Беды российского народа. Бедность. Книга 2

Вадим Зиновьевич Огородников

Только уйдя на пенсию, в 1988 году, и вникнув в состояние общества, я понял успешность своей производственной работы в качестве руководителя не маленького завода. Книга «Хабаровск. Завод». Вопросы бедности и голода за период ВОВ и после прошли, хорошо затронув нашу семью. Слово хлеб, как основной продукт два года до конца войны были забыты в рабочем лагере гор. Кениксберга. Все это заставило меня заботиться о каждом рабочем. Пятнадцать лет директорства дали результат. Помнят.

Оглавление

Глава 2.

Бедность в Российском обществе до Революции

Мы в предыдущей главе определили основные периоды и годы страданий народа в России с начала одиннадцатого века Православного летоисчисления. И были княжества, и была Царская Россия. И крепостное право, и «крестьянство, освободившееся от крепостничества». В исторической литературе все эти периоды и в 31 томе замечательного издания к 1000-летию святого крестителя Руси. Здесь от 1 тома «Правители России» — Великий князь Владимир Святой. Эта историческая серия начинается с книг, посвященных князьям Древней Руси, правившим в Киеве в 10-том — начале 12-го веков, и князем Владимирским 12—13 веков. Князь Юрий Долгорукий, сын великого Киевского князя Владимира Мономаха стал родоначальником династии князей владимирских и московских. В этом видится непрерывная, более, чем тысячелетняя традиция российской государственности, которая восходит к первым князьям Рюриковичам, приглашенным в Новгород еще в девятом веке.

Авторы этой серии стремились дать своим героям объективную оценку, в полной мере соответствующую уровню современной науки. Серия заканчивается 31-м томом «Президент Российской Федерации Ельцин Борис Николаевич». Охватили до наших дней. И в последнем томе довольно весомое и, практически заключительное выступление Б. Н. Ельцина: «Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что нам казалось просто, — оказалось мучительно тяжело. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее».

Думаю, всем будет понятно, если для наглядности в нашей тематике мы кратко разберем содержание произведения А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Датой написания были 1784 — 1789 годы. Прошло 230 лет. По следам классика, Александра Радищева за эти годы с целью сравнения тех и сегодняшних впечатлений проехало множество пишущего народа, издано достаточное количество произведений как хвалебного, так и критически ругательного толка. Сам же Радищев, не стесняясь, уже с первой главы в письме «Любезнейшему другу» написал: « — Я взглянул окрест меня, — душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Я человеку нашел утешителя в нем самом: — отыми завесу с очей природного чувствования — и блажен буду!“ И далее выезд из Софии. „Отужинав с друзьями, я лег в кибитку… звон колокольчика призвал благодетельного Морфея. И сон, и на дороге рытвина, в которую кибитка толкнулась, меня разбудила. И первая смена лошадей“. Здесь он описывает, что лошадей не давали на станции, ждали проезда большого начальства, могут понадобиться. „Но, 20 копеек извозчику «на водку и далее лошади от станции София мчат»

На каждой из 24-х станций путешествия А.Н.Радищев видит и подвергает осуждению и критическому осмысливанию состояние Российского общества, и, в частности трудящегося народа и его взаимоотношения с правящим классом. Вникнем в некоторые из них.

На станции Любани он обратил внимание на пашущего крестьянина в воскресный день. Обратился к нему с вопросом:

— Ты раскольник? Пашешь по воскресеньям.

— Нет, барин, прямым крестом крещусь. А Бог милостив, с голоду умирать не велит.

— Разве всю неделю времени не хватает? — В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину. А под вечер возим сено на господский двор.

— Велика ли у тебя семья?

— Три сына и три дочки. Первинькому-то десятый годок.

— Как же ты успеваешь?

— Так не только в праздники, и ночь наша. А ныне еще как то называется — отдавать деревни на аренду. Называем «отдавать с головой». Наемник дерет с мужиков кожу… Самая дьявольская выдумка — отдавать крестьян чужому.

— Ты ошибаешься, мучить людей запрещают законы.

— Мучить? Правда, барин, но, небось, не захочешь в мою кожу.

И сравнил я крестьян казенных с крестьянами помещичьими.

Член общества только тогда становится известен правительству,

когда нарушает союз общественный. Когда становится злодей! Сия мысль всю кровь во мне воспалила. Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из крестьян вижу твое осуждение. Закон? Несчастный! Слезы потекли из глаз моих.

