Покори фриланс. Пошаговое руководство к действию

Вадим Твердохлеб

Если вы только задумались о фрилансе или начали двигаться в этом направлении, то книга будет отличным проводником в мир свободы.Она пошагово рассказывает, как можно покорить фриланс. На страницах книги вы найдете реальные истории успешных фрилансеров, авторские наработки и инструменты: шаблоны договоров, актов и чек-листы. Выполняя рекомендации, вы пройдете путь от новичка до успешного специалиста.А еще авторы приготовили для вас пасхалочки – ссылки на свои мастер-классы и вебинары.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Покори фриланс. Пошаговое руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Сколько можно заработать?

Исследование рынка

Наше путешествие продолжается. Мы надеемся, что вы честно отвечали на вопросы теста и получили предварительное представление о том, какая профессия подходит именно вам.

Но прежде чем перейти к описанию интернет-специальностей, стоит посмотреть, как обстоят дела на рынке труда в настоящий момент: какие специалисты и в каких сферах особо востребованы. Планируя рыбалку, неплохо знать, в каком пруду водится больше рыбы и лучше клюет, согласны? Будет много цифр, но мы считаем, что информация для вас будет крайне полезна.

Согласно исследованиям рынка, проведенным аналитиками биржи фриланса FL.ru совместно с TalentTech и исследователями НИУ ВШЭ, внештатные сотрудники (фрилансеры) особенно важны и востребованы для малого и микробизнеса.

Наиболее востребованы фрилансеры в таких сферах:

— Разработка программного обеспечения, реклама, маркетинг и PR — 13%.

— Разработка и продвижение сайтов — 12%.

— Торговля — 11%.

— Промышленность — 10%.

— Дизайн, строительство, образование — 6%.

— Аудит и консалтинг — 5%.

— Наука и здравоохранение — 2%.

Помимо графики и дизайна (58%), часто фрилансеры привлекаются для выполнения работ в области разработки и продвижения веб-сайтов (46%), программирования (38%), написания текстов и переводов (32%), консалтинговых, юридических услуг и услуг в сфере финансов (24%).

Использование труда фрилансеров из года в год растет. Пандемия в 2020 году только подстегнула предпринимателей к переводу бизнеса в онлайн.

Что особенно важно: рынок растет по увеличению оборота, а не по количеству фрилансеров. Это значит, что на фриланс пришли не только специалисты за подработкой, но и представители компаний, которым нужно закрывать бизнес-задачи. Поэтому можно не сомневаться в том, что фрилансеры будут обеспечены работой.

Еще немного статистики.

Так, например, 47% hr-менеджеров заявили, что планируют привлекать больше фрилансеров, чем до пандемии, потому что гибкость компании — это новая бизнес-валюта.

61% hr-менеджеров начали искать независимых специалистов напрямую — в том числе на фриланс-сайтах. Это оказалось быстрее, дешевле и проще, чем найм через рекрутинговые компании.

3 из 4 компаний не хватает узких специалистов, и это не дает их бизнесу расти в кризис. При этом 51% компаний делают ставку в будущем на облачные команды и фрилансеров, а не набор сотрудников в штат.

По данным биржи фриланса KWORK, средний доход фрилансеров в 2020 году вырос на 20% и продолжает свой рост.

Рынок не стоит на месте, поэтому мы рекомендуем интересоваться статистикой. Это поможет вам «держать нос по ветру» и избавит вас от страха неопределенности. Работа на фрилансе есть и будет. Это тренд.

Какую профессию выбрать? Самые востребованные удаленные профессии

Существует 4 основных направления интернет-профессий. Вначале мы кратко расскажем об них, а потом дадим информацию о каждой профессии отдельно: какой специалист чем занимается, сколько может заработать и какими навыками он должен обладать.

Маркетинг. Реклама

Задачей специалистов данного направления является привлечение клиентов заказчикам. Они должны уметь анализировать данные, строить стратегии, вести переговоры, собирать обратную связь от клиентов.

