Природа – человек – пейзаж. Смысл и содержание пейзажной живописи

Валентин Красногоров

В книге рассмотрен внутренний смысл пейзажного жанра, его «подтекст», его духовная наполненность, его истинное содержание на разных этапах его исторического развития. Без понимания этого содержания, непростого и неоднозначного, невозможно по-настоящему понять произведения пейзажной живописи. Книга представляет интерес для искусствоведов, художников, студентов художественных и гуманитарных вузов и колледжей, но прежде всего для широкого круга любителей искусства.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Природа – человек – пейзаж. Смысл и содержание пейзажной живописи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Что означает собою пейзажный жанр? Каков его смысл, какое в нем заключено содержание? Над этим, право, стоит задуматься. Проще всего отметить очевидное: пейзажная картина показывает природу (и — часто — человека в ней). Но это не ответ на вопрос. Природа — объект пейзажного полотна; но его смысл, цель, его духовная насыщенность, идейная наполненность, его, если угодно, философия, его текст и, тем более, подтекст — нечто иное, чем изображение рек, опушек и горных вершин. У пейзажного жанра, как и у всякой живописи, и вообще искусства, есть две стороны, видимая и сущностная. Неразрывно связанные в единое целое, они, тем не менее, не одно и то же. Нам предстоит разобраться именно в сущности пейзажа.

О пейзажной живописи написано очень много и, в то же время, очень мало. Книгам об отдельных художниках, школах и эпохах нет числа, но авторов этих работ интересуют именно сами художники, школы и эпохи, а не собственно пейзажный жанр и его проблемы, которые обычно затрагиваются лишь попутно и урывками. Конкретные исследования все еще явно преобладают количественно над системными.

Те сравнительно немногие серьезные обобщающие работы о пейзаже, которыми мы располагаем, направляют острие внимания на проблемы, относящиеся скорее к самой живописи, к истории жанра, чем к его содержанию. Изучаются биографии художников, истоки их творчества и оставленный ими в истории искусства след; анализируется рисунок, цвет, свет, композиция, передача пространства, техника исполнения и т. п. Исследование этих вопросов, безусловно необходимо и в высшей степени полезно; однако не менее важно обратиться к смыслу пейзажной картины и всего жанра в целом, а как раз это не столь уж часто делается историками и теоретиками искусства.

При этом нельзя сказать, чтобы исследователи совсем уж пренебрегали семантической, знаковой стороной пейзажа. То или иное суждение по этому вопросу можно встретить чуть ли не в любой серьезной работе о живописи. Однако в большинстве своем это не более чем аккомпанемент к иным темам, фрагментарные высказывания или мысли «по поводу»; редкими зернами они вкраплены в мощные пласты информационной руды. Извлечение их требует немалого труда, а сплавить их в единое целое невозможно без добавления значительного количества собственного материала.

В определенной мере системный подход к пейзажной живописи в ее историческом развитии наблюдается, пожалуй, лишь в известной книге К. Кларка «Пейзаж в искусстве»1. Однако этот принцип соблюдается им не всегда последовательно, и пейзаж разделен на группы несколько произвольно («пейзаж символов», «пейзаж фантазии» и т.д.). Система «человек-общество-природа» обсуждается им лишь мимоходом — основное внимание уделяется анализу работ конкретных художников. Лекции Кларка читались в 1940-е годы — с тех пор искусствознание шагнуло далеко вперед. Свой обзор живописного пейзажа он завершает постимпрессионистами, искусство же ХХ века им не рассматривается. Совершенно вне поля зрения Кларка осталось русское и советское искусство, давшее миру великолепные образцы насыщенного духовным содержанием пейзажа. Мы же намерены уделить отечественному пейзажу достойное ему место.

Возможно, недостаточное внимание к смысловой стороне пейзажного жанра вызвано его кажущейся очевидностью: пейзаж — это пейзаж, в каких еще объяснениях он нуждается?

Такой взгляд на жанр порождает облегченное его толкование, снисходительное, хотя и любовное к нему отношение лишь как к декоративному или «самому лирическому» роду живописи. В табели о рангах, официально или негласно существующей в изобразительном искусстве уже много веков, пейзаж среди других жанров неизменно занимает одно из низших мест. Власть имущие не прощают ему аполитичности, общество — асоциальности, некоторые теоретики искусства — невысокой, по их мнению, моральной ценности и ухода в сторону от действительно важных проблем. За пейзажем признается обычно только одна заслуга: постижение и отражение красоты природы (что само по себе не так уж и мало). Эстетическая функция пейзажа настолько очевидна и так важна, что нередко заслоняет духовную и философскую наполненность жанра, его социальные основы.

