Книжный продюсер

Валентина Астахова, 2023

"Как автору адаптироваться в книжной индустрии? Каким образом преодолеть страх первой публикации? Как комфортно для себя совместить раскрытие творческого потенциала с привычным образом жизни?Как реагировать на критику и улучшить свои тексты?" Эти вопросы я встречаю достаточно часто в общении с начинающими и продвинутыми авторами. Методы и инструменты, описанные в "Книжном продюсере", за годы практики показали свою эффективность. Просто о сложном.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книжный продюсер предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2.

Выбор жанра.

Все жанры искусства хороши, кроме скучного, но скука ‒ не жанр.

Вольтер.

Есть доля везения, когда начинающий автор точно знает, в каком жанре он хочет творить. Литературные площадки изобилуют совокупностью жанров как классических, так и современных. Попробуем с вами разобраться в тонкостях принадлежности текста к определённой категории.

Система жанровой классификации до определённого момента базировалась на основах, созданных Аристотелем в работе «Поэтика». Долгое время писатели ориентировались на незыблемые постулаты рамок жанров. Позже, с приходом в литературу направлений «реализм» и «романтизм», границы самовыражения литературных деятелей расширились.

Современный писатель чаще ориентируется на внутреннее понимание обозначения жанра, отталкиваясь от опыта и поиска аналогов своей работы у классиков.

Порой бывает так, что необходимость указывать жанр, в какой-то степени является неким спойлером, раскрывающим основную идею, которую автор хотел оставить загадкой до нужного момента поворота сюжета. Стоит ли в таких ситуациях сохранять интригу и не указывать реальную категорию, с целью сохранения непредсказуемости? Однозначно не стоит, так как неверное указание жанра вводит читателя в заблуждение, в данной ситуации лишение объективного выбора, приводит к риску получить не свою аудиторию.

Итак, что же является основными критериями определения жанра своей работы?

Форма повествования (проза, поэзия)

Объём произведения (эссе, рассказ, повесть, роман)

Сеттинг произведения (описание социальной среды, методов взаимодействия персонажей, описание мира)

Форма взаимодействия персонажей (на чём базируются основные предпосылки к поступкам главных героев книги)

Психологическая среда (эмоциональный фон текста, система раскрытия характера персонажей)

Многие читатели при выборе книги опираются на настроение, которое хотят получить в процессе чтения. Поэтому правильное указание жанра ‒ залог успеха в том, что ваше творчество обретёт своих почитателей. Согласитесь, сомнительное удовольствие дочитать до середины книги и понять, что вместо любовной линии вы получаете выпрыгивающего из шкафа монстра.

Если говорить о рекомендациях определения жанра: изучите список жанров у книги, которая потенциально является референсом вашей работы.

Продумайте, для какой целевой аудитории ваше произведение больше подходит.

Определите возрастной ценз и обязательно указывайте такие нюансы, как наличие ненормативной лексики или откровенных сцен эротического характера.

Рассмотрим наиболее распространённые и молодые жанры по типу произведения.

Боевик.

Произведение с активной динамикой, повествование в постоянном движении героев. Философские размышления и осмысление событий минимальны. Главный герой решительный, уверенный в себе, ему не характерны сомнения. Он постоянно находится в борьбе с обстоятельствами, с антагонистом, с системой. Сюжет выстраивается на событийном ряде. Детализация боевых навыков предпочтительней описаниям окружающего пространства. Эмоциональный фон с эффектом американских горок, когда действуют не классические схемы наращивания напряжения (зачин, завязка, развитие сюжета…) по главам, а режим качелей внутри эпизода. Описание техники, оружия, автомобилей помогает усилить погружение читателя в экшен.

Детектив.

Основой повествования является расследование загадочного происшествия или преступления. Событийный ряд выстраивается на догадках, версиях, поиске ответов главным героем, у которого хорошо развита дедукция. Психологические манипуляции в тексте помогают увести фокус внимания от сюжетной линии, которая выстроена автором так, чтобы сместить подозрения на других персонажей, реальный же преступник или загадка должны быть раскрыты лишь в финале книги. Усилить реализм текста помогают детальные описания места происшествия, характеров и примет персонажей, даже эпизодических, предпосылок к совершению преступления (поиск мотива преступника). Подозрения должны меняться, интрига сохраняться. По классике жанра, завязка, кульминация и развязка в структуре текста обязательны, нелогичные отступления или сюжетные дыры огорчают читателей, которые предпочитают вникать в линейное и последовательное развитие истории. Главные герои могут использовать приём по проработке версий с возвращением к событиям с новым подозреваемым, но это не должно отвлекать от восприятия присутствия в настоящем времени повествования. Темп зависит от композиции текста. Это может быть исторический детектив с тщательно изложенной атмосферой эпохи (не путать с попаданцами), фантастический или фэнтезийный. Читателю интересна иллюзия присутствия в событиях, проживание состояния обыграть персонажей или автора в раскрытии сюжетного замысла до финала.

