О судьбах народов и человечества

Валентин Юрьевич Катасонов, 2019

Книга представляет собой сборник очерков, посвященных творческому наследию выдающегося православного мыслителя XX века святителя Николая Сербского. Значительное количество работ святителя было посвящено теме судеб различных народов и государств – начиная с ветхозаветных народов (включая еврейский) и кончая Европой XX века (с объяснением духовных причин двух мировых войн). В предлагаемых очерках воедино собраны ключевые идеи святителя по указанной теме. Автор очерков размышляет о судьбе современной России и русского народа, опираясь на идеи великого сербского мыслителя. В книге также рассматриваются мысли святителя Николая Сербского по вопросам нравственности, экономики, политики, истории, права, культуры, науки, образования и просвещения. В каждом очерке автор стремится давать короткие выводы, которые могут послужить ключом к пониманию сложной картины мира XXI века с позиций Православия.

Оглавление

Из серии: Метафизика истории

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О судьбах народов и человечества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел I

Как погибают народы и государства

Если народ не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!

Святая Блаженная Матрона Московская

Ханаан

Каковы были эти народы, когда Иаков оставил Ханаан и переселился в Египет, таковы были и после 430 лет, когда Израильский народ вернулся в Ханаан. Эти народы были сильнее и многочисленнее Израиля (Второз. 7, 1), но духовно они были уже мертвы.

Святитель Николай Сербский. Война и Библия

Сегодня мировая общественность очень озабочена процессом исчезновения многих видов животных, рыб, птиц, насекомых и растений. Некоторые эксперты говорят, что каждый день с лица Земли исчезает по крайней мере один вид. Другие оценивают скорость исчезновения несколькими видами в день. Сколько всего видов флоры и фауны ушло в небытие за всю историю существования Земли, никто определенно сказать не может2. Проблемой исчезающих видов животного и растительного мира сегодня озабочены тысячи экологических организаций нашей планеты, Организация Объединенных Наций и различные ее специализированные органы. Проводятся бесконечные национальные и международные конференции, конгрессы и иные форумы, посвященные данной проблеме, получившей статус глобальной.

Нет спора, указанная проблема очень серьезна и таит угрозы человечеству. Но вот что удивительно: гораздо меньше внимания уделяется угрозе исчезновения с лица Земли людей. В том числе их сообществ — народов, племен, этносов, цивилизаций, культур. То есть всего того, что мы относим к главному творению Бога — человеку. А ведь это не только потенциальная угроза. Конечно, потери отдельных народов, племен и этносов в результате войн, стихийных природных катаклизмов или эпидемий могут компенсироваться естественным приростом численности людей в рамках соответствующих национально-этнических групп. Но в некоторых случаях такого восстановления не происходит. Народы и племена (назовем их «молекулами человечества» или «видами человечества») исчезают с лица Земли бесследно. Обидно, что ученые и общественные активисты уделяют этой проблеме крайне мало внимания. Сейчас в мире насчитывается почти три с половиной тысячи разноязыких народов и племен. Из них лишь триста относятся к так называемым великим, то есть насчитывающим свыше одного миллиона человек. Как писал на излете прошлого века Василий Яналов, «практически все народы проходят естественный цикл развития: рождение, расцвет и угасание. Период рождения новых этносов растягивается на века. Гибель происходит в относительно короткий срок. В текущем столетии с лица земли исчезли десятки народов»3. Серьезных исследований на тему исчезновения «видов человечества» почти нет. Есть оценки потерь в отдельных регионах мира за определенные периоды времени. Например, в результате колонизации европейскими конкистадорами Америки исчезло около тридцати коренных народов и племен (ольмеки, перику, монки, эри и т.д.). На Кавказе в прошлом веке исчезли убыхи и ассимилировались карабулаки4. Нет даже примерной инвентаризации общемировых потерь подобного рода за последние несколько веков. Тем более нет глубокого осмысления причин таких потерь. Списать все на войны, природные катаклизмы и эпидемии удается не всегда5, поскольку одни народы под действием таких причин исчезают, а другие выживают и даже укрепляются.

Как это ни странно, наилучшей книгой, раскрывающей тему исчезновения народов, оказывается Священное Писание, особенно его первая часть — Ветхий завет. На это обращает внимание святитель Николай Сербский в своей небольшой книжице «Война и Библия» и ряде других работ. Он скрупулезно изучает судьбу некоторых древних народов, фигурирующих в Священном Писании, которые исчезли с лица Земли еще до Рождества Христова. История этих народов очень поучительна. Особо обратим внимание на седьмую главку «Войны и Библии», которая называется «Семеро осужденных на смерть». Речь идет о семи народах, населявших землю Ханаанскую. Напомню, что Ханаан — западная часть Плодородного полумесяца. Плодородный полумесяц — условное название региона на Ближнем Востоке, в котором в зимние месяцы наблюдается повышенное количество осадков. Название является переводом английского термина «Fertile crescent», впервые использованного американским археологом Дж. Г. Брэстедом (1865–1935) в его книге «Древние тексты Египта». Территория получила такое название из-за ее богатой почвы и очертаний, напоминающих полумесяц. Состоит из Месопотамии и Леванта, который, в свою очередь, делится на историческую Сирию и историческую Палестину6.

Слово «Ханаан», как считают ученые, означает «страна пурпура»; это имя в древности носила собственно Финикия, а в библейские времена — страна, простирающаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря. Ханаан в целом так же известен как Земля обетованная. Так вот семью народами, населявшими Ханаан, были: хеттеи, гергесеи, аморреи, хананеи, ферезеи, евеи и евусеи. Эти народы уже существовали и процветали в те времена, когда Израиль как народ (сыновья Иакова и их потомки) еще только складывался. Что пишет святитель Николай Сербский об этих народах?

«Каковы были эти народы, когда Иаков оставил Ханаан и переселился в Египет, таковы были и после 430 лет, когда Израильский народ вернулся в Ханаан. Эти народы были сильнее и многочисленнее Израиля (Второз. 7, 1), но духовно они были уже мертвы»7.

Святитель раскрывает содержание своих слов о духовной смерти ханаанских народов: «Все эти народы отпали от Бога, Единого и Живого, попрали Божий Закон, предались идолопоклонству и, что неизбежно, крайней безнравственности. Ни милость, ни наказание Божьи не касались сердец их, так как и милость, и наказание Всевышнего приписывали они не Богу, а диаволу. Их вера была лишь верой в дьявола; их страх был страхом дьявола, и союз их — союзом с дьяволом».

Бог сделал сынов и потомков Иакова народом богоизбранным и дал этому народу «зеленый свет» занять землю Ханаанскую («Землю обетованную»). Господь не только наградил евреев этой землей, Он еще возложил на этот народ задачу уничтожить поклонников дьявола, проживающих в Ханаане: «Израильтяне должны были сдунуть их, как пыль; срубить, как подсеченное дерево, и похоронить их, как мертвых. Именно это и приказал Господь сделать Израилю, когда войдет в обетованную землю (Втор. 7, 2)».