Вот почему пейзажное полотно может быть событием художественным, но, в отличие от тематической картины, редко становится событием общественным. «Вид в окрестностях Сорренто» (Сильвестр Щедрин) — не «Подвиг купца Иголкина» (В. Шебуев), «Пейзаж с водяной мельницей» (Ф. Буше) — не «Смерть Марата» (Ж. Л. Давид), а «В голубом просторе» (А. Рылов) — не «Парад Красной армии» (К. Юон). Славу пейзажной картины не подкрепляют ни значительность изображенного исторического события, ни высокое положение или заслуги портретируемого лица. И хотя пейзаж, как мы увидим, отнюдь не всегда аполитичен, он действительно редко обладает сиюминутной актуальностью. Портрет и сюжетная картина чаще всего идут «в ногу» со временем; один пейзаж, кажется, шагает «не в ногу». Через него трудно утверждать преходящие ценности, впрямую проводить идеологию какой-либо социальной группы, укреплять авторитет того или иного деятеля. Государство, церковь, двор почти никогда не выступают официальным заказчиком пейзажной картины. Всякий раз нет никакой императивной необходимости изображать кусты и деревья именно сегодня; следовательно, пейзаж всегда кажется жанром необязательным.

Но отсутствие (или неявность) острой злободневности, прямой тенденциозности, повествовательности, четко сформулированной морально-дидактической программы вовсе не означает, что пейзаж беден содержанием и что он не отражает проблем своей эпохи.

Пейзаж всегда современен — не конкретному событию, не дню и не году, но своему веку. Он выражает думы своего поколения, его духовный и эстетический идеал. Однако, будучи жанром глубоко социальным и национальным, пейзаж в то же время обращен к личности человека, к его сокровенному «я».

Столь широко поставленная тема нуждается в ограничениях. Преимущественное внимание к содержательной стороне пейзажного жанра, а не к его эстетическим проблемам, естественно, вынуждает почти не касаться анализа чисто художественных вопросов. Эти вопросы, как уже говорилось, очень важны, ибо именно через изобразительный строй картины, через ее композицию, рисунок, колорит рождается ее смысловая наполненность, богатство ее идей, которые, не будь они облечены в живописную форму, остались бы абстрактными намерениями художника. Однако погружение в эти сферы в данной работе невозможно (к счастью, именно они достаточно освещены в искусствоведческой литературе). По этой причине в книге отсутствуют иллюстрации. Она — не альбом и не предназначена для того, чтобы наслаждаться репродукциями картин. Ее цель — не любование пейзажем, а понимание его (хотя одно неотделимо от другого), раскрытие смысла пейзажного жанра, а не подробное описание конкретных произведений. Кроме того, наличие репродукций увеличило бы объем книги (и без того немалый) до непомерной величины. В ней приведен частичный перечень анализируемых нами картин; читатель легко найдет их в интернете или в прекрасно изданных альбомах.2345

Художественная картина мира будет рассматриваться нами в ее историческом развитии, однако эта книга — не история пейзажа. Читатель не найдет в ней биографий художников, описаний исторической обстановки, здесь нет необходимой для истории полноты перечислений нужных имен и работ, характеристик направлений, школ и отдельных мастеров. Впрочем, в рамках однотомной монографии — это навряд ли реально. По этой же причине обойден пейзаж в живописи стран Востока — это отдельная тема.

Хронологически рассмотрение пейзажа заканчивается последней четвертью XX века. Для осмысления и обобщения содержательной сущности пейзажной живописи самых последних лет необходима временная дистанция.

Еще одно добровольное ограничение: основное внимание будет уделено пейзажу в живописи, а не в графике. Главная причина этого — недостаток места, но есть и другие соображения. Цель работы — не рассмотрение разных технических и творческих приемов изображения природы, а раскрытие содержания пейзажного жанра. С этой точки зрения различие в технике исполнения принципиального значения не имеет. Рисунок, как правило, более непосредственно передает впечатление от натуры; но внутреннее содержание богаче у тщательно продуманной и скомпонованной картины. В этом смысле живописный пейзаж для поставленной задачи полезнее, чем графический.