Триллер.

Основной задачей данного жанра является способность вызвать у читателя нервную дрожь, напряжение, тревогу. Автор погружает в атмосферу, в которой гнетущее чувство драматизма с редкими передышками сводится к осознанию безысходности ситуации. В чистом виде триллер встречается редко, чаще всего это стиль повествования, где основная сюжетная линия боевик, детектив, ужасы или мистика. Наличие конфликта внутреннего или внешнего является центром сюжета. Сопереживание герою, мрачные образы, вкусы, запахи, скрежеты усиливают погружение. Наличие передышек в тексте помогает сохранить интерес к книге. Давление необходимо сменять эпизодами, когда читатель вникает в событийный ряд. Грань между вязким текстом и плавным ритмом при написании должна быть всегда под контролем. Саспенс ‒ сменяться надеждой, но тут же уходить в новый виток спирали, накручивая психологию восприятия, словно пружину, которая в момент кульминации сжимается так, что выстреливает от перегиба вместе с эмоциональной разрядкой читателя. В данном жанре открытый финал скорее издевательство, после которого маловероятно, что кто-то захочет прожить это снова, в других ваших книгах. Финал желателен без хвостов (закрытый), даже если это цикл произведений. Без проживания катарсиса в тексте послевкусие отрицательное. Не стоит оставлять почитателей вашего таланта в подвесе и режиме ожидания выхода новой книги, если только вы не выкладываете уже готовую серию книг, когда желание узнать что дальше ‒ гарантия покупки нового тома. Но и в этом ключе заинтересованность сюжетом должна быть сильней обиды брошенности на полуслове, это маневрирование доступно только писателям с обширными знаниями в области психологии.

Вопрос определения «Фэнтези» или «Фантастика» достаточно частый. Читатели фантастики относятся к текстам с особой любовью интеллектуального совершенства, поэтому попробуем понять разницу этих жанров.

Фантастические основы произведения всегда выстраиваются на законах науки, любые трансформации сюжета подлежат пояснению действия с точки зрения уже существующих постулатов. В фэнтези автор свободен в выборе инструментов, ход событий допустим под действием магии, либо колдовства.

Сюжет фэнтези близок к мифологии, сказкам. Фантастика больше граничит с реальностью, наличие персонажа отличной расы или строения должны быть с пояснениями от автора (пришелец, мутант, трансформер, робот).

В фантастике сюжет строится на рациональном подходе, обоснованности с точки зрения реализма или науки. В фэнтези ‒ наличие магии даёт возможность формирования событий путём оккультных влияний, но для полноты картины и в мире фэнтези не стоит грешить просто огненными шарами из неоткуда.

Фантастика рассказывает о мире будущего, фэнтези ‒ жанр, свободный от временных рамок.

Персонажи фэнтези наделяются своими талантами за счёт потомственного дара или за какие-то заслуги, в фантастике персонажи сильны своими знаниями и опытом.

В фэнтези элементы магии являются частью авторского мира. В фантастике появление «неопознанных» явлений приводит к последствиям изменения среды обитания персонажей (катастрофа, неудачный научный опыт).

Стоит отметить, что существуют произведения, в которых магия вторгается в чётко прописанный научный мир. Но не забывайте: любители фэнтези не готовы к сложным научным структурам, а фанаты фантастики не согласны отступать от своей фундаментальности. В таких ситуациях есть риск, что книга будет закрыта в момент, когда теряется один из подвидов жанра.

Мистика.

В основе мистического жанра лежит таинственность теорий о существовании иных миров за гранью реальности. Для того, чтобы читатель вжился в произведение, необходимо тщательно проработать спокойную мирную жизнь, в которой эффект сведения с потусторонним непредсказуем. Мистическая часть сюжета прорывает как тонкую пелену течение обыденности. Отсюда присутствие порталов, призывов, туманности при возникновении сверхъестественного. Для достоверности в текст хорошо вносить элементы мифологии или исторических событий, подтверждающих правдоподобность происходящего ассоциациями. Загадки мистики не могут быть раскрыты с помощью законов физики или химии, они необъяснимы, непредсказуемы. Поступки главных героев мира людей сохраняют логику до момента, когда от безысходности теряется вера в то, что можно привычными инструментами победить явление. Поведение мистических персонажей иррационально, оно не подвластно анализу или прогнозированию. Для удержания интереса читателя, предпосылки к появлению паранормального в реальности лучше прописывать на этапе развязки. Призраки, демоны, оборотни, колдуны, ангелы, пришельцы, экстрасенсы, ‒ всё это обитатели мистических сочинений. Эмоциональный фон текста ‒ в режиме нагнетания непредсказуемости событий. Описания изменений окружающей среды или поведения животных, которые предшествуют мистическим событиям, должны быть яркими, но не стоит делать это инструментом, по которому на протяжении всего сюжета читатель вычисляет близость паранормального. Туман, из которого выходит явление, в какой-то из моментов сюжета может быть просто природным явлением, ворона каркнуть просто из вредности, а чашка разбиться от того, что её уронили. Не стоит использовать распространённые клише, которые затрут ваш персональный почерк мистика.

