Учителям о ТРИЗ. Выпуск 10

Валентина Борисовна Крячко, 2016

Сборник содержит методические разработки, фрагменты уроков, материалы по интеграции ТРИЗ с предметами дополнительного образования, детские конкурсные работы. Сборник будет полезен преподавателям ТРИЗ от детского сада до вуза, руководителям детских творческих коллективов, а также всем желающим, начинающим обучаться ТРИЗ.

Оглавление

3.3. Причинно-следственный анализ для начинающих. А.В.Кислов, С.-Петербург

Рассмотрены задачи и простейшие примеры причинно-следственного моделирования и анализа функциональных систем.

Цель причинно-следственного анализа как одного из инструментов технологии развития систем — весьма традиционна для русского человека: найти ответ на вопрос «что делать?», точнее — определить направление действий в рассматриваемой конкретной ситуации.

Но при всей традиционности ход работы с этим инструментом у многих тризовцев «хромает на обе ноги». И в рамках наших традиций это, наверное, не случайно…

Следует сразу отметить, что построение стратегии действий в задачи причинно-следственного анализа не входит. Его задачи — выявить и упорядочить значимые элементы рассматриваемой функциональной системы (ФС) по принципу их взаимозависимости. При этом предполагается: если какие-либо элементы можно рассматривать как функциональную систему, значит, по определению*, речь идёт о взаимосвязанных элементах;

если какие-либо элементы взаимосвязаны (т.е. являются компонентами чего-либо), значит, они взаимозависимы;

если они взаимозависимы, значит, появление в системе каждого из них можно рассматривать как причину или как следствие появления другого (других).

Пример

Объект — вентилятор. Рассмотрим его как систему для перемещения воздуха в комнате. Непосредственно для перемещения воздуха служит крыльчатка. Но чтобы удерживать и вращать крыльчатку, нужен электромотор. А чтобы удерживать мотор, нужен корпус и т.д. Как видим, все компоненты вентилятора связаны причинно-следственными отношениями.

Напомним, что функциональная система, как и любая система вообще — это умозрительная модель объекта. Под функциональной системой понимается совокупность взаимосвязанных компонентов, реализующая некую заданную функцию, которую ни один из компонентов совокупности самостоятельно осуществить не способен.

Поэтому функциональная модель вентилятора включает следующие функции: «крыльчатка перемещает воздух», «мотор удерживает крыльчатку», «мотор вращает крыльчатку», «корпус удерживает мотор» и т.д.

Таким образом, функциональная и причинно-следственная модели объекта обратимы.

Причинно-следственные модели (ПСМ), в зависимости от вида компонентов, и сами могут быть разных видов.

Начинать освоение причинно-следственного моделирования легче с построения цепи событий. Например:

Как видно из таблицы, непосредственно к типовым целям технологий на базе ТРИЗ относится анализ недостатков технических (т.е. функциональных) систем. Его и рассмотрим.

Возможны строгий и нестрогий способы анализа.

Строгий анализ предполагает:

Предварительный выбор объекта и постановку цели его совершенствования.

Объектами совершенствования могут быть любые устройства или процессы.

Предварительное построение функциональной модели выбранного объекта.

Как правило, она строится в табличной форме и содержит перечень всех значимых функций компонентов объекта, представленного в виде функциональной системы.

Предварительное выявление недостатков функциональной системы.

К ним относятся вредные и неадекватно (неудовлетворительно) выполняемые полезные функции, входящие в составленный перечень.

Переформулирование выявленных недостатков.

Корректно сформулированный недостаток однозначно указывает на нежелательное свойство или нежелательное действие, которое возникает при выполнении вредных и неадекватных полезных функций. Поставленная в п. 1 цель также переформулируется как целевой недостаток существующей ФС.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я