ребенку или: чемпионат мира по футболу начнется в июне и будет длиться 32 дня).

Физиологическое восприятие времени.

Это когда мы связываем свои биологические процессы роста, взросления, старения с внешними процессами.

Например, когда мне было 10 лет, мы всей семьей ездили на море, и оно было более синим, чем сейчас. И вообще, в детстве лето было более длительным по ощущениям, а сейчас проходит очень быстро.

Социальное восприятие времени.

Это связывание своих процессов жизни с социальными задачами и потребностями.

Например, если в течение года я не получу повышения, то поменяю работу. Или: до отпуска мне необходимо завершить начатый проект.

Внутреннее восприятие времени.

Это то, как ощущаете свои жизненные процессы именно вы сейчас. Такое восприятие сугубо индивидуально и относится именно к вашей жизни. День, прожитый молодой девушкой, идущей под венец с любимым человеком, оставит в ней след совсем непохожий на тот, что останется в другой женщине, потерявшей в этот же день близкого человека.

Если это перевести на язык биохимии тела, то можно сказать, что процесс мышления (восприятия) проявляется в мозгу биохимическими реакциями, которые вырабатывают определенные вещества, воздействующие на реакции тела. Это порождает дальнейшую цепь реакций, соответствующих содержанию мыслей, и уже обратно в мозг от тела поступает сигнал о произошедшей реакции. Таким образом, в мозгу формируется отношение (эмоциональное восприятие) происходящего с нами процесса.

Например, в момент, когда вы осознали, что хотите съесть мороженное, в действительности уже произошло множество процессов в мозге и теле: После того, как у вас произошла мысленная ассоциация с мороженым (например, вы услышали песню о мороженом), появились первые мысли о нем, мозг тут же выработал несколько сигналов между нервными клетками (через нейромедиаторы), те активизировали соответствующую нейронную сеть, в которой хранится информация о мороженом. Это создало мысленный образ конкретного мороженого. Что в свою очередь запустило выброс в кровь соответствующих веществ в виде нейропептидов, те достигли пищеварительных желез, присоединились там к клеткам и включили гормональную систему. Тем самым запустился процесс фантазии, как вы едите мороженое. Тело тут же отреагировало сигналом: «Хочу реального мороженого, именно сейчас!»

Работа мозга построена на многократных повторениях закрепленных ассоциативных связей.

Когда происходит автоматизация связи определенных действий мозга с реакцией тела, то это связывание вызывает определенный мысленный и эмоциональный настрой.

Например, возвращаясь вечером домой, вы привыкли заходить в конкретный магазин за определенным сортом хлеба. А сегодня такого хлеба не оказалось в наличии. Вы неприятно удивлены, это вызвало раздражение, закрутились мысли: «Разве нельзя больше заказывать такого хлеба, если он пользуется спросом»? После этого, слегка недовольный, вы идете домой. Зайдя в квартиру, увидели, что ребенок не вынес мусор, да еще и уроки не сделал. Ваше «слегка негативное настроение» по инерции ухудшается.

К приходу домой вашей второй половины, вы уже настолько взвинчены, что дело вполне может закончиться ссорой с близким человеком.

Если вы при этом испытаете достаточно сильные негативные эмоции, то может произойти связывание этого ряда событий с настроением и образом мыслей, который закрепится в вашем дальнейшем поведении. В таком случае, незначительные внешние раздражители могут автоматически приводить к ссоре в семье и даже возможно закрепят такой шаблон отношений в будущем.

То есть, прошлые эмоции, которые вызывают определенное состояние мышления, формируют будущие события, произрастающие из них.

Ситуация усугубляется еще тем, что когда человек испытывает многократно определенные негативные эмоции, то он часто начинает прокручивать в уме наихудшие варианты развития предстоящих событий. Такой человек живет не в настоящем и даже не в прошлом, а рисует свое будущее по сценарию негативного прошлого.

