Эта книга о том, как играть с ребёнком, как вдохновить игрой и как создать подходящие условия для формирования самостоятельной игры. Её автор — Валентина Сергеевна Антонович (Юрчик), бакалавр теологии БГУ, преподаватель этики, эстетики и культурологии, арт-терапевт и сертифицированный специалист в области прикладного анализа поведения, BCaBA. Рекомендовано для специалистов, занимающихся обучением детей с РАС, супервизоров, инструкторов, родителей и студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов университетов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Играючи! Сказ о том, как научить играть любого ребёнка» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава первая. Этапы игры
Игра — это лакмусовая бумажка развития ребёнка. По большому счету, для определения уровня понимания речи, коммуникации, моторной регуляции и имитации вам нужно всего лишь качественно понаблюдать за игрой ребёнка, а также спровоцировать несколько игровых ситуаций. Причём, что особо ценно для меня как специалиста в области анализа поведения, так это то, что всё вышеперечисленное ребёнок демонстрирует по собственной доброй воле! Сам, на радость себе и окружающим, малыш в игре тренирует необходимые для будущей самостоятельной и осознанной жизни навыки.
Ну не прелесть ли? Вот и мне нравится!
Чтобы определиться, как же помочь ребёнку в игре, как научить его играть, вдохновить на новые игровые подвиги, мы должны пройтись по трём пунктам нашей программы:
1. Наблюдение за игрой ребёнка;
2. Определение игрового этапа ребёнка;
3. Составление стратегии подсказок.
В данной главе мы займемся первыми двумя пунктами.
Прошу вас не торопиться. Игрушки, естественно, важны, но не они главная ценность и основная цель в игре. Главное — определить актуальный уровень мышления ребёнка (то, как он концентрируется, что для него важно, что доставляет ему радость), и подтолкнуть в игре на чуть более высоком уровне. Многие мои клиенты-родители приходят с грустью, что скупили малышу полмагазина ярких, классных игрушек, которых у них в детстве никогда не было, а он поиграл вечер — и всё, не интересно. Так бывает. Игрушки становятся ценными, когда ребёнок понимает и использует их функционал. Он знает, КТО это, ему интересны действия, которые совершает этот герой, он их сам «проигрывает» регулярно. Поэтому не стоит бежать впереди паровоза, ценность игрушки формируется не сразу.
В формировании игровых навыков ребёнка имеют фундаментальное значение четыре пункта:
1. Внимание ребёнка к тому, что вокруг него происходит. Ориентировочная реакция на движение, шумы, и, что, наверное, важнее всего — на человека рядом! Что он делает? Чем? Когда ребёнок смотрит на то, на что смотрите и вы, это называется разделённое внимание. Если ребёнок сам привлекает ваше внимание к чему-то для него интересному, то это называется инициирующее внимание. Собственно, чем продолжительнее внимание у ребёнка, тем лучше для его развития.
2. Мотивация и эмоциональное возбуждение, оживление на новые стимулы, на игровую среду. Чем больше у ребёнка радости от разных игр и игрушек, чем легче он воспринимает новое, тем лучше формируется игровое поведение.
3. Также огромное значение в уровне игры ребёнка имеет такой навык, как имитация (подражание). Посмотрел малыш, как папа смешно делает «бррр» губами, взял да повторил! Мама меняет масло в машине — малыш в игре тоже ковыряется в игрушечной машинке, и т. д. Подражание невозможно без двух вышеуказанных пунктов (внимание и мотивация), так как имитация — это повтор ребенком увиденного и услышанного, изначально имитация запускается исключительно на эмоциях (желательно приятных), да и повторять что-то, предварительно не увидев этого, довольно трудно. Умеет ли ребёнок по собственной доброй воле имитировать действия значимых взрослых, а также интересное поведение других людей, животных, мультипликационных персонажей? Когда ребёнок достигает уровня, на котором вы можете уверенно ответить: «Да!» на эти вопросы, его умение играть будет выше, чем у ребёнка, который пока что не заинтересован в имитации.