В главе «Спасская Полесть» итоговой мыслью было, как влияют на общество «Угодничество и подхалимаж». Ими властитель наслаждался. Но пришла странница и вещала: «Я врач, присланный к тебе и тебе подобным. Да очищу зрение твое! Какие бельма! На обеих глазах бельма, сказала странница, — а ты столь решительно судил обо всем. Затем коснулась моих обоих глаз и сняла с них толстую пленку, подобно роговому раствору. «Ты был слеп и слеп всесовершенно. Я есмь ИСТИНА. Всевышний, подвигнутый на жалость стенанием тебе подвластного народа, ниспослал меня с небесных кругов да отжену темноту проницанию взора твоему препятствующую «все вещи представятся днесь в естественном виде взорам твоим». Проникнуть во внутренность сердец. Познать подданных своих. Не любят тебя, но любят ОТЕЧЕСТВО. Их призови в своих друзей. Изгнать тех, кто приближен и своими «одеждами» прикрывает бедность и нищету истинных граждан страны. Приближенные, неквалифицированные, выдвинутые по родству, землячеству, знакомству протекциям сегодня.

И раскрылись глаза правителя на все болезни общества.

Глава «Подберезье» всецело посвящена необходимости внедрения в стране Россия правильной организации и внедрению образования молодых людей. И сарказм по вопросам познаний от патриархов различных религий. — Насилу очнуться я мог от богатырского сна (в Спасской Полести), в котором столько сгрезил. Я вынул домашний лечебник, искал, нет ли в нем рецепта от головной дурноты, происходящей от бреду во сне и наяву.

По совету бывшей «нянюшки» заказал сварить много «кофию» и угостил молодого человека, сидевшего рядом. Молодой, очень способный к наукам человек, шел пешком в Москву, его отец из государственных служащих. Основная мысль молодого человека — страшная отсталость России от всех, нужных в жизни наук, организации научных учреждений, да и в религии, которая главенствует в просвещении ничего, кроме латыни и схоластических Аристотелей не познают. «Для чего не заведут наших училищ, высших училищ, в которых преподавалися науки, науки на языке общественном, на языке российском?»… Как не потужить, — повторял он, — что у нас нет училищ, где бы науки преподавались на языке народном? И здесь: под занавес — мудрость, цитируя толкователя талмуда Акибу, цитирует и издевается Радищев: «вещал Акиба: вошед по стезе Равви Иозуа в сокровенное место, я познал тройственное. Познал 1-е: не на восток и не на запад, но на север и юг обращатися довлеет. Познал 2-е: не на ногах стоящему, но, восседая надлежит испражняться. Познал 3-е: не десницею, но шуйцею отирать надлежит задняя. На сие возразил Газас: «Дотоле обесстудил еси чело свое на учителя да извергающего присматривал». Ответствовал он: «сии суть таинства закона; и нужно было, да сотворю сотворенное и их познаю».

Следует понимать: И в том все просвещение. В те времена, 230 лет тому назад! С тех пор на Руси прошло большое количество изменений и преобразований в сфере просвещения. И в предреволюционные годы профессия учителя стала одной из самых уважаемых, как в городах, так и в сельских местностях. В Советские времена прошел период тотальной борьбы с безграмотностью. Обучение в школах давало большой багаж знаний, и молодые люди, выпускники десятых классов, хорошо, в массе своей знали основные предметы, как то литературу, математику, географию, историю, как мировую, так и Родины своей. Платных школ среднего образования не существовало. Современная «дурость» которую прозвали «элитарной», отсутствовала. Десятиклассники систематически писали сочинения на темы прочитанных по программе литературных классиков. Эти творческие уроки начинались с восьмого класса. Математические знания тоже были высокими и тригонометрические функции, таблицы в диковинку не были.

Сегодня ввели ЕГЭ, в подражание «Западу», тексты книг классической литературы известны только из рассказов преподавателей. Не все знают о Великой отечественной войне… Жаль, но еще и эпидемия ввела дистанционное обучение.