Многие читатели Ветхого завета обращают внимание на ту жестокость, которую проявлял Израиль в борьбе с язычниками на своем пути к «Земле обетованной» и в ходе борьбы за Ханаан. Некоторые мало подготовленные читатели возмущаются этими сценами насилия и крови. Даже некоторые теологи и богословы пытаются «исправлять» Священное Писание, полагая, что подобное насилие никак не соотносится с Богом, Который есть Любовь. Святитель Николай Сербский отвечает таким «критикам» Священного Писания: «Некоторые протестантские толкователи Святого Откровения не видят в этом Божиего милосердия или говорят, что Моисей заблуждался. Как это, мол, так, что такое жестокое распоряжение могло изойти от Бога, спрашивают они. Должно быть, Моисей заблуждался? — Ни то, ни другое. Здесь нет ни жестокости Божьей, ни заблуждения Моисея. Разве не заслужили смерть и вечную смерть люди, сотни лет попиравшие имя своего Создателя и закон Его, сотни лет воевавшие против Него? Нельзя поднимать вопроса о милости Божьей, пока не будут поняты все страшные богоборческие грехи и пороки этих народов. Да и кто может оспаривать право огородника истреблять в своем огороде захирелые овощи и насаждать здоровые? И кто может до конца проникнуть в глубины Божиего Промысла? Несомненно, что, во-первых, своею развращенностью народы эти уже давно заслужили свою гибель; во-вторых, Господь хотел здесь испытать веру и послушание израильского народа, как некогда испытывал Авраама, приказав принести в жертву единственного сына».

Не сразу и не безропотно израильтяне выполнили задание Бога, поскольку и сами все время уклонялись с путей Господних. «Богоизбранным» народом их можно было назвать с большой натяжкой. Поэтому и сами израильтяне терпели поражения в военных сражениях и несли различные наказания от Бога. Так постепенно Господь воспитывал свой «избранный» народ. Выполнить порученное Богом задание евреи смогли лишь после смерти Моисея, когда их возглавил Иисус Навин: «Когда после смерти Моисея во главе войска и всего израильского народа стал Иисус Навин, то народ этот быстро и победоносно пошел вперед, стирая с лица земли эти осужденные на смерть народы. “Не отступай от закона ни направо, ни налево”, — сказал ему Господь в самом начале войны. “Пусть не отходит эта книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, чтобы тебе тщательно исполнять все, что в ней написано; потому что тогда ты будешь благополучен в путях твоих и тогда будешь иметь успех. Будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; потому что с тобою Господь Бог твой, куда ни пойдешь” (Ис. Нав. 1, 7–9). Этот военачальник был до конца жизни верен и во всем послушен Богу, не погрешив ни в одной заповеди Божьей. Если бы не было порой греха, то есть неисполнения заповедей Божьих, среди воинов его стана, то все эти семь народов были бы быстрее истреблены и похоронены, как мертвые».

Святитель предлагает читателям извлечь уроки из истории семи ханаанских народов: «Страшная судьба семи осужденных на смерть народов учит нас, что:

1) ни один народ не может жить мирно, греша против Божиего закона;

2) грех является возбудителем войны; и сколько бы грешный народ ни выказывал свое миролюбие, война должна его поразить;

3) наказывая богоборческий, отпавший от Бога народ, Господь иногда посылает на него и отдаленные народы. Так, для наказания ханаанских язычников были приведены из Египта израильтяне. В наказание европейцам были из далекой Азии посланы Аттила и Чингисхан; в наказание испанцам — сарацины, а балканцам — турки».

Содом, Тир, Сидон, Помпея

И устроил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи. Вот, Господь сделает его бедным и поразит силу его в море, и сам он будет истреблен огнем.

Зах. 9, 3–4

Тогда начал Иисус укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

Мф. 11, 20–22

Напомню, что в предыдущей статье мы говорили о судьбе семи ханаанских народов, опираясь на оценки и выводы святителя Николая Сербского. Святитель говорил о таком средстве уничтожения народов, как войны.

Но могут быть и другие средства — наводнения, землетрясения, извержения вулканов, природные катаклизмы, эпидемии и т.п. Не следует забывать, что самое масштабное уничтожение людей — Всемирный потоп. Он произошел в XXI веке до Р.Х. Может быть, в абсолютном выражении масштабы уничтожения людей были не самыми рекордными в истории человечества. По разным оценкам, накануне потопа в мире проживало от 10 до 15 млн человек8; все они были поглощены морской стихией — выжил лишь Ной с семейством. В относительном выражении это была вселенская катастрофа, прообраз тех катастроф, которые описаны в Апокалипсисе (в последние дни человеческой истории бо́льшая часть человечества также погибнет, только не от водной, а огненной стихии).

Святитель вспоминает и другие случаи гибели народов и государств: «Жители Содома и Гоморры были такими же духовными мертвецами, и вышняя сила послала на них огонь и пепел, чтобы похоронить их. Такими же были Тир и Сидон, и война их истребила. Такова была и Помпея, за что и погибла под огнем и пеплом». Содом и Гоморра, Помпея погибли не от войн, а от природных катаклизмов.

Согласно Библии, во времена Авраама Содом, который находился вблизи Мертвого моря, был цветущим и богатым городом. Рядом с ним находились города Гоморра, Адма, Севоим и Сидон, которые образовывали содомское пятиградие. Жители этих городов «были злы и весьма грешны» (Быт. 13, 13), поэтому «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Быт. 19, 24–25). В Библии также говорится, что вместе с Содомом и Гоморрой около 3900 лет назад были уничтожены Адма и Севоим.

В работе «Война и Библия» (раздел «Исполнение пророческих слов о войнах») святитель подчеркивает, что «Содом и Гоморра погибли не от войны, а от мира — от мира без Бога». И в этой связи он приводит несколько высказываний пророка Иезекииля: «Ибо Я отнял у этого народа мир Мой, говорит Господь» (Иер. 16, 5). «За что же Благой Господь отнял мир у народа? — вопрошает святитель. — За то, что “устами своими говорят другу своему мир, а в сердце своем готовят ему засаду. За это ли не наказать их?” (Иер. 9, 7–8). За их двуличность и лицемерие “брошены будут трупы людей, как навоз на пол, и как снопы позади жнеца, и некому будет собрать их” (Иер. 9, 21)».

Святитель упоминает города Тир и Сидон. Это были крупнейшие финикийские города. Финикия (греч. «страна пурпура») — древнее государство, находившееся на восточном побережье Средиземного моря с центром в современном Ливане. Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремеслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200–800 годы до нашей эры. Тяжелым ударом для финикийской торговли впоследствии стало падение и окончательное разрушение Карфагена. В I веке до Р.Х. Финикия была завоевана царем Великой Армении Тиграном Великим9.