Интересным жанром является городской пейзаж, имеющий богатые традиции, многочисленные разновидности и представленный немалым числом шедевров. Однако объект нашего внимания — не «вторая» (то есть сотворенная людьми) среда, а «первая», то есть живая природа, отношение к ней человека и отображение этого отношения в искусстве. «Вторая среда» — совершенно иной круг проблем, иная философия, иной смысл живописи. По этой причине пришлось с сожалением отказаться от рассмотрения сущности городского пейзажа, ибо эта разновидность пейзажного жанра имеет содержательные задачи, к собственно природе относящиеся весьма опосредованно.

Сделав все необходимые оговорки и описав книгу, так сказать, негативно, то есть указав, чего от нее не следует ожидать, назовем теперь ее позитивную программу. Принципы, на которых строится работа, заключаются в следующем. Объектом изображения пейзажной живописи является природа (и человек в ней); но смысловая сторона этого жанра определяется взаимоотношениями в системе «общество — человек — природа». Они весьма сложны и включают в себя не только отношения общества и личности к природе, но и различные связи между людьми, в первую очередь между индивидом и обществом. Эти взаимоотношения имеют разнообразные экономические, социальные, философские, нравственные, психологические и иные аспекты. Все они в той или иной мере находят отражение и в пейзажной живописи, что и обуславливает богатство ее идеологического содержания, ее духовную насыщенность.

Отношения в системе «общество — природа — человек» не являются исторически неизменными, поэтому и пейзажная живопись на каждом этапе своего развития приобретает новый смысл и наполняется новым содержанием — в зависимости от конкретных исторических условий и национальных особенностей. Содержание пейзажного жанра чрезвычайно широко и емко — пожалуй, намного шире, чем у других жанров; чтобы раскрыть его, хотя бы в первом приближении, придется затронуть разнообразнейшие пласты истории и культуры (естественно, не всякий раз это удастся сделать с должной глубиной); порой мы будем вынуждены уходить, на первый взгляд, далеко от собственно пейзажной живописи и изобразительного искусства вообще. Но это лишь на первый взгляд. Искусство не может изучаться замкнутым в самом себе, вне связи с действительностью, которую оно отражает.

Итак, отношение человека и общества к природе как смысловой стержень пейзажной живописи будет неизменно в центре нашего внимания. Это отношение находит выражение в сочинениях философов, естествоиспытателей, писателей, поэтов, художников, теоретиков искусства. Специфика темы требует, чтобы их мысли о природе были переданы по возможности их собственными словами, поэтому частого цитирования не избежать. Хочется надеяться, что это только поможет раскрытию темы.

Пейзажная живопись, наряду с философией, естественными науками, художественной литературой, тоже выражает отношение общества к природе. Будучи сыном своего века, своей страны и своего народа, художник — сознательно или неосознанно (это не имеет принципиального значения) — в своих произведениях воплощает в той или иной мере общественное мировоззрение. Однако не следует полагать, что живопись — лишь иллюстрация к трудам мыслителей и поэтов, изобразительный эквивалент произведений словесности. Нет, пейзажная живопись — самостоятельная форма художественного познания, освоения и преобразования природы, имеющая собственный взгляд на нее, свое представление о связанных с нею проблемах и говорящая о них на своем языке. Как правило, общественная мысль и живопись в каждую эпоху стоят на общих позициях в своем видении природы, но эта закономерность, верная в принципе, далеко не всегда соблюдается в ее конкретных проявлениях. Живопись в своих взглядах на природу может обгонять общественную мысль, отставать от нее, дополнять ее, входить с нею в конфликт, уходить в сторону или же создавать произведения и даже целые направления, вообще не находящие прямого соответствия в гуманитарной сфере своего времени. Важно подчеркнуть, что пейзажная живопись не есть лишь зеркало общественного отношения к природе, его барометр; она не только отражает и регистрирует это отношение, но и в значительной степени формирует его.

Раскрытию содержания пейзажного жанра живописи как художественного воплощения отношений в системе «общество — человек — природа», расшифровке его смысла, поискам ключа к пониманию его «философии», его идеологии, его духовной сущности и посвящается эта работа.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Природа – человек – пейзаж. Смысл и содержание пейзажной живописи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Clark Kenneth. Landscape into Art. London, 1949.

2

Калмыкова В. В. Пейзаж в мировой живописи. Серия «Энциклопедия мирового искусства». Белый город, 2011, 384 с.

3

Мальцева, Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина ХIХ века. Часть 3. М.: Мосты культуры. 2001.

4

Мальцева, Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина ХIХ века. Часть 4 — М.: Мосты культуры. 2002.

5

Манин В. С.: Русский пейзаж. — М.: Белый город, 2004, 631 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я