Американский профессор физик, японского происхождения Митио Каку в своей книге «Физика будущего» пишет, что образование в недалеком будущем будет базироваться на интернет-технологиях и гаджетах. Самым главным явлением использования этих технологий станет учеба, которая не будет базироваться на ЗАПОМИНАНИИ! И совсем скоро школьники и студенты на экзаменах смогут свободно искать ответы на вопросы в интернете, достаточно моргнуть и в специальных линзах очков появится нужная информация. А, если так, то отпадет необходимость и в экзаменах и в преподавателях. Появится высвободившийся умственный резерв…

И, еще одно очень печальное состояние, уже нашего, российского общества. Тоже относительно литературной грамотности. В 2019 году «Левада центр» провело исследование — «Как часто жители России читают художественную литературу». Ответы: 1) — почти каждый день — 14%, 2) — Не реже раза в неделю — 14%, 3) — Один два раза в месяц 17%, 4) — Один раз в год, и реже — 13%, 5) — Никогда — 28%. Таким образом, данное исследование доводит до нашего сознания, что художественную литературу практически не читает 72% Населения. (источник-газета «Аргументы и факты» №28 2019г).

Таково состояние учебы и обучения, по отношению описанного Радищевым 230 лет назад. Страшное искривление грядущего на основе компьютеризации и цифровизации. Не пора ли начинать борьбу и реконструкцию в этой области во имя спасения УМОВ?

Cледующей станцией у Радищева был Новгород. Автору была известна предистория этого замечательного места. По летописям и в прошлом своем, этот город имел народное правление. Хотя и были у них князья, но мало имели власти. Народ на собрании своем — на вече был истинный государь. Область Новгородская простиралась на севере, даже за Волгу. Сие вольное государство стояло в Ганзейском союзе.… царь Иван Васильевич по взятии Новгорода, уязвленный сопротивлением сия республики, сей гордый, зверский, но умный властитель хотел ее разорить до основания.

Что же есть право народное? Народы, говорят законоучители, находятся один в рассуждении другого в таком же положении, как человек находится в отношении другого в естественном состоянии. Вопрос: в естественном состоянии человека, какие суть его права? Ответ: Взгляни на него. Он наг, алчущ, жаждущ. Все взять может на удовлетворение своих нужд, все присвояет. Если бы, что тому воспрепятствовать захотел, он препятствие удалит, разрушит и приберет желаемое. Вопрос: кто из двух большее к приобретению имеет право? Ответ: тот, кто кусок возьмет. Вопрос: кто же кусок возьмет? Ответ: — Тот, кто сильнее.

Далее — описание встречи бывшего должника и кредитора с кредитором, взявшим проценты за 50 лет. Приобретение недвижимости (дома) на имя жены. Очень актуально и в наши дни, даже если посмотреть на богатства, получаемые женами рядом государственных деятелей, даже «Думских сидельцев». И описание введенного «Вексельного права», о ком законоположение «более пещиться долженствует, о взаимодавце или о должнике»? Кто более в глазах человечества заслуживает уважения, взаимодавец, теряющий свой капитал, для того, что не знал, кому доверял, или должник, в оковах в темнице? Здесь, с одной стороны легковерность, с другой — ВОРОВСТВО.

А Сегодня, в ДВАДЦАТЬ ПЕРВОМ веке??? Да, еще и У НАСС!!! Не будем о других.

Далее путешествующий Радищев: «Между тем, как в кибитке моей лошадей поменяли, я захотел посетить высокую гору, близ Бронниц находящуюся, на которой сказывают, в древние времена до пришествия, думаю славян, стоял храм, славившийся тогда издаваемыми в оном прорицаниями, для слышания коих многие северные владельцы прихаживали» На том месте, повествуют, где ныне стоит село Бронницы стоял известный в северной древней истории город Холмград. Ныне же на месте славного древнего капища построена малая церковь». И он посетил это место, пропустим описание «Божественного ужаса», личные впечатления и переживания на сменившей, как и внешний вид, так и веру в Бога единого, перечисление Перуна, Егову, Юпитера, Брама, бога Авраама, бога Моисея и других. «Возвед потом очи мои, обратив взоры на близстоящие селения: — Се хижины уничижения, — вещал я, — на месте, где некогда град великий гордые возносил стены… И все, что зрим, прейдет; все рушится, все будет прах. Но некий тайный глас вещает мне, пребудет нечто во-веки живо». И СТАЛО ЖИВО! События описываемые относятся к маю 1790 года. В 1917 году пришла в эти края Советская власть. Это ровно через 130 лет. Свершилась Великая Октябрьская Социалистическая революция! Закончилась Первая Мировая война. В России с участием всех, населяющих ее народов создан Союз Советских Социалистических республик. Ведомые коммунистической партией, народы всех республик, и в первую очередь народы, проживающие в центральных областях, создают в городах промышленность, а в сельской местности коллективные хозяйства — колхозы. И, уже через пятнадцать — двадцать лет страна преображается, становится и экономически и политически и социально, страной по своему укладу отличной от всех стран. Выросли промышленные предприятия, начался выпуск продукции, развилась металлургия, и все на фоне ликвидации безграмотности во всей стране.

