Украина. Мифы и правда истории

Валентин Рунов, 2022

В последние годы на Украине по ее истории издано немало трудов, часть из которых даже претендует на то, чтобы быть использованными в качестве учебников и учебных пособий для школьников или студентов. На основе этих трудов строятся учебные программы, и по ним все это время происходило обучение подрастающего поколения. В то же время ряд положений этих учебников и учебных пособий является не только спорным, но и сознательно искажает исторические события, которыми достаточно богаты земли, только в советские времена получившие статус Украинской Советской Социалистической Республики, а после 1991 года – независимого Украинского государства. Для объективности изложения материала в начале каждого раздела книги даны тезисы видения данного исторического периода ведущими украинскими историками 90-х – начала 2000-х годов, а затем предлагается авторский материал, разработанный на основании архивных источников, официальных исторических исследований и научных статей ведущих ученых-историков XIX – начала XXI века. Предназначена для широкого круга читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Битва за Новороссию. 1782—2022

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Украина. Мифы и правда истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Казачья пора

Зарождение украинского казачества

«Украинское казачество возникло на Днепре задолго до того, как Русь окончательно избавилась от монголо-татарского гнета, как доказательство духовной и государственной независимости украинцев от России, являвшейся территориальным придатком Золотой Орды. Украинские казаки силой своих сабель вселяли ужас в ордынцев и поляков, и те предпочитали не только мироно жить с ними, но и откупаться небольшой данью» (История казачества. Львов, 1998. С. 37).

«Первое упоминание о черкесах (позже их стали называть казаками) на южных окраинах Речи Посполитой относится к XV веку, но, безусловно, они жили там и раньше. Это было большое свободное племя, которое держало в страхе не только литовцев и поляк, но и крымских татар, и даже турок. Но согласно «конституции Орлика» (генерального писаря Мазепы) «казацкий народ» раньше назывался «хазарским» и принял православие из Константинополя задолго до крещения Руси (История Украины. Киев, 2001. С. 46).

* * *

До конца XVI века термин «казачество» обозначал не столько социальный статус человека, сколько род его занятий. «Казак» в переводе с тюрского означает «одинокий» и «склонный к завоеваниям», с древнегреческого — «страж» и «разбойник».

Украинское казачество не было особым народом, как это пытаются изобразить некоторые нынешние украинские историки. Это была общность самых разных людей (украинцев, русских, поляков, литовцев, татар, молдаван), предпочитавших вполне определенный образ жизни, которая в то время, словно морская пена, накапливалась на южных рубежах не только польско-литовского, но и Московского государства. И если в Речи Посполитой казаки маневрировали между Днепром и Бугом, то в Московском государстве районы их обитания простирались от Днепра до Волги. Причем местом создания их базовых районов как раз и становились берега (острова) больших рек, которые в то время являлись основными транспортными артериями. Именно контроль над этими артериями и позволял казакам получать минимальные средства, необходимые для их существования.

Этих людей первоначально объединяла еще одна общая черта — все они были молодыми людьми в возрасте от 25 до 30 лет, не обремененными семьей и личным хозяйством. Это позволяло им без особых сомнений совершать самые рискованные шаги и смело браться за сомнительные дела. В случае неудачи и гибели этих людей некому было оплакивать, а в случае удачи — они становились героями, достойными подражания. Это заставляло молодых казаков быть особенно активными, смелыми и отважными, что вскоре и стало своеобразным девизом всего казачества.

У беглых крестьян не было большого опыта по созданию прочной политической структуры, способной обеспечить международные и внутриполитические условия существования казачества. Тем не менее, оказавшись в особой политической обстановке на окраинных землях Речи Посполитой, переселенцы вынуждены были создать такую структуру. Постоянный военный натиск со стороны прежде всего Крыма потребовал создания военной организации, которая со временем превратилась в политическую структуру. Со временем в этой структуре появились свои старшины и рядовые казаки. При этом первые на основе материальных благ были готовы к сотрудничеству с правительством Речи Посполитой, вторые, ревновавшие своих начальников к материальному достатку, с недоверием относились к ним и, как правило, находились в оппозиции с этим государством.

