Скульптура и скульпторы Екатеринбурга и Свердловской области

Вадим Егоров-Гривский

Книга посвящена истории и современности скульптуры в Екатеринбурге и Свердловской области с XIX в. и ранее, вплоть до настоящего времени.

Оглавление

Глава 5. ПЯТИДЕСЯТЫЕ

На ул. Машиностроителей в 1950 был установлен памятник А. С. Пушкину, почти полвека спустя восстановленный, реконструированный в металле.

В 1953 в парке им. Павлика Морозова был открыт памятник юному герою-пионеру работы П. А. Сажина Павлик смел, решителен, не боится кулаков и прочих врагов власти трудящихся даже перед лицом смерти.

А в 1954 в нашей Свердловской картинной галерее (позже в ЕМИИ на Воеводина,5) появился в постоянной экспозиции мраморный скульптурный портрет старейшего «Уральского камнереза Г. Д. Зверева», родного сына прототипа бажовского Данилы — мастера. Автор — молодой тогда скульптор В. Е. Егоров после учебы в Москве приехал тремя годами раньше на Урал ваять портреты старейших мастеров. Работа обошла все малые и большие выставки в стране, с успехом экспонировалась за рубежом. Русский музей хотел получить эту скульптуру в свою бессмертную коллекцию, но автор поблагодарил за честь, но заявил, что портрет уральского камнереза должен найти свое место на родине героя.

Портрет камнереза Г. Зверева. 1954, мрамор

В 1957 Егоровым была создана другая посвященная старейшим уральским камнерезам — «Умелец Н. Д. Татауров». За работой сидящий мастер (2,2 м по сгибу фигуры) и вновь здесь буквально налицо (даже — на лице) бажовская «живинка в деле». Приобрести скульптуру попросил Нижнетагильский музей изобразительных искусств-НТМИИ. Егоров согласился. Всегда он видел в камнерезах родных скульпторам людей, в чем-то даже и предков.

Наряду с уральскими скульпторами некоторую лепту в монументальный облик Свердловска внесли и московские, ленинградские авторы. В апреле 1953 на площади Кирова перед Суворовским училищем был установлен бронзовый бюст на родине дважды Героя Советского Союза, летчика — штурмовика Великой Отечественной войны М. П. Одинцова работы скульптора С.И.Фокина. Постамент из розового каннелированного мрамора (арх. Б. А. Столяров) стоит на блоках серого гранита и черного лабрадорита.

Портрет умельца Н. Татаурова. 1957

На площади Первой пятилетки 24 июня 1955 открыли памятник организатору и наркому тяжелого машиностроения Серго Орджоникидзе работы скульптора Г. В. Нероды. Орджоникидзе в 1931 по 1934 был в нашем городе и на Уралмаше четыре раза. Выступая перед рабочими и инженерами, он не раз отмечал их замечательные трудовые успехи и энтузиазм. И в памятнике многое из этого отражено. Нарком на ходу ведет деловую беседу, полы пальто отогнулись на встречном ветру. На высоком гранитном постаменте (арх. А. А. Бойко, хотя и в облике постамента всем, вообще-то, рулит скульптор) отлитая в бронзе фигура уже немолодого, но заряженного деловой энергией, человека. Говорили (вполголоса, конечно), что поскольку народный комиссар сам внезапно счел счеты с жизнью, пытаться получить до этого (при Сталине) разрешение на создание памятника уралмашевское начальство не решалось. Орджоникидзе много сделал для Уралмашзавода и памятника, конечно, заслужил.

Здесь нельзя не назвать и бюста нашего любимого уральского писателя П. П. Бажова, открытый в марте 1958. Почему — то родным Бажова бюст не понравился, показался слишком сердитым. Вряд ли с этим можно согласиться. Этот светлый взгляд умных глаз, окладистая борода русского сказителя созданы выдающимся советским скульптором М. Г. Манизером с большим мастерством и пиететом. И сердитость — не порок, да только нет ее в этой скульптуре. Домашние помнили Бажова веселым, коллеги — общительным, но задумчивым.

Перед Мастерскими Худфонда наши скульпторы. 1950 — е

Свердловские художники на демонстрации. 1957

Менее известные московский скульптор Ю. С. Динес и ленинградский скульптор В. С. Чеботарев создали в 1957 — 60 скульптуры «Маяковский» и «Рабочий (Слава труду)» соответственно в Парке Маяковского.

Накануне 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в апреле 1957 был открыт на площади субботников Дворец металлургов ВИЗа, исполненный по проекту архитектора В. В. Емельянова в стиле советского неоклассицизма с элементами ампира. Группа лепщиков (в том числе — и ленинградцев) под руководством В. А. Буланкина создала выразительный декор. В Москве и центре города уже шла борьба с «архитектурными излишествами», а на Уралмаше и ВИЗе лепнина и имперская бронза еще не успели сойти с исторической сцены.