Тир был самым главным городом Финикии в древние времена. Иезекииль, пророк, живший в VI веке до Р.Х., предсказывал, что камни, деревья и земли Тира будут брошены в море и на том месте останутся только голые скалы (Иез. 26, 12–14). Все, что предсказывал пророк Иезекииль и другие пророки в отношении Тира, сбылось. Это интереснейшая захватывающая история. В своей известной работе «Слово о законе» святитель пишет: «Почему погиб Тир, торговый город, богатый и роскошный? Стал он гордиться богатством своим и преследовать тех, кто держится Бога. Поэтому и погиб безвозвратно. “…Твоим разумом ты приобрел себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра, — говорит пророк Иезекииль, — …посредством торговли твоей ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим” (Иез. 28, 4–5). “Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои, — говорит Господь устами пророка, — и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле… и не будет тебя во веки” (Иез. 28, 18–19)»10. В работе «Война и Библия» (раздел «Исполнение пророческих слов о войнах») святитель ссылается еще на одного пророка — Захарию, который также предвещал смерть Тира: «И устроил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи. Вот, Господь сделает его бедным и поразит силу его в море, и сам он будет истреблен огнем» (Зах. 9, 3–4). Святитель комментирует: «Следовательно, нисколько не помогают ни серебро, ни золото, если переполнится чаша беззаконий и нечестия и если замахнется [на кого-либо] рука Господня». Последняя страница истории Тира: Александр Македонский долго осаждал город, сломил оборону, опустошил и сжег город. Вот что говорил о бесславном будущем Тира Иезекииль: «…Будут искать тебя, но уже не найдут тебя» (Иез. 26, 21). Так оно и получилось. Археологи не могу найти ни его центра, ни определить, где проходили стены города11.

Рассказывая в «Войне и Библии» о Сидоне, еще одном процветающем городе Финикии, святитель Николай Сербский приводит следующее высказывание пророка Иезекииля: «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки» (Иез. 28, 18–19). И следующим образом комментирует эти слова пророка: «В самом деле, сегодня едва ли могут указать место, где некогда высился Сидон. А в ту пору он был чрезвычайно богат, чрезмерно “культурен”, но донельзя горд и нечестив». Можно привести и другие слова Иезекииля, рисующие будущее Сидона: «…И скажи: вот, Я на тебя, Сидон, и прославлюсь среди тебя, и узнают, что Я — Господь, когда произведу суд над ним и явлю в нем святость Мою; и пошлю на него моровую язву и кровопролитие на улицы его, и падут среди него убитые мечем, пожирающим его отовсюду; и узнают, что Я — Господь» (Иез. 28, 22–23). Во времена после Иезекииля и до Иисуса Христа в Сидоне побывало много завоевателей: ассирийцы, вавилоняне, египтяне, греки и, наконец, римляне. Ирод Великий бывал в Сидоне. Сообщается, что Иисус Христос и Святой Павел тоже его посещали. Город был в конце концов завоеван арабами, а затем турками-османами. Некоторые полагают, что Сидон в отличие от Тира полностью не исчез, и считают, что нынешний ливанский город Сайда находится как раз на том месте, где когда-то стоял цветущий и богатый Сидон, о котором вспоминали ветхозаветные пророки и Сам Спаситель. Напомню слова Иисуса Христа: «Тогда начал Иисус укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам» (Мф. 11, 20–22).

Святитель также упоминает исчезнувшую Помпею. Ее Бог (так же, как и Содом и Гоморру) уничтожил не оружием врагов Помпеи, а силами природы. Все помнят картину русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Помпеи — древнеримский город, погибший в одночасье 24 августа 79 года в результате извержения вулкана Везувия. Город был в высшей степени развращенный, он вполне мог по этой части конкурировать с Содомом и Гоморрой. Кстати, гору Везувий на протяжении многих веков после этого называли «горой назидания», а сегодня в постхристианской Европе это название почти совсем забыто12.

Конечно, в Библии говорится о судьбах еще многих других народов, кроме тех, которые мы рассмотрели выше. Святитель Николай Сербский в своих работах обращается к их историям и каждую из них сопровождает назидательными выводами. Об этих новых поучительных историях мы поговорим в следующий раз.

Вавилон

Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали. Внезапно пал Вавилон и разбился.

Иер. 51, 7–8

Сейчас мы поговорим о судьбе Вавилона, которому святитель Николай Сербский также уделяет немало внимания в работах «Война и Библия», «Слово о законе» и других.

Вавилон — одновременно и город, и государство, и империя. О нем, между прочим, говорится не только в Ветхом завете, но также в Новом завете (в последней книге, называемой «Апокалипсис», или «Откровения от Иоанна»). Филологи и историки говорят, что в переводе с древних языков Вавилон означает «врата бога» (или «врата богов»). Вавилон — не только реальная история, но и символ. Причем символ, который присутствует в нашей сегодняшней жизни.

Во-первых, это символ богоборчества, связанный с Вавилонской башней, которую пытался строить Нимрод — сын Куша и внук Хама (как нам сообщает Книга Бытия). Нимрод — царь, владения которого составляли «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10, 10). Это были времена раннего Вавилона. Целью проекта башни было стать вровень с Богом или даже выше Его. А также застраховаться от повторения всемирного потопа (Нимрод наивно полагал, что в случае потопа сумеет спастись на своем «небоскребе»). Как известно, Вавилонская башня была разрушена, а местность, где еще недавно кипела стройка, на долгое время пришла в запустение.

Во-вторых, Вавилон — символ смешения людей, толпы. Нимрод собрал строителей башни со всех городов и весей. Это была, выражаясь современным языком, «стройка века», в которой, как полагают историки, была задействована бо́льшая часть тогдашнего человечества. После разрушения башни ее строители были разметены по лицу земли. Образовались общности людей, говоривших на разных языках, появились те самые народы, о судьбе которых говорит святитель Николай Сербский.

В-третьих, это символ богатства и славы. Этот символ восходит уже к позднему Вавилону. После разрушения башни Вавилон долгое время был захолустьем, далекой провинцией. Но в II–I тысячелетии до Р.Х. он постепенно превращается в большой город, вокруг которого возникает Вавилонское царство (Вавилония). Это уже не просто царство, это величайшая империя своего времени. Наивысший подъем экономической и культурной жизни Вавилона связывается с эпохой правления Навуходоносора II (VI век до н.э.).

В-четвертых, это символ того, что «ничто не вечно под луной» (как сказал премудрый Соломон). После упомянутого царя Навуходоносора II начался быстрый закат славы и богатства города и царства. К началу новой эры от столицы Вавилонии остались одни развалины. Место стало пустынным. А позднее (в Новое время) историки и археологи не могли даже точно определить, где же находился Вавилон.

Судьбы Вавилона хорошо описаны в книге пророка Даниила. Согласно Библии, Даниил обладал от Бога даром понимать и толковать сны, чем и прославился при дворе вавилонского царя Навуходоносора, а после падения Вавилона — при дворе персидских царей Кира и Дария. Между прочим, в своих пророчествах Даниил говорит о Вавилоне как империи. При этом мировую историю он толкует как последовательную смену одной великой империи другой. Закат позднего Вавилона начался прямо на глазах пророка Даниила. Это произошло после того, как Вавилония была завоевана персами в 538 году до Р.X.

Наиболее пророческими считаются главы 2 и 7 Книги Даниила. В главе 2 читаем толкование пророком сна, увиденного вавилонским царем Навуходоносором:

31 Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его.

32 У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные,

33 голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.

34 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.

35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.

36 Вот сон! Скажем пред царем и значение его.

Здесь дается повествование о земной истории человечества, начиная с царя Навуходоносора, через смену мировых империй. Империи переходили от одного народа к другому. В книге пророка Даниила сформулирована мысль, которая уже в наше время получило название теории «трансляции империи». Суть ее в том, что, по сути, в мире есть лишь одна империя. Она лишь меняет свои столицы, названия, географические границы и народы, входящие в ее состав. Каждая так называемая новая империя — на самом деле преемница предыдущей, вбирающей в себя наследство предыдущих и добавляющая что-то свое, новое13. Впрочем, вряд ли «трансляцию империи» можно отнести к разряду научных теорий. Это скорее интуитивное восприятие истории. Еще в середине позапрошлого века русский поэт Ф. Тютчев в работе «Россия и Запад» писал: «Империя не умирает. Она передается».

