В книге представлена краткая история строительства судоходных каналов в мировой инженерной практике прошлых столетий. Собранные сведения повествуют и о сложном времени 1930–1940-х годов в жизни нашей страны, о труде инженеров и учёных, благодаря которым созданы первые уникальные многофункциональные каналы. В книгу включены воспоминания бывших заключённых и старожилов о титанической работе строителей каналов и неоправданных жертвах идей ускоренной индустриализации. Приведены некоторые сведения из истории сёл, деревень и городов, связанных судьбой со строительством канала Москва – Волга и гидротехнических сооружений Верхневолжья, вошедших составной частью в план реализации системы Волгостроя.Книга предназначена для широкого круга читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Канал имени Москвы. Стройка века. Судьбы людей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава четвертая
Водозаборная станция на Икшинском водохранилище.
Истринская бетонная плотина.
Истринская земляная плотина.
Строительство плотин на Истре и Химке
Геологические изыскания на месте строительства плотины на реке Истре были закончены в конце 1932 года. Строителям досталась зима 1933 года. Морозы стояли до 36 градусов. В этих условиях выемка грунта под котлован плотины и строительство ограждающих перемычек по всей сложности работ не поддаётся описанию. Глина смерзается при 10 градусах мороза, а бетон теряет вяжущие свойства даже при лёгких заморозках. Вся территория стройки окутана дымом самодельных обогревательных печей. За каждым кубометром глины ухаживали как за драгоценным материалом. Запасы глины помещали в специальные амбары для оттаивания и просушивания. Гравий отогревали, промывали водой и сушили на ситообразных железных листах. Бетонную смесь ограждали тепляками. Вагонетки для транспортирования цементного раствора обшивались по бортам тёсом, а днища обогревались горячими углями. В таких условиях существовали до весны 1934 года. Последний котлован длиной 43 метра и глубиной 7 метров вырыли за четыре дня. Сроки сжимались до предела: если до весеннего паводка не будут завершены земляные работы, то река Истра может легко прорвать перемычки, вода ворвётся в котлован и тогда начинай всё заново. Невероятным трудом зэков, голодных и обмороженных, оборванных и грязных, работы завершились 23 марта — за два дня до паводка. В пик подъёма воды строители не спали, контрольные посты ежечасно производили замеры её уровня. Паводок прошёл благополучно.
Наступали летние дни. Теперь вся работа сосредоточилась на строительстве земляной плотины. Песок подвозили автомашинами с ближайшего карьера, расположенного в километре от стройки. Зэки валились с ног от изнеможения. На погрузку и разгрузку автомашины отводилось две минуты. За сутки одна машина должна перевезти 186 кубометров песка. Только в этом случае зэк мог рассчитывать на пайку.
Ещё до начала строительства к руководству МВС обратилась немецкая фирма «Бауунком» с предложением выполнить проектные и строительные работы в комплексе с гидроэлектростанцией. Но сделка не состоялась — вопрос с валютой перед правительством даже не ставился.
На случай невероятно огромного запаса паводковых вод был спроектирован обводной (деривационный) канал для отведения излишней воды. Предусмотрен и дежурный пункт замера уровня воды с автоматическим включением аварийных щитов для ускоренного водосброса до 1 000 кубометров в секунду. Вероятность такой ситуации инженеры определили как исключительный случай — раз в 100 тысяч лет. Проект выполнили без отклонений, и Истринский узел, как резервный накопитель воды, вступил в распоряжение эксплуатационной службы. 2 ноября 1934 года все центральные газеты оповещали читателей: «Плотина построена в назначенный ЦК ВКП(б) срок». Сметная стоимость строительства со всеми затратами по переносу селений из зоны затопления составила 23 500 000 рублей.
Строительство плотины на Химке было более трудоёмким и опасным. Химка имела свои особенности в геологическом строении русла. Донное основание (глина Юрского периода), на котором можно было установить ряжи (опорные устои), находилось на глубине восьми метров. Расчётный напор воды можно удержать только при условии, если удастся заложить железобетонные ряжи с небольшими промежутками и с последующим их заполнением бетонным раствором. Выполнить такую работу без применения кессонов невозможно. 24 кессона углублялись до донного основания. Рабочие-кессонщики могли работать от силы 4–5 часов, грунт выбирали вручную. Воду постоянно откачивали из-под оснований кессонов, чтобы избежать прорыва воды внутрь кессона и снизить рабочее давление до четырех атмосфер. Дело продвигалось медленно. Малейшая оплошность — гибель рабочих неминуема. Расчистив основание для установки ряжей, рабочие приступали к устройству опалубки, устанавливали и «вязали» арматуру. В зимнее время бетонные растворы подготавливали в тепляках, чтобы не допустить его переохлаждения. При таких условиях для соблюдения строительной технологии нельзя было допускать спешки и устраивать авралы и штурмовщину. Инженеры особенно тщательно следили за приготовлением растворов той марки бетона, которая предусматривалась проектом. После укладки каждой порции бетона в доступные места опускались бетонщики с самодельными вибраторами и уплотняли бетонную массу. Плотину построили в установленные сроки. По аналогичной строительной технологии строились плотины на Карамышевском узле и на объектах канала Акулово (Сталинский район Москвы).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Канал имени Москвы. Стройка века. Судьбы людей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других