Сюда относятся такие профессии:

— маркетолог,

— smm-специалист,

— автоматизатор,

— контекстолог,

— таргетолог.

Программирование

Вхождение в эти профессии наиболее затруднено. Требуется аналитически-технический склад ума, желательно наличие высшего или средне-специального технического образования.

Разработка мобильных приложений, порталов, сайтов, виджетов, игр и прочего программного обеспечения. Требуется знание специальных языков программирования. Таких, как: C##, Python, Ruby, Java, JavaScript, PHP и многих других.

Это следующие специалисты:

— веб-дизайнер,

— тестировщик,

— программист,

— верстальщик.

Работа с видео и графикой.

Это творчество. Креативность. Постоянное отслеживание трендов моды в дизайне.

Дизайнеру обязательно придется осваивать и технические инструменты — Photoshop, Фигма, Canva, 3ds Max и прочие графические редакторы.

Дизайнер — одна из востребованных профессий на рынке интернет-труда. Они требуются везде — в оформлении соцсетей, брендбуков, дизайна сайтов, логотипов, креативов для таргета и директа, подбора графики в контент-маркетинге, e-mail-маркетинге (шаблоны писем) и многое, многое другое.

Это такие профессии, как:

— графический дизайнер. Любая графика.

— Веб-дизайнер. Занимается разработкой веб-интерфейсов.

— UX/UI дизайнер. UI — это дизайнер интерфейсов, который рисует кнопочки, иконочки, формы, подбирает шрифты и делает из всего гармоничный и красивый макет. UX-инженер-маркетолог, пишет логику интерфейса, прототип и выдает техническое задание (ТЗ) на дизайн.

— Дизайнер-оформитель соцсетей.

— Дизайнер 3D-моделирования. 3D — печать, станки с ЧПУ.

— Иллюстратор.

Работа с текстами

Работа связана с обработкой или написанием текстов. Именно с таких специальностей чаще всего начинается путь во фриланс. Как мы уже писали выше, умение писать тексты — необходимый навык любого фрилансера. Специалисты, владеющие словом, нужны везде. А фрилансеры со знанием иностранных языков особенно ценны для работодателя.

Профессии:

— копирайтер, рерайтер,

— контент-менеджер,

— корректор/редактор,

— переводчик.

Хочется отметить, что во фрилансе нет четкой границы между специализациями. Часто копирайтер должен обладать знаниями маркетолога, чтобы писать, например, продающие тексты, а smm-менеджер — уметь обрабатывать графику.

Нередко бывает, что заказчик-предприниматель сам не знает, что должен уметь делать тот или иной специалист. Поэтому часто в вакансиях прописывается больший перечень знаний и умений, чем это должно быть. Из-за этого возникают недопонимания и конфликтные ситуации с клиентами. О том, как этого избежать, мы еще расскажем в конце книги.

А пока вам стоит знать, какую работу выполняют и какими знаниями должны обладать вышеобозначенные специалисты. Это, конечно, не все специальности, которые есть в интернете. Появляется много новых. Поскольку мы сами являемся владельцами студии и онлайн-школы, то выбрали наиболее распространенные и хорошо нам известные.

Лайфках: после того, как вы, дорогие друзья, выберете профессию и пройдете обучение, можете вернуться к этой главе и указать в вашем резюме навыки, которыми должны обладать данные специалисты.

Интернет-маркетолог

Такой специалист управляет разными инструментами маркетинга, чтобы оптимизировать воронку продаж и в конечном итоге — достигать бизнес-результатов. В своей работе он использует навыки аналитики, прогнозирования, стратегического и тактического планирования. Такой специалист глубоко разбирается в ключевых инструментах интернет-маркетинга, хотя часто и не запускает рекламу самостоятельно. Он принимает решения, убеждает в них руководство, а затем организует работу команды: ставит задачи, контролирует их исполнение и дает обратную связь.

