«Библия» для родителей. Том 2. Все статьи для журнала «Мой ребёнок»

Вадим Слуцкий

Книга «„Библия“ для родителей» – это сборник, составленный из статей автора, написанных для журнала «Мой ребёнок». Из более чем 150 статей в сборник вошли 127. Второй том включает в себя 63 статьи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Библия» для родителей. Том 2. Все статьи для журнала «Мой ребёнок» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Воспитание свободой

Нужна ли совсем маленькому ребенку свобода? Если да, то с какого возраста? В чем именно может проявляться свобода малыша? Что это вообще такое — «свобода» — и какую роль она играет в воспитании?

Софья — художественная натура. Она в детстве рисовала, лепила, танцевала, играла на гитаре. Но так и не закончила ни художественную, ни музыкальную школу, не смогла найти применение своим талантам и теперь (а ей уже 30) работает в ювелирном магазине продавцом. У нее дочь, Шурочка, шести лет.

Поскольку Софья сама большая любительница свободы, то и дочь воспитывала в соответствии со своими убеждениями: очень многое ей позволяла, не наказывала, не заставляла есть и спать по часам. Однако сейчас, когда уже не за горами школа, Софья привела дочь ко мне на консультацию. В чем же дело?

Оказывается, Шура не желает учиться читать, писать и считать, хотя она очень смышленая и живая девочка. Ситуация, когда нужно сидеть на одном месте и делать не то, что хочется, а то, что говорят, вызывает у нее протест: она отвлекается, не слушает, «собрать» ее внимание не удается.

Пока мы разговариваем с мамой, наблюдаю за девочкой. Она очень хорошенькая, подвижная, милая: смотреть на нее приятно. Однако ведет себя действительно не совсем обычно. Взялась было за конструктор, сразу бросила. Подошла к полке, где стоят игрушки, взяла одну, бросила (бросила — прямо под ноги, а не поставила на место), потянулась к другой, но не достала, отошла к окну, выглянула, снова вернулась к полке с игрушками. Редко у какого шестилетнего ребенка так «скачет» внимание.

Пытаюсь заговорить с Шурой: она охотно отвечает, но как-то невпопад, как будто не вполне понимает меня.

Образец нашего диалога:

— Шурочка, ты любишь, когда книги читают?

— Даа, да… А что куклы так высоко?

Это она о кукле на полке, которую никак не может достать.

— А какие книги тебе читают?

— Никакие… А дайте куклу?

— Ты же сказала, что любишь, когда читают…

— Не-ет…

Слух и сообразительность у Шуры, разумеется, в норме. Просто она не ориентирована на собеседника даже в минимальной степени: ей что-то говорят, а она занята своим и не слушает. Это раздражает маму, она одергивает дочь.

Выясняется, что все чаще и чаще мама вынуждена наказывать Шуру, даже кричать на нее. И это после «свободного воспитания» первых лет! Но раз девочке уже шесть, раз скоро в школу, приходится чего-то от нее и требовать. А Шурочка — типичная анархистка-максималистка, если не по убеждениям, то по поведению. Привыкла делать лишь то, чего ей хочется в данный момент. В результате маме приходится прибегать к строгости, порой даже излишней. Ссориться с дочерью. Возникает отчуждение в их отношениях.

И все это — плата за «свободу»? Что же теперь делать с ребенком?!

А вот другая мама, Генриетта Феликсовна. Ее сын, Стасик, готов к школе: очень даже готов. Хотя ему только пять, он уже и читает, и пишет немного, и прекрасно считает до ста. Много знает, очень разумно отвечает на вопросы. Внешне очень благообразный ребенок, но почему-то выглядит каким-то пришибленным, хотя мама уверяет (и я ей верю), что ни разу за пять лет на него даже голос не повысила.

Проблема в другом: все, что Стасик делает, он делает по прямому указанию мамы. И он очень послушный: просто идеальный ребенок!

Из беседы с мамой выясняется, что мальчик в два с половиной года перенес воспаление легких, двустороннее, даже в больнице лежал. Именно после этого он стал таким вот послушным.

У Стасика поведение тоже оригинальное, но совершенно в ином смысле, чем у Шурочки. Он вошел, сел на стульчик, куда ему указали, и сидит. С самым убитым видом, кстати: одно плечо поднято, руки зажаты между коленей. И даже головой не вертит, хотя вокруг полно интересных вещей.

Я — ему:

— Стасик, ты почему не играешь?

Смотрит недоуменно.