Ужасы (хоррор)

Жанр, основные инструменты которого ‒ страх, шок, паника. Эмоциональный вид литературы, задача которого «задеть за живое», проскакать по триггерам, якорям, сконцентрировать шаблоны дискомфорта психологической среды. Основоположником данного жанра исторически является готическая литература с её романтизацией отрицательных эмоций. Художественная и сюжетная составляющая текста должна быть глубокой, насыщенной, с погружением. Если же книга перенасыщена жанровыми трюками, есть риск получить трэш-продукт. Динамика может быть разной, зависит от задумки автора, но просто бег монстров по страницам даже с хорошим описанием мало кого увлечёт. Чем тоньше манипуляции и изысканней издёвки, тем выше вероятность, что вашу книгу полюбят, и будут ждать ещё. Уделяйте больше внимания в тексте реакциям персонажей, физическим откликам тела на воздействие. Влюбите в своего героя с самого начала, расположите к нему. Включите режим симпатии и желания поддержать. Создавайте иллюзию объёмной сюжетной коробки, в которой безысходность вызывает панику от нехватки кислорода. И не забудьте на прощание закрыть гештальты, даруя радость, что в реальности жути из произведения нет. В этом жанре читателя необходимо не просто отпустить после закрытия книги, но вызвать чувство освобождения. Нет, не тем, что как хорошо, что книга завершилась, а эмоциональной разрядкой.

Комедия

Что вызывает смех у человека? Не улыбку, не умиление, а именно смех, который невозможно удержать, даже если вашу книгу человек читает в общественном месте. Разрыв шаблона восприятия вещей, которые кажутся нам важной частью действительности. Смех ‒ это всплеск. Юмор бывает разный: сарказм, чёрный юмор, весёлый, безобидные шутки, бородатые анекдоты. Человек расслабляется в момент, когда позволяет себе посмеяться. Над чем мы смеемся чаще всего? Над тем, что нам близко. Сравните два подхода: вам повествуют забавную историю о незнакомом вам человеке или ту, которая произошла с тем, чьи повадки вам хорошо известны. Не просто же так, многие шутки рассказывают с жестикуляцией, пародированием, искажением мимики. Юмор в литературе ‒ это игра контрастов. Он не должен напоминать выступление стендапера, который выпаливает за три минуты несколько шуток, юмор должен вливаться в сюжет так, чтобы породить невозможность удержания самообладания. Я приведу знакомый всем с детства пример каши из рассказа Виктора Драгунского. Дениска напряжённо боролся с синдромом нелюбви к манной каше, который многим нам знаком (автор показывает героя, близкого по духу, родственную душу). Мы проживаем вместе с героем боязнь огорчить маму, которая борется за то, чтобы каша была съедена. Апогей ‒ милиционер и гражданин в шляпе, с полей которой свисает каша. Казалось бы, просто ситуация, но с точки зрения механизмов создания этой ироничной ситуации мы берём мальчика, которого читатель знает и любит, маму ‒ представителя тоталитаризма во вселенной Дениски, и кару небесную по тем временам (сотрудника милиции). Ситуация патовая, но в голове ясно отображается образ гражданина в шляпе, с которой стекает манная каша. Мы уже не боимся мамы или милиционера, шляпа с кашей нас исцелила. Так в чём же суть примера? В том, что герои в комедии должны быть яркими, тут без гротеска сложно. Юмор преувеличивает привычные качества знакомых людей, вплетая их в комичную ситуацию так, чтобы отличительные особенности персонажа играли важную роль в восприятии событийного ряда. Актуальность и уместность шуток ‒ залог вашего успеха в комедии. Что же такое неуместная шутка? Вопросы, задевающие этические нормы читателя. В остальном же, текст с активным темпом не стоит описывать детально, как: каша, средней степени вязкости, с включением комочков из пшеничной муки, кружила в воздухе, распространяя молочный аромат, и легла на драповые поля коричневой шляпы. В комедии мы подводим незаметно читателя к моменту, когда все закинутые ранее крючки сыграют одновременно. Дело не в том, что это может быть однозначно нелепый человек, с которым постоянно происходит что-то забавное, иногда контраст образа персонажа и событие становится сильной шуткой, эпизодом, от которого невозможно уйти, не рассмеявшись. Есть категория насмешек, степень глубины которых невозможно вырвать из контекста просто цитатой, она влита монументально в текст и именно о таких эпизодах потом рассказывают своим знакомым, что эту книгу однозначно стоит почитать.