Это высокооплачиваемые специалисты. Потому что от правильной организации работы маркетолога зависит объем прибыли, которую получит заказчик. Таких специалистов берегут как зеницу ока.

Что он должен уметь?

— Работать в системах аналитики. Яндекс. Метрика и Google.Analytics.

— Знать основы командной работы, умение составлять ТЗ для специалистов по SEO, SMM, контексту и таргету.

— Привлечение любого трафика.

— Знать и управлять репутацией бренда.

Сколько можно заработать?

Зарплаты достигают 250 тысяч рублей в месяц. Средняя по России от 40 до 80 тысяч рублей в месяц.

Как правило, это следующая ступень в профессии у smm-специалистов, таргетологов, констектологов.

Интернет-маркетологи чаще всего работают полный рабочий день и редко имеют возможность вести несколько проектов.

SMM-специалист (менеджер)

Специалист, который повышает узнаваемость компании и доверие к бренду в сети, тем самым привлекая новых клиентов. Простыми словами, он привлекает новых посетителей из соцсетей. С развитием социальных сетей эти специалисты стали очень востребованными. Вход в эту профессию легкий, обучиться можно с нуля.

Что он должен уметь?

— Понимать сходства и различия соцсетей.

— Разрабатывать стратегии продвижения.

— Работа в команде, умение составить ТЗ (тому же дизайнеру).

— Составить контент-план.

— Анализировать эффективности стратегий.

— Знать основы автоматизации и геймификации в соцсетях.

— Работать с подписчиками, их привлечением.

Сколько можно заработать?

Зарплаты таких специалистов достигают 150 тысяч рублей в месяц (если берет несколько проектов). Средняя по России от 20 до 80 тысяч рублей.

SMM-специалист может работать с несколькими проектами одновременно. Например, наши SMM-специалисты могут вести 5 проектов единовременно. Стоимость одного проекта 25 000 рублей в месяц.

Автоматизатор или геймификатор в социальных сетях

Данные специалисты занимаются интеграцией сообществ в социальных сетях с различными сервисами. Строят автоворонки продаж и чат-ботов. Разрабатывают игры для вовлечения подписчиков. Используют сервисы Автопилот, Senler и другие.

Что должен уметь?

— Должен разбираться в маркетинге.

— Понимать поведенческие мотивы клиентов.

— Знать программы и инструменты, позволяющие создать игру (например, Актив Юзерс в ВК).

— Работа в команде, умение составить ТЗ (тому же дизайнеру, копирайтеру).

— Знать особенности социальных сетей.

Сколько можно заработать?

Зарплаты достигают 250 тысяч рублей в месяц. Средняя по России от 30 до 70 тысяч рублей в месяц.

Геймификация и автоматизация стремительно набирают обороты, и таких специалистов на рынке мало, поэтому сейчас можно получить востребованную профессию и успеть занять свое «место под солнцем». Для того чтобы начать этот путь, пригодятся базовые знания smm-специалиста.

Директолог

Данные специалисты занимаются созданием и ведением рекламных кампаний, привлечением целевого трафика на сайты бренда.

Что он должен уметь?

— Настраивать рекламные кампании в Яндекс. Директ и Google.Ads.

— Составлять семантическое ядро.

— Подключать к системам аналитики.

— Анализировать эффективности кампаний, делать прогнозы и давать отчеты по аналитике.

— Вести переговоры с заказчиком.

— Работать в команде, писать ТЗ для других специалистов.

Сколько можно заработать?

Зарплаты таких специалистов достигают 150 тысяч рублей в месяц. Средняя по России от 20 тысяч до 70 тысяч рублей.

Эта востребованная профессия подойдет тем, кто любит аналитику и цифры. Можно вести одновременно несколько проектов. Нужно быть готовым все время повышать квалификацию и следить за изменениями.

