Сборник содержит методические разработки, фрагменты уроков, материалы по интеграции ТРИЗ с предметами дополнительного образования, детские конкурсные работы. Сборник будет полезен преподавателям ТРИЗ от детского сада до вуза, руководителям детских творческих коллективов, а также всем желающим, начинающим обучаться ТРИЗ.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учителям о ТРИЗ. Выпуск 10 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1.2. Словарь ключевых слов (В.Б. Крячко, Санкт-Петербург)
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
(АРИЗ) — комплексная программа, основанная на закономерностях развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач. [1]
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ (АП) — изобретательская ситуация, для разрешения которой необходимо построить противоречие, в прямом смысле противоречием не является.
ВЕЩЕСТВЕННО-ПОЛЕВЫЕ РЕСУРСЫ (ВПР) — это вещества и поля, которые уже имеются или могут быть получены по условиям задачи: в инструменте, в изделии, во внешней среде, в надситеме.
Веполь = Вещество + Поле — модель ТС (технической системы), эквивалентная модели задачи. Минимальная модель ТС включает изделие, инструмент и энергию, необходимую для воздействия инструмента на изделие. [1]
ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ СИСТЕМЫ (Г) — та функция, для которой система создана.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ (Д) — функция, которую желательно ввести.
ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
(ЖСТЛ) — заранее обдуманный план жизни творческого человека. На основе анализа большого количества биографий творцов
Г.С. Альтшуллер рекомендует планировать с детства свою судьбу и далее работать по заранее спланированной системе жизни. [4]
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИ-
СТЕМ (ЗРТС) — общая схема развития технических систем. На них базируются все основные механизмы решения изобретательских задач. ЗРТС существуют объективно и закономерно, поэтому их можно изучить и использовать для проектирования техники. В последние два десятилетия выяснилось, что по таким же законам развивается не только техника, а любые науки и искусства. Поэтому часто говорят не «ЗРТС», а «ЗРС» — закономерности развития систем.
ИЗДЕЛИЕ — элемент, на который направлено действие (объект воздействия), и по условию задачи его необходимо обработать: переместить, изменить, улучшить, обнаружить и т.д.
ИДЕАЛЬНОЕ КОНЕЧНОЕ РЕШЕНИЕ (ИКР) — идеальный образ искомого решения задачи, когда выполнены и главная, и дополнительная функции без каких бы то ни было потерь—недопустимого изменения и усложнения системы, её частей или оперативной зоны, без затрат энергии, без возникновения сопутствующих вредных явлений.
ИНСТРУМЕНТ — элемент, непосредственно взаимодействующий с изделием, выполняющий главную функцию (действующий субъект).
ИКС-ЭЛЕМЕНТ — новый, вводимый для облегчения задачи, элемент, заранее неизвестный.
КОНФЛИКТУЮЩАЯ ПАРА = ИНСТРУМЕНТ + ИЗДЕ-
ЛИЕ. В работах А.В. Кислова и Е. Л. Пчёлкиной для дошкольников — «кислая парочка» (КП).
МАКСИ-ЗАДАЧА — задача, которая решается, как правило, в надсистеме. При её решении могут возникнуть пионерские решения, открывающие целые направления и отрасли.
МЕТОД — система операций, предусматривающая определённый порядок применения.
МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА (ММШ) — метод психологической активизации творческого процесса. Применяется для получения новых идей в науке, технике, административной и торговой деятельности. Метод предложен Алексом о сборном (США) в 1953 году. Основное достоинство — генерирование идей административно отделено от их экспертизы.
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК (МПИО) — метод перебора вариантов.
МЕТОД ФОКАЛЬНЫЧ ОБЪЕКТОВ (МФО) — метод психологической активизации творческого процесса, основанный на перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса. В первоначальном виде под названием «метод каталога» предложен берлинским профессором Э. Кунце в 1926 году.
МЕТОД РОБИНЗОНА КРУЗО основан на выявлении и использовании скрытых свойств предметов, часть метода фантастического вычитания.
МИНИ-ЗАДАЧА (МЗ) — задача, которая получается из изобретательской ситуации, вводя ограничение: «Всё остаётся без изменения или упрощается, но при этом появляется требуемое действие (свойство) или исчезает вредное действие (свойство)».[1]
МОДЕЛЬ ЗАДАЧИ (МЗ) — упрощённая схема конфликта, составляющая суть задачи, состоящая из конфликтующей пары, усиленного противоречия и конкретно названного намерения использовать икс-элемент для исправления недостатка при сохранении полезной функции инструмента.
МОДЕЛИРОВАНИЕ МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ
(ММЧ) — представление объектов анализа в виде толпы маленьких человечков, которые поддаются организационным командам.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ЯЩИК (МЯ) = МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (МА) — полный анализ всех подсистем системы. Впервые предложил швейцарский астрофизик Фридрих Цвики в 30-е гг. 20 века.