4. Моторные навыки. Сюда мы относим как возможность ребёнка манипулировать предметами/игровыми материалами, так и его умение запоминать и демонстрировать моторные программы, цепочки действий. Может ли ребёнок самостоятельно без подсказок надеть колготки? Поесть вилкой и потом поставить тарелку в раковину? Положить любимое блюдо в тарелку, тарелку в микроволновку, включить микроволновку и дождаться звукового сигнала, чтобы достать еду и насладиться ей? Чем больше в течение дня ребёнок показывает нам таких цепочек (без подсказок, всё сам-сам!), тем лучше и для игры.
Также очень важно осознавать, что к ножке длиной 10 см нельзя примерять ботинки взрослого 43 размера: для каждого возраста — своя игровая эпоха, свои игровые этапы, свои характеристики. Примеряя игру в машинки к ребёнку 6 месяцев от роду и наблюдая, насколько же малышу неинтересен транспорт, можно не на шутку расстроиться и даже рассердиться, мол, да как так-то! Мой ребёнок какой-то не такой?.. И игрушка красивая, яркая, да и на этикетке написано 6 м+! Чего он не играет, а? А он и не должен ☺. Давайте соотнесём психологическую «длину стопы» с игровыми материалами. Так сохраним и свой настрой, и, скорее всего, будем покупать ребёнку более подходящие игрушки.
Маркетинг игрушек
Я смотрю на игрушку семимесячной дочери. Это лисичка с вытаращенными глазами, собранная из лоскутков разнообразных тканей, различной фактуры, цветов, рисунков, со встроенным музыкальным механизмом. Она яркая, весёлая, её интересно трогать, облизывать, дочка её очень любит. Естественно, она ей манипулирует исключительно сенсорно. Это игрушка?..
Моя Таня любит играть и с пустой пластиковой бутылкой из-под воды: та крутится при нажатии, издаёт всякие шуршащие громкие звуки, в общем, красота. Это игрушка?
Когда ребёнок с аутизмом играет с верёвочками — игрушка ли это? А Хагги Вагги? Барби? Фарфоровая статуэтка Лунтика?
…Не мне вам объяснять, что все профессии нужны, все профессии важны. Например, работа человека, который делает игрушки. Или профессионала, задача которого успешно продавать эту игрушку. Отдельно стоит специалист, цель которого — самостоятельная игра вашего ребёнка, его игровые умения и фантазии. Поверьте, это всё совершенно разные люди.
Игрушка для продажи — яркая, звенящая, малофункциональная в том смысле, что С НЕЙ МОЖНО играть только так, как задумал автор (если мы не говорим об очень высоком уровне фантазийной игры, там у нас можно всё и вся адаптировать под нужды воображения), а желательно — нажать на кнопку и просто наслаждаться видом. Это игрушка фактически одноразовая, чтобы словить секундную мотивацию ребёнка здесь и сейчас и не иметь возможности интегрировать её в игру завтра или через год, два. Этой игрушкой НЕ НУЖНО учить играть. Она сенсорного, интуитивного плана.
Игрушка-игрушка — это предмет многофункциональный, включающий несколько моделей поведения. Например, зайка. Он прыгает, ест морковку, шуршит ушками (сенсорные штучки никто не отменял, что вы!). Чашечка — можно переливать воду, играть в чаепитие, насыпать чечевицу, надевать как шапку. Однако, как правило, играть такими игрушками либо нужно учить, либо ребёнок сам наблюдал эти действия (видел, как ездят машинки по дороге, мультик посмотрел и давай катать их по дорожке!), то есть такие игрушки требуют большего включения игрового сообщества. Помогает наблюдать за игрой детей постарше, играть с кем-то поопытнее. На худой конец можно посмотреть видео про этого персонажа.
По сути, нет ничего плохого в игрушках “для продаж». И у моего ребёнка этого добра хватает. Во-первых, они красивенькие. Во-вторых, они на время высвобождают вам руки. Уже немало, согласитесь?
Проблема может возникнуть, если у вашего ребёнка ВСЕ игрушки именно такие. Тогда может быть затруднительно их переводить на следующие уровни игры. Игрушку игрушкой делаете именно вы и ваш ребёнок, ваши действия, ваши смысли, ваши роли. А задача создателей — не нагромождать в одной игрушке кучу механизмов, которые будут мешать потом сажать игрушку в кабину, кормить её, носить на ручках, и прочее.