Таргетолог

Такой специалист занимается созданием и ведением рекламных кампаний, привлечением целевого трафика на посадочные площадки в социальных сетях «ВКонтакте», Instagram, TikTok, Facebook и др. Ему нужно как можно более точно настроить таргетированную рекламу на целевых клиентов, чтобы не слить «бюджет» заказчика. Поэтому нужно обладать высокой ответственностью и самостоятельностью.

Что он должен уметь?

— Понимать целевую аудиторию бренда.

— Вести переговоры с заказчиком.

— Знать особенности различных соцсетей и принципы продвижения бренда в них.

— Работать с рекламными кабинетами.

— Создавать рекламные объявления.

— Анализировать и отслеживать эффективности рекламы.

— Уметь креативить.

Сколько можно зарабатывать?

Зарплаты достигают 120 тысяч рублей в месяц. Средняя по России от 30 до 70 тысяч рублей.

Социальные сети — активный канал продаж у бизнес-сегмента. Поэтому профессия остается и будет востребованной долгое время. Специалисты-таргетологи могут вести несколько проектов единовременно.

Веб-программист или веб-разработчик

Специалисты, которые создают сайты, веб-приложения, игры. Это высокооплачиваемые специалисты. Они занимаются web-программированием и воплощают в жизнь разработки дизайнера и прототипировщика.

Что должен уметь?

— Знать язык программирования, который используют в компании (чаще всего PHP, Python, Ruby, Java, Perl, C#, JavaScript).

— Понимать, как устроены базы данных и что из них можно достать с помощью SQL.

— Понимать, как устроен протокол HTTP.

— Рисовать кликабельные прототипы в Figma.

— Работать в Linux и Docker/Kubernetes (если в компании используются контейнеры).

— Хотя бы немного писать unit-тесты.

— Знать английский язык.

Сколько можно зарабатывать?

Зарплаты достигают 230 тысяч рублей в месяц. Средняя по России от 30 до 70 тысяч рублей.

Этой профессии можно обучиться с нуля, но придется вложиться в обучение.

Веб-дизайнер

Не менее востребованная специальность. Это специалисты, которые решают задачи пользователей и бизнеса: разрабатывают внешний облик сайтов и мобильных приложений, проектируют пользовательский опыт и анализирует целевую аудиторию. Они делают цифровые продукты полезными и удобными. Это своего рода проводники между бизнесом и потребителем.

Что должен уметь?

— Знать программы для веб-дизайнеров FIGMA, Adobe InDesing или Sketch.

— Знать теорию композиции и цвета.

— Работать с анимацией.

— Анализировать метрики.

Сколько можно зарабатывать?

Зарплаты достигают 170 тысяч рублей в месяц. Средняя по России от 40 до 70 тысяч рублей.

Есть распространенное заблуждение, что для работы веб-дизайнера необходимо хорошо рисовать. Это не так. Нужно знать программы для разработки веб-дизайна. Дизайнер — это, в первую очередь, проектировщик. Веб-дизайнер может совмещать работу в нескольких проектах.

Прототипировщик

Специалист, который разрабатывает прототип — схему будущего сайта или приложения. Именно с работы данного специалиста начинается разработка сайта. От умения грамотно задать вопросы заказчику о его бизнесе и интерпретировать их зависит, насколько успешным будет сайт.

Пример прототипа главного экрана сайта:

Что должен уметь?

— Получить список вопросов про бизнес.

— Знать основы маркетинга, чтобы понимать путь клиента.

— Транскрибировать текст.

— Взаимодействовать с заказчиком.

— Работать в команде, писать ТЗ для других специалистов.

Сколько можно зарабатывать?

Зарплаты достигают 100 тысяч рублей в месяц. Средняя по России от 20 до 70 тысяч рублей

Вакансии по этой специальности чаще всего можно найти в агентствах и студиях. Обучиться можно с нуля. Прототипировщик может одновременно работать с несколькими проектами.

