Ритмика в стихах. Пособие

Валентин Юрьев

Настоящее пособие рассчитано на начинающих поэтов, столкнувшихся с трудностями в понимании правил построения ритма стихов, и на тех любителей поэзии, которые не всегда понимают замысел поэтов и затрудняются при чтении их стихов. Пособие должно помочь автору не только правильно написать стихи, но и проверить уже написанные на правильность исполнения ритма, а тем, кто берётся проверять и критиковать чужие стихи, подскажет, как правильно объяснить чужие ошибки.

Оглавление

5. Идеальный стих

Раздел появился в ответ на многочисленные просьбы начинающих авторов показать им «а как надо писать стихи?»

Идеальный (не в смысле «самый лучший», а в смысле, «технически наиболее правильный») стих состоит из одинаковых стоп, в которых в строгом порядке расположены ударные и безударные слоги. Замена ударного и безударного слога в любой стопе вызовет сбой ритма.

Несколько стоп образуют строку. Строки по составу стоп и их количеству, не могут отличаться друг от друга. Об отклонениях скажу ниже. Пример:

___1____________4_________7_________10__№ ударных слогов

СмОлкли послЕдние звУки полнОчные,___4 стопы 3Д1, всего 12 слогов, схема: 1 0 0_1 0 0_ 1 0 0_ 1 0 0

ТЕмень стоИт на дворЕ непроглЯдная, ___1й—4й—7й—10й — ударные слоги 1 0 0_1 0 0_ 1 0 0_ 1 0 0

ВрЕмя послЕдними кАплями пОтчует ___все 10е слоги — рифмующие 1 0 0_1 0 0_ 1 0 0_ 1 0 0

ДУшу моЮ неспокОйную, жАдную.

1 0 0_1 0 0_ 1 0 0_ 1 0 0

Четыре строки построены ритмически абсолютно одинаково (это видно на схемах) и образуют абзац (строфу).

Строки попарно срифмованы. Для этого в концах каждой пары подобраны слова, имеющие одинаковое звучание, «рифмы», основой которых является ударные гласные, стоящие в одинаковых позициях и их окружение из согласных и гласных звуков. Для рифмы самое важное свойство — одинаковость звучания. При этом рифма является связующим элементом ритма, например, в приведенном четверостишии слоги «нОч—пОтч», «глЯд—жАд» стоят в одинаковой, 10—й позиции. Нарушение этого положения сломает рифму.

Взаимное расположение рифмующихся строк (схема рифмовки) может быть разным и выбирается автором. В данном примере рифмовка идёт через строку и обозначается АВАВ. Именно схема рифмовки определяет число строк в абзаце (строфе).

Один раз выбранный ритмический размер стиха не должен изменяться.

Во всех строках должны быть одинаковыми:

— количество стоп, — количество слогов, — положение ударных слогов, — позиции рифмующих ударных слогов.

В строфах одинаковым должно быть количество строк и схема рифмовки. Именно совокупность всех указанных свойств и является «ритмом».

Важную роль играет оформление стиха.

Текст пишется построчно. Не следует дробить строки на мелкие части.

Каждая строка начинается с заглавной буквы, кроме частей слов, перенесённых делением.

Абзацы в записи текста должны отделяться друг от друга пустой строкой. Это позволяет при чтении наглядно видеть структуру ритма.

Обязательна проверка орфографии и наличие всех нужных знаков препинания.

Содержание текста должно включать понятный для любого читателя рассказ. Идеологическая часть этого рассказа не проверяется, автор имеет право высказывать любые мысли, однако в изложении не должно быть непонятных слов и фраз, откровенных нелепостей, противоречий, алогизмов, стилистических ошибок.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ритмика в стихах. Пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я