Психология

Вадим Ступницкий, 2011

В учебнике для высшей школы рассматривается становление и развитие психологических представлений – от Сократа, античных мыслителей и отцов церкви до современных направлений и школ в психологии. Отличительная черта данной работы – структурирование и графическое моделирование излагаемых материалов, что, как показывает практика, является весьма эффективным средством, способствующим более полному усвоению учебной дисциплины “Психология”. Контрольные вопросы и задания, помещенные в конце каждой главы, помогают закрепить полученные знания, а предлагаемые авторами разнообразные тесты – лучше понять и осознать самих себя. Для студентов высших учебных заведений, а также преподавателей данной дисциплины.

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 3-м издании учебника рассматривается становление и развитие психологической науки от Сократа и античных мыслителей до наиболее важных направлений и школ современной психологии. Основная отличительная особенность работы — структурирование и графическое моделирование излагаемых материалов, что, как показывает практика, является весьма эффективным современным методическим приемом, направленным на более полное усвоение учебной дисциплины. Контрольные вопросы и задания, помещенные в конце каждой главы, помогают закрепить полученные знания, а разнообразные тесты, использованные авторами, позволяют более глубоко осознать изучающим учебный материал и свои личностные особенности.

Учебник построен по традиционной схеме и содержит 19 глав, последовательно раскрывающих содержание курса. Начальные главы посвящены предмету, задачам и методам психологии, а также историческим аспектам возникновения, становления и развития психологической науки. В последующих главах представлены сведения о психике как продукте деятельности мозга и ее развитии в онтогенезе, а также функционировании сознания как высшей ступени развития психики. В отдельных главах показаны закономерности познавательных процессов и психологическая структура личности. Рассмотрены психологические характеристики темперамента и его физиологические свойства, характер и его акцентуации, а также их влияние на формирование характера, воспитание, образование и самоактуализацию. Раскрыто понятие способностей как условие успешного овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками в интересах эффективного осуществления деятельности. Показано значение деятельности как формы активного взаимодействия человека с окружающей средой и ее роль в развитии и формировании личности.

Особое место в материалах учебника отводится проблеме стресса и функциональной устойчивости человека в особо сложных и экстремальных условиях деятельности и окружающей среды, показана их связь с типологическими характеристиками и стратегиями познавательного поведения индивида в условиях неопределенности ситуации. Анализируются эмоциональные и волевые процессы, а также особенности психических состояний и их роль в адаптационном поведении человека.

В соответствующих главах рассматриваются психологические особенности групп и коллективов, внутригрупповых отношений, представлены материалы, связанные с методами психодиагностики персонала, а также приведены доступные методики изучения психических процессов и межличностных отношений в группах.

Заключительная глава учебника посвящена проблемам педагогической психологии, представляющим профессиональный интерес для преподавателей данной дисциплины с точки зрения психологического анализа факторов, влияющих на процесс обучения.

Все главы учебника включают вопросы для самоконтроля и обсуждения их на семинарских занятиях, при подготовке к зачетам и экзаменам, а также тесты для самопроверки усвоения пройденного материала.

Учебник подготовлен в соответствии с программой учебной дисциплины “Психология” для вузов. Узловые вопросы и основные понятия по каждой теме полностью раскрывают содержание дисциплины и в некоторых темах выходят за рамки учебной программы, что делает учебник полезным не только для студентов, но и для аспирантов и преподавателей данной дисциплины. Тесная связь теоретических сведений с их прикладными аспектами и выходом на практическое использование делает учебник особенно полезным для дальнейшей реализации полученных знаний.

Доктор психологических наук,профессор Ю. М. Забродин

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я