ОПЕРАТИВНАЯ ЗОНА (ОЗ) — имеющийся пространственный ресурс — пространство, в пределах которого возникает конфликт, указанный в модели задачи.
ОПЕРАТИВНОЕ ВРЕМЯ (ОВ) — имеющийся ресурс времени перед конфликтом, во время конфликта, после конфликта: Т = Т1+Т2+Т3
ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕ
ЧИЙ — принципы разрешения технических противоречий, полученные Г.С. Альтшуллером из анализа 40000 изобретений. Разработаны до того, как появились физические противоречия. См. далее «ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ».
ПРИЁМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ — приёмы разрешения физических противоречий, появились в 1977 году одновременно с появлением физических противоречий в тексте АРИЗ-77. См. далее «ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ».
ПРИЁМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ — приёмы, полученные из анализа картотеки фантастики, которая, в свою очередь, была составлена Г. С. Альтшуллером на основе анализа фантастических и нефантастических идей, придуманных авторами книг.
РЕСУРСЫ — вещественные, полевые, функциональные объекты, которые могут быть использованы для решения задачи.
СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ — возрастные периоды, которые наиболее благоприятны для педагогического воздействия с целью интенсивного развития ребёнка.
СИСТЕМА — некоторое множество взаимосвязанных элементов, обладающих свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов и имеющее определённое назначение (функцию).
ПОДСИСТЕМА (ПС) — часть системы.
НАДСИСТЕМА (НС) — система, в которую входит система. АНТИСИСТЕМА — система, главная функция которой противоположна функции рассматриваемой системы. Например, система «карандаш» может оставлять след на бумаге, а уничтожать след может АНТИСИСТЕМА «резинка».
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР (СО) — многоэкранная схема («многоэкранка» по Г.С. Альтшуллеру), состоящая из 9 экранов. В центре расположена рассматриваемая система (С), выше одна из НАДсистем (НС), ниже — одна из ПОДсистем (ПС). Средняя вертикаль относится к настоящему времени системы, НАДсистемы и ПОДсистемы, левее такая же вертикаль из трёх экранов, отражающих прошлое С, НС и ПС, правее — вертикаль из трёх экранов, отражающих будущее С, НС и ПС.
СТАНДАРТЫ — СТАНДАРТНЫЕ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЧ ЗАДАЧ — правила синтеза и преобразования технических систем, непосредственно вытекающие из законов развития этих систем. В настоящее время разработано 76 стандартов, большая часть которых включает в себя целые комплексы приёмов и физ. эффектов.
СТУПЕНЧАТЫЙ ЭВРОРИТМ (или ЭТАЖНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ) — один из системных методов РТВ, предложенный Г. С. Альтшуллером. Предназначен для управляемого фантазирования.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ (ТП) — одновременное существование в системе полезного и вредного взаимодействия между объектами. ТП — это противоречие на уровне функций. Существуют приёмы, позволяющие устранять технические противоречия [1,2,3]. Название именно «техническое противоречие» — дань времени. Проще было издать, книгу, посвящённую способам разрешения противоречий в технике, а не любым противоречиям, например, социальным.
ТЕОРИЯ — система многих методов и приёмов, предусматривающая целенаправленное управление процессом решения задач на основе законов развития объективной действительности.
ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЧ ЗАДАЧ
(ТРИЗ) — теория, которая, основываясь на относительной независимости процессов создания новых систем от желания человека, разрабатывает пути целенаправленного решения изобретательских задач (при совершенствовании конструкций и технологий). Основной постулат ТРИЗ: технические системы развиваются по объективным законам, которые можно изучить и применить для синтезирования новых систем.
ТРТЛ — ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.
ТЛ — ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ.
ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ (ФП) — предъявление к свойствам оперативной зоны и оперативного времени противоречивых требований (горячий — холодный, быстрый — медленный). ФП — противоречие на уровне свойств внутри оперативной зоны. Наличие ФП мешает достижению ИКР. Существуют специальные приёмы разрешения физических противоречий [1, 2]. Они являются частью текста АРИЗ [2].
ФИЗЭФФЕКТЫ — физические эффекты. При помощи физических эффектов разрешаются физические противоречия (ФП).
Литература:
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М: Сов. Радио. 1979.
Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск: Наука. 1986
Крячко В.Б. Приемы правильного мышления. В сб.
«Учителям о ТРИЗ». Вып. 2. СПб, 1997
Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994
Комментарий
Ключевые слова, используемые до настоящего времени в ТРИЗ, предложены автором ТРИЗ Г. С. Альтшуллером. В настоящее время ТРИЗ начинает изменяться за счёт полезного объединения с функциональным анализом. Смысл ключевых слов должен частично измениться. О преподавании функционального анализа статья А. В. Кислова в этом сборнике. (7.2. ФС — помощник педагога, с.186).
В.Б. Крячко
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учителям о ТРИЗ. Выпуск 10 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других