Большинство христианских толкователей Книги пророка Даниила полагают, что первая империя, символом которой стало золото, — Вавилонская. Впрочем, здесь трудно как-то иначе интерпретировать образ золота, поскольку Даниил прямо говорит Навуходоносору: «Ты — это золотая голова!»

37 Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу,

38 и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты — это золотая голова!

Время существования первой (Вавилонской) империи: 605–538 до Р.Х. (всего 67 лет). Формально срок первой, «золотой» империи очень скромный, он примерно соответствует продолжительности жизни человека. Но надо иметь в виду, что Вавилонская империя, в которой волею судеб оказался пророк Даниил, имела очень глубокие исторические корни. Но пророк говорит именно об империи, а не о царстве.

Вторая империя (серебро) — Персидская, точнее Мидо-Персидская. Начало империи положил царь Кир, освободивший еврейский народ из вавилонского плена и даже оказавший содействие в восстановлении Иерусалимского храма. На протяжении всего существования империи там правила династия Ахеменидов: 550 — 331 до Р.Х. (всего 219 лет). Вавилония вошла в состав державы Ахеменидов в качестве автономного царства.

Третья империя (медь) — Греческая. Датировка: 331–146 до Р.Х. (всего 185 лет). В учебниках по истории этот период истории часто называют эпохой эллинизма. Примерно четыре десятилетия эпохи — походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и ее распад на ряд эллинистических государств. Еще около века — расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры при сохранении независимости эллинистических государств. В 197 году до Р.Х. римляне нанесли поражение Македонии в битве при Киноскефалах. После этого римляне стали постоянно вмешиваться во внутренние дела греков, поддерживая олигархические слои против демократии. В 146 году до Р.Х. вся Греция оказалась под властью Рима.

Формально эллинистический период истории Греции просуществовал еще более века. Но это уже было время упадка греческой государственности. С утверждением Римской империи в 27 году до Р.Х. Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя (кроме Афин, которые номинально считались свободным городом).

Четвертая империя, символом которой стало железо, — Римская. Железо символизирует крепость Римской империи. Четвертая империя (царство) будет не просто символом крепости и вечности. Она будет силой (железом) «раздроблять и сокрушать» другие народы и государства, расширяя свои границы и влияние в мире. Началом четвертого царства определен 146 год до Р.Х. как дата разрушения Римом Карфагена. После этого Рим стал абсолютным властителем мира. Некоторые толкователи определяют конец четвертой империи 476 годом по Р.Х. Получается, что всего она просуществовала 622 года. Однако это понимание Римской империи в узком (политико-правовом) смысле.

В широком (духовно-эсхатологическом) смысле Римская империя — последняя в истории человечества. Она будет существовать до конца земной истории. Тут мы с вами подходим к формуле старца Филофея. В начале XVI века он сказал, что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать14. Под первым Римом понимается Римская империя в узком смысле слова (как мы отметили выше). Второй Рим — Византия. Третий Рим — Москва (Русь, русское царство)15.

Но здесь я поставлю точку и возвращусь к Николаю Сербскому, к его размышлениям о судьбе Вавилона. Он акцентирует внимание на Вавилоне как империи времен царя Навуходоносора. Как всегда он не просто дает описание истории, а делает выводы нравственно-духовного порядка и проецирует историю (Вавилона) на жизнь Европы и других стран в ХХ веке. Николай Сербский цитирует великих пророков Иезекииля, Исайю и Иеремию (конец VI века до Р.Х.), предрекавших, что цветущая и богатая Вавилония (какой она была при их жизни), ее столица и народ исчезнут с лица земли. Страна превратится в пустыню. Действительно, как мы сказали выше, Вавилония была завоевана персами. Постепенно империя пришла к полному запустению, народ исчез со страниц истории, а сам Вавилон ныне погребен под песками.

В работе «Слово о законе» (Глава XVI. Нравственный закон определяет судьбы народов) святитель пишет:

«Почему исчез древний Вавилон? Потому, что, по слову пророка Иезекииля, Господь сказал, что будет он слабее других царств и не будет более возноситься над народами (Иез. 29, 15), или, согласно пророку Иеремии, он вознесся против Господа… восстал против Господа… (Иер. 50, 24, 29). Кроме того, Вавилон исчез из-за лжи его, из-за ложных идолов его, зверей и сов, которым он продолжает поклоняться. А пророк Исайя изрек: “И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра” (Ис. 13, 19). Произошло то, что было предсказано. Поклонение идолам и испорченность людей были причиной того, что превратился в прах могущественный народ, обладавший высокой, богатой культурой».

«Библия и война» (Глава ХХ. Исполнение пророческих слов о войнах):

«Пророчества о Вавилоне. Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы… Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою! (Авв. 8, 8, 12). Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали. Внезапно пал Вавилон и разбился (Иер. 51, 7–8). Обезумели и народы, пившие вино европейской “культуры”. Так говорит Господь о Вавилоне: Ты у Меня — молот, оружие воинское; тобою Я поражал народы и тобою разорял царства (Иер. 51, 20). Вот, Я — на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф; ибо пришел день твой, время посещения твоего (Иер. 50, 31). Меч на халдеев, говорит Господь, и на жителей Вавилона, и на князей его, и на мудрых его; меч на обаятелей, и они обезумеют; меч на воинов его, и они оробеют; меч на коней его и на колесницы его и на все разноплеменные народы среди него, и они будут как женщины; меч на сокровища его, и они будут расхищены… ибо это земля истуканов (Иер. 50, 35–38). Вот, Я подниму и приведу на Вавилон сборище великих народов от земли северной, и расположатся против него, и он будет взят (Иер. 50, 9). И действительно, сообща ополчились против гордого Вавилона мидяне и персы и захватили его. И Вавилон, краса царств, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами… и косматые будут скакать там (Ис. 13, 19–21). Все это исполнилось буквально. Известно, что сейчас караваны спешат поскорее миновать то место, где некогда стоял Вавилон, так как люди не осмеливаются заночевать там из-за разного рода привидений».

Едомитяне, аммонитяне, моавитяне

И будет Едом ужасом: всякий, проходящий мимо, изумится и посвищет, смотря на все язвы его. Как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь, так и там ни один человек не будет жить, и сын человеческий не остановится в нем… Итак выслушайте определение Господа, какое Он поставил об Едоме, и намерения Его, какие Он имеет о жителях Фемана: истинно, самые малые из стад повлекут их и опустошат жилища их.

Иер. 49, 17–18, 20

Известные всем арабы, проживающие преимущественно в регионе Ближнего и Среднего Востока, считаются потомками древних племен и народов, которые назывались едомитянами, аммонитянами, моавитянами, а также некоторых других. Впрочем, как отмечают современные ученые, сегодняшние арабы даже генетически отличаются от тех народов, которые проживали на этих территориях. Уже не приходится говорить об отличиях, касающихся языка, культуры, религии.