Совершенствовались научные учреждения, открылись высшие учебные заведения. Промышленность стала получать квалифицированные кадры своего выпуска. Следует особо обратить внимание читающих эти строки на всестороннее развитие малых городов и районов Ленинградской области. Населенные пункты строились, колхозы работали, обеспечивая и себя, и всю область продуктами питания, промышленность развивалась. Развивались и международные отношения. С такими качествами жизни, доставшимися от дореволюционных времен, как бедность, или безработица к 1939 году в СССР было покончено. В 1940 году СССР начинал новый этап своего развития, направленный на улучшение бытовых и социальных вопросов. В ночь с 23 на 24 августа 1939 года в Москве между Советским Союзом и Германией подписан договор о ненападении между этими государствами. От имени СССР договор, в присутствии И. В. Сталина подписал Глава совета Народных комиссаров В. Молотов, от Германии в присутствии германского посла Шеленбурга министр И. фон Риббентроп.

Развитие Советского союза продолжалось еще почти два года. Сделано было много, но… Фашизм и подлость, непорядочность и стремление к мировому господству, почти уверенность в преобладании придуманной националистами «арийской расы», привели к началу второй Мировой войны. И нападение на Советский союз 22 июня 1941 года. Голодные, времен войны годы, полные бедности и лишений, временную оккупацию целых областей, вывоз тысяч людей на принудительную работу в Германию, победа и послевоенные годы — в дальнейших главах.

Продолжим наш краткий обзор двухсоттридцатилетней давности «Путешествия из Петербурга в Москву». Крепостничество. На почтовом дворе Зайцово автор встретил своего давнего приятеля г-на Крестьянкина. Он ранее находился долго на военной службе, но, «наскучив жестокости оной, особливо во время войны», перешел в штатскую. Душу имел очень чувствительную и сердце человеколюбивое». И, учитывая его столь превосходные качества, доставили ему место председателя уголовной палаты. Он, получив эту должность, восклицал: «О, друг мой! Исполнением моея должности, источу слезы родителей о чадах, воздыхания супругов; но слезы сии будут слезы обновления во благо; не иссякнут слезы страждущей невинности и простодушия». И далее приводит ряд разбирательств, карьерного незаслуженного роста, гордости и зазнайства, высокого мнения о себе. И с таковыми мыслями приятель поехал к «своему месту». Оставил службу и решил жить всегда в отставке. Здесь в беседах перечислены многие вопросы злоупотребления властью, желания многих барствующих быть повелителями сотен себе подобных. А были и такие, что отняли у крестьян землю, скотину, заставляли работать этих крестьян всю неделю на себя и кормили на господском дворе один раз в сутки. Секли за всякую «провину» и без оной розгами, плетьми и батожьем.

В Крестьцах (с 1939 года поселок городского типа) был свидетелем расставания отца с детьми, «которое меня тем чувствительнее тронуло, что я сам отец, и скоро, может быть, с детьми расставаться буду. Несчастный предрассудок дворянского звания велит им идти на службу… Тысячу, против одного держать можно, что из ста дворянчиков, вступающих в службу, 98 становятся повесами, а два под старость, или, правильнее сказать, два в дряхлые их, хотя не старые лета, становятся добрыми людьми»… Пример общий, штаб — офицер семнадцати лет, полковник двадцатилетний, генерал двадцатипятилетний, камергер, сенатор, наместник, начальник войск. И какому отцу не захочется, чтобы дети его, хотя в малолетстве были в знатных чинах, за которыми идут вслед богатства, честь и разум. Смотря на сына моего, представляется мне: он начал служить, познакомился с вертопрахами, распутными, игроками, щеголями. Выучился… Возмечтал он себе, что умнее всех на свете. Чего доброго ожидать от такого полководца или градоначальника? Здесь расстроенный отец призвал путника (Радищева) в свидетели и обратился к детям с проникновенной прощальной, не без наставления речью. И все ошибки, и грехи молодости, которые преследуют молодых людей, вошедших в самостоятельность, перечислил и предостерег. Главная мысль отца звучит: «Не должны вы мне ни за вскормление, ни за наставление, а меньше всего за рождение! И мать ваша равного со мною была мнения о ничтожности должностей ваших от рождения проистекающих… Не гордилася она перед вами, что носила в чреве своем, не требовала признательности, питая вас своею кровью».