Так сложилась своеобразная форма военной организации, постепенно превращавшейся в обычный феодальный организм, в котором отдельные ступени политической иерархии, отдельные институты власти оказывались в руках лиц, отличавшихся не столько своими способностями, сколько имущественным положением.

В первое время никем и ничем казаки не стеснялись. Пока феодалы (шляхта, магнаты) не обратили внимания на эти богатые земли и не начали постепенно накладывать на них руку. И казаки устраивали свою жизнь по своему вкусу и усмотрению. Полная личная свобода, неограниченное и не отягощенное никакими налогами владение землей и ее плодами, свободно выбранное самоуправление, суд, полная равноправность всех казаков — вот те принципы, на которых казаки устроили свою жизнь в ранний период своего существования.

Процесс формирования запорожского казачества оказался тесно связанным как с обострением внутриполитической борьбы в Речи Посполитой, так и с усилением активности этого государства на международной арене, особенно в борьбе с крымско-турецким натиском. Такая двойная роль казачества в политической жизни Речи Посполитой порождало двойственное отношение к нему и польского правительства. С одной стороны, Речь Посполитая уже в середине XVI века пыталось привлечь казачество для охраны южных границ. С другой стороны, польские правители всегда считали запорожцев скоплением разбойников и смутьян, с которыми необходимо бороться.

Документально известно, что в середине XVI века черкасский и каневский староста князь Дмитрий Вишневецкий, прозванный в народе Байдой, желая укрепить южные границы Речи Посполитой, привлек на государственную службу часть украинского казачества, а на острове Малая Хортица построил укрепление — «сечь». Правда, до него были известны такие вожди крупных казачьих формирований, как Юрий Пац (1486—1492 гг.), Богдан Глинский (1488—1495), Дмитрий Путятич (1492—1505), Сенько Полозович (1510—1524), Евстафий Дашкевич (1514—1535), Предислав Лянцкоронский (1516—1528) и прадед Богдана Хмельницкого Венжик Хмельницкий (1534—1566). Но сведения об этих людях и их деятельности весьма расплывчаты.

Дмитрий Вишневецкий, по сохранившимся данным, родился в 1516 году и был потомком великого князя литовского Ольгерда. В 1560 году он даже некоторое время состоял на службе у московского царя Ивана Грозного, но в следующем году вернулся на Украину, где, не имея конкретной должности, собирал вокруг себя вольных казаков, обещая им большую добычу. В 1563 году он во главе казачьего отряда совершил поход в Молдавию, где велась борьба местных князей за власть. Однако так как дипломатом Вишневецкий был неважным, то вскоре против него возник заговор, казачье войско было разгромлено, а его предводитель оказался в плену. Он был переправлен в Стамбул, где казнен «лютой смертью».

20 ноября 1568 года Сигизмунд Август издал универсал, адресованный «подданным нашим, казакам», которые, как в нем говорилось «из замков и городов наших украинных, без приказа и уведомления господарей и старост наших украинных съехавшись на Низ, на Днепре, в поле и в других местах проживают… и живя своевольно, на подданных турецкого султана, чабанов и татар Перекопского хана, на улусы и кочевья набеги совершают». Также было предусмотрено создание из казаков отряда численностью в 300 человек, которые были переписаны и приняты на королевскую службу. Отряд был передан под команду снятинского старосты Миколая Язловецкого из Бучача, которому было поручено построить на Днепре деревянную крепость, но запрещалось вторгаться на территорию соседних государств (Россия, Польша и Причерноморье. С. 176).

Но так как казаки не слушались своего командира и продолжали грабить окрестности, то вскоре этот отряд был расформирован.

В то время бежавшие с южных земель Речи Посполитой начали группироваться на нижнем течении Днепра, за порогами, и вскоре оформились в своеобразную военную организацию — Запорожская Сечь. В отличие от казаков, живших в пределах Литовско-Польского государства, их называли запорожскими казаками или запорожцами, а все войско — Малороссийским Запорожским. В 80-х годах XVI века центр этот был на острове Томаковка, а в 90-х годах он был перенесен на остров Базавлук.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Битва за Новороссию. 1782—2022

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Украина. Мифы и правда истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я