— Поиграй в конструктор — или вот, смотри, машинка какая…

Но Стасик не играет: он смотрит то на конструктор, то на машинку — а потом на маму. Мама:

— Иди-иди, поиграй конструктором.

Идет. Это другое дело: четкая команда. Понятно, куда идти, зачем. Не то, что я сказал: или тем, или тем. А как же выбрать?! Это же непросто!

Спрашиваю маму:

— А вам не приходило в голову, что такое идеальное послушание — это плохо?

— Да, неоднократно… Но думаешь же не об этом.

— А о чем?

— Чтобы выучил то-то, сделал то-то, не простудился, поел вовремя — в общем, каждый раз о чем-то конкретном. Беспокоишься за ребенка: я его мать… А в результате, он теперь и не ест без меня: пока не скажешь ему: «Ешь!» — и за ложку не возьмется. С голоду умрет — но не пошевелится без приказа… Что нам теперь с ним делать?

Правда, какие контрастные дети? Если вы тоже так считаете, тогда, наверное, вас заинтересует один любопытный факт: кое-чем Шура и Стас очень похожи. Представьте себе! И тот, и другая постоянно врут. Никогда не признают свою вину, даже будучи пойманы «на месте преступления». Никогда добровольно не занимаются никакой работой. Не интересуются другими людьми, хотя бы своего возраста (хотя Шура охотно играет с детьми, но потом часто не может вспомнить, как зовут того ребенка, с которым она только что играла).

Шурочка и Стасик, хотя они еще маленькие, — уже вполне сформировавшиеся НЕСВОБОДНЫЕ ЛЮДИ. Оказывается, вседозволенность и тотальный контроль в равной мере формируют несвободного человека.

А несвободный человек никаких своих проблем не может решить сам и, что самое интересное, НЕ ПОДДАЕТСЯ ВОСПИТАНИЮ. Прежде чем начинать его воспитывать, его нужно хотя бы в какой-то мере научить быть свободным.

Представление о том, что это такое — свобода — есть у каждого из нас. Правда, не всегда это верное представление.

О свободе писали многие великие философы. Свобода — это сложный термин, и одновременно обиходное слово, которым пользуются все. Отсюда его кажущаяся доступность и понятность.

На самом деле, чтобы понять, что это слово означает, нужны все-таки некоторые интеллектуальные усилия.

Ну, например.

Дети сидят в классе. Делают то, что говорит учитель. Они в этот момент свободны? Началась перемена: дети бегают, играют — теперь они свободны?

Наверное, вам нетрудно ответить для себя на эти вроде бы простейшие вопросы. А мой ответ такой: некоторые дети свободны и когда сидят в классе на уроке, и когда бегают на перемене. Некоторые несвободны: и в классе, и на перемене.

Потому что свобода человека — это, прежде всего, его внутреннее качество, его личностная особенность.

Правильно говорят, что свободный человек и в тюрьме остается свободным. Мне, например, кажется, что Михаил Ходорковский стал еще более свободным человеком за то время, что провел в тюрьме. И так бывает.

Что же это значит — быть свободным человеком? Человек свободен тогда, когда причиной его внутренних состояний (чувств, мыслей, желаний) и его поступков является он сам. Философы называют это «самопорождением» человека.

Как это понять?

Возьмем простой пример: три разных ребенка в стандартной экспериментальной ситуации. Их по одному пускают в комнату, а там на столе — вазочка с шоколадными конфетами в красивой обертке. Импульсивная Шурочка наверняка схватит конфету. Это несвободное действие: ее потянуло — она сделала. Стимул — реакция. Как у животного. Стасик, конечно, побоится трогать конфеты: ему же не разрешали, приказа не было. Но это тоже несвободное действие. Но нетрудно представить себе и такого ребенка, который подойдет, посмотрит с интересом, пожалуй, даже возьмет, изучит картинку на фантике. Подождет взрослого, спросит: «Можно взять?» — и тогда спокойно съест. Это свободное поведение: он сам решает, что можно, чего нельзя. «Конфеты не мои, значит есть их нельзя. Но ничего же не будет страшного, если я посмотрю, что тут нарисовано, ведь интересно. А, пожалуй, и съесть одну можно, только надо все-таки спросить разрешения», — похоже, именно так рассуждает этот внутренне свободный человек.

И такие действительно есть — даже среди совсем маленьких детей.