«Слово Крестицкого, дворянина не выходило у меня из головы. Доказательства его о ничтожестве власти родителей над детьми казалися мне неоспоримы».

Пришлось путешественнику менять лошадей на станции Яжелбицы. И здесь он стал свидетелем еще одной драмы семейной. На кладбище прозвучало горькое признание человека, хоронившего сына еще во младенчестве. А смерть ребенка — результат болезни, которая: «и в авторе воспрянули дни распутныя моея юности, когда востревоженная чувствами душа гонялася за их услаждением, почитая мздоимную участницу (сегодня проститутка) любовныя утехи истинным предметом горячности»… «И, невоздержание в любострастии навлекло телу моему смрадную болезнь… Приняв, сей смрадный яд в тело мое в совершенном возрасте, затверделость моих членов противилася его распространению и борется с его смертоносностию. Все ваши болезни суть следствия отравы. О возлюбленные мои! Плачьте о заблуждении моего юношества, призовите на помощь врачебное искусство и, если можете, ненавидьте меня. Согрешил перед вами, отравив жизненные ваши соки до рождения вашего, и тем уготовил вам томное здравие и безвремнную, может быть смерть… Согрешил в горячности моей, взяв в супружество вашу мать. Кто мне порукою в том, что не я был причиною ее кончины? Смертоносный яд, источая в веселии, переселился в ее тело и отравил непорочные ее члены. Ложная стыдливость воспретила мне в том ее предостеречь. Публичные женщины находят защитников и в некоторых государствах состоят под покровительством начальства».

Валдай. Новый сей городок, сказывают, населен при царе Александре Михайловиче взятыми в плен поляками. Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок? Всякого проезжающего наглые валдайские и стыд сотрясающие девки останавливают и стараются возжигать в путешественнике любострастие, воспользоваться его щедростью насчет своего целомудрия. Сравнивая нравы жителей сия города, произведенные деревни со нравами других российских городов, подумаешь, что она есть наидревнейшая и что развратные нравы суть единые токмо остатки ее древнего построения. Но, как немного более ста лет, как она населена, то можно судить, сколь развратны были и первые жители. Бани бывали и теперь бывают местом любовных торжествований. Далее автор рассказал о любовной истории монаха, из близь лежащего монастыря. К любовнице ближайшей дорогой было добираться вплавь. Он, когда все в монастыре отходили ко сну, бежал из своей кельи, доплывал к своей любимой и к утру возвращался. Однажды во время преодоления водной преграды случился встречный ветер, и монах не смог преодолеть его, утонул. Его тело нашли утром неподалеку. Но, полюбовница его не бросилась в озеро, а… она топила баню для следующего путешественника.