Современный любовный роман

Популярность данного жанра объясняется тем, что многие читательницы, даже повзрослев, в душе остаются девочками. Вера в сказки, принцев и чудеса ‒ это то, что привлекает в данном жанре целевую аудиторию. Влюбите в главного героя с первых страниц, наделите героиню качествами свойственными многим обычным женщинам, создайте симпатию к персонажам. Как выразилась одна из топовых авторов жанра: «Нет смысла придумывать что-то новое в СЛР, пишите «Красавицу и чудовище» или «Золушку» на современный лад», ― это не призыв к плагиату, это о психологии сюжета. Не стоит перегружать книгу сложными предложениями или терминами, философией или психологией. Повествование должно происходить в рамках простоты и лёгкости. В отличие от других жанров, представительницу целевой аудитории любовного романа представить достаточно просто, пишите для женщин, несчастных в любви, а кто уж она по профессии и сколько ей лет ‒ значения имеет мало (речь не о возрастном цензе книги). Подарите ей ощущение мечты, которая сбылась, сказки с хорошим финалом, и она с умилением будет ждать ваших новых книг.

Охватить все литературные жанры в одной главе сложно, а с учётом того, что этот список обновляется регулярно, для этого потребуется отдельная книга. Моя задача не состоит в том, чтобы создать полную классификацию жанров, я хочу вам помочь определиться с тем, какой стиль реализации авторского потенциала вам подходит. Писательское мастерство в разновидностях его изложения идёт в ногу со временем, порой, появление нового жанра напоминает нигилизм с долей саботажа. Трансформацию свободы самовыражения можно проследить, анализируя новоиспечённые жанры:

ЛитРпг

Жанр пришёл в литературу из интернета, изначально это были просто фанфики по мотивам любимых компьютерных игр. Фантастическая литература на грани киберпанка и попаданства, сюжет разворачивается в виртуальной реальности.

Слипстрим

Ричард Дорсетт обсуждал с Брюсом Стерлингом книги в жанре фэнтези, для которых не было названия категории. Тексты в этом жанре выходят за общепринятые рамки и нормы, обескураживая нелогичностью, сюрреализмом. Основным приёмом передачи замысла автора служит когнитивный диссонанс.

Реализм Аспергера

Природа появления данного жанра взяла свои корни из ярлыка литературных критиков в адрес текстов альтернативной литературы. Произведение лишено эмоционального фона, описание событий при помощи переписки в соцсетях, СМС, электронных писем. Синдром Аспергера является нарушением психического развития, трудностями в социальной адаптации.

Улипо

Экспериментальное направление в литературе, которое создали математики и писатели, исследуя потенциал языка. Задаются параметры искусственного ограничения самовыражения автора (например, текст без глаголов, местоимений, или определённых букв)

Бизарро-фикшн

Тексты современной литературы, в которых применяются элементы абсурдизма, сатиры, гротески. Поп-сюрреализм, треш, чёрный юмор. Поджанр странной прозы (вирда). Отличительная черта ‒ детализация описаний, вызывающих отвращение.

Дигитальная литература

Произведения, созданные при помощи технологий без возможности воспроизведения вне этой технологии. Основой подобной литературы является не смысловая нагрузка, а манипуляции с языком, как с инструментом. Включение в текст анимации, интерактива и мультимедийного контента исключает публикацию в других форматах.

Поэзия фларф

Собрание в стихотворную форму цитат и запросов из поисковиков в произвольной последовательности. Авангардное поэтическое движение, превратившееся в жанр, появилось в 2001 году.

Эмодзи-романы

Пересказ известных текстов при помощи смайлов, эмотиконов и эмодзи.

Эргодическая литература

Тексты, требующие нетривиального подхода от читателя. Нелинейное повествование заводит в лабиринт, в котором осмысление текста включает работу пути. Кибертекст, в котором текстовое сопровождение следует не метафорам, а топологическим структурам.

Споэтри

(Спам-поэзия) метод создания схож с поэзией фларф, но за основу берутся строки из почтовых рассылок.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книжный продюсер предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я