На площадке перед входом была установлена большая трехфигурная тонированная под бронзу гипсобетонная скульптура «Мир, труд, семья» работы известных молодых тогда скульпторов В. Е. Егорова и П. А. Сажина. Молодые рабочие — муж и жена с маленьким сынишкой на руках держат высоко над головами большую лавровую ветвь, к тому же у него в руке и молот. На коричневом гранитном постаменте четырехметрового роста фигуры и вся композиция выглядели несколько плакатно и «не стесняясь» побуждали это всё прочесть примерно так: Пусть будет мир в советской молодой семье, да и на всей планете, в заботе и любви пусть подрастают наши дети, лавровой ветвью справедливо, по заслугам самоотверженный у нас увенчан труд..! Многие визовцы и не только визовцы полюбили эту композицию, фотографировались с ней. Нами говорилось, что дети в монументах встречаются крайне редко, но здесь был как раз тот случай.

Мир труд семья. 1957, скульптура перед ДК ВИЗа

Во дворе дома ул. Ленина, 52, где поликлиника Октябрьского района, работал небольшой совсем бетонный фонтан-скульптура «Медной горы хозяйка, изображавший таинственную бажовскую героиню и Данилу-мастера.

В сентябре пятьдесят седьмого был построен Дом художника (ул. Куйбышева, 97). До этого Свердловская организация Союза советских художников располагалась в Доме литературы и искусства (ДЛИ, позже — Дом работников культуры) на Пушкинской 12. Теперь правление Союза художников расположилось на первом этаже, а этажами выше были расположены квартиры художников и их мастерские. Вскоре, 4 октября Советским Союзом был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, новость о котором разнеслась по всей планете. И в этой связи во дворике перед недавно построенным Домом художника появилась гипсобетонная скульптура работы В. М. Друзина в виде советского человека в рабочем комбинезоне со спутником в поднятой правой руке.

5 ноября 1957 на главной площади города и области был торжественно открыт памятник В. И. Ленина. Семиметровая бронзовая фигура выступающего вождя революции на высоком серого гранита постаменте имеет большую трибуну, на которой начертаны слова: «Всё, чего мы достигли, означает, что мы опираемся на самую чудесную в мире силу — силу рабочих и крестьян. Ульянов (Ленин)». Гранитная трибуна была построена еще в 1936, а двадцать лет спустя в нее был вписан высокий того же гранита постамент. Автором памятника стал ленинградский скульптор В. И. Ингал, а архитекторами был ленинградец А. И. Прибульский и свердловчанин П. Д. Дёминцев.

В начале 1958 был открыт памятник Комсомолу Урала работы П. А. Сажина. Молодой человек и девушка гордо идут под знаменем маршевым шагом. Накануне проводился всероссийский конкурс, на котором победили (поделили 2 и 3 премию, первая не присуждалась) проекты Сажина и Егорова, но В. Е. Егоров уехал как заместитель старосты Международной студии скульптуры и рисунка и участник выставки художников Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москву, а друг Сажин напряженно работал над эскизом и рабочей моделью, оставшись одним автором (вместе, конечно, с архитектором, им был Г. И. Белянкин). Этот памятник дал площади Народной мести (названной так в 1919 в виду непосредственной близости Ипатьевского дома, где постановлением Уралоблсовета были расстреляны Николай Второй и его семья) новое название: Комсомольская площадь.

В Парке им. Маяковского стояло много бетонной и гипсовой скульптуры (отчасти сохранившейся и в нынешнее время). В том числе Олень, вроде бы работы А. А. Анисимова, который был анималистом, хотя делал и хорошую анималистическую скульптуру. В военные годы дружил с эвакуированной в Каменск-Уральский В. И. Мухиной, приезжавшей и в Свердловск.

Над гостиницей «Исеть» появился лозунг в духе времени «Вперед к коммунизму!» Метровые, вроде бы, железные буквы на фоне вечернего неба горели алым светом. «На горизонте алеет заря коммунизма. За работу, товарищи!..» — призвал тогда народ страны Н. С. Хрущёв. Цены много на что и тогда еще снижали.

В скверике домов ул. Ленина, 62 (за корп.5) была (вплоть до начала нового века) памятная многим жителях вокруг бетонная скульптура «Девушка, читающая книгу». Девушка интеллигентная, элегантная, размером в полторы натуры, в летнем платье, сидела и читала.

Открытая в 1959 Публичная библиотека имени В. Г. Белинского (ул. Белинского, 15) и поныне является главной и самой большой в нашем городе и всей Свердловской области. Наверно каждый учившийся в вузе города хоть иногда бывал в этой библиотеке, работал с ее обширнейшим книжным фондом. Миллионы единиц хранения не только на русском, но и на других языках мира находятся в постоянном обороте. Работают здесь и отдел искусства, и краеведческий. На фасаде здания библиотеки мы видим чугунные бюсты выдающихся русских и советских писателей.

Здание Белинки с бюстами русских писателей

Благодаря этим людям и их единомышленникам, соратникам наша страна обрела заслуженную славу самой читающей в мире. Русские, советские крупнейшие писатели стали властителями дум множества людей. В центре — бюст Белинского работы скульптора В. Е. Егорова (120х80х60 см), слева и справа от него бюсты Льва Толстого работы Т. Б. Онуфриевой, Горького работы В. В. Криницкой, Пушкина работы Е. Л. Юкелиса, Мамина-Сибиряка, Маяковского.., Бажова работы А. А. Анисимова.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Скульптура и скульпторы Екатеринбурга и Свердловской области предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я