Начнем с едомитян — тех, кто некогда населяли землю Едома. Имеются другие названия этой земли: Эдом, Идумея. Это историческая область на юге Израильского нагорья16. Со второй половины 2-го тысячелетия до Р.Х. была населена идумеями (едомитянами), отсюда название страны. Пророчеств о печальном будущем Идумеи в Ветхом завете много. Вот, например, предсказание пророка Иеремии: «И будет Едом ужасом: всякий, проходящий мимо изумится и посвищет, смотря на все язвы его. Как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь, так и там ни один человек не будет жить, и сын человеческий не остановится в нем… Итак выслушайте определение Господа, какое Он поставил об Едоме, и намерения Его, какие Он имеет о жителях Фемана: истинно, самые малые из стад повлекут их и опустошат жилища их» (Иер. 49, 17–18, 20)17.

А вот пророчество Иезекииля: «…За то, так говорит Господь Бог: простру руку Мою на Едома и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею: от Фемана до Дедана все падут от меча. И совершу мщение Мое над Едомом рукою народа Моего, Израиля: и они будут действовать в Идумее по Моему гневу и Моему негодованию, и узнают мщение Мое говорит Господь Бог» (Иез. 25, 13–14).

В общей сложности народ Едома был осужден шестью пророками: Исаией, Иеремией, Иезекиилем, Иоилем, Амосом и Авдием. Вероятно, народ Едома действительно погряз в смертных грехах. «Их пророчества о Едоме, — отмечал британский ассиролог Джордж Смит (1840–1876), — столь многочисленны, столь красноречивы по своему языку, столь разнообразны, грандиозны и подробны, что для их пересказа потребовалось бы немало страниц, и еще больше — для показа их точного и неукоснительного исполнения»18.

Основателем Идумеи считается сын библейского патриарха Исаака Исав (Эдом), брат Иакова, не переселившийся вслед за ним в Египет. Столицей Идумеи был город Петра (Села), расположенный в высоких неприступных горах. При исходе из Египта жители Идумеи не позволили евреям во главе с Моисеем пройти через их земли (Чис. 20, 21). В Книге Бытия (глава 36) указаны восемь идумейских царей, начиная с Белы, правившие страной до завоевания ее в XI веке до Р.Х. царем Давидом. В IX–VII веке до Р.Х. Идумея была данником Ассирии, а в VII–VI веке до Р.Х. — Нововавилонского царства. Жители Едома постоянно враждовали с евреями, велись территориальные споры. Вместе с вавилонянами идумеи участвовали в осаде и разрушении Иерусалима (586 год до Р.Х.) и к концу VI века до Р.Х. овладели южными территориями Израиля. С образованием Набатейского царства19 в конце III века до Р.Х. бо́льшая часть территории Идумеи вошла в его состав. Западная Идумея с частью Южного Израиля (центр — Хеврон) представляла самостоятельное царство Идумею, в конце II века до Р.Х. завоеванное иудейским царем Иоанном Гирканом I из династии Хасмонеев; все его население было обращено в иудаизм. В 63 году до Р.Х. Идумея вместе с Иудеей была покорена Римом и находилась под римским протекторатом. Из идумеев происходил царь Ирод Великий. В 106 году по Р.Х. Идумея потеряла статус вассального царства, значительная часть ее территории вошла в состав римской провинции Аравия. После этого ее государственность никогда не восстанавливалась, перестало существовать и само название Идумея (Едом)20.

Вот что пишет о судьбе Едома святитель Николай Сербский: «Пророчество о Едоме. Живу Я! говорит Господь Бог — сделаю тебя кровью, и кровь будет преследовать тебя; так как ты не ненавидела крови, то кровь и будет преследовать тебя. Почему? Вы величались предо Мною языком вашим и умножали речи ваши против Меня; Я слышал это (Иез. 35, 6, 13)»21.

Теперь об аммонитянах и моавитянах. Пророк Иезекииль предсказывал, что они перестанут именоваться среди народов. Их земли будут подчинены «сынам востока» (арабам): «за то вот Я отдам тебя в наследие сынам востока, и построят у тебя овчарни свои, и поставят у тебя шатры свои, и будут есть плоды твои и пить молоко твое. Я сделаю Равву стойлом для верблюдов, и сынов Аммоновых — пастухами овец, и узнаете, что Я Господь… за то вот Я простру руку Мою на тебя и отдам тебя на расхищение народам, и истреблю тебя из числа народов, и изглажу тебя из числа земель; сокрушу тебя, и узнаешь, что Я Господь для сынов востока, и отдам его в наследие им вместе с сынами Аммоновыми, чтобы сыны Аммона не упоминались более среди народов. И над Моавом произведу суд, и узнают, что Я Господь» (Иез. 25, 4–5, 7, 10–11). Пророчество датируется 586 годом до Р.X. Спустя двенадцать веков завоеваны арабами (в 639 году по Р.X.). С тех пор и до наших дней эта страна принадлежит арабам — «сынам востока», как их называет Библия. Сегодня это Иордания.

Кратко об аммонитянах (также аммониты). Это семитский народ, живший в древности на восточном берегу Иордана до пределов Аравии (на территории современной Иордании). Их главным городом был Раббат-Аммон (ныне Амман), известный грекам и римлянам под именем Филадельфии. В Библии упоминается, что главным божеством аммонитян был Малк (Молох), которому приносились человеческие жертвы. Согласно Библии, аммонитяне происходили от Аммона, сына Лота от его собственной дочери, вступившей в сожительство с опьяненным отцом (Быт. 19, 30–38).

Моавитяне — родственное евреям семитское племя на восточном берегу Мертвого моря (Моав). Согласно Библии, моавитяне происходят от племянника Авраама, Лота, и старшей дочери последнего. Помимо Библии сведения о моавитянах содержатся в ассирийских летописях и у Иосифа Флавия (Иудейские древности. Кн. 1, гл. 11, 5). Последний утверждает, что еще в его время моавитяне были великим народом.

Аммонитяне и моавитяне между собой кровно и духовно тесно связаны. В этом нет ничего удивительного, так как они происходили от дочерей Лота. После гибели Содома и Гоморры они, в недавнем прошлом завидные невесты и наследницы огромного состояния, остались ни с чем. Но главное, что их более всего беспокоило, это уготованный им, как они считали, позор безбрачия. Согласно восточным обычаям того времени, незамужняя женщина пользовалась дурной славой. И тогда: «И сказала старшая младшей:…нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли. Итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя… И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего. И родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец аммонитян доныне» (Быт. 19, 31–32; 36–38). Родив сыновей, они полагали, что все проблемы разрешены, им обеспечена опора в старости, но этот грех породил не добро, а зло. И расплачиваться за него пришлось не двум неразумным девушкам, а двум народам. Рожденные от родных сестер Моав и Аммон, как и произошедшие от них народы, вошли в историю как два союзных государства. Их внешняя политика, государственное устройство были настолько похожими, что и в мировой истории они упоминаются всегда вместе22.