Как видим, несвободный человек — или раб какого-то другого человека (увы, для ребенка это почти всегда мама), который все решает за него; или раб своих импульсов, своих инстинктов и желаний. Как получаются несвободные люди первого и второго типов мы уже видели на примере Стаса и Шурочки.

Нам осталось главное: выяснить, а как же воспитать свободного ребенка, свободного Человека.

Во-первых, и это очевидно, ребенку нужен опыт самостоятельных решений. При этом не обязательно, чтобы эти решения носили глобальный характер. Достаточно, чтобы ребенок постоянно решал сам, что ему надеть (футболку со слоником или с Винни-Пухом?), что есть (йогурт сливовый или банановый?) и т. п. К сожалению, большинству мам не приходит в голову, как это важно для малыша, и потому они предпочитают ни о чем не спрашивать своих чад, все решая за них: так проще и быстрее. Однако это значит лишать детей важного жизненного опыта.

Для малыша 2—3 лет от роду вопрос, что надеть на прогулку или какой йогурт купить — не мелочь. Не то, чтобы для него это само по себе было так важно, — нет. А важно для него именно то, что ОН САМ РЕШАЕТ — и мама ему доверяет.

Впрочем, не стоит пускать дело на самотек. Выясните (если ребенок уже вполне членораздельно говорит, и вы его всегда понимаете), почему он принял это, а не другое решение. Иногда можно и поспорить, но все равно — решает он. Даже если вы не согласны.

Однако — раз сам решил, то сам и отвечает за последствия. Невкусный йогурт? А кто решил купить именно этот? Ты сам и решил. Вот и ешь теперь, и чтоб без остатка!

Свобода человека невозможна без чувства ответственности за свои собственные решения, без понимания: я сделал неудачно — сам и виноват. Несвободные же люди никогда не чувствуют себя виноватыми ни в чем, не признают своих ошибок — и, как это ни странно, совершенно правы. Если взять нож и им кого-то зарезать, виновен ли этот нож????? Он же не сам это сделал! И несвободный человек всегда чувствует — и правильно чувствует — что, в сущности, это не он сделал, не он САМ, не по своему собственному решению — а потому и не отвечает. И это в каком-то смысле действительно так.

Беда в том, что человек, каким бы он ни был, все равно ответствен за соблюдение нравственных, юридических и пр. норм — пусть даже он не умеет и не хочет быть свободным и этой ответственности не признает.

К сожалению, несвободные люди всегда аморальны. Соблюдение моральных норм возможно только в том случае, когда человек внутренне свободен.

Во-вторых (и это гораздо менее очевидно), ребенку нужны четко установленные границы, законы и правила, — нужен опыт самоограничения.

Не так просто понять, почему САМООГРАНИЧЕНИЕ необходимо, чтобы научиться быть свободным. А это действительно так. Но нам поможет это понять наша дорогая Шурочка. Она стала несвободной именно из-за отсутствия каких бы то ни было ограничений.

Сейчас в России множество людей бывает в Европе. Наверное, и у вас есть такие знакомые, или вы сами ездили в какую-нибудь западную страну. И тогда, может быть, заметили: там люди очень дисциплинированные. Вроде бы они раскованны, ничего не боятся. Но нужно им выбросить что-то на улице — никто не бросает себе под ноги (как, например, часто бывает у нас, в России, где несвободных людей очень много): ищут урну. Нужно поставить машину — только в положенном месте! Эта особенность связана с внутренней свободой человека. В Европе таких людей большинство. У нас пока нет, к сожалению.

Если нет законов и правил (а в семье их устанавливаете вы и только вы, и сами же следите за их соблюдением), то неизбежен произвол. Что-то дитя не так сделало — начальница-мама прямо на месте импровизирует, накажет она или не накажет, и как именно накажет. Чего ребенку ждать, неизвестно. За одно и то же — то помилуют (а то и похвалят!), то снимут голову с плеч. А, к сожалению, человек, привыкший к полному произволу, не может стать свободным.

Конечно, отношения в семье и в обществе — две большие разницы. В семье не обязательно так уж строго придерживаться формальных правил. Но они должны быть. Ребенок должен их знать. И быть уверен: они существуют не только на словах. Их надо соблюдать!

Кстати, лучше, если этих правил будет немного: дети не запоминают большое количество правил.

Важно регулярно ставить малыша в ситуацию конфликта МОГУ, ХОЧУ и НАДО. Хочется чего-то — но пока не умею. Отсюда желание научиться. Хочется — но надо делать другое. Только важно понимать: пусть ребенок САМ выберет это «надо», предпочтя его своему «хочется». Прямо заставлять его в воспитательном смысле бесполезно. Это можно иногда делать, но это — не воспитывает.