Далее Радищев описывает свои впечатления от станции Едрово. Он вышел из кибитки и увидел неподалеку над водою стоящих много баб и девок, которые были весьма привлекательны, и он даже пожалел, сто господствовавшая над ним ранее страсть к прекрасному полу уже угасла. Толпа состояла более, чем из тридцати человек, и все празднично одеты, шеи голые, ноги босые, локти голые, платья, как у воды, заткнутые за пояс. Далее идут рассуждения о преимуществах внешности, здоровья и естественной красоты крестьянок над «превосходящим» женским сообществом аристократок. «у вас на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности «сажа». В это время его кибитка отъехала и одна девка, около семнадцати лет возрастом, положила мокрое свое платье на коромысло и пошла одною с ним дорогой. Поравнялись, разговорились. Звали е Анна. В разговоре она была откровенна, но осторожна. Сообщила, что у нее есть матушка и маленькая сестричка. Отец два года тому умер. Соседка, подруга, родила ребенка. И зависть, и любовь, и желание тоже иметь ребеночка. Автор не вытерпел, за любовь к детям поцеловал девушку, она его порыва не поняла, и сообщила, что у нее есть жених, она любит его. Он объяснился, она поняла, помирились. Поведала, что поцелуи ее принадлежат другому, есть жених, но его семья не дает согласия на их брак, поскольку за ней нет хорошего приданного. Требуют, чтобы за невесту ее семейство дало сто рублей. Ее жених, Ванюха, хочет идти и зарабатывать эти деньги. Здесь автор решил, что в качестве помощи этой семье даст эти 100 рублей. Так и сказал девушке «не пущай его, поведи меня к твоей матери. В избе он нашел Анютину мать и предложил деньги. На что мать резонно ответила: «спасибо, барин, в этом теперь нет нужды, Ванюха теперь пришел, сказывал, что уж отпускают его ко мне в дом. И у нас в воскресенье будет свадьба». Далее идут мысли и рассуждения автора о своих чувствах, о БЕДНОСТИ и ПОРЯДОЧНОСТИ, существующей у крепостного крестьянства. И обсуждение данной темы с извозчиком, Ванюха которому был двоюродный брат.

И вот станция Хотилов! Здесь у Радищева первые строки зарождения ПРОЕКТА о будущем. И здесь слова: «Во-первых, порабощение есть преступление; во-вторых, един злодей или неприятель испытует тягость неволи. Соблюдая сии понятия, познаем мы, колико удалилися мы от цели общественной, колико отстоим еще вершины блаженства общественного далеко. Все сказанное нами вам есть обычно, и правила таковые иссосали вы со млеком матерним.… Но, кто между нами оковы носит? Земледелец! Кормилец нашея тощеты, насытитель нашего глада, тот, кто дает нам здравие, кто житие наше продолжает, не имея права распоряжатися тем, что обрабатывает, ни тем, что производит… Кто жребий на уделе получает? Не тот ли, кто ее вспахать возможет; не тот ли, кто силы и желание к тому имеет достаточные?.. У нас тот, кто естественное имеет к оному право, не токмо от того исключен совершенно, но, работая ниву чужую, зрит пропитание свое, зависящее от власти другого! Просвещенным вашим разумам истины сии не могут быть непонятны, но деяния ваши в исполнении сих истин препинаемы, сказали уже мы, предрассуждением и корыстью. Но, какая в том корысть ваша? Может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы, называться блаженным? Можно ли назвать блаженным гражданское положение крестьянина в России? Мы постараемся опровергнуть теперь сии зверские властителей правила, яко же их опровергали предшественники наши деяниями своими неуспешно.

И нивы должны быть свободны от единоличного владения, а здесь: «К недостатку прокормления и одежд присовокупили работу до изнеможения». Но нет ничего вреднее, как всегдашнее на предметы рабства воззрение. Не ведаете ли, любезные наши сограждане, колика нам предстоит гибель, в коликой мы вращаемся опасности.

И это уже 230 лет тому, и мудрость человека рождается предвидение РЕВОЛЮЦИОННЫХ СРБЫТИЙ и народного возмущения. Кстати, Радищев все ЭТО обыграл, якобы прочел на грязной бумаге, поднятой перед почтовой избою. Но, это его не уберегло от ареста по распоряжению руководителя «Тайной экспедиции» при дворе царицы Екатерины обер-секретаря С. И. Шешковского. Одно имя Шешковского, сотворило воздействие на нашего революционного автора до состояния обморока. (Данные из тома 19 «Правители России», стр. 39).

Нет необходимости давать в данном, 21-го века состояния произведении все 25 глав «Путешествия…», но, невозможно перед концом повествования о состоянии крестьянства в крепостничестве не привести высказывания автора в заключении к 24 главе «Пешки»: «Звери алчные. Пиявицы, ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем — воздух. Да, один воздух. Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воздух, но и самый свет». Далее: «Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола в ярме…»

Жестокий помещик! Не ласкайся безвозмездием. Неусыпной сей деяний твоих страж уловит тебя наедине, и ты почувствуешь его кары.

Состояние бедствий и голодные годы на Руси от Рюрика и до развала Советского союза перечислены вначале этого произведения. Это наше далекое прошлое, которое уже является Историей и изменению не подлежит. Вступительная статья привела нас ко времени, в котором ЖИВЕМ.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я