Аммонитяне и моавитяне достаточно часто упоминаются в Ветхом завете как племя, враждующее с евреями и Израилем. Лишь изредка вражда прекращалась, иногда даже заключались мирные договора с Израилем. Так, в 594 году до Р.Х. Моав и Аммон заключили союз с Иудеей для того, чтобы помогать последней противостоять натиску со стороны Навуходоносора. Однако в самый тяжелый момент они переходят на сторону вавилонского завоевателя. Вместе с войсками Навуходоносора они участвуют в разграблении Иерусалима. А через пять лет войска вавилонян обращаются против Моава и Аммона. Их цари и вельможи попадают в плен, а города превращаются в развалины. Земли моавитян и аммонитян становятся глухой провинцией Вавилонской империи. Одни завоеватели сменяются другими (на смену вавилонскому господству приходит мидо-персидское, затем греческое и, наконец, в 63 г. до Р.Х. — римское). Происходит активная ассимиляция моавитян и аммонитян.

В интересной книге Алексея Опарина «Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие» читаем: «На смену железным римлянам приходят лукавые византийцы, затем арабы, потом турки. Новые хозяева древних земель уже и не знают ничего о древних своих предшественниках. Одинокие развалины, курганы и дольмены (каменные могилы) высятся на востоке от Мертвого моря. Чьим богам принадлежат странные статуи с вытянутыми вперед руками и бычьей головой, никто не помнит»23.

Многие библейские историки и богословы недоумевают по поводу пророчества Иеремии, который предсказал, что после длительного пленения Моава и Аммона они опять обретут свободу: «Но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Господь. Доселе суд на Моава… Но после того Я возвращу плен сыновей Аммоновых, говорит Господь» (Иерем. 48, 47; 49, 6). Насколько можно доверять этому пророчеству? Не противоречит ли оно большинству других предсказаний пророков о судьбе Моава и Аммона?

Тонкие знатоки Священного Писания и Ближнего Востока считают, что приведенное выше пророчество Иеремии сбывается. Вот что по этому поводу пишет, в частности, Алексей Опарин: «В 1921 году одним из государств, образовавшихся в результате падения Османской империи, становится Иордания. Ее первый правитель — эмир, сын востока, Абдаллах, желая показать преемственность своей власти, а не просто ее узурпацию, объявляет себя преемником царства Аммон. Более того, столицу нового государства он приказывает строить на месте развалин древней Раввы, назвав город Амман (правильнее произносить Аммон) в честь древнего царства. В течение всего нескольких лет место для стойла верблюдов превращается в большой город. Сегодня Амман имеет железную дорогу, аэропорт, университет и пр. И, наконец, если мы сравним карту древних Моава и Аммона с картой современной Иордании, то увидим, что их границы буквально накладываются друг на друга. Итак, сыны востока действительно завладели Моавом и Аммоном, вернув плен этих земель, дав им вторую жизнь. И последнее: “страна Моав… расположенная к Востоку от Мертвого моря… в древности была довольно плодородной и богатой, а в настоящее время представляет собой довольно безрадостную картину полупустыни”. Так исполнилось еще одно, казалось, невероятное пророчество, говорящее о превращении плодородных земель Моава и Аммона в пустыню. Итак, на месте древних царств возводятся города, строятся университеты, кипит жизнь, но… все это без самих аммонитян и моавитян, исчезнувших, ассимилировавшихся среди других народов. А ведь строителями этих городов могли бы быть и они, если бы не отвергли призыв Божественной милости. Ведь их современники — евреи, измаильтяне (арабы, потомки Измаила), греки, армяне — живут до сих пор и не исчезли как нация. Но даже сегодня Бог хочет возвратить из духовного плена дальних потомков сыновей Лота. И сегодня, как никогда ранее, Трехангельская весть звучит в арабских странах: Иордании, Ливане и пр. И большое количество недавних мусульман становятся христианами, становятся на путь жизни, с которого 4000 лет назад сошли дочери Лота и их потомки»24.

Древний Египет и Ассирия

Вот, Я — на реки твои, и сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь

Иез. 29, 10

Продолжим разговор о судьбах библейских народов по работам святителя Николая Сербского. Напомню, что в первой статье мы говорили о семи ханаанских народах, которые были стерты с лица Земли (сделано это было руками евреев — избранного Богом народа). Во второй статье мы вспомнили о библейских городах Содоме и Гоморре, финикийских городах Тире и Сидоне, древнеримском городе Помпее. В третьей статье разговор шел о Вавилоне (как городе, как царстве и как империи). В четвертой — об идумеях, аммонитянах и моавитянах.

Николай Сербский приводит большое количество цитат из Ветхого завета, представляющих собой пророчества о будущем народов и государств. Они принадлежат таким великим пророкам, как Исайя, Иезекииль, Иеремия, Даниил. Также немало предсказаний было сделано так называемыми малыми пророками (Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия). Многие слова пророков звучали как предупреждение их нечестивым современникам. Многие высказывания были жесткими предсказаниями судеб народов и государств (некоторые сбывались буквально через несколько лет, другие — через многие века).

В этой заключительной статье рассмотрим судьбы древнего Египта, Ассирии, Ниневии, филистимлян25.

Древний Египет. Хотя сегодня на карте мира есть государство, называемое Египет, но оно не имеет ничего общего с древним Египтом. Осталось лишь название. Того народа, который некогда жил на севере Африки, на берегах Нила и о котором сказано немало в Ветхом завете, такого народа, как полагают многие историки и антропологи, уже нет. Египет упоминается в Священном Писании чаще всего в связи с историей израильского народа. Египет упоминается в Пятикнижии (первых пяти книгах Библии) 291 раз, 79 из них только в одной Книге Бытия. История Египта обычно отсчитывается от XXXII века до Р.Х., когда зародились ранние династии. Постепенно Египет стал возвышаться над окружающими народами и племенами — в силу высокого уровня развития науки, техники, экономики (чего стоят знаменитые пирамиды фараонов).

История древнего и цветущего Египта кончается захватом Египта персами в 525 году до Р.Х. Правда, потом следовало освобождение, а за ним — новые захваты. Агония длилась еще несколько веков. Сначала страну начали кратковременно завоевывать иностранцы: нубийский царь Пианхи, ассирийцы, персидский царь Камбиз, в 343 году до Р.Х. Египет окончательно поработили персы, египтяне страной уже не управляли. В 322 году до Р.Х. его отвоевал у персов Александр Македонский. В 30 году до Р.Х., после смерти Клеопатры, Египет стал римской провинцией и уже не существовал как государство. В 293 году по Р.Х., после административной реформы римского императора Диоклетиана, Египет был разделен на 6 провинций. Само слово «Египет» исчезло с карт. В 38 году Феодосий I запретил культ древних богов. Египетская религия стала нелегальной. 394 годом по Р.Х. датируется последняя иероглифическая надпись. Исчезла письменность египтян, а затем стал забываться язык. В 642 году Египет завоевали арабы. Нехристианская часть египтян, египтяне-язычники, смешались с арабами. После покорения Египта турками в 1517 году окончательно исчез живой язык египтян-христиан (коптов). Так исчез с лица нашей планеты народ Египта. А в Египте сейчас живут арабы. Единственным напоминанием о древнем Египте остаются пирамиды фараонов.