Верстальщик

Это специалист, который выполняет верстку web-сайтов. В его обязанности входит проверка и обеспечение корректного и одинакового отображения веб-ресурсов во всех основных браузерах. Верстальщик приступает к работе над сайтом после получения прототипа и дизайна сайта. Его работа сродни мастеру по изготовлению каких-либо деталей на заводе, которому дали эскиз (макет), и он по этому эскизу вытачивает готовую деталь.

Что должен уметь?

— Знать HTML, CSS и принципы адаптивной верстки.

— Взаимодействовать с дизайнерами и ставить им технические задачи для успешного выполнения своей работы.

— Понимать композицию и типографику.

— Знать английский язык.

— Желательно разбираться в работе конструкторов сайтов.

Сколько можно зарабатывать?

Зарплаты достигают 120 тысяч рублей в месяц. Средняя по России от 30 до 70 тысяч рублей.

Зарплата верстальщика зависит от уровня владения HTML и CSS, опыта, дополнительных навыков, владения английским языком. Обучиться этой профессии можно с нуля. Так же, как и прототипировщик и веб-дизайнер, верстальщик работает над созданием сайта в команде. Может работать с несколькими проектами.

Тестировщик

Отдельным особняком стоит профессия тестировщика. Он занимается аудитом готовых программных продуктов. Пытается их сломать, нажать «не то», попасть «не туда». От него зависит — выйдет сайт сейчас или отправится в доработку. Чаще всего их нанимают крупные IT-компании.

Что должен уметь?

— Понимать процесс разработки ПО.

— Знать методы и методики тестирования.

— Обладать аналитическим складом ума.

— Желателен опыт составления тест-кейсов, чек-листов.

— Понимать, как работает web и клиентская сторона (ajax, restful api, https, cdn, css и т.д.).

— Знать английского язык на уровне Upper Intermediate.

Сколько можно зарабатывать?

Зарплаты достигают 320 тысяч рублей в месяц. Средняя по России от 40 до 120 тысяч рублей.

Зайти в эту профессию проблематично: на рынке труда рассматривают в основном специалистов с опытом, но можно найти курсы с трудоустройством.

Графический дизайнер

Специалист, который разрабатывает визуальное оформление бренда. Он рисует логотипы, иллюстрации, баннеры, брендбуки, шаблоны постов и т. д.

Что нужно уметь?

— Знать графические программы Аdobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe InDisign, CorelDraw.

— Знать теорию композиции и цвета, типографику.

— Взаимодействовать с заказчиком.

— Редактировать изображения (ретушь, цветокоррекция и т.п.).

Сколько можно зарабатывать?

Зарплаты достигают 120 тысяч рублей в месяц. Средняя по России от 40 тысяч до 100 тысяч рублей в месяц.

Это поистине творческая специальность. Но при этом нужно быть готовым к тому, что будет много рутинной работы. Это очень востребованная профессия, потому что в интернете особенно важно визуальное оформление: постоянно идет борьба за внимание клиентов. Поэтому без куска хлеба с маслом вы не останетесь. Обучиться этой профессии можно с нуля.

Копирайтер

Специалист, который занимается написанием текстов разных жанров: продающие, информационные, развлекательные. Без этих специалистов не обходится практически ни одна ниша в интернете. Особенно востребованы копирайтеры, создающие продающие тексты.

Что он должен уметь?

— Понимать целевую аудиторию бренда.

— Выделять ключевые смыслы продукта и бизнеса.

— Формировать преимущества и выгоды продукта.

— Писать на языке целевой аудитории просто и понятно.

— Проектировать коммерческие предложения, маркетинг-киты, квизы, лендинги и многостраничные сайты.

— Писать статьи для SEO.

Сколько можно зарабатывать?

Зарплаты достигают 100 тысяч в месяц. Средняя по России от 20 до 70 тысяч рублей.