Этапы игры
Очень не люблю привязывать навыки к возрастным нормативам. Это вызывает у родителей волны тревоги, а их и так у них множество. Нам важнее ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ навыков у ребёнка, чем их ПОЯВЛЕНИЕ в определенном возрасте. Помните, важно, чтобы ребёнок проявлял нужные нам умения часто, самостоятельно, в удовольствие. Для этого нужно хорошенько потоптаться на каждом этапе.
Какие же есть этапы игры? Пройдемся по основным. Итак:
1. Сенсорная игра (до 1,5 лет);
2. Манипулятивная, функциональная игра (до 3 лет);
3. Сюжетная игра (3–4 года);
4. Ролевая игра, игра с воображением (4 — и до бесконечности);
Звучит вполне логично и совершенно не сложно, и это так и есть. Вопросы начинают возникать и туманить мозги исключительно в тот момент, когда наш взор поднимается от страниц книги и опускается на реального, живого ребёнка. А что он делает, совершенно непонятно. Бегает, руками трясет, но вот у логопеда играет с игрушками, повторяет и иногда может сам машинки покатать, это сюжетная игра, так?
А вот не так. Давайте разбираться. При определении уровня игровых навыков мы смотрим на:
1. То, что ребёнок делает ОДИН.
2. То, что он делает В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ.
3. То, он делает РЕГУЛЯРНО! То есть мы можем наблюдать приблизительно одну и ту же картину в течение недели во все периоды свободного времени ребёнка.
4. Продолжительность игры ребёнка.
5. Сложность игры ребёнка.
А вот здесь поподробнее. Смотрим, какие движения делает ребёнок, и считаем их количество. Например, пересыпает песочек. Берёт в руку песок, чуть приподнимает и сыпет из руки на пол. И так минут 10. Это один компонент! А если сыпет из руки, а потом в чашку, а из чашки на пол — это уже два компонента. Может делать то так, то эдак. Или пример из игры с игрушками: катает машинку туда-сюда — один компонент. Катит в конкретное место и там оставляет — два компонента! Катит куда-то и там сажает игрушек в машинку — уже три!
Также отметим, что ребёнок может бегать туда-сюда, прыгать по дивану или кровати, трясти кистями, постоянно раскачиваться, и это поведение мы отнесём к ДОИГРОВОМУ ЭТАПУ. Игра — это деятельность с использованием материалов окружающего мира (в дальнейшем это могут быть абстракции, фантазийные элементы) и их изучение. Если ребёнок демонстрирует одно и то же навязчивое поведение с собственным телом — это самостимуляция (шевелить пальцами перед глазами, раскачиваться, кружиться и т. д.). В целом самостимуляция свойственна ВСЕМ живым организмам, и это нормальное явление. Однако если вы теребите волосы, грызете шариковую ручку, дрыгаете ногой, а вас позовут — вы прекратите и «включитесь» в социум. Проблема самостимулятивного поведения в том, что оно может быть настолько нужным и простым, что ребёнок не способен так легко выйти из него. И при любой свободной секундочке не играет, не скучает, не учится, не общается, а демонстрирует самостимуляцию. Самостимуляции возникают как защита от новых стимулов окружающего мира, они блокируют всё «опасное» для ребёнка, характеризуются моторными стереотипами, проявляются повышенным возбуждением и предпочтением ребёнка этой деятельности.
Виды самостимулятивного поведения по сенсорным системам:
1. Визуальные (стимуляция глаз, наблюдение под разными углами за светом)
2. Оральные (всё тянет в рот)
3. Тактильные (стимуляция пальчиков, кожи)
4. Проприоцептивные (надавливание)
5. Вестибулярные (беготня, кружение, качание)
Виды самостимулятивного поведения по функции:
1. Физическое. Если у ребёнка присутствуют сенсорные дефициты (гиперчувствительность, малая чувствительность, поиск ощущений), то самостимуляция — потребность сохранения баланса ощущений. Когда сильно чешется, условно, не до изучения мира.
2. Психическое. Самостимуляция как ритуал. У детей с нарушениями речи отсутствует возможность контроля действительности, которая им необходима. Куда мы едем? Зачем? Когда мама придёт? И ребёнок создает себе множество ритуалов, заполняющих пустоту, незнание, неуверенность. И вместо новых игрушек — привычные моторные действия.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Играючи! Сказ о том, как научить играть любого ребёнка» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других