Пророк Иезекииль предрекал, что Египет будет слабым, зависимым царством. Из Египта не будет больше правителей: «…и возвращу плен Египта, и обратно приведу их в землю Пафрос, в землю происхождения их, и там они будут царством слабым. Оно будет слабее других царств, и не будет более возноситься над народами; Я умалю их, чтобы они не господствовали над народами» (Иез. 29, 14–15). Библейские историки датируют это пророчество 586 годом до Р.X. Египет окончательно потерял национальную независимость вскоре после 525 года до Р.X., в период персидского владычества. Получается, что пророчество реализовалось через шесть десятков лет.

В работе «Слово о законе» (Глава XVI. Нравственный закон определяет судьбы народов) святитель пишет:

«Почему исчез древний Египет? Почему истребили жителей Египта до единого (за исключением одного миллиона коптов, считающих себя потомками древних египтян; но и они не выжили бы, если бы не приняли крещение), а Египет заселили арабы из пустыни? По причине мерзкого язычества его. Из-за множества идолов, кудесников, ворожей и гадалок. Из-за высокомерия и разнеженности, вызванных баснословным богатством. Из-за того, что египетский фараон говорил: “Река Нил моя, и я создал ее для себя”. И был Суд Господень над Египтом, и сказал Господь: вот, Я — на реки твои, и сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь (Иез. 29, 10)».

«Библия и война»: «Пророчество о Египте. Вот, Я — на фараона, царя Египетского, и сокрушу мышцы его… А мышцы царя Вавилонского сделаю крепкими (потому что Господь избрал его в орудие возмездия)… а мышцы у фараона опустятся (Иез. 30, 22, 24, 25). Ибо должны изнемочь мышцы у того, кого Бог хочет наказать за беззакония».

Ассирия. Это древнее государство в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Ассирия просуществовала почти две тысячи лет, начиная с XXIV века до Р.Х. и до ее уничтожения в VII веке до Р.Х. (около 609 до Р.Х.) Мидией и Вавилонией. Кстати, Новоассирийское царство (750–620 годы до Р.Х.) считается первой империей в истории человечества (еще до Вавилонской империи Навуходоносора). Пророки Наум и Софония предрекали примерно в 630 году до Р.Х., что государство Ассирия и его столица навсегда исчезнут с лица земли.

Одним из крупнейших городов Ассирийской империи был Ассур (или Ашшур), названный так в честь ассирийского верховного божества Ашшура (некоторые историки полагают, что это был реальный человек, возведенный в ранг божества). Вот что пишет о нем святитель Николай Сербский в книге «Война и Библия»: «И Ассур падет не от человеческого меча (Ис. 31, 8). Ассур встретит гибель на войне, потому что сердце его возгордилось (Иез. 31, 10)».

Ниневия. Ниневия известна как поселение начиная с середины 3-го тысячелетия до Р.Х. С древнейших времен она была известна как место расположения аккадского храма богини Иштар. С VIII–VII веков до Р.Х. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Аль-Мосул).

В Библии написано: «Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий» (Быт. 10, 11, 12). Также по Библии Ниневия была спасена от гибели пророком Ионой, который предупредил город о необходимости покаяния, это произошло около 800 года до Р.Х. Все мы помним слова Спасителя, напоминавшего фарисеям о пророке Ионе и чудесном спасении Ниневии: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12, 41).

Однако вслед за покаянием и спасением последовали новые падения. Около 713 года до Р.Х. пророк Наум предвещал о разрушении Ниневии, потому что город был переполнен грехом, также граждане его вторглись в Израиль. Созданное ассирийцами государство со столицей в городе Ниневия (пригород нынешнего города Мосул) существовало с начала II тысячелетия примерно до 612 года до Р.Х., когда Ниневия была разрушена объединившимися войсками Мидии и Вавилонии. Последний раз Ниневия в исторических хрониках упоминается как место главной битвы в ходе войны между Ираном и Византией в 627 году по Р.Х. К этому моменту город уже давно пришел в запустение, и основанный на противоположном берегу реки Тигр Мосул стал его фактическим преемником. Развалины Ниневии были обнаружены археологами во время раскопок, начавшихся в середине XIX века.

Читаем у Николая Сербского в «Войне и Библии»: «Пророчество о Ниневии. Горе народу кровей! Ведь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство… Поэтому врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей (Наум 3, 1, 13)».

Филистимляне и другие

…Руки у них опустятся от того дня, который придет истребить всех филистимлян, отнять у Тира и Сидона всех остальных помощников, ибо Господь разорит филистимлян, остаток острова Кафтора.

Иер. 47, 3–4

Филистимляне. В переводе означает «иностранцы». Это древний народ, населявший начиная с XII века до Р.Х. приморскую часть Израиля26. Эта территория в Ветхом завете именуется Филистимской землей (Быт. 21, 32, 34; 26; Исх. 13, 17; 15, 14; 23, 31). Филистимляне многократно упоминаются в Ветхом завете (начиная с Быт. 10, 14), а также в ассирийских и египетских источниках. Библейские историки называют филистимлян потомками Каслухима, сына Мицраима, сына Хама (Быт. 10, 13). Из ряда книг Ветхого завета можно предположить, что филистимляне происходили с острова Кафтора, который ныне называется Критом (Втор. 2, 23; Иер. 47, 4 и Амос 9, 7). Вместе с тем историки и археологи утверждают, что часть потомков Мицраима жили около горы Касиос, восточнее дельты Нила. Позднее обе ветви потомков Мицраима переселились в Ханаан. На Ближнем Востоке в те времена только филистимляне и хетты владели технологией выплавки стали, что было удивительным для того времени, которое мы привыкли называть «бронзовым веком». Филистимляне соседствовали с народом Израиля, отношения между ними были всегда напряженными, иногда — откровенно враждебными. Филистимляне неоднократно покоряли израильтян, живших по обоим берегам реки Иордан (Суд. 10, 7). Между прочим, царь Давид начинал свою карьеру как филистимский вассал и не без помощи филистимлян воцарился сначала в Хевроне, а затем в Иерусалиме. Вся история древнего Израиля наполнена событиями, связанными с филистимлянами. Наверное, они упоминаются в Ветхом завете чаще, чем какой-либо иной народ, живший по соседству с древними евреями.

Пророк Иеремия предрекал, что филистимляне совершенно исчезнут с лица земли: «…руки у них опустятся от того дня, который придет истребить всех филистимлян, отнять у Тира и Сидона всех остальных помощников, ибо Господь разорит филистимлян, остаток острова Кафтора» (Иер. 47, 3–4). Пророчество было сделано между 605–594 годами до Р.X. Филистимляне, воинственный народ, к началу нашей эры совершенно исчезли со страниц истории. Они уже перестают упоминаться как самостоятельный народ в III веке до Р.Х., когда окончательно утратили свой язык, перейдя на арамейский.

Завершая разговор о гибели древних народов и государств, отмечу, что ветхозаветные пророки делали не только мрачные предсказания о гибели народов. Некоторым народам они предрекали долгую жизнь.

Эфиопляне, персы. Пророк Иезекииль предсказывал, что они будут принимать участие в политической жизни в конце истории Земли (Иез. 38, 5). Пророчество было сделано между 584–572 годами до Р.X. Эфиопляне — древний народ. Сохранили свою государственность и культуру до наших дней. Принимают участие в современной истории.