Найти заказчиков для копирайтера не составляет проблем. Особенно много вакансий на фриланс-биржах. Большинство специалистов начинают путь во фрилансе именно с копирайтинга. И это понятно. Мы уже писали, что знание копирайтинга — это необходимый минимум для фрилансера.

Если вам нравится писать, вы любите работать с текстами — эта профессия может стать основной. Копирайтеры на свое усмотрение работают как свободные художники или сотрудничают с агентством.

Еще одним плюсом данной профессии является то, что тексты можно писать без привязки ко времени, поэтому маме в декрете будет удобно составить свой график с учетом потребностей семьи.

Разновидность копирайтера — это рерайтер. Он тоже работает с текстом, только переписывает уже имеющийся текст своими словами. Зарплаты рерайтеров ниже, чем у копирайтеров, т.к. копирайтеру необходимо создавать уникальные тексты.

Корректор/редактор

Специалисты, которые проверяют и редактируют текст. Корректоры проверяют грамотность и пунктуацию в тексте, а редакторы работают со стилем, проверяют тексты на соответствие текстов установленному ТЗ: структура, план, метатеги, взаимодействуют с копирайтерами.

Что должен уметь?

— Вычитывать тексты на предмет стилистических, орфографических, грамматических, смысловых и любых других ошибок.

— Должен быть высокий уровень грамотности письменной и устной речи.

— Личные качества: внимание к деталям, ответственность, дисциплинированность, многозадачность.

Сколько можно зарабатывать?

Зарплаты достигают 100 тысяч рублей в месяц. Средняя по России от 20 до 60 тысяч рублей.

Современный уровень знаний правил русского языка очень низкий, поэтому корректоры и редакторы очень востребованы. Если у вас врожденная грамотность, можете смело выбирать данную профессию. Найти работу даже без лингвистического/филологического образования вполне возможно. Нужно быть готовым выполнить тестовое задание.

Здесь также возможен вариант как самостоятельного поиска заказчиков, так и оформление в штат компании, например в издательство.

Перспективы роста онлайн-профессий

Мы познакомили вас с основными интернет-специальностями. В чистом виде они встречаются редко, так как все специальности достаточно молодые и многие заказчики не до конца понимают, кто же конкретно им нужен. Поэтому при поиске работы, дорогие друзья, вы можете встретить пожелания заказчика, которые будут включать обязанности «широкого спектра». Например, часто в вакансиях smm-специалиста можно найти обязанности по ведению таргетированной рекламы. Этого не нужно бояться. Просто при переговорах с заказчиком можно объяснить, что для получения качественного результата ему потребуются 2 специалиста: smm-специалист и таргетолог.

Онлайн-бизнес стремительно развивается, появляются новые специальности, которых 2—5 лет назад еще не было. Поэтому скучать вам точно не придется. Вы всегда можете изучить новую профессию или увеличить количество инструментов для работы, чтобы повысить свой заработок.

Например, копирайтер может дополнительно получить знания smm-специалиста, потом выучиться на таргетолога и в итоге стать профессиональным интернет-маркетологом.

Или контекстолог, который в начале работает только с одним инструментом — Яндекс или Гугл. Рекламой, может освоить еще несколько рекламных инструментов и увеличить чек за свои услуги.

В любой интернет-профессии вы можете расти как горизонтально, увеличивая свой профессионализм (из новичка в супер профессионала), так и вертикально (из новичка во владельца компании). И этот рост достаточно быстрый, по сравнению с оффлайн-бизнесом: за год-полтора вы можете стать супер профессионалом и поднять средний чек до 10 раз, по сравнению с начальным уровнем. Для того чтобы вас повысили в должности в офлайне, должно пройти несколько лет, а о таком кратном росте заработной платы вообще можно только мечтать.

В онлайне все зависит от вас: вашего желания, самоорганизованности, профессионализма.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Покори фриланс. Пошаговое руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я