Канал имени Москвы. Стройка века. Судьбы людей

Валентин Иванович Маслов, 2023

В книге представлена краткая история строительства судоходных каналов в мировой инженерной практике прошлых столетий. Собранные сведения повествуют и о сложном времени 1930–1940-х годов в жизни нашей страны, о труде инженеров и учёных, благодаря которым созданы первые уникальные многофункциональные каналы. В книгу включены воспоминания бывших заключённых и старожилов о титанической работе строителей каналов и неоправданных жертвах идей ускоренной индустриализации. Приведены некоторые сведения из истории сёл, деревень и городов, связанных судьбой со строительством канала Москва – Волга и гидротехнических сооружений Верхневолжья, вошедших составной частью в план реализации системы Волгостроя.Книга предназначена для широкого круга читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Канал имени Москвы. Стройка века. Судьбы людей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Для канала имени Москвы 2012-й год — юбилейный. Прошло 75 лет с того дня, когда канал был сдан в эксплуатацию. Время, как и вода в канале, неумолимо течёт из прошлого в будущее. Как поётся в известной песне: «Жизнь невозможно повернуть назад и время ни на миг не остановишь». Время, как физическая величина, не имеет определения. Оно течёт для всех одномоментно: сидишь ли в тюрьме, которая напротив твоего дома, или сидишь в своём доме и читаешь историю строительства канала у окна с видом на тюрьму. И только исторические события в нашей жизни и в жизни наших предков дают повод для размышления: а что же будет после нас и кто сохранит память о ныне живущих? Потомки, если мы оставим им свой Завет-Память: «Не сотвори зла: не делай людей счастливыми на крови и костях несчастных даже во имя самых благих идей…»

Вопрос не праздный, ибо слишком коротка жизнь, чтобы успеть поклониться памяти тем, кто остался лежать в безымянных могилах вдоль всей трассы канала. Воинствующая пропаганда 1930-х годов кричала только об успехах и «ура-победах», восхваляя «мудрых» руководителей, а заключенных и за людей-то не считали. Для власти заключенные были обычным казённым материалом, как простая доска, кирпич или кусок арматуры.

С открытием навигации канал имени Москвы оживает. Ледокол или толкач с передним усиленным тараном разобьет льды на водохранилищах и по фарватеру канала. В первый рейс отправятся трудяги-баржи, стоявшие в затонах на ремонте. С наступлением теплых дней берега канала покроются изумрудной зеленью молодых берёз, по откосам зацветёт черемуха, шиповник и мать-и-мачеха.

Вода в это время — чистая и прозрачная. Начинают курсировать экскурсионные теплоходы и пассажирские водные трамвайчики. Воздух наполняется весенним ароматом, пассажиры любуются живописными берегами. Изредка слышится одна и та же фраза: «А говорят, что канал строили заключенные?» На этом и заканчивается познание ими восторженной и трагической истории его строительства…

Пройдёт еще 25 лет. Наши наследники будут отмечать 100-летний юбилей канала имени Москвы. Крупнейшие инженерные сооружения всегда будут оставаться в людской памяти, ибо это создано самими людьми. Но как будут выглядеть все гидротехнические сооружения — шлюзы и причалы, плотины и ГЭС[1]? Уже сейчас бетонные конструкции (особенно стенки шлюзов) становятся носителями концентраторов напряжений в местах скопления микротрещин и мельчайших пор. Вода, попадая в трещины, при отрицательных температурах становится льдом, который обладает огромной разрушительной силой. Микротрещины и поры с каждым годом раскрываются всё больше и больше. Летом в эти трещины попадают семена трав и кустарников — процесс разрушения усиливается. Придёт время, когда трещины достигнут критического значения. И тогда разрушение конструкции произойдёт со скоростью близкой к скорости звука (по Гриффитсу). Гидротурбины уже вырабатывают свой ресурс и нужна замена всех агрегатов, но нет специалистов, которые могли бы быстро изготовить аналоги турбин того времени. Главный инженер Угличской ГЭС уже обратился во все высокие инстанции — выручайте!

С каждым годом потребление воды увеличивается, а истока реки Волги не хватает. Отбор воды из природных источников превышает возможности самой природы. А загрязнение Волги превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Рыбинское водохранилище, как искусственно созданный запас воды, уже потеряло ведущую роль в электроэнергетике, но и это ещё не всё. Оно из года в год теряет возможность обеспечения грузооборота речным флотом. С 1990 года грузооборот снизился с 40 до 5 млн тонн в год.

Вероятно, рано или поздно, придётся использовать и другие источники энергии: строить атомные электростанции, ветроэнергетические установки или использовать разработки парогазовых установок с газотурбинным приводом ГДТ-110 Рыбинского научно-производственного объединения «Сатурн». Эти технологии позволяют получать 325 мегаватт — это больше, чем вырабатывает вся Рыбинская ГЭС. В декабре 2012 года была сдана в эксплуатацию новейшая разработка — парогазовая установка мощностью 500 мегаватт (Калининская станция). Перед энергетиками открыта реальная перспектива — заниматься научными разработками по использованию энергии солнца, морских приливов, штормовых волн по перепаду гребня и впадины волны, аккумуляторные ГЭС. Но ближайшая задача перед гидроэнергетиками состоит в том, чтобы не допустить разрушения существующих ГЭС. Их необходимо тщательно обследовать (ревизия) и произвести капитальный ремонт — эти ГЭС послужат ещё не один десяток лет. А полученную энергию направить не на очередные высокие идеи, а на конкретные нужды людей, потерявших всякую надежду на нормальную жизнь. Для этой будущей работы необходимо готовить специалистов уже сегодня.

Писатели, входившие в состав партийно-правительственной делегации на Беломорстрой, в романтическом запале выдвигали идеи, что советские каналостроители будут помогать египетскому народу усовершенствовать ассуанскую плотину на Суэцком канале и даже сумеют углубить Панамский канал до уровня океанов и помогут пролетариату Панамы отказаться от шлюзов. Даниэль Ортега, избранный вторично президентом Никарагуа, заявил, что он будет строить альтернативу Панамскому каналу. На Панамском канале уже гремят взрывы — канал расширяется и углубляется. Руководством Дмитровского района была озвучена своя интересная информация о том, что прорабатывается вопрос о строительстве ещё одной трассы канала от Волги на Москву с привлечением зарубежных инвестиций. Что ж — строить, так строить! Только без рекордов по числу загубленных жизней.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Канал имени Москвы. Стройка века. Судьбы людей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

ГЭС — гидроэлектростанция, использующая энергию воды как источник энергии; предполагает сооружение плотины для удержания водного потока — это основной гидротехнический объект при регулировании водных ресурсов.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я