Тут еще «медвежью услугу» оказывает, так называемая, «народная мудрость», построенная на негативном опыте в виде пословиц и поговорок, которые воспринимаются в детском и школьном возрасте и закрепляются в подсознании, как истина. Например: «Думай о плохом, хорошее само придёт» или «Когда думаешь о плохом, лучше воспринимаешь хорошее». Но дело в том, что если в жизни много страдания и неприятностей, это порождает причинно-следственную связь прошлого с будущим. Если прошлое было заполнено преимущественно негативным отношением к происходящим событиям, то такое поведение неосознанно и дальше будет проецироваться на последующие события. Выйти из этого круга можно после того, как эта зависимость осознана, и человек сам разрывает эту связь, переучивая себя мыслить позитивно.

Приведу в пример по этому поводу притчу.

Однажды мудрец проходил мимо селения и увидел мужчину, который переносил тяжелые камни с места на место. Странник остановился и спросил работника:

— Что ты делаешь?

Бедняк ответил:

— Я переношу эти камни по заданию торговца, который хочет здесь построить себе дом.

— Много ли ты получаешь за эту тяжелую работу?

— По одной монете в день, — грустно ответил поденщик.

— Как долго этим ты занимаешься? — уточнил Мастер.

— С юных лет я переношу камни. Этим зарабатывал мой отец, а до него и мой дед тоже.

— Для чего ты это делаешь? — уточнил мудрец.

— Чтобы прокормить жену с детьми и сделать их счастливыми и благополучными — тяжело вздохнув, промолвил работник.

— А счастлив ли ты сам? — поинтересовался старец.

— Я не знаю, что это такое. Но я хочу, дать счастье моим детям, ответил нищий, поднимая очередной тяжелый камень.

— Нельзя дать взаймы денег другому, если не имеешь их сам. Если у самого нет еды, не получится накормить голодного. Как же ты можешь дать счастье своим детям, если не знаешь сам, что это такое? — заметил мудрец, печально глядя на бедняка.

В основе древних философских учений лежит знание о том, что ощутить всю полноту и наполненность жизни можно, живя мигом настоящего, и только это делает человека счастливым.

В традиции Дзен принято часто задавать вопрос: «Что отсутствует в данный момент?» Этот вопрос не требует ответа на уровне ума, он предназначен для того, чтобы еще глубже сконцентрировать внимание на настоящем моменте. Более универсально этот вопрос звучит так: «Если не сейчас, то когда?»

Удивительным является то, что нахождение в настоящем моменте является наиболее естественным для человека. Любой ребенок большую часть жизни находится в нем, причем, чем младше ребенок, тем более полным является его состояние. По мере взросления, развивается сознание, а вместе с ним накапливается опыт восприятия времени как длительности процесса жизни и соотношения любого события с ним. Это дробит внимание и притупляет восприятие настоящего момента.

Кто из нас не помнит эпизодов из детства, например, когда катался на санках, прыгал с вышки в воду или мчался под горку на велосипеде? В эти моменты внимание было полностью сконцентрировано на процессе «сейчас и здесь». Тогда проявлялась вся полнота жизни.

Парадокс заключается в том, что дети, настроены на чувственное мироощущение неосознанно, а взрослые могут осознавать, но теряют целостное присутствие мига. Соединив эти две составляющие, мудрецы постигают истинную гармонию и пребывают в ней каждое мгновение.

Кстати, любителями экстремальных видов туризма и спорта тоже движет стремление переживать подобные состояния как можно чаще. Подмена заключается в том, что вместо осознанности, они достигают таких настроений при помощи искусственно созданных внешних условий на уровне химических реакций в организме. При этом выделяется большое количество адреналина, который вызывает привыкание и зависимость, вместо свободы.

Когда возникает проблема, нехватка времени — это означает, что вы выпали из настоящей реальности и находитесь под воздействием обстоятельств, потеряли осознанность и управление собой. В этом случае происходит ощущение сжатия и ускорения времени, возникает его резкий недостаток.

Состояние, в котором познается суть момента, называется осознанностью. Это полное присутствие восприятием в настоящем, проживание того, что происходит именно сейчас. В таком режиме никакая проблема или страдание не имеет возможности проявиться в человеке. Страданию нужно время для перехода из прошлого в будущее, оно не может существовать в настоящем моменте.

«Жить надо часами, тогда интенсивность резко возрастает. И за несколько часов можно прожить столько, сколько обычные люди проживают, за целую жизнь». /К. Кастанеда/

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Где взять время? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я