Арабы. К ним принято относить народы семитской этноязыковой группы, населяющие государства Ближнего Востока и Северной Африки. Арабы (по крайней мере, те, которые исповедают ислам, а таковых около 90%) полагают, что они потомки Измаила — сына, рожденного от Авраама и Агари. Пророки предрекали, что потомки Измаила будут жить на своей земле. Завладеют землями Моава, Аммона и Едома. Будут весьма многочисленны (Иез. 25, 4–5, 7; 586 год до Р. X. Быт. 16, 10–11; Быт. 17, 20). Арабы (измаильтяне в Библии) живут доныне на своей исконной территории. В VII веке по Р.X. завладели землями многих народов, в том числе Моава и Аммона (Иордания). До наших дней весьма многочисленны (более 400 млн чел.).

Возвращаемся к размышлениям святителя Николая Сербского о судьбах народов. Он всячески подчеркивает, что объяснить исчезновение народов с лица земли или, наоборот, их долгое существование ссылкой на какие-либо географические, климатические или вообще природные факторы нельзя. В «Слове о законе» он пишет по этому поводу: «Египет на юге, Ассирия и Вавилон на севере, Египет стоял на берегу моря, Ассирия и Вавилон морями не омывались. Тир и Сидон были городами приморскими и торговыми. Израиль занимался земледелием и скотоводством. Моавитяне жили по ту сторону Иордана, близ Мертвого моря, в краях засушливых. Одни из этих народов отличались силой и многочисленностью, другие были небольшими. И все-таки постигла их одна участь. Согласно “естественным”, или пресловутым “историческим” законам, было бы абсолютно исключено столь разновеликим народностям, обитавшим в таких разнообразных условиях, пережить один и тот же конец».

Приведу то назидательное заключение, которое святитель сделал, рассмотрев в работе «Война и Библия» историю семи народов (племен) Ханаана: «Народ, отпавший от Единого Живого Бога, становится, в сущности, мертвым народом. Душа его, как тень, колеблется в мире, как дуб, подсеченный до самого корня, но еще не срубленный. Нужны землетрясения, потоп, мор или война, чтобы сдуть эту тень, срубить подпиленное дерево, похоронить мертвых. Потому что отпасть от Единого Живого Бога значит воевать против Него и попереть весь закон Его. Как может трава воевать с косарем? Или горшки — с горшечником? “Может ли секира тщеславиться перед тем, кто рубит ею”? (Ис. 10, 15)». Это вывод касается не только семи ханаанских племен, но и все других городов, племен, народов, царств и империй.

Окончательный вывод святителя о том, что определяет судьбу народов и государств, таков: «Никаким другим законом, кроме нравственного, невозможно объяснить судьбы этих народов, племен и городов. Ведь и нет никакого другого кодекса морали, который был бы всевластным и решающим фактором в судьбах всех наций на земле. Вся природа и вся история человеческого рода поставлены в зависимость от одного-единственного закона, от закона нравственного».

Оглавление

Из серии: Метафизика истории

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О судьбах народов и человечества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

См.: Животные, которых мы потеряли // Наука и жизнь. Интернет. Режим доступа: https://www.nkj.ru/news/18181/.

3

Василий Яналов. Финно-угорский мир на пороге XXI века // Дружба народов. 1999, №1. Интернет. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ druzhba/1999/1/yanal-pr.html

4

Сколько народов исчезло начиная с XVIII в. и поныне? И какие? // Интернет. Режим доступа https://otvet.mail.ru/question/77054625

5

См.: Цивилизации, исчезновение которых до сих пор загадка для ученых // Интернет. Режим доступа: https://ribalych.ru/2014/08/17/ civilizacii-ischeznovenie-kotoryx-do-six-por-zagadka/

6

Занимает современные территории Ливана, Израиля, Сирии, Ирака, юго-востока Турции, юго-запада Ирана и северо-запада Иордании.

7

Здесь и далее цитаты приводятся по следующему источнику: Творения святителя Николая Сербского. Т. 12. Война и Библия / Пер. с сербского С. П. Фонова. Под общей редакцией И. М. Числова. М.: Омофор, Паломник, 2016.

8

Сколько людей жило на Земле перед Всемирным потопом? // Интернет. Режим доступа: http://o-religii.ru/answers.php?id=21

9

В римскую эпоху Финикия вошла в провинцию Сирия.

10

Святитель Николай Сербский. Слово о законе. Гл. XIV. Неотвратимость нравственного закона и судьбы людей и народов // Интернет. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/slovo-ozakone/#0_16.

11

См.: Библейские пророчества о Тире // Интернет. Режим доступа: http://bible-facts.ru/795-prorochestvo-o-tire.html

12

См.: Катасонов В. 115 лет назад человечеству было явлено грозное напоминание о жизненно важном законе // Интернет. Режим доступа: https://tsargrad.tv/articles/115-let-nazad-chelovechestvu-bylo-javleno-groznoe-napominanie-o-zhiznenno-vazhnom-zakone_62247.

13

Волошин Д. А. Феномен империи в мировой истории: Рим: Учебное пособие. Армавир, 2013. — Глава 4. Мир после Pax Romana — имперская идея и ее трансляции.

14

В оригинале эта формула звучит следующим образом: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». По мнению некоторых исследователей, впервые эта идея была выдвинута еще в конце XV века митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии», а Филофей обосновал эту концепцию в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества.

15

Подробнее см.: Катасонов В. Метафизика истории. М.: Институт русской цивилизации, 2017. — Третий Рим против Третьего Вавилона. С. 218–297.

16

На севере граничила с Иудеей, с южной оконечностью Мертвого моря и страной Моав, на востоке с пустыней южного Заиорданья, на юге — с заливом (Акаба), на западе — с Синайским полуостровом.

17

Феман (Теман) — название, почти тождественное Едому (Идумее).

18

Петра и Едом / Вся библейская археология // Интернет. Режим доступа: http://www.unseal.narod.ru/petra.html

19

Набатейское царство — государство, образованное набатеями — группой семитских племен, существовавшее с III в. до Р.Х. до 106 года по Р.Х. на территории современных Иордании, Израиля, Сирии и Саудовской Аравии. Столица Набатейского царства — Петра в долине Вади-Муса (Иордания).

20

Статья «Едом» / Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона // Интернет. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0% AD%D0%91%D0%95/%D0%AD%D0%B4%D0%BE%D0%BC

21

Едом символизирует гора Сеир, поэтому глаголы в первой части пророчества стоят в женском роде. Сеир упоминается уже в Пятикнижии Моисеевом. Еще Валаам предсказывал: «Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих» (Чис. 24, 18).

22

Но более прочно, чем политика и экономика, их связывал древних грех матерей, следствием которого явилась поистине изуверская религия. Их основными богами стали Фегор (или Ваал-Фегор) и Молох. Первый из них поощрял людей к разврату, служение второму сопровождалось принесением в жертву детей.

23

Опарин А. А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие. — Глава 16. Царства, порожденные грехом. Царства Моав и Аммон // Интернет. Режим доступа http://nauka.bible.com.ua/keys/key16.htm

24

Там же.

25

Судьбу древнего Израиля мы выносим за рамки данной серии статей. Ему будет посвящена отдельная серия.

26

Народ проживал на территории между сегодняшней Газой и Тель-Авивом. И по воле судьбы к моменту образования государства Израиль в 1948 году эта территория называлась Палестина, а ее жители — палестинцами, что обозначало, что они чужие (иностранцы) здесь.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я