Не всегда просто понять, что именно постоянные обязанности по отношению к другим людям, причем не навязанные, а добровольно принятые, делают человека свободным. Наоборот, беззаботность — свойство несвободного человека.

Важно поручать ребенку какую-то работу. Именно поручать — не заставлять делать. Работа, в отличие от игры, требует преодоления сиюминутных желаний — ради результата. Работа — это задача, которую надо как-то решать. Для ребенка даже такая задача: как держать тарелку, чтобы она не упала и не разбилась — трудная! И он ищет оптимальное решение — сам. Да, не без того, что кое-что и разобьет. Но это ерунда, дело житейское, как правильно говорил Карлсон, который живет на крыше.

Важно понимать, что внутренняя свобода — результат ВЗРОСЛЕНИЯ, развития. Внутренне свободными бывают только дети тех родителей, которые поощряют их взросление, радуются ему. К сожалению, многим мамам и даже некоторым папам нравится беспомощность дитяти, нравится, что чадо крохотное, забавное. Дети таких родителей часто не хотят взрослеть, а потому не становятся свободными.

Свобода возникает как результат уважения к растущему человеку со стороны близких взрослых: уважения к его мнениям, его самостоятельности, к его растущим человеческим силам.

А еще свобода связана с решенностью основных человеческих проблем. Сильно закомплексованные люди, увы, свободными не бывают.

Например, гиперопека, тотальный контроль над ребенком (как у мамы Стаса) часто бывает результатом неосознанного комплекса неполноценности мамы. Ей нравится, что это маленькое существо полностью зависит от нее, нравится ощущать себя его полной Госпожой. Такая мама сама внутренне несвободна, а потому и своего ребенка воспитывает несвободным.

К сожалению, самим таким мамам кажется, что они действуют в интересах ребенка, а послушание они воспринимают как добродетельное, хорошее поведение.

Да, у несвободных людей (более грубо их называют «рабами»: разумеется, я говорю здесь об особой психологии человека, а не об его общественном положении) вот такое представление о «морали»: они считают, что слушаться «начальства» — морально. Независимо от того, что это начальство приказывает.

Огромное количество зла в человеческом обществе имеет своей основной причиной вот эту особенность психологии и поведения несвободных людей, которые всегда «слушаются» Начальства. Скажут им: надо уничтожить всех евреев — слушаются. Скажут: такой-то — враг народа — слушаются. Они всегда слушаются. И потому становятся живым орудием зла.

Так что воспитать свободного человека, способного вести себя независимо и противостоять злу — общественно полезное, важное дело. Более того, ничего более полезного вы никогда не сделаете для своей страны и всего мира.

Так что — не боги горшки обжигают! Воспитать свободного человека не так трудно, если вовремя начать. А начинать надо с первого года жизни крохи, с самого простого. Предложите ему две разных погремушки, две соски — пусть сам выберет, покажет пальчиком. Думаете, это невозможно? А вы попробуйте!

Итак.

Чтобы воспитать свободного человека, нужно:

постоянно ставить его в ситуацию самостоятельного выбора из двух (или трех-четырех) разных возможностей: что надеть, что съесть, куда пойти, чем играть и т.п.;

установить четкие границы и следить за их соблюдением; другими словами, в семье должны быть свои правила и законы, и кроха обязан их соблюдать — так же, впрочем, как и взрослые;

с уважением относиться к мнениям, самостоятельности ребенка уже тогда, когда он совсем еще мал; радоваться его взрослению, его растущим возможностям;

поручать малышу какую-то работу, и делать это регулярно, а не от случая к случаю, причем не заставлять, а именно поручать, просить сделать эту работу — поощряя за ее исполнение уважением и признательностью;

разобраться в себе: если у вас есть какие-то психологические комплексы, обратитесь к психологу — вам помогут преодолеть их;

хотя с несвободным человеком иметь дело в каком-то смысле легче и удобнее, никогда не обольщаться послушанием, считая его моральным поведением: на самом деле только свободное поведение морально;

помнить, что все лучшее в человеке: способность заботиться и любить, чувство собственного достоинства — основано на свободе; несвободный даже и любить по-настоящему не способен, он на всех, и даже на своих близких, смотрит только с точки зрения своей выгоды и забывает о них, когда они ему больше не нужны.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Библия» для родителей. Том 2. Все статьи для журнала